Таможенная проверка

Таможенная проверка

Время чтения материала: 5 мин.

Выездная таможенная проверка проводится в соответствии со статьей 333 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки, подписанного начальником таможенного органа (или заместителем начальника).

Решение о проведении составляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2011, рег. N 19737).

Для проведения выездной таможенной проверки создается комиссия, состав которой указывается в Решении.

Руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки назначается начальником (или заместителем начальника) таможенного органа из числа должностных лиц отдела ТКПВТ.

Руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки осуществляет следующее:

  • организует работу членов комиссии по проведению выездной таможенной проверки;
  • подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;
  • принимает решения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решения о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий;
  • устанавливает сроки подготовки членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки заключений по вопросам таможенной проверки;
  • организует подготовку в ходе выездной таможенной проверки на основании материалов выездной таможенной проверки проектов решений в области таможенного дела.

На период проведения выездной таможенной проверки все члены комиссии подчиняются непосредственно руководителю комиссии.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки уполномоченное подразделение готовит и направляет проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передает такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Копия Решения в течение трех рабочих дней со дня подписания Решения вручается проверяемому лицу руководителем или членом комиссии либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по его месту государственной регистрации и по его адресу фактического местонахождения.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии Решения либо, в случае направления копии Решения проверяемому лицу посредством почтовой связи, — дата поступления в таможенный орган почтового уведомления с отметкой о вручении письма адресату.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц и должностных лиц иных государственных органов, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки, на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа и должностным лицам иных государственных органов, привлекаемым для участия в проведении выездной таможенной проверки, в доступе на объект проверяемого лица в следующих случаях:

  • этими должностными лицами не предъявлены решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки и (или) служебные удостоверения;
  • эти должностные лица не указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки;
  • эти должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект проверяемого лица, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, составляется соответствующий акт (протокол) в соответствии с законодательством государства-члена.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений.

Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений начальник таможенного органа, принявший Решение, в письменном виде по факсу с последующей досылкой уведомляет прокурора в течение 24 часов.

В случае необходимости получения при проведении выездной таможенной проверки документов и сведений руководитель комиссии (или члены комиссии) вручает или направляет руководителю либо представителю проверяемого лица требование о представлении документов и сведений с указанием срока их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

Требование о представлении документов и сведений при выездной таможенной проверке направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении по месту государственной регистрации и по адресу фактического местонахождения проверяемого лица или вручается руководителю либо представителю проверяемого лица. При возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствующей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, должностное лицо, проводящее проверку, принимает меры в рамках СУР.

Прием документов оформляется актом приема-передачи документов. Акт приема-передачи документов подписывается руководителем комиссии (членом комиссии), принявшим документы на проверку. Первый экземпляр акта приема-передачи документов приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй передается проверяемому лицу.

Акты приема-передачи документов и копии затребованных документов приобщаются к материалам выездной таможенной проверки.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2-х месяцев. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению начальника (или заместителя начальника) таможенного органа, назначившего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств — членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению начальника таможенного органа (или заместителя начальника) таможенного органа на сроки, установленные пунктом 3 статьи 180 Федерального закона.

Приостановление и возобновление проведения выездной таможенной проверки оформляются резолюцией начальника (или заместителя начальника) таможенного органа, проводящего указанную проверку, на докладной записке руководителя комиссии.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 6-ти месяцев. Если проверка была приостановлена в связи с необходимостью направления запросов в компетентные органы государств — членов Таможенного союза или иностранных государств и в течение 6-ти месяцев таможенным органом не получена запрашиваемая информация, имеющая существенное значение для результатов проверки, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на 3 месяца.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в Решение вносятся соответствующие записи, о чем в течение 3-х рабочих дней уведомляется проверяемое лицо.

При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенный орган, проводящий выездную таможенную проверку, может инициировать проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Это называется «встречная проверка».

Руководитель комиссии представляет завизированную начальником отдела ТКПВТ докладную записку начальнику таможенного органа, содержащую обоснование необходимости проведения встречной проверки и перечень вопросов, требующих проверки при ее проведении.

Начальник (или заместитель начальника) таможенного органа принимает решение о целесообразности проведения встречной проверки либо о нецелесообразности проведения встречной проверки.

Поручение о проведении встречной проверки направляется таможенным органом, проводящим выездную таможенную проверку, через вышестоящий таможенный орган в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрировано лицо или исполнительный орган проверяемого лица, таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара, либо в регионе деятельности которого находится товар.

В целях проведения встречной проверки аналитическая работа не проводится. Подготовительная работа проводится в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 5-ти рабочих дней со дня поступления в таможенный орган поручения о проведении встречной проверки.

Встречная проверка проводится в порядке, установленном для проведения выездной таможенной проверки. При проведении встречной проверки изучаются вопросы, поставленные при проведении выездной таможенной проверки.

Статья 332. Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

3. Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения.

4. Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

5. По результатам проведения камеральной таможенной проверки, в том числе при непредставлении по требованию таможенного органа в установленный срок документов и (или) сведений, может назначаться выездная таможенная проверка.

Время чтения материала: 7 мин.

Виды таможенных проверок

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки (рисунок).

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности проверяемых лиц.

Рис. Виды таможенных проверок

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

В ходе камеральной проверки инспекторы сверяют данные, полученные при совершении таможенных операций, с данными бухгалтерского учета и другой информацией, содержащейся в документах фирмы.

Периодичность проведения камеральных проверок не ограничена.

При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица пользуются правами, предусмотренными статьей 335 Таможенного кодекса ЕАЭС «Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки».

Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании. По результатам подготовительной работы ответственные подразделения таможенного органа составляют докладную записку, на основании которой его руководитель принимает решение о проведении камеральной таможенной проверки. Это решение оформляется в виде резолюции на докладной записке, дата наложения которой и является датой начала проверки.

Таким образом по результатам проведения камеральной таможенной проверки, в том числе при непредставлении участника ВЭД по требованию таможенного органа в установленный срок документов и сведений, может назначаться выездная таможенная проверка.

Выездная проверка

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, либо в место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

  • плановая выездная таможенная проверка;
  • внеплановая выездная таможенная проверка;
  • встречная внеплановая выездная таможенная проверка.

Также, в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС, могут устанавливаться дополнительные виды выездных таможенных проверок, основания, сроки и особенности порядка проведения таких проверок.

Рис. 7 Виды выездных таможенных проверок

Выездная таможенная проверка назначается руководителем (начальником) таможенного органа, определяемого в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, уполномоченным им заместителем руководителя (заместителем начальника) таможенного органа либо замещающими их лицами путем принятия решения (выдачи предписания) о проведении выездной таможенной проверки.

Решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки содержит следующие сведения:

  • дата и регистрационный номер этого решения (предписания);
  • вид выездной таможенной проверки;
  • наименование таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку;
  • основание для назначения выездной таможенной проверки — ссылка на план (график) проверок либо на основание для проведения проверки, в соответствии с таможенным законодательством;
  • наименование (фамилия, имя и отчество) проверяемого лица, его место нахождения, его идентификационные или регистрационные номера;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки;
  • предмет выездной таможенной проверки;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами, они публикуются на сайте ФТС.

Для включения в план проверки проверяемых лиц отбирают на основании информации, полученной:

  • из результатов проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;
  • из информационных ресурсов таможенных органов;
  • по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных;
  • от государственных органов;
  • от банков;
  • от таможенных и других контролирующих государственных органов государств – членов ЕАЭС;
  • от вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;
  • из средств массовой информации;
  • из других источников официальным путем.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся не чаще одного раза в год, в отношении уполномоченных экономических операторов – один раз в три года.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления о проведении плановой выездной таможенной проверки проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных:

  • данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов, которые свидетельствуют о возможном нарушении таможенного законодательства;
  • информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС;
  • заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  • представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях или открытых площадках, предназначенных для временного хранения товаров;
  • обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом ЕАЭС, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с иностранным лицом;
  • поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов ЕАЭС по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;
  • поручение таможенного органа одного государства-члена ЕАЭС, данного таможенному органу другого государства-члена ЕАЭС, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и зарегистрированного в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого направлено поручение по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и (или) 3 пункта 3 статьи 373 Таможенного кодекса ЕАЭС;
  • иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная внеплановая выездная таможенная проверка у лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого проводится выездная таможенная проверка, и связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки.

Отказ проверяемого лица от получения решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки не является основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата внесения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки записи об отказе в получении этого решения (предписания).

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения (дополнения) в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.

При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами ЕАЭС, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов ЕАЭС, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя таможенного органа либо замещающих их лиц.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов ЕАЭС.

Результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются путем составления таможенного документа.

В таможенном документе, составляемом при оформлении результатов проведения выездной таможенной проверки, указываются следующие сведения:

  • место и дата составления этого документа;
  • регистрационный номер этого документа;
  • наименование таможенного органа, проводившего выездную таможенную проверку;
  • основание для назначения выездной таможенной проверки — ссылка на план (график) проверок либо на основания, предусмотренные в таможенном кодексе ЕАЭС;
  • дата и номер решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки;
  • вид выездной таможенной проверки;
  • наименование (фамилия, имя и отчество) проверяемого лица, его место нахождения или место фактического осуществления деятельности, его идентификационные или регистрационные номера;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц таможенного органа, проводивших выездную таможенную проверку;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, привлеченных для участия в проведении выездной таможенной проверки;
  • даты начала и завершения проведения выездной таможенной проверки, а в случае приостановления проведения или продления срока проведения выездной таможенной проверки также указываются периоды такого приостановления или продления;
  • виды проверенных документов;
  • сведения о формах таможенного контроля, иных действиях, проведенных в ходе выездной таможенной проверки;
  • описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС, с указанием положений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС, требования которых были нарушены, либо сведения об отсутствии таковых;
  • выводы по результатам проведения выездной таможенной проверки;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Датой завершения проведения выездной таможенной проверки считается дата составления таможенного документа, составляемого при оформлении результатов проведения выездной таможенной проверки.

Выездная таможенная проверка не проводится в отношении физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством государств-членов.

СТ 333 ТК ТС

1. Таможенный орган представляет декларанту, правообладателю или лицу, представляющему его интересы, информацию о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.

2. Информация, полученная декларантом, правообладателем или лицом, представляющим его интересы, в соответствии с настоящей статьей, является конфиденциальной и не должна ими разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза.

3. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель, декларант или их представители имеют право под таможенным контролем отбирать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении их выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

Комментарий к Ст. 333 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Часть 1 комментируемой статьи возлагает на таможенный орган обязанность предоставить декларанту, правообладателю (его представителю) информацию о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.

В свою очередь, ч. 3 ст. 308 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ предоставляет правообладателю право получать от таможенного органа информацию о товарах, в отношении которых было принято решение о приостановлении выпуска в соответствии с указанной статьей, а также брать пробы и образцы таких товаров.

2. Полученная декларантом, правообладателем (его представителем) информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, имеет статус конфиденциальной (от латинского confidentiale — доверие) информации, т.е. не предназначена для широкого круга лиц, доступ к ней ограничен. В связи с этим вышеуказанные лица обязаны не разглашать полученную ими информацию и не передавать ее третьим лицам, в том числе государственным органам. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законодательством государств — членов Таможенного союза. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Также указанный Закон регламентирует вопросы обеспечения защиты информации.

3. С целью подтверждения или, напротив, опровержения факта представления к таможенному декларированию контрафактных товаров, в отношении которых было принято решение о приостановлении их выпуска, правообладатель, декларант (их представители) наделяются правами, которые позволяют им сформировать собственную доказательственную базу нарушения прав правообладателя либо отсутствия нарушения его прав. В частности, они имеют право отбирать пробы и образы таких товаров, фиксировать их различными способами (осматривать, фотографировать, использовать видеозапись и т.д.), проводить их исследование. Данные права указанные лица могут реализовать только с разрешения таможенного органа, принявшего решение о приостановление выпуска товаров, и под таможенным контролем.



Сроки проведения таможенного контроля после выпуска товара с момента окончания его нахождения под таможенным контролем установлены ст. 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Согласно п. 2 данной статьи таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Для проверки правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС после выпуска таможенный контроль проводится в основном в форме проверки документов и сведений (ст. 111 ТК ТС), в виде проведения камеральной таможенной проверки (ст. 131 ТК ТС).
Результаты проведения таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки, который утверждает начальник таможенного органа. При этом датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки.
В соответствии с ч. 5 ст. 178 Федерального закона N 311-ФЗ в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей на основании акта таможенной проверки начальник таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение в сфере таможенного дела.
Таким решением в части классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС является Решение о классификации товара, принимаемое в соответствии с п. 3 ст. 52 ТК ТС в формализованном виде, представленном в Приложении N 1 Приказа ФТС России от 17.03.2010 N 500 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности».
Таким образом, в данном случае акт таможенной проверки должен сопровождаться Решением о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Развитие этого положения закреплено в п. 26 Приказа ФТС России от 29.04.2011 N 895 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки». При этом проекты решений о классификации товаров готовятся в ходе проведения таможенной проверки.
Согласно положениям Приказа от 26.07.2011 N 1535 «Об утверждении типового положения о службе таможенной инспекции регионального таможенного управления и типового положения о подразделении таможенной инспекции таможни» (ранее Приказ ФТС России от 20.06.2005 N 563) должностные лица отделов таможенной инспекции таможен организуют и проводят в зоне действия таможенного органа контроль после выпуска в виде таможенной проверки.
По результатам проведенной таможенной проверки и в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов (на основании акта таможенной проверки) должностным лицом таможенных органов в соответствии с установленным порядком принимается решение в области таможенного дела — Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС (далее — Решение).
Проект решения подготавливается в специализированном программном продукте, доведенном до таможенных органов ФТС России. Данный продукт устанавливается индивидуально на рабочее место должностного лица таможенного органа по согласованию с региональным таможенным управлением и ФТС России.
Однако в большинстве случаев на рабочих местах должностных лиц отделов таможенной инспекции такие программные продукты отсутствуют. Если в составе комиссии по проведению таможенной проверки отсутствуют должностные лица таможенного органа, имеющие доступ к такому программному продукту, то на утверждение начальнику таможни выносится только акт камеральной проверки (без Решения) с предложением о направлении материалов проверки в подразделение товарной номенклатуры таможни для принятия соответствующего Решения о классификации товара.
Тем самым создаются предпосылки нарушения требований таможенного законодательства об одновременном представлении начальнику таможни (в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей) акта таможенной проверки и Решения о классификации.
В соответствии с установленным порядком второй экземпляр акта и копия Решения в течение 5 рабочих дней направляются участнику ВЭД. В случае если Решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС принимается в сроки, значительно отличающиеся от даты подписания акта таможенной проверки то участник ВЭД имеет основания и возможность обжаловать данное Решение.
Указанное нарушение процессуальных норм может послужить причиной для обращения участника ВЭД в арбитражные суды о признании недействительным принятого таможенными органами Решения о классификации.
Практика показывает, что в результате судебных разбирательств Решение о классификации судами зачастую признается как не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза. Решение судебного органа для таможни является обязательным к исполнению.
Повторное проведение проверки в отношении одних и тех же сведений о товаре, указанных в одном и том же таможенном документе, что и в материалах проверки, поступивших от вышестоящего таможенного органа, не допускается. Данная норма прописана в п. 32 Приказа ФТС России от 25.08.2009 N 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств».
В действующих нормативных документах отсутствует процедура принятия нового Решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в связи с решением суда о признании Решения по классификации не соответствующим требованиям таможенного законодательства из-за несоблюдения процессуальных норм. В ранее действовавшем Приказе ФТС России от 29.09.2004 N 85 были указаны основания для прекращения действия Решения по классификации, такие как: оно принято на основе подложных документов, представленных заявителем; не соблюдены Основные правила интерпретации ТН ВЭД; выявлена ошибка при принятии Решения о классификации товара.
Эти условия остались и в действующей норме. Однако прекращение действия Решения или его отмена по процедурным вопросам и возможность принятия нового Решения нигде не отражены.
Основные положения Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур и содействия международной торговле предполагают минимальный контакт непосредственно с товаром. Следовательно, должностные лица таможенных органов, осуществляющих проверку правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС после выпуска товаров, должны быть обеспечены необходимыми условиями для исполнения своих должностных обязанностей.
В частности, кроме необходимости технического оснащения (компьютеризации) рабочих мест, должностные лица должны пройти обучение по вопросам классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС; организации взаимодействия подразделений таможенного органа по принятию решений в сфере таможенного дела и ненарушения прав участников ВЭД; применения специализированных программ.
Кроме того, в соответствии с требованиями таможенного законодательства основанием для принятия Решения о классификации после выпуска товара является акт таможенной проверки, в котором отражены сведения о возможном недостоверном заявлении классификационного кода ТН ВЭД.
В правилах заполнения граф Решения о классификации (Приложение 2 к Приказу ФТС России от 17.03.2010 N 500) наличие сведений о таком документе, как акт, не предусмотрено.
Очевидно, что для подтверждения обоснованности принятия Решения о классификации после выпуска товара обязательно в графе 8 (обоснование выдачи Решения) или графе 9 (для служебных отметок) Решения должна присутствовать информация о реквизитах акта таможенной проверки.
Пробелы в нормативном обеспечении деятельности должностного лица таможенных органов создают негативный имидж для таможенной службы в целом.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что назрела необходимость внесения дополнений в вышеуказанный Приказ с требованием обязательного указывания в Решении о классификации информации о реквизитах акта таможенной проверки.

admin

Добавить комментарий