Использование служебного положения

Использование служебного положения

Единственное применение за 2018-2019 годы ст.274.1 УК РФ к работнику субъекта КИИ произошло по п.4 «с использованием служебного положения» в Владивостоке. И это вызывает повышенный интерес субъектов КИИ к трактовке самого термина «использование служебного положения». А у юристов, как обычно, многообразие в мнениях. Предлагаю ознакомится с позицией академии Следственного комитета.
name=’more’>
О КОНЦЕПЦИИ ОТЯГЧАЮЩЕГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА «СОВЕРШЕНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ»
В.В. БЫЧКОВ, Д.А. БРАЖНИКОВ
Бычков Василий Васильевич, проректор Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции, кандидат юридических наук, доцент.
Бражников Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры криминалистики Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
В статье анализируется проблематика квалификации отягчающего обстоятельства «совершение преступления с использованием своего служебного положения». Формулируется необходимость изменения концепции данного квалифицирующего состава преступления.
Российским законодателем предусмотрена повышенная уголовная ответственность для лиц, совершающих преступления с использованием своего служебного положения.
Несмотря на кажущуюся простоту указанного теоретического положения, на практике его применение вызывает затруднение. Проведенное нами исследование показало, что наиболее проблемными с точки зрения квалификации выделяются два неоднозначных аспекта данного отягчающего обстоятельства :
1) наличие специального субъекта;
2) факт использования лицом своего служебного положения.
Кроме того, вызывает вопрос и отнесение рассматриваемого квалифицированного состава преступления к определенным общественно опасным деяниям, предусмотренным уголовным законодательством Российской Федерации.
Наличие специального субъекта
Исходя из толкования рассматриваемого обстоятельства в квалифицированный состав ряда общественно опасных деяний введен специальный субъект — должностное лицо или служащий, использующий свое служебное положение.
Очевидно, что использовать служебное положение могут лица, занимающие служебное положение, к которым согласно действующему законодательству относятся три группы специальных субъектов.
К первой группе относятся субъекты преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так называемые должностные лица, под которыми понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Во вторую группу входят:
— лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, т.е. лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 2 к ст. 285 УК РФ);
— лица, занимающие государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (примечание 3 к ст. 285 УК РФ).
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК РФ).
Третью группу составляют лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. То есть лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (примечание 1 к ст. 201 УК РФ).
На наш взгляд, категория специального субъекта по рассматриваемому вопросу незаслуженно сокращена. Например, при совершении ряда конкретных преступлений законодатель расширяет диапазон лиц, уголовно преследуемых по указанному квалифицирующему обстоятельству.
Так, в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» указано, что «под использующим свое служебное положение лицом следует понимать как должностное лицо, так и лицо, выполнение трудовых функций которого связано с работой с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также растениями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества, либо их частями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества. Например, при изготовлении лекарственных препаратов таким лицом может являться провизор, лаборант, при отпуске и применении — работник аптеки, врач, медицинская сестра, при их охране — охранник, экспедитор» .
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» указано, что «квалифицирующим признаком — хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств лицом с использованием своего служебного положения следует считать хищение их как лицом, которое наделено служебными полномочиями, связанными с оборотом оружия, в частности его использованием, производством, учетом, хранением, передачей, изъятием и т.д., так и лицом, которому они выданы персонально и на определенное время для выполнения специальных обязанностей (часовым, постовым милиционером, вахтером или инкассатором во время исполнения ими служебных обязанностей и т.п.)» .
В Методических рекомендациях по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации, утвержденных Генпрокуратурой РФ, разъясняется, что под использованием служебного положения, предусмотренного в диспозиции ч. 3 ст. 272 УК РФ, понимается использование возможности доступа к компьютерной информации, возникшей в результате выполняемой работы (по трудовому, гражданско-правовому договору) или влияния по службе на лиц, имеющих такой доступ (в данном случае субъектом преступления не обязательно является должностное лицо), т.е. тех, кто на законных основаниях использует компьютерную информацию и средства ее обращения (программисты, сотрудники, вводящие информацию в память компьютера, другие пользователи, а также администраторы баз данных, инженеры, ремонтники, специалисты по эксплуатации электронно-вычислительной техники и прочие) .
Нет единого мнения в отношении субъекта данного отягчающего обстоятельства и у ученых.
Так, по мнению А.В. Архипова, хищением с использованием своего служебного положения является присвоение, растрата или мошенничество, совершенное должностным лицом, не наделенным функциями представителя власти .
Тем самым, на наш взгляд, необходимо дополнить субъект рассматриваемого квалифицирующего признака лицом, не являющимся должностным или служащим, но выполняющим должностные или служебные функции. То есть законодательно закрепить положение об уголовной ответственности таких лиц во всех случаях, а не только в случаях, предусмотренных соответствующими нормами УК РФ.
Факт использования лицом своего служебного положения
Что касается использования своего служебного положения, то, например, Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 января 1997 г. N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» это понятие трактуется как «использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.» (п. 11) .
Действительно, лицо, совершающее преступление, при этом занимающее определенную должность в органах власти или местного самоуправления, особенно в правоохранительных органах, а также выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, в сравнении с лицами, не обладающими такими функциями и возможностями, представляет значительно большую опасность. Такие лица в силу предоставления им полномочий имеют существенно больше возможностей в достижении преступных целей.
Казалось бы, не должно быть проблем по привлечению к уголовной ответственности виновных, использующих свое служебное положение при совершении общественно опасных деяний.
Однако анализ судебной практики показывает, что зачастую использование лицами своего служебного положения при совершении преступления в суде не находит подтверждения. Следственная же практика показывает, что в отношении рассматриваемого специального субъекта преступлений, при этом обладающего служебным положением и имеющего властные полномочия, деятельность по сбору доказательств использования ими служебного положения при совершении преступлений сложна и трудоемка, а часто невозможна. И как следствие, объем вины снижается.
Занимаемое лицами служебное положение или их статус, наличие которого уже дает неограниченные возможности по совершению преступлений. Эти лица, имея «служебное положение», не просто дискредитируют руководящие органы или органы власти вообще и, например, правоохранительные органы в частности и обеспечивают преступную деятельность, но только одним своим авторитетом и связями, используя служебную зависимость, способствуют более успешному осуществлению преступной деятельности.
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» разъяснено, что «использованием своего служебного положения в целях совершения деяний, указанных в ч. 1 или ч. 2 ст. 210 УК РФ, следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации) и (или) участие в нем (ней)» .
Тем самым, с нашей точки зрения, наличие у обвиняемых особого (специального) статуса уже должно рассматриваться как отягчающее обстоятельство.
Перечень норм УК РФ, предусматривающих указанный квалифицирующий состав, вызывает недоумение. По действующему законодательству повышенная уголовная ответственность за использование своего служебного положения предусмотрена при совершении, например, торговли людьми (п. «в» ч. 2 ст. 127.1), использования рабского труда (п. «в» ч. 2 ст. 127.2), незаконного помещения в психиатрический стационар (ч. 2 ст. 128). Однако разве не будет способствовать должностное или служебное положение более успешному: похищению человека (ст. 126), незаконному лишению свободы (ст. 127), нарушению изобретательских и патентных прав (ст. 147) и др. преступлениям? И даже за совершение преступлений против личности, например умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), истязание (ст. 117), изнасилование (ст. 131), должностные лица или служащие должны нести большее наказание, чем лица, не обладающие специальным статусом.
Например, сотрудник полиции избивает свою жену и истязает своих детей, уверенный, что «товарищи» по службе максимально смягчат его ответственность или вообще исключат ее, директор предприятия организует похищение человека, уверенный в своих связях в органах власти.
Вместе с тем любое преступление, совершенное публичными людьми, наделенными властными полномочиями, вызывает повышенный общественный резонанс и, как следствие, ведет к подрыву авторитета институтов государственной власти и управления.
И получается, муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, и должностное лицо за незаконное проникновение в жилище с использованием служебного положения несут ответственность по ч. 3 ст. 139 УК РФ, а за избиение при тех же обстоятельствах один будет наказан за побои по ч. 1 ст. 116 УК РФ, а второй за превышение должностных полномочий с применением насилия по ч. 3 ст. 286 УК РФ .

Кстати, действующий УК РФ в первоначальной редакции имел 28 составов преступлений, в которых отягчающим обстоятельством являлось «использование своего служебного положения». По состоянию на 25 января 2019 г. УК РФ содержит 64 нормы с данным квалифицирующим составом преступления.
Кроме того, в 2010 г. российским законодателем введена повышенная уголовная ответственность для одного из представителей власти — сотрудника органов внутренних дел (п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
К слову сказать, до сих пор вызывает недоумение: почему только полицейский? Прокуроры и судьи, в отношении которых законодательно установлен особый процессуальный порядок (ст. 447 УПК РФ), зная свою исключительность, совершают не только служебные преступления, но и так называемые бытовые.
Например, в апреле 2018 г. Югорский прокурор города Мегиона Т. ворвался в квартиру соседки, взял ее за волосы и несколько раз ударил головой о стену, а уходя, наступил на ее десятимесячную дочку, которая ползала на полу. У женщины диагностировали сотрясение мозга, а у девочки — сильный ушиб ноги .
В декабре 2018 г. в Уфе судья из Ишимбая С. и бывший работник башкирской прокуратуры на почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе распития спиртных напитков в одном из уфимских питейных заведений, избили адвоката Г.
Не можем мы согласиться и с предложением Д.А. Гарбатовича, предлагающего считать деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, малозначительным, если оно не причинило существенного вреда объекту, охраняемому уголовным законом, и не представляло угрозу причинения вреда в силу отсутствия общественной опасности .
Чиновник или правоохранитель, наделенный властью, какое бы «незначительное» деяние ни совершил, всегда на виду, его действия возбуждают общественный резонанс, позорят честь мундира, рушат авторитет органа, который он представляет, и, как следствие, возрастает негатив в отношении государственного управления.
Следует обратить внимание и на подход к данной проблематике зарубежного законодателя.
Так, в белорусском уголовном законодательстве к отягчающему обстоятельству отнесено совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу или профессиональную клятву (п. 12 ч. 1 ст. 64 УК РБ).
По нашему мнению, необходимо признать общим отягчающим обстоятельством совершение преступления должностным лицом или служащим и закрепить это положение законодательно.
Таким образом, считаем необходимым изменить концепцию отягчающего обстоятельства совершения преступлений с «использованием своего служебного положения» на факт состояния в специальном статусе и изложить диспозицию соответствующих пункта, части и статьи в следующей редакции: «…совершенные должностным или служащим лицом, а равно лицом, использующим должностное или служебное положение…».
Кроме того, предлагается изменить редакцию п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ на формулировку: «…совершение умышленного преступления должностным или служащим лицом, а равно лицом, использующим должностное или служебное положение».
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе «ЧаВо по КИИ» на главной странице блога.
** Все новости блога на публичном Telegram-канале t.me/ruporsecurite
*** YouTube — канал блога

В России законодательством предусмотрено уголовное наказание за злоупотребление должностными полномочиями.

Примеров таких преступлений и наказания за них известно множество, однако проблема до сих пор не решена.

В современном мире должностные преступления несут прямую общественную угрозу. К сожалению, далеко не все подобные преступления выявляются, поэтому статистика не отражает подлинной картины.

Куда звонить, если полиция превышает полномочия? Узнайте об этом из нашей статьи.

Содержание

Что значит злоупотребление?

Понятие данного преступления в Уголовном кодексе определено статьей 285.

Под это определение попадают использование своего положения в корыстных целях лицами, которые занимают должность во власти, если их действия нарушают права и интересы граждан или организаций.

Объектом правонарушения являются интересы госслужбы, а дополнительным объектом — интересы гражданина или организации.

Субъект преступления — должностное лицо. Законом предусмотрено наказание как за преступные действия, так и за бездействие должностных лиц. Например, лицо не совершает действия, предусмотренные его полномочиями.

Для того, чтобы признать совершенные деяния преступными, нужно установить факт умысла и корысти. А также последствия преступления должны быть существенными для потерпевшего.

Например, большое количество потерпевших, значительный имущественный и моральный вред, нарушены конституционные права.

Под мотивом преступления понимается корысть или другая личная заинтересованность. В первом случае должностное лицо стремится получить материальную выгоду или избежать затрат.

Во втором — совершает преступление из дружеских, родственных мотивов, желания получить какую-то выгоду.

Наказания за злоупотребления следующие:

  • штраф от 80 до 300 т. руб или в размере зарплаты преступника за 6 -36 месяцев;
  • лишение права занимать должность во власти до 5 лет;
  • принудительные работы в течение 4 лет;
  • лишение свободы сроком от 4 до 7 лет.

В ч.3 ст. 285 предусмотрены наказания за вышеописанные преступления, которые повлекли за собой тяжкие последствия.

Это могут быть аварии, длительная остановка движения, массовые отключения водоснабжения или электроснабжения, причинение значительного вреда здоровью или смерти.

Примеры из судебной практики

  1. 1 декабря 2017 г Южно-Сахалинстким городским судом вынесен приговор в отношении старшего лейтенанта полиции Грищенко. Грищенко в ходе оперативно-розыскных мероприятий изъял у гражданина Б запрещенные препараты. Полицейский, используя служебное положение, стал склонять гражданина Б к передаче ему денежных средств за помощь в переквалификации преступления. Хотя сам не намеревался это делать и не имел такой возможности. Гражданин Б согласился. В момент передачи денег Грищенко был взят с поличным сотрудниками УФСБ. За данное преступление лейтенант полиции был осужден на 2 года лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
  2. Каменским городским судом признан виновным заместитель главы сельсовета П.И.М. Он незаконно расходовал бюджетные средства в размере 600 000 рублей, чем нанес ущерб муниципальному образованию. Его действия повлекли за собой невозможность выполнить программу по переселения из ветхого жилья. Приговором суда П.И.М назначено наказание в виде штрафа размером 60000 рублей.

Что означает превышение?

Данное действие попадает под ст. 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий отличаются от злоупотребления ими.

К злоупотреблениям относятся действия, не предусмотренные должностью. Например, использование служебного оружия против гражданина, чьи действия не представляют опасности.

Также сюда относятся поступки, не предусмотренные должностными обязанностями.

Например, решение должно приниматься несколькими лицами или вышестоящим руководителем. Превышение полномочий может осуществляться без корыстной цели.

Как показывает практика, уголовное наказание по таким делам применяется крайне редко, обычно преступления переквалифицируются в дисциплинарный проступок, если не удается доказать корыстный мотив.

Если в результате злоупотребления был причинен существенный вред или было применено оружие, то лицо, совершившее преступление, может получить реальный срок до 10 лет и лишиться права занимать определенные должности на срок до 5 лет.

Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: в чем разница? Читайте об этом .

Случаи из практики

  1. Сотрудники полиции города Ахтарска задержали гражданина Н в состоянии алкогольного опьянения и поместили его в камеру для административно задержанных. При этом его никуда не вывозили, в суд заявления об административном правонарушении не подавали, возможности связаться с адвокатом не предоставили.

    Гражданина незаконно продержали в камере 5 суток и выпустили без каких-либо сопровождающих документов.

    Из-за отсутствия нормального питания и медицинских препаратов у гражданина резко повысился уровень сахара, так как он страдает диабетом. Вследствие этого задержанный вынужден был лечь в больницу и пройти курс лечения. Действия полицейских повлекли за собой существенное ухудшение здоровья задержанного. За эти деяния стражи порядка были наказаны штрафом в размере их полугодовой зарплаты и уволены из органов.

  2. Следователь С. Вел дело о взятке. Изъятые денежные средства в размере 200000 рублей он не сдал в камеру хранения, а оставил их себе. При этом он пояснил, что не помнит всех обстоятельств дела. Сначала дело возбудили по статье 286, а затем переквалифицировали на 158 (кража) с использованием служебного положения.
  3. Директор школы фиктивно оформила своих родственников на должности охранников, сторожа и завхоза. При этом им регулярно начислялась зарплата, которую получала сама директор, а данные лица на работе вообще не появлялись. В отношении директора было возбуждено уголовное дело по ст 286 УК РФ.

Если должностное лицо в момент преступления находилось не на службе, то его будут судить как гражданского человека:

  1. Полицейский С., имея табельное оружие, применил его при ссоре с соседями. Он ранил одного гражданина и выстрелами повредил его автомобиль.

    Поскольку полицейский находился не на службе, то его судили как гражданское лицо, а не по 286 статье.

Понятие злоупотребления служебным положением

Данное понятие включает в себя злоупотребление властью и относится к наиболее опасным коррупционным преступлениям.

Преступной деятельность субъекта признается, если имеется совокупность следующих обстоятельств:

  • использование положения вопреки интересам службы;
  • наличие корыстной цели или действие в интересах третьего лица;
  • наличие ущерба другим гражданам или государственным интересам.

Обязательно должна просматриваться взаимосвязь между деяниями преступника и его служебным положением.

Преступление совершается из материальной выгоды или личной заинтересованности (месть, зависть, карьерное продвижение).

Данное преступление наказывается следующим образом:

  • штраф до 300000 руб;
  • лишение права работать во власти до 5 лет;
  • лишение свободы до 7 лет.

Примеры из жизни

  1. Оперуполномоченный, расследуя дело об избиении, внес в протокол ложные сведения о причинении вреда здоровью. Он умышленно по просьбе избивавшего уменьшил вред. В результате было вынесено постановление об отказа в возбуждении уголовного дела. А потерпевший был вынужден проходить лечение за свой счет. Своими действиями полицейский нанес ущерб потерпевшему, за что был приговорен судом к штрафу в размере 50000 рублей.
  2. Мер города Томска Макаров был осужден по нескольким статьям, одна из которых — злоупотребление властью. Он через свою родственницу вымогал деньги у представителей строительной организации за право выиграть аукцион на земельный участок под строительство. Осужденный свою вину не признал.

Должностные преступления составляют значительную часть всех правонарушений. Они подрывают авторитет органов власти, способствуют потере доверия граждан к государству.

Единственная мера борьбы с ними — уголовное наказание. В начале 20 века подобные деяния наказывались сурово, предусматривали конфискацию имущества и лишение всех прав. Это было равносильно смерти.

Сейчас наказание намного мягче и круг преступлений значительно сужен. Каждое должностное лицо должно четко знать, какое наказание грозит ему за злоупотребление и четко осознавать последствия своих деяний.

О коррупции, как о злоупотреблении служебным положением, в этом видео:

Последнее обновление — Июль 2020

К сожалению, преступления в нашем обществе в настоящее время – не редкость. Но особенное негодование вызывают противоправные деяния, подкрепленные властью, которой государство наделяет своих представителей, чтобы решать задачи управления, а не потворствовать своим личным интересам. Одно из этих преступлений – злоупотребление должностными полномочиями, наказуемое по ст. 285 УК РФ.

Основные нюансы квалификации этих деяний описаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 (далее ППВС № 19).

Состав преступления

Под этим термином понимается совокупность обязательных и факультативных элементов, необходимых для наступления уголовной ответственности. Обязательных элементов всегда 4.

Субъект

Субъект любого преступления – это человек, обладающий всеми необходимыми характеристиками, чтобы понести ответственность за конкретное преступление.

По ст. 285 УК РФ субъект, помимо общих требований к возрасту (с 16 лет) и вменяемости, должен отвечать специальным, т. е. отвечать может исключительно должностное лицо. Кто расценивается как таковое – описано в Примечании 1 к ст. 285, ниже мы раскрываем это понятие.

Должностное лицо

К должностным причисляют лиц:

  1. Постоянно, временно, по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти.
    Таковыми будут лица, имеющие по службе распорядительные (властные) полномочия в отношении людей, не находящихся от них в какой-либо зависимости, право принимать обязательные для исполнения всеми решения (например, привлечь к ответственности, дать обязательное для исполнения указание и пр.). К этим лицам относятся полицейские, прокуроры, судьи, следователи СК и многие иные.
  2. Выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции:
    • в государственных органах;
    • органах местного самоуправления;
    • государственных и муниципальных учреждениях, к примеру, здравоохранения, образования, культуры (ГБУЗ, ГБОУ, МБУК и т.д.);
    • госкорпорациях («Роснано», Фонд реформирования ЖКХ, «Ростех», «Росатом» и др.);
    • гос. компаниях (ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «Аэрофлот», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть» и многие другие);
    • государственных (ВГТРК, Гознак и др.) и муниципальных унитарных предприятиях (МУПах);
    • акционерных обществах, контрольным пакетом акций которых владеет РФ, ее субъекты или муниципальные образования;
    • Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях России.

К организационно-распорядительным могут относиться следующие функции:

  • руководство коллективом, формирование кадрового состава, распределение обязанностей, привлечение к дисциплинарной ответственности, поощрение работников;
  • принятие юридически значимых решений, например выдача больничного, оценки за экзамен, какого-либо разрешения, свидетельства о прохождении учебы и пр.

К административно-хозяйственным функциям можно отнести полномочия распоряжаться деньгами, имуществом органа, организации, учреждения и др.

Подлежит ли человек привлечению как должностное лицо – всегда определяется посредством изучения внутренних документов органа или организации: устава, положений, личных трудовых договоров и обязанностей этого человека по службе.

Субъективная сторона

Это внутреннее отношение преступника к содеянному. Для ст. 285 УК РФ это вина в форме умысла.

Умысел в данном случае может быть как прямой, так и косвенный:

  • При прямом умысле для должностного лица очевидно, что его действия/бездействие опасны для общества, повлекут негативные последствия, наступления которых он ждет.
  • Косвенный умысел отличается тем, что виновный не желает, чтобы наступили опасные последствия, но предполагает, что они могут или должны последовать, либо ему это безразлично.

Мотивы совершения

Обязательным элементом для субъективной стороны злоупотребления полномочиями выступают мотивы совершения. Для ответственности по ст. 285 УК РФ это должен быть 1 из 2 вариантов:

  1. Корысть – получение в результате преступных действий каких-либо материальных благ, выгод, преимуществ себе или другим людям. Например, необоснованное получение льгот, избавление от материальных обязательств и т. д. Это не должно быть связано с безвозмездным противозаконным обращением чужого имущества в свою пользу (хищением).
  2. Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица получить нематериальную выгоду, вызванное такими побуждениями, как желание завуалировать свой непрофессионализм и некомпетентность, скрыть допущенные ошибки, нарушения, приукрасить реальное состояние дел, карьеризм, семейственность, получить поддержку в чем-то и пр.

Объект

Объект преступления – та сфера отношений, которой преступное деяние наносит вред.

Злоупотребление полномочиями по ст. 285 УК РФ – это преступление, посягающее на интересы госслужбы, подрывающее нормальное законное функционирование органов, учреждений, организаций, предприятий государства или муниципалитетов.

Уголовная ответственность установлена в целях защиты граждан от коррупционных проявлений и прочих противоправных деяний, совершаемых должностными лицами по службе.

Объективная сторона

Этот элемент определяет конкретные действия/бездействие, преследуемые по УК. Статьей 285 УК РФ наказуемы действия, отвечающие сразу нескольким признакам.

Использование полномочий вразрез с интересами службы

Это условие означает, что должностное лицо реализует свои полномочия не в целях выполнения поставленных задач. Его действия не обусловлены служебной необходимостью, противоречат требованиям к органам и учреждениям, в которых он наделен соответствующими полномочиями.

Ответственность может наступать и за умышленное невыполнение обязанностей, а также за протекционизм – противоправную «помощь», например, в приеме на работу, повышении или передвижении по службе, избавлении от обязанностей и ином покровительстве.

Как злоупотребление полномочиями будут квалифицироваться действия виновного, когда он из корыстной или иной личной заинтересованности совершает действия, на которые имеет право, исходя из предоставленных полномочий. При этом для совершения этих действий не имелось обязательных условий.

Как пример можно привести фиктивное трудоустройство человека, в действительности не работающего; выдачу разрешения/лицензии, предоставление права без проведения обязательных для этого процедур: экзамена, проверки; направление подчиненных для проведения работ в личных целях (ремонт, уборка, садовые работы) и пр.

Если должностное лицо пользуется не своими полномочиями по службе, а отношениями, сложившимися в ходе нее (связи, авторитет, знакомства и пр.), по ст. 285 УК РФ он отвечать не будет.

Результат действий

Необходимый элемент объективной стороны – наступление последствий в результате преступления в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

Другими словами, это преступление с материальным составом. Совершение действий, формально подходящих под черты наказуемых по ст. 285 УК РФ, но не повлекших за собой таких последствий, по этой статье не преследуется и может повлечь иной вид ответственности, например дисциплинарную или административную.

Как существенное нарушение прав граждан или организаций расценивается нарушение прав, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ. Это может быть, к примеру, нарушение права на неприкосновенность жилища, доступ к правосудию, тайну переписки, на уважение семейной и личной жизни и т. д.

При оценке нарушения как существенного принимается во внимание:

  • степень отрицательного воздействия преступления на нормальную деятельность организации;
  • величина и характер ущерба;
  • количество пострадавших и пр.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций подразумевается, в частности, создание препятствий в удовлетворении их законных потребностей. К примеру, создание должностным лицом препятствий к предусмотренному законом праву на выбор юридического лица для сотрудничества и т. п.

Причинно-следственная связь

Следующая необходимая черта объективной стороны – причинно-следственная связь между преступлением и наступившими негативными последствиями.

Если действия обладали признаками злоупотребления служебными полномочиями, но причиной негативных последствий явились не они, уголовная ответственность по ст. 285 УК РФ исключена.

Некоторые особенности

  • Злоупотребление полномочиями, совершенное должностным лицом для ликвидации непосредственной опасности для личности, интересов общества и государства, когда ее нельзя было устранить другим способом, не наказуемо по ст. 285 УК РФ (если лицо не превысило пределы крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).
  • Не наказываются по рассматриваемой норме деяния, связанные с использованием должностных обязанностей, повлекшие негативные последствия, если они совершены по обязательному для исполнения этим лицом приказу или распоряжению (ст. 42 УК РФ).
  • Лицо, злоупотребившее полномочиями во исполнение очевидного для него незаконного приказа, несет ответственность на общих основаниях. Издавший такой приказ при определенных обстоятельствах может отвечать по ст. 285 за соучастие в качестве подстрекателя или организатора этого преступления (ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ).
  • Должностное лицо, издавшее заведомо противоречащий закону приказ подчиненному, для которого его незаконность не была очевидна, отвечает как исполнитель преступления.

Наказание

Статья 285 УК РФ включает 3 части, по которым наказывается совершение «простого», без отягчающих ответственность признаков злоупотребления полномочиями, квалифицированного и особо квалифицированного.

Наказание за «простое» злоупотребление

К должностному лицу, злоупотребившему полномочиями, в отсутствие отягчающих ответственность признаков могут применяться следующие виды наказания:

  1. Штраф:
    • до 80 тыс. руб.;
    • в размере всех доходов осужденного, которые он получит за период до полугода.
  2. Лишение права занимать должности и вести деятельность, определенными судом в приговоре, до 5 лет.
  3. Принудительные работы до 4 лет.
  4. Арест от 4 месяцев до полугода.
  5. Заключение в тюрьме до 4 лет.

Такие пределы очерчены в части 1 ст. 285 УК РФ.

Квалифицированный состав

По ч. 2 анализируемой статьи за злоупотребление предоставленными по службе полномочиями отвечают лица, замещающие исключительно названные в них должности:

  • Государственные должности РФ – учрежденные Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами для реализации полномочий госорганов.
  • Государственные должности субъектов РФ – устанавливаемые уставами или конституциями этих субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
  • Глав органов местного самоуправления (глав муниципальных образований).

Занятие этими лицами указанных постов – квалифицирующий признак, усиливающий степень ответственности по ст. 285.

Такое преступление может повлечь:

  1. Штраф:
    • 100–300 тыс. руб.;
    • в размере заработка за 1–2 года.
  2. Принудительные работы до 5 лет.
  3. Тюремное заключение до 7 лет.

К последним двум видам на усмотрение суда может также применяться дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и вести деятельность на период до 3 лет.

Особо квалифицированный состав

Особо квалифицирующий признак злоупотребления должностным лицом своими полномочиями – наступление тяжких последствий.

В качестве примеров таких последствий ППВС № 19 называет крупные аварии, длительную остановку производства, значительный материальный ущерб, гибель кого-либо, самоубийство и пр.

Такие результаты преступления влекут более строгое наказание: полную изоляцию от общества продолжительностью до 10 лет.

Дополнительное наказание, аналогичное применяемому по второй части, назначается обязательно.

Тяжесть и давность

Самый суровый вид наказания, применяемый по ст. 285 УК РФ, – лишение свободы. Но ее максимальные пределы в каждой части статьи различны, и, как следствие, различны категории степени тяжести предусмотренных преступлений и сроки давности привлечения за них к ответственности.

Часть ст. 285 УК РФ Максимальный срок лишения свободы Степень тяжести Срок давности с момента совершения
1 4 года средней тяжести 6 лет
2 7 лет тяжкое 10 лет
3 10 лет тяжкое 10 лет

Судебный штраф по ст. 285

Законодатель относительно недавно ввел в УК РФ статью, позволяющую виновному получить освобождение от уголовной ответственности с назначением не наказания за преступление, а иной меры уголовно-правового характера – судебного штрафа при выполнении нескольких условий.

Одно из условий – содеянное должно быть либо небольшой, либо средней тяжести.

Исходя из вышеприведенной таблицы, можно констатировать, что при соблюдении всех условий ст. 76.2 УК РФ прекращение уголовного дела с судебным штрафом возможно исключительно в отношении лица, совершившего преступление по ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Например, освобождено от ответственности должностное лицо одного из ФБУ, в результате действий которого нескольким сотрудникам учреждения неправомерно начислялась заработная плата за счет бюджетных средств, чем причинен внушительный ущерб. Сумма назначенного судебного штрафа составила 40 тыс. рублей.

Подследственность

По правилам подследственности, рассмотрение сообщений о злоупотреблении служебными полномочиями по ст. 285 УК РФ и расследование уголовных дел об этих преступлениях входят в компетенцию следователей Следственного комитета РФ.

На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ расследованием таких преступлений могут заниматься и следователи органа, который выявил их, – ФСБ или МВД.

Но и здесь есть свои исключения: если привлекаемое к ответственности должностное лицо – сотрудник СК, ФСБ, службы внешней разведки, ФСО, полиции, прокуратуры, суда, УФСИН, таможни, относится к гражданскому персоналу вооруженных сил, является военнослужащим или депутатом и т. д., уголовные дела в отношении него, в том числе и по рассматриваемой статье, вправе расследовать исключительно следователи СК РФ.

Отличие от схожих деяний

УК включает в себя ряд статей, по которым преследуются деяния, на первый взгляд схожие со злоупотреблением полномочиями по ст. 285 УК РФ.

В первую очередь это преступление по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Основное отличие этих деяний состоит в объективной стороне. Если при злоупотреблении лицо использует имеющиеся у него полномочия, то при превышении его действия выходят за рамки.

Отличие деяния по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» от статьи со схожим названием под номером 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» состоит в объекте преступного посягательства и субъекте.

Первое преступление посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, а второе вредит интересам службы в негосударственных коммерческих и прочих организациях. Отсюда и различие в субъекте. Отвечать по ст. 285 может только должностное лицо, признаки которого описаны выше, а по ст. 201 – лицо, выполняющее в такой организации управленческие функции.

Примеры из практики судов

Анализ приговоров судов общей практики и изучение обобщений судебной практики показывают, что разнообразны как сферы, в которых работают должностные лица, привлекаемые к ответственности по ст. 285 УК РФ, так и вменяемые им действия.

Вот лишь несколько примеров:

  • Бывший заместитель начальника отдела уголовного розыска одного из районных отделов полиции осужден за передачу сведений, к которым он имел доступ, своему знакомому.
  • Инспектор ГИБДД – за организацию действий по получению водительского удостоверения без фактической сдачи экзамена и проверки знаний и навыков.
  • Глава администрации сельсовета – за то, что подписал акты выполненных работ и справки об их стоимости, когда они были не выполнены полностью. Это стало причиной незаконного перечисления бюджетных денег исполнителю работ.
  • Сотрудник исправительного учреждения – за непринятие мер по изъятию средств связи у осужденного и обеспечению установленного законом порядка отбывания наказания.
  • Участковый уполномоченный полиции – за составление объяснений от имени заявителя и лица, в отношении которого было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности. На основании заявления он же впоследствии принял незаконное решение об отказе в возбуждении дела, укрыв тем самым преступление от учета.
  • Главный лесничий – за непринятие мер по предотвращению незаконной вырубки лесных насаждений, о которой ему было достоверно известно, и укрытие этого факта от надзирающего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за сокрытие от взыскателя информации о наличии у должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность, и последующее внесение заведомо ложных сведений в справку регистрирующего органа.
  • Судебный пристав-исполнитель – за составление фиктивных документов о невозможности взыскания задолженности.
  • Директор школы – за фиктивное трудоустройство рабочего по ремонту и присвоение впоследствии начисленной ему заработной платы.
  • Государственный ветеринарный инспектор – за выдачу ветеринарных свидетельств об осмотре животных, необходимых для перевозки и реализации мясной продукции, без его фактического проведения.

Эти примеры в основном имели место до начала практики освобождения от уголовной ответственности с судебным штрафом. В настоящее время этот институт применяется все чаще.

В первую очередь это преступление свидетельствует о том, что к власти по ошибке или недоразумению допускаются недостойные люди и следует активно фильтровать тех, кому государство доверяет действовать от своего имени.

Рейтинг автора Автор статьи Прохорова Анна 15 лет юридического стажа. Практикующий юрист по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Написано статей 51

Чтобы установить факт злоупотребления служебным положением, необходимо определить наличие мотива и умысла в действиях должностного лица. Подобное деяние отличает специфический состав преступления, для определения которого необходимо установить все обстоятельства произошедшего.

Если госслужащий наделенный властью использует её в своих корыстных целях, подобное деяние будет определено как злоупотребление служебным положением. Преступление имеет несколько форм, в зависимости от должности правонарушителя. Действующая статья УК № 285 включает в себя три части и предусматривает возможность наказания в виде реального заключения под стражу на срок до 10 лет.

Для доказательства факта злоупотребления должностными полномочиями необходимо наличие определенных условий, в случае их отсутствия подобное деяние будет квалифицировано как дисциплинарное правонарушение, что влечет за собой существенно более мягкое наказание.

Понятие и определение

Для установления понятия злоупотребления служебным положением необходимо определить полномочия должностного лица согласно должностной инструкции. Человек, находящийся на должностном посту получает определенный набор прав, полномочий и обязанностей.

Злоупотребление установленными должностными обязанностями, это действие или бездействие лица при исполнении служебных полномочий. В результате осуществленного незаконного деяния будут нарушены права граждан и компаний РФ. Последствия злоупотребления служебными полномочиями могут иметь различные последствия, в том числе тяжкие. Существует одна разница между злоупотреблением и превышением данных должностному лицу полномочиями. Главная из них состоит в том, что в случае превышения выражаться оно может исключительно действием.

Составляющие характеристики преступления

Для рассмотрения преступления, в процессе которого произошло использование служебного положения в личных целях, необходимо четкое определение элементов незаконного деяния. Это требуется для правильной квалификации и определения меры наказания, соответствующего степени тяжести поступка. Данный вид преступлений включает в себя одновременно два объекта:

  1. Основной. Интересы службы
  2. Дополнительный. Законные права граждан и организаций

Объективная сторона использования служебного положения в корыстных целях включает в себя следующее положения:

  • Действие, в результате которого госслужащий использует свое служебное положение и данные ему полномочия, вразрез интересов службы.
  • Последствия преступного деяния выражаются в ущемлении законных прав граждан и организаций.
  • Между перечисленными пунктами должна быть выявлена причинно-следственная связь.

Каждый человек, находящийся на государственной службе, официально наделен определенными полномочиями, которые закреплены в действующих нормативно-правовых и законодательных актах и внутренних документах:

  • Должностные инструкции.
  • Трудовой договор.
  • Другие документы.

Незаконное пользование служебным положением может быть зафиксировано только по тем полномочиям, которые официально закреплены за чиновником. Использование в личных целях данных полномочий могут выражаться в виде действия или бездействия. Для первого случая характерно следующее:

  • Осуществление поступков в соответствии установленных должностных полномочий.
  • Осуществляются требуемые законом действия, но происходят они в несоответствующем порядке.
  • Поступки, которые противоречат интересам службы.

Для бездействия характерно прямое игнорирование установленных должностных обязанностей. Состав данного вида преступного деяния относится к категории материальных, что предусматривает неизбежное наступление негативных для пострадавшей стороны последствий.

Момент совершения преступления – это время фактического нарушения законных прав граждан. Данная характеристика носит оценочный характер. Он определяется исходя из установленных обстоятельств преступного деяния. При рассмотрении дела обязательными критериями, которые принимаются во внимание следственными органами, являются:

  1. Количество граждан, которые стали жертвами преступного деяния.
  2. Вид причиненного вреда.
  3. Размер нанесенного ущерба.
  4. Какие права нарушены (Конституционные или другие).

Если не будут установлены перечисленные последствия преступления, состав противоправного деяния установить не получиться.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Каждое должностное лицо может воспользоваться своим положением исключительно по прямому умыслу. Данный факт говорит о том, что злоумышленник осознает, что его действия незаконны и последствия деяния принесут для других граждан неблагоприятные последствия. Безразличие к данному факту со стороны чиновника, также является преступлением и относится к злоупотреблению служебным положением.

Незаконное использование своих должностных полномочий происходит при обязательном наличии мотива. Самым часто встречающимся мотивом являются корысть. Преступником, который использует должностные полномочия в корыстных целях, может быть лицо отвечающее следующим требованиям:

  • Достижение возраста, при котором возможно привлечение к уголовной ответственности.
  • Работа в государственной структуре, которая наделяет сотрудника определенными должностными полномочиями.

Самым близким по характеристикам преступлением является превышение должностных полномочий. Оно имеет схожий со злоупотреблением состав, но при этом имеет целый ряд отличительных особенностей.

Категории злоупотребления

285 статья УК «Использование служебного положения в личных целях» разделена на три части, каждая из которых характеризует одну из категорий данного преступления.

1 часть. Злоупотребление служебным положением, без каких либо квалифицирующих признаков.

2 часть. Для данной части статьи 285 характерны квалифицирующие признаки, которые определяются исходя из занимаемой злоумышленником должности. Среди госслужащих, которые попадают под эту часть статьи 285, указаны чиновники, работающие в органах государственной или муниципальной власти.

3 часть. Данная часть предусматривает ответственность в случае, если совершенное противоправное действие принесло последствия тяжкого характера. Для квалификации преступления по данной части необходимо доказать наличие умысла, совершения преступления данного категории тяжести. Если следствием не будут найдены доказательства совершения преступления по указанному выше умыслу, подобное деяние будет относиться к преступлению по неосторожности.

Возможная ответственность

УК РФ использование служебного положения относит к категории социальных. Мера наказания будет определяться исходя из того, под какую часть статьи 285 попадает совершенное преступление. Для простого преступления, которое соответствует первой части статьи 285, возможны следующие меры наказания:

  • Денежные взыскания со злоумышленника в объеме не более 80 000 рублей. В качестве альтернативы штрафным санкциям с обвиняемого может быть удержана сумма, равная его доходу, полученному в течение шести месяцев, предшествующих преступлению.
  • Увольнение с работы и наложение запрета на возможность занимать установленные судом должности на протяжении пяти лет.
  • Привлечение к принудительным работам, срок которых может составлять 4 года.
  • Арест чиновника на срок до шести месяцев.
  • Содержание в исправительном учреждении на протяжении не более четырех лет.

Вторая часть предусматривает более суровые наказания, при выявлении использования служебного положения в целях личного обогащения:

  • Максимальный размер денежного взыскания возрастает до суммы 300 000 рублей или взыскивается общая сумма дохода, полученная преступником в течение двух лет.
  • Пять лет трудовой деятельности принудительного характера. В качестве дополнительных санкций накладывается запрет на осуществление определенных видов деятельности в течение следующих пяти лет.
  • Период, на который злоумышленника могут лишать свободы достигает семи лет, с дополнительным наказанием, указанным выше на срок 3 года.

Третья часть статьи 285 предусматривает самое суровое наказание. 10 лет заключения в колонии и наложение запрета занимать установленные судом должности на протяжении трех лет.

Действия при обвинении в злоупотреблении должностными полномочиями

Если при определении обстоятельств преступления категории злоупотребления властью или служебными полномочиями было установлено, что в действиях должностного лица отсутствуют корыстный мотив и личная заинтересованность, то подобный поступок может быть квалифицирован, как дисциплинарная провинность.

Действующее законодательство РФ весьма многогранно, поэтому любая неточность формулировки и не существенное превышение должностных полномочий может перейти к их злоупотреблению. Для точного определения формы нарушения и возможной меры наказания необходима помощь юриста, специализирующегося на подобных вопросах. Подобное решение позволит получить минимальное наказание или полностью избежать его.

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Комментарий к Ст. 285 УК РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков: 1) совершения деяния (действия либо бездействия) — использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

2. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по комментируемой статье наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК) или превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК).

Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК).

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное комментируемой статьей или ст. 286 УК, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Однако если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием.

3. Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность представляет собой стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.).

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 или ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требует.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

5. Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

7. Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 комментируемой статьи) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным ч. 3 комментируемой статьи и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных комментируемой статьей или ст. 286 УК, надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

admin

Добавить комментарий