Штраф за перевозку опасного груза
Грузоперевозки, касающиеся транспортирования веществ, относящихся к категории опасных, строго контролируются и регулируются законодательством. Всё дело в том, что в отличие от рядовых грузов, опасные вещества, при уклонении грузоперевозчика от установленных стандартов, в случае непредвиденной ситуации не только смогут нанести огромнейший вред непосредственному перевозчику продукции и случайным свидетелям, но и стать первоисточником глобальной катастрофы, угрожающей экологической обстановке, здоровью, а нередко и жизни людей.
За нарушение правил перевозки опасных грузов предусмотрен штраф.
Государственные стандарты обязывают правовой документацией грузоперевозчика обеспечивать максимальный уровень безопасности транспортируемому товару, оформлять специальные разрешения на транзит продукции. За несоблюдение безопасности, отсутствие облигаторной документации у грузоперевозчика предусмотрены существенные штрафные меры воздействия. В этой статье расскажем об обстоятельствах, при которых возлагается штраф за перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, рассмотрим юридические документы, курирующие грузоперевозки небезопасной категории.
Содержание
Законы, определяющие нормы транспортирования ОГ
Небезопасная продукция, независимо от класса её опасности, не запрещается законодательством к транспортированию. Единственным условием транспортировки опасных грузов является перемещение в соответствии с установленными законодательством стандартами, предусматривающими сведение непредвиденных ситуаций к минимуму. Чтобы понимать, какая ответственность грозит грузоперевозчику за нарушение правил перевозки опасных веществ, необходимо ознакомиться с нормативно-законодательными актами, касающимися транспортировки продукции этой категории.
Основополагающим регламентом, координирующим перемещение опасных грузов, является статья 12.21.2 КоАП РФ в последней редакции кодекса от мая 2016 года. Документ обуславливает меры наказания, предусмотренные за несоблюдение определённых правил транспортирования вредных веществ автотранспортом. Грузоперевозки ОГ иными видами транспорта, за исключением автомобильного, санкционируются статьями кодекса 11.14 и 8.19. Дополнительно правовые нормативы могут корректироваться вспомогательными внутригосударственными стандартами, утверждёнными на законодательном уровне. Это могут быть приказы, приложения или постановления, которые регулируют корректную организацию перемещения веществ специфического типа.
Ответственность за неправомерное перемещение ОГ
Санкции за перевозку опасных грузов, если их перемещение не соответствует установленным правилам, варьируются в зависимости от вида нарушения. Если документация грузоперевозчика не является официально задокументированной, или же транзит осуществляется с неполным выполнением всех правил, установленных законодательством, ответственность за инцидент может быть возложена на водителя, компанию, реализующую перевозку или на заказчика услуг. Законодательством предусмотрены следующие разновидности наказаний за транспортирование ОГ с несоблюдением правил перевозки:
- финансовое взыскание в форме штрафа;
- конфискация имущества: преимущественно таковыми выступают транспортное средство и перевозимая продукция;
- запрет на управление конкретным видом транспортных средств на предусмотренный законодательством период;
- уголовное наказание.
Оштрафовать за перевозку опасных грузов на магистралях автомобильного предназначения в ненадлежащем порядке сможет ГИБДД, при этом штрафы будут варьироваться в зависимости от серьёзности правонарушения. Отвечать за неправильное перемещение опасных грузов будет не только субъект, непосредственно перевозящий товар, но и товаротранспортная компания, а также юридическое лицо, уполномоченное контролировать транзитную доставку продукции.
Раздел 12.21.2 кодекса предполагает следующие финансовые взыскания, связанные с отсутствием определённых бумаг или нарушением технического устава:
- Отсутствие бумаг, необходимых для транспортировки небезопасных веществ, предусматривает штраф в диапазоне от ста до ста пятидесяти тысяч в национальной валюте для непосредственного перевозчика, от пяти до десяти тысяч единиц для должностного субъекта. Автотранспортная компания при этом может быть наказана на более крупную сумму, стартующую со ста пятидесяти тысяч, при этом верхняя граница начисления достигает двухсот пятидесяти тысяч рублей. Эти штрафные взыскания применимы только в случае отсутствия бумаг, не являющихся лицензионными допусками, при недостатке которых наказание имеет более строгие параметры.
- Если нарушение касается регламента ПДД, тогда штрафные санкции составляют две с половиной, двадцать и пятьсот тысяч рублей для водителя, должностного субъекта и компании соответственно.
- Отступления от общепринятых требований в техническом состоянии транспорта, перевозящего небезопасный товар, карается штрафом от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, при этом санкция применяется относительно предпринимателя, являющегося собственником автотранспорта. Дополнительно могут быть оштрафованы на суммы до тридцати и ста тысяч рублей соответственно должностные и юридические ответственные лица.
Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения
Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:
- удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
- маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
- допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
- аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
- товарно-транспортная накладная;
- ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.
Последний документ является разрешением, выдающимся на имя непосредственного перевозчика опасного груза, являющийся подтверждением его подготовленности в сфере работы с продукцией небезопасной категории определённых классов.
Перевозка товаров опасной категории без разрешения Европейского стандарта не может осуществляться, является наказуемой. ДОПОГ удостоверяет факт прохождения водителем курса обучения специфике обращения с определённой категорией веществ. Отсутствие разрешения на перевозку ОГ в форме допуска будет предусматривать следующие наказания:
- Водитель, действующий от имени работодателя, работающий без ДОПОГ, будет оштрафован соответствующими инстанциями на сумму, верхняя граница которой составляет две с половиной тысячи рублей.
- Транспортная организация, специализирующаяся на доставках ОГ, будет наказана штрафом, который стартует с четырёхсот тысяч, при этом верхний рубеж взыскания может составлять пятьсот тысяч рублей.
- На служебный субъект, несущий ответственность за отправку спорного рейса, может быть наложено административное взыскание, варьирующееся в диапазоне от пятнадцати до максимальных двадцати тысяч рублей.
Аналогичные санкции предусмотрены законодательством в случае выявления факта, что на эксплуатируемое транспортное средство не имеется документов, разрешающих его использование с целью транспортирования ОГ, машина не оборудована информационными и аварийными знаками, или же она не предназначена для перевозки продукции небезопасной категории.
Ситуации, предполагающие уголовное наказание
За нарушение правил перевозки опасных грузов законодательством предусматривается не только административная, но и криминальная ответственность. Такие ситуации возможны при существовании отягощающих обстоятельств, с нанесением существенного вреда или наличием факторов, которые сопутствуют возрастанию опасности причинения ущерба людям или окружающей среде. В первую очередь, законодательство к отягощающим факторам причисляет нахождение водителя в алкогольном опьянении за рулём при транспортировании ОГ. В такой ситуации исполнительные инстанции будут руководствоваться стандартами, изложенными в статье 264, частях 4 и 6 Уголовного кодекса, согласно которым предусматриваются следующие меры наказаний для нарушителей закона:
- До девяти лет ареста может грозить лицу, спровоцировавшему прецедент, в котором погибло не менее двух человек.
- Ограничением свободы угрожает водителю несоблюдение предписаний по перевозке ОГ или ПДД, если в результате произошла ситуация с летальным исходом, при которой пострадал один человек. Исходя из наличия или отсутствия второстепенных отягощающих обстоятельств, срок может стартовать с двух лет ареста и достигать семи лет заключения.
- От четырёх до девяти лет ареста законодательство предусматривает лицу, спровоцировавшему ситуацию с нанесением вреда людям, если в прецеденте не зафиксированы летальные случаи. Срок варьируется в этой ситуации от количества пострадавших и размеров причинённого ущерба их состоянию здоровья.
УК РФ в главе 264, части 1 предусматривает также уголовное наказание водителю, перевозящему вещества опасной категории в алкогольном состоянии, даже если при транспортировке не зафиксированы критические ситуации в виде ДТП или других прецедентов с нанесением вреда экологии или людям. Если водителя «поймали» за рулём в пьяном виде, при этом прецедент не является первичным, его могут наказать финансовым взысканием в размере до двухсот тысяч рублей, или санкционировать ему заключение под стражу на период до двадцати четырёх месяцев.
Уголовный кодекс предполагает также более суровую, чем штрафные санкции, ответственность за транспортировку в следующих ситуациях:
- Загрязнение водного пространства или земельных ресурсов карается согласно разделам 250 – 252 и 254 УК РФ соответственно.
- За автоперевозку экологически небезопасной продукции, в процессе которой нанесён ущерб природной среде, наказание санкционируется статьёй 247.
- Незаконное транспортирование оружия или продукции взрывоопасной категории карается законом в соответствии со статьёй 222 УК РФ.
- Нелегальный импорт или экспорт товаров, применяемых для производства оружия масштабного поражения и других аналогичных изделий, расценивается как уголовное злодеяние и предполагает ответственность по статье 189.
Вышеописанные ситуации причисляются к уголовно наказуемым деяниям, критерий карательных мер будет установлен соответствующими структурами в зависимости от присутствия отягощающих факторов, степени причинения вреда экологической среде, наличия и количества пострадавших.
Подведём итоги
Автоперевозка грузов специфической категории – это деятельность, требующая ответственного отношения как к самой транспортировке продукции, так и к оформлению соответствующей документации. Штрафные санкции за не соответствующую правилам транспортировку ОГ довольно строгие, при этом наиболее страдает в таких ситуациях товаротранспортная компания. Чтобы избежать проблем с исполнительными органами, снизить вероятность возникновения нарушений, компания должна заручиться поддержкой опытных специалистов, которые на профессиональном уровне смогут курировать транспортировку ОГ, своевременно оформлять соответствующую документацию, подбирать водительский персонал достойного уровня.
Михаил Ко автор Страница обновлена:18.5.2018.3005 просмотров
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
Комментарии к пункту 23.5
Требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов регламентируются «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации». В соответствии с указанной Инструкцией водители транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны иметь при себе, кроме документов, предусмотренных п. 2.1 Правил, оформленные в установленном порядке разрешение на перевозку и пропуск. Разрешения на осуществление международных перевозок выдает Минтранс России в соответствии с требованием Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушения порядка их выполнения». Разрешения на осуществление внутренних перевозок выдают соответствующие органы управления автомобильными дорогами по месту нахождения перевозчика.
Советы к пункту 23.5
Остерегайтесь ночью грузовиков! Помните: истинные размеры грузовиков далеко не всегда совпадают с их габаритными огнями. Довольно часто грузовики перевозят крупногабаритные грузы, которые могут выступать за пределы грузовика, а вот габаритов-то на таком грузе, как правило, нет.
Штрафы к пункту 23.5
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения — влечёт наложение административного штрафа (КоАП, ст. 12.21.1, ч.1):
— на водителя в размере от 2000 до 2500 рублей (или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев);
— на должностных лиц, ответственных за перевозку, от 15 тысяч до 20 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 400 тысяч до 500 тысяч рублей.
Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров — влечёт наложение административного штрафа (КоАП, ст. 12.21.1, ч.2):
— на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей (или лишение права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев);
— на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 250 тысяч до 400 тысяч рублей.
Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов — влечёт наложение административного штрафа (КоАП, ст. 12.21.1, ч.3):
— на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;
— на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 250 тысяч до 400 тысяч рублей.
Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, влечёт наложение административного штрафа (КоАП, ст. 12.21.1, ч.3’1):
— на граждан в размере 5 тысяч рублей;
— на индивидуальных предпринимателей — от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 250 тысяч до 400 тысяч рублей.
Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-3 ст. 12.21.1, влечёт наложение административного штрафа:
— на водителя в размере от 1000 до 1500 рублей;
— на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, — влечёт наложение административного штрафа (КоАП, ст. 12.21.2, ч.1):
— на водителя в размере от 2000 до 2500 рублей (или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев);
— на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 400 тысяч до 500 тысяч рублей.
Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2, — влечёт наложение административного штрафа (КоАП, ст. 12.21.2, ч.2):
— на водителя в размере от 1000 до одной 1500 рублей;
— на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
— на юридических лиц — от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.
При перевозке дополнительного количества моторного топлива в переносных ёмкостях следует руководствоваться Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Чтобы точно не попасть под «Перевозку опасных грузов», необходимо вписываться в пункт:
1.1.3.3 Изъятия, связанные с перевозкой жидкого топлива.
Положения ДОПОГ не применяются к перевозке:
а) топлива, содержащегося в топливных баках транспортного средства, осуществляющего транспортную операцию, и предназначенного для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства.
Топливо может перевозиться во встроенных топливных баках, которые непосредственно соединены с двигателем транспортного средства и/или вспомогательным оборудованием и отвечают требованиям соответствующих нормативно-правовых актов, или может перевозиться в переносных топливных емкостях (например, в канистрах).
Общая вместимость встроенных топливных баков не должна превышать 1500 литров на одну транспортную единицу, а вместимость бака, установленного на прицепе, не должна превышать 500 литров.
В переносных топливных емкостях можно перевозить не более 60 литров на одну транспортную единицу.
Здесь всё чётко и однозначно.
В автомобиле (большом или маленьком — не важно) в переносных ёмкостях можно перевозить до 60 литров моторного топлива (дизтоплива или бензина).
А если больше?
Кроме рассмотренного выше «изъятия», связанного с перевозкой жидкого топлива, существует ещё два пункта с «изъятиями», пользуясь которыми можно (вроде бы) перевозить дополнительное количество топлива без ответственности за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Почему «вроде бы»? Потому что в данных пунктах содержится куча терминов, а также ссылок на другие пункты, за значением которых приходится лезть в другие главы этого огромного и сложнейшего документа, а там, в свою очередь, содержится ещё масса пунктов, подпунктов и так далее. Полностью разобраться в этом вопросе сложно даже профессиональным автотранспортным юристам, — что уж говорить про водителей и сотрудников ДПС.
Итак, читаем ещё:
1.1.3.1 Изъятия, связанные с характером транспортной операции.
Положения ДОПОГ не применяются:
а) к перевозке опасных грузов частными лицами, когда эти грузы упакованы для розничной продажи и предназначены для их личного потребления, использования в быту, досуга или спорта, при условии что риняты меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки.
Когда такими грузами являются легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования, наполненных частным лицом или для частного лица, то общее количество не должно превышать 60 литров на один сосуд и 240 литров на одну транспортную единицу.
Опасные грузы, помещенные в КСГМГ, крупногабаритную тару или цистерны, не считаются упакованными для розничной продажи;
Вот и поди разберись, что такое, например, «упакованы для розничной продажи»? Понятно, что это может быть, например, краска в запакованных банках или удобрения, упакованные в мешки.
Но почему тогда говорится и про «легковоспламеняющиеся жидкости, перевозимые в сосудах многоразового использования»? Разве они «упакованы для розничной продажи»?
Получается, что приобретя на АЗС (являющейся предприятием розничной торговли) бензин и разлив его по канистрам, можно спокойно перевозить теперь уже не 60 (как в пункте 1.1.3.3), а 240 литров?
А то, что они затем будут использованы «частным лицом» не для заливки в электрогенератор на даче («для использования в быту»), а для дозаправки автомобиля — обнаружить это практически невозможно.
И ещё пункт с «изъятиями»:
1.1.3.6 Изъятия, связанные с количествами, перевозимыми в одной транспортной единице.
1.1.3.6.2 Если количество опасных грузов, перевозимых в одной транспортной единице, не превышает значений, указанных в колонке 3 таблицы, …, эти опасные грузы могут перевозиться в упаковках в одной транспортной единице без применения нижеследующих положений:
(далее идёт внушительный список соответствующих глав, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов) И, собственно таблица, согласно которой можно перевозить до 333 литров бензина и до 1000 литров дизельного топлива без применения указанных только что (во внушительном списке) положений ДОПОГа.
Здесь самое важное состоит в том, что для такой перевозки не нужно соблюдать те требования ДОПОГа, за невыполнение которых грозит 1-й, самый суровый пункт статьи 12.21.2:
12.21.2 ч.1
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
То есть, при перевозке до 333 литров бензина или до 1000 литров дизельного топлива не нужно ДОПОГовых свидетельств для водителя и ТС, специальной конструкции ТС, табличек на ТС и прочих элементов безопасности, которые требуются при перевозке больших количеств опасных грузов.
Однако остаются требования не входящие в вышеупомянутый «внушительный список», то есть не исключённые «изъятиями» пункта 1.1.3.6, и продолжающие действовать в отношении перевозки бензина и топлива, количественно не превышающего 333 и 1000 литров.
На изучение этих требований можно потратить существенную часть своей жизни, и выяснить, что, например, на этой самой стоящей в кузове бочке с солярой должны быть: надпись UN1202 (ДТ) с двух сторон; знак опасности «легковоспламеняющаяся жидкость» установленного образца; маркировочный знак вещества, опасного для окружающей среды… Ёмкость должна быть закреплена… И т. д., и т. д, и т. д…
(С другой стороны, если инспектор заглянет в кузов, он может и не заметить бочку без маркировок, а вот ярко-красный ромб… — тут то и могут начаться выяснения и проблемы…)
Отсутствие маркировок и прочие «мелкие» нарушения правил перевозок ОГ, не попадающие под 12.21.2-1, караются хоть и меньше, но тоже весьма ощутимо:
12.21.2 ч.2
Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В заключение можно сказать, что крайне высокая сложность ДОПОГа даёт широкие возможности как для вменения нарушения, так и для защиты от него. Но на эту защиту можно потратить много времени (вместо того, чтобы зарабатывать деньги) поэтому вам решать — стоит ли экономить на разнице в цене топлива, но при этом рисковать (или курить ДОПОГ).
Хотя, конечно, бывают и такие ситуации, когда по пути следования просто нет заправок.
Добавить комментарий