Регулярные платежи

Регулярные платежи

Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области сообщает, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О недрах» за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению, взимаются регулярные платежи за пользование недрами. К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Следовательно, недропользователи, не приступившие ещё к фактической добыче полезных ископаемых, обязаны уплачивать в бюджет регулярные платежи за пользование недрами.

Это относится и к тем недропользователям, которые приступили к фактической добыче полезных ископаемых, но одновременно с добычей производят, например, разведку полезных ископаемых (либо поиск и оценку)

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений к лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, принятых по заявлению пользователя недр.

Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

На основании письма МНС России от 29.08.2002 № ШС-6-21/1317 регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются за весь период действия лицензии на соответствующий вид пользования недрами независимо от фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами. Уплата регулярных платежей прекращается на основании справки территориального фонда геологической информации о принятии ими на хранение окончательного отчета о проведении поисково-оценочных или разведочных работ, указанных в лицензии.

На основании п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2003 № 249 конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр в пределах, установленных ст. 43 Закона «О недрах»:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

Ставка

Минимальная Максимальная

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье 120 360

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 50 150

Драгоценные металлы 90 270

Металлические полезные

ископаемые 50 150

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 45 135

Неметаллические полезные

ископаемые, уголь, горючие

сланцы и торф 27 90

Прочие твердые полезные

ископаемые 20 50

Подземные воды 30 90

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье 5000 20000

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 4000 16000

Драгоценные металлы 3000 18000

Металлические полезные

ископаемые 1900 10500

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 1500 12000

Неметаллические полезные

ископаемые 1500 7500

Прочие твердые полезные

ископаемые 1000 10000

Подземные воды 800 1650

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при

строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата

(рублей за 1 тонну) 3,5 5

Хранение природного газа и гелия

(рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

Как правило, ставка и размер регулярных платежей отражаются в условиях недропользования, являющихся неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами. При отсутствии утвержденной в установленном порядке ставки исчисление и уплата регулярных платежей производятся, исходя из минимальной ставки.

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Форма расчета утверждена приказом МНС России от 11.02.2004 № БГ-3-21/98@ «Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения».

В случае, если участок недр находится на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных нескольким налоговым органам, недропользователь вправе представлять расчет в один налоговый орган, определяемый Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации. Данное положение предусмотрено письмом МНС России от 29.08.2002 № ШС-6-21/1317. Для этого недропользователю необходимо направить в адрес Управления заявление с просьбой о представлении единого расчета регулярных платежей за пользование недрами.

В местные бюджеты поступают:
платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов;
платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
В бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты.
Платежи за добычу углеводородного сырья распределяются в следующем порядке:
местный бюджет — 30%;
бюджет субъекта Российской Федерации — 30%;
федеральный бюджет — 40%.
Платежи за добычу других полезных ископаемых распределяются в следующем порядке:
местный бюджет — 50%;
бюджет субъекта Российской Федерации — 25%;
федеральный бюджет — 25%.
Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях решение по этому вопросу принимает Федеральное Собрание Российской Федерации.
Платежи за пользование недрами территориального моря распределяются в следующем порядке:
бюджет субъекта Российской Федерации — 60%;
федеральный бюджет — 40%.
Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации поступают в федеральный бюджет.
Распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
При добыче полезных ископаемых на территории автономного округа, входящего в состав края или области, платежи за добычу полезных ископаемых поступают в бюджет края или области за счет половины суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет.
При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, используется для социально-экономического развития этих народов и групп.
Комментарий к статье 42

Следующая статья «
К тексту закона «

Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).

Плательщики и платежи

Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:

  • периодические (регулярные);
  • единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
  • типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).

Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.

Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:

  • разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
  • изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
  • эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.

Не предусмотрена регулярная оплата за:

  1. Эксплуатацию территории земельных недр для:
    • процедур по их геологическому изучению;
    • создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
  2. Разведывание полезных ископаемых:
    • в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
    • в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.

Расчет платежа

Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.

Расчет ставки производится:

  • за 1 км2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
  • за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м3, тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.

Облагаемой базой принято считать:

  • при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
  • в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
  • при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.

К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.

Вид и периодичность внесения платы

Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.

Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.

Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.

К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.

Учет платежей регулярного типа

По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).

Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.

Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:

  • Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
  • Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.

Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).

При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).

К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.

Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.

При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).

Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.

Ответственность за нарушение норм законодательства

Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).

Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.

При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).

Порядок учета разовых платежей, уплаченных при получении лицензии на право пользования недрами, вызывает немало налоговых споров. Рассмотрим постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 мая 2010 г. № А27-17423/2009.

Суть спора Предприятие участвовало в аукционе на получение права пользования недрами. В результате оно получило лицензию. В связи с этим уплачен разовый платеж. Бухгалтер предприятия решил учесть суммы единовременно. Однако, по мнению налоговиков, указанные затраты должны рассматриваться как расход, произведенный в целях приобретения лицензии на недропользование. При этом чиновники ссылаются на нормы статьи 325 Налогового кодекса РФ, статей 10.1, 11, 13.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Согласно им разовый платеж при аукционной форме выявления победителя на право пользования участком недр является основополагающим фактором для приобретения лицензии. Кроме того, разовый платеж относится ко всему сроку действия лицензии. Именно поэтому контролеры настаивают, что суммы подлежат включению в состав нематериальных активов и единовременное отнесение затрат по уплате разового платежа к расходам для целей исчисления налога на прибыль противоречит положениям пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
На этом основании чиновники доначислили налог на прибыль, а также соответствующие пени.
Предприятие не согласилось с этим и обратилось в суд.
Что решил суд Арбитры встали на сторону налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 Налогового кодекса РФ предприятия, принявшие решение о приобретении лицензий на право пользования недрами, в аналитических регистрах налогового учета обособленно отражают расходы, связанные с приобретением лицензий (затраты по каждой лицензии учитываются отдельно).
Расходы на оплату участия в конкурсе относят к расходам, осуществляемым в целях приобретения лицензии.
Статьей 39 Закона «О недрах» установлена система платежей за пользование недрами, в том числе разовые платежи.
И действительно, одним из основных критериев для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр (ст. 13.1 Закона «О недрах»).
Согласно статье 40 Закона «О недрах», предприятия, получившие право пользования недрами, уплачивают соответствующие разовые платежи в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Но при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, и в установленном ею порядке. Этот факт в рассматриваемом вопросе является очень важным.
Ведь получается, что обязательство по уплате разового платежа возникает по уже имеющейся лицензии. Значит, данные суммы не могут рассматриваться в качестве расхода, осуществленного в целях ее получения.

Кроме того, разовый платеж за пользование недрами отвечает критерию обязательного платежа, начисленного в соответствии с законодательством. Ведь данный платеж установлен нормативным правовым актом.
При наличии определенных лицензионных условий возникает безусловная обязанность по его уплате. Данные суммы формируют доходную часть бюджета.
Поэтому судьи пришли к такому выводу. В целях обложения налогом на прибыль расходы в виде разового платежа за пользование недрами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Они входят в состав косвенных расходов, признаются таковыми в отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся в полном объеме с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ датой осуществления расходов в виде налогов (сборов) и иных обязательных платежей признается дата их начисления. В данном случае это дата регистрации лицензии на право пользования недрами и наступления события, указанного в лицензии. До этой даты у предприятия отсутствуют права и обязанности недропользователя.
В статье 272 оговорен порядок признания расходов при методе начисления. Выводы Cудьи согласились, что уплата разового платежа относится исключительно к лицензионным требованиям и условиям. Она является обязательством предприятия по уже имеющейся лицензии и не может рассматриваться как расход в целях приобретения лицензии. Данные платежи не участвуют в формировании стоимости лицензии, следовательно, в целях налогообложения налогом на прибыль подлежат включению в состав расходов единовременно. Поэтому в случае возникновения спора предприятие может смело обращаться в суд.

Помимо налогов некоторые компании уплачивают так называемые неналоговые платежи. Разновидностью таких платежей являются регулярные платежи за пользование недрами. Кто и куда их обязан платить, расскажем ниже.

Платежи за пользование недрами

Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).

Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).

К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.

Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация:

  • ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
  • производит разведку полезных ископаемых;
  • изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • разрабатывает технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
  • разрабатывает технологии изучения и разведки ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.

Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии. Платить нужно регулярно в течение всего срока действия лицензии, даже если работы временно не ведутся.

Порядок расчета

Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.

РПН = S1 — S2, где

РПН — регулярный платеж,

S1 — используемая площадь участка недр,

S2 — площадь возвращенной части лицензионного участка.

Ставки платежа

В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.

Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).

Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.

Порядок уплаты регулярных платежей и представления отчетности

Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.

Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2020 году нужно:

за I квартал — до 30 апреля включительно;

за II квартал — до 31 июля включительно;

за III квартал — до 2 ноября включительно;

за IV квартал — до 1 февраля включительно.

Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.

Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

Пример заполнения расчета

ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

Скачать бланк расчета

Скачать образец

admin

Добавить комментарий