ОКВЭД 90 04

08 Май 2020

Учреждения культуры, как и другие организации, обязаны вести бухгалтерский, налоговый учет согласно НК, ПБУ и профильным нормативно-правовым актам. Специфика учета во многом обусловлена статусом кинотеатра. Муниципальные учреждения сильно ограничены в развитии сервиса и применении дополнительных видов деятельности. Коммерческие структуры, на которые не распространяется действие федеральных законов, регулирующих порядок оказания услуг в госучреждениях культуры, чувствуют себя свободнее. Развивать деятельность они могут по разным направлениям. Каждое требует учета.

Как вести учет в кинотеатре?

Для действующих кинотеатров актуально несколько схем организации и ведения бухгалтерского, налогового учета. Чаще всего работают две:

  • самостоятельный учет;

  • бухгалтерское сопровождение.

Популярной также является смешанная схема, когда на аутсорсинг передается лишь часть бухгалтерских функций.

Сотрудничество с частным удаленщиком применяется все реже. Такой способ организации учета проигрывает первым двум по надежности и возможности контролировать ситуацию.

Отдельно стоит отметить случаи совмещения режимов налогообложения. Нередко кинотеатры ведут ЕНВД самостоятельно (функции выполняет штатная бухгалтерия), а более сложную УСН передают на аутсорсинг. Компании на ОСНО все чаще пользуются бухгалтерскими услугами в целях минимизации издержек и оптимизации ресурсозатрат.

Налоги разные нужны

Какой режим налогообложения может считаться оптимальным для частного кинотеатра? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Все зависит от специфики деятельности (помимо основной, разумеется).

Что касается налогов, здесь все просто:

  • На ОСНО организация платит 20% НДС, 20% налог на прибыль, региональные налоги (имущественный, транспортный и т.п.).

  • На УСН платится упрощенный налог, заменяющий налог на прибыль и НДС. Использоваться может ставка 6% или 15%. Объект налогообложения выбирается с учетом специфики деятельности организации, количества расходов и доходов, возможности документально подтверждать и обосновывать затраты.

Упрощенка как система, адаптированная под потребности малого, среднего бизнеса, используется чаще всего. Что касается указанных выше налоговых ставок, они могут меняться с учетом регионального фактора. В ряде регионов предусмотрены льготы для учреждений культуры.

Кроме налогов, бизнес платит страховые взносы в ФСС и ПФР.

Раздельный учет

Работа частного кинотеатра предусматривает осуществление нескольких видов деятельности. Например, кинопоказ, коммерческая реклама, оптовая торговля попадают под УСН. А кинобар работает на ЕНВД, который пока еще действует на территории РФ. Для каждого режима налогообложения актуальна своя ставка.

Возвращаясь к видам деятельности, стоит отметить, что для продажи продуктов питания в концешн-зоне могут применяться разные коды. Подбираются они с учетом специфики торговли (без зала обслуживания или с его наличием). Если зал обслуживания конструктивно выделен, можно рассчитывать на минимизацию издержек. Оказывать услуги общественного питания без зала обслуживания несколько дороже.

Зачем разделять учет, если для отдельных видов деятельности доступны и УСН, и ЕНВД, и ОСНО? Все дело опять же в оптимизации затрат. Экономия при расчете общей налоговой нагрузки может составлять от почти 4% (ЕНВД + упрощенка) до почти 8% (ОСНО).

Как вести учет?

Ведение учета в частном кинотеатре во многом зависит от способа его организации. Естественно, учет должен быть максимально автоматизирован. Билеты проходят через онлайн-кассу, налоговая получает соответствующие сведения, данные о продажах сохраняются в системе, в которую интегрировано современное кассовое оборудование. Бухгалтер обрабатывает первичку, приходует основные средства и товарно-материальные ценности, считает и контролирует остатки материальных запасов, делает соответствующие проводки при перечислениях со счета организации и поступлениях. Все это требует соответствующих компетенций, оборудования и программного обеспечения.

Отдельно стоит отметить автоматизацию учета кинопроката. Специальное ПО позволяет минимизировать ручной труд и на 90% сократить количество рутинных операций. Работа бухгалтера упрощается, снижается влияние человеческого фактора на качество учета.

Если учет передается на аутсорсинг, возможно три схемы сотрудничества с профильной компанией:

  • абонентское обслуживание (ведение действующего учета);

  • полное сопровождение с автоматизацией всех процессов и представлением интересов в налоговой, других контролирующих структурах;

  • реализация отдельных функций (например, формирование и сдача отчетности или подключение онлайн-кассы с организацией кассового учета).

Кое-что об издержках

Особое внимание бухгалтеру, ведущему учет в кинотеатре, стоит обратить на себестоимость услуг. Ее определение нередко вызывает трудности. В себестоимость включают затраты по приобретению необходимых материалов, услуг связи и коммунального обслуживания, транспортные, командировочные, другие расходы, зарплату сотрудников. Если кинотеатр оказывает лишь один вид услуг, затраты списываются в себестоимость без каких-либо нюансов. Если услуг несколько и ведется раздельный учет, накладные расходы должны распределяться согласно доле доходов от конкретного вида деятельности в общем финансовом результате.

База распределения выбирается по расходам на материалы, зарплату. Также за основу могут быть взяты прямые затраты. Порядок отнесения на себестоимость общехозяйственных и накладных расходов отражается в учетной политике. Менять его в процессе ведения учета нельзя. Если изменение становится актуальным, корректируется учетная политика.

Учет отдельных средств и ТМЦ

Частные кинотеатры нередко оказывают event-услуги. Это может быть организация, проведение шоу, театрализованных представлений, костюмированных вечеринок и т.п. Для создания образов используются театральные костюмы. Их принято учитывать в составе сценическо-постановочных средств со сроком полезного использования больше или меньше 12 месяцев. В первом случае костюмы учитываются на счете 010109000, во втором – 010506000 (как материально-производственные запасы).

Для бухучета большое значение имеет стоимость ТМЦ. Если она меньше 1000 рублей, предметы списываются на амортизацию в момент их передачи в эксплуатацию. Бухгалтер делает соответствующую проводку. 100% износ при передаче в эксплуатацию назначается для предметов стоимостью до 10000 рублей. Для ТМЦ со стоимостью выше 10000 рублей амортизация начисляется линейным способом ежемесячно.

Как учесть все нюансы непростого учета в кинотеатре, минимизировать издержки, снизить вероятность ошибок в отчетности? Обращайтесь к опытным специалистам. Сотрудничество с профильным аутсорсером позволяет передать на внешнее управление не только актуальные бухгалтерские функции, но и ответственность за качество учета в целом и деклараций в частности.

Теги данной публикации: бухучетразвлеченияучет по отраслям

admin

Добавить комментарий