Контракт 44 ФЗ

Контракт 44 ФЗ

Кто обязан работать по 44-ФЗ, а кто по 223-ФЗ

Вопрос:

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, кто ОБЯЗАН работать по 44-ФЗ, а кто по 223-ФЗ? какие организации? и почему? в Законе искал, но там все описано непонятно, хочется понять на доступном языке. Спасибо!

Ответ:

На доступном языке можно объяснить так: по Закону №44-ФЗ проводятся закупки за счет бюджетных средств, а по Закону №223-ФЗ – за счет внебюджетных денежных средств (например, доходы заказчика от законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он может распоряжаться самостоятельно).
Закупки по Закону №223-ФЗ проводят организации, в которых государство имеет долю участия более 50 %. Чтобы проводить Закупки по Закону №223-ФЗ необходимо утвердить специальное Положение о закупках, которым будут регулироваться все основные вопросы, связанные с проведением закупок.
Сам по себе Закон №223-ФЗ является рамочным (общим) и содержит общие положения, не регулируя содержание действий заказчика. Если же Положение о закупках у заказчика не утверждено, то закупки за счет внебюджетных средств указанных организаций должны проводится по Закону №44-ФЗ, который более детально регулирует действия заказчика и считается менее «выгодным» для заказчика с точки зрения свободы действий при проведении закупки.
Таким образом, заказчик обязан работать в соответствии с Законом №44-ФЗ, если он проводит закупки за счет бюджетных средств, либо также внебюджетных средств при условии отсутствия у него Положения о закупках.

11.09.2015 | Служба новостей Росфирм

Кто работает по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

223-ФЗ применяется к полугосударственным компаниям – это учреждения с долей государства (субъекта, муниципального образования) более 50% в уставном капитале. Это автономные и унитарные учреждения, образования естественных монополий в сфере водо-(газо-, электро-, тепло-) снабжения и тд. Согласно 223-ФЗ, закупочные процедуры проводятся в соответствии с внутренними положениями об определении поставщика. Если у организации нет утвержденного положения, то она действует согласно 44-ФЗ.

Во время действия 94-ФЗ на сайте государственных закупок РФ http://zakupki.gov.ru публиковались извещения о проводящихся конкурентных процедурах. С момента вступления силу 44-ФЗ, который регламентирует планирование, размещение, выбор поставщика и исполнение контракта, сайт изменился. В настоящий момент источник содержит данные о планируемых закупках, списки заказчиков и поставщиков, информацию о заключенных контрактах, данные РНП, нормативную базу, аналитические материалы и другую полезную информацию для участников процедур. Размещение заказа доступно для государственных организаций, полугосударственных компаний и коммерческих структур в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.

По 44-ФЗ работают организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Это федеральные компании — ФНС, ПФР, ФССП, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др. 44-ФЗ – это регламенты, стандарты, нормы, правила, в которых по шагам прописаны действия государственного заказчика и поставщика. При отклонении от указанных норм, стороны несут ответственность: штрафы, предписания, включение в реестр недобросовестных поставщиков (если доказано нарушение правил поставщиком на этапе подписания либо исполнения контракта).

Система управления государственными закупками предполагает использование инструментов для планирования, подготовки документации, интеграции с официальным источником при размещении заказа, контроля исполнения контракта. В качестве примера можно привести портал http://www.cognitivelot.ru/ — решение, автоматизирующее работу ответственных за размещение заказа специалистов.

При размещении на официальном сайте извещения о проводящейся закупке, всегда указывается ссылка на ФЗ, применяющийся к Заказчику. Эта информация необходима поставщику для эффективного участия: Заказчики по 44-ФЗ руководствуются регламентом, а 223-ФЗ – рекомендацией.

Понятие

Статья 94 44-ФЗ, состоящая из 8 частей, посвящена особенностям исполнения государственного контракта посредством реализации комплекса мер.

Эти меры нацелены на корректное осуществление закупок посредством взаимодействия заказчиков с поставщиками товаров, подрядчиками работ, исполнителями услуг для государственных и муниципальных потребностей на базе гражданского законодательства и данного закона.

При этом подразумеваются:

  • приёмка товара, работы, услуги в состоянии готовности или в стадии поэтапных поставки, выполнения, оказания, если это предусмотрено контрактом;
  • проведение экспертизы поставленных товаров, итогов выполненных работ, оказанных услуг;
  • оплата заказчиком оговорённых в контракте позиций целиком или поэтапно;
  • взаимоотношения заказчика с поставщиком, подрядчиком, исполнителем в случае изменения или расторжения контракта на основании положений ст. 95 44-ФЗ, а также при применении мер ответственности к сторонам за нарушение контрактных условий.

Обязанности заказчика и поставщика

В ч. 2 ст. 94 44-ФЗ прописаны обязанности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ходе исполнения контракта и по его итогам.

При этом поставщикам вменяется обязанность своевременного и достоверного информирования заказчика о:

  • ходе выполнения контрактных обязательств;
  • возникающих при этом проблемах;
  • финальных результатах своей деятельности в оговорённые контрактом сроки.

Со своей стороны, заказчик обязан:

  • обеспечить своими силами или посредством привлечения экспертов проведение экспертизы результатов исполнения контракта с целью установления их соответствия с оговорёнными в документе условиями;
  • произвести приёмку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
  • оплатить вышеперечисленное согласно контрактным условиям.

Проведение экспертизы

Ч. 3 ст. 94 44-ФЗ предписывает заказчику проверять соответствие выполненных поставщиками, подрядчиками или исполнителями поставок, работ или услуг контрактным условиям посредством экспертизы.

При отсутствии у инициатора заказа условий для проведения экспертизы собственными силами он вправе привлечь для её проведения сторонних экспертов, экспертных организаций.

Они в виде физических или юридических лиц должны обладать качествами, обозначенными в ч. 15 ст. 3 44-ФЗ, среди которых основными являются:

  • соответствующая компетенция;
  • достаточный опыт данного профиля;
  • квалификация в научной или технической сфере, а также в области искусства и ремёсел.

Привлечение сторонней экспертной организации должно сопровождаться подписанием заказывающей стороной контракта с ней.

При этом письмо Минфина №24-02-07/87603 предписывает закупки экспертных услуг сопрягать с конкурентными условиями их проведения или с подписанием контракта с единственным поставщиком согласно ст. 93 44-ФЗ.

Кроме того, ст. 41 44-ФЗ требует, чтобы привлекаемые для проведения экспертиз сторонние лица принадлежали к саморегулируемым организациям (СРО).

При этом выбор способа закупки экспертных услуг заказчиком обуславливается законом. Например, котировочный запрос разрешается проводить при начальной контрактной цене не выше 500000 руб., когда годовой объём закупок данным способом не превышает 10%.

Если же экспертиза осуществляется собственными силами заказывающей стороны, то данный факт подтверждается актом о приёмке.

П. 5 ст. 94 44-ФЗ позволяет проводящим экспертизу товаров, работ, услуг экспертам и экспертным организациям запрашивать у заказчиков и поставщиков дополнительные сведения, которые относятся к условиям исполнения контракта.

При выявлении в ходе подобной экспертизы нарушений контрактных условий, которые, однако, не препятствуют приёмке товаров, работ или услуг, в экспертном заключении фиксируются эти нарушения и указывается срок их устранения.

Определение случаев обязательного проведения экспертизы поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг пребывает в компетенции правительства РФ.

Однако изначально привлечение экспертов обязательно при приобретении нежилых зданий, а также при закупках произведений искусства и литературы, культурных ценностей.

Закон также оговаривает случаи, когда экспертное заключение не требуется. Это происходит в ходе:

  • закупок собственно экспертных услуг;
  • приобретения проектной документации в сфере капстроительства;
  • закупок естественных монополий;
  • закупок согласно решению вышестоящей инстанции;
  • мобилизационных работ;
  • малых закупок стоимостью менее 300000 руб.

Нарушение правил контрактного законодательства в отношении проведения экспертизы чревато для заказчика административными штрафными санкциями в размере 20000 руб.

Проведение приёмки

Ч. 7 ст. 94 44-ФЗ предписывает осуществлять приёмку результатов госконтракта либо этапов его исполнения именно в той последовательности, которая зафиксирована в контракте.

Процесс оформляется автономным приёмочным документом, подписываемым либо непосредственно заказывающей стороной, либо приёмочной комиссией. Её создание разрешается ч. 6 ст. 94 44-ФЗ, причём наличие приёмочной комиссии является желательным в случае, например, приёмки технически сложных закупочных объектов, но не обязательным действием заказчика.

Однако если комиссия всё же создаётся, законодательство предписывает, чтобы в её составе числилось минимум 5 человек.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии он должен подписать соответствующий приказ, в котором фиксируется состав комиссии.

Чаще всего в неё входят контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы. Деятельность комиссии регламентируется разработанным заказывающей стороной положением, в которое зачастую включается стандартная форма акта о приёмке результатов закупок.

Приёмочные документы оформляются, как правило, контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы.

Успешная приёмка сопровождается составлением акта приёма-передачи, в котором содержатся сведения о соответствии закупочных объектов требованиям госзаказа.

При закупке определённого товара обычно, кроме наименования, указываются его характеристики, комплектность, стоимость, сведения об отсутствии недостатков и т. д. В случае участия в приёмке сторонних экспертов к приёмочному акту прилагается их заключение.

Если по итогам исполнения контракта заказывающей стороне были предъявлены товары, работы, услуги, не соответствующие заявленным в контракте характеристикам, заказчик должен в оговорённые контрактом сроки направить поставщику мотивированный отказ от подписания приёмочного документа.

Однако письмо Минфина № 24-02-08/70126 от 20.10. 2017 г. устанавливает, что если выявленное несоответствие условиям контракта не может препятствовать приёмке объекта закупки и предварительно уже устранено поставщиком, то заказчик не вправе отказываться от приёмки закупочного объекта.

Вместе с тем приёмка заказывающей стороной объектов закупок, не соответствующих установленным требованиям, что приводит к снижению объёмов поставки и повышению бюджетных трат, чревато для заказчика штрафными санкциями в размере от 20000 до 50000 руб. Административная ответственность грозит должностным лицам заказчика и в случае неотправления поставщику мотивированного отказа от приёмки. Даже если заказчик просто не составит документацию о приёмке результатов исполнения госконтракта, то он подлежит административной ответственности в виде штрафных санкций на сумму 20000 руб.

Кроме того, п. 13. ч. 2 ст. 103 44-ФЗ обязывает заказывающую сторону отправлять документацию о приёмке в Федеральное казначейство РФ для включения её в реестр контрактов. В связи с этим требуется корректная подготовка отчёта об исполнении контракта целиком или его отдельных этапов, которая регламентируется ПП № 1093 от 28.11.2013 г.

Ценность любого контракта — в его корректном исполнении. Тщательно разработанное действующее законодательство страны при точном следовании его нормам предоставляет для этого хорошие возможности.

admin

Добавить комментарий