Использование в личных целях
Кудымкарский городской суд (Пермский край) — Административное Дело № 12-93/2015
по делу об административном правонарушении
16 июня 2015 года г. Кудымкар
Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Чащина Ю.А., при секретаре Засухиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по жалобе Главы администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Климова В.А. на Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2015 года в отношении:
Климова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя , Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, ранее к административной ответственности не привлекавшегося (сведения отсутствуют),
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2015 года Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с Постановлением мирового судьи, Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А. обратился в Кудымкарский городской суд с жалобой, в которой просит Постановление от 15 мая 2015 года отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.1 КоАП РФ, поскольку глава муниципального образования является высшим выборным должностным лицом муниципального образования, которому согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 45 Устава муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район» обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
В жалобе Климов В.А. также ссылается на то, что у главы района — главы администрации ненормированный рабочий день. Иная транспортная доступность, которая бы обеспечивала ему, как главе района, возможность реализации своих полномочий в условиях ненормированного рабочего дня, отсутствует. Служебное жилье в г. Кудымкаре на срок осуществления полномочий ему не представлено. Кроме того, Климов В.А. указал, что не является муниципальным служащим, в связи с чем положения Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к нему не применимы.
В судебном заседании Глава Кудымкарского муниципального района — Глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А., его представитель Старцева Е.В. доводы жалобы поддержали по изложенным основаниям.
Кудымкарский городской прокурор Владимиров Р.В. с жалобой не согласился. При этом ссылался на то, что действующими нормативными актами гарантия транспортного обеспечения Главы Кудымкарского муниципального района в целях проезда от места жительства к месту осуществления своих полномочий и обратно не предусмотрена.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
Из материалов дела следует, что 19 марта 2015 года Кудымкарским городским прокурором в отношении Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Климова В.А. вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ.
Из Постановления следует, что Глава Кудымкарского муниципального района — глава администрации Кудымкарского муниципального района Климов В.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по настоящее время) систематически и в личных (неслужебных) целях (не связанных с исполнением должностных обязанностей) для осуществления поездок от места работы в Администрации Кудымкарского муниципального района по адресу: , до места постоянного проживания по адресу: и обратно к месту работы в Администрации Кудымкарского муниципального района по адресу: , использовал служебный автомобиль, то есть совершал поездки по направлению в утреннее и в вечернее время, что составляет 104 км ежедневно. Следовательно, Климов В.А. использовал в личных целях муниципальное имущество, предназначенное в силу ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обеспечения деятельности муниципалитета — легковой автомобиль , состоящий на балансе Администрации Кудымкарского муниципального района.
Кроме того, согласно Постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, указанные поездки в личных целях в нарушение ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. ст. 65, 69 Бюджетного кодекса РФ осуществлялись за счет средств местного бюджета района, выделенных по смете на осуществление деятельности органа местного самоуправления.
В соответствии с путевыми листами в ДД.ММ.ГГГГ году пробег автомобиля по направлению в утреннее и вечернее время составил 7477 км, из которых на зимний период приходится 6220 км, на летний период — 936 км.
Сумма фактически затраченных бюджетных средств на приобретение ГСМ за ДД.ММ.ГГГГ год составила 33 859 рублей 18 копеек.
В ДД.ММ.ГГГГ году пробег автомобиля по направлению в утреннее время и в вечернее время составил 2497 км, из которых на зимний период приходится 312 км, на летний период 2185 км.
Сумма фактически затраченных бюджетных средств на приобретение ГСМ за ДД.ММ.ГГГГ года составила 11120 рублей 13 копеек.
Общая сумма бюджетных средств, фактически затраченных на поездки автомобиля в неслужебных целях в период ДД.ММ.ГГГГ годов составила 44 979 рублей 31 копейку.
Признавая Главу Кудымкарского муниципального района — Главу администрации Кудымкарского муниципального района Климова В.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ, мировой судья судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края исходил из того, что Климов В.А. в нарушение требований п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также ст. ст. 12, 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» использовал служебный автомобиль в личных (неслужебных) целях для поездок от места жительства в к месту работы в в утреннее и вечернее время в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями, а также иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами является коррупцией.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Статья 41 Устава муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район», принятого Решением Земского Собрания Кудымкарского района от 15.12.2005 № 133 (ред. от 30.01.2015) закрепляет, что глава муниципального района является высшим должностным лицом Кудымкарского муниципального района и наделяется настоящим Уставом в соответствии с законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального района осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
В силу требований п. 1 ст. 45 Устава муниципального образования «Кудымкарский муниципальный район» главе муниципального района в качестве гарантии обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
По смыслу законодательства такие гарантии представляют собой совокупность условий и средств (правовых, организационных, социальных и других), обеспечивающих реальную независимость выборного должностного лица местного самоуправления в целях беспрепятственного и эффективного осуществления своих полномочий.
Из материалов дела следует, что Климов В.А., являясь главой муниципального образования, использовал служебный транспорт для проезда от места жительства в д к месту работы в и обратно.
Поскольку следование к месту работы является необходимым условием осуществления Климовым В.А. полномочий Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района, использование служебного автомобиля для таких поездок не может расцениваться в качестве неслужебного (личного) использования. В данной ситуации Климов В.А. преследовал цель создания условий для беспрепятственного осуществления своих должностных обязанностей. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Беспрепятственное, независимое и эффективное осуществление полномочий главы муниципального образования не может быть поставлено в зависимость от места жительства Климова В.А., расписания движения общественного транспорта либо наличия у Климова В.А. личного автотранспорта.
При таких обстоятельствах, вывод об использовании Климовым В.А. служебного автомобиля в личных целях не основан на нормах права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Климова В.А. объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП РФ. Следовательно, правовые основания для привлечения данного должностного лица к административной ответственности отсутствуют.
Отсутствие состава административного правонарушения в действиях Климова В.А. в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2015 года в отношении Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Климова В.А. подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ,
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Кудымкарского судебного района Пермского края от 15 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Кудымкарского муниципального района — Главы администрации Кудымкарского муниципального района Климова Валерия Анатольевича отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья Ю.А. Чащина
Содержание
Суд:
Кудымкарский городской суд (Пермский край)
Судьи дела:
Чащина Юлиана Александровна (судья)
При этом выплачиваемая сумма компенсации эксплуатационных расходов должна быть подтверждена документами. Для этого необходимо вести учет служебных поездок. И документом для этого может служить путевой лист. Хотя налоговики в упомянутом выше письме настаивают на его применении и при выплатах компенсации за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок. Последнее требование вызывает некоторое недоумение.
В настоящее время судебная практика по рассматриваемому вопросу не сложилась. Поэтому предсказать решение арбитражного суда невозможно.
Пример 4
По трудовому договору работнику, занимающемуся вопросами реализации товаров, выплачивается компенсация за использование личного автомобиля » Nissan » Almera «» (объем двигателя 1600 см. куб.) для служебных поездок в сумме 1500 руб. в месяц и фактические расходы по его эксплуатации. За сентябрь 2005 года сумма эксплуатационных расходов по документам, представленным в бухгалтерию, составила 1600 руб. Выплата компенсации производится одновременно с выплатой заработной платы, которая производится 4 октября.
Общая сумма начисления за использование личного автомобиля для служебных поездок с учетом эксплуатационных расходов за сентябрь составит 3100 руб. (1500 + 1600). В бухгалтерском учете начисление в сентябре всей выплачиваемой суммы компенсации осуществляется следующим образом:
Дебет 44 Кредит 73
— 1500 руб. – начислена работнику компенсация за использование личного автомобиля для служебных поездок;
Дебет 10 Кредит 73
— 1600 руб. – оприходовано топливо, используемое для эксплуатации личного автомобиля;
Дебет 44 Кредит 10
— 1600 руб. – списана стоимость топлива;
Возмещение расходов, связанных с использованием работником личного имущества в производственных целях, предусмотрено трудовым договором. Поэтому организация всю выплаченную сумму считает компенсационными выплатами, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц. С учетом этого в октябре при её выплате осуществляется проводка:
Дебет 73 Кредит 50
– 3100 руб. – выплачена работнику компенсация за использование личного автомобиля для служебных поездок и возмещение эксплуатационных расходов.
В налоговом учете по налогу на прибыль в прочие расходы включается сумма компенсации в пределах норм, установленных постановлением Правительства № 92, — 1200 руб. и сумма фактических расходов по его эксплуатации — 1600 руб. Первая сумма включается в прочие расходы, вторая – в расходы на оплату труда.
Величины расходов, учитываемых при исчислении бухгалтерской прибыли и при определении облагаемой базы по налогу на прибыль различны. У организаций, применяющих ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н), в этом случае в бухгалтерском учете возникают разница 300 руб. (1500 – 1200). Она признается постоянной, так как формирует бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключается из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов. Возникшая постоянная разница подлежат отражению обособлено в аналитическом учете по счету 44. Наличие постоянной разницы приводит к необходимости начисления постоянного налогового обязательства. Для этого в учете производится следующая запись (п. 4-8 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 72 руб. (300 руб. х 24%) – начислено постоянное налоговое обязательство.
Так как выплата компенсации за использование личного легкового автомобиля производится в октябре, то эта сумма в налоговом учете будет учтена в прочих расходах в этом месяца. В сентябре же в бухгалтерском учете у организации помимо постоянной разница возникнет и временная. Причем она признается в ычитаемой, так как приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Вычитаемая временная разница влечет за собой начисление отложенного налогового актива (п. 11, 14, 17 ПБУ 18/02):
Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 288 руб. (1200 руб. х 24%) – начислен отложенный налоговый актив.
При выплате компенсации в октябре производится списание начисленного отложенного налогового активы обратной проводкой:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
— 288 руб. (1200 руб. х 24%) – списан отложенный налоговый актив.
Начислять единый социальный налог в этом случае нет необходимости — сумма 1200 руб. и 1600 руб. являются компенсационными выплатами, установленными законодательством. Превышение же над установленной нормой — 300 руб. (1500 – 1200) не учитывается при исчислении налога на прибыль, поэтому эта сумма не признаются объектом обложения ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Отсутствие объекта обложения ЕСН с этих выплат позволяет организации не начислять и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве не начисляются, так как обе выплачиваемые суммы 1500 руб. и 1600 руб. отнесены к компенсационным выплатам, установленным законодательством РФ.
Конец примера
Налоговики в упомянутом выше письме предлагают при определении не облагаемых налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов суммы, не превышающие нормы расходов, установленные постановлением Правительства РФ № 92. 📌 Реклама Пример 5
Последуем требованиям налоговых органов.
Проводки, приведенные в примере 4 по начислению суммы за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок и компенсации эксплуатационных расходов, в бухгалтерском учете не меняются.
На основании требований налоговиков организация должна включить в облагаемую базу по НДФЛ работника дополнительно 1900 руб. (1500 – 1200 + 1600) и удержать из выплачиваемой суммы 247 руб. (1900 руб. х 13%):
Дебет 73 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
— 247 руб. (1900 руб. х 13%) – начислен НДФЛ с совокупности суммы возмещения расходов по эксплуатации личного автомобиля и превышения компенсации над установленной нормой;
Дебет 73 Кредит 50
– 2853 руб. (1500 + 1600 — 247) – выплачена работнику компенсация за использование личного автомобиля для служебных поездок и возмещение эксплуатационных расходов.
Датой получения дохода работником суммы за использование личного автомобиля для служебных поездок является день ее выплаты (п. 1 ст. 223 НК РФ). При этом организация обязана перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, фактического получения в банке наличных денежных средств или не позднее дня, следующего за днем фактического получения дохода, если источником выплаты являются иные средства (п. 6 ст. 226 НК РФ).
В налоговом учете в расходы, принимаемые в целях исчисления налога на прибыль, будет включена только сумма компенсации в пределах установленных норм — 1200 руб. Поэтому в бухгалтерском учете возникают постоянная разница 1900 руб. (1500 – 1200 + 1600), которая влечен за собой начисление постоянного налогового обязательства:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 456 руб. (1900 руб. х 24%) – начислено постоянное налоговое обязательство.
Проводки же по начислению и списанию отложенного налогового актива, вызванного тем, что начисление и выплата компенсации производятся в разных месяцах, остаются неизменными.
Единый социальный налог также как и в примере 4 не начисляется. Различие заключается в перераспределении между компенсационными выплатами – 1200 руб. и не учитываемыми при исчислении налога на прибыль – 1900 руб.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев также не начисляются.
Конец примера 5
В заключение обратим внимание читателей на решение ВАС России от 26.01.05 № 16141/04. Напомним, что в этом решении суд признал позицию МНС России, представленную в письме 17.02.04 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебной командировкой» не соответствующей нормам налогового законодательства. Налоговики предлагали коммерческим организациям суммы суточных, выплачиваемых сверх норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.02 № 93, включать в облагаемую базу при исчислении налога на доходы физических лиц. Аналогичное пожелание, как мы видели выше, высказаны ими только в части выплачиваемой компенсации за использование личного легкового автомобиля и в письме № 04-2-06/419. 📌 Реклама
Здравствуйте!
Есть мысли о приобретении (или лизинг) на фирму (ООО на ОСНО, транспортные услуги не оказываем) легкового автомобиля для представительских целей (директор будет ездить на деловые встречи с поставщиками и клиентами, ну и видимо без личных поездок не обойдется (например, поездки типа дом-работа). Перечитал пол интернета по поводу организации документов по эксплуатации (возможно из-за этого лишние волнения, т. к. «знакомые» (руководители, не бухгалтера) утверждают, что просто выписал доверенность и пусть катается). Не думаю, что ситуация редкая, и надеюсь, что найдется опытный человек, который подскажет правильно ли я разобрался в ситуации:
Дано: директор, автомобиль, топливная карта (договор с заправкой)
1. Сделать доп. соглашение к трудовому договору, в котором прописать возможность использования служебного авто для личных нужд и на каких условиях, в частности (за чей счет какие расходы)
2. Оформить приказ о предоставлении авто для использования в личных целях.
3. Оформить соответствующий акт приема-передачи.
4. Оформить доверенность.
5. Создать приказ о том что учет топлива, пунктов назначения, показаний одометра и прочих данных для путевых листов(по своей форме, но со всеми предписанными законом реквизитами) надо брать из электронного устройства авто(Планируется Вольво, на личном опыте знаю, что есть опция которая ведет журнал поездок даже с разделением на служебные и личные(видимо в Швеции, аналогичные проблемы учета) ).
Далее если едет по служебным делам (оформляем путевой лист (без механиков и медиков) и списываем топливо на расходы по полученным СФ), а если по личным заправляет сам. Машина все считает и сохраняет – директор наблюдает. Выкатает полный бак по служебным делам заправится корпоративной топливной картой.
Если вдруг чего ДПС – показывает приказ из пункта 2. и доверенность. Для налоговой путевые листы на служебные поездки есть, документы на покупку ГСМ есть, перечисленные выше приказы и документы есть — следовательно обоснования для учета ГСМ в составе расходов, да и расходов на приобретение и содержание авто есть.
6. Возможно нужен еще приказ о том, что он должен хранить авто около своего дома, т.к около офиса нет возможности. Но, наверное, это уже перебор – и так выдали для личных нужд.
Всё так, или излишне усложняю и развожу кучу лишних бумаг, или наоборот что-то не учел?
Заранее спасибо, за уделенное время.
Использование служебных автомобилей сотрудниками организаций в личных целях запрещается. Это обусловлено тем, что компания в таком случае несет имущественные и материальные потери. В отдельных случаях допускается эксплуатация транспортирных средств в нерабочее время, если на предприятии имеется соответствующая инструкция, которая регламентирует подобные действия.
Ответственность за использование служебного автомобиля в личных целях
Использование служебного автомобиля сотрудником предприятия без соответствующего разрешения может привести к двум видами ответственности:
- имущественной
- материальной.
Имущественная ответственность на водителя возлагается вследствие того, что его действия приводят к чрезмерным тратам горюче-смазочных веществ (ГСМ), которые не учитываются в отчетности предприятия. Кроме этого, эксплуатация транспортного средства приводит к изнашиванию основных агрегатов и узлов, что в свою очередь влияет на увеличение амортизационных трат компании.
Материальная ответственность возникает только в тех случаях, когда сотрудник компании причиняет какой-либо ущерб машине, требующий проведения дальнейшего ремонта: замены лакокрасочного покрытия или же определенных деталей.
Получение разрешения на использование автомобиля компании в нерабочее время
Предоставление сотрудникам компании возможности использовать служебный автомобиль в нерабочее время должно регламентироваться соответствующим внутренним документом: политикой, порядком, инструкцией или протоколом. В нем должны быть учтены такие важные особенности:
- осуществление компенсации расходов на ГСМ;
- методика контроля пробега;
- нюансы использования автомобиля;
- способ ведения отчетности.
Стоит обратить внимание на то, что использование транспортных средств компании сотрудниками в нерабочее время не требует от них необходимости иметь с собой путевые листы. Несмотря на это, инспекторы ГИБДД могут их требовать. В подобных ситуациях защищать свои права водителю придется в судебном порядке.
Для минимизации потерь предприятию необходимо осуществлять технический контроль за своим автомобильным парком, который может использоваться сотрудниками в личных целях. Компания «ПредРейс МСК», осуществляющая свою деятельность в Москве и Московской области, может в значительной степени упростить данный процесс, сделав его менее длительным и затратным. Для получения более детальной информации, обращайтесь за помощью к нашим сотрудникам прямо сейчас!
Поделиться страницей:
Под злоупотреблением по службе понимают выполнение должностным лицом своих трудовых функций против интересов службы. Чтобы использование служебного положения по УК РФ было признано преступлением, необходимо также наличие в действиях виновного корыстного мотива.
Состав преступления
Для того чтобы привлечь служащего к уголовной ответственности за злоупотребление своими правами (ст.285 УК РФ), необходимо соблюдение всех характеристик состава преступления, который включает:
- объект;
- субъект;
- объективную сторону;
- субъективную сторону.
Субъект
Для начала нужно разобраться, кого можно привлечь к ответственности за такое правонарушение. Субъект ст.285 УК является специальным, то есть не любой гражданин может быть признан виновным в таком деянии.
Когда речь идёт об уголовном преследовании по ст.285 наказывать за злоупотребление служебным положением можно только государственных служащих или лиц, которых избрали на должности в государственные инстанции (например, депутаты местных органов самоуправления).
Руководители частных компаний и их должностные лица, которые используют свои полномочия в личных интересах, также совершают преступление, но отвечать за него они будут не по ст.285, а по ст.201 УК.
Субъективная сторона
С субъективной стороны злоупотребление служебным положением по УК РФ характеризуется не только прямым умыслом, но и специальной целью. То есть для привлечения к ответственности нужно одновременное совпадение следующих позиций:
- Лицо умышленно совершает действия против интересов службы (в случае неосторожности речь может идти о халатности).
- Его действия имеют корыстный мотив, то есть желание получить выгоду для себя или близких, либо другую личную заинтересованность (например, чиновник специально, против интересов госоргана, заключает договор поставки с компанией, принадлежащей его родственнику).
Объективная сторона
В объективную сторону входит 3 обязательных компонента:
- Совершение деяния, входящего в компетенцию должностного лица, но не соответствующего интересам службы. Это может быть, как активное действие (например, незаконное прекращение уголовного дела), так и бездействие (например, попустительство преступлению).
- Наступление последствий, выражающихся в причинении серьёзного вреда правам и законным интересам граждан либо интересам общества и государства в целом.
- Причинная связь между совершённым деянием и наступившими последствиями.
Следует заметить, что в понятие злоупотребления полномочиями входит совершение действий, по факту входящих в компетенцию должностного лица, но совершаемых им против интересов службы. Если должностное лицо совершает действия, вообще не входящие в его компетенцию, оно может быть привлечено к ответственности за превышение служебных полномочий. Подробнее мы расскажем в отдельной статье https://lexconsult.online/8617-prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochii
Компетенция служащего закрепляется в должностной инструкции либо отдельных нормативно-правых актах (например, компетенция прокурора – в законе о прокуратуре).
Действия, совершаемые в рамках данного состава, не обязательно направлены против функционирования конкретного государственного органа. Например, выдача водительского удостоверения лицу, не сдавшему экзамен, никак не угрожает деятельности ГАИ, но в случае корыстной цели и наступления оговоренных последствий ведёт к привлечению к уголовной ответственности по ст.285 УК.
Объект
Объектом преступления выступает нормальное функционирование государственных органов. Использование служебного положения в личных целях подрывает авторитет органов власти и грозит нарушениями в деятельности конкретных звеньев аппарата управления государством.
Меры наказания
Статья 285 УК разбита на 4 части, каждая из которых предусматривает различные наказания.
Первая часть описывает злоупотребление без квалифицирующих признаков и предлагает следующие виды наказаний:
- Штраф до 80 тыс. рублей;
- Лишение права заниматься определённой работой на 5 лет;
- Принудительные работы до 4 лет;
- Арест до полугода;
- Тюремное заключение до 4 лет.
Обратите внимание В зависимости от обстоятельств дела, виновному могут вменить статью 330 УК РФ за самоуправство, то есть совершение лицом самовольных действий (вопреки закону), нарушающих установленный порядок или интересы других граждан. В этой статье можно прочитать подробнее.
Вторая часть предусматривает наказание за злоупотребление, которое допустили должностные лица, чьи должности установлены законодательными актами для непосредственного выполнения функций государственного органа. Список наказаний такой же, как и в первой части, но их размер гораздо строже: от 100 тысяч штрафа до 7 лет лишения свободы.
Объективная сторона части третьей включает в себя совершение действий по первой или второй части, если они привели к тяжким последствиям. Под ними понимаются крупные аварии, остановка производства, значительный материальный ущерб, психическое заболевание, покушение на самоубийство или смерть потерпевшего и т.д. Окончательную оценку того, относятся ли наступившие последствия к тяжким, даёт суд.
Такое злоупотребление служебным положением в уголовном праве наказывается исключительно тюремным заключением до 10 лет с лишением возможности в последующем заниматься определённой работой на 3 года.
Судебная практика
Ярким примером злоупотребления служебными полномочиями может служить уголовное дело в отношении следователя из Карелии. Его племянник был замешан в мошеннических схемах, о которых узнали правоохранительные органы. Для того чтобы выгородить своего родственника следователь настоял на не проведении дополнительной проверки, и уголовное дело по данному факту не было возбуждено.
В последующем этот факт вскрылся в ходе проверки и следователь был привлечён к уголовной ответственности по ст.285 УК.
Добавить комментарий