Договор рсо

Договор рсо

15.05.2018 ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ

С начала апреля 2018 года жители многоквартирных домов получили право перехода на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Решение об этом может быть принято на общем собрании жильцов. Его могут так же инициировать сами поставщики коммунальных ресурсов, при условии, если управляющая компания дома накопила задолженность более чем за два месяца.

Цель изменений в законодательстве – дать возможность собственникам квартир оплачивать свет, тепло и воду напрямую, минуя посредников. Кроме того, таким образом правительство надеется защитить права собственников от недобросовестных управляющих организаций. Однако начало действия нового порядка вызвало многочисленные вопросы.

В частности, кем и как в домах, перешедших на прямые договора, должны передаваться показания общедомовых приборов учета? Как будет производится оплата потребления на общедомовые нужды? Как будет распределяться ответственность при поставке некачественных коммунальных ресурсов? Что делать, если жители приняли решение перейти на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями, а управляющая компания, тем не менее, продолжает выставлять счета за тепло, воду и свет?

С официальным разъяснениями по этим и ряду других вопросов выступило Министерство строительства и ЖКХ. Публикуем их ниже.

Содержание

Нужно ли получать согласие жильцов, если переход на прямые договора происходит по инициативе ресурсоснабжающей организации?

Вопрос: Необходимо ли получение согласия собственников помещений в многоквартирных домах в целях установления договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией при реализации норм, предусмотренных пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ, речь идет о решении ресурсоснабжающей организации перейти на прямые договора)?

Ответ: В силу пункта 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ одним из оснований дня заключения договора ресурсоснабжения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией (далее — прямой договор) является прекращение заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее — договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения.

Основания и порядок одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения определены в части 2 статьи 157.2 ЖК РФ.

Так, в соответствии с указанной нормой ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

При этом данным порядком не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации получить согласие собственников помещений в многоквартирном доме на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения. С учетом изложенного, Минстрой России полагает, что реализация права ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения, заключённого с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, не требует согласия собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники приняли решение перейти на прямые договора, что происходит с обязанностями УК?

Вопрос: Приводит ли принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, к автоматическому исключению из предмета договора управления, заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дни получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).

Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ПС РФ) предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом.

В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

Как определяется объем задолженности, дающий ресурсоснабжающей организации одностороннее право перейти на прямые договора?

Вопрос: В силу пункта 2 части 1 статьи 157.1 ЖК РФ ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при наличии у последнего задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения. Размер соответствующей задолженности будет определяться суммарно за предоставленные коммунальные услуги и за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества или расторжение договора ресурсоснабжения по указанному основанию возможно только при наличии задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги?

Ответ: Для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организацией от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 157.1 ЖК РФ, требуется наличие задолженности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.

Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется ресурсоснабжающей организацией путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия (часть 2 статьи 157.2 ЖК РФ).

Таким образом, для расторжения договора ресурсоснабжения по названному основанию юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, не является основанием для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения.

Кто и как должен передавать показания счетчиков при переходе на прямые договора?

Вопрос: Как и кем будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры?

Ответ: В силу части 11 статьи 161 ЖК РФ в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе на прямые договоры вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.

Как будет происходить оплата потребление коммунальных ресурсов на общедомовые нужды?

Вопрос: Кем будет выставляться плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, при переходе на прямые договоры?

Ответ: В соответствии с частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2, в соответствии с которой прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг.

Таким образом, переход на прямые договоры не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Соответственно, плата за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.

Кто отвечает за качество коммунальной услуге при переходе на прямые договора?

Вопрос: Каким образом разграничены зоны ответственности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организации в случае заключения прямого договора при предоставлении собственникам помещений в многоквартирном доме некачественных коммунальных услуг?

Ответ: В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

При этом в силу пункта 3 части 11 статьи 161 ЖК РФ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, также обязано принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и обязано отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций, тогда как ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

Что делать, если управляющая компания игнорирует решение собственников о переходе на прямые договора?

Вопрос: Какие меры можно принять в отношении управляющей организации, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями, а управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги?

Ответ: Частью 5 статьи 3 Федерального закона № 59 предусмотрено, что в случае представления собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно — коммунального хозяйства) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, для внесения платы за коммунальные услуги за период после прекращения соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, такие лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны уплатить собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме, которым были представлены указанные платежные документы, штраф в двукратном размере суммы, подлежащей уплате, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платежных документов собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.

Как добиться от управляющей компании уплаты штрафов за выставление платежек после перехода на прямые договора?

Вопрос: Федеральным законом № 59 предусмотрена обязанность управляющей организации по выплате штрафа собственникам помещений в многоквартирном доме в случае выставления ею платежных документов после заключения прямых договоров. Можно ли проводить проверку по указанному вопросу? Какие меры воздействия можно принять к управляющей организации в случае неисполнения данной обязанности?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ). Таким образом, в отношении управляющих организаций органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации осуществляется лицензионный контроль.

Предметом лицензионного контроля выступает соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ. При этом пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ предусмотрено, что к числу лицензионных требований относятся иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, предусмотрено отнесение к лицензионным требованиям соблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, которая предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. В свою очередь, пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, учитывая, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и на нее возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям, выставление соответствующих платежных документов лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в указанном случае является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110.

Что происходит с полномочиями жилищного надзора после перехода дома на прямые договора?

При заключении прямых договоров вправе ли орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации осуществлять проверку ресурсоснабжающих организаций в части обоснованности начисления размера платы за коммунальные услуги, и что будет являться предметом такой проверки?

Полномочия органов государственного жилищного надзора определены в статье 20 ЖК РФ. Так, согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Ввиду того, что при прямых договорах ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг и ее деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги будет являться нарушением положений названных Правил. Данное обстоятельство будет являться основанием для принятия органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации мер реагирования в рамках осуществления жилищного надзора. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Полный текст официальных разъяснений Минстроя «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 г. №59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»» (в формате PDF).

Напомним, что коммунальные услуги включают услуги:

  • электроснабжения;
  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения (канализации);
  • газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
  • теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления…» (п. 36 Приказа Росстата от 26.06.2013 N 234 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг»)

Содержание видов коммунальных услуг приведено также в п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – «Правила предоставления коммунальных услуг»).

Кто может являться исполнителем коммунальных услуг?

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В соответствием с приложением 6 «Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утвержденного Госстроем России,

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг — организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.

Для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, исполнителями могут являться:

а) для нанимателей — наймодатель (юридическое или физическое лицо), непосредственно либо в лице уполномоченной им организации, осуществляющей управление и обслуживание жилищного фонда;

б) для собственника жилья — управляющая организация или организация, обслуживающая жилищный фонд.

Статья 161 ЖК РФ называет способы управления многоквартирным домом:

  • управление товариществом собственников жилья;
  • управление жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией;
  • непосредственное управление.

Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Из пп. 8, 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив;
  • жилищно-строительный или иного специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • ресурсоснабжающая организация.

С какого момента управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг (приступает к предоставлению КУ)?

Управляющая организация — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления МКД, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг)

Товарищество (ТСЖ) или кооператив — с даты его госрегистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному с ресурсоснабжающей организацией (п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг).

ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг. Рекомендуем на эту тему статью: «Управляющая компания продолжает выставлять счета после создания ТСЖ. Законно ли»?

Ресурсоснабжающая организация — в доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, — с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления. Другие условия и основания предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией см. в п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг)

ТСЖ – исполнитель коммунальных услуг с момента создания. Примеры из судебной практики

1. ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг с момента создания. Прежняя управляющая организация обязана вернуть платежи граждан

ТСЖ обратилось с иском к управляющей компании о взыскании неосновательного обогащения, указав, что ранее осуществляющая управление домом организация обязана вернуть собственникам (в лице созданного ТСЖ) денежные средства, внесенные на счета управляющей компании в качестве целевых взносов на капитальный ремонт жилого дома.

Иск удовлетворен. Судами установлено, что с момента принятия собственниками помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом и создания ТСЖ, товарищество приобрело статус исполнителя коммунальных услуг и лица, представляющего законные интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

При этом установлено, что ответчик (прежняя управляющая компания), работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в спорный период не выполнял, в связи с чем на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение в сумме перечисленных собственниками целевых платежей (см. определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2015 г. N 309-ЭС15-4788).

2. ТСЖ с момента создания является исполнителем коммунальных услуг и обязано вносить плату энергоснабжающим организациям

ОАО ТГК-13 обратилось в Арбитражный суд к ТСЖ с иском о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение).

В иске к ТСЖ о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию отказано. Указано следующее.

1) Статус управляющей организации неразрывен со статусом исполнителя коммунальных услуг. Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилой дом коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Следовательно, с момента создания ТСЖ именно ответчик (товарищество) является потребителем отпущенных в жилой дом ресурсов, а также исполнителем коммунальных услуг, и, соответственно, обязанным лицом перед ресурсоснабжающей организацией по оплате поставленных коммунальных ресурсов.

2) Суд апелляционной инстанции, установив общую площадь жилого дома, применив норматив потребления и определив размер задолженности ТСЖ, пришел к выводу о том, что ответчиком истцу уплачены денежные средства в размере, превышающем сумму задолженности и по этому основанию отказал в удовлетворении исковых требований (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2012 г. N А33-6635/2011).

3. ТСЖ с момента создания или застройщик обязан предоставлять коммунальные услуги и оплачивать их? Решение суда

Требования к ТСЖ о взыскании в пользу ОАО «ВТГК» задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель удовлетворены частично.

В спорный период образования задолженности управляющей организацией жилого дома являлось ТСЖ, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.

С момента создания ТСЖ обязательства по предоставлению коммунальных услуг и их оплаты лежит на ТСЖ, а не на застройщике.

Однако ТСЖ в спорный период не заключило договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде с энергоснабжающей организацией.

Между тем в спорные периоды времени ОАО «ВТГК» фактически осуществляло поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 6 августа 2013 года по делу N А57-22815/2011).

Вернуться к началу обзора: Взыскание с прежней управляющей компании неизрасходованных средств на ремонт дома как неосновательное обогащение. Судебная практика

Привожу проект договора для конкретного СНТ. Каждое СНТ пишет договор для своих условий.
ДОГОВОР НА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЕЙ ВЛАДЕЛЬЦАМИ САДОВЫХ УЧАСТКОВ САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»
№ ______________
г. Барнаул » ___» ___________20 ____ г.
Садоводческое товарищество Березовая роща, именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице председателя Правления Соловьева Андрея Геннадьевича действующего на основании Устава с одной стороны, и владельца участка №_______ по ул._______________ __________________________________именуемого в дальнейшем «Потребитель» в лице
_____________________________________________________________________________________
паспорт гражданина РФ серия ______ номер _________
выдан _______________________________________________________________________________
зарегистрирован______________________________________________________________________
Факт. адрес проживания________________________________________________________________
тел.____________________________________________________
с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследую-щем:
I. Предмет договора
1.1. По настоящему договору Исполнитель обязуется подавать Потребителю электрическую энергию для бытового потребления в согласованные точки поставки, а Потребитель обязуется своевременно оплачивать затраты Исполнителя за подачу электрической энергии в соответствии с потребляемой Потребителем энергией, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
1.2. Границей раздела балансовой принадлежности электроустановок и границей ответственности по эксплуатационному обслуживанию электроустановок Сторон являются изоляторы (зажимы, болтовые соединения), установленные на ближайшей к садовому участку опоре линии электропередач 0,4 КВ. Соединительные провода от опоры, а также устанавливаемые на стойках или наружной стене дома счетчики являются собственностью владельца садового участка.
2. Обязанности и права сторон:
2.1. Исполнитель обязан:
2.1.1. Подавать Потребителю электрическую энергию в точки поставки, расположенные на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
2.1.2. Производить по просьбе Потребителя изменения предельных договорных величин потребляемой мощности электроустановок Потребителя. Просьба Потребителя оформляется письменным заявлением и представляется Исполнителю на рассмотрение. Изменения договорных величин потребления мощности в сторону увеличения производятся только при отсутствии задолженности у Потребителя за потребленную энергию и мощность и при наличии технической возможности со стороны Исполнителя.
2.1.3. По заявке Потребителя производить необходимые отключения, пломбирование оборудования.
2.2. Исполнитель имеет право:
2.2.1. Прекращать подачу энергии Потребителю после предупреждения в следующих случаях:
а) невыполнения Потребителем Технических условий на подключение, выданных после прове-денной реконструкции электрических сетей;
б) ненадлежащего исполнения денежных обязательств по оплате потребленной электрической энергии более 1 месяца и оплате потерь в сетях СНТ более двух месяцев
в) за неоплату штрафов, пени, а также иных санкций, предусмотренных настоящим договором, добровольно или на основании решения суда, установившего (подтвердившего) право испол-нителя на взыскание указанных штрафов, пени, неустоек и иных санкций.
г) присоединения нагрузок до приборов учета или нарушения схем учета энергии, срыв пломб электросчетчика или его повреждения и иных систем контроля;
д) самовольного, в нарушение установленного порядка технологического присоединения, под-ключения нагрузок к сети Исполнителя или увеличения мощности сверх значений, установ-ленных договором;
е) ограничения допуска уполномоченных представителей Исполнителя к энергоустановкам по-требителя или приборам учета;
ж) превышения договорных величин потребления электрической энергии и нарушение режима потребления электрической энергии, заданного Исполнителем;
з) несоблюдения технических условий, выданных Исполнителем для подключения Потребителя, в том числе и за присоединение Потребителем к своим сетям других потребителей без согласо-вания с Исполнителем;
и) за срыв пломбы или знаков визуального контроля, наложенных Исполнителем на коммутационные аппараты;
к) в случае отказа произвести обрезку веток деревьев (своими силами или силами Исполнителя) растущих на участке выделенном Потребитель на расстоянии менее двух метров от проводов воздушной линии ввода в дом Потребителя.
л) в иных случаях, предусмотренных действующими нормативными актами.
Исполнитель прекращает подачу Потребителю энергии в случае не устранения Потребителем указанных нарушений в течение 7 дней с момента их обнаружения.
2.2.2. Прекращать подачу Потребителю электроэнергии при проведении планового ремонта в сетях товарищества, а также в случае необходимости при подключении новых потребителей продолжительностью до 12 часов с уведомлением на информационном сайте и щите на территории товарищества.
2.2.3. Проводить отключение энергопотребления без предварительного уведомления Потребителя
с последующим сообщением ему о причинах отключения для принятия мер по предупрежде-нию или ликвидации аварий (аварийных режимов), в том числе:
— при неудовлетворительном состоянии электроустановок потребителей, угрожающего аварией, пожаром или создающего угрозу для жизни людей;
— при снижении показателей качества электроэнергии по вине Потребителя до значений, нарушающих нормальное функционирование электроустановок товарищества и других потребителей.
2.2.4. Уменьшить договорную мощность при неоднократном нарушении сроков оплаты. Под неоднократным нарушением сроков оплаты понимается задержка оплаты потребленной электрической энергии и мощности за период от 2 (двух) и более месяцев в течение последних 12 месяцев
2.2.5. Составлять акт о неучтенном потреблении электрической энергии Потребителем в его лич-ном присутствии, или присутствии его представителя.
2.3. Потребитель обязан:
2.3.1. Выполнить технические условия на подключение, соблюдать установленные настоящим договором условия и величины потребления мощности.
2.3.2. Выполнять оперативные указания в отношении режима энергопотребления; соблюдать заданные Исполнителем характеристики и уставки автоматов и предохранительных устройств.
2.3.3. Производить оплату затрат Исполнителя за используемую электроэнергию в порядке и сроки, установленные настоящим договором.
2.3.4. Обеспечивать в личном присутствии или сопровождении своих уполномоченных представителей беспрепятственный доступ на территорию Потребителя к приборам учета электроэнер-гии, электросети и электроустановкам уполномоченных представителей Исполнителя для контроля соблюдения условий настоящего договора, режима энергопотребления, обслуживания приборов учета, для проведения контрольных проверок расчетных счетчиков на месте установки, для проведения замеров качества электроэнергии, для контроля за условиями эксплуатации электроустановок, соблюдением правил охраны труда и проведения мероприятий по контролю, осуществляемого в пределах их полномочий.
2.3.5. Снимать показания приборов учета 25 числа каждого месяца и производить оплату затрат Исполнителя в соответствии с потребленной электроэнергией в кассу Исполнителя в ближайший рабочий день кассира до 10 числа месяца следующего за расчетным или иным удобным способом на расчетный счет Исполнителя в те же сроки.
2.3.6. Использовать электроэнергию на отопление и горячее водоснабжение при условии письменного согласования с Исполнителем, за исключением бытовых нагревательных приборов мощностью до 1,5 кВт.(суммарно).
2.3.7. Визуально контролировать приборы учета электроэнергии, установленные в электроустановках Потребителя. Обеспечивать сохранность пломб, установленных представителем Исполнителя.
2.3.8. Обеспечивать сохранность и безопасность эксплуатации находящихся в ведении Потребителя электрических сетей, а также исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с передачей и потребления электрической энергии.
2.3.9. Письменно согласовать с Исполнителем проведение любого вида работ, связанных с изменением или нарушением схемы учета электроэнергии.
2.3.10. Не допускать без разрешения Исполнителя возведения построек, складирования материа-лов, посадки деревьев, а также производство земляных работ в охранных зонах ЛЭП.
2.3.11. Незамедлительно уведомлять Исполнителя об авариях на энергетических объектах Потребителя, связанных с отключением питающих линий, повреждением основного оборудования, а также о пожарах, вызванных неисправностью электроустановок.
2.3.12. Незамедлительно сообщать Исполнителю о всех нарушениях схемы учета и неисправностях в работе расчетных приборов учета, о нарушениях защитных и пломбирующих устройств приборов учета.
2.3.13. Компенсировать убытки Исполнителя, вызванные действием (бездействием) Потребителя, которое привело к отключению или повреждению электросетей и электроустановок Исполни-теля.
2.3.14. В случае утраты прав на участок, дом или иное строение полностью оплатить потребленную по настоящему договору электроэнергию не менее, чем за 10 дней до момента передачи их другому владельцу.
2.3.15. Сдавать в проверку, ремонт и осуществлять замену приборов учета электрической энергии
в соответствии с установленными сроками межповерочного интервала для расчетного счетчика по согласованию с Исполнителем.
2.3.16. Согласовать с Исполнителем установку, схему включения и отключения индивидуальных генераторов электрической энергии.
2.3.17. Отвечать за электрическую и пожарную безопасность принадлежащих ему электрических сетей, электрооборудования, электрических приборов, зданий и сооружений.
2.4 «Потребитель» имеет право:
2.4.1. Требовать от Исполнителя предоставления информации, касающейся потребления электро-энергии предыдущего периода, платежей, начисленных и оплаченных, заявлять об ошибках, обнаруженных в платежных документах.
2.4.2. Присутствовать при контроле и пломбировании расчетного электросчетчика, измеряющего количество электрической энергии, потребленной им
2.4.3. Расторгнуть договор подачи электрической энергии в одностороннем порядке при условии уведомления об этом Исполнителя и полного погашения денежных обязательств, возникших из настоящего договора.
2.4.4. Изменять величину присоединенной (разрешенной к использованию) мощности, установленной настоящим договором в сторону увеличения при условии получения разрешения от Исполнителя, выполнения технических условий, выданных Исполнителем, получения акта допуска и выполнения соответствующих изменений в договор подачи электрической энергии.
3. Учет электроэнергии
3.1 Электроустановки Потребителя должны быть обеспечены необходимыми приборами учета для расчетов за электроэнергию с Исполнителем.
3.2 Величины потребления электрической энергии за расчетный период определяются по показаниям индивидуальныхприборовучета. При замене счетчика по согласованию с Исполнителем величины потребления электрической энергии за расчетный период определяются с даты подписания Исполнителем акта о замене счетчика.
3.3. При проведении Исполнителем работ с приборами учета электроэнергии Потребителя (замена приборов, проведение испытаний и др.) без снятия нагрузки учет электрической энергии за время проведения этих работ производится расчетным путем, исходя из среднесуточного потребления Потребителем за предыдущий расчетный период с составлением акта, который яв-ляется документом, регламентирующим размер оплаты потребленной электроэнергии.
3.4. Замена Потребителем приборов, предназначенных для учета электрической энергии, без со-гласования с Исполнителем запрещается.
3.5. Приборы, предназначенные для учета электрической энергии, должны соответствовать требованиям «Правил устройства электроустановок».
4. Порядок расчетов
4.1. Расчеты за поставленную электроэнергию производятся денежными средствами по тарифам, утвержденным Управлением по тарифам Алтайского края, на основании показаний приборов учета за расчетный период (календарный месяц). Оплата Потребителем потребленной энергии и мощности возможно с применением ежемесячных авансовых платежей. Величина ежемесячного авансового платежа соответствует среднемесячной стоимости потребленной Потребителем электрической энергии за предыдущий квартал года или выше без ограничения суммы.
4.2. Тариф на оплату электроэнергии устанавливается Региональным Управлением по ценам и тарифам.
4.3 СНТ рассчитывается с Энергосбытовой компанией по счетчикам на границе балансовой принадлежности и оплачивает дополнительно потери в принадлежащих им трансформаторах. Разница между суммой показаний приборов учета всех потребителей и показаний расчетных приборов учета являются технологическими потерями. Технологические потери оплачиваются всеми потребителями электроэнергии в СНТ в рассчитанном проценте от общего потребления. Расчет производится в течении месяца при и подписании акта сверки расчетов с Энергосбытом. Оплачивается платеж за потери через месяц после оплаты по индивидуальному прибору учета за потребленную электроэнергию.
4.4. Оплата может производится через платежный терминал в кассе СНТ, наличными в кассу СНТ для зачисления оплаты на расчетный счет, через приходные кассы по счету полученному в бухгалтерии на оплату. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств в кассу Исполнителя, либо дата оплаты чека (квитанции) при прямой оплате через приходные кассы. При оплате через приходные кассы плательщик должен известить бухгалтера о дате и сумме оплаты с предъявлением платежного документа. Авансовая оплата. При израсходовании средств авансовой оплаты садовод будет извещен о необходимости произвести доплату.
4.5. Если у Потребителя счетчик вышел из строя, то расчет потребления электроэнергии Потребителем производится по среднесуточному расходу электроэнергии за предыдущий месяц. При этом период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать двух месяцев, после истечения которого расход электроэнергии должен определяться Исполнителем по полной разрешенной договорной мощности или по установленной (присоединенной) мощ-ности токоприемников и числу часов подачи энергии, до сообщения показаний электросчетчи-ков, без последующего перерасчета).
Допускается копию (фото, скан) чека (квитанции) пересылать Исполнителю по электронной почте, по адресу, указанному на интернет-сайте Исполнителя с обязательным представлением платежного документа в кассу для его погашения.
5. Порядок прекращения подачи энергии
5.1. Порядок прекращения подачи энергии в случае ненадлежащего исполнения денежных обяза-тельств Исполнителем:
5.1.1. В случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств, возникших из настоящего договора. Исполнитель вправе полностью прекратить или ограничить подачу энергии, о чем Потребитель уведомляется с указанием последней даты срока погашения задолженности по денежным обязательствам, а также даты и времени прекращения подачи энергии.
5.1.2. Уведомление о прекращении подачи энергии направляется Потребителю не позднее, чем за трое суток до времени прекращения подачи энергии. Уведомление осуществляется письменно или направлением СМС сообщения на телефон указанный потребителем в настоящем договоре.
5.1.3. Возобновление подачи энергии осуществляется только после погашения всех денежных обязательств Потребителя перед Исполнителем, в том числе предусмотренных п.5.3 настояще-го Договора.
5.2. Если в результате действий Потребителя произошло нарушение работы защитных устройств
Исполнителя, приведшее к срабатыванию защитных аппаратов на стороне Исполнителя, подключение Потребителя производится после подписания 2-х стороннего акта, фиксирующего срабатывание защитных аппаратов, и устранения причин, вследствие которых произошло от-ключение электроэнергии.
5.3. Расходы исполнителя по прекращению и возобновлению подачи энергии произведенным в порядке пп.5.1 – 5.2 настоящего Договора возмещаются Потребителем.
6. Ответственность сторон
6.1.Потребитель за самовольные, в нарушение установленного порядка, присоединения к сети Исполнителя, а также за самовольные присоединения третьих лиц,
а также за превышение установленных настоящим договором величин энергопотребле-ния, режима работы электронагревательных установок, электронагревательных приборов, оплачивает Исполнителю неустойку в четырехкратном размере тарифа либо в размере, установленном действующими нормативно-правовыми актами, за всю энергию, использованную или присоединенную с нарушением договора за весь срок действия договора, но не более срока исковой давности. При безучетном потреблении путем обхода прибора учета или набросом токоприемников на провода, домохозяйство немедленно отключается от электроснабжения, составляется акт и предается в административные органы для вынесения наказания в соответствии с КОАП.
6.2. Если в результате действий Потребителя, в том числе указанных в п.5.2 настоящего Договора, а также аварий в энергоустановках потребителя причинен ущерб Исполнителю, ответствен-ность по возмещению причиненных убытков возлагается на Потребителя.
6.3. При просрочке оплаты Потребитель, если не произведено отключение по договоренности с Исполнителем, потребитель уплачивает Исполнителю штрафную неустойку в виде пени в размере 1/300 учетной ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от неоплаченной или несвоевременно оплаченной суммы за каждый день просрочки. Начисление пени производится до момента погашения задолженности в соответствии с п.4.4 настоящего Договора.
6.4. Исполнитель не несет имущественной ответственности перед Потребителем за отпуск электроэнергии пониженного качества за те сутки, в течение которых Потребитель не соблюдал установленный режим электропотребления: допускал превышение установленных величин по-требления электрической энергии и мощности.
6.5. Стороны не несут ответственности в том случае, если надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). К обстоятельствам непреодолимой силы стороны настоящего договора отнесли природные явления стихийного характера (землетрясение, наводнение, ураганы, оледенение и иные природные условия, исключающие нормальную жизнедеятельность человека); мораторий органов власти и управления; забастовки, организованные в установленном законом порядке; снижение частоты электроэнергии в единой энергосистеме России по причинам, не зависящим от действий сторон, действия третьих лиц и другие обстоятельства, которые могут быть определены как непреодолимая сила, препятствующая надлежащему исполнению обязательств.
6.6. В случае ограничения или отключения Потребителя за неуплату или по иным основаниям, предусмотренным нормативными актами, договором Исполнитель не несет ответственности за последствия, вызванные таким ограничением или отключением.
6.7. При нарушении Потребителем установленного договором режима потребления энергии и/или мощности взимается плата в 2-кратном размере к тарифу либо в размере, установленном действующими нормативно-правовыми актами, за энергию и/или мощность, израсходованную им сверх величин, предусмотренных договором.
6.8. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство по настоящему договору, несет ответственность в соответствии с договором и действующим законодательством РФ.
7. Срок действия договора
7.1. Настояний договор вступает в силу со дня подписания, действует до «_____» ______ 20___г. и считается ежегодно продленным, если ни одна из сторон не заявит о его пересмотре или пре-кращении действия.
7.2. Настоящий Договор может быть расторгнут Исполнителем в одностороннем порядке
при отсутствии у Потребителя энергопринимающего устройства или другого необходимого
оборудования, но не ранее чем через 3 месяца с момента получения заявления о переоформлении договора и при его непереоформлении в соответствии с п.7.4 настоящего Договора,
В случае, когда Потребитель утратил право на энергопринимающее устройство или иное необходимое оборудование, Исполнитель вправе уведомить Потребителя о расторжении договора энергоснабжения не менее чем за 5 дней до его расторжения. Днем расторжения договора считается день, указанный в уведомлении.
7.3. При прекращении потребления энергии в связи с последующим расторжением (изменением)
настоящего договора по инициативе Потребителя, Потребитель:
— уведомляет об этом Исполнителя не менее, чем за 10 дней до прекращения (изменения) потреб-ления;
— совместно с Исполнителем отключает свои сети от сетей Исполнителя на границе балансовой принадлежности;
— сдает приборы учета, принадлежащие Исполнителю.
— прекращении потребления и соблюдении указанного порядка стороны составляют двусто-ронний акт. При прекращении потребления энергии (мощности) без последующего расторже-ния (изменения) настоящего договора по инициативе Потребителя, Потребитель уведомляет об этом Исполнителя не менее, чем за 10 дней до прекращения потребления. Стороны составляют акт о прекращении потребления с указанием номера участка и адреса потребителя, величин потребления, периода прекращения потребления. Ответственность за составление данного акта возлагается на Потребителя, при этом к составлению акта применяются условия настоящего договора о корректировке договорных величин в соответствии с п.2.1.2 настоящего Договора.
7.4. При передаче объекта новому владельцу договор может быть расторгнут без выполнения условий по отключению сетей и сдаче приборов учета, указанных п.7.3 настоящего Договора, в случае одновременного переоформления договора энергоснабжения на объект с новым вла-дельцем. При одновременном переоформлении договора с новым владельцем условия электро-снабжения последнего (сетевое ограничение, условия подключения) не должны изменяться по сравнению с условиями энергоснабжения Потребителя по настоящему договору, применяемы-ми к данному объекту.
7.5. Обязательства, возникшие из настоящего договора до его расторжения и не исполненные надлежащим образом, сохраняют свою силу до момента их исполнения.
8. Особые условия
8.1. При расчетах сторон по настоящему договору с применением авансовых платежей и при надлежащем исполнении Потребителем денежных обязательств ограничение и временное от-ключение подачи энергии (мощности) при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения производится в последнюю очередь.
8.2. При надлежащем исполнении Потребителем обязательств по уплате авансовых платежей санкции, предусмотренные условиями п.6.7 настоящего Договора за нарушение режимов по-требления не применяются.
9. Прочие условия
9.1. Спорные вопросы по настоящему договору решаются путем переговоров. В случае, если сто-
роны не могут прийти к соглашению, спорные вопросы решаются в судебном порядке.
9.2. Во всём остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются
законодательством и нормативными документами РФ,
9.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть оформлены в письменной
форме и подписаны Сторонами.
9.4. Все приложения, изменения и дополнения к настоящему договору являются неотъемлемой
частью договора.
9.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах — по одному экземпляру для каждой из сто-
рон.
9.6. На день заключения договора у Потребителя зарегистрирован в качестве расчетного электро-
счетчик:
Тип _____________ Заводской № _______________ Год изготовления ________________
Номинальный ток _____________ А(ампер), Показания __________________________________
На внешнем кожухе расчетного электросчетчика имеются пломбы государственной поверки в ко-личестве _____ шт. и пломбы №____________________ Исполнителя в количестве _______ шт,
Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах, один из которых находится у Исполнителя, а другой у Потребителя.
Подписи сторон:
«Исполнитель» «Потребитель»
Председатель Правления _________________. Тел:_______________________________
________________________ Подпись
Подпись____________________ М.П

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества. Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО. Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.


В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения. Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании. Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е. дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость. В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е. доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг). В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Может ли РСО быть управляющей компанией?

Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК. Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е. последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.

Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:

  • занимается сбором денег с населения на капитальные ремонтные работы;
  • проводит восстановительные мероприятия в отношении общедомовых помещений.

Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.

Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.

Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:

  • если владельцы жилья до сих пор не выбрали оптимальный для себя способ управления жилым фондом;
  • если период действия прежнего способа истек, а новый еще не был установлен.

Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.

Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?

В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:

  • если собственник проживает в частном доме;
  • если в рамках проведения общего собрания был избран подобный способ управления;
  • если УК или ТСЖ задолжали РСО свыше трех месячных сумм за коммунальные сервисы.

При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:

  • не нужно держать на рабочих местах много государственных служащих;
  • отсутствует необходимость несения ответственности за деяния или бездействие недобросовестных соседей, которые не вносят платежи за КУ;
  • возможность найма подрядчиков на короткий временной период в целях проведения мер, связанных с восстановлением жилого фонда (а это, в свою очередь, способствует экономии по причине большой конкуренции в этой нише).

Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:

  • разногласия между жителями могут привести к тому, что многоэтажное здание перестает подлежать качественному и эффективному управлению;
  • есть вероятность нерегулярного внесения платы за коммунальные услуги;
  • отсутствие возможности проведения капитального ремонта за счет средств, выданных Фондом содействия реформам ЖКХ.

Плюсы и минусы работы напрямую с РСО

Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.

Критерий Преимущества Недостатки

Рисковые факторы

Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами

Распределение средств

Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения

Удобство оплаты

Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям

Дополнительные трудности

Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения

Ответственность РСО за расчеты

Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е. когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру. Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.

Планируемые нововведения

Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.

Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.


admin

Добавить комментарий