Защита предпринимательства

Защита предпринимательства

Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России. Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства. Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Содержание

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.
Кроме того, проверки подразделяются на:

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.
В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя.

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ. В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ.

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ).
Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает:

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке. Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством. Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Защита предпринимателей – это мероприятия по восстановлению и сохранению прав юрлиц и ИП. Осуществляются в соответствии с принятым законом, способствуют выявлению нарушителей и привлечению их к ответственности.

  1. Материально-правовой. Имеет такие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – признание оспариваемых отношений;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – в судопроизводстве.

Есть также и самозащита. Ее необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты:

  • Судебные – Конституционный, арбитражные, общей юрисдикции.
  • Мировое соглашение, нотариальная помощь.

Федеральный Закон о защите прав предпринимателей

Незаконное давление чиновников на бизнесменов, коррупция, поборы и вымогательства превращают их жизнь в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом звене. У данной категории нет достаточных ресурсов для защиты своих интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с документом была проделана работа, в результате которой появился новый Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

Нормативный акт отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере ИП, обозначил их права и обязанности, а также владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок – метод защиты от нарушений

До недавнего времени ревизии имели хаотичный характер. Они проводились тогда, когда мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура сводилась к вымогательству средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и вело к увеличению погрешностей с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Ревизии стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Существуют такие виды проверок:

  • Плановая – один раз в три года. Список размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с ним и устранить существующие нарушения.
  • Внеплановая – в чрезвычайных случаях, в том числе по заявлениям о нарушении потребительских прав.

Также есть разделение проверок на:

  • Документарная – ревизия необходимых бумаг, предоставляемых в контролирующую организацию;
  • Выездная – проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса.
  • Презумпция добросовестности.
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать план проверок, знать права и обязанности представителей органа контроля.
  • Ревизия проводится только в определенной сфере.
  • Запрещено проверять бизнесмена по одному и тому же вопросу разными учреждениями.
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии бизнеса в компетентные органы, они не обязаны показывать проверяющей службе разрешительные документы на работы.
  • Контролирующая организация, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности согласно законодательству.
  • Проверки ИП и юрлиц бесплатны. Взимать средства запрещено.
  • Мероприятия финансируются за счет бюджета.

Омбудсмен

Чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять законы. В нашей стране выполнение их возможно, только если есть контроль.

В апреле 2012 года для улучшения жизни бизнесменов действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В декабре 2012 года, после инаугурации, В. Путин создал институт омбудсмена. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств.
  • Обращаться в органы судопроизводства с исками о защите лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты.
  • Запрашивать в муниципальных образованиях любую информацию.
  • При предъявлении удостоверения иметь допуск в органы государственной власти.
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов.
  • Принимать участие в выездных проверках.
  • Вносить предложения по улучшению работы.

Требования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не член Совета Федерации;
  • не депутат;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Бизнесмены могут найти поддержку и в своем регионе, и в вышестоящих кругах. Чувствуя помощь государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это один из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

Предприниматели являются участниками множества правоотношений, что всегда ставит их перед опасностью, что в какой-то ситуации их права могут быть нарушены. Поэтому защита прав предпринимателей является необходимой сферой знаний, которые стоит постигать с самых первых шагов в бизнесе.

Правовая сфера предпринимательства

Что это такое – права предпринимателя? Сразу отметим, что это весьма сложная юридическая конструкция, состоящая из следующих элементов:

  • Имущественные права – совокупность всех прав на материальные активы, а также результаты по заключенным в процессе предпринимательской деятельности сделкам.
  • Неимущественные права – представляют собой права на нематериальные активы, например, деловая репутация, авторские права.
  • Организационные права – включают все права, которые связаны с организацией собственного дела, к примеру, право на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Дополнительно к данным правам, предприниматель имеет право на защиту своих интересов как гражданин РФ, однако, защита их лежит за пределами предпринимательской деятельности.

От кого защищать предпринимателя

Сама защита предпринимателей в каждом конкретном случае строится в зависимости от потенциальных угроз. Условно её можно разделить на следующие группы:

  • От противоправных действий со стороны государственных или муниципальных структур. В данном случае существует законодательная основа защиты в виде различных инструкций, регламентов, положений и т.д. К примеру, на данный момент в России действует обязательная процедура предварительного уведомления предпринимателей о предстоящей проверке надзорными и контролирующими органами, также существует законодательный запрет на проведение плановых проверок субъектов предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации.
  • От противоправных действий персонала – здесь меры правовой защиты, предусмотренные трудовым законодательством сочетаются с дополнительными мерами, например, проверка кандидатов, установка технических средств слежения за персоналом. Например, предприниматель вправе включить в трудовой договор с работником пункт о его материальной ответственности, а также предварительно провести проверку подлинности представленного кандидатом на вакансию диплома.
  • От противоправных действий контрагентов – тоже в большей степени обеспечиваются существующими нормами гражданского законодательства, но могут дополняться и иными мерами информационно-правового характера. К примеру, предприниматель составляет договор с учетом положений ГК РФ, где указываются все формы ответственности сторон в случае неисполнения своих обязательств, в то же время он может из открытых источников проверить благонадежность контрагента, установив подлинность представленных документов, получив отзывы от других партнеров.
  • От противоправных действий конкурентов – защита как на уровне законодательства, например, закон о защите конкуренции, существование Федеральной антимонопольной службы, так и на локальном уровне, к примеру, введение режима коммерческой тайны.
  • От противоправных действий клиентов – сочетает в себе элементы законодательного регулирования отношений между сторонами сделки, а также введение дополнительных мер обеспечение безопасности, к примеру, установку системы видеонаблюдения в торговом зале.
  • От противоправных действий злоумышленников – чаще всего это защита имущественных интересов, которые могут пострадать в результате совершения в отношении ТМЦ преступных деяний. Здесь также осуществляется защита, как на уровне законодательства, так и на уровне самого предпринимателя, формирующего определенный уровень безопасности.

Как защищать права предпринимателя

Действующее законодательство предусматривает две большие группы вариантов защиты прав предпринимателей, которые они могут применять в своей деятельности без каких-либо ограничений.

Во-первых, предупредительная защита – это меры досудебного урегулирования конфликтов, а также принятия охранительных мер.

К ним относятся: процедуры переговоров, подписания протоколов разногласий, подача заявлений и жалоб в государственные надзорные органы, нотариальное свидетельствование документов и т.д.

С недавних пор перечень вариантов досудебной защиты интересов предпринимателей пополнился возможностью проведения процедуры медиации, когда для разрешения конфликта приглашается третья сторона – медиатор, который должен помочь сторонам выявить точки взаимодействия и тем самым разрешить конфликт.

К данной группе защиты прав предпринимателей также относятся мероприятия, направленные на исключение ситуаций нарушения прав: составление договоров, законодательное регулирование различных процедур в отношении предпринимателей, например, проведения проверок.

В некоторой степени сюда можно отнести и локальные нормативные акты, издаваемые предпринимателем, такие, как положение о коммерческой тайне, соглашение о полной материальной ответственности, подписываемое сотрудниками и т.д.

Также некоторые источники относят к данной группе детективные и охранные услуги, которыми может воспользоваться предприниматель, например, для обеспечения сохранности своего имущества или пресечения попытки проникновения в коллектив недобросовестных сотрудников.

Таким образом, способы предупредительной защиты прав предпринимателей чрезвычайно широки и позволяют выработать каждому необходимый комплекс мероприятий по отстаиванию своих интересов.

Во-вторых, судебная защита, гарантированная Конституцией РФ. Судебная защита прав предпринимателей может осуществляться в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также третейских судах, созданных при различных объединениях предпринимателей.

При нарушении любого права предприниматель вправе обратиться с иском в суд соответствующей инстанции, в ходе судебного заседания он может пользоваться всеми правами, предусмотренными Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ, истца или ответчика, в зависимости от того, в качестве кого он участвует в процессе. При этом предприниматель может защищать свои права как самостоятельно, так и с помощью квалифицированных юристов, в том числе адвокатов.

Перспективы развития системы защиты прав предпринимателей

Несмотря на то, что вариантов защиты прав предпринимателей на сегодняшний день достаточное количество, многие аналитики отмечают, что существующая система недостаточно эффективна.

Причин здесь множество:

  • не всегда совершенное законодательство;
  • малопродуктивная деятельность судебной системы в этом вопросе;
  • слабая правовая грамотность в предпринимательской среде, особенно среди представителей малого бизнеса.

Все это приводит к тому, что предприниматели не всегда осознают, что их права нарушены, а тем более часто не имеют представления, как их можно защитить. Значительное число юристов и предпринимателей сходятся во мнении, что необходимо разработать специальный «Закон о защите прав предпринимателей», который объединит в себе разрозненные нормы права по данному вопросу.

Также в него стоит включить многочисленные решения и разъяснения Верховного Суда РФ по делам, связанным с предпринимательством. Это позволит самим предпринимателям более четко осознавать свои права и возможности по их отстаиванию, а правоприменительным и судебным органом даст инструмент более оперативного рассмотрения вопросов нарушения прав представителей бизнес-сообщества.

Принятие такого закона вполне возможно, так как руководство страны в последнее время все более пристально следит за деятельностью бизнеса, в том числе и формирует для него комфортные условия. Так, весьма заметным шагом стало создание в администрации президента РФ поста уполномоченного по защите прав предпринимателей, что свидетельствует о взятом правительством курсе на поддержку бизнеса, в том числе и на формирование более совершенной системы защиты его интересов.

Была информация интересна или полезна? Да19 Нет13 Поделиться в сети

В этой заметке мы поговорим о защите предпринимателей от коррупционеров, взяточников, бумаготворцев, очковтирателей и многих других помех в процессе становления и развития бизнеса. Защита прав предпринимателей очень важна не только в России, но у нас ее актуальность выше, чем где бы то ни было. Но даже это не заставляет русских предпринимателей заниматься образованием, изучать свои права и способы их защиты. Многие утверждают, что легче играть по правилам бюрократов, выполнять их требования, заходить, так сказать, со спины проблемы. Наша задача призвать вас к легальному бизнесу, с законными решениями всех проблем.

История защиты предпринимателей в России

Еще в 2003 году при политической партии «Опора России» было образовано бюро по надзору, в ведомстве которого находились все проблемы предпринимателей. Здесь оказывалась юридическая помощь, проводилось консультирование, осуществлялась защита от беспредела органов государственной власти, но чаще всего – от органов местного самоуправления.

В 2010 году назначается Уполномоченный по координации деятельности федеральных органов, работающих с обращениями российских и иностранных инвесторов. Его аппаратом становится один из департаментов Министерства экономического развития. За год работы Уполномоченного из 67 жалоб бизнесменов были решены 46. В федеральных субъектах, в областях, краях и республиках, назначены федеральные представителя Уполномоченного. Именно они на данный момент осуществляют помощь бизнесменам в реализации инвестиционных проектов.

Вдохновленные такой успешной работой, политические и экономические лидеры предложили развить и укрепить опыт работы Уполномоченных президента в вопросах помощи бизнесменам. Уже проработан институт Уполномоченного по правам предпринимателей, определены полномочия, круг решаемых проблем, структура и организация филиалов в регионах. Таким образом, в России впервые появился орган по защите предпринимателей.

Президент РФ озвучил список из пяти ключевых мер по улучшению жизни предпринимателей. И одна из них – создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Структура с такой же функцией создается и при прокуратуре. Так же президентом предлагается к принятию программа из ста шагов, для того, чтобы Россия поднялась со 120-го места по привлекательности для инвестиций.

Создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей входит в программу экономического государства, соответствует целям экономического реформирования. А в мае 2012 года в прокуратуре, наконец, было создано управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, которое подчиняется лично первому заместителю генерального прокурора.

В результате всех этих мер, инициированных на уровне первых лиц государства, в России действует несколько институтов по защите прав предпринимателей. Это и заместители представителей территориальных федеральных субъектах, и управление в генеральной прокуратуре.

Уполномоченный по правам предпринимателей

Этот государственный служащий, который назначается лично президентом Российской Федерации. Он организует работу по защите прав бизнесменов, но не всех, а только довольно определенных. Если предприниматель пытается восстановить свои нарушенные права во внесудебном порядке, если он пострадал от действий государственных органов, если спор возник между малым, средним бизнесом и органами власти, то бизнесмен может обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

22 июня 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении этой должности и тут же назначил на нее главу партии «Деловая Россия» Бориса Титова. На данный момент аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей располагается в Администрации президента России. В нем работают 35 человек, и в октябре 2012 года уже было запланировано дальнейшее формирование Аппарата Уполномоченного при Общественной палате.

Уполномоченным президента по защите прав предпринимателей Борис Титов назначен был не просто по выбору первого лица страны, а по результатам опроса общероссийских предпринимательских организаций. Предприниматели, учитывая его заслуги в экономике, политике, проголосовали за Титова.

Законодательное обеспечение

В декабре 2012 года был принят Федеральный Закон о защите прав предпринимателей (294-ФЗ), который устанавливает

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок.

В Госдуме обсуждается проект Федерального закона N 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». В нем определяются права Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Он может обращаться в суд, если права отдельного предпринимателя или группы юридических или физических лиц, были нарушены. Уполномоченный по правам предпринимателей также наделен правами на посещение любых органов государственной власти и органов местного самоуправления для получения ответов на поставленные вопросы, касающиеся нарушений прав предпринимателей.

Защита прав предпринимателей может выражаться в участии в судебных органах на стороне бизнесмена, и главное – в качестве защитника. Юристы службы Уполномоченного могут оказать совершенно реальную помощь в решении проблемы. Они же могут беспрепятственно посещать без специального разрешения обвиняемых и осужденных по отдельным статьям, касающихся предпринимательской деятельности, в тех местах, где они содержатся под стражей или в учреждениях, где предприниматели отбывают уголовные наказания.

Региональные представители Уполномоченного теперь также имеют права, с помощью которых буду оказывать содействие развитию бизнеса. Губернаторы обязаны согласовывать назначение и увольнение всех региональных уполномоченных. Они назначаются в соответствии с ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Что является защитой предпринимателей?

Защита интересов предпринимателей осуществляется в целях представления их интересов с помощью определенных механизмов, соответствующих законодательной базе. Все эти механизмы признают нарушенные права и восстанавливают их. К нарушителю прав предпринимателей принимаются меры наказания, административного, уголовного. Права предпринимателей защищаются точно так же, как и права обычного человека, то есть личностные и гражданские права в различных отраслях: конституционных, гражданских, административных, уголовных.

Надо знать, что Конституция РФ устанавливает и закрепляет различные права предпринимателей. Право защищать свои интересы и права всеми способами декларируется статьей 45, частью 3. Право на защиту в суде определено в статьях 46 и 47. В 52 статье рассказывается о праве получить компенсацию в случае причинения ущерба. 53 статья Конституции определяет право предпринимателя на возмещение вреда, причиненного государством. Очень интересна часть 2 статьи 34. В ней говорится о защите от недобросовестной конкуренции. В этом плане так же необходимо изучить антимонопольное законодательство. В части 1 статьи 74 для предпринимателей определены права на свободное перемещение товаров, услуг, финансов.

Так же о правах предпринимателей говорит и Гражданский Кодекс. В статье 15 устанавливается право на получение возмещения всех убытков по причине нарушения законных интересов и прав предпринимателей. Убытками называют не только сгоревшее, украденное, пришедшее в негодность имущество, убытками считается и упущенная выгода, то, на что предприниматель рассчитывал, но по вине некоторых лиц этого не произошло.

Статья 169 уголовного кодекса определяет ответственность за препятствование предпринимательской деятельности самыми различными способами.

Формы юридической защиты

Юридическая защита прав предпринимателей в нашей стране осуществляется фирмами и организациями, которые специализируются на законах о бизнесе. Законодательная база в этом отношении еще не совершенна в России, но все вышеизложенные факты говорят о том, что процесс сдвинут с мертвой точки. В судебной практике уже известно достаточно много дел, когда предприниматели выигрывают не только дела у нерадивых представителей власти, но и у самого государства. По их инициативе меняются законы, вносятся дополнения и пояснения. Если предприниматель заботиться о юридической чистоте своей деятельности, то в его штате должен быть грамотный юрист. Он должен не только знать существующие законы, но и своевременно отслеживать все изменения.

Юридическая защита прав предпринимателей может осуществляться и специализированными консалтинговыми фирмами, с которыми заключают договоры ИП. Предприниматель сам вправе решать, в каком объеме и за какую стоимость он наймет юридическую фирму. Но надо знать, что существует как абонентское обслуживание, так и обслуживание по факту необходимости. Но основные понятия работы на рынке и их юридические аспекты предприниматель должен знать сам.

Очень полезно для этого пользоваться информационными системами типа «Гарант», «Консультант» и другими. Они, конечно, являются платными, но цена за их использование ничтожна по сравнению с той пользой, которую они могут принести. Здесь вы найдете все документы, которые помогут вам правильно вести себя при проверке, познакомят вас с основными видами экономического мошенничества и защитят вас от них. Здесь так же много информации по безопасности вашего бизнеса. Поэтому очень важно держать руку на пульсе и вовремя изучать документы, если хотите работать в правовой зоне.

В следующем видео приведено интервью старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры в УрФО Казаковой Н.В. о работе органов прокуратуры Уральского федерального округа по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Вовлеченность в экономическую жизнь страны существенно повышает риск споров. Представители бизнеса заключают гражданские и трудовые договоры, несут дополнительную ответственность, платят специфические налоги. Объем обязательств у коммерсантов растет с развитием проекта. Защита законных интересов и прав индивидуального предпринимателя постепенно превращается в важный элемент системы. Потребительский экстремизм, недобросовестность контрагентов, давление чиновников – отстаивать позиции приходится ежедневно.

Основания проверок: краткий обзор причин и типов контроля

Наибольшее внимание юристы уделяют защите коммерсантов от административного давления. Инструменты надзора нередко превращаются в средства вымогательства, рейдерства или разрушения бизнеса. Предприниматели должны хорошо разбираться в видах контроля и знать правила его осуществления.

В 2018 году выделяют две группы надзорных мероприятий. Каждая из них имеет свои особенности.

Плановые проверки

Прогнозировать очередные контрольные мероприятия реально. Сводный план ежегодно публикует прокуратура на ведомственном сайте. Изменению график не подлежит.

В документ не включают налоговые проверки. Узнать о них заранее не получится. Такие планы относят к закрытым актам служебного пользования. Предугадать явку ревизоров можно оценочным путем. Вероятность назначения выездного мероприятия велика в следующих случаях:

  • деятельность ведется более 3 лет;
  • выручка (оборот) ниже средних значений по отрасли;
  • в инспекцию систематически поступает нулевая или убыточная отчетность;
  • размер заработной платы наемного персонала ниже региональных нормативов;
  • перечисления в бюджет и страховые фонды задерживаются;
  • выбран общий режим налогообложения;
  • рост затрат опережает увеличение доходов и др.

Критерии риск-ориентированного подхода закреплены Концепцией налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС РФ № ММ-3-06/333@.

Внеплановые мероприятия

Предсказать внеочередной визит ревизоров значительно сложнее. В 2018 году продолжает действовать мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого предпринимательства. Ограничение не действует, если в надзорный орган поступили жалобы:

  • от потребителя, клиента;
  • от наемного работника;
  • от контрагента.

Основанием внепланового контроля является причинение вреда людям, имущественным, историческим, культурным ценностям, окружающей среде, а также создание угрозы такого ущерба. В медицинской сфере причиной могут стать жалобы пациентов и их законных представителей.

Инициировать процедуру вправе прокуратура, уполномоченные при президенте, общественные или профессиональные объединения. Внеочередная ревизия следует за окончанием срока предписания об устранении выявленных ранее недочетов.

О назначении проверки государственный орган извещает бизнесмена в письменном виде. Решение должно содержать фамилии, имена, должность инспекторов, регистрационный номер и синюю печать службы. До этого момента документы согласуют с прокуратурой в порядке, предусмотренном приказом ГПР № 93 от 27.03.2009.

Чего ждать от ревизоров: итоги проверок

Общий порядок контроля определен федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008. Защита индивидуального предпринимателя выстраивается с опорой преимущественно на этот акт. Юристы внимательно следят за выполнением процедурных правил.

  1. Сроки. Максимальный период проверки не должен превышать 20 суток. При этом чиновники обязаны помнить о нормативной годовой продолжительности надзора. Для малого бизнеса предел – 50 часов. Микропредприятия разрешено отрывать от работы не более чем на 15 часов.
  2. Круг вопросов. Инспекторы вправе запрашивать документы и информацию в рамках контрольного мероприятия. Расширение границ надзора допускается лишь на основании решения руководителя органа, согласованного с прокуратурой. Изъятие оригиналов документов допускается в исключительных случаях (например, при необходимости установления подлинности).
  3. Экспертность и обоснованность. Если для объективной оценки требуется мнение квалифицированного специалиста, организуется исследование. Затраты лежат на проверяющей стороне. Выводы чиновники обязаны подкрепить достоверными доказательствами и документами.

По итогам надзорного мероприятия ревизоры составляют акт. Защита прав ИП на этом этапе выражается в закреплении возражений. Предприниматель получает возможность указать на допущенные должностными лицами нарушения, отметить ошибочность выводов или акцентировать внимание на прочих аспектах.

На основе акта принимают окончательное решение. Контролирующая служба вправе:

  • завершить проверку с подтверждением законности деятельности ИП;
  • признать коммерсанта виновным в совершении проступков и назначить наказание;
  • аннулировать результаты, сославшись на невыполнение процедурных правил.

Если проверка проводилась по жалобе, об итогах письменно извещают заявителя. Один экземпляр решения вручают предпринимателю либо его уполномоченному представителю.

Обжалование результатов контрольного мероприятия

На оспаривание решения по итогам проверки у заинтересованных лиц есть 3 месяца. Период предоставлен на ознакомление с выводами инспекторов, консультации юристов и составление жалоб.

Административный порядок признан обязательным, а потому первым шагом станет обращение в вышестоящую инстанцию. В документе потребуется изложить правовую позицию, вновь указать на допущенные инспекторами нарушения, отметить несоразмерность наказания тяжести проступка. На этом этапе разрешается предъявлять новые доказательства и аргументы. На рассмотрение жалобы закон отводит 1 месяц. Отсутствие ответа не препятствует обращению в суд.

Второй этап защиты включает подачу документов в арбитражный суд. Оспаривание решений контролирующих органов осуществляется в порядке искового производства (статья 197 АПК РФ). Процедура включает рассмотрение спора в первой инстанции, апелляции, кассации, надзоре. Если служители Фемиды признают правоту истца, из бюджета возмещают причиненный вред.

Как сократить риски: меры защиты предпринимателя

Противостояние между бизнесом и надзорными ведомствами – одно из направлений. Юридический щит активным участникам коммерческой деятельности требуется и в других сферах.

  1. Потребительский экстремизм. Лояльность законодательства к рядовым гражданам сыграла с бизнесом злую шутку. Недобросовестные покупатели сделали жалобы средством обогащения. Надуманные претензии нередко становятся способом вымогательства. Бороться с сутяжниками помогает неукоснительное следование закону, соблюдение претензионного порядка разрешения споров и детальная проработка договоров. Специалисты создали методики противостояния злоупотреблениям. Однако судебная практика остается неоднозначной. Сократить риск позволяет отказ от сотрудничества с неадекватными клиентами.
  2. Недобросовестность деловых партнеров. Споры с контрагентами возникают едва ли не у каждого предпринимателя. Урегулировать конфликт помогают штатные юристы и профессиональные медиаторы. На вооружении у защитников имеется немало эффективных механизмов, например, принцип эстоппеля. Он исключает иски о недействительности сделок при фактическом и добровольном их исполнении. Большое значение имеет должная осмотрительность. Предварительная оценка делового партнера защищает от мошенничества и длительных разбирательств.
  3. Трудовые конфликты. Средством отстаивания интересов работодателя является грамотная постановка системы управления персоналом. Детальная проработка локальной нормативной документации и надлежащий контроль обеспечат своевременное выполнение задач. Юристы рекомендуют предпринимателям внимательно подойти к механизмам материальной ответственности, установить эффективный график труда, а также отказаться от сомнительных схем оптимизации выплат.

Система защиты включает обучение работников правилам поведения внештатных ситуациях. Визит инспекторов, общественников или возмущенных клиентов не должен вызывать панику. Чтобы ответственные специалисты не допускали ошибок, лучше утвердить соответствующие инструкции. Оптимальным вариантом будет постоянное сотрудничество с дипломированным юристом или правовым центром.

Особую значимость в 2018 году приобретает информационная безопасность. Выход бизнеса в сеть предполагает создание надежных барьеров хакерским атакам. Актуальными остаются услуги телохранителей. Окончательно разрешить проблему с влиянием криминальных структур властям не удалось.

Большое влияние в последние годы приобрел бизнес-омбудсмен. В стране действует разветвленная система с региональными представителями. При поддержке профессионального сообщества была запущена бесплатная программа «Набат».

Выводы

Комплекс мер по защите интересов предпринимателя включает десятки направлений. Дипломированные юристы настаивают на постановке механизмов с первых дней регистрации ИП. Закладка базиса происходит при разработке локальной нормативной документации и организации коммерческих процессов.

Ключевую роль в снижении рисков играют:

  • законность применяемых методов работы;
  • подготовка штатных специалистов к конфликтным ситуациям;
  • ставка на качество услуг, товаров или работ;
  • предварительная проверка контрагентов;
  • сотрудничество с опытными адвокатами;
  • мониторинг практики.

Отстаивать свои права предпринимателям следует решительно, ведь каждый спор является своеобразным вкладом в улучшение бизнес-климата.

admin

Добавить комментарий