Возврат излишне уплаченных налогов

Возврат излишне уплаченных налогов

Тарасова Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По общему правилу переплата по налогу может быть возвращена организации в том случае, если с момента его уплаты не прошло три года. По истечении указанного срока переплата тоже может быть возвращена организации, но уже в судебном порядке. Арбитры при разрешении споров касательно срока давности руководствуются общими правилами (установленными Гражданским кодексом) и исчисляют трехгодичный срок с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о наличии переплаты. Этот момент является отправной точкой для исчисления срока давности для возврата переплаты. Между тем на практике его не так-то просто определить. Доказательством тому является правоприменительная практика. Подробности – далее.

Содержание

Общие правила возврата налоговой переплаты

Излишняя уплата налога обычно имеет место, когда налогоплательщик самостоятельно исчисляет подлежащую внесению в бюджет сумму налога и по какой-либо причине допускает ошибку (при расчете налоговой базы, применении неверной ставки налога, заполнении платежного поручения и т. д.). Обычно это происходит вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения (п. 2.5 Определения КС РФ от 27.12.2005 № 503-О). Другой объективной причиной возникновения переплаты может стать превышение перечисленных в течение года авансовых платежей над суммой налога, исчисленного по итогам налогового периода.

Вопросы возврата излишне уплаченной суммы налога урегулированы ст. 78 НК РФ, положения которой применяются в том числе в отношении авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. В пункте 7 данной статьи сказано, что заявление (заявление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика)о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты налога (по общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ)), если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ.

Таким образом, в общем случае налоговики могут вернуть переплату по налогу, если со дня ее возникновения прошло не более трех лет (Письмо Минфина РФ от 05.03.2020 № 03-04-06/16605).

Обратите внимание: возврат переплаты должен быть произведен в течение месяца со дня получения налоговым органом соответствующего заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Нарушение ИФНС чревато уплатой процентов, которые начисляются за каждый день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Но Налоговым кодексом не урегулирован вопрос о том, может ли налогоплательщик взыскать с ИФНС проценты за несвоевременный возврат налога при подаче иска в суд, если во внесудебном порядке он обратился в инспекцию только по истечении трех лет с момента образования переплаты. В Определении ВС РФ от 01.11.2019 № 301-ЭС19-10633 по делу № А28-4206/2018 сказано, что если налогоплательщик обращается в налоговый орган с заявлением о возврате суммы переплаты по истечении трех лет с момента ее образования, то он утрачивает право на взыскание процентов за несвоевременный возврат этой суммы, поскольку налоговый орган не обязан ее возвращать.

Вместе с тем налоговая переплата может быть возвращена и после того, как истек трехлетний срок. Но об этом мы поговорим чуть позже. Вначале рассмотрим порядок возврата переплаты, возникшей из-за излишне уплаченных в бюджет авансовых платежей по налогу (например, по УСНО или налогу на прибыль).

Дата возникновения переплаты при уплате авансовых платежей по УСНО

Порядок исчисления «упрощенного» налога установлен ст. 346.21 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение (п. 2) налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода «упрощенцы» (независимо от применяемого объекта налогообложения) исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 3, 4 ст. 346.21 НК РФ). Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются в сроки, которые определены п. 7 ст. 346.21 НК РФ, – не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Согласно п. 5 названной статьи авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, указанные положения ст. 346.21 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога по УСНО, исчисленного по итогам налогового периода методом нарастающего итога.

Предположим, организация уплатила авансовые платежи по УСНО за I квартал и полугодие 2019 года 19.04.2019 и 17.07.2019 соответственно. По итогам девяти месяцев и года организация получила убыток. Декларация по УСНО за 2019 год была представлена 11.03.2020. Возникает вопрос о том, с какого момента организации нужно исчислять трехлетний срок для подачи в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного «упрощенного» налога:

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Если «упрощенец» не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа (в нашем примере – за I квартал и полугодие 2019 года), данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периодов. Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года. Президиум ВАС еще в Постановлении от 28.06.2011 № 17750/10 указал, что основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.

Таким образом, сумма «упрощенного» налога может быть квалифицирована как излишне уплаченная только с даты фактического представления декларации за налоговый период. Дата внесения авансовых платежей не может рассматриваться в качестве даты возникновения излишней уплаты налога по УСНО. А это значит, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного «упрощенного» налога организация может подать в течение трех лет с даты представления декларации по УСНО (то есть начиная с 11.03.2020).

В завершение добавим, что такой порядок определения даты возникновения переплаты из-за излишне внесенного аванса касается любых налогов, предполагающих уплату авансовых платежей в течение налогового периода.

Если с момента уплаты налога прошло более трех лет

Налоговым законодательством не регламентирован порядок восстановления пропущенного срока давности, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, для возврата налоговой переплаты. В этом случае налогоплательщик может обратиться в суд для защиты своих прав в пределах общего срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. В таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности (см. письма Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022, от 04.11.2019 № 03-02-07/2/87318).

Существенный момент.

Прежде чем обратиться с заявлением о возврате налоговой переплаты в суд, организация должна сначала подать такое заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Это следует из п. 2 ст. 138 НК РФ и п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее – Постановление № 57).

К сведению: в Определении КС РФ от 21.06.2001 № 173-О указано: в случае пропуска срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – три года исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Итак, суды исчисляют трехгодичный срок не с момента уплаты налога, а с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (см. определения КС РФ от 26.03.2019 № 815-О, от 29.05.2019 № 1436-О, Письмо Минфина РФ от 08.11.2019 № 03-02-08/86022). То есть суды сдвигают дату, с которой начинается отсчет трехлетнего срока (определенного п. 7 ст. 78 НК РФ).

При этом именно налогоплательщик должен обосновать суду причины (обстоятельства), по которым не может узнать о возникшей переплате по налогу раньше (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).

Обратите внимание: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и, следовательно, день представления уточненной налоговой декларации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56). Поскольку налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, он должен знать об излишне уплаченной сумме в момент подачи первичной декларации. По этой причине суды, как правило, отказывают организациям в возврате налоговой переплаты в связи с пропуском срока (см., например, Постановление АС МО от 13.12.2019 № Ф05-17713/2019 по делу № А41-9238/2019).

Если же в суде будет доказано, что налогоплательщик был осведомлен об имеющейся у него переплате по налогу, то пропущенный срок для подачи заявления о ее возврате ему не восстановят (см. постановления АС ЗСО 20.02.2020 № Ф04-7773/2020 по делу № А45-15810/2019, АС МО от 13.11.2019 № Ф05-19502/2019 по делу № А40-15012/2019, АС УО от 19.12.2019 № Ф09-8054/19 по делу № А07-3550/2019).

Обобщим сказанное. Само по себе обращение в суд с требованием восстановить трехлетний срок для возврата налоговой переплаты не является гарантией того, что этот срок в конечном итоге будет восстановлен. В статье 205 ГК РФ сказано, что срок исковой давности может быть восстановлен в исключительных случаях и при наличии уважительных причин его пропуска (см., например, Постановление АС ЗСО от 01.06.2018 № Ф04-2152/2017 по делу № А27-18872/2016).

Приведем несколько примеров из практики.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Если переплата образовалась по результатам контрольных мероприятий

Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.

Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.

В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.

Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства

Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.

Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.

ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.

Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.

ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)

Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.

Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).

* * *

Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.

Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.

1 октября 2020 года вступят в силу новые правила возврата излишне уплаченного налога. Упрощённый порядок зачёта и возврата переплаты основан на Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ.

Новые правила возврата переплаты

До вступления закона в силу, налогоплательщики могут перераспределять переплату и засчитывать её в счёт задолженностей только внутри налогов одного уровня — федеральных, региональных или местных.

Поправки в закон направлены на упрощение порядка возврата и зачёта излишне уплаченного налога. Переплатой можно будет погасить последующие платежи, и её можно будет распределять по разным уровням. Например, переплатой по НДС можно будет закрыть долг по налогу на имущество.

Также с октября при наличии задолженностей по налогам, вернуть переплату деньгами будет нельзя. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, налогоплательщикам в первую очередь нужно будет погасить долги. Сумма излишне уплаченного налога будет засчитываться в счёт погашения недоимки.

До вступления закона в силу, переплату можно было вернуть на расчётный счёт вне зависимости от наличия задолженностей.

Важно: новые правила зачёта и возврата переплаты не распространяются на страховые взносы.

Откуда берётся переплата

Переплата может возникнуть в двух случаях: ошибка налогоплательщика или ошибка налогового органа.

Со стороны налогоплательщиков происходят следующие ситуации:

  1. Неправильный расчёт налога. Если бухгалтерия допускает ошибки в расчёте, например, забывает учесть льготы и вычеты, то общая сумма может оказаться неправильной.

  2. Ошибки в КБК. Неправильное заполнение платёжных поручений приводит к недоимкам по одним налогам и переплатам по другим.

Иногда налоговая может дважды взыскать налог. Так случается, когда налогоплательщик уже оплатил налог, но деньги не поступили на счёт ФНС. В таком случае налоговая может списать сумму налога без согласия налогоплательщика. В итоге когда деньги, отправленные налогоплательщиком, доходят, появляется переплата.

Как узнать о факте переплаты

Налогоплательщик может запросить акт сверки в налоговой инспекции или в личном кабинете на сайте ФНС. После подачи заявления налоговый орган выдаст подписанный акт сверки в течение пяти рабочих дней.

Налоговая инспекция может самостоятельно сообщить налогоплательщику о переплате. Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ, они делают это в течение десяти рабочих дней с момента обнаружения факта излишней уплаты налога. В сообщении будут указаны название налога, КБК, расчётный период, за который излишне уплачена сумма, срок уплаты, ОКТМО и общая сумма.

Как вернуть переплату

С излишне уплаченным налогом можно провести три операции: зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте для оплаты будущих платежей или вернуть на расчётный счёт.

В течение трёх лет

Основные правила зачёта и возврата переплаты по налогам действуют в течение трёх лет с момента поступления денег в налоговую.

Зачёт в счёт задолженности. Если у налогоплательщика есть долги по налогам любого вида, то, в первую очередь, переплата пойдёт на погашение этих недоимок. Сотрудники налоговой самостоятельно будут выбирать, на погашение какой именно задолженности будут направлены деньги.

Налогоплательщик может сам подать заявление на погашение недоимки. Налоговая инспекция будет рассматривать заявление в течение десяти рабочих дней.

Зачёт в счёт уплаты будущего налога. В случае если задолженность отсутствует, то налогоплательщик может запросить зачёт переплаты в счёт уплаты будущего налога. Для этого он должен отправить заявление по форме КНД 1150057. Также к заявлению необходимо прикрепить документы, подтверждающие факт переплаты — платёжное поручение или уточнённую декларацию.

В течение десяти дней с момента получения заявления, налоговая примет решение о зачёте.

Возврат денег на расчётный счёт. Для того чтобы вернуть сумму переплаты на расчётный счёт, налогоплательщик должен подать заявление по форме КНД 1150058. К заявлению также должны быть приложены документы, подтверждающие факт переплаты.

Налоговая инспекция принимает решение в течение десяти рабочих дней. При положительном решении деньги поступят на счёт налогоплательщика через месяц.

Если же через месяц деньги на счёт не поступят, то за каждый день просрочки налоговая будет доплачивать процент, который вычисляется по следующей формуле:

По истечении трёх лет

Если налогоплательщик не подал ни одного заявления в течение трёх лет с момента зачисления налога, то он может обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проходить по гражданскому законодательству, а не налоговому.

Отсчёт срока будет считаться с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате. Поэтому в суде нужно будет доказать, что с этого момента прошло не более трёх лет.

С 1 октября налогоплательщик сможет вернуть переплату на банковский счёт, зачесть в счёт задолженности или в счёт будущих платежей в упрощённом порядке. Однако, сделать он это должен будет в течение трёх лет.

Сергей Сакун

писатель

Возврат излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 Налогового кодекса РФ (НК РФ, часть первая). Для правильного правоприменения этой нормы необходимо учитывать письма (разъяснения) Минфина и ФНС, а также практику разрешения споров арбитражными судами и центральным аппаратом ФНС. Формы документов, используемых в рамках процедуры возврата (зачета) излишне уплаченного налога, установлены Приказом ФНС России от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/

Что делать при выявлении факта переплаты налога

Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.

Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.

В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Порядок возврата (зачета) переплаты по налогам

Порядок возврата или зачета излишне уплаченной суммы налога несколько отличается в зависимости от того, кто выявил этот факт – ИФНС или налогоплательщик. Окажет влияние и наличие у налогоплательщика недоимки и (или) долгов.

Общие аспекты процедуры:

  1. Возврат (зачет) суммы переплаты возможен исключительно по заявлению налогоплательщика. Заявление направляется почтой (предоставляется лично) или, что более удобно, в электронном виде (через личный кабинет на сайте ФНС).
  2. Решение о погашении за счет суммы переплаты недоимки (долга по пени, штрафам) принимается налоговым органом самостоятельно, независимо от поступления заявления налогоплательщика.
  3. Сроки:
    • обращение с заявлением о возврате (зачете) – 3 года с момента образования переплаты (уплаты соответствующей суммы в бюджет);
    • принятие налоговым органом решения – 10 рабочих дней со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки;
    • уведомление налогоплательщика о решении – 5 рабочих дней с моменты вынесения решения;
    • возврат денежных средств – 1 месяц со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки.
  4. Если нарушен месячный срок на возврат денежных средств, у налогоплательщика появляется право на проценты за просрочку. Процент равен ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей в период просрочки, и начисляется за каждый просроченный день.
  5. Если есть недоимка (долги), целесообразно перед подачей заявления запросить в ИФНС справку по расчетам или провести сверку. Не исключено, что излишки уже направлены на погашение долгов по обязательствам.

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога в различных ситуациях

Ситуация 1. Налогоплательщик сам выявил переплату, и у него нет незакрытых обязательств

Это самый простой случай, который практически не создает проблем и споров.

Порядок действий:

  1. Выбираем, что лучше (удобнее, выгоднее и т.д.) – вернуть переплату «живыми» деньгами или зачесть сумму в счет предстоящих налоговых платежей.
  2. Готовим и подаем соответствующее (на возврат или зачет) заявление.
  3. Ждем в течение 10 рабочих дней решения ИФНС по заявлению.
  4. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если этот срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Ситуация 2. Налогоплательщик сам выявил переплату, но на нем «висит» недоимка и (или) долг по пени и штрафам

В этой ситуации нужно понимать, что налоговый орган в любом случае направит деньги в первую очередь на погашение недоимки и долгов. Поэтому для начала нужно определиться – сразу писать заявление на возврат (зачет) или сначала провести сверку. Первый вариант можно рекомендовать, если вы способны сами сделать расчеты и по ним не будет разногласий. Второй вариант предпочтителен, если сложно определиться и хочется сразу расставить все точки над «i»: какая сумма положена вам на возврат (зачет), а какая должна уйти на погашение недоимки и (или) долгов.

Если вы подаете заявление:

  1. Укажите всю сумму переплаты к возврату (зачету) или распишите, какая сумма полагается вам, а какая должна быть направлена на погашение недоимки и (или) долга. Второй вариант – предпочтительный, поскольку вас не заподозрят в попытке незаконного получения возврата.
  2. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа. Если вы указали всю сумму переплаты к возврату (зачету), налоговый орган частично откажет в требовании и примет положительное решение только в отношении суммы за вычетом сумм недоимки и (или) долга. Если вы сами сделали расчеты и указали верную сумму, налоговый орган перепроверит данные и при их подтверждении примет положительное решение.
  3. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты за минусом недоимки (долгов) – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если это срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Если вами запрошена сверка:

  1. Дождитесь итогов сверки.
  2. Если по итогам сверки установлено, что после погашения недоимки и (или) долга сохраняется переплата, подайте заявление на возврат или зачет этой суммы. В отношении суммы, которая должна быть направлена на погашение недоимки (долга), можно также написать заявление с просьбой направить денежные средства именно на «закрытие» обязательств. Но можно этого и не делать – ИФНС все сделает самостоятельно в течение 10 дней со дня подписания акта сверки.
  3. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа по заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.

Ситуация 3. Переплата выявлена налоговым органом

В этом случае налогоплательщику придет уведомление. В принципе, в нем будет расписано, какая сумма полагается к возврату (зачету) и что нужно предпринять для этого. В ряде случае налоговый орган прибегает к сверке расчетов. В этом случае окончательное решение принимается по итогам сверки.

При наличии недоимки (долга) в первую очередь будет произведено погашение обязательств. Каких-либо действий от налогоплательщика в этом плане не требуется. И только если какая-то сумма переплаты останется, он вправе потребовать возврат или зачет такого «остатка», подав соответствующее заявление.

Отказ в возврате переплаты

Необходимо отметить, что в НК РФ не предусмотрено конкретных оснований, по которым ИФНС может отказать в возврате или зачете переплаты по налогам. Поэтому фактическое и формальное основание только одно – нет излишне уплаченного налога и, соответственно, нет права на возврат или зачет.

Если же говорить о причинах отказов, то, как правило, налоговый орган ссылается на следующее:

  1. Заявленная сумма переплаты не нашла подтверждения. Например, налогоплательщик посчитал, что допустил ошибку в расчетах, в учете, в составлении декларации, но ИФНС, напротив, установила, что все было сделано верно.
  2. Истек срок подачи заявления. Напомним, что он считается со дня внесения (уплаты) налога, а не с момента выявления переплаты. Так бывает, что переплата выявляется очень поздно, например, только раз в 3-5 лет проводимой инвентаризации активов и обязательств.
  3. Заявитель хочет сделать зачет, но сумма слишком велика, учитывая прогнозируемые налоговые обязательства и период их исполнения.

Перечисленное – несколько обобщенные варианты. На практике отказы, как правило, очень индивидуальны в конкретных причинах. Именно в этом и сложность. Бывает, что просто нет прецедентов, и приходится не только идти в суд, но и проходить все стадии обжалования, вплоть до Верховного суда.

В этой статье мы поговорим про возврат излишне уплаченных налогов. Главной функцией налоговых органов можно назвать наполняемость бюджета и контроль за уплатой налогов. Исходя из этого, весь административный ресурс ФНС нацелен на то, чтобы побудить налогоплательщика, в том числе путем финансовых санкций, исполнять свою обязанность своевременной и полной уплаты налогов.

Тем не менее и обратная ситуация, то есть переплата налогов в бюджет, встречается довольно часто. Давайте разберемся – какие права в этом случае есть у индивидуального предпринимателя? Из чего состоит процедура возвращения своих денежных средств?

Когда может возникнуть переплата по налогу?

Конечно, вряд ли предприниматель будет переплачивать налоги в бюджет намерено. Чаще всего, причиной этого могут стать обычные ошибки – арифметические при расчете налога или при заполнении платежных поручений.

Кроме того, переплата возможна в следующих случаях:

  • Налогоплательщик не знал о том, что в его регионе действует пониженная ставка для УСН «Доходы минус расходы», поэтому платил по ставке 15%.
  • За прошлый налоговый период представлена уточненная декларация, уменьшающая сумму налога к уплате.
  • Региональные власти задним числом ввели налоговую льготу, которую можно применять с начала текущего года.
  • На УСН «Доходы минус расходы» в течение года были выплачены авансовые платежи, которые превысили итоговую сумму налога, рассчитанную за год.
  • Бизнесмен не знал, что его вид деятельности облагается в особом льготном порядке.

Как провести сверку налоговых платежей с ФНС?

В соответствии со ст. 78 НК РФ, налоговики должны сообщить плательщику о факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня его обнаружения и предложить провести сверку расчетов. Инициатива такой сверки может исходить и от самого бизнесмена, для чего надо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о ее проведении.

Такое заявление пишется в произвольной форме, с указанием в нем права налогоплательщика на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов по ст. 21 НК РФ.

Согласно Регламенту ФНС, срок проведения сверки не должен превышать 10, а при выявлении разногласий — 15 рабочих дней. Акт сверки выдается на бланке специальной формы, предусмотренной Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

В целом проведение сверки расчетов по налогам является не обязанностью налогоплательщика, а его правом. Поэтому можно ее и не проходить, а сразу обратиться с заявлением о возврате. Но в этом случае, при наличии разногласий с инспекторами, все равно придется отвечать на их вопросы и предъявлять, по их требованию, копии платежек и налоговых деклараций. Поэтому сверку все-таки лучше пройти.

Как вернуть переплаченные налоги из бюджета?

Если вы пришли к согласию с налоговой инспекцией о факте переплаты, следует обратиться с другим заявлением – о возврате излишне уплаченного налога. Срок подачи заявления – три года с момента проведения ошибочного платежа. Ранее заявление подавалось в произвольной форме, к нему можно было приложить копию акта сверки и платежного поручения. На рассмотрение заявления и вынесения решения по нему налоговикам дается 10 рабочих дней, и еще 5 дней на то, чтобы письменно сообщить о нем налогоплательщику.

Заявление на возвращение налога пишется по форме, приведенной в приложении №8 (скачать приложение с образцами формы).

По вынесенному положительному решению ФНС выдает поручение Казначейству о возврате излишней суммы налога на расчетный счет предпринимателя. Деньги должны быть возвращены в месячный срок со дня получения заявления о возврате. Надо также учесть, что налоговая инспекция может и отказать в возврате переплаты. Такое решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или судебной инстанции.

Как еще можно использовать переплату по налогу?

Если по акту сверки обнаружено, что у налогоплательщика есть задолженность по другим налогам, то переплаченную сумму ФНС не вернет, а самостоятельно направит ее на погашение этой задолженности. Такое право дано налоговым органам пунктом 5 ст. 78 НК РФ.

При отсутствии задолженностей по налогам, пеням и штрафам, предприниматель может не только попросить вернуть переплату на расчетный счет, но и зачесть ее в счет предстоящих налоговых платежей. Происходит такой зачет на основании заявления налогоплательщика и вынесения в 10-дневный срок соответствующего решения налоговой инспекции.

Заявление о зачете переплаты по налогу приведено в приложении №9 к приказу (скачать приложение с образцами заявления).

Полезное видео по теме с вариантами решения проблемы для плательщиков на УСН:

admin

Добавить комментарий