Трудовая комиссия по трудовым спорам

Трудовая комиссия по трудовым спорам

Для рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникающих между работником и работодателем, в организации или у работодателя-ИП могут создаваться комиссии по трудовым спорам. При наличии такой комиссии работник может первоначально обращаться к ней за разрешением спора, кроме случаев, когда обязателен исключительно судебный порядок урегулирования индивидуального трудового спора. Так, комиссией могут рассматриваться, к примеру, споры об оплате за сверхурочную работу, споры об обоснованности применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора, споры об обоснованности изменения работодателем условий трудового договора.

Подробнее о порядке разрешения трудовых споров мы рассказывали в нашем материале.

А как оформить приказ о создании комиссии по трудовым спорам на предприятии?

Создание комиссии по трудовым спорам: порядок

Комиссия по трудовым спорам может создаваться по инициативе как работников, так и работодателя и должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя. Конкретное число членов комиссии законодательством не установлено. На практике комиссия по трудовым спорам обычно состоит из 3 человек от каждой стороны. Получив предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, работодатель и представительный орган работников должны направить в комиссию своих представителей в течение 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

Сказанное означает, что создание трудовой комиссии – это обоюдное решение, принятое работниками и работодателем. И говорить о том, что трудовая комиссия создается на основании приказа работодателя, нельзя. Комиссия по разрешению индивидуальных трудовых споров действует обычно на основании Положения о комиссии, которое утверждается работодателем и представителями работников.

Под приказом о создании комиссии обычно понимается распорядительный документ, которым работодатель решает основные вопросы, которые возникают при образовании комиссии и которые находятся исключительно в компетенции работодателя.

К примеру, именно работодатель определяет перечень своих представителей в комиссию по трудовым спорам (ч. 2 ст. 384 ТК РФ).

Кроме того, работодатель должен обеспечивать организационно-техническое сопровождение деятельности комиссии (к примеру, выделить помещение для проведения заседаний комиссии) (ч. 4 ст. 384 ТК РФ). Поэтому этот аспект создания трудовой комиссии также может быть отражен в приказе работодателя.

После того, как комиссия будет создана, она избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ).

Законодательством не установлен срок, на который комиссия создается. Поэтому такая комиссия может создаваться для рассмотрения как конкретного трудового спора, так для постоянной работы в качестве органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Также, при необходимости, из состава комиссии могут выводиться одни лица и включаться в нее другие. Ведь, к примеру, для разрешения денежного спора в комиссию целесообразно включать представителя бухгалтерии. Однако необходимости в нем нет при разрешении исключительно кадрового спора, не связанного с оплатой труда работника.

Приведем для приказа о создании комиссии по трудовым спорам образец его заполнения:

От работодателя От работника

Лица, входящие в КТС

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что юрисдикционный орган формируется на паритетной основе из числа следующих субъектов:

  • Представителей руководителя.
  • Представителей сотрудников предприятия (при этом четко не определен вопрос относительно того, являются ли представители сотрудниками данного конкретного предприятия или могут привлекаться сторонние лица).

Общая структура комиссии выглядит следующим образом:

  • Председатель – ключевая фигура в КТС, назначается на основе голосования. Решение спора выносится после одобрения вердикта председателем КТС.
  • Заместитель – перенимает частично обязанности председателя при его присутствии, а во время его отсутствия берет на себя полную ответственность за происходящее.
  • Секретарь – фиксирует информацию о спорах в письменном виде, в полном объеме отвечает за сохранность документации и ее достоверность.
  • Представители работодателя – отстаивают позицию работодателя, помогают ему с ее аргументацией и общей поддержкой.

Кто не может быть членом комиссии?

Членами специализированного органа не могут быть лица, заинтересованные в исходе дела, а также непосредственные участники конфликта:

  • Руководитель предприятия.
  • Индивидуальный предприниматель.
  • Работник предприятия, непосредственно участвующий в конфликте, чьи права и интересы затронуты.
  • Субъект, являющийся родственником одного из участников конфликта.
  • Недееспособные и несовершеннолетние лица.

СПРАВКА. Комиссия не может быть сформирована, если участником конфликта является руководитель религиозной организации, ее сотрудник или руководитель-физическое лицо, не имеющее регистрации в качестве предпринимателя.

Споры с участием указанных субъектов разрешаются в судебных инстанциях.

Из скольки человек состоит?

Законодательно не определен количественный состав членов специализированного органа, какие-либо ограничения не установлены.

Численный состав должен быть четным и может зависеть от общей численности сотрудников конкретной организации.

Вопрос о размере должен решаться представителями сторон посредством ведения переговоров, в том числе на собраниях.

Количество представителей от руководителя должно строго равняться количеству представителей от сотрудников предприятия.

Как формируется?

Процесс формирования не представляет особой сложности. Согласно ч. 1 ст. 384 ТК РФ специализированный орган создается по инициативе сотрудников предприятия и (или) руководителя (для чего создается такая комиссия?). Для формирования достаточно заявления любого участника конфликта.

Воля сотрудников отражается в протоколе общего собрания или в решении профсоюзной организации, защищающей интересы большей части сотрудников конкретного предприятия. Воля руководства отражается в его распоряжении, приказе. Основа формирования комиссии является добровольно-принудительной и соответствует принципу равенства сторон.

Процедура создания добровольна для ее инициатора и императивна для оппонента. Субъектом конфликта в течение десяти дней, получивший предложение о формировании юрисдикционного органа, предоставляются свои представители, для участия в совместном расширенном собрании предприятия, на котором оппоненты будут договариваться о всех организационных вопросах создания и деятельности специализированного органа.

После окончательного утверждения численного и качественного состава членов специализированного органа из его состава следует избрать председателя, его заместителя и секретаря. Данные лица будут обеспечивать дальнейшую организационную деятельность юрисдикционного органа.

СПРАВКА. Специализированный орган (комиссия) может быть сформирован не только в самой организации, но и в ее структурном подразделении.

Функции, права и обязанности

Представители

Представители – это рядовыми члены специализированного органа (комиссии), которые были избраны сотрудниками и руководителем предприятия на принципе паритета и непосредственно участвуют в рассмотрении конфликта.

Имеют право:

  1. знакомиться со всеми материалами и доказательствами, представленными на рассмотрение;
  2. задавать вопросы любым участникам конфликта;
  3. рассылать запросы;
  4. делать свои выводы и заключения;
  5. освобождаются от своей основной работы на период участия в деятельности юрисдикционного органа (при этом средняя заработная оплата продолжает ему выплачиваться);
  6. могут иметь иные льготы и гарантии, указанные в коллективном договоре.

Член юрисдикционного органа не при каких обстоятельствах не может участвовать в рассмотрении конфликта в качестве непосредственного представителя интересов одного из субъектов конфликта.

Обязаны:

  1. основываться на положениях и нормах действующего законодательства;
  2. исследовать только представленные в процессе рассмотрения конфликта доказательства;
  3. требовать предоставления дополнительных доказательств, вызова новых свидетелей и дальнейшего продолжения работы юрисдикционного органа в том случае, если полагает, что проведенный разбор разногласий дает оснований для вынесения окончательного решения;
  4. не допускать затягивания рассмотрения конфликта.

Председатель

Председатель – это избранное из состава членов юрисдикционного органа лицо, которое обязано организовывать и руководить деятельностью специализированного органа. При этом имеет право решающего голоса. Если в процессе голосования по какому-либо вопросу голоса членов юрисдикционного органа разделятся поровну, голос председателя будет иметь решающее значение.

Прочие права и обязанности председателя совпадают с правами и обязанностями рядовых членов юрисдикционного органа.

Заместитель

Заместитель председателя – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое выполняет обязанности председателя при его отсутствии по уважительным причинам.

Заместитель наделяется всем объемом полномочий, прав и обязанностей, которыми наделен председатель.

Секретарь

Секретарь – лицо, избираемое из состава членов юрисдикционного органа, которое ведет протоколы заседаний специализированного органа и оформляет его акты и удостоверения. Кроме всех правомочий и долженствований, присущих рядовым членам юрисдикционного органа, на него возлагаются обязанности вызова необходимых лиц, организация и ведение делопроизводства.

Как избираются представители?

От работодателя

Руководитель предприятия самолично назначает представителей в специализированный орган, путем издания соответствующего акта: приказа, распоряжения (ч. 2 ст. 384 ТК РФ). На представительство также может выдаваться доверенность.

Скачать образец приказа о создании комиссии по трудовым спорам

От работника

Представители сотрудников предприятия избираются общим собранием (конференцией) или направляются профсоюзной организацией с обязательным утверждением на общей конференции. Собрание правомочно избирать и утверждать членов, если на его заседании присутствует более половины сотрудников конкретного предприятия.

Членами юрисдикционного органа становятся кандидаты, получившие большинство голосов.

Несмотря на то, что специализированный орган (комиссия по трудовым спорам) не является ни органом судебной власти, ни органом государственного принуждения, его решения все-таки подлежат обязательному исполнению участниками конфликта.

Такой особый статус общественного юрисдикционного органа заслуживает особого внимания, а процедура передачи спора на его рассмотрение должна являться приоритетной по сравнению с процедурой разрешения разногласий в судебных инстанциях.

ЧТО ТАКОЕ КТС?

Согласно действующему законодательству комиссия по трудовым спорам является общественным органом, обладающим полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Однако, многие все таки предпочитают обращаться в суд, ГИТ или прокуратуру, незаслуженно забывая о комиссии. Наличие или отсутствие профсоюза на предприятии не влияет на возможность создания КТС. КТС может быть создана в любой организации.

Инициатива создания КТС может исходить как от работодателя, так и работников или и от работодателя и от работников одновременно, на основании Письменного обращения.

Письменная форма для обращения к другой стороне о создании комиссии по трудовым спорам установлена ст. 384 ТК РФ.

За уклонение работодателя от создания комиссии по трудовым спорам предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27 КОАП РФ).

Согласно ст. 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в нее своих представителей.

Трудовой кодекс РФ не содержит требований к количеству членов комиссии по трудовым спорам. Данные вопросы решаются по согласованию сторон, но от работодателя и работников должно быть выдвинуто равное число представителей (ст. 384 Трудового кодекса РФ).

Статья 386 ТК РФ определяет срок обращения в комиссию по трудовым спорам 3 месяца.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Например, работник 5 февраля получил заработную плату за январь и обнаружил, что ему начислено меньше, чем заработано. Срок, установленный для подачи заявления в КТС, исчисляется начиная со следующего дня после обнаружения нарушения права работника, т.е. с 6 февраля и истекает 5 мая. В 2002 г. 5 мая воскресенье — нерабочий день. Окончание исчисляемого срока приходится на 6 мая.

КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления. Это намного быстрее, чем месяцы разбирательства в суде. Тем более, если будет отказ в удовлетворении заявленных требований, это хорошая репетиция для суда.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Копия решения КТС в 3-дневный срок со дня его принятия вручается работнику и руководителю организации.

Решение КТС может быть обжаловано в суд сторонами трудового спора в 10-дневный срок со дня получения ими копий.

Решение КТС подлежит исполнению в трехдневный срок и имеет статус исполнительного документа.

Практическая польза КТС?

Зачастую нарушения трудовых прав имеют распространенный порядок в трудовом коллективе. Таким образом, на предприятии работодателя большинство работников в той или иной степени столкнувшихся с нарушением своего права. Таким образом, инициирование создания комиссии по трудовым спорам может сподвигнуть работодателя на решение трудового спора в добровольном порядке. Ну и конечно же немаловажным преимуществом является скорость рассмотрения спора.

Ловушка в трудовом договоре:

Иногда в тексте трудового договора работодатель указывает условие о переговорах. Обращение в комиссию по трудовым спорам является реализацией этого условия. В этом случае досудебный порядок следует считать установленным не в силу закона, а в связи с закреплением в договоре.

Несоблюдение данного порядка также повлечет неблагоприятные для истца правовые последствия в виде возвращения или оставления искового заявления без рассмотрения (пп. 1 п. 1 ст. 135, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ). Следовательно, при указании на это в трудовом договоре комиссия по трудовым спорам по-прежнему является первичным юрисдикционным органом.

«Первоначальную» природу комиссии по трудовым спорам отмечает и ЕСПЧ. В Постановлении от 27 июля 2004 г. по делу «Ромашов (Romashov) против Украины» ЕСПЧ пришел к выводу, что в сфере трудовых споров комиссия является первичным органом по рассмотрению споров, куда необходимо обращаться в соответствии с п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (т.е. является эффективным внутренним средством правовой защиты, которое необходимо исчерпать до обращения в ЕСПЧ..).

Так что, вот так может работник пострадать, пропустить срок для обращения в КТС, и не иметь возможности обратиться в суд.

Рано или поздно между работодателем и работником может возникнуть конфликт. Споры могут возникнуть по причине невыполнения сторонами пунктов трудового договора. Такие вопросы решаются комиссией по трудовым спорам, создаваемой по инициативе работника или работодателя. Ниже рассмотрен порядок работы данной комиссии, правила составления и подачи заявления, а также обжалования решения КТС. Кроме того, у работника есть выбор способа защиты своих прав, и кроме комиссии он может реализовать их через трудовую инспекцию или через суд.

Положения о КТС

Комиссией по трудовым спорам признается коллегиальный орган, созданный на паритетных началах. Она решает индивидуальные спорные вопросы, возникающие в ходе трудовых отношений, тем самым являясь гарантом защиты трудовых прав. Важно обратить внимание на то, что некоторые виды споров решаются исключительно в судебном порядке (вопросы восстановления уволенного работника, процессы с участием прокурора и т.д.).

По инициативе работника назначается путем избрания членов комиссии на общем собрании. Представители работодателя назначаются непосредственно самим руководителем организации (или работодателем-ИП).

Внимание! Такие комиссии не являются обязательным органом для трудового процесса. Они создаются исходя из желания сторон трудового договора и при невозможности решить спор без помощи остальных участников трудовых правоотношений.

Нормативное регулирование

Комиссии посвящена большая часть главы 60 ТК РФ. Все вопросы, связанные с ней, регулируются ст. 382-390. Они включают в себя способы создания комиссии, организацию ее работы, сроки подачи обращения, его рассмотрение, обжалование решения КТС.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии

Для полноценной работы комиссии и ее законодательной обоснованности, руководителем организации и представительным органом работников создается локальный акт, включающий в себя положения о работе КТС. В нем прописываются основные вопросы по организации работы комиссии, ее состав, техническое обеспечение, компетенции и ликвидация органа.

Акт подписывается всеми членами комиссии (представителями от работников и работодателя).

Обратите внимание, комиссия может быть создана как на предприятии в целом, так и в его структурных подразделениях. В последнем случае круг полномочий будет несколько сужен, ограничен рамками подразделения.

Порядок созыва и работы КТС: пошаговая инструкция

При невозможности урегулировать спор иным путем, работник подает заявление в комиссию по предмету спора. Круг вопросов, которые могут быть решены КТС, указан в Положении о ней. Поэтому работнику важно изучить данный локальный акт прежде, чем составлять заявление. Возможно, для решения конкретно его вопроса, необходимо будет составить исковое заявление в суд.

Срок обращения работников в комиссию по трудовым спорам

Он установлен ст. 386. У работника есть три месяца со дня нарушения его трудовых прав на то, чтобы написать заявление, подкрепив его фактическими обстоятельствами дела, и подать его в комиссию.

При пропуске срока по уважительной причине, комиссия все равно рассмотрит спор, предварительно восстановив срок.

Компетенция КТС

В круг решаемых комиссией задач входят следующие полномочия:

  • принятие заявления от работника;
  • рассмотрение дела спора;
  • выдача решения.

Конкретный круг споров законодательно не указан. Комиссия не занимается индивидуальными спорами, подведомственными судебным органам. Также КТС не доступны вопросы, связанные с пенсионными отчислениями, пособиями. Однако работник может обратиться по остальным вопросам, например:

  • нарушение норм выработки;
  • оплата труда не соответствует установленной трудовым договором;
  • неправомерный отказ в отпуске и т.д.

Справочная информация: подать жалобу в КТС может и бывший работник, если обнаружит, что его права были нарушены. Решение таких вопрос подведомственно комиссии.

Ранее было сказано, что в состав комиссии входят представители как от работников, так и от работодателя. Внутри собрания комиссии избираются ее председатель, заместитель и секретарь.

Подача заявления

Заявление составляется в 2-х экземплярах (один работник оставляет себе). Что необходимо указать?

  • В шапке: ФИО работника, его должность, контактные данные.
  • В заявлении: изложить суть спора по существу (нарушения трудового договора, задержка заработной платы и т.п.).

К заявлению прилагаются копия трудового договора, трудовой книжки, а также документы и иные сведения, подтверждающие факт нарушения прав работника.

Обратите внимание на образец заявления:

Срок ответа комиссии

Установленный трудовым законодательством срок – 10 дней.

Порядок работы

Рассмотрение спора производится в присутствии работника, который подал жалобу. Неявка работника откладывает рассмотрение спора. При вторичной неявке без уважительных причин, комиссия откажет в рассмотрении спора. Сам же работник по письменному заявлению может попросить провести заседание без него.

На заседании должны присутствовать хотя бы половина членов комиссии со стороны работника и столько же от работодателя. Если их количество будет меньше или неравным, разрешение спора не будет правомочным.

Во время рассмотрения вопроса работника могут быть вызваны свидетели и специалисты. Также комиссия может потребовать от сторон трудового договора документы, необходимые для рассмотрения. Срок предоставления таких документов назначается членами комиссии.

Протокол заседания и печать комиссии

Секретарь во время заседания ведет протокол. Он должен быть подписан председателем комиссии (его замом) и заверен специальной печатью, о которой будет сказано ниже.

В протоколе указываются:

  • данные о количестве членов комиссии с каждой стороны, в том числе представителей работника и (или) работодателя;
  • существо спора;
  • выступающие лица;
  • результаты обсуждения.

Протокол подписывается секретарем и председателем комиссии или его замом ставится специальная печать.

Образец протокола:

Трудовым законодательством закреплена возможность использования специальной печати КТС. При ее отсутствии комиссия вправе использовать оттиск организации.

Если же выбрана специальная печать, то она должна иметь данные об организации и название КТС.

Принятие и исполнение решения

Решение об исходе дела принимается тайным голосованием членов комиссии, которые присутствуют на заседании. После того, как оно будет принято, составляется письменный акт, в котором указывается:

  • наименование организации (структурного подразделения);
  • данные о руководителе организации (структурного подразделения);
  • данные о подавшем жалобу работнике;
  • дата обращения в ктс;
  • дата рассмотрения дела;
  • данные о членах комиссии, которые присутствовали при рассмотрении спора;
  • данные о свидетелях и специалистах, приглашенных на заседание;
  • обоснованное решение комиссии;
  • результаты тайного голосования.

Копии акта в течение 3-х дней передаются работнику и работодателю. Закон дает им десятидневный срок на то, чтобы обжаловать такое решение. После истечения указанного срока решение комиссии, если не было обжаловано, должно быть исполнено в течение 3-х дней.

Неисполнение решения является основанием для привлечения к делу судебных приставов, которые исполняют его принудительно в течение 3-х месяцев. Комиссия, если работник в течение месяца подаст соответствующий запрос, выдает специальное удостоверение, по силе равное исполнительному листу. Однако оно не будет выдано, если работник или работодатель решат продолжить разрешение спора в судебном порядке.

Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

Трудовой кодекс предоставляет работникам возможность обжаловать решение КТС в судебном порядке. Однако прямого запрета обратиться для разрешения спора в другие инстанции законодательством не предусмотрено.

Трудовые инспекции занимаются вопросами нарушения нормальных условий труда. Как уже следует из названия органа, он не просто разрешает спор, но и проводит все необходимые действия для того, чтобы обнаружить не только указанное в жалобе нарушение, но и, возможно, ряд иных.

Такой орган существует в каждом регионе, в том числе – в Москве и области. Кроме работников, в инспекцию могут обратиться и иные лица, которым работодатель необоснованно отказал в приеме на работу.

Субъекты трудовых правоотношений, которые осуществляются в Москве, могут обратиться как лично, так и по почте, в том числе и электронной. Для этого в своем заявлении им нужно указать свои контактные данные и данные работодателя, адрес организации, а затем – суть жалобы по существу.

Обратите внимание, трудовая инспекция находится по адресу ул. Домодедовская, 24, корп.3.

Обжалование решения в суде

Как уже было сказано ранее, работник и работодатель вправе в десятидневный срок обжаловать решение комиссии в суде или же, минуя КТС, обратиться сразу с исковым заявлением.

Так, работник, согласно ст. 391 ТК РФ, вправе обратиться в суд по следующим вопросам:

  • восстановление на работе (не зависимо от причин прекращения им трудовых обязанностей);
  • об изменении причины увольнения;
  • о неправомерных действиях руководителя организации при обработке персональных данных и т.д.

Работодатель обращается в суд для возмещения работником ущерба, который он причинил ему.

Кроме того, суд рассматривает в обязательном порядке дела об отказе в приеме на работу, а также споры работников, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц (не ИП), и работающих в религиозных организациях. Кроме того, суд рассматривает иски лиц, которые подверглись дискриминации по любому установленному законами и нормативными актами признаку.

Обратите внимание! Истцы по трудовым спорам освобождаются от уплаты госпошлины и иных судебных издержек.

Подсудность трудовых споров

Она определяется гражданско-процессуальным законодательством и ППВС РФ № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Дела, связанные с трудовыми отношениями, рассматриваются мировым судьей (вопросы заработной платы) либо районным судом (о восстановлении на работе), в зависимости от предмета спора.

Так, истец А. обратился в районный суд с иском о восстановлении его в должности помощника машиниста, а также взыскать с работодателя средний заработок во время вынужденного прогула в размере 71 тысячи рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 тысяч рублей и сумму, потраченную на услуги представителя. Истец считал увольнение незаконным, так как являлся единственным кормильцем троих малолетних детей.

Требования истца суд удовлетворил.

Важно! Исключение из правил подсудности составляют дела, связанные с признанием незаконности забастовки работников. Они рассматриваются Верховным судом региона.

Сроки давности трудовых споров

Он аналогичен сроку, установленному для подачи жалобы в КТС, и составляет три месяца с момента, когда работник должен был узнать о нарушении его прав.

Исключение составляют следующие категории дел:

  • о незаконном увольнении – 1 месяц с данного момента;
  • о невыплате заработной платы – 1 год.

Для категории дел, по которым вправе подать иск в суд работодатель, также установлен срок исковой давности в 1 год.

Суд вправе принять ходатайство о восстановлении пропущенных сроков, но лишь в случае, если причины будут уважительным (непреодолимая сила, болезнь или уход за больными членами семьи и т.д.).

Существует несколько способов реализации права на нормальные условия труда. Выбор способа защиты своих прав работник осуществляет самостоятельно. Он может обратиться в комиссию по трудовым спорам, что является наиболее удобным вариантом, в особенности, если она уже существует на предприятии, где работник осуществляет свою трудовую деятельность. Можно миновать эту стадию и обратиться сразу в трудовую инспекцию или суд. Подача иска также необходима в случае более серьезных нарушений, таких как незаконное увольнение, дискриминация или невыплата заработной платы.

admin

Добавить комментарий