Средний медицинский персонал

Средний медицинский персонал

Содержание

Приказ № 801н от 25.07.2011
Об утверждении Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения

(в редакции приказа № 302н от 30.03.2012)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 сентября 2011 г.
Регистрационный № 21754

В соответствии с подпунктом 5.2.100.91 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (1 ч.), ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434; № 33, ст. 4083, 4088; № 43, ст. 5064; № 45, ст.

Прочий персонал в учреждениях здравоохранения

5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 3167; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, № 2, ст. 339; № 14, ст. 1935, 1944; № 16, ст. 2294),

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения согласно приложению.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
от 25 июля 2011 г. № 801н

Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения

I. Руководители учреждений здравоохранения

1. Главный врач (президент, директор, заведующий, начальник, управляющий).

2. Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

3. Директор (заведующий) аптечной организации.

4. Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва.

5. Заведующий молочной кухней.

6. Заместитель руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего).

7. Главная медицинская сестра, главная акушерка, главный фельдшер.

8. Руководитель (главный врач, директор, начальник) федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства.

II. Руководители структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.)

1. Заведующий.

2. Начальник.

III. Медицинский и фармацевтический персонал

1. Врачи:

а) врач-стажер;

б) врачи-специалисты, в том числе:

врач по авиационной и космической медицине;

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач-детский кардиолог;

врач-детский онколог;

врач-детский уролог-андролог;

врач-детский хирург;

врач-детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач-клинический миколог;

врач-клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант; *

* Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

врач-лабораторный генетик;

врач-лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-паразитолог;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач-пластический хирург;

врач по водолазной медицине;

врач по восстановительной медицине (исключена приказом № 94н от от 9 февраля 2011 г.);

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по санаторно-курортному лечению (Введено приказом № 402н от 30 марта 2012 г.);

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской реабилитации (Введено приказом № 402н от 30 марта 2012 г.);

врач по медицинской профилактике (Введено приказом № 402н от 30 марта 2012 г.);

врач по общей гигиене;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач-судебно-медицинский эксперт;

врач-судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач-торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач-челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач.

2. Провизоры:

провизор-стажер;

провизор-аналитик;

провизор-технолог;

старший провизор.

3. Средний медицинский персонал:

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушерка, медицинская сестра);

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи;

фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник);

фельдшер-нарколог;

фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

акушер;

гигиенист стоматологический;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра-анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник;

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник (врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиеническому воспитанию, врача по гигиене труда, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога);

помощник энтомолога;

рентгенолаборант.

4. Средний фармацевтический персонал:

старший фармацевт;

фармацевт.

5. Младший медицинский персонал:

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

6. Младший фармацевтический персонал:

младший фармацевт;

фасовщик;

санитар (мойщик).

IV. Специалисты с высшим профессиональным образованием

1. Биолог.

2. Зоолог.

3. Инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов.

4. Инструктор-методист по лечебной физкультуре.

5. Консультант по профессиональной реабилитации инвалидов.

6. Медицинский психолог.

7. Медицинский физик.

8. Специалист по профессиональной ориентации инвалидов.

9. Специалист по социальной работе.

10. Специалист по физиологии труда.

11. Специалист по эргономике.

12. Судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик).

13. Химик-эксперт учреждений здравоохранения.

14. Эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений.

15. Эмбриолог.

16. Энтомолог.

V. Специалисты со средним профессиональным образованием

1. Инструктор по трудовой терапии.

2. Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий.

3. Социальный работник.

4. Техник по техническим средствам реабилитации инвалидов.

Примечания:

1. Наименования должностей заместителей руководителя учреждения здравоохранения (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

2. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

3. Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

4. В специализированном учреждении здравоохранения или при наличии в учреждении здравоохранения соответствующего специализированного подразделения наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

5. Наименования должностей «акушер», «санитар», «фасовщик», замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: «акушерка», «санитарка», «фасовщица»; а наименование должности «медицинская сестра», замещаемой лицами мужского пола, именуется — «медицинский брат (медбрат)».

Advertisement
Advertisement has no influence on content

Медсестра (в мужском варианте: медбрат) — это специалист со средним специальным медицинским образованием, который помогает врачу, оказывает доврачебную медицинскую помощь, выполняет множество задач для нужд лечебного учреждения.

В зависимости от того, за врачом какой специальности закреплена медсестра, она выполняет разные вспомогательные функции: сбор анализов, выполнение инъекционных назначений, капельниц, смена белья, организация лечебного питания, подготовка хирургических инструментов, заполнение медицинских документов.

Медсестра занимается лечебными процедурами, следит за самочувствием больных, осуществляет раздачу лекарственных препаратов, соблюдая их дозировку, назначенную врачом, ведет учет медицинского инвентаря, контролирует сроки технического осмотра медицинской аппаратуры, подает документы на вписку.

Профессия медсестры призвана облегчать работу врачу, освобождать его время для приема пациентов, выполнения профессиональных обязанностей.


Медсестра облегчает работу врачу, освобождает его время для приема пациентов и выполнения профессиональных обязанностей.

Специализации медицинских сестер

Есть много специализаций профессий:

  • Главная медсестра контролирует работу всех медицинских сестер, выполняет заявки на приобретение лекарственных препаратов, перевязочного материала, других средств медицинского назначения, а также составляет график дежурств и отпусков медсестер, следит за материально-техническим оснащением больницы. Она должна иметь диплом о высшем медицинском образовании.
  • Старшая медицинская сестра помогает заведующему отделением, отвечает за порядок в отделении, контролирует подчиненных ей медицинских сестер и санитарок.
  • Младшая медсестра ухаживает за пациентами, выполняет указания старших коллег.
  • Постовая медсестра отвечает за выполнение назначений врача, контролирует прием лекарств, посещение родственников.
  • Палатная медсестра контролирует состояние больных в палатах обычной и интенсивной терапии, отвечает за соблюдение постельного режима, диеты, измеряет артериальное давление, пульс, частоту дыхания.
  • Процедурная медсестра работает в процедурной, делает уколы, капельницы, медицинские манипуляции, назначенные врачом (небулайзер, аспиратор), собирает анализы и передает их в лабораторию.
  • Операционная медсестра помогает хирургу до, во время и после операции: готовит инструменты, ассистирует во время оперативного вмешательства, пересчитывает использованные в ходе операции инструменты и перевязочный материал.
  • Хирургическая медсестра работает в хирургическом отделении, в перевязочной, делает перевязки, снимает швы, ассистирует хирургу при малых операционных вмешательствах (вскрытие фурункула, постановка катетера, дренажа).
  • Лабораторная медсестра принимает биологический материал и выполняет манипуляции по указанию врача.
  • Патронажная медицинская сестра контролирует состояние новорожденного после его выписки из родильного дома, следит за соблюдением графика прививок и осмотров малыша узкими специалистами.
  • Геронтологическая медсестра работает в доме престарелых, в геронтологическом отделении медицинской организации, помогает пожилым людям поддерживать здоровье, выполняет рекомендации врача.
  • Школьная медсестра (или дошкольного детского учреждения) контролирует состояние детей, осуществляет их допуск на занятия после перенесенного заболевания, проводит закаливающие мероприятия, профилактические осмотры, выполняет прививки и медицинские тестирования, назначает карантин при выявлении инфекций, дает отвод от занятия физкультурой или спортивных соревнований по состоянию здоровья.

Также медсёстры есть при профильных отделениях — физиотерапевтических, ЛФК, стоматологических и прочих кабинетах.


Школьная медсестра контролирует состояние детей, проводит профилактические осмотры, выполняет прививки и медицинские тестирования.

Места работы

Трудятся медицинские сёстры в поликлиниках и стационарах, в школах, детских садах, санаториях, домах отдыха, хосписах, роддомах, военных госпиталях, местах заключения и многих других учреждениях.

История профессии

Сестры милосердия ведут свою родословную с ХI века, когда в Европе, на базе монастырей стали появляться первые женские общины, в которых ухаживали за физически страждущими пациентами. В ХIII столетии открылся первый приют, где выхаживали сирот и брошенных детей. Затем сестры милосердия стали помогать раненым, чуть позднее взяли на себя ответственность за больных проказой. Официально рождение первой общины сестер милосердия датируется 1641 годом — тогда создали первую школу, обучающую женщин этой профессии.

На Руси сестры милосердия известны официально с 1863 года, когда военное министерство издало указ о создании сестринского ухода за ранеными на постоянной основе. С 1997 года медицинские сестры в России получили официальный кодекс этических норм общения с пациентами.


Сестры милосердия Омского военного госпиталя во время Первой мировой войны.

Кадровая структура медицинского учреждения в условиях конкурентной среды

1915 год.

Обязанности медицинской сестры

Основные должностные обязанности медицинской сестры таковы:

  • Доврачебная медицинская помощь.
  • Уход за пациентами.
  • Ассистирование врачам, стерилизация инструментов.
  • Забор биологического материала для исследования.
  • Исполнение врачебных назначений.
  • Руководство младшим медперсоналом.
  • Утилизация медицинских отходов.
  • Ведение документации.

Требования к медицинской сестре

Основные требования к медицинской сестре выглядят так:

  • Высшее медицинское или среднее медицинское образование, действующий сертификат по сестринскому делу.
  • Навыки работы с ПК.
  • Исполнительность и вежливость.


В обязанности медсестры входит забор биологического материала для исследования, а также исполнение врачебных назначений.

Как стать медицинской сестрой

Чтобы стать медицинской сестрой, нужно:

  1. Закончить ВУЗ (факультет высшего сестринского образования) или медицинское училище/колледж по специальности «Медицинская сестра».
  2. Получить вместе с дипломом сертификат на право самостоятельной деятельности.
  3. Чтобы иметь право работать медсестрой узкой специализации, необходимо пройти курсы повышения квалификации.

Зарплата медицинской сестры

Разброс доходов велик: медсестра получает от 15 000 до 80 000 рублей в месяц. Наиболее востребована и оплачиваема профессия в крупных городах и на Крайнем Севере (в Ямало-Ненецком округе была найдена вакансия медсестры с заработной платой 80 000 рублей в месяц). Работа медсестры в домашних условиях оплачивается по договоренности.

Средняя зарплата медсестры — около 27 000 рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Сестринское дело» и выдаёт диплом и сертификат.

Кадровая структура медицинского учреждения в условиях конкурентной среды

Как известно, качество медицинской помощи и ее доступность определяются не только адекватностью организационных форм и состоянием материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), но и в значительной степени наличием квалифицированных сотрудников, обладающих специализированными знаниями.

Особенно остро кадровый вопрос стоит в условиях конкуренции, характеризующей растущий рынок медицинских услуг в России. Именно поэтому кадровая политика медицинского учреждения на всех этапах должна носить постоянный характер, являясь залогом стабильности, конкурентоспособности и успешного развития.

Вообще, структурно-функциональная модель ЛПУ как субъекта рынка медицинских услуг, а, следовательно, наделенного функцией конкуренции, должна заключать в себе элементы системы, характеризующие эту организацию именно с точки зрения ее конкурентоспособности.

С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением.

По мнению ряда специалистов, поле привлекательной и умеренной конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий к некоторым из которых отнесены приведенные в таблице 1.

Признак Условия
Уровень пациента — право свободного выбора врача;
— обеспечение свободного доступа пациентов в медицинские учреждения и во врачебные практики;
— равный гарантированный доступ к выбору поставщиков медицинских услуг;
— защита прав пациентов;
— система медицинского страхования;
— система вневедомственного контроля качества медицинской помощи
Врачебный уровень — лицензирование врачей;
— стандартизация медицинской деятельности;
— право лечебных учреждений и частнопрактикующих врачей зарабатывать и иметь прибыль;
— система фиксированных контрактных гонораров с предварительной оплатой;
— партнерские права медицинского персонала;
— открытый наём медицинских работников;
— принятие профессиональных этических норм
Уровень медицинского учреждения — аккредитация медицинских учреждений;
— повышение качества стратегических управленческих решений;
— свобода приспособления функций, организационной и кадровой структуры ЛПУ к динамичным рынкам медицинских услуг;
— свобода учреждений здравоохранения на самофинансирование и независимую деятельность;
— система непрерывного обучения кадров
Научные, экономические и информационные задачи — научное обоснование моделей конкуренции в сфере производства и потребления медицинских услуг;
— экономические методы управления медицинскими учреждениями;
— свобода коммерческого инвестирования в сектор здравоохранения;
— информационная открытость рынка медицинских услуг
Административно-управленческие и организационные мероприятия — демонополизация предоставления медицинской помощи;
— устранение административного разделения и вертикального интегрирования медицинских учреждений и служб;
— приватизация медицинских учреждений;
— интеграция служб первичной медико-санитарной помощи;
— реализация оптимальных и функциональных решений по реструктуризации учреждений и служб первичной медико-санитарной помощи;
— открытие ранее закрытых (ведомственных) медицинских учреждений для всех граждан
Государственное регулирование — разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки системы здравоохранения;
— переориентация новых программ и проектов в области здравоохранения с вертикально координированных учреждений на уровень центров первичной медико-санитарной помощи;
— регулирование конкурентной среды на рынках медицинских услуг;
— система адресных социальных гарантий в получении медицинской помощи отдельными категориями населения

Создание условий формирования конкурентной среды в медицине, становление и развитие конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда — эффективный инструмент на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимое условие формирования современных рыночных отношений между пациентом и врачом.

Свобода приспособления организационной и кадровой структуры ЛПУ к динамичным рынкам медицинских услуг является одним из необходимых требований успешного функционирования медицинского учреждения в условиях конкурентной среды. Она является составляющим элементом организации управления кадрами медицинского учреждения, определяющей конкурентный уровень ЛПУ.

Научное обобщение современных эффективных направлений работы с медицинскими кадрами позволяет выделить комплекс мероприятий, которые должны входить как компоненты в систему организации управления кадрами в здравоохранении:

  • общеорганизационные мероприятия, направленные на создание системы управления медицинскими кадрами и обеспечение ее функционирования (создание отделов по управлению персоналом в ЛПУ, разработка перспективных планов по управлению кадровыми ресурсами в ЛПУ, создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, проведение аттестации рабочих мест, создание локальной компьютерной сети и др.);
  • обучение всех руководящих кадров здравоохранения комплексному системному подходу к решению кадровых вопросов и освоение ими технологии управления кадрами и отдельными разделами этой работы;
  • обеспечение квалифицированного процесса управления кадрами: организация полноценного информационного обеспечения этого процесса по всем разделам работы, систематическое слежение за содержанием программ получения информации по кадрам, принятие квалифицированных решений, планирование и их реализация, применение рациональных форм регулирования системы организации и работы с кадрами, контроль выполнения приказов, планов по кадровым вопросам.

В целом кадровая структура ЛПУ может быть разделена на три группы:

  • административно-управленческий персонал ЛПУ;
  • медицинский персонал ЛПУ;
  • служащие и хозяйственно-обслуживающий персонал.

Вообще, административно-управленческий персонал — это работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию предприятия (фирмы, организации), дирекция предприятий и учреждений.

К административно-управленческому персоналу можно отнести руководителей предприятий (учреждений) и их заместителей, руководителей структурных подразделений, не занятых непосредственно на производстве, главных специалистов и их заместителей, инженеров и других специалистов, занятых в управленческом аппарате.

Главная отличительная черта административно-управленческого персонала медицинского учреждения от других работников — это то, что они не заняты непосредственно медицинской деятельностью, а занимаются ее организацией и руководством ею.

Поскольку нормативно-правового акта, который четко определяет, какие должности в медицинском учреждении следует отнести к административно-управленческому персоналу, не существует, то логично допустить, что это:

  • главный врач, заместители главного врача, не участвующие непосредственно в оказании платных медицинских услуг населению;
  • главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера, отдел бухгалтерии;
  • планово-экономический отдел;
  • отдел кадров (служба управления персоналом ЛПУ).

Отнести должности к административно-управленческому персоналу медицинское учреждение может самостоятельно, отразив это, например, в штатном расписании.

Медицинский персонал ЛПУ — это медицинские работники, обслуживающие медицинское учреждение. К медицинскому персоналу ЛПУ относятся высший, средний и младший медицинский персонал.

Высший медицинский персонал – это врачи и другие специалисты с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием.

Средний медицинский персонал – это лица, получившие специальное образование и соответствующую квалификацию в средних медицинских учебных заведениях и допущенные в установленном порядке к медицинской деятельности. К среднему медицинскому персоналу относятся: фельдшера, акушерки, медицинские сестры, санитарные фельдшера, фельдшера-лаборанты, рентген-лаборанты, зубные врачи, зубные техники и др.

Младший медицинский персонал – это санитар, санитарка, сиделка, няня, дезинфектор.

Медицинские кадры являются главной, наиболее значимой частью ресурсов здравоохранения и в конечном итоге обеспечивают результативность и эффективность работы не только отдельных структурных подразделений, но и ЛПУ в целом.

Требования к квалификации медицинского персонала, особенно в учреждениях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, в настоящее время достаточно высокие из-за уникальности имеющегося оборудования и выполнения оперативных вмешательств высшей категории сложности.

Ключевыми моментами в подборе медицинского персонала являются:

  • уровень образования;
  • уровень профессиональной подготовки;
  • профессиональный опыт;
  • способность к обучению, а также желание повышать профессиональный уровень;
  • устойчивость к стрессовым ситуациям.

Необходимость непрерывного образования медицинского работника обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4–6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения.

Состав третьей группы кадровой структуры ЛПУ (служащие и хозяйственно-обслуживающий персонал) зависит не только от профиля медицинского учреждения, но и от «масштабности» учреждения.

Учреждения здравоохранения при разработке и утверждении штатных нормативов должны руководствоваться приказом Минздрава РФ от 09.06.2003 г.

Квалификационные разряды и характеристики должностей в медицинских учреждениях

N 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».

Именно этим документом определены должности служащих и рабочих медицинского учреждения, которые можно отнести соответственно к административно-управленческому и хозяйственно-обслуживающему персоналу учреждений здравоохранения.

Организационно-кадровая структура учреждения и численность должностей определяется штатным расписанием. Штатное расписание относится к локальным нормативным актам, которые в соответствии со ст. 8 ТК РФ разрабатываются работодателями (в нашем случае это учреждение здравоохранения) в пределах своей компетенции самостоятельно через органы управления организацией.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением) и содержит в себе перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Пример организационной структуры многопрофильного ЛПУ представлен на рисунке.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Общие вопросы кадровой работы. Оплата труда медицинских работников и мотивация / журнал «Главная медицинская сестра», №3-2008: http://www.zdrav.ru; ;
  2. Ресурсное обеспечение ЛПУ: создание отдела закупок и торгов; введение должности директора больницы / Журнал «Управление ЛПУ в вопросах и ответах» №9, 2010.
  3. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru;
  4. Информационный сайт: http://www.ingenio-med.ru

К младшему медицинскому персоналу относят сестёр-хозяек, младших медицинских сестёр и санитарок. Это медицинские работники, не имеющие медицинского образования.

Сестра-хозяйказанимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.

Младшая медицинская сестра(сестра по уходу за больными) — это медицинский работник, прошедший специальную подготовку по программе младшей медицинской сестры (40 часов) при лечебном учреждении, имеющем право проводить такую подготовку. Она проводит уборку помещений, а так же помогает палатной ме­дицинской сестре в уходе за больными, производит смену белья, обеспечивает содержание в чис­тоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке боль­ных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.

Санитарки:круг их обязанностей определяется их категорией (са­нитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).

Младший медицинский персонал

Санитарка-уборщица производит уборку помещений лечебного учреждения, но не участвует в уходе за больными, санитарка-буфетчица раздает пищу больным.

Общие обязанности санитарки, младшей медицинской сестры по уходу за больными следующие:

1) смена постельного белья для поступившего больного;

2) обеспечение больных, находящихся на постельном режиме, судном или подкладным кругом;

3) регулярное проведение смены нательного и постельного белья у больных с общим режимом и ежедневное перестилание постели у тяжелобольных, а в случае загрязнения у таких больных белья испражнениями, замена его на чистое;

4) обмывание, обтирание или купание тяжелобольных под контролем постовой медицинской сестры; уход за кожей, волосами, ногтями у больных, находящимися в тяжелом состоянии;

5) ежедневное проведение уборки палат, санитарного узла, ванной комнаты, коридора и лестничных площадок отделения;

6) доставка исследуемого биологического материала (кала, мочи, мокроты и т.д.) в лабораторию.

Дата добавления: 2015-07-02; просмотров: 8097; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Список медицинских профессий

Какие бывают медицинские профессии? Для того чтобы выбрать подходящее направление обучения, целесообразно ознакомиться с тем, какие области медицины существуют и в чем заключается специфика каждой из них.

В разделе собраны подробные описания профессий, связанных с медициной. Данный материал, безусловно, поможет вам сделать правильный выбор. 

* — по данным Федеральной службы государственной статистики за 2017 год.

** — экспертная оценка редакции портала по шкале от 0 до 100. Где 100 — максимально востребованная, наименее конкурентная, с низким входным барьером по знаниям и доступности их получения и наиболее перспективная, а 0 наоборот.

Медицинские профессии

В медики нужно идти только тем, кто готов к трудностям. Прочитайте про особенности мед образования и специфику обучения.

 

Специализаций для медиков немало. Сегодня медучреждениям в наибольшей степени нужны анестезиологи-реаниматологи и фтизиатры, наркологи и психиатры, врачи скорой помощи и клинической лабораторной диагностики – впрочем, если вы выберете какой-либо другой профиль медицинского образования, для вас тоже найдется работа.

Путь ко многим специализациям в сфере здравоохранения начинается с поступления на специальность «Лечебное дело».

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Кем именно вы хотите стать: эндокринологом, отоларингологом, а может быть, гастроэнтерологом? Сам процесс учебы в медицинском вузе и подробное изучение программы по различным предметам поможет вам сориентироваться и определиться.

Настоящий врач – высокообразованный человек. Он интересуется химическими процессами, происходящими в организме, и готов к смелым медицинским манипуляциям, основанным в том числе и на инженерных расчетах. Он строго соблюдает медицинский протокол, следит за тем, как лечение одних органов влияет на состояние других органов и систем организма, а также готов повышать квалификацию на протяжении всей своей карьеры.

Врач умеет совмещать в своем характере качества, которые, на первый взгляд, кажутся противоположными друг другу. Он эмпатичен – и стрессоустойчив, чистоплотен – и небрезглив. Он обладает как быстротой реакции, чтобы принимать меры, адекватные острым заболеваниям, так и терпением, чтобы вести долгие исследования или наблюдать за ходом длительного лечения.

Допуск к работе медсестрой при специальности «санитарный фельдшер»

Спрашивает: Медсестра Елена

В 1990 году закончила Донецкое мед. училище на факультете санитария, гигиена, эпидемиология. Специальность «санитарный фельдшер». В том — же году устроилась в поликлинику на ставку медсестры. В 2004 году перешла на ставку цеховой медсестры. Теперь говорят в отделе кадров, что я не могу работать в этой должности, но ведь у меня уже 21 год стажа и до выслуги осталось немного. Могут ли меня уволить, ведь в училище мы проходили все дисциплины лечебного дела и санитарии?

Медицинский персонал

Отвечает: Елена Беденко-Зваридчук

Здравствуйте, Елена.

Если Вы проходили периодические курсы повышения квалификации для обычных медсестёр (т.е. по лечебному делу), а по действующим положениям на момент окончания Вами медучилища разрешалось трудоустройство санитарных фельдшеров на ставку медсестры общего профиля, то к Вам применима аналогия закона, по которой Вы получили допуск к работе, имея иное образование, нежели требовалось бы в настоящий момент. Вас не должны увольнять. Необходимо согласовать Ваш допуск к дальнейшей работе на уровне руководства ЛПУ и Горздрава.

  Віта 24.09.2016

Працюю в школі медичною сестрою, маю диплом санфельдшера та вчителя біології, чи можу я перекваліфікуватися на медсестру для роботи в поліклініці? І де в Києві? Дякую!

  Віта 19.09.2016

Добрий день! Маю диплом за спеціальністю санітарний фельдшер та вчитель біології. Чи можу я працювати лікарем- лаборантом в поліклініці? І ще — де можна в Києві перекваліфікуватися на лі4увальну справу. Дякую!

  Віта 16.09.2016

Добрий день! Маю диплом за спеціальністю санітарний фельдшер та вчитель біології. Чи можу я працювати лікарем- лаборантом в поліклініці? І ще — де можна в Києві перекваліфікуватися на лі4увальну справу. Дякую!

  Анюта 05.08.2016

где можно переучится с мед сестры на санитарного фельдшера в Нижнем Новгороде

  света 10.04.2014

Здравствуйте.У меня диплом «санитарного фельдшера» я проработала 22 года в санстанции по професии лаборант санитарно-гигиенической лаборатории,но в 2012 году санстанцию ликвидировали и я сейчас не могу найти работу по специальности,могу ли я переобучиться на другую мед.специальность(медсестру,лаборанта клиники)?Спасибо.

  Ольга 06.03.2014

Здравствуйте. В 1994году закончила Сумское медицинское училище по специальности санитарный фельдшер, могу ли я работать медицинской сестрой в ЛПЗ на приеме у врача?

  Ирина 04.02.2014

Здравствуйте! В 1994 — 1997 г. закончила базовый медицинский колледж по специальности медико-профилактическое дело с присвоением квалификации санитарный фельдшер , могу ли я работать медицинской сестрой ?

admin

Добавить комментарий