Следователи МВД

Следователи МВД

Ежедневно в стране совершаются преступления. Найти виновного и восстановить справедливость предстоит следователю. Представитель закона должен обладать набором качеств и навыков, позволяющих найти виновника происшествия и выяснить мотив преступления. Все они регулируются законом (статья 38 УПК).

Содержание

Статья 38 УПК о чём?

Понятие должности «следователь» раскрыто в ст. 38 УПК РФ. Согласно УПК в последней редакции следователь – должностное лицо, наделённое правом проводить следственные действия в рамках своей компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным кодексом.

Основные полномочия следователя в уголовном процессеописаны в ст. 38 кодекса.

Следователь имеет право:

  1. Возбуждать уголовное дело.
  2. Вести уголовное дело и решать все вопросы, связанные с делом, принимать соответствующие меры.
  3. В индивидуальном порядке определять ход расследования, принимать решение о проведении следственных действий. Исключением являются случаи, когда необходимо получить согласие суда или вышестоящего руководства.
  4. Выдаватьорганам дознания в письменном виде поручение о проведении комплекса розыскных мероприятий.
  5. Принимать участие в судебных заседаниях.
  6. Выдавать постановление на задержание, привлечение к уголовной ответственности, аресте, проведении процессуальных действий.
  7. Обжаловать решение прокурора, отменять действие постановления о возбуждении уголовного дела, возвращать уголовное дело на доследование, изменять вменяемую статью или переквалифицировать действия подсудимого, устранять выявленные в ходе расследования недоработки.
  8. Направлять в письменном виде свои возражения руководителю следственного отдела относительно возникших несогласий с действиями прокурора, противоречащими действующему законодательству.

Действия следователя направлены на обеспечение правопорядка в обществе и устранение угрозы населению страны.

К личным качествам следователем относятся:

  • аналитический склад ума;
  • логическое мышление;
  • умение правильно и точно излагать факты;
  • умение быстро мыслить в стрессовых ситуациях;
  • способность отстоять свою точку зрения и приводить аргументы.

Знание законодательства и умение строить логическую цепочку событий является отличительной чертой квалифицированного работника силовых структур.

Комментарий к статье

Кратко рассмотрим основные положения:

  1. Все запросы, поручения и постановления, оформленные следователем в рамках действующего законодательства, должны беспрекословно выполняться предприятиями, компаниями, бюджетными учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы (статья 21 часть 4 УПК).
  2. Комментируемая статья описывает обязанности, возложенные на следователя при выявлении действий, нарушающих закон. В случае правонарушения следователь должен принять меры по устранению факта преступления, выявитьлиц, виновных в совершении преступления, принять и проверить информацию о готовящемся правонарушении (теракте, заговоре) в рамках своей компетенции, принять решение относительно его предотвращения, выносить постановление относительно прекращения уголовного преследования или иное решение относительно произошедшего действа.
  3. В отличие от органов дознания, у следователя нет права принимать оперативно-розыскные меры (ст. 40 кодекса), но есть полномочия, которые не входят в компетенцию дознавателя.
  4. Следователь имеет право выражать прокурору своё несогласие относительно его замечаний по поводу ошибок, выявленных в ходе предварительного следствия или его отводе от дела. Он может в письменном виде представить свои возражения руководителю следственного отдела, который проинформирует прокурора о выдвинутых следователем возражениях. Руководитель следственного отдела изучает все выдвинутые требования и возражения, и принимает решение об исполнении (неисполнении) таковых.Одновременно информируя о своём решении следователя и прокурора.
  5. Следак (разговорный вариант названия должности) должен беспрекословно выполнять все распоряжения и указания высшего руководства. Но если у следователя имеется иное мнение относительно ведения расследования, он вправе его отстаивать.
  6. Следователь может, не дожидаясь проведения необходимых действий органами дознания (ст. 157 УПК), начать предварительное следствие по правонарушению (в случаях, когда предварительное следствие является обязательным условием);
  7. Имеет право давать поручения дознавателю относительно проведения следствия или оперативно-розыскных мероприятий.
  8. Поручение – письменное требование на проведение определённых действий (оперативных или розыскных). Указание выступает дополнением к поручению и даёт пояснение,что нужно делать, чтобы выполнить поручение.
  9. В поручении указывается срок его исполнения, и нарушать его нельзя, поскольку бывают ситуации, когда нужно одновременно проводить розыскные действия (обыски). Просрочка исполнения поручения может нарушить весь ход расследования.
  10. Если в поручении не указан срок проведения следственных мероприятий,согласно п.1 ст. 152 УПК все необходимые мероприятия нужно провести в течение 10 суток.
  11. На каждое поручение следователя ему должен направляться письменный ответ от ответственного лица.

Все поручения и указания даются следователем в письменном виде и должны иметь ответ от уполномоченного лица о проведённых мероприятиях по их исполнению.

Поручения следователя могут быть нескольких видов:

  1. Проведение дознавателем оперативно-розыскных мероприятий.
  2. Привлечение органов дознания к проведению некоторых следственных действий.
  3. Принятие дополнительныхмер для проведения следствия (окружение и его охрана).
  4. Заключение под стражу подсудимого в случае вынесения такого решения судом.
  5. Постановление об аресте,задержании или прочих процессуальных действиях.

Указания следователя могут быть различного характера, но должны выполняться в строгости с предписанием.

Поручение (указание) должно содержать в себе следующую информацию:

  • название органа дознания, которому направлено поручение;
  • данные лица (имя, фамилия, должность), давшего поручение;
  • основания выдачи поручения (ссылка на статью процессуального кодекса);
  • суть поручения(вопросы, которые требуют детализации);
  • последовательность выполнения поручений;
  • совет как себя вести для получения определённой информации;
  • срок исполнения указания;
  • сведения о том, где можно получить вспомогательные разъяснения относительно поставленных задач.

Если в поручении не указано время его исполнения, то его необходимо выполнить в десятидневный срок.

Следователь в уголовном процессе руководствуется Кодексом действия и другими нормативно-правовыми актами. Он должен раскрывать преступления способами и средствами, описанными Уголовно-процессуальным кодексом. Закон гласит, что следователь должен выяснить все действия и факты, требующие доказательства, обеспечить всесторонне полное и объективное расследование и добраться до истины.

Согласно изменениям от 2007 года возможность влияния прокурора на следователя значительно ограничена.В свою очередь, возможности следственного отделарасширены.В ходе расследования следователь может выполнять функции главы следственной группы и давать поручения органам дознания.

Ещё одной задачей следователявыступает предостережение от совершения преступления. Это означает разъяснение всех негативных последствий всем привлекаемым в ходе расследования гражданам. А также восстанавливает права лиц, незаслуженно привлечённых к ответственности.

Случаи из судебной практики

Рассмотрим случаи судебной практики по данной статье.

Адвокат Б. подал в суд жалобу на постановление следователя об объявлении в розыск гражданки К. Заявитель утверждает, что вынесенное постановление необоснованно, поскольку у следователя нет доказательств того, что гражданка К. скрывается от следствия. Подозреваемую и её адвоката надлежащим образом неуведомили о проведении следственных мероприятий. Документы, подтверждающие вызов в следственный комитет, отсутствуют. Также нет подтверждения тому, что следоватьпытался установить местонахождение гражданки К. В этой совокупности у следователя не было оснований объявлять гражданку К. в розыск. Подозреваемая от следствия не скрывалась, а проходила лечение в стационаре, о чём есть подтверждающие справки. Изучив все документы, судья оставил жалобу без удовлетворения. Суд установил, что все необходимые меры по установлению местонахождения гражданки К. проводились, а постановление о приводе исполнено не было, поскольку последняя отсутствовала по месту регистрации, что было квалифицировано как уклонение от следствия. Вынесенное постановление признать законным, так как согласно ст. 38 УПК оно вынесено уполномоченным лицом с соблюдением всех законодательных норм, входит в его компетенцию и имеет все основания.

Гражданин Иванов решением суда №* был осуждён на 2 года по ч. 1 ст. 109 УК со следующими ограничениями: подписка о невыезде за пределы республики, невозможность смены места работы или проживания без согласия контролирующих органов, ему нельзя посещать культурно-массовые мероприятия, один раз в месяц необходимо отмечаться в специализированном государственном органе. Также обвиняемый оплатил потерпевшей Б. штраф за нанесённый моральный вред в размере… рублей.

Потерпевшая Б. при поддержке своего адвоката подала жалобу с несколькими дополнениями на решение суда №*. Потерпевшая считает решение суда незаконным и требует его отмены. Поскольку в заключении экспертной комиссии вопрос наличия/отсутствия преступного умысла в совершении преступления не поднимался,что, в свою очередь, не позволяет делать вывод о неосторожности действий гражданина Иванова. Следователь преднамеренно переквалифицировал дело подсудимого на ч.1 ст. 109 УК Российской федерации. В деле чётко указано, что Иванов умышленно нанёс сильный удар в лицо сыну гражданки Б., который повлёк за собой летальный исход. В ходе предварительного следствия следователь не провёл с Ивановым следственный эксперимент для установления всех обстоятельств: силы удара, расстояния между конфликтующими, местонахождение свидетелей. По словам очевидцев, Иванов находился в нетрезвом виде, но нет ни одного заключения эксперта, подтверждающего этот факт.

Когда личность виновного лица была установлена, сотрудники полиции отнеслись халатно к своим обязанностям и не отправились на его задержание. До явки с повинной в участок у Иванова было время придумать новую версию всего произошедшего. Подозреваемый утверждает, что гражданин М. напал на него, а свидетели утверждают обратное.

После избиения гр.М., Иванов не вызвалскорую и не осмотрел потерпевшего, а оставил его умирать, уехав на своей машине с места преступления. Подсудимый должен был предвидеть последствия от своего удара. Эти факты не учтены ни следователем, ни судом первой инстанции. Действия Ивановаспровоцировали смертьсына потерпевшей Б.Этот факт также не учёл суд. В ходе судебного разбирательства со слов свидетеля П.было установлено, что в следственный комитет всех свидетелей привозили родственники Иванова, это свидетельствует о том, что с ними была проведена необходимая беседа. В свою очередь, свидетель Н. отрицает данный факт. Гражданка Б. утверждает, что и само следствие проведено с нарушениями: не установлено время нанесения удара, его сила, а также область попадания.

Прокурор изначально был настроен против гражданки Б. и выгораживал Иванова. Вопросы, задаваемые свидетелям на первом заседании, были нечёткими, имели неточную формулировку и содержали в своей формулировке ответ. Прокурор поддерживал все ходатайства подсудимого, за что получил замечание от судьи, ведущего дела. Ходатайства своих клиентов о возврате дела на доследование и переквалификацию статьи не поддержал. С приговором судьи о возмещении материального вреда не согласился, хотя имелись все чеки с указанием даты и стоимости предоставленных услуг.

Изучив все материалы дела, суд принял решение, что все доказательства вины Иванова собраны с соблюдением всех требований. По делу выявлены все необходимые обстоятельства, имеющие значимость. Заключение проведённых экспертиз совпадают по времени и обстоятельствам с данными, указанными подсудимым и свидетелями.

Относительно доводов жалобы о том, что следователем не проведён следственный эксперимент, указано, что в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 38, следователь вправе самостоятельно определять ход расследования, и принимать решение о проведении (непроведении) следственных действий. Суд отрицает необъективность ведения следствия, поскольку согласно УПК были установлены время и место происшествия, способ и прочее необходимое данные о совершённом преступлении.

При определении наказания были учтены характер и степень угрозы обществу, все отягчающие и смягчающие обстоятельства. Нарушения УПК или закона, способствующие отмене приговора судом низшей инстанции, не допущены. Суд вынес решение жалобу оставить без удовлетворения, а приговор без изменения.

Консультации юриста

В случае вызова свидетеля для дачи показаний следователь должен направить по адресу проживания гражданина повестку о вызове на допрос.

Если следователь дал указание дежурному вызвать свидетеля на допрос, а тот отказал, ссылаясь на отсутствие соответствующего указания от начальника следственного отдела, – такие действия нарушают закон, поскольку согласно статье 38 УПК РФ в определенных случаях следователь имеет статус начальника отдела и наделяется его полномочиями.

Прокурор не вправе склонять на свою сторону следователяи навязывать ему своё мнение относительно расследуемого дела.

Следователь не можетначать следствие без постановления о принятии им дела к производству.

Если следователь отказал в ходатайстве проводить следственный эксперимент, нужно обратиться в прокуратуру с жалобой на его бездействие.

Также представитель закона не имеет права давать распоряжения относительно проведения следственных действий до тех пор, пока не будет возбуждено уголовное дело.

Следователь не может привлекать к уголовному делу человека, проходящего по одному и тому же делу в качестве подозреваемого и свидетеля.

Претенденты на вакансию следователя должны пройти не только собеседование, но и тестирование. Также для проверки профпригодности сотрудников министерство внутренних дел проводит переаттестацию, которая состоит из тестовых заданий по логике изнанию уголовно-процессуального законодательства.

Представители этой профессии могут работать в отделе МВД, следственном комитете, службе безопасности и ФСКН. Среди сотрудников следствия выделяют профессию следователя-криминалиста. Такие специалисты самыми первыми прибывают на место происшествия. Проводят осмотр места преступления, снимают отпечатки пальцев, собирают частицы тканей, волос, находят реквизит, с помощью которого производилось правонарушение, упаковывают все вещественные доказательства для детального осмотра и изучения в лаборатории.

В лабораториях проводят множество экспертиз, основные из них:

  • баллистическая – изучение найденного оружия и патронов;
  • трасологическая – исследование лоскутов одежды, обуви, а также волос, ногтей и прочего;
  • техническая – изучение документов, таблиц;
  • фоноскопическая – изучение аудиозаписей с целью идентификации личности по голосу и манере разговаривать.

Для сбора максимального количества доказательствот граждан, обнаруживших место происшествия, криминалистытребуют ни к чему не прикасаться и ничего не передвигать.

Для работы следователем важно не только получить высшее юридическое образование и знать содержание специализированных научных учебников и законодательства. Нужно быть стрессоустойчивым, ответственным, выдержанным, иметь аналитический склад ума, умение составить образ правонарушителя по мелким деталям. Следователь – это уважаемая и ответственная профессия. Работа зачастую сопровождается ненормированным рабочим днем и небольшой заработной платой.

Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя

Согласно ст. 5 п. 7 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

  1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания — дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

  • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
  • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

Дознаватели ОВД уполномочены:

  • проверять сообщения и заявления о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии с УПК:
  • возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК;
  • производить по уголовному делу все необходимые процессуальные и следственные действия;
  • прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, предусмотренных УПК;
  • принимать решения о приостановлении дознания по уголовному делу;
  • направлять уголовное дело по подследственности прокурору для передачи в органы предварительного следствия;
  • направлять уголовное дело прокурору с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом по окончании дознания;
  • составлять и представлять ежемесячный отчет о проделанной работе.

Профилактическая работа дознавателей. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» закрепил полномочия дознавателя ОВД по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер для их устранения.

Так, дознаватели ОВД обязаны:

  • выявлять при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер к их устранению;
  • направлять информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций или учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • в трехдневный срок информировать соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;
  • осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Кроме того, в ходе расследования уголовных дел дознаватели ОВД проводят лекции, беседы, делают доклады на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением, а также выступают на радио и телевидении в целях предупреждения преступлений.

Дознаватель ОВД несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Полномочия дознавателя ОВД находят отражение в должностных инструкциях . Они должны быть составлены для каждого конкретного руководителя и сотрудника. Должностные инструкции дознавателя ОВД составляются в виде таблицы с указанием формы реализации обязанностей и периодичности их исполнения. Инструкция должна содержать общие положения, где разъясняются основные задачи сотрудника и то, кому он подчиняется. Общие положения отражают роль руководителя и сотрудника в подразделении, указывают направления, которые он обеспечивает или за которые отвечает. Кроме того, должностные инструкции состоят из должностных обязанностей, прав и взаимоотношений и связей по должности. В должностных обязанностях отражается, какие непосредственно мероприятия организует или обеспечивает сотрудник.

Взаимоотношения и связи определяются конкретным объемом работы и указывают, с какими государственными, правоохранительными, судебными и иными органами, организациями и учреждениями в интересах решения задач, возложенных на подразделения дознания, руководитель или сотрудник должны строить взаимодействие.

Должностные инструкции составляются в 3 экземплярах. Первый экземпляр хранится вместе с положением об отделе (отделении) дознания в контрольно-наблюдательном (накопительном) деле, второй — у непосредственного начальника подразделения дознания, третий — у сотрудника. Должностные инструкции должны быть внимательно изучены и подписаны каждым сотрудником. Во всех инструкциях должна быть учтена взаимозаменяемость сотрудников. В гор(рай)органах внутренних дел, где в штате работает один дознаватель, его обязанности в случае отсутствия должны быть возложены на наиболее подготовленного сотрудника другой службы МОБ. Инструкции должны быть утверждены начальником ОВД, согласованы с начальником МОБ.

Отвод дознавателя. Глава 9 УПК РФ устанавливает перечень обстоятельств, которые являются препятствием для участия в конкретном деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, а также представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. В этих случаях данные лица обязаны сами устраниться от участия в процессе, заявив самоотвод, или же им может быть заявлен отвод другими участниками, в первую очередь подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Разрешение вопросов, связанных с заявленными отводами или самоотводами, осуществляется по правилам и в порядке, установленными законом. В этом случае дознаватель выносит постановление о самоотводе, докладывает о своем решении начальнику органа или подразделения дознания, после чего представляет постановление с материалами уголовного дела прокурору.

Решение об отводе дознавателя в форме постановления принимает прокурор.

Статья 61 УПК определяет общий для большинства отводимых участников процесса перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве конкретных лиц. В других статьях эти обстоятельства конкретизируются применительно к каждому из участников с учетом особенностей их процессуального положения.

Так, если лицо уже является по какому-либо уголовному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем, то приоритет отдается именно этому процессуальному статусу, и данное лицо не может участвовать в производстве по делу в качестве дознавателя. Аналогично решается вопрос в случаях, когда кто-либо из этих должностных лиц является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу, а также если лицо уже участвовало ранее в производстве по делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.



Уголовно-процессуальный закон запрещает участвовать в производстве по уголовному делу дознавателю, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Предыдущее участие в производстве по уголовному делу дознавателя не является основанием для его отвода и не препятствует повторному участию в данном деле в том же качестве.

Вопрос об отводе эксперта, специалиста и переводчика в ходе производства дознания по уголовному делу решается самим дознавателем.

Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика также принимает дознаватель.

Дознаватель

Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

Кто такой дознаватель

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Отличие от следователя

Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

Особенности дознавателя

К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.



Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.

Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.

Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Дознаватель имеют право:

  • проверять, а также просматривать сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях;
  • принимать решения после просмотра сообщений о различных преступлениях. Кроме прав, дознаватели имеют определённые обязанности:
  • осуществлять деятельность по принципам уголовного судопроизводства;
  • применять меры принуждения, которые разрешены законом;
  • действовать в соответствии с указаниями начальника органа дознания и прокурора;
  • осуществлять другие полномочия, которые предусмотрены законом.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Источники возмещения причиненного вреда

Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Должностные обязанности дознавателя

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ рассматривает и проверяет заявления и сообщения о преступлениях, по которым выносит следующие решения:

о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления

об отказе в возбуждении уголовного дела, если из собранных материалов усматривается отсутствие оснований для его возбуждения, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу;

о передаче по подследственности заявлений и сообщений о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Проводит дополнительную проверку содержащихся в материалах доследственной проверки сведений, если признает их недостаточными для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Самостоятельно принимает иные процессуальные решения и организует проведение следственных действий по уголовным делам и материалам, находящимся в производстве, за исключением случаев, когда такие решения утверждаются начальником органа дознания, прокурором, судом.

По уголовным делам, находящимся в производстве, дознаватель (старший дознаватель) несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, готовит руководителю подразделения дознания, органа внутренних дел предложения по их устранению. В учреждения, организации, предприятия направляет представления о устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Несет персональную ответственность за соблюдение пожарной безопасности в кабинете ГД.

Несет персональную ответственность за соблюдение учетно-регистрационной дисциплины.

Несет персональную ответственность за соблюдение в кабинетах ГД правил санитарии, пожарной безопасности.

Несет персональную ответственность за предоставление сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.

Обязан уведомить работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к сотруднику каких-либо лиц в целях склонности его к совершению коррупционных правонарушений.

С учетом имеющихся в производстве уголовных дел и материалов проверки, вести планирование служебного (рабочего) времени.

Согласно графика, заступать на суточное дежурство в качестве дежурного дознавателя по ОМВД РФ ГО «Смирныховский». Дознаватель во время суточного дежурства несет персональную ответственность за качество проводимых проверок по заявлениям граждан и иным сообщениям.

Оказывать практическую помощь вновь поступившим на службу сотрудникам, являться для них наставникам.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с Настоящим кодексом, обязательны для исполнения. При этом старший дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение.

Самостоятельно в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ рассматривать и проводить проверку по заявлениям и сообщениям о преступлениях, по которым выносит законное и обоснованное решение.

Самостоятельно принимать процессуальные решения и организовывать проведение следственных действий по уголовным делам и материалам проверки, находящимся в производстве, за исключением случаев, по которым решения утверждаются начальником органа дознания, прокурором, судом.

Проводить расследование по уголовным делам, относящимся, в соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством, к компетенции дознавателей органов внутренних дел.

Выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, готовить руководителю органа дознания предложения по их устранению. Направлять в учреждения, организации, предприятия представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

С учетом имеющихся в производстве уголовных дел и материалов проверки, вести планирование служебного (рабочего) времени.

Согласно графика, заступать на суточное дежурство в качестве дежурного дознавателя по ОВД ГО «Смирныховский». Дознаватель во время суточного дежурства несет персональную ответственность за качество проводимых проверок по заявлениям граждан и иным сообщениям.

Оказывать практическую помощь вновь поступившим на службу сотрудникам, являться для них наставникам.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с Настоящим кодексом, обязательны для исполнения. При этом старший дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение.

Отличная статья 0

Выберите букву

Завершая обучения в ВУЗе на юридическом факультете или профильное среднее училище по специальности юрист, каждый в праве выбирать как строить свою карьеру и свой жизненный путь, многие выбирают службу в органах внутренних дел.

Кто такие следователи

Согласно ст.38 УПК РФ следователь – должностное лицо, которое обязано вести делопроизводство по уголовным делам и выполнять определенные следственные действия. Следователь работает в органах предварительного следствия, принимает решения касательно возбуждения дела и имеет широкий спектр процессуальных полномочий.

В отличие от дознавателя он имеет право проводить досудебное производство в любой форме, какая ему удобна, но в рамках законодательства РФ.

Следователь вправе выполнять свою работу:

  • в прокуратуре;
  • ФСБ;
  • Госнаркоконтроле;
  • ОВД.

Независимо ведомства следователь обладает процессуальной независимостью. Об этом термине мы поговорим чуть ниже.

У должности есть своя иерархия:

  • следователь;
  • старший следователь;
  • следователь по особо важным делам;
  • старший следователь по особо важным делам.

Чтобы работать следователем, понадобится законченное юридическое образование. Затем нужно проработать несколько лет помощником следователя. Только после этого у кандидата появляется шанс подняться по карьерной лестнице.

Обязанности при расследовании уголовных дел

Согласно гл.6 УПК РФ следователь обязан сохранять объективность при расследовании и выяснить все обстоятельства совершенного преступления в ходе процессуальных действий.

Более подробные задачи:

  • выявить и преследовать правонарушителя;
  • гарантировать права, закрепленные в Конституции РФ, всем участвующим в уголовном процессе (как подозреваемому, так и потерпевшему);
  • выявить обстоятельства и мотивы преступления;
  • составить характеристику личности злоумышленника;
  • определить степень причиненного им вреда;
  • доказать вину обвиняемого в преступлении, собрав все имеющиеся факты;
  • собрать обвинения и оправдательные доказательства в результате обращения обвинения и при его отсутствии;
  • опровергнуть защитников, направленных на оправдание обвиняемого;
  • снять с него ответственность за злодеяние, если нет доказательств его вины;
  • если в ходе расследования обнаруживаются доказательства, относящиеся к юрисдикции ст.1 ч.24 и ст.1 ч.27 УПК РФ, то закончить его и закрыть.

Конечно, это далеко неполный список, но основные функции следователя здесь перечислены.

Если говорить об обязанностях общественного помощника следователя следственного комитета, то главная из них — качественное исполнение всех требований и указаний со стороны его непосредственного руководителя.

Второстепенные задачи:

  • проверять материалы по делу;
  • проводить расследование «мелких” правонарушений;
  • выполнять комплекс мероприятий при проверке поступающих заявлений;
  • изучать личность преступника;
  • проводить опрос свидетелей и т.д.

Права следователя

По ст.38 УПК РФ в права следователя в уголовном процессе входят следующие:

  • инициация уголовного дела, если на это есть разрешение со стороны прокуратуры;
  • прием дела для расследования;
  • его отправка в прокуратуру для подследственности;
  • принятие решений о выполнении следственных действий или тех, что предусмотрены по УПК РФ.

Это ключевые права, но есть некоторые специфические для каждого из этапов проведения уголовной процедуры. Рассмотрим ниже права и обязанности следователя во время следствия и в суде.

Во время следствия

После инициации дела следователь имеет полное право опрашивать свидетелей преступления, а также проводить допрос подозреваемых в его совершении.

Если ему необходимо провести обыск, арест или другие действия в интересах следствия, для этого ему понадобится санкция суда или прокурора. Это входит в непосредственные обязанности следователя при расследовании уголовных дел.

Он самостоятельно проводит расследование и оценивает доказательства, которые он решил приобщить к делу.

Если расследование проводится в отношении гос.учреждений, он вправе проводить в них ревизию, требовать у них все необходимые документы или вещественные доказательства, но только в рамках УПК.

Важно! Следователь имеет право задерживать подозреваемого и оформлять его признание в законном порядке, а также использовать в его отношении меры пресечения и прочие меры принуждения по закону.

При выяснении невиновности обвиняемого он имеет право прекращать ведение уголовного дела или отправлять его в прокуратуру.

В суде

Когда дело переходит в суд, должностные обязанности следователя МВД не только не сужаются, но даже могут расшириться, как и его права.

Он вправе обжаловать действия прокурора и не соглашаться с ними, если они нарушают права и обязанности граждан. Для этого он обращается к вышестоящему начальству с письменным заявлением.

Также он имеет право проводить дополнительные мероприятия по подготовке доказательств и всех материалов при их передаче в суд. Затем все собранное и должным образом оформленное он обязан предоставить суду.

Во время судебного производства он проводит допросы, но в обязанности следователя следственного комитета не входит отчет о своей проделанной работе перед подсудимым или его адвокатом, а также ответы на какие-либо их вопросы.

Что такое процессуальная самостоятельность следователя

Согласно действующему законодательству, прокурор имеет полное право требовать от следователей устранения нарушений ФЗ, если они имели место во время дознания или предварительного следствия.

Однако следователи вправе не согласиться с требованиями прокурора, о чем обязаны уведомлять в письменном виде начальника следственного комитета.

Руководитель информирует прокурора о возражениях следователей и изучает ситуацию с позиций законности. После просмотра всех данных он либо подтверждает указанные прокурором нарушения следователям, либо отправляет первому мотивированные доказательства их отсутствия.

Важно! Хотя прокурор и наделен достаточно широкими полномочиями, следователь имеет право несколько критиковать его действия и отстаивать свое мнение.

Он также имеет право обжаловать указания руководителя, ходатайствовать о передаче дела другому следователю или его изъятии, обвинения подозреваемого и т.д. Так выражается его самостоятельность во всем процессе.

Следователь – это должностное лицо в правоохранительных органах, отвечающее за проведение следственных действий в отношении уголовного дела. Его права и обязанности закреплены в УПК РФ и строго регулируются со стороны законодательства РФ.

У него есть и процессуальная самостоятельность, которая выражается в том, что он вправе обжаловать решения как прокурора, так и своего руководства.

Следователь — это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия.

Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК).

Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что он, кроме того, наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию решений о возбуждении уголовного дела.

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Следователь наделяется широкими правами и обязанностями. Решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения.

В частности, необходимо получить решение суда, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:

Решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть им обжаловано с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 221 УПК).

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Однако следователь не вправе возлагать на органы дознания производство действий, которые согласно закону он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т.д.).

Следователь-криминалист

Следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий при производстве предварительного следствия по уголовному делу (п. 40′ ст. 5 УПК). Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде.

Организация делопроизводства в специализированных подразделениях дознания органов внутренних дел Российской Федерации

Делопроизводство в подразделениях дознания ОВД организуется на основании приказа МВД России от 12 мая 2006 г. № 340 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД РФ, с указанием сроков их хранения» и приказа МВД России от 4 декабря 2006 г. № 987 «Об утверждении Инструкции о документальном обеспечении управления в системе ОВД РФ».

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 в подразделениях дознания издается приказ по ОВД об утверждении Положения о подразделении дознания.

В Положении должно быть 5 разделов.

1.1. Общие положения (разъясняется, чем является подразделение дознания в системе милиции общественной безопасности; кем утверждается Положение о подразделении; кто его возглавляет; кем принимается решение о назначении и освобождении его от должности; какими сотрудниками укомплектовано подразделение; чем в своей деятельности подразделение руководствуется; как организуется его работа).

1.2. Основные задачи (перечисляются задачи подразделения, учитывается взаимодействие с другими службами).

1.3. Функции (перечисляются основные функции подразделения дознания; учитываются повышение профессионального уровня сотрудников, изучение и внедрение передового опыта, комплектование подразделения и создание для личного состава необходимых условий для работы).

1.4. Взаимоотношение и связи (разъясняется, как именно и по каким направлениям осуществляется взаимодействие службы дознания с другими службами органа внутренних дел и средствами массовой информации).

1.5. Права и обязанности начальника подразделения дознания (перечисляются права и обязанности начальника подразделения дознания).

Положение о подразделении дознания должно быть утверждено начальником ОВД.

В подразделениях дознания согласно ведомственным нормативным актам могут быть заведены следующие номенклатурные дела:

  • документы (обзоры, информационные письма) по вопросам организации дознания;
  • переписка по вопросам дознания и применения норм законодательства;
  • переписка по вопросам соблюдения законности и борьбы с преступностью;
  • отчеты о работе дознавателей;
  • наблюдательное производство по уголовным делам;
  • переписка о выполнении отдельных поручений дознавателей при расследовании уголовных дел;
  • документы по проверкам сообщений учреждений, органов и предприятий, граждан о преступлениях и других правонарушениях, по которым отказано в возбуждении уголовного дела;
  • уголовные дела, прекращенные за сроком давности;
  • прекращенные уголовные дела, возбужденные по признакам статей Уголовного кодекса РФ, предусматривающих лишение свободы:
  • до 2 лет или наказание, не связанное с лишением свободы; до 5 лет;
  • переписка по вопросам назначения и проведения ревизий и экспертиз, выполнения переводов;
  • журнал учетов материалов, по которым вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц. совершивших преступления;
  • книга учета вещественных доказательств;
  • документы (копии актов, справки) реализации вещественных доказательств;
  • акт уничтожения вещественных доказательств.

Кроме указанных документов в целях документального обеспечения и совершенствования деятельности в подразделениях дознания могут быть заведены следующие контрольно-наблюдательные (накопительные) дела (КНД).

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по исполнению требований приказа МВД России от 3 августа 2006 г. N9 606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания ОВД РФ на 2006-2011 гг. и плана их реализации».

В КНД должны быть приказ МВД России № 606 с визой руководства ОВД, справка об изучении требований данного приказа личным составом ОВД и план реализации требований данного приказа;

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по исполнению требований приказов, регламентирующих деятельность подразделений дознания.

В папке должны быть приказы с резолюциями руководства ОВД и МОБ. По приказам необходимо составить планы реализации их требований. По каждому пункту плана в КНД должен быть подшит документ, отметки своевременно проставлены, подшиты справки- анализы по выполнению требований вышеуказанных приказов (1 раз в полугодие);

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по планированию.

Планирование в подразделении дознания должно осуществляться в соответствии с требованиями приказа МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 на полугодие. Планы составляются начальником подразделения в табличной форме, с учетом оперативной обстановки, мероприятия планируются в соответствии с требованиями последних приказов, указаний, распоряжений МВД России и МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, согласовываются с начальником МОБ и утверждаются начальником ОВД за 5 дней до наступления нового полугодия. По каждому пункту плана в КНД должен быть подшит определенный документ (справка, анализ, обзор, отчет, график и т.д.). Если документ по запланированному мероприятию находится в другом накопительном деле, это должно быть записано в графе «Отметки об исполнении» с указанием нахождения документа (название КНД, лист дела). Отметки о выполнении пунктов плана проставляются сразу после их исполнения, в них должно быть указано, в какой папке находится тот или иной документ, на какой странице в журналах оперативных совещаний при руководстве ОВД и МОБ имеется запись о проведении запланированного мероприятия.

В случае неисполнения планового мероприятия в указанный срок по уважительным причинам необходимо подготовить мотивированный рапорт о его переносе на более поздний срок, на котором начальник ОВД проставляет резолюцию. Если плановое мероприятие не проведено в указанные сроки по неуважительным причинам, проводится служебная проверка, и в отношении виновного сотрудника принимаются меры дисциплинарного характера. По истечении полугодия проводится анализ исполнения плановых мероприятий и составляется обзорная справка. Списывается план на полугодие рапортом на имя начальника ОВД. Справка и рапорт подшиваются в КНД;

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по переписке с МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами.

В КНД по переписке с вышеуказанными органами необходимо подшивать все документы, направленные ими в подразделение дознания, а также ответы, направляемые подразделением в их адрес. Ответы должны находиться вместе с запросами и письмами. На всех документах, поступающих в службу дознания, должны иметься резолюции начальников ОВД и МОБ;

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по профилактике преступлений в соответствии с требованиями приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19.

В КНД должны находиться копия указанного приказа; копии представлений, направленных руководителям предприятий, организаций и др.; ответов на них; копии статей, публикуемых в средствах массовой информации, и справки о проведенных лекциях и беседах с населением;

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по статистической отчетности (недельная, оперативная, отчет формы 1 ЕМ (ежемесячная), 1E (квартальная, полугодовая).

В КНД помещаются все отчеты за неделю, за месяц, прокурорские отчеты 1E, 1ЕМ, отчет по консолидированному бюджету, отчеты по проводимым операциям;

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по выявлению и внедрению передовых форм и методов работы в деятельности дознания.

В КНД накапливаются все документы по данному направлению оперативно-служебной деятельности, поступающие из МВД, ГУВД. УВД субъектов РФ (обзоры, аналитические справки, указания, запросы), а также отчеты (ежеквартальные) о проделанной работе; копии приговоров по новым составам преступлений и другая документация, касающаяся новых форм работы;

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по методическим рекомендациям, экспресс-информациям.

В КНД необходимо подшивать все методические рекомендации и экспресс-информации, разработанные и направленные МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ. На методических рекомендациях должна стоять резолюция начальников ОВД и МОБ, указано, когда по ним было проведено занятие со службами МОБ, приобщен лист ознакомления личного состава ОД, МОБ, после чего документ необходимо списать у начальника ОВД;

  • контрольно-наблюдательное (накопительное) дело по работе с кадрами.

В КНД помещена вся документация, касающаяся кадрового состава подразделения дознания: штатные расписания; характеристики; аттестации; представления; объективки; акты проверки жилищно-бытовых условий; документация о работе с ветеранами службы; списки (резерв кадров выдвижения на руководящие должности, молодых сотрудников, сотрудниц, находящихся в декретном отпуске, и т.д.).

Контрольно-наблюдательные (накопительные) дела необходимо оформлять единообразно, документы подшивать в хронологическом порядке, пронумеровать листы и составить описи. Все контрольно-наблюдательные (накопительные) дела зарегистрировать в секретариате ОВД. Кроме того, в подразделениях дознания помимо указанных выше документов могут быть заведены следующие журналы:

  • журнал оперативных совещаний подразделения дознания.

Руководители подразделений ведут журнал самостоятельно. Записи производятся черной или синей пастой, в табличном виде. Необходимые графы:

  • дата,
  • повестка.
  • присутствовали,
  • указания руководства,
  • исполнитель,
  • дата исполнения,
  • отметка об исполнении.

Указания должны быть конкретными, для определенного сотрудника, сроки исполнения — реальными. Отметки необходимо проставлять своевременно. Требования к отметкам такие же, как в планах работы подразделения.

В небольших гор(рай)органах журнал ведет начальник МОБ;

  • журнал учета поступивших материалов и уголовных дел.

В журнале отмечаются дата поступления материала, возбуждения уголовного дела, краткая фабула, отражается их движение и принятое по ним решение (с указанием даты);

  • журнал умета уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного дознания и для пересоставления обвинительного акта.

В журнале регистрируются все возвращенные на дополнительное расследование или для пересоставления обвинительного акта уголовные дела, с указанием фабулы дела, даты, причин возврата и решения, принятого по делу впоследствии;

  • журналы учета приостановленных уголовных дел;
  • журнал учета задержанных и арестованных по уголовным делам.

В журнал заносятся данные о лицах, задержанных и арестованных по делам компетенции дознания, основания задержания и решение суда по данным уголовным делам;

  • журнал учета выезда следственно-оперативной группы во главе с дознавателем.

В журнале фиксируются все выезды дознавателей на места происшествий в составе следственно-оперативных групп, фабула происшествия, время выезда, данные на сотрудника, который осуществлял выезд;

  • журнал учета передачи статистических карточек в учетную группу.

В журнал записываются номера всех уголовных дел, по которым выставляются статистические карточки в учетную группу ОВД, и их номера. При получении карточек сотрудник учетной группы, отвечающий за данное направление оперативно-служебной деятельности, обязан расписаться в данном журнале;

  • журнал по служебно-боевой подготовке.

Журнал ведется в каждой учебной группе. Для каждого вида подготовки отводится необходимое количество страниц. В журнале учитываются все занятия, проводимые в учебной группе, в том числе сборы и семинары, а также результаты контрольных, практических стрельб и мероприятия учебно-методического характера. Профессиональная подготовка проводится в соответствии с требованиями приказа МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Тетради сотрудников по профессиональной подготовке необходимо прошить, скрепить печатью, листы — пронумеровать. Конспекты должны строго соответствовать плану занятий как по темам, так и по датам. В случае отсутствия сотрудника на занятиях ему необходимо пропущенные конспекты восстановить. Допускается самостоятельная подготовка сотрудникам по другим, важным для них вопросам;

  • журнал индивидуально-воспитательной работы с личным составом подразделения дознания.

Журнал заполняется руководителем подразделения дознания в соответствии с методическими рекомендациями, имеющимися в нем.

Дневник наставника.

За каждым вновь принятым сотрудником приказом или распоряжением по ОВД закрепляется наставник из числа наиболее опытных сотрудников подразделения. Наставник назначается на 6 месяцев. Он обязан заполнять специальный дневник: разработать поквартальный план работы с наставляемым (утверждается начальником ОВД) и организовать работу в соответствии с данным планом. По истечении 6 месяцев наставник должен дать характеристику молодому сотруднику и сделать выводы: может ли он осуществлять деятельность, связанную с расследованием уголовных дел. На основании выводов наставника будет решаться вопрос о дальнейшем пребывании сотрудника в подразделении. После этого журнал списывается в архив.

Журналы необходимо обернуть, пронумеровать листы, прошнуровать и скрепить печатью, зарегистрировать в секретариате ОВД.

Правила работы дознавателя ОВД со служебными документами. Данное направление работы дознавателя ОВД в основном регламентируется приказом МВД России от 4 декабря 2006 г. № 987 «Об утверждении Инструкции о документальном обеспечении управления в системе ОВД РФ».

Дознаватель ОВД при работе с документами обязан:

  • знать и точно выполнять требования, установленные указанной Инструкцией;
  • несет персональную ответственность за соблюдение установленного порядка работы с документами и за их сохранность, а также за разглашение содержащейся в них информации.

admin

Добавить комментарий