Себестоимость перевозки

Себестоимость перевозки

Специфический и достаточно сложный учет финансово-хозяйственных операций в рамках осуществления грузоперевозок или пассажирских перевозок обусловливает необходимость применения комплексного, профессионального подхода к его организации. Формальная бухгалтерия – не лучший выбор для транспортной компании.

Специфика деятельности перевозчика.

Существует ряд общих особенностей учета, не зависящих от применяемого режима налогообложения. Они касаются прежде всего наличия особого перечня затрат, ассоциированных с появлением права на оказание профильных услуг и обеспечением функционирования транспортных средств. К специфическим затратам относят оплату услуг регистрации транспорта, страховок, материалов для текущего ремонта машин, ГСМ, техобслуживания и т.п.

Также у любого перевозчика есть обязанность по исчислению и уплате транспортного налога. Правила его расчета установлены НК (гл. 28). Но налог имеет региональные особенности. Их необходимо учитывать, отражая соответствующие суммы в учете и отчетных документах.

Специфичным бухучет в транспортной компании делает и профильный документооборот. Применение путевых листов, авиагрузовых или железнодорожных накладных, коносамента, документов о перегрузке с одного вида транспорта на другой, товарно-транспортных накладных заметно усложняет работу специалистам бухгалтерии.

Есть необходимость снизить нагрузку на штатное подразделение? Передайте часть функций на аутсорсинг. Хотите оптимизировать затраты на ведение учета, получить гарантии его качества, минимизировать фискальные риски? Закажите комплексное бухгалтерское обслуживание транспортной компании. Профильный аутсорсер возьмет на себя соответствующие функции и ответственность за их реализацию.

Специфика бухучета при перевозках.

Транспортная компания, по сути, является поставщиком услуг. Оказание последних должно надлежащим образом оформляться документально и отражаться в бухгалтерском учете. Специфика отражения финансово-хозяйственных операций определяется форматом услуг.

Если перевозка является самостоятельной услугой или она выделена отдельно в договоре на поставку продукции, в учете доходов и расходов она отражается отдельным видом деятельности с проведением выручки от реализации по дебету счета 62, НДС от реализации – по дебету счета 90. Все затраты по оказываемым услугам учитываются в финрезультате. Для этого осуществляется проводка Дт 90 Кт 20, 26. Прямые затраты отражают проводки Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70, а косвенные – Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76.

Несколько иначе учитываются затраты на доставку, если последняя включена в стоимость товара, осуществляется силами продавца в рамках заключенного договора о поставке. В данном случае перевозка отдельным видом деятельности не является. Расходы на оказание услуг являются расходами по продажам (коммерческими расходами). Для учета затрат на доставку товара делается проводка Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70. Отнесение затрат на финрезультат фиксируется в учете по дебету счета 90 и кредиту счета 44.

Что нужно для правильного учета затрат?

Ошибки в учете затрат ведут к искажению налогооблагаемой базы, негативным фискальным последствиям. Как снизить актуальные риски? Достаточно грамотно организовать и вести бухучет. Особое внимание рекомендуется обратить на отражение в учете всех используемых компанией транспортных средств. В балансе отражается собственный транспорт компании. За балансом – арендованный. Что касается лизинговых машин, они могут отражаться в балансе получателя, если учитываются стандартным способом. Транспорт, полученный в лизинг, учтенный на балансе лизингодателя, получатель отражает в учете за балансом.

Отдельно следует отметить отнесение ГСМ в затратную часть учета. Во избежание ошибок рекомендуется проверить правильность списания материалов. Актуальные нормы для отдельных отраслей утверждены федеральными нормативно-правовыми актами. Если для транспортной компании они неактуальны, должны быть разработаны собственные нормы списания ГСМ, не противоречащие действующему законодательству. Свою специфику имеет и организация учета расхода ГСМ. Он учитывается отдельно по каждому транспортному средству. Излишки расхода относятся в затраты без уменьшения налогооблагаемой базы по прибыли.

Транспортной компании не обойтись без отражения в учете операций по приобретению сезонных шин. Материалы, рассчитанные на несколько сезонов, будут выдаваться со склада и приниматься на хранение неоднократно. Указанные операции в обязательном порядке отражаются в учете.

Имеют место у перевозчика и непеременные расходы. К ним относится ТО транспорта, страхование, периодический техосмотр, обязательные первичные, предрейсовые медицинские осмотры водителей. Также непеременными расходами признается оплата:

  • услуг по очистке машин, взвешиванию грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

  • использования платных дорог;

  • хранения груза;

  • перерывов в работе водителей.

Как сделать бухучет эффективным?

Бухгалтерия любого (пассажирского, грузового) перевозчика достаточно специфична. Организовать ведение учета можно несколькими способами. При формировании штатного непродуктивного подразделения важно уделить особое внимание подбору персонала. Специалистам без опыта работы в соответствующей отрасли может потребоваться немало времени на обучение. Готовы ли вы за это платить?

Вторым способом организации учета является аутсорсинг. Он может быть частичным и полным. В первом случае на внешнее управление передаются отдельные функции бухгалтерии, например: учет доходов и расходов, расчет налогов и отчетность, кадровый учет. Комплексное бухгалтерское сопровождение перевозчика предусматривает формирование полноценной внешней бухгалтерии. Заказчик при этом оплачивает только актуальные услуги. Подбор персонала, обучение, повышение квалификации, выплата зарплаты, отпускных, больничных – забота профильной компании. Она же рассчитывает и платит зарплатные налоги, страховые взносы за сотрудников бухгалтерии. Реальная экономия средств делает аутсорсинг выгодным, а формат сотрудничества – удобным.

Еще одним преимуществом передачи бухучета на внешнее управление является снижение рисков допущения ошибок в отчетности и получения доначислений, штрафов. Аутсорсер несет юридическую, финансовую ответственность. При выявлении налоговиками ошибок в декларациях и применении санкций погашать пени и штрафы будет исполнитель, а не заказчик услуг.

Расчет себестоимости перевозок

На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость перевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!

Наша задача:

  • научиться оценивать маршруты
  • научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
  • подводить итоги работы за определенный период
  • рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
  • стать круче и повысить свой профессиональный навык

Теория

В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.

Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег — Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход — заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).

Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 31 руб за литр= 1 627 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% — месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67 : 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.

Расход на связь/офис/другое:
Связь — (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.

Практика?

Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.

Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость перевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.

Как рассчитать стоимость перевозки?

На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте себестоимость перевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.

Совет(!): необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.

Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость перевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.

Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, что бы выиграть потом в других. Но это уже другая история.

Л. П. Фомичева, налоговый консультант

Расчет транспортных расходов на остаток товаров, изложенный в новой редакции кодекса, поставил в тупик многих бухгалтеров. Предлагаем вариант распределения, при котором данные бухгалтерского и налогового учета будут совпадать.

Изменения, внесенные в статью 320 НК РФ Федеральным законом от 29.05.02 № 57-ФЗ, озадачили многих бухгалтеров в отношении расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товара. Речь идет о налоговом учете тех транспортных расходов, которые не включаются в стоимость товаров по условиям договора. Объясним причину затруднений в расчете.

Транспортные расходы, не включенные в цену товаров, у торговых организаций относятся к прямым расходам. Следовательно, их надо распределять на остаток товаров на складе по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Алгоритм такого распределения приведен в статье 320 кодекса.

Цитируем закон 1. Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце. 2. Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца. 3. Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей статьи) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей статьи). 4. Определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца. Статья 320 НК РФ

Однако воспользоваться таким расчетом достаточно проблематично. Все дело в том, что в новой редакции статьи 320 кодекса законодатель прописал, что к прямым расходам помимо расходов на доставку относится стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом периоде). Поэтому бухгалтеру придется распределять на остаток товара не только транспортные расходы, но и стоимость уже реализованных в этом периоде товаров. То есть законодатель предлагает часть стоимости уже реализованных товаров учитывать в составе прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров. Но ведь стоимость покупных товаров согласно пункту 1 статьи 268 кодекса должна списываться в расходы при их реализации.

Поэтому применение новой нормы не только экономически не обоснованно, но и значительно ухудшит положение налогоплательщиков, так как списываться на расходы будет гораздо меньшая сумма. Прежняя редакция статьи 320 НК РФ предписывала бухгалтерам распределять на остаток нереализованных товаров только транспортных расходы.

Советуем налогоплательщикам не торопиться руководствоваться новыми правилами. Тем более, что такая возможность есть. Ведь нововведение, принятое Федеральным законом от 29.05.02 № 57-ФЗ, вступило в силу «задним числом» (с 01.07.02, но распространяется на отношения, возникшие с 01.01.02). И так как оно ухудшает положение налогоплательщиков, то его надо применять не ранее следующего налогового периода, то есть с 01.01.03. А к тому времени, глядишь, законодатель и исправит свою ошибку.

Сейчас же предлагаем бухгалтеру читать статью 320 в новой редакции так, что к прямым расходам (п. 1 предлагаемой в статье 320 НК РФ методики) в расчете относятся только транспортные расходы. В этом случае данные бухгалтерского и налогового учета в части транспортных расходов совпадут. Для целей бухгалтерского учета аналогичный порядок расчета изложен в Методических рекомендациях Роскомторга от 20.04.95 № 1-550/32-2.

Пример.

Остаток товаров в организации на 1 июля 2002 года составил 1 000 000 руб. Сумма транспортных расходов, приходящаяся на этот остаток – 20 000 руб. За июль было приобретено товаров на сумму 535 000 руб. и реализованы товары учетной стоимостью 1 465 000 руб. В июле произведены транспортные расходы на сумму 65 000 руб.

Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.

Рассчитаем сумму транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на 1 августа 2002 года. Удобная форма расчета приведена в таблице.

1. Суммируем транспортные расходы, приходящиеся на остаток товаров на 1 июля 2002 года и произведенные в июле (графа 5 + графа 6 таблицы):

20 000 + 65 000 = 85 000 руб.

Это соответствует пункту 1 расчета, приведенного в статье 320 НК РФ. При этом читаем «прямые расходы» как транспортные.

2. Определяем сумму товаров, реализованных за июль, и остатка товаров на конец месяца (графа 3 + графа 4 таблицы):

1 465 000 + 70 000 = 1 535 000 руб.

Это соответствует пункту 2 расчета, установленного в статье 320 кодекса.

3. Рассчитаем средний процент транспортных расходов в общей стоимости товаров (сумму пункта 1 нашего расчета : на сумму пункта 2 расчета):

85 000 руб. : 1 535 000 руб. х 100% = 5,5375%

Это соответствует пункту 3 расчета, приведенного в статье 320 НК РФ.

4. Умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определим их сумму, относящуюся к остатку нереализованных товаров на конец месяца (графа 4 таблицы х результат пункта 3 расчета):

70 000 руб. х 5,5375% = 3876 руб.

Получили результат, который запишем в графу 8 таблицы. Аналогичный порядок предусмотрен и в пункте 4 расчета, прописанного в статье 320 кодекса.

5. Найдем сумму транспортных расходов, которую надо списать в июле на расходы организации (сумма в пункте расчета — графа 8 таблицы):

85 000 – 3876 = 81 124 руб.

Полученная сумма будет списана на расходы организации в июле в бухгалтерском и налоговом учете. Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета совпадут.

Опубликовано в «Учет. Налоги. Право» №28’2002
Таблица.

Счет 41 «Товары» Счет 44 «Расходы на продажу» субсчет 2 «Транспортные расходы»
Остаток на начало отчетного периода, руб. Поступило за отчетный период, руб. Реализовано за отчетный период, руб. Остаток на конец отчетного периода, руб. Остаток на начало отчетного периода, руб. Произведено за отчетный период, руб. Учтено за отчетный период, руб. Остаток на конец отчетного периода, руб.
Сальдо счета 41 Оборот по дебету счета 41 Оборот по кредиту счета 41 в дебет счета 90-2 Сальдо счета 41 Сальдо счета 44-2 Оборот по дебету счета 44 –2 Оборот по кредиту счета 44-2 в дебет счета 90-2 Сальдо счета 44-2
1 2 3 4 5 6 7 8
1 000 000 535 000 1 465 000 70 000 20 000 65 000 81 124 3 876

В этой части курсовой работы определяется себестоимость перевозок грузов рассматриваемой АТО. По рассчитанной величине затрат на перевозки определяется весовая стоимостная величина статей в общей себестоимости перевозок. Необходимо заполнить табл.3 и построить график структуры себестоимости перевозок в абсолютных и в относительных величинах.

Таблица 3

Группировка расходов по статьям затрат, руб.

№ п/п Наименование статей затрат Значение
Руб. %
Заработная плата водителей
Начисления на заработную плату водителей
Автомобильное топливо
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы
Износ и ремонт автомобильной резины
ТО и эксплуатационный ремонт автомобилей
Амортизация подвижного состава
Накладные расходы
ИТОГО:

Заработная плата водителей и размер страховых взносов определяются исходя из 1 части курсовой работы. Условно принимаем

Затраты на топливоопределяются исходя из норм расхода топлива:

а) для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов:

Зт = 0,01 * (Hкм × L + Hткм × Wткм) * (1 + 0,01 × D)*Цл, руб., (11)

где L — общий пробег автомобиля или автопоезда за месяц, км; Hкм — норма расхода топлива на пробег автопоезда;

Hкм = Hs + Hg × Gпр, л/100 км или куб.м/100 км,

Hткм — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или куб. м/100 ткм; W — объем транспортной работы, ткм;

(Wткм = Qмес × lег, где Qмес — объем перевозок грузов, lег — расстояние ездки грузом);

Месячный объем перевозок, т:

Qмес= nе*qф, т,

где qф – фактическая загрузка автомобиля с учетом класса груза, т.

Количество ездок в месяц:

nе = Тплн-ч/tц, езд,

Для расчетов берется целое число, округленное в большую сторону.

Время одного транспортного цикла:

tц = tдв + tп-р, ч,

где tдв – время движения, ч; tп-р – время простоя под погрузочными и разгрузочными работами согласно фактической загрузки автомобиля, определенной с учетом коэффициента использования грузоподъемности и выбранной марки автотранспортного средства, ч.

tдв = 2*lег/Vн, ч,

где lег – расстояние ездки с грузом, км (см. исходные данные); Vн – нормативный пробег, км/ч (см. исходные данные).

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная (надбавка или снижение) к норме в % (принимаем для расчетов 5%).

стоимость 1 литра топлива, руб.

б) для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов:

Зт = 0,01 × Hкм × L × (1 + 0,01 × D) + Нnе × nе, (12)

где Нкм — норма расхода топлива самосвального автопоезда;

Нкм = Hs = Hткм * (Gпр + 0,5*q), л/100 км,

Нs — базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км; L — пробег автомобиля или автопоезда, км; Hткм — норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или куб.м/100 км; Нnе — дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, л; nе — количество ездок с грузом; Gпр — собственная масса прицепа, полуприцепа, т; g — грузоподъемность прицепа, т; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в % (принимается 5%).

Нормы расхода топлива устанавливается для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначения. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса.

Затраты на смазочные материалы рассчитываются в % от затрат на топливо — 15% для бензиновых автомобилей и 20% — для дизельных.

Збсм = 0,15*3т; Здсм = 0,2*3т, руб. (13)

Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава можно определить по формуле:

, (14)

где НТОиР – норма затрат на техническое обслуживание и ремонт соответствующей марки ПС на 1000 км, руб./1000 км.

Затраты на восстановление износа и ремонт шин рассчитываются исходя из норм затрат, которые устанавливаются в % от стоимости шины

, руб., (15)

где стоимость соответствующей шины, руб.; норма затрат на восстановление износа и ремонт шин, % на 1000 км; количество колес на автомобиле без учета запасного, ед.; Lобщ – пробег автомобиля, км.

, % на тыс. км,

Нормы затрат на восстановление износа и ремонта автомобильных шин определяются на основе временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации.

Порядок амортизационных отчислений регламентируется Налоговым Кодексом РФ о налогах и сборах с 01.01.2002 г.

В соответствии с 25 НК главой амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам исходя из сроков его полезного использования.

, руб., (16)

где – срок службы автомобиля, лет (в зависимости от амортизационной группы); – балансовая стоимость автомобиля, руб.

Накладные (общехозяйственные) расходы определяются по формуле:

, руб., (17)

где – заработная плата административно-управленческих работников, руб.; – налоги, относимые на себестоимость перевозок, сборы, платежи, руб.; общепроизводственные затраты, руб.

Для выполнения расчетов принимаем значение накладных расходов в структуре себестоимости — 30%.

Затем необходимо заполнить табл. 4.

Величина затрат на 1 т-км находится по формуле:

Зi т-км=Зi/(Qмес*lег), (18)

где Зi – затраты по данной статье (Табл. 3), руб., Qмес – месячный объем перевозок, т.

Таблица 4

Расчет себестоимости перевозок автомобиля марки ________________________

Статьи расходов Величина затрат на 1 т-км, Зi т-км , руб. Вес статей от суммарных затрат на перевозки, %
Основная и дополнительная заработная плата водителей
Начисления на заработную плату водителей
Автомобильное топливо
Смазочные и прочие эксплуатационные материалы
Износ и ремонт автомобильной резины
Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей
Амортизация автотранспорта
Общехозяйственные (накладные) расходы
Всего, руб. 100%
Расстояние ездки с грузом, км
Коэффициент использования пробега
Грузооборот, т-км
Себестоимость выполнения 1 т-км, руб.
Себестоимость перевозки 1 т. груза, руб.
Себестоимость 1 км пробега, руб.

После заполнения таблицы необходимо сделать вывод о значении затрат и себестоимости.

В общем случае себестоимость – это текущие расходы на производство и реализацию продукции. Себестоимость грузовых перевозок – это эксплуатационные расходы на единицу транспортной продукции, которые исчисляются в руб./(т-км), руб./км, руб./т или руб./ч в зависимости от способа фиксации величины транспортной работы АТС.

Структура себестоимости –это состав и соотношение статей расходов и элементов затрат в общих эксплуатационных расходах.

На АТП отчеты по себестоимо­сти перевозок рассчитывают и составляют по следующим статьям:

• заработная плата водителей с на­числениями (основная, дополнительная + налоги на ФОТ);

• затраты на топливо;

• затраты на смазку и другие эксплуатационные материалы;

• затраты на износ и ремонт автомобильных шин;

• затраты на ТО и ремонт ПС;

• амортизационные отчисления на восстановление ПС;

• накладные расходы на функционирование АТО.

Для оперативного упрощенного планирования затрат на пере­возки их можно представить в виде переменной (зависящей от пробега ПС) и постоянной (не зависящей от пробега ПС) со­ставляющих. Пример графика зависимости переменной составля­ющей (Спер.) и постоянной составляющей затрат (Спост.) от номиналь­ной грузоподъемности ПС приведен на рис. 4.1

Таким образом, себестоимость перевозок в общем виде составляет:

С = Спер. × LоΣ + Спост. ×ТнΣ,

где LоΣ – суммарный общий пробег АТС за определённый период,

ТнΣ – суммарное время на маршруте за определённый период.

Себестоимость перевозок определяет тарифы на перевозки с учетом необходимого уровня рентабельности работы АТО для воз­можности расширенного воспроизводства. Рентабельность означает доходность и прибыльность перевозок и рассчитывается как отношение прибыли к сумме затрат.

Снижение себестоимости перевозок является важным средством для снижения тарифов и, таким образом, привлечения дополни­тельных клиентов.

Основные методы снижения себестоимости зак­лючаются в повышении производительности ПС за счет увеличе­ния количества груза, перевозимого за одну ездку, сокращения простоев и холостых пробегов, повышения скорости движения. Снижение затрат достигается за счет экономии автомобильного топлива, использования усовершенствованного ПС, уменьшения накладных расходов и сокращения вспомогательного персонала АТО.

admin

Добавить комментарий