Разрешение налоговых споров

Разрешение налоговых споров

Содержание

Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?

Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:

  • граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
  • организации;
  • их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).

Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.

Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.

Куда обращаться с жалобой?

При выборе органа, компетентного осуществлять разрешение налогового спора в каждом конкретном случае, необходимо руководствоваться следующими основными правилами:

  • разрешение налогового спора предполагает обязательный досудебный порядок, следовательно, на первом этапе оспаривания заявитель должен обращаться в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чье решения оспариваются — абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 138 НК;
  • в случае непринятия компетентным налоговым органом решения по жалобе в установленные законом сроки, заявитель имеет право на обращение в суд за защитой своего права до вынесения такого решения — абз. 2 п. 2 ст. 138 НК;
  • если разрешение налогового спора необходимо в сфере предпринимательской деятельности либо затрагивает иную экономическую деятельность налогоплательщика, то рассматривать его компетентен арбитражный суд — ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК);
  • налоговые споры, не затрагивающие предпринимательскую деятельность граждан и организаций, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции — ст. 17 КАС.

Документ об обжаловании

В зависимости от органа, в который направляется документ об обжаловании, и особенностей процедуры обжалования, ее наименование и содержание регулируются различными нормами права:

  • жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган, если оспариваются действия или бездействие налоговиков или их решение, которое уже вступило в законную силу по правилам ст. 139 НК — абз. 2 п. 1 ст. 138 НК;
  • апелляционная жалоба должна быть составлена и подана по правилам ст. 139.1 НК в компетентный орган ФНС на решение о привлечении лица к налоговой ответственности — абз. 3 п. 1 ст. 138 НК;
  • заявление о признании действий или решений незаконными может быть направлено в арбитражный суд с учетом требований ст. 199 АПК по общим правилам направления искового заявления — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • в суд общей юрисдикции обжалование действий налогового органа осуществляется в форме административного искового заявления — ч. 1 ст. 218 КАС.

Независимо от вида документа, он должен содержать информацию о заявителе, обстоятельства дела, реквизиты оспариваемого документа, доводы и аргументы заявителя, нормативную базу в обоснование требований, непосредственные требования, а также перечень прилагаемых в подтверждение доводов и требований документов и иных доказательств.

Принятие документа об оспаривании

При подаче жалобы или апелляционной жалобы при ее принятии действуют следующие основные правила:

  • решение о принятии к рассмотрению по существу должно быть принято в 5-дневный срок со дня получения ее вышестоящим налоговым органом — абз. 2 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • отказ в ее принятии может последовать по основаниям, закрепленным в п. 1 ст. 139.3 НК (в числе которых нарушение сроков подачи, порядка направления, отсутствия реквизитов обжалуемого решения, повторность направления и др.);
  • отказ в принятии должен быть направлен или вручен заявителю до истечения 3 дней со дня, следующего за днем принятия, — абз. 3 п. 2 ст. 139.3 НК;
  • оставление документа об оспаривании без рассмотрения не лишает заявителя права устранить все указанные в отказе нарушения и повторно направить жалобу в тот же орган для разрешения спора по существу — п. 3 ст. 139.3 НК.

Правила принятия обжалования арбитражными судами и судами общей юрисдикции устанавливаются ст. 127, 127.1, 128 АПК и ст. 222 КАС соответственно.

Решение налоговых споров в суде

После принятия заявления об обжаловании к производству суд переходит к стадии непосредственного рассмотрения спора по существу. В зависимости от того, какому судебному органу подведомственен спор, правила его рассмотрения имеют некоторые особенности:

Критерий

Арбитражный суд

Суд общей юрисдикции

Срок рассмотрения

3 месяца (ч. 1 ст. 200 АПК)

1 месяц, Верховным судом — 2 месяца (ч. 1 ст. 226 КАС)

Бремя доказывания

Налоговый орган доказывает законность принятого акта или совершенных действий (факта бездействия) — ч. 3 ст. 189 АПК, ч. 11 ст. 226 КАС

Опубликование решения

Не регламентируется законом

Может быть признано судом обязательным (ч. 13 ст. 226 КАС)

Пределы рассмотрения

Суд не связан исключительно доводами сторон, а проверяет акт или действие на предмет законности в полном объеме (ч. 8 ст. 226 КАС, ч. 4 ст. 200 АПК)

Судейский состав

Рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК)

Единолично или в составе коллегии из 3 человек по правилам ст. 29 КАС

Особенности рассмотрения налоговых споров в ФНС

Порядок разрешения споров в органах ФНС отличен от судебного и имеет свои специфические особенности. Согласно ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает обжалование действий и актов нижестоящего по следующим правилам:

  • рассмотрение осуществляется в отсутствие заявителя;
  • лицо, направившее жалобу, имеет право представлять дополнительные доказательства и документы вплоть до вынесения решения по существу;
  • пределы рассмотрения спора ограничиваются доводами, присутствующими в жалобе, доказательствами заявителя и материалами, представленными налоговой инспекцией;
  • участие заявителя может быть признано обязательным, если между материалами дела и сведениями, представленными заявителем, имеются противоречия;
  • уведомление налогоплательщика осуществляется руководителем или заместителем руководителя рассматривающего жалобу органа и содержит дату, место и время рассмотрения жалобы по существу;
  • общий срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней;
  • если обжалуется решение о привлечении к ответственности, то срок рассмотрения составляет 1 месяц;
  • в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен однократно, но не более чем в два раза.

Итоги разрешения налоговых споров

Компетенция органа, рассматривающего спор, определяется различными нормами закона:

  • ч. 2 ст. 227 КАС в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК по спорам, разрешаемым в арбитражных судах;
  • п. 3 ст. 140 НК при принятии решения вышестоящим налоговым органом.

При этом указанные нормы закрепляют идентичную компетенцию органов, рассматривающих спор, при принятии итогового решения. Так, по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя (по причине законности действий и актов налоговой инспекции);
  • о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных такими действиями прав (если это возможно и необходимо);
  • о признании решения незаконным и подлежащим отмене.

Вышестоящим органом ФНС, кроме того, может быть принято решение, которым первоначальный акт отменяется в какой-либо части или в полном объеме, а по делу принимается новое решение.

Итоги

Заключительные выводы:

  • правила разрешения налоговых споров определяют порядок подготовки и направления документа об обжаловании, компетентный орган, порядок принятия решения о принятии жалобы к рассмотрению и итогового решения по делу;
  • оспорить акты и действия может любое лицо, права которого нарушены (как минимум, с его точки зрения);
  • налоговые споры подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, и лишь при его исчерпании — в суде;
  • в зависимости от того, затронута ли спором предпринимательская деятельность налогоплательщика, он может рассматриваться в суде общей юрисдикции или арбитражном суде;
  • решением компетентного органа жалоба может быть удовлетворена (а само решение или действие признано незаконным), либо в ее удовлетворении может быть отказано.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

Важно! В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

ПРИМЕР

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

2 этап. Подача в вышестоящий налоговый орган (через налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика) жалобы либо апелляционной жалобы на вынесенное решение налогового органа

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

3 этап. Вынесение решения вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) налогоплательщика

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

4 этап. Обращение в суд

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Налоговые судебные споры: подведомственность и подсудность

В отношении спорных дел, вытекающих из налоговых правоотношений, могут применяться различные законы, согласно которым они и рассматриваются теми или иными судебными органами. Так, на основании правил относительно нового Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС), закрепленных в главе 2, дела по оспариванию актов и действий налоговой службы и ее сотрудников, по общему правилу, рассматриваются судами общей юрисдикции различного уровня.

Однако если указанные споры по обжалованию действий и актов должностных лиц налоговых органов затрагивают предпринимательскую деятельность граждан (ИП) или организаций, то в силу ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса (далее — АПК) их рассмотрение находится в ведении арбитражных судов. Согласно ст. 35 АПК обжалование по налоговым спорам в суд необходимо подавать по месту нахождения налогового органа, принимавшего незаконное, с точки зрения заявителя, решение или совершившего подобные действия.

Первой инстанцией по рассматриваемым делам в сфере предпринимательской деятельности на основании ч. 1 ст. 34 АПК являются арбитражные суды того субъекта федерации, где располагается орган, чьи действия или решения обжалуются.

Рассмотрение налоговых споров в суде: порядок обращения

Обращение за защитой нарушенных налоговыми органами прав предпринимателей и юридических лиц осуществляется в соответствии со следующими правилами:

  • налоговые споры в судах подлежат рассмотрению после получения соответствующего заявления заинтересованного лица — ч. 2 ст. 197 АПК;
  • правом подачи заявления обладают хозяйствующие субъекты, чьи права были нарушены, — ч. 1 ст. 198 АПК;
  • срок подачи жалобы составляет 3 календарных месяца с момента нарушения прав (издания ненормативного акта, совершения незаконных действий) — ч. 4 ст. 198 АПК;
  • жалоба должна отвечать требованиям ст. 199 АПК, в том числе содержать всю требуемую информацию и сведения.

Кроме того, на основании ч. 3 ст. 199 АПК заявитель вместе с заявлением может направить ходатайство о том, чтобы до момента рассмотрения дела по существу и принятия по нему решения суд приостановил действие акта налоговой инспекции, который обжалуется.

Судебный порядок разрешения налоговых споров: основные правила

Частью 1 ст. 197 АПК установлено, что разрешение дел указанной категории осуществляется по тем же правилам, которые действуют и для искового производства в арбитражных судах. Вместе с тем для налоговых споров (в том числе) существуют самостоятельные правила, определяемые ст. 200 АПК, а именно:

  • рассмотрение в судах первой инстанции осуществляется одним судьей;
  • срок рассмотрения заявления не должен превышать 3 месяцев со дня принятия канцелярией суда заявления заинтересованного лица;
  • отсутствие в суде представителя налогового органа не является препятствием для рассмотрения дела по существу;
  • бремя доказывания законности изданного акта или совершенных действий лежит на налоговом органе, действия или акт которого обжалуются.

По результатам рассмотрения налогового спора суд в силу ст. 201 АПК может признать акт или действие незаконным или отказать в удовлетворении заявления, если не установит оснований для признания действий или актов незаконными.

Таким образом, налоговые споры, вытекающие из предпринимательской деятельности заинтересованного лица, права которого были нарушены сотрудниками налоговой инспекции, подлежат рассмотрению арбитражными судами субъектов по правилам искового судопроизводства за некоторыми особенностями, предусмотренными главой 24 АПК.

См. также: «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».

Своевременность защиты прав налогоплательщика зависит от соблюдения порядка обжалования решений налоговиков. Ошибки, допущенные при обращении в суд, могут привести не только к затягиванию процесса, но и к отказу рассматривать обращение заявителя.

Понятие

Налоговый спор – разногласия между субъектами налогового правоотношения (налогоплательщиками и контролирующими органами) в отношении взаимных прав и обязанностей, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Объектом спора являются интересы участников, выраженные в их субъективном праве. С одной стороны, выступает частный интерес плательщиков налогов, с другой публичный интерес администраторов по сбору налогов.

Налоговый спор – всегда спор с государством, от имени которого выступают налоговые органы, обладающие специальной компетенцией. Разрешение налогового спора происходит путем реализации процедур, установленных законом.

Не каждое разногласие между организацией и инспекцией представляет собой налоговый спор. Многие дела, разрешаемые по заявлениям инспекций, основываются на иных публично-правовых или гражданских отношениях, в частности:

  • о ликвидации организаций;
  • об оспаривании государственной регистрации;
  • об опротестовании сделок.

По основаниям возникновения налоговые споры классифицируют на:

  • возникающие при исполнении обязанности по уплате налогов;
  • возникающие в связи с реализацией права на зачет (возврат) излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, санкций;
  • по учету налогоплательщиков;
  • оспаривание результатов камеральной проверки;
  • оспаривание итогов выездной проверки.

По предмету разногласий и доказывания налоговые споры делят на:

  • споры по вопросам права (разногласия по поводу толкования норм);
  • споры о фактах (различная оценка обстоятельств);
  • процедурные споры (о нарушениях порядка проведения проверок, привлечения к ответственности).

Подведомственность

Субъективный состав участников налогового спора определяет суд, уполномоченный его рассматривать. Фискальные споры с участием граждан, не имеющих статуса предпринимателей, разрешают гражданские суды. Юридические лица и предприниматели, действующие без образования ЮЛ – должны обращаться в арбитраж.

В отношении места рассмотрения дела действуют общие правила определения территориальной подсудности – по адресу ответчика.

Разрешение налогового спора в судебном порядке характеризуется следующими особенностями:

  • наличием обязательного этапа досудебного урегулирования;
  • сокращенным сроком на подачу заявления;
  • типичностью;
  • особым порядком распределения бремени доказывания;
  • использованием первичных учетных документов.

Обязательное внесудебное разрешение

Суды не принимают обращения налогоплательщиков, если не были приняты меры по досудебному урегулированию налогового спора (см. п. 2 ст. 138 НК РФ). До похода в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, дождаться ее рассмотрения или окончания срока, отведенного фискальной службе на решение.

Заявитель может прибегнуть к судебной защите напрямую, если обжалует действия главного фискального органа (в этом случае выше просто никого нет).

Важное значение имеет содержание жалобы, направленной для рассмотрения в административном порядке. Возражения необходимо максимально раскрыть, сделать предметом рассмотрения. Суды отказывают признавать требования, не заявленные в жалобе, отклоняют новые доводы.

Решение по досудебной жалобе может быть оспорено в административном порядке (подчиненности) или арбитраже. Дальнейшее разрешение разногласий имеет свои преимущества:

  • передача спора из налогового ведомства в суд повышает объективность его рассмотрения (статистика свидетельствует, что суды чаще признают доводы организаций обоснованными);
  • возможность использовать обеспечительные меры для временной защиты интересов организации;
  • формализованность всех стадий процесса, детальное регулирование порядка рассмотрения спора;
  • доступность мер принудительного исполнения решения.

Срок обжалования

После получения решения налоговиков надо действовать быстро, направить заявление в суд не позже трех месяцев (см. ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 219 КАС РФ). Отсутствие решения по досудебной жалобе дает право обратиться в суд уже на следующий день, после окончания срока, отведенного инспекции для рассмотрения.

Справка! Рассмотрение обращения об оспаривании результатов фискальной проверки должно быть окончено за 30 дней. В остальных случаях – за 15.

Промедление и отсутствие аргументированного, подтвержденного документально ходатайства о восстановлении срока, приведет к отказу рассматривать требования, разбираться в обстоятельствах.

Инспекции вправе направлять в арбитраж заявления о взыскании средств в течение шести месяцев по истечении срока исполнения требования.

Доказывание

По общему правилу, участники дела должны представить доказательства, подтверждающие их аргументы. В налоговых спорах обязанность доказывать правомерность своих действий в первую очередь возлагается на инспекцию. Это не исключает обязанности организации обосновывать свои возражения документами и другими доказательствами.

В делах об оспаривании ННПА, действий или решений налогоплательщик в первую очередь должен доказать:

  • их несоответствие закону;
  • нарушение ими своих прав.

Судебная практика выработала подход к распределению обязанностей в спорах по результатам проверок. Факт и размер доходов обосновывает инспекция, расходов – налогоплательщик.

Основным источником информации о фактах, лежащих в основе разногласий по налоговому спору, являются первичные учетные документы. Письменные доказательства играют приоритетную роль в процессе, в том числе протоколы допросов, осмотров, выемок, акты, составленные во время проверок.

Доказательственная база в налоговом споре собирается уже на этапе осуществления мероприятий по контролю, проводимых инспекцией. Все документы, собранные налоговиками, полученная от проверяемого или его контрагентов информация, составляют массив доказательств, которые могут быть использованы для принятия решения. Доказательства обязательно должны быть собраны с соблюдением порядка, установленного законом. Нарушения этого требования лишают доказательства их доказательной силы.

Организации вправе предъявлять суду свои собственные доказательства, даже те, которые не рассматривались инспекцией во время проверки. Если необходимое доказательство находится у третьего лица и организации не имеет возможности самостоятельно получить его, она имеет право испросить помощи суда и истребовать документы или информацию от их владельцев. Для этого достаточно направить суду ходатайство, в котором изложить какие факты может подтвердить испрашиваемый документ и почему сторона не может получить его самостоятельно, например, приложить отказ владельца предоставить документы.

Обеспечительные меры

Крайне важно после налоговой проверки предотвратить списания со счетов, сохранить оборотные средства, максимально застраховать имущественные интересы. Избежать взыскания задолженности до вынесения решения судьей, поможет применение обеспечительных мер. Соответствующее ходатайство необходимо направить одновременно с заявлением.

Просьба должна быть хорошо аргументирована. Пойти на встречу заявителю суд может при наличии следующих обстоятельств:

  • непринятие мер приведет к невозможности выполнить будущее решение или существенно затруднит исполнение;
  • непринятие мер может повлечь за собой причинения большого ущерба организации;
  • испрашиваемые меры должны соответствовать заявленному требованию.

Недостаточно просто заявить о возможных последствия в ходатайстве. Доводы надо поддержать серьезной аргументацией, подтвержденной документально. Необходимо убедить судью в том, что требования обоснованы, не выходят за рамки разумности, не дестабилизируют баланс интересов.

Основной мерой предварительной защиты в споре с налоговиками служит приостановка действия акта налогового органа, которая подразумевает запрещение инспекции фактически выполнять свое решение. Конкретную обеспечительную меру выбирают исходя из ситуации. Если инспекция направила инкассовые поручения в банк, целесообразно просить суд установить запрет на их исполнение. Также можно просить снять арест со счетов.

Суд не обязан удовлетворять ходатайство об обеспечительных мерах. Будет ли просьба разрешена зависит от субъективного мнения судьи, рассматривающего спор. Возможно, что все доводы заявителя обоснованы, но судья посчитает, что приостановка решения неблагоприятно скажется на балансе интересов, сделает невозможным исполнение решения. Чтобы и эта сторона процесса была застрахована от случайностей, можно подкрепить ходатайство предоставлением встречного обеспечения, внести средства в размере оспариваемой суммы на депозит суда. Налоговики вправе попросить суд обязать заявителя предоставить встречное обеспечение. Суд вправе предложить заявителю предоставить гарантии по собственной инициативе.

Размер денежного обеспечения не может быть меньше половины оспариваемых сумм. Непредоставление гарантий является основанием для отказа в принятии обеспечительных мер.

Практика работы судов показывает, рассматривая ходатайство, суды устанавливают следующие факты:

  • заявитель не имеет возможности одновременно удовлетворить требования инспекции и других кредиторов;
  • имущества заявителя достаточно для исполнения будущего, возможно неблагоприятного для него, решения суда.

Указанные факты устанавливаются по данным бухгалтерского учета и отчетности заявителя, подтверждающих ежемесячный оборот средств и размер активов баланса.

Ходатайство о применении обеспечительных мер направляется в суд, рассматривающий основное требование (налоговый спор). Судья должен принять по нему решение в течение дня после поступления. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован.

Исполнение определения о принятии обеспечительных мер обеспечивается мерами принудительного исполнения. На основании определения выдается исполнительны лист.

Обращение в суд

Заявление подается стороной налогового спора в арбитраж, в письменной форме или посредством сети Интернет, путем заполнения специальных форм на сайте соответствующего суда.

В заявлении указывается:

  • наименование суда;
  • наименование и адрес обращающейся стороны;
  • наименование и адрес налогового органа, действия которого оспариваются;
  • требования заявителя;
  • обстоятельства спора;
  • расчет оспариваемой суммы;
  • информация о досудебных обращениях в инспекцию по этому вопросу;
  • какие обеспечительные меры были приняты судом;
  • перечень приложений.

Копию обращения в суд необходимо направить другим участникам спора, при необходимости приложить к нему документы, отсутствующие у этих лиц.

К заявлению должны быть приложены:

  • доказательства направления копий обращения другим участникам спора;
  • доказательства, подтверждающие доводы стороны;
  • решение, подтверждающее полномочие руководителя заявителя, доверенность представителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающие адреса сторон спора.

Если форма и содержание обращения соответствуют формальным требованиям, судья принимает решение о возбуждении дела и выносит об этом определение. На принятие решения судье предоставляется 5 дней. Нарушение требований служит основанием для оставления обращения без движения. В этом случае заявителю предоставят время для устранения замечаний. После устранения, заявление считается поданным в первоначальный срок. Пропуск срока приведет к возврату обращения заявителю.

Помимо пропуска срока устранения замечаний, основаниями для возвращения заявления являются:

  • дело не подсудно конкретному суду, в который направлено заявление;
  • заявитель отозвал свое заявление;
  • суд отклонил прошение о рассрочке госпошлины.

Срок рассмотрения

Чтобы разобраться во всех нюансах отношений сторон налогового спора, подготовить его к слушанию, рассмотреть разногласия, принять и оформит решение, суду предоставлено три месяца. В исключительно сложных случаях срок можно продлить до шести.

В действительности скорость рассмотрения дела во многом зависит от качества его подготовки к слушанию. Если все доказательства подставлены заблаговременно, проведение экспертиз не требуется, дело может быть рассмотрено и в одном совмещенном заседании. В противном случае по причине отложений, приостановок, дело может затянуться надолго.

Обжалование решения

Решение по налоговому спору приобретает законную силу через один месяц после его изготовления в полном объеме. В течение этого срока возможно оспаривание решения в апелляционной инстанции. Срок для пересмотра, пропущенный по уважительной причине можно восстановить.

Жалоба подается через суд, рассматривавший дело в первой инстанции. Копия обращения направляется другим участникам спора.

Апелляционный порядок пересмотра предполагает повторное разрешение спора. Новые доказательства принимаются и оцениваются судом только в случае, когда сторона обосновала невозможность их предоставления в предыдущей инстанции.

Пересмотр решения должен быть окончен за два месяца. Апелляционная тройка вправе оставить ситуацию без изменения, изменить решение или отменить его.

Основаниями для пересмотра налогового спора являются:

  • поверхностное выяснение обстоятельств спора;
  • недоказанность существенных обстоятельств;
  • несоответствие выводов обстоятельствам;
  • нарушение норм права как материального, так и процессуального.

В течение двух месяцев со дня приобретения решением законной силы, оно может быть оспорено в кассации. Этот срок, пропущенный по уважительной причине, тоже может быть восстановлен, но только если жалоба направлена не позже шести месяцев после вступления постановления суда в силу.

Кассация пересматривает дело только в пределах требований жалобы, дополнительные доказательства не оценивает, новые требования не рассматривает.

Разногласия с налоговой инспекцией чаще всего возникают у лиц, осуществляющих экономическую деятельность. Обусловлено это активным участием коммерческих организаций в налоговых отношениях.

Разрешение налогового спора в судебном порядке предпочтительнее, предоставляет налогоплательщику большие гарантии объективности.

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

Важно!

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

Как провести досудебное обжалование решения налоговой?

Далее налоговая инспекция по месту регистрации налогоплательщика в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее в вышестоящий налоговый орган (п.1 ст.139 НК РФ).

Это заключительный этап мирного урегулирования налогового спора. Принятое решение вышестоящим налоговым органом (для крупнейших налогоплательщиков — ФНС РФ, для остальных налогоплательщиков — УФНС по соответствующему субъекту РФ) вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом также зависят от вида жалоб

Так, жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок, рассматриваются в течение одного месяца со дня их получения. Но при определенных обстоятельствах (например, если возникает необходимость в получении дополнительной информации от нижестоящих налоговых органов) данный срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не более чем на один месяц.

По иным жалобам решения принимаются налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня их получения. В этом случае срок продления рассмотрения такой жалобы составляет не более 15 рабочих дней, а основания для продления те же, что и для рассмотрения жалоб по налоговым проверкам (абз. 2 п.6 ст.140 НК РФ).

Жалоба на решение либо иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы заявителя, может быть подана в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия такого решения по жалобе.

Если досудебное урегулирование спора не принесло желаемых результатов, налогоплательщик обращается в судебные органы.

Отметим, что с практической точки зрения подавать апелляционную жалобу для налогоплательщика выгодней, чем обычную жалобу. Это связано с тем, что налогоплательщик «оттягивает» срок исполнения обжалуемого решения налогового органа, поскольку пока не будет рассмотрена апелляционная жалоба, решение налогового органа не вступит в законную силу (абз.2 п.9 ст.101, ст.101.2 НК РФ). А в случае подачи обычной жалобы налоговый орган имеет право на принудительное взыскание, начисленной по итогам вынесенного решения, недоимки.

Досудебное разрешение налоговых споров

Статья актуальна на 27.02.16

admin

Добавить комментарий