Профстандарт педагога дополнительного образования 2018

Профстандарт педагога дополнительного образования 2018

Скачать: Педагог дополнительного образованияСкачано: 685, размер: 99.5 KB, дата: 28 Ноя. 2019

I. Общие положения

1.На должность педагога дополнительного образования назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».

2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

3. Дополнительные требования:

— отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Назначение на должность педагога дополнительного образования, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

5. Педагог дополнительного образования должен знать:

5.1. Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях

5.2. Принципы и приемы представления дополнительной общеобразовательной программы

5.3. Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников

5.4. Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации к освоению избранного вида деятельности (избранной образовательной программы) обучающихся различного возраста

5.5. Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии)

5.6. Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности

5.7. Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся

5.8. Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы

5.9. Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов

5.10. Основные характеристики, методы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер обучающихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам

5.11. Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности

5.12. Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам)

5.13. Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта)

5.14. Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)

5.15. Особенности одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента обучающихся)

5.16. Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)

5.17. Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества обучающихся

5.18. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

5.19. Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых образовательных программ

5.20. Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения

5.21. Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий

5.22. Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения обучающихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий

5.23. Требования охраны труда в избранной области деятельности

5.24. Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне ее (на выездных мероприятиях)

5.25. Требования обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся

5.26. Нормативные правовые акты в области защиты прав детей, включая Конвенцию о правах ребенка

5.27. Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами

5.28. Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями обучающихся

5.29. Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) обучающимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями

5.30. Педагогические возможности и методику подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей)

5.31. Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся

5.32. Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей)

5.33. Формы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности

5.34. Особенности оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации

5.35. Понятия и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности обучающихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)

5.36. Характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности)

5.37. Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

5.38. Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных

5.39. _____________________________________________________________________

6. Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно __________________.

7. На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

7. ________________________________________________________________

II. Должностные обязанности

В обязанности педагога дополнительного образования входит:

1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы:

— Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе

— Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии)

— Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения обучающихся на учебных занятиях

— Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации и самоопределения (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам)

— Текущий контроль, помощь обучающимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях

— Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального залов), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы

2. Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы:

— Планирование подготовки досуговых мероприятий

— Организация подготовки досуговых мероприятий

— Проведение досуговых мероприятий

3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания:

— Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся

— Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) обучающихся

— Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий

— Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка, а также прав и ответственности родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей

4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы:

— Контроль и оценка освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии)

— Контроль и оценка освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств)

— Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки

— Оценка изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы

5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы:

— Разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов для их реализации

— Определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования)

— Определение педагогических целей и задач, планирование досуговой деятельности, разработка планов (сценариев) досуговых мероприятий

— Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

— Ведение документации, обеспечивающей реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)

III. Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Педагог дополнительного образования несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ____________________________________________________________________

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018г. №298н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

«Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: содержание и внедрение»

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом, также он будет учитываться при приёме педагога на работу и при составлении его должностной инструкции.

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействующие с другими специалистами. Современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

В профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» детально прописаны все знания и умения, которыми должны обладать педагогические работники, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы по должности «педагог дополнительного образования», «педагог – организатор», «методист».

Предлагаю Вам рассмотреть обобщённые трудовые функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» по должности «педагог дополнительного образования».

Согласно документу, насчитывается 5 трудовых функций:

Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;

Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

В характеристике каждой из выше перечисленных трудовых функций чётко обозначены 3 блока: «Трудовые действия», «Необходимые умения» и «Необходимые знания».

В качестве примера мы сегодня рассмотрим трудовую функцию «Организация деятельности учащихся, направленная на освоение дополнительной общеобразовательной программы».

Трудовые действия, которые необходимо будет совершать педагогическому работнику:

  • Набор на обучение по дополнительной общеобразовательной программе;
  • Организация, стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях;
  • Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятии;
  • Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, формирование его предметно – пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.

Необходимые умения педагога:

Осуществлять деятельность соответствующей программе дополнительного образования;

Готовить информационные материалы о возможностях реализуемой программы для представления её при проведении мероприятий по привлечению учащихся;

Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей и их родителей);

Набрать и комплектовать группы учащихся с учётом специфики реализуемой программы, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся;

Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида деятельности, отбирать лиц имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы данные, способности;

Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения, формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:

— задач и особенностей образовательной программы;

— возрастных особенностей учащихся;

— современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию

для занятий избранным видом деятельности.

Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования,

технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от

направленности программы).

Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования.

Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному

освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды,

освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию.

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся.

Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:

— избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;

— состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями

здоровья).

Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно).

Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных

аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой

программы).

Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы.

Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы,

средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки

деятельности и поведения, учащихся на занятиях.

Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности).

Выполнять требования охраны труда.

Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.

Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями

профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики.

Необходимые знания:

Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях.

Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной Программы.

Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников.

Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы).

Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности.

Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся.

Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов.

Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам.

Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных.

Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями

здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от

направленности образовательной программы и контингента учащихся).

Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся.

Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ.

Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения.

Требования охраны труда в избранной области деятельности.

Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях).

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством.

Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные.

Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами.

Методической службой нашего учреждения в 2015 – 2016 году проводились исследования затруднений педагогов дополнительного образования в связи с введением профессионального образовательного стандарта.

В ходе анализа, выявились профессиональные затруднения:

В трудовой функции «Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы»

многие педагогические работники не могут совершать трудовые действия:

1.организовать подготовку и проведение досуговых мероприятий».

В трудовой функции «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

2.Использовать различные приёмы привлечения родителей к организации занятий и досуговых мероприятий.

В трудовой функции «Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы».

3. Не все педагогические работники могут разработать дополнительную общеобразовательную программу и учебно – методические материалы для их реализации.

4. Сегодня у нас не практикуется в учреждении проектировать совместно с учащимися или родителями учащихся (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ.

5. Педагогическими работниками не ведётся профориентационная работа: а именно не реализуется для учащихся общеобразовательных организаций возможность занятий избранным видом деятельности.

6. Педагогическим работникам необходимо будет заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса для формирования отчётов и предоставления сведений по запросам уполномоченных должностных лиц. Сегодня в нашем учреждение не все педагогические работники владеют навыками работы на компьютере.

В соответствии с этими проблемами необходимо разработать программу по наращиванию необходимых компетенций:

  1. Реализовать работу Творческих лабораторий педагогов дополнительного образования – это добровольное объединение педагогов, созданное для решения наиболее актуальных и важных проблем профессиональной деятельности.

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профессионального стандарта в образовательной организации. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

— сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.

— провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.

-осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.

— предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Как будет решаться вопрос с педагогическим работником, который не соответствует профессиональному стандарту? Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

admin

Добавить комментарий