Профстандарт диспетчера

Профстандарт диспетчера

Профессиональный стандарт диспетчера автомобильного транспорта используется в транспортных компаниях для определения круга обязанностей специалиста.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта диспетчера автомобильного транспорта .doc

Правовая база для профстандартов

В Федеральном законе 122-ФЗ от 2 мая 2015 года содержатся основные положения, определяющие порядок использования профстандартов экономическими субъектами. Они могут использоваться в добровольном либо обязательном формате. Варианты их обязательного применения:

  • Если работодатель – госструктура или компания, более чем на 50% находящаяся в государственной собственности (Постановление Правительства №584).
  • Если для представителей определенной профессии указаны в законодательстве квалификационные критерии (ст. 195.3 ТК).
  • Когда для профессии установлены определенные ограничения или её представители имеют право на льготы и компенсации (ст. 57 ТК РФ).

В других вариантах, не включенных в данный перечень, наниматель сам принимает решения о целесообразности применения профстандартов. Основные возможности от их применения:

  • Документирование критериев, которым должны соответствовать сотрудники и претенденты на работу.
  • Проведение оценки персонала, а также его дальнейшей переаттестации.
  • Усовершенствование внутренней кадровой документации, что полезно для профилактики споров с такими инстанциями, как ФНС, ПФР и пр., а также в юридических и административных разбирательствах по кадровым вопросам.
  • Отправки сотрудников, не отвечающих критериям своих должностных стандартов, на переподготовку.

Что особенно ценно, данные возможности наниматель получает на надежной нормативно-правовой основе, поскольку полагается на активно продвигаемые Минтрудом профстандарты.

Внимание! Практические аспекты создания и внедрения должностных стандартов разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Особенности и содержание профстандарта диспетчера автомобильного транспорта

Аспекты профессиональной деятельности диспетчера автомобильного транспорта наиболее полно раскрыты в профстандарте 07.010, утвержденном в 2018-м году. Он содержит четыре раздела.

В начальной части даны общие характеристики профессии: цель, группа занятий и отношение к экономической деятельности в соответствии с кодами ОКЗ и ОКВЭД.

Во второй части перечислены пять обобщенных трудовых функций, характерных для профессии диспетчера, а также 19 их составляющих. Каждая обобщенная функция включает несколько простых функций (составляющих). Так, обобщенная функция обработки обращений по дистанционным каналам состоит из четырех составляющих: оказание технической поддержки, информационно-справочная поддержка и пр.

Третья часть включает подробное описание как обобщенных функций, так и их составляющих. Для каждой функции приведены следующие данные:

  • разновидности специалистов, годных для её выполнения;
  • критерии по образованию и опыту, которым они обязаны соответствовать;
  • прочие сведения и характеристики.

Так, для упомянутой функция обработки обращений по дистанционным каналам приведены:

  • два класса диспетчеров, способных её выполнять;
  • требуемое от них образование – среднее с дополнительным профильным обучением;
  • требования к их опыту работы и дополнительные сведения отсутствуют.

Также дано полное наименование этих диспетчеров по классификатору должностей ОКЗ.

По каждой составляющей дается следующая информация:

  • совершаемые диспетчером в ходе её выполнения трудовые операции;
  • необходимые при этом знания и умения.

К примеру, для составляющей «Прием и регистрация жалоб и претензий клиентов организации» приведены:

  • Семь трудовых операций – информирование руководства по нештатным ситуациям, документирование поступивших сообщений и пр.
  • Девять практических умений – работа с большими массивами данных, разрешение конфликтов и т.д.
  • Теоретические знания в тринадцати областях – нормы делового общения и этикета, алгоритмы урегулирования внештатных ситуаций и пр.

Информация к функциям и составляющим используется работодателем для определения:

  • каких специалистов можно допускать к выполнению конкретной работы;
  • каким квалификационным параметрам они должны соответствовать;
  • какие возможные дополнительные требования к ним могут предъявляться.

В заключительной части содержится список организаций, разрабатывавших данный документ.

Внимание! Остальные должностные аспекты деятельности диспетчера автомобильного транспорта, не разобранные в профстандарте, излагаются в должностной инструкции. Речь идет о положенных диспетчеру льготах, его полномочиях и пр.

Применение профстандартов в практической деятельности

Для качественного внедрения профстандартов в практику делопроизводства рекомендуется следующий порядок действий:

  1. Разработка отдельного регламента, регулирующего аспекты внедрения: сроки, ответственных, затронутые профессии и т.д.
  2. Исследование особенностей работы организации и её персонала.
  3. Изменения кадровой документации с использованием подходящих профстандартов.
  4. Создание квалификационных критериев для действующего персонала и претендентов на трудоустройство.
  5. Изменения в области управления персоналом: перебалансировка обязанностей, переименование должностей и т.д.

Результатом завершения данных процессов станет:

  • Актуализация кадровой документации.
  • Новая система параметров для оценки персонала.
  • Возможность требовать от подчиненных повышения уровня их подготовки.

К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

1 Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:

основы транспортного и трудового законодательства;

нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;

графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

основы экономики, организации труда и производства;

расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;

правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

2 Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;

принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);

инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;

обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;

принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;

заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;

рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;

выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;

составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;

координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;

принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;

проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;

обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;

осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;

организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

3 К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

admin

Добавить комментарий