Профессиональный стандарт тракторист

Профессиональный стандарт тракторист

Профессиональный стандарт тракториста разработан для оказания помощи работодателям в определении функций специалиста, уровня его трудовой нагрузки и критериев оценки эффективности. Дополнительно документ используется для модернизации кадровой документации, проведения аттестации сотрудников и определения направлений повышения уровня их квалификации.

ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта тракториста .doc

Содержание

Правовое регулирование применения профстандартов

После того как в 2015-м году был принят №122-ФЗ, профстандарты стали активно внедряться в область кадровых отношений. Их использование на обязательной основе происходит в следующих случаях:

  • Если профессия имеет законодательно указанные квалификационные параметры – статья 195.3 ТК РФ.
  • Если должность имеет определенные законом льготы, компенсации, ограничения – статья 57 ТК РФ.
  • Когда организация-работодатель полностью или более чем на 50% принадлежит государству – Постановление Правительства №584.

В остальных случаях, по смыслу ч. 2 ст. 195.3, наниматели используют профстандарты в качестве базы при разработке квалификационных параметров сотрудников. К этому нужно добавить, что их применение позволяет работодателям получить следующие преимущества:

  • Привести в норму документацию по персоналу, что полезно как с точки зрения делопроизводства, так и предотвращения конфликтов с контролирующими качество документов государственными инстанциями.
  • Провести оценку персонала, а также его дальнейшую переаттестацию.
  • Провести анализ действующей нагрузки сотрудников и её соответствия актуальным нормативным актам.
  • Выстроить систему критериев оценки деятельности сотрудников и кандидатов на работу.

Внимание! Наряду с профстандартами продолжают применяться традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС. Поэтому наниматели могут сами выбрать наиболее полезный для себя документ, в том числе при возникновении противоречий между ними.

Содержание профстандарта для тракториста

Описывающий деятельность тракториста профстандарт 13.006 состоит из четырёх частей.

В первой части описываются общие характеристики профессии: наименование, цель, область деятельности по кодам ОКВЭД и ОКЗ.

В следующем разделе содержится информация по лежащей в основе профессии трудовой функции «Выполнение механизированных работ в сельскохозяйственном производстве с поддержанием технического состояния средств механизации» и 12 её составляющих: выполнение различных профильных операций, техническое обслуживание трактора и т.д. Для них приведены данные по кодам и уровням сложности.

Третья часть включает подробные данные как по функции, так и по каждой из её составляющих.

Данные по функции:

  • её наименование и происхождение;
  • разновидности специалистов, готовых к её выполнению;
  • требования к их образованию – среднее профильное;
  • требования к опыту работы не предъявляются;
  • особые параметры их допуска к выполнению функции: наличие удостоверения тракториста-машиниста, а также прохождение медобследования;
  • дополнительные характеристики: коды специалистов по классификаторам ОКЗ, ЕТКС, ОКНПО.

Данные по составляющим включают:

  • трудовые операции;
  • нужные для них знания и умения;
  • дополнительные сведения.

К примеру, составляющая по техобслуживанию трактора описана следующим образом:

  • пять операций – сезонное обслуживание трактора, проверка качества его состояния и пр.;
  • шесть умений – чистить и мыть трактор, проверять его крепления и пр.;
  • знания в двенадцати областях – знать нормы хранения техники, параметры её подготовки к работе и т.д.;
  • дополнительные сведения – возможность работы под руководством другого специалиста.

В заключительной части дан перечень организаций-разработчиков документа.

Внимание! Параметры, не упомянутые в этом документе, – полномочия, принципы взаимодействия, права – более подробно разбираются в должностной инструкции.

Параметры использования профстандартов

Качественное внедрение профстандартов требует выполнения следующих шагов:

  • Составление регламента, расписывающего основные стадии внедрения, – сроки, документы, уполномоченных лиц.
  • Исследование деятельности компании-работодателя в части степени и характера трудовой нагрузки персонала.
  • Изменение кадровой документации на основе соответствующих профстандартов.
  • Создание системы параметров, с помощью которых можно проверять сотрудников и оценивать качество их работы.
  • Внесение корректировок в кадровую деятельность компании-работодателя: изменения в трудовой нагрузке, создание новых позиций, переименование старых.

В результате данных шагов работодатель получит возможность корректно, с точки зрения трудового законодательства:

  • оценивать сотрудников и проводить их аттестацию;
  • требовать от них выполнения определенных трудовых операций;
  • отправлять их на дополнительное обучение.

Так, если тракторист не подходит под параметры своего профстандарта, от него можно правомерно потребовать действий по повышению уровня квалификации, в том числе с помощью переподготовки.

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Наибольший резонанс среди перевозчиков – членов АСМАП вызвало хоть и ожидаемое, но весьма серьезное ужесточение требований к квалификации водителя автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении. Так, помимо водительского удостоверения соответствующей категории теперь он должен иметь свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика. Порядок его получения установлен приказом Минтранса России от
31 марта 2016 г. № 87. Согласно документу, для этого водителю необходимо пройти 36-часовой курс повышения квалификации и сдать письменный квалификационный экзамен. Срок действия такого свидетельства составляет три года.
Для повышения профессионального уровня водителей-международников и плавного перехода к их обязательному повышению квалификации АСМАП с 2011 г. реализует программу обучения водителей своих действительных членов за счет средств Ассоциации. На сегодняшний день в рамках данного проекта уже обучено более 3 000 водителей.
Но если в отношении водителей-международников по новым требованиям все более или менее понятно, то критерии, которым должны соответствовать диспетчеры, контролеры и специалисты, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, вызывают у перевозчиков массу вопросов.
Для начала перечислим их.

Требования к уровню образования и опыту работы:

1) к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
– наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
2) к контролеру технического состояния автотранспортных средств:
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
– наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются;
3) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения:
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
– наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно новым требованиям диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В соответствии с приказами Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 и от 18.11.2013 № 1245 в нее входят следующие специальности в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта:
– по программам среднего профессионального образования (СПО): 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте», 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» и 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»;
– по программам высшего образования (ВО): бакалавриат – 23.03.01 «Технология транспортных процессов», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; магистратура – 23.04.01 «Технология транспортных процессов», 23.04.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» и 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»; специалитет – 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» и 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения».
В случае если работник имеет диплом по специальности, не входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», работодателю следует направить его на профессиональную переподготовку с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Квалификационные требования, предъявляемые к контролеру технического состояния автотранспортных средств, аналогичны тем, что предъявляются к диспетчерам. Отличие заключается лишь в дополнительных условиях по стажу (опыту) работы в зависимости от конкретной специальности по диплому.
А вот к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, установлены более жесткие требования. Во-первых, у него должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии автомобильного транспорта», или диплом о высшем образовании по иной специальности и диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Работник со средним профессиональным образованием данную должность занимать не может.
Во-вторых, кандидат на место специалиста такого рода обязан пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Порядок ее проведения утвержден приказом Минтранса России и Минтруда России
от 11 марта 1994 г. № 13/11. Этот документ определяет порядок аттестации не только лиц, занимающих должности специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, но и иных работников (исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств). В данный момент Минтранс России готовит отдельный приказ об утверждении порядка аттестации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Его подписание ожидается в начале 2017 г.

Профессиональная переподготовка

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В нашем случае речь идет о диспетчере автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролере технического состояния автотранспортных средств и специалисте, ответственном за обеспечение безопасности дорожного движения.
Академия АСМАП одной из первых среди образовательных организаций разработала и апробировала дополнительную профессиональную программу «Организация перевозок и управление на транспорте». С 1 сентября 2016 г. она успешно реализуется не только в Москве, но и во всей сети учебно-консультационных центров (УКЦ) Ассоциации.
Минимальный срок освоения программ профессиональной переподготовки установлен Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. Согласно документу, он не может составлять менее 250 часов. В Академии и УКЦ АСМАП срок освоения программы «Организация перевозок и управление на транспорте» варьируется от 256 до 264 часов в зависимости от присваиваемой квалификации.
Образовательный процесс по данной программе организован на основе блочно-модульного представления учебной информации. Первый модуль «Эксплуатация автомобильного транспорта» нацелен на получение слушателями основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых работникам по всем трем должностям.
Второй, третий и четвертый модули являются профильными и направлены на освоение слушателями специфики работы диспетчера, контролера технического состояния и специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения на предприятии, соответственно.

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
– отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
– колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
– диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Механик – специалист, имеющий способность разбираться в науке механики и ее практическом функционировании. Он наблюдает за работой машин и механизмов, оценивает и анализирует ее. Деятельность данного специалиста регламентируется посредством профессионального стандарта, составление которого осуществляется на государственном уровне. Чтобы на 100% соответствовать занимаемой должности, мастер должен соблюдать все требования и условия документа, которые будут освещены в материале.

Нормативная база

Что касается нормативного регулирования вопроса, оно состоит из общих и частных положений. К общим законодательным документам можно отнести следующие нормативы:

  1. Трудовой кодекс РФ. В частности, деятельность профессионалов регулируется Главой 31 ТК РФ. В документе дано описание этих положений, а также нормы их применения.
  2. Особого внимания заслуживает ст. 57 ТК РФ, которая гласит об обязательности применения профессиональных стандартов, которые окончательно разработаны и уже вступили в силу.
  3. Приказ Минтруда №147н от 12.04.2013 г. В рамках этого документа разработан шаблон, по которому происходит составление стандарта. Именно поэтому большинство норм являются идентичными по своей структуре и составу.
  4. Кодекс по административным нарушениям. Ст. 5.27 КоАП этой законодательной нормы регулирует ответственность работодателей за намеренный отказ от использования профессионального стандарта на практике.

Помимо общих норм, есть несколько частных положений, обеспечивающих регулирование процесса практического использования правил и требований:

  1. Норма, утвержденная в рамках Приказа Минтруда №222н от 11.04.2014 г., который разработан для механика судов с ядерно-энергетическими установками и т. д. В рамках этого стандарта рассматриваются должности механика-инженера, АППУ, главного специалиста, вахтенного мастера.
  2. Стандарт, утвержденный Приказом Минтруда и соцзащиты от 08.09.2015 г. №612н. В рамках данного документа речь ведется о судовождении с возможностью эксплуатирования оборудования, которое находится на судне.
  3. В настоящее время ожидается принятие документа для автомеханика. Специалисты уже трудятся над разработкой проекта, и он ожидает своего непосредственного утверждения. Есть предположения, что в его рамках будут описаны функции слесаря-ремонтника и техника.

Помимо этой сферы, есть еще множество областей функционирования механиков, но в настоящее время единого стандарта для них не предусмотрено.

Для чего нужны профстандарты?

Механик – рабочий специалист, осуществляющий деятельность, связанную с обслуживанием и ремонтом приспособлений и техники. Он обладает определенным уровнем квалификации и имеет профильное образование. Название должности «механик» — основное. Есть несколько частных подгрупп, характеризующих конкретную специфику деятельности специалиста. Например, механик-техник, слесарь-механик, автомеханик, инженер-механик и пр.

В профессиональном стандарте данная должность может быть рассмотрена в качестве возможного названия должности, в рамках которой сотрудниками производится исполнение описываемых опций. А также в качестве списка базовых специальностей и профессий, перечисление которых наблюдается в рамках дополнительных характеристик.

Помимо двух нормативных документов, рассмотренных в прошлом пункте, механики могут заниматься выполнением отдельных трудовых функций, которые предусмотрены профстандартами мастеров, осуществляющих проектирование и конструирование космических средств, подготовку и эксплуатирование транспорта или оборудования. В отдельных случаях наниматель вправе руководствоваться квалификационными характеристика из ЕТКС

Так, грамотно составленный профессиональный стандарт призван регулировать деятельность специалиста, описывая его непосредственные функции и задачи, а также перечень требований по квалификационному уровню.

Сфера применения и обязательность использования для служащих на предприятии

Есть несколько областей, в которых без использования профессиональных стандартов не обойтись:

  • организация учебных мероприятий;
  • проведение аттестационных работ;
  • снабжение предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • упрощение градации по тарифам;
  • улучшение качества обслуживания оборудования;
  • внедрение прогрессивных систем оплаты труда.

Тот факт, что документ требует обязательного использования механиками, исполняющими обязанности на государственных и частных предприятиях, отражен в ст. 57 ТК РФ. В кодексе сказано, что, если норма была разработана, она признается соблюдаемой.

Если в какой-то сфере документ не разработан или находится на стадии подготовки, следует опираться на положения единого тарифно-квалификационного справочника или должностной инструкции.

Трудовые обязанности

В соответствии с документом, утвержденным Приказом Минтруда №222н от 11.04.2014 г., механик судов выполняет следующие функции:

  • эксплуатирование технических средств, находящихся на судах;
  • организация мероприятий в стенах атомно-механического предприятия;
  • обеспечение безопасности ядерного характера для всех членов экипажа.

Кроме того, необходим диплом о высшем образовании и опыт работы от 2-х лет, в зависимости от конкретной должности, на которую претендует мастер. Если говорить о втором принятом профстандарте, утвержденном Приказом Минтруда от 08.09.2015 №612н, то в перечень должностных обязанностей входит решение следующих задач:

  • управление процессами, происходящими на судне;
  • грамотное эксплуатирование всех имеющихся в распоряжении систем;
  • формирование безопасности;
  • размещение на судне грузовых единиц;
  • организация пассажирских перевозок.

Исполнением этих опций могут заниматься лица, владеющие средним профессиональным образованием в рамках рассматриваемой специальности «судовождение».

Поскольку для представителей прочих профессий в области механики профстандарт не разработан, необходимо опираться на нормы должностной инструкции и ЕТКС. В соответствии с ними, механик выполняет следующие функции:

  • обеспечение надежной и слаженной работы всех единиц оборудования;
  • осуществление технического осмотра и ремонта устройств защиты;
  • организация календарного планирования по проверкам и заявкам;
  • принятие участия в монтировании новых единиц оборудования;
  • проведение всевозможных учетных мероприятий;
  • изложение трудовых условий подчиненным специалистам;
  • анализ причинных факторов простоев и объяснение их продолжительности;
  • разработка и внедрение прогрессивных методик по ремонтным и восстановительным работам;
  • подготовка смазочных материалов для обслуживания единиц оборудования;
  • определение технической точности механизмов;
  • внедрение рационализаторских предложений по совершенствованию рабочего процесса;
  • строгое следование всем правилам и нормам, связанным с охраной труда и технической безопасностью;
  • руководство сотрудниками того или иного подразделения;
  • исполнение базовых поручений по службе.

Требования к соответствию сотрудников и условия труда

Чтобы кандидат имел возможность занимать ту или иную должность, необходимо соблюдение ряда условий и соответствие определенному набору требований:

  • наличие среднего специального или высшего образования в области механики;
  • опыт работы от 1-го года в зависимости от разряда и места, на которое претендует кандидат;
  • прохождение специальных обучающих курсов;
  • владение теоретическими знаниями и практическими навыками по обслуживанию сложных механизмов.

Условия труда специалиста являются непростыми и подразумевают готовность к исполнению должностных обязанностей во внеурочное время.

Повышение квалификации и аттестация

Чтобы определить, насколько работник соответствует заявленным требованиям, необходимо проведение регулярной проверки знаний и практических умений. Если этот экзамен «провален», допустима организация обучающего процесса и переаттестация.

Ответственность за неприменение

Если работодатель намеренно игнорирует требование о необходимости применения данного документа на практике, он несет административную ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

Данная мера допустима лишь после отказа от сотрудника в прохождении обучения и от занятия предложенной, более низкооплачиваемой, должности. Закон запрещает увольнять беременных сотрудниц, а также лиц, на попечении которых есть инвалиды и дети до 3-х лет.
Таким образом, механик является мастером, к которому предъявляется большое количество требований и условий для осуществления профессиональной деятельности.

Общие требования к специалистам, принимаемым на работу после введения профстандарта, изложены ниже.

Летом 2016 года трудовое законодательство претерпело ряд серьезных изменений. Некоторые нововведения коснулись профстрандартов. Новые статьи ТК РФ четко объясняют порядок их создания, последующего утверждения и использования. Перечень профессиональных стандартов 2017 года, зарегистрированных Минюстом России рассмотрим более подробно в статье, а также обобщим действующий список в таблице.

Профстандарт: определение

В статье 195.1 Трудового кодекса дается четкое определение профессионального стандарта. Это особая характеристика квалификации работников, задействованных в определенных сферах деятельности. Без соответствия профстандарту сотрудник не может выполнять свою трудовую функцию. Во многом именно утвержденные профессиональные стандарты позволяют оценить профессионализм работника. Это необходимо принимать во внимание, в частности, в 2017 году. См. «Профессиональные стандарты: инструкция по применению».

Что входит в профстандарт

Профессиональный стандарт после утверждения обязательно включает в себя:

  • трудовые функции;
  • наименования должностей, которые могут быть использованы на предприятиях;
  • обязательные требования, касающиеся образования сотрудников;
  • критерии, позволяющие оценить опыт работы.

Кто разрабатывает и утверждает

Принимать участие в разработке таких стандартов могут следующие лица:

  • работодатели;
  • проф. сообщества;
  • СРО;
  • иные организации, заинтересованные в появлении профстандартов.

А вот заниматься утверждением профессиональных стандартов организации или работодатели не могут. Круг уполномоченных определен Постановлением Правительства №23 от 22 января 2013 года. Согласно нему, только утвержденные Минтрудом стандарты имеют силу. Поэтому професиональный стандарт в 2017 году имеет юридическую силу, если он утвержден обозначенным Министерством и входит в официальный перечень.

Обязательно ли использовать

Профессиональные стандарты могут быть обязательными или добровольными. В последнем случае они используются по инициативе работодателя. Есть ситуации, когда профстандарты должны быть использованы в соответствии с законом. Такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях:

  • законодательство установило определять квалификацию сотрудников, так как к их должности предъявляются особые требования (тогда следует изучить список профстандартов, найти соответствующий и просмотреть требования) в соответствии со статьей 195.3 ТК РФ;
  • если сотрудники должны получать от своего работодателя различные льготы и компенсации;
  • если при приеме на работу сотрудника в определенной должности есть ряд ограничений.

О реестре профстандартов

Профессиональные стандарты активно разрабатываются с 2014 года после выхода соответствующего распоряжения Правительства. Официальный реестр ведется Минтрудом на основании их приказа №667н, принятого 29 сентября 2014 года.

Для ведения реестра была специально утверждена особая форма. В нее вносятся новые стандарты. В приказе указываются сферы деятельности, где использование профстандартов является обязательным. К этим отраслям относится здравоохранение, сельское хозяйство, пищевая промышленность – всего в 2017 году насчитывается около 40 сфер.

Где можно найти актуальный перечень

Официально действующим профстандарт считается только после выхода приказа Минтруда. Дополнительно документ регистрируют в Министерстве юстиции РФ. Эти два правила являются обязательными. Скачать реестр профессиональных стандартов 2017 года можно со следующих ресурсов:

  • официальный сайт Минтруда (через него можно отправить уведомление о разработке нового стандарта, но эта опция доступна только после регистрации);
  • официальный сайт ФГБУ (там собрана актуальная база).

Всего на этих сайтах размещено уже более 800 стандартов. Некоторые из них были разработаны еще несколько лет назад. Например, стандарт для педагогов был разработан и введен в действие в 2013 году, а для социальных работников необходимость соответствия квалификации появилась в 2014 году. Эти стандарты тоже включены в реестр профессиональных стандартов 2017 года.

Подреестры перечня профстандартов

Всероссийский реестр профессиональных стандартов является частью ПАК «Профессиональные стандарты». Сам он состоит из двух подкатегорий:

  • собственно сам реестр утвержденных стандартов;
  • реестр, вобравший в себя советы относительно квалификаций сотрудников на предприятии.

Работая с реестром стандартов, пользователь может быстро найти нужную должность, выбрав соответствующий вид профессиональной деятельности. Отыскав нужный документ, его можно изучить прямо на официальном сайте Минтруда или скачать для последующего ознакомления.

Перечень обязательных стандартов

Первые стандарты для ведения профессиональной деятельности были разработаны и утверждены еще несколько лет назад. Но только в середине 2016 года использование стандартов стало обязательным условием для работы лиц, относящихся к отдельным категориям профессий.

Сам работодатель не всегда может определить, обязан ли он использовать у себя на предприятии какие-либо стандарты или нет. Реестр 2017 года довольно большой, найти в нем соответствующий вид деятельности не всегда просто. Прежде чем обращаться к перечню, стоит ознакомиться со следующими статьями Трудового кодекса:

  • статья 57 (указаны профессии, предполагающие необходимость применять стандарты из-за наличия льгот или ограничений);
  • статья 195.3 (прописаны работы, которые необходимо проводить только в случае наличия у работника соответствующей квалификации).

Если же об используемых на предприятии должностях в этих статьях не упомянуто, то работодатель сам решает, использовать ему профстандарты или нет.

Введение стандартов на предприятии

Порядок внедрения профстандартов ни в одном законе не прописан. Поэтому вводить их в работу руководители организаций могут по своему усмотрению. Можно создать рабочую группу для проверки соответствия сотрудников имеющимся профессиональным стандартам. А в соответствии с этим будет выяснено, кто из рабочих соответствует утвержденным требованиям, а кто не выполнил их. Может быть использован и другой принцип внедрения, установленный самим работодателем.

Далее приведем таблицу, в которой собраны все действующие в 2017 году профессиональные стандарты.

Процессы стандартизации окружают нас повсюду. Сегодня тяжело представить любой процесс и деятельность без соблюдения каких-либо стандартов, норм и правил. Действительно, стандартизация нужна во всем. Каждая деталь на производстве в любой отрасли должна соответствовать всем предъявленным требованиям, процесс изготовления детали, также должен быть регламентирован и выполнятся по технологическим картам, и сам работник должен соответствовать своей квалификации и занимаемой должности.

Именно, пошаговое выполнение всех требуемых инструкций и обладание необходимыми навыками, что продвигается введением профессиональных стандартов, является залогом качественного результата.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что такой профессиональный стандарт, как «Дорожный рабочий» просто необходим. Так как долгое время на профессии данной специализации набирались не квалифицированные работники или отсутствовала систематизация в видах выполняемых работ.

Процесс создания профессионального стандарта №335 «Дорожный рабочий”

Данный документ полностью соответствует необходимым требованиям, которые регламентируются «Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов» (п.16 данного документа). Которые утверждены и одобрены Правительством РФ 22.01.2013г.

Пройдя многочисленные проверки и согласования профессиональный стандарт № 335 «Дорожный рабочий» был утвержден приказом Министерства труда и социальной политики 22.12.2014 года, через год 22.12.2015г. он повторно утверждался без изменения трудовых функций и соответствующих квалификаций. И теперь этот документ является основанием для осуществления различных видов работ на автомобильных дорогах и прилегающих к ним зонам.

Описание трудовых функций профессионального стандарта

Трудовые функции, часто называют функциональной картой вида трудовой деятельно. В этой карте указываются, как обобщенные, так и индивидуальные трудовые функции, и необходимые квалификационные уровни работников. Обобщенные трудовые функции включают в себя виды работ, которые могут производить работники одной квалификации, опираясь на профессиональный стандарт № 335, а трудовые функции, это определенный направленный вид работы.

Проведение оценки квалификации работников

За соответствие работников своей квалификации и способность с ней выполнять определенную трудовую функцию отвечает уполномоченная организация – центр оценки и сертификации квалификации. Основными задачами такого центра, является не только проведение самой сертификации и оценки квалификаций, но и разработка методик проведения этих процедур. Основными оценочным центром считается Агентство по оценке квалификаций, созданное специальным объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей».

admin

Добавить комментарий