Профессиональная тайна

Профессиональная тайна

49. Коммерческая и служебная тайна

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Особенности коммерческой и служебной тайны:

а) фактическая монополия определенного лица на совокупность сведений, составляющих коммерческую или служебную тайны;

б) универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности (под понятие коммерческой или служебной тайны могут быть подведены любые сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением и др.);

в) коммерческая и служебная тайна не требуют официального признания их охраноспособности, государственной регистрации или выполнения какихлибо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин;

г) проверка охраноспособности коммерческой или служебной тайны происходит не в порядке предварительной процедуры, а тогда, когда тайна нарушается или оспаривается.

Критерии охраноспособности коммерческой и служебной тайны:

1) информация должна иметь действительную или потенциальную ценность в силу ее не известности третьим лицам;

2) к информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации должен принимать меры к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны коммерческой и служебной тайны не ограничен.

Право на коммерческую и служебную тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая образует тайну, а так же имеются предусмотренные законом условия ее охраны.

Лица, незаконными методами получившиеинформацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), циркулирующая в обществе информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. Законом также установлено, что ограничения на доступ к информации устанавливаются только федеральными законами (ч. 2 ст. 5).

Закон об информации подразделяет информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения (ст. 5):

1) на информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.

Сведения, относящиеся к государственно тайне

К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 01.12.2007).

Конфиденциальная информация и ее виды

Определение понятия «конфиденциальность информации» дает Закон об информации: «конфиденциальность информации – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя».

Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005). К ней относятся:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

■ Персональные данные, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т.ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Указанным Законом установлен порядок обработки персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.

Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (гл. 14), согласно которому работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 18.07.2006), в ст. 12 которого говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан.

■ Тайна следствия и судопроизводства. Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации: «Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается» (ч. 1, 3 ст. 161).

Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.

■ Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна). Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005) определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положением установлено, что на документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Положение также определяет порядок изготовления, учета документов ограниченного распространения и организации их документооборота.

■ Сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др. Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности. Например, Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в ред. 24.07.2007, с изм. от 03.12.2007) содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (в ред. от 18.10.2007) устанавливают: «Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия» (ст. 5).

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. от 18.10.2007) установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных Законом (ч. 1, 2 ст. 61 «Врачебная тайна»).

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 25.03.1998 № 30 «О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну» установлен комплекс организационных мер по обеспечению защиты информации, составляющей врачебную тайну.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (в ред. от 26.06.2007) содержит положения, направленные на защиту тайны связи, – тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям (ст. 15).

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.

■ Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается (коммерческая тайна). Определение коммерческой тайны приведено в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139) и Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24.07.2007). Закон трактует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3).

Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну. Это информация, содержащаяся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; содержащаяся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест и др. (ст. 5).

Данный Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну, – «Коммерческая тайна».

■ Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них, в соответствии с Указом Президента РФ 06.03.1997 № 188, также являются конфиденциальной информацией. Меры по защите такого рода информации установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 4).

Тема: Ответы на тест информационная безопасность

Раздел: Бесплатные рефераты по информационной безопасности

Тип: Тест | Размер: 21.35K | Скачано: 160 | Добавлен 26.12.14 в 15:40 | +3 | Еще Тесты

1. Информация это —

· сведения, поступающие от СМИ

· только документированные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях

· сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления

· только сведения, содержащиеся в электронных базах данных

2. Информация

· не исчезает при потреблении

· становится доступной, если она содержится на материальном носителе

· подвергается только «моральному износу»

· характеризуется всеми перечисленными свойствами

3. Информация, зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами,

позволяющими ее идентифицировать, называется

· достоверной

· конфиденциальной

· документированной

· коммерческой тайной

4. Формы защиты интеллектуальной собственности —

· авторское, патентное право и коммерческая тайна

· интеллектуальное право и смежные права

· коммерческая и государственная тайна

· гражданское и административное право

5. По принадлежности информационные ресурсы подразделяются на

· государственные, коммерческие и личные

· государственные, не государственные и информацию о гражданах

· информацию юридических и физических лиц

· официальные, гражданские и коммерческие

6. К негосударственным относятся информационные ресурсы

· созданные, приобретенные за счет негосударственных учреждений и организаций

· созданные, приобретенные за счет негосударственных предприятий и физических

лиц

· полученные в результате дарения юридическими или физическими лицами

· указанные в п.1-3

8. По доступности информация классифицируется на

· открытую информацию и государственную тайну

· конфиденциальную информацию и информацию свободного доступа

· информацию с ограниченным доступом и общедоступную информацию

· виды информации, указанные в остальных пунктах

9. К конфиденциальной информации относятся документы, содержащие

· государственную тайну

· законодательные акты

· «ноу-хау»

· сведения о золотом запасе страны

10. Запрещено относить к информации ограниченного доступа

· информацию о чрезвычайных ситуациях

· информацию о деятельности органов государственной власти

· документы открытых архивов и библиотек

· все, перечисленное в остальных пунктах

11. К конфиденциальной информации не относится

· коммерческая тайна

· персональные данные о гражданах

· государственная тайна

· «ноу-хау»

12. Вопросы информационного обмена регулируются (…) правом

· гражданским

· информационным

· конституционным

· уголовным

13. Согласно ст.132 ГК РФ интеллектуальная собственность это

· информация, полученная в результате интеллектуальной деятельности индивида

· литературные, художественные и научные произведения

· изобретения, открытия, промышленные образцы и товарные знаки

· исключительное право гражданина или юридического лица на результаты

интеллектуальной деятельности

14. Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к

· литературным, художественным и научным произведениям, изобретениям и

открытиям

· исполнительской деятельности артиста, звукозаписи, радио- и телепередачам

· промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным

наименованиям и коммерческим обозначениям

· всему, указанному в остальных пунктах

15. Конфиденциальная информация это

· сведения, составляющие государственную тайну

· сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц

· документированная информация, доступ к которой ограничивается в

соответствии с законодательством РФ

· данные о состоянии преступности в стране

16. Какая информация подлежит защите?

· информация, циркулирующая в системах и сетях связи

· зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами,

позволяющими ее идентифицировать

· только информация, составляющая государственные информационные ресурсы

· любая документированная информация, неправомерное обращение с которой

может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу

17. Система защиты государственных секретов определяется Законом

· «Об информации, информатизации и защите информации»

· «Об органах ФСБ»

· «О государственной тайне»

· «О безопасности»

18. Государственные информационные ресурсы не могут принадлежать

· физическим лицам

· коммерческим предприятиям

· негосударственным учреждениям

· всем перечисленным субъектам

19. Из нижеперечисленных законодательных актов наибольшей юридической силой в вопросах информационного права обладает

· Указ Президента «Об утверждении перечня сведений, относящихся к

государственной тайне»

· ГК РФ

· Закон «Об информации, информатизации и защите информации»

· Конституция

20. Классификация и виды информационных ресурсов определены

· Законом «Об информации, информатизации и защите информации»

· Гражданским кодексом

· Конституцией

· всеми документами, перечисленными в остальных пунктах

21. Определение понятия «конфиденциальная информация» дано в

· 1 ГК РФ

· 2 Законе «О государственной тайне»

· 3 Законе «Об информации, информатизации и защите информации»

· 4 УК РФ

22. Формой правовой защиты литературных, художественных и научных произведений является (…) право

· литературное

· художественное

· авторское

· патентное

23. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом

· законодательные акты, информацию о чрезвычайных ситуациях и информацию о

деятельности органов государственной власти (кроме государственной тайны)

· только информацию о чрезвычайных ситуациях

· только информацию о деятельности органов государственной власти (кроме

государственной тайны)

· документы всех библиотек и архивов

24. Формой правовой защиты изобретений является

· институт коммерческой тайны

· патентное право

· авторское право

· все, перечисленное в остальных пунктах

25. К коммерческой тайне могут быть отнесены

· сведения не являющиеся государственными секретами

· сведения, связанные с производством и технологической информацией

· сведения, связанные с управлением и финансами

· сведения, перечисленные в остальных пунктах

26. Является ли авторское право, патентное право и КТ формами защиты интеллектуальной собственности?

· да

· нет

· только авторское и патентное

· только КТ

27. «Ноу-хау» это —

· незащищенные новшества

· защищенные новшества

· общеизвестные новые технологии

· опубликованные технические и технологические новинки

28. Каким законом в РФ защищаются права исполнителей и производителей фонограмм?

· «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»

· «Об авторском праве и смежных правах»

· «Патентный закон РФ»

· закон еще не принят

29. Закон «Об авторском праве и смежных правах» защищает права

· исполнителей (актеров, певцов и т.д.)

· производителей фонограмм

· организации эфирного и кабельного вещания

· всех лиц, перечисленных в остальных пунктах

30. Какой законодательный акт содержит сведения по защите коммерческой тайны?

· Закон «Об авторском праве и смежных правах»

· Закон «О коммерческой тайне»

· Патентный закон

· Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»

31. К информации ограниченного доступа не относится

· государственная тайна

· размер золотого запаса страны

· персональные данные

· коммерческая тайна

32. Система защиты государственных секретов

· основывается на Уголовном Кодексе РФ

· регулируется секретными нормативными документами

· определена Законом РФ «О государственной тайне»

· осуществляется в соответствии с п.1-3

33. Действие Закона «О государственной тайне» распространяется

· на всех граждан и должностных лиц РФ

· только на должностных лиц

· на граждан, которые взяли на себя обязательство выполнять требования

законодательства о государственной тайне

· на всех граждан и должностных лиц, если им предоставили для работы закрытые

сведения

34. К государственной тайне относится…

· информация в военной области

· информация о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства

· информация в области экономики, науки и техники и сведения в области разведывательной и оперативно-розыскной деятельности

· все выше перечисленное

35. Документы, содержащие государственную тайну снабжаются грифом

· «секретно»

· «совершенно секретно»

· «особой важности»

· указанным в п.1-3

36. Гриф «ДСП» используется

· для секретных документов

· для документов, содержащих коммерческую тайну

· как промежуточный для несекретных документов

· в учебных целях

37. Порядок засекречивания состоит в установлении следующих принципов:

· целесообразности и объективности

· необходимости и обязательности

· законности, обоснованности и своевременности

· всех выше перечисленных

38. Предельный срок пересмотра ранее установленных грифов секретности составляет

· 5 лет

· 1 год

· 10 лет

· 15 лет

39. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну

· составляет 10 лет

· ограничен 30 годами

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3 Размер: 21.35K Скачано: 160 26.12.14 в 15:40 jlml

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

  • Ответы на тест по Информационной безопасности

⇐ Предыдущая1234

Служебная и коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Служебная и коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты пошлин. Для того чтобы информация считалась служебной и коммерческой тайной, требуется, чтобы владелец принимал меры к охране ее конфиденциальности. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, направленные на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц.

Субъектами права на служебную и коммерческую тайну могут быть юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Наряду с гражданами РФ и отечественными юридическими лицами правом (в полной мере, без изъятий) на охрану служебной и коммерческой тайны пользуются иностранцы. Право на служебную и коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации. Обладатель служебной и коммерческой тайны вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами интеллектуальной собственности (продавать, переуступать пр.).

Защита права на коммерческую тайну охватывает собой систему мер, направленных на восстановление нарушенных интересов правообладателя, а также механизм их реализации. Юрисдикционная процедура, подразделяется на судебный и административный порядки. Значение общего правила имеет судебный порядок защиты, предполагающий обращение с иском о защите нарушенных прав в суд, в основном арбитражный.

Административный порядок защиты права на коммерческую тайну, который именуется еще специальным, применяется лишь в случаях, указанных в законе. В соответствии со ст. 22—29 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» федеральный антимонопольный орган, рассмотрев обстоятельства дела, вправе вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения и применять к нарушителю установленные законом санкции.


Защита права на коммерческую тайну осуществляется с помощью определенных способов. Статья 139 ГК РФ содержит прямое указание лишь на один из них, а именно возмещение причиненных убытков, но допускает возможность применения и других способов защиты, предусмотренных ГК РФ и иными правовыми актами. Закон также предусматривает уголовно-правовые санкции за незаконное посягательство на коммерческую тайну (ст.183 УКРФ).

Привлечение к уголовной ответственности конкретных виновников преступления не исключает заявления потерпевшими гражданско-правовых требований о возмещении причиненного вреда. В частности, в тех случаях, когда сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну, разглашены или незаконно использованы работниками государственных или иных организаций, соответствующие требования о возмещении вреда могут быть адресованы либо непосредственно этим организациям (ст. 402 ГК РФ), либо государству (ст. 16 ГК РФ).

Защита прав авторов топологий интегральных микросхем и иных правообладателей. Эти санкции носят разный юридический характер, не совпадают по своей направленности, а также условиям реализации. Так, большинство из них имеет гражданско-правовую природу и направлено прежде всего на восстановление нарушенных прав потерпевших, а если это невозможно — на удовлетворение охраняемых законом интересов. Некоторые санкции имеют своими основными целями наказание правонарушителей, а также предотвращение правонарушений чужих охраняемых законом прав, в связи с чем следует констатировать их административно-правовой характер. Среди гражданско-правовых санкций, в свою очередь, выделяются меры защиты и меры ответственности, которые различаются условиями своего применения, конкретной направленностью и т.п. Как и при защите авторских и патентных прав, выбор конкретных способов защиты зависит от потерпевшего, однако обычно он предопределяется видом нарушенного права, спецификой правонарушения, а также характером наступивших последствий. Право авторства может быть нарушено путем исключения из числа соавторов лица, внесшего творческий вклад в создание топологий, путем выдачи чужой топологии за собственную разработку и т.п. Нарушением права на авторское имя будет неуказание имени действительного создателя топологий в заявке на регистрацию или опубликованных сведениях, в искажении имени автора и т.д. Основными способами защиты личных неимущественных прав являются требования автора о признании нарушенного или оспариваемого права, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения, и о прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Все указанные требования заявляются в суд (арбитражный суд) и рассматриваются в обычном порядке гражданского (арбитражного) судопроизводства. Статья 5 Закона о правовой охране топологий называет типичные виды нарушений, относя к ним:


— копирование топологии в целом или в части путем ее включения в интегральную микросхему или иным образом, за исключением копирования только той ее части, которая не является оригинальной;

— применение, ввоз, предложение к продаже и иное введение в хозяйственный оборот топологии или интегральной схемы с этой топологией.

Причиненные убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая не только реальный ущерб, нанесенный потерпевшим, но и упущенную им выгоду.

В целях повышения эффективности указанных выше санкций и обеспечения их реальной реализации суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации незаконно изготовленных экземпляров интегральных микросхем и изделий, включающих такие микросхемы, а также материалов и оборудования, используемых для их изготовления. Конфискованные материальные объекты по решению суда либо уничтожаются, либо передаются в доход республиканского бюджета РФ, либо передаются истцу по его просьбе в счет возмещения убытков. В случае нарушения прав автора топологии его работодателем или заказчиком реализуются прежде всего те санкции, которые предусмотрены заключенным между ними договором. Если в договоре специальные санкции не установлены, создатель топологии может воспользоваться общими мерами защиты, предусмотренными Законом о правовой охране топологий и другими актами гражданского законодательства.

Служебная тайна – защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

К субъектам служебной тайны относятся государственные органы и органы местного самоуправления, которым по роду своей деятельности разрешен доступ к информации, содержащей служебную и коммерческую тайну.

Здесь возникают две проблемы, взаимосвязанные между собой.

Одна из них состоит в том, что при осуществлении компетентными органами своих функций, нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, относят подчас чуть ли не все сведения о своей организации к служебной тайне и вследствие чего отказываются передавать их этим органам как содержащие тайну. Эти действия явно противоправны. Надо лишь уточнить. Им должны сообщаться лишь те сведения и только в том объеме, которые охватываются полномочиями соответствующих органов. Вторая проблема – недопущение распространения коммерческой и служебной тайны органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Законы и иные нормативные акты о прокуратуре, налоговой службе, таможне, Федеральных антимонопольных и патентных органах, об органах регулирования естественных монополий и другие, обязывают эти органы и их служащих не разглашать служебную и коммерческую тайну индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ставшую им известной при выполнении своих функций.

К служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная в пределах своей компетенции для выполнения возложенной на него функции.

Институт служебной тайны создан с целью обеспечения безопасности государства в частности и общества в целом. Однако тут возникают две взаимосвязанные проблемы.

Одна состоит в том, что при осуществлении своих обязанностей нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации.

Вторая проблема – это запрещение разглашать тайну, ставшую известной некоторым лицам при выполнении своих профессиональных функций.

Помимо способов защиты, предусмотренных самим хозяйствующих субъектом, необходимо создать уровень защиты со стороны государства.

При определении перечня сведений, подлежащих защите с помощью режима коммерческой тайны, необходимо учесть, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Одной из самых распространенных категорий сведений, которым может придаваться статус коммерческой тайны, являются производственные секреты («ноу-хау»).

Именно такие сведения в конечном итоге позволяют осуществлять прорыв на товарном рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, но тут важно знать, что идеи, замыслы, хотя бы и высказанные вслух, под режим коммерческой тайны не попадают.

Для охраны таковой необходим режим секретности, причем установленный самим хозяйствующим субъектом. Это может быть приказ по предприятию.

В таком приказе необходимо указать перечень сведений, лиц с наименованием их должностей, имеющих к секретной информации, а также ответственность данных лиц в случае разглашения подобной информации.

При использовании гражданско-правовых мер защиты служебной и коммерческой тайны важны 3 момента:

— определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за ее разглашение;

— определение субъекта ответственности;

— определение условий, при которых ответственность наступает.

В зависимости от обстоятельств разглашения тайны и участвующих в нем лиц, может быть применен любой из способов защиты гражданских прав.

Это может быть возмещение убытков (прямого ущерба, упущенной выгоды). Признание недействительным акта государственного органа или местного самоуправления также сопровождается возмещением убытков или компенсацией морального вреда.

В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего, это те, кто незаконным путем получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.

Ими могут быть лица, не имеющие законного доступа к источнику соответствующей конфиденциальной информации и ставшие ее обладателями путем воровства, грабежа, мошенничества. Для наступления их ответственности никакого дополнительного условия не требуется.

Кроме того, к субъектам ответственности относятся работники, состоящие с обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (бухгалтер, кассир, экономисты).

Ответственность наступает в том случае, если ему заранее совершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведения составляют коммерческую тайну, и именно их он разгласил.

Как отмечалось выше, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие отношения по поводу разглашения служебной тайны.

Во всех случаях целесообразно во избежание недоразумений при заключении трудового договора указывать в его условиях ответственность работника за разглашение служебной или коммерческой тайны (или же возможен вариант заключения отдельного договора о неразглашении тайны).

Затем под расписку сообщить работнику перечень сведений, с которыми он соприкасается при исполнении своих трудовых и служебных обязанностей.

Рассмотрев в данной работе сущность и понятие служебной тайны, правовые последствия нарушения режима тайны, проблемы, связанные с мерами ответственности в служебной тайне и условия хранения сведений, составляющих служебную тайну, можно сделать выводы о том, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом. А, значит, и не могут в полной мере правильно установить меру ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную тайну. Те меры ответственности, которые прописаны в ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», в большей мере относятся к коммерческой тайне и в малой степени затрагивают все тонкости отношений в сфере служебной тайны. Именно поэтому разработан Законопроект «О служебной тайне».

А.В. Чернецкий

admin

Добавить комментарий