Приказ об обучении

Приказ об обучении

Работодатели заинтересованы в квалифицированных работниках, поэтому иногда направляют своих работников на обучение (ст. 196 ТК РФ). Инициатором направления на обучение может выступать непосредственный начальник работника, а может и сам работник. Основанием для направления на обучение будет выступать служебная записка о направлении на обучение.

Служебная записка на обучение сотрудника (образец)

Служебная записка на обучение не имеет унифицированной формы – она составляется в произвольном виде на имя руководителя организации.

В такой служебной записке необходимо указать причину, по которой предлагается направить обучение того или иного сотрудника, а также учебное заведение.

В случае согласия руководителя с необходимостью направления работника на обучение издается соответствующий приказ.

С примером служебной записки о необходимости обучения сотрудников можно ознакомиться ниже.

Служебная записка на обучение сотрудника: пример

Приведем образец служебной записки об обучении персонала.

Пред. / След. Скачать бланк служебной записки на обучение сотрудника Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Что важно знать при направлении сотрудника на обучение

Если инициатором направления работника на обучение выступает работодатель, то работник вправе отказаться от прохождения обучения, и за такой отказ работника нельзя наказать. Правда, если без прохождения соответствующего обучения работника нельзя допустить к работе, работодатель имеет право отстранить от работы сотрудника, отказавшегося от обучения (ст. 76 ТК РФ).

Кроме того, стоит отметить, что работодатель может заключить с работником ученический договор, в соответствии с которым работник обязуется отработать определенное время после окончания обучения (ст. 198 ТК РФ). Подробнее об ученическом договоре можно прочитать в отдельной статье.

Обучение работника и налоги

Рассчитывая налог на прибыль, организация вправе включить в состав прочих расходов затраты, связанные с обучением работников, при соблюдении следующих условий (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • договор на обучение заключен с российской образовательной организацией (иностранной организацией, имеющей право на образовательную деятельность);
  • обучение проводится по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам;
  • сотрудник, обучение которого было оплачено, работает в компании на основании трудового договора.

Документы, подтверждающие расходы на обучение сотрудников, организация обязана хранить в течение всего срока действия договора обучения и одного года работы сотрудника, обучение которого было оплачено, но не менее четырех лет (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Стоимость обучения, которое работодатель оплатил своему работнику, не облагается НДФЛ и страховыми взносами (п. 3, 21 ст. 217, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Если непосредственный начальник работника компании считает, что его подчиненному не хватает навыков для выполнения той или иной работы, он может инициировать направление этого сотрудника на повышение квалификации (ст. 196 ТК РФ). Основанием для этого будет служебная записка на повышение квалификации, написанная на имя руководителя организации.

Служебная записка на повышение квалификации (образец)

Служебная записка на повышение квалификации не имеет унифицированной формы, поэтому составляется в произвольном виде. Как мы уже сказали выше, такую служебную записку составляет непосредственный начальник работника, направляемого на повышение квалификации.

Кстати, инициатором повышения квалификации может выступать и сам работник (ст. 197 ТК РФ). Тогда служебную записку на повышение квалификации пишет он сам на имя руководителя компании, а непосредственный начальник этого работника ставит визу на служебке.

Если руководитель организации не возражает против направления сотрудника на повышение квалификации, то издается соответствующий приказ.

Здесь нужно учитывать важный момент, что если инициатором направления на повышение квалификации выступает работодатель (непосредственный начальник работника, руководитель организации), то работник имеет право отказаться от обучения. И такой отказ не будет являться дисциплинарным проступком. Однако если работник отказывается проходить обучение, без получения которого его нельзя допустить к работе, то работодатель имеет полное право отстранить от работы такого сотрудника (ст. 76 ТК РФ).

Служебная записка (пример) о необходимости повышения квалификации

Приведем пример служебной записки на повышение квалификации (образец):

Пред. / След. Скачать бланк служебной записка на повышение квалификации Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Что говорится в Налоговом кодексе про повышение квалификации сотрудников за счет работодателя

При расчете налога на прибыль в состав прочих расходов компания может включить расходы, связанные с обучением работников, в том числе с повышением квалификации (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Затраты организации на повышение квалификации ее работников включаются в состав прочих расходов при выполнении следующих условий (п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • договор на обучение заключен с российской образовательной организацией (иностранной организацией, имеющей право на образовательную деятельность);
  • обучение проводится по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам;
  • сотрудник, повышение квалификации которого было оплачено, работает в компании на основании трудового договора.

Важно добавить, что компания обязана хранить документы, подтверждающие расходы на повышение квалификации сотрудников, в течение всего срока действия договора обучения и одного года работы сотрудника, повышение квалификации которого было оплачено, но не менее четырех лет (п. 3 ст. 264 НКРФ).

Стоимость обучения, которое работодатель оплатил своему работнику, не облагается НДФЛ и страховыми взносами (п. 21 ст. 217, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 января 2013 г. N 10

О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,

А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Министр

Д.ЛИВАНОВ

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ,

А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее — Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее — ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее — организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 (далее — Типовое положение). <1>

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580; 2000, N 12, ст. 1291; 2002, N 52, ст. 5225; 2003, N 14, ст. 1276.

3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов, средств и технологий;

планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 «Нормативно-правовой»;

учебный раздел Р.2 «Психолого-педагогический»;

профильная часть:

учебный раздел Р.2 «Предметная деятельность».

Таблица 1

Структура ДПОП профессиональной переподготовки

педагогических работников

┌──────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐ │N Учебного│ Наименование учебных разделов и требования к результатам их │ │ раздела │ освоения │ ├──────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Базовая часть │ ├──────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Р.1 │ Нормативно-правовой │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: │ │ │государственные программы (проекты), направленные на развитие │ │ │образования и отдельных отраслей науки и экономики (связанных │ │ │с предметной деятельностью обучающегося); │ │ │нормативное правовое регулирование в сфере образования; │ │ │развитие кадрового потенциала системы образования; систему │ │ │независимой оценки качества образования; инновационные │ │ │процессы в образовании; │ │ │уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в │ │ │соответствии с законодательством Российской Федерации и │ │ │ориентацией на современные социальные реалии и перспективы │ │ │развития системы образования. │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Вариативная составляющая │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Р.2 │ Психолого-педагогический │ │ ├──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: │ │ │традиционное и инновационное содержание теории и практики │ │ │обучения, воспитания, развития личности и управления │ │ │образовательным процессом; методические подходы к │ │ │проектированию, осуществлению образовательного процесса и │ │ │оцениванию планируемых результатов на основе системно- │ │ │деятельностного, компетентностного подходов; │ │ │уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты │ │ │деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы и │ │ │средства обучения, а также системы, методы и инструментарий │ │ │оценивания; организовывать профессиональную деятельность с │ │ │опорой на современные достижения психолого-педагогической │ │ │науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания │ │ │(науки) и предметной области; обеспечивать условия для │ │ │успешной деятельности, позитивной мотивации, а также │ │ │самомотивирования обучающихся; разрабатывать программы учебных│ │ │предметов, курсов, методические и дидактические материалы, │ │ │выбирать учебную и учебно-методическую литературу, │ │ │рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации,│ │ │в том числе интернет-ресурсы; управлять учебно- │ │ │исследовательской и проектной деятельностью обучающихся, │ │ │выполнением индивидуального проекта при организации │ │ │образовательного процесса; реализовывать педагогическое │ │ │оценивание деятельности обучающихся, включая: осуществление │ │ │комплексной оценки способности обучающихся решать учебно- │ │ │практические и учебно-познавательные задачи; использование │ │ │стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение │ │ │интерпретации результатов достижений обучающихся. │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Вариативная составляющая │ ├──────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Профильная часть │ ├──────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Р.3 │Предметная деятельность │ │ │В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели,│ │ │задачи, структуру и основные понятия предметной области;│ │ │современное состояние, перспективы и направления развития│ │ │конкретной отрасли знания (науки), производственной сферы и│ │ │предметной области, в рамках которой осуществляется│ │ │профессиональная деятельность; назначение, сущность и│ │ │структуру современных технологий в рамках предметной области│ │ │(включая информационные технологии), традиционные и│ │ │инновационные методы, особенности их применения, основные│ │ │ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые│ │ │результаты при использовании современных технологий в│ │ │конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в│ │ │рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; │ │ │уметь: включать в реализуемое содержание образования│ │ │современные достижения науки в конкретной предметной области;│ │ │использовать современные педагогические технологии, в том│ │ │числе информационные и технологии конкретной предметной│ │ │области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ│ │ │предметной информации с помощью современных информационно-│ │ │поисковых технологий; использовать возможности информационно-│ │ │коммуникативных технологий, работать с содержанием предметной│ │ │области. │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Вариативная составляющая │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Государственная (итоговая) аттестация │ └──────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┘

5. ДПОП повышения квалификации педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

базовая часть:

учебный раздел Р.1 «Основы законодательства Российской Федерации в области образования»;

профильная часть:

учебный раздел Р.2 «Предметно-методическая деятельность».

Таблица 2

Структура ДПОП повышения квалификации

педагогических работников

┌──────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┐ │N Учебного│ Наименование учебных разделов и требования │ │ раздела │ к результатам их освоения │ ├──────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Базовая часть │ ├──────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Р.1 │ Основы законодательства Российской Федерации │ │ │ в области образования │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: │ │ │изменения законодательства Российской Федерации в области │ │ │образования; │ │ │уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в │ │ │соответствии с изменениями законодательства Российской │ │ │Федерации в области образования. │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Вариативная составляющая │ ├──────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Профильная часть │ ├──────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Р.2 │ Предметно-методическая деятельность │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │В результате освоения раздела обучающийся должен: знать: цели,│ │ │задачи, структуру и основные понятия предметной области; │ │ │современные тенденции развития предметной области; современные│ │ │методики и технологии обучения, обеспечивающие эффективную │ │ │организацию учебного процесса в рамках конкретной предметной │ │ │области; особенности применения и ожидаемые результаты при │ │ │использовании современных технологий в конкретной отрасли │ │ │знания (науки) и предметной области, в рамках которой │ │ │осуществляется профессиональная деятельность; │ │ │уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов, │ │ │методические и дидактические материалы, выбирать учебную и │ │ │учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся │ │ │дополнительные источники информации, в том числе интернет- │ │ │ресурсы с учетом современных достижений науки в конкретной │ │ │предметной области; организовывать образовательный процесс, │ │ │обеспечивающий достижение планируемых результатов конкретной │ │ │предметной области. │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Вариативная составляющая │ ├──────────┼──────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ │ Государственная (итоговая) аттестация │ └──────────┴──────────────────────────────────────────────────────────────┘

6. В целях реализации Требований организация:

разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей образовательной технологии;

выбирает образовательную технологию, обеспечивающую требуемое качество подготовки обучающихся.

7. Организация определяет трудоемкость учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), включая аудиторную и самостоятельную работу обучающихся, текущую, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

Каждый учебный раздел базовой и профильной частей ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников включает в себя обязательную и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в целях расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.

8. Освоение ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, форма проведения которой определяется организацией самостоятельно.

По результатам проведения государственной (итоговой) аттестации педагогических работникам, успешно освоившим ДПОП профессиональной переподготовки и повышения квалификации, выдаются документы государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.

Приказ на направление на повышение квалификации: общие положения

При направлении работника на повышение квалификации издается приказ, значение которого не ограничивается фиксацией факта приостановления выполнения трудовой функции в связи с обучением.

Издание приказа о направлении на повышение квалификации без отрыва от производства является, например, основанием для последующего предоставления обучаемому преимущественного права остаться на работе при сокращении (ч. 2 ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации).

Исполнение приказа о направлении на повышение квалификации не влечет ущемления социальных прав работников. В частности, законодательство не содержит норм, позволяющих не включать период повышения квалификации в специальный трудовой стаж (постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 10.04.2017 № 19АП-1527/2017 по делу № А64-4511/2016).

При возникновении споров между работодателем и бывшим сотрудником о возмещении затрат на обучение рассматриваемые приказы являются подтверждением прохождения обучения, хотя практика взыскания денежных средств с гражданина разнится в зависимости от обстоятельств дела. Суды могут занять сторону работодателя (апелляционное определение Пермского крайсуда от 08.02.2017 по делу № 33-1492/2017) или бывшего сотрудника, указав, например, что он направлялся на повышение квалификации по инициативе работодателя и указанное не являлось обучением или переобучением (апелляционное определение Санкт-Петербургского горсуда от 13.04.2017 № 33-6455/2017).

О повышении квалификации читайте также статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Приказ о направлении на курсы повышения квалификации или переподготовку — образец

Образец приказа о направлении на повышение квалификации можно скачать по ссылке: Приказ о направлении на повышение квалификации — образец.

При направлении на переобучение в другой населенный пункт потребуется оформление командировки, что не исключает и издания последующих приказов об отзыве работника из нее, о чем можно подробнее прочитать в нашей статье Образец приказа об отмене и отзыве из командировки.

С приказами о направлении на курсы или переподготовку работник должен быть ознакомлен под подпись. Вместе с тем в случае споров неознакомление с приказом само по себе не свидетельствует, что обучение не проводилось (апелляционное определение Мосгорсуда от 04.06.2015 по делу № 33-13784).

Итак, при необходимости обучения работника издается приказ о направлении на курсы повышения квалификации, образец которого представлен для скачивания в настоящей статье. С приказом работник должен быть ознакомлен под подпись. Приказ нужен не только для оформления особенностей трудовых отношений в момент его составления, но и может быть, например, доказательством, подтверждающим проведение обучения в случае спора.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

admin

Добавить комментарий