При каком ветре отменяют авиарейсы?

При каком ветре отменяют авиарейсы?

Многие задаются вопросом: при какой скорости ветра не летают самолеты? Действительно, есть определенные ограничения по скорости. По сравнению со скоростью движения воздушного судна, которая достигает 250 м/c, даже сильный ветер со скоростью 20 м/c не помешает самолету во время полета. Однако боковой ветер может помешать авиалайнеру, когда тот перемещается с меньшей скоростью, а именно в момент взлета или посадки. Поэтому при таких условиях не взлетают самолеты. Воздушные потоки влияют на скорость воздушного судна, направление движения, а также на длину пробега и разбега. В атмосфере эти потоки присутствуют на всех высотах. Такое движение воздуха по отношению к летящему авиалайнеру представляет собой переносное движение. Если дует сильный ветер, направление движения авиалайнера по отношению к земле не совпадает с продольной осью воздушного судна. Сильные воздушные потоки могут сносить самолет с курса.

Авиалайнеры всегда совершают посадку и взлет против направления ветра. В случае взлета или посадки при попутном ветре длина разбега и пробега значительно увеличивается. При взлете или посадке авиалайнер проникает в нижний слой атмосферы так быстро, что летчик не успевает отреагировать на изменение ветра. Если он не будет знать о резком усилении или, наоборот, ослаблении воздушных потоков в нижних слоях атмосферы, это чревато авиакатастрофой.

Во время взлета, когда авиалайнер набирает высоту, он попадает в зону сильного встречного ветра. С набором высоты увеличивается подъемная сила воздушного судна. Причем увеличение происходит быстрее, чем это может проконтролировать летчик. Траектория полета при этом может оказаться выше расчетной. Если наблюдается резкое усиление ветра, это может стать причиной того, что авиалайнер попадет на закритический угол атаки. Это может привести к срыву воздушного потока и столкновению с поверхностью земли.

Кто устанавливает ограничения и какие они?

Как правило, допустимая максимальная сила ветра определяется для каждого самолета индивидуально в зависимости от специфики его конкретных характеристик и технических возможностей. Устанавливает максимальную скорость ветра, при которой можно осуществлять взлет или посадку, производитель авиалайнера. Точнее, производитель устанавливает две максимальные скорости: попутную и боковую. Попутная скорость для большинства современных авиалайнеров одинакова. При взлете и посадке попутная скорость не должна превышать 5 м/с. Что касается боковой скорости, то для каждого авиалайнера она различна:

  • для самолетов ТУ-154 – 17 м/с;
  • для АН-24 – 12 м/с;
  • для ТУ-134 – 20 м/с.

В среднем для авиалайнеров устанавливается максимальная боковая скорость 17 м/с. При большей скорости подавляющее большинство самолетов не взлетают. Если в зоне прилета наблюдается резкое усиление ветра, скорость которого превышает допустимые показатели, самолеты не садятся в этом аэропорту, а совершают аварийную посадку на другой ВПП, где условия позволяют авиалайнеру безопасно приземлиться.

Отвечая на вопрос, при каком ветре не летают самолеты, можно с уверенностью сказать, что при скорости более 20 м/c, если ветер дует перпендикулярно ВПП, взлет не может быть осуществлен. Такой сильный ветер связан с прохождением мощных циклонов. Ниже вы можете посмотреть видео посадки самолета при сильном боковом ветре, чтобы увидеть, насколько это сложно сделать даже профессиональному опытному летчику с большим стажем. Особую опасность в данном случае представляет порывистый ветер в нижних слоях атмосферы. Он может начать дуть в самый неподходящий момент, образовав большой крен, который представляет огромную опасность для самолета.

Боковой ветер опасен тем, что требует от летчика определенных действий, которые совершить очень сложно. В авиации есть такое понятие, как «угол сноса». Этот термин означает величину угла, на который авиалайнер отклоняется от заданного направления из-за ветра. Чем сильнее ветер, тем больше этот угол. Соответственно, тем больше усилий требуется приложить пилоту, чтобы развернуть авиалайнер на этот угол в обратную сторону. Пока воздушное судно находится в полете, даже такой сильный ветер не вызывает никаких проблем. Но как только самолет соприкасается с поверхностью взлетно-посадочной полосы, авиалайнер обретает сцепление и начинает двигаться в направлении, параллельном своей оси. В этот момент летчик должен резко изменить направление движения авиалайнера, что очень непросто.

Что касается проблемы сильного попутного ветра, она легко решается сменой рабочего порога взлетно-посадочной полосы. Однако такая возможность есть не у каждого аэровокзала. Например, Сочи и Геленджик лишены такой возможности. Если сильный ветер дует в сторону моря, посадка может быть осуществлена, а вот взлет при таких условиях небезопасный. То есть посадка самолета при сильном ветре возможна, но далеко не во всех случаях.

Состояние ВПП

Даже если скорость ветра позволяет совершать взлет или посадку, учитывается еще целый ряд факторов, которые могут повлиять на окончательное решение. В частности, помимо погодных условий, видимости, учитывается состояние взлетно-посадочной полосы. Если она покрылась льдом, посадка или взлет не могут быть осуществлены. В авиации есть такой термин, как «коэффициент сцепления». Если этот показатель ниже 0.3, данная взлетно-посадочная полоса не годится для осуществления посадки или взлета и нуждается в очистке. Если снижение коэффициента сцепления произошло из-за сильного снегопада, при котором очистка невозможна, закрывают весь аэропорт, пока погода не наладится. Такой перерыв в работе может длиться несколько часов.

Как принимают решение на взлет?

Такое решение должен принимать командир авиалайнера. Для этого прежде всего он должен ознакомиться с метеорологическими данными по аэроузлам вылета, посадки и запасным аэропортам. Для этого используются прогнозы METAR и TAF. Первый прогноз выпускается для всех аэропортов каждые полчаса. Второй предоставляется каждые 3—6 часов. В таких прогнозах отражается вся значимая информация, которая может оказать влияние на решение о взлете или отмене рейса. В частности, в таких прогнозах есть данные о скорости ветра и ее изменениях.

Для принятия решения все рейсы условно делятся на 2-часовые и более продолжительные. Если перелет длится менее двух часов, для взлета достаточно, чтобы фактическая погода была приемлемой (выше установленного минимума). Если полет более продолжительный, обязательно дополнительно учитывается прогноз TAF. Если в пункте назначения погодные условия не позволяют осуществить посадку, в некоторых случаях, решение о взлете может быть положительным. Например, если погодные условия в пункте назначения ниже минимума, однако, в непосредственной близости имеются два аэродрома с оптимальными погодными условиями. Но положительное решение и в этих случаях практически никогда не принимают, учитывая опасность такого полета.

Если у вас минута, вот главное, что нужно знать:

• Оформляйте возврат или обмен билета как можно раньше. Ближе к дате вылета это наверняка будет стоить дороже, а после окончания регистрации авиабилеты могут вообще сгореть.
• Невозвратные билеты можно вернуть, если вы не летите из-за болезни.
• Авиакомпании понимают, что пассажир может допустить ошибку при бронировании, поэтому часто в течение суток после покупки или до полуночи того же дня можно бесплатно обменять или сдать билет вне зависимости от того, по какому тарифу он был куплен.
• Чтобы сдать или обменять авиабилет, обращайтесь туда же, где его покупали: в авиакомпанию или к агентству-посреднику.
• Билет, купленный в интернете, в большинстве случаев вы сами за 5 минут сдадите или обменяете на том же сайте.

Узнайте подробности обмена и возврата авиабилетов:

Можно ли сдать или обменять мой билет на самолет

Где найти правила тарифа

Как сдать авиабилет

Как обменять авиабилет

Какие билеты можно и нельзя вернуть

Дорогие билеты чаще всего можно сдать и получить назад их полную стоимость. Даты и города вылета и прилета можно менять.

Дешевые авиабилеты обычно продают без возможности возврата и обмена: если у вас изменятся планы, они сгорят.

Между этими крайностями — куча вариантов с разными условиями. Бывает, что билет нельзя вернуть, но можно за доплату изменить маршрут, дату или тариф; другие билеты можно сдать, заплатив сбор.

Можно ли сдать или обменять авиабилет и сколько вы на этом потеряете, зависит от тарифа, по которому он куплен. Чтобы не платить лишнего, перед бронированием прочитайте правила тарифа — все те пояснения мелким шрифтом, мимо которых хочется проскочить.

Краткий словарик на случай, если правила тарифа написаны по-английски:

REFUNDABLE — билет с возможностью возврата,

NON-REFUNDABLE — невозвратный билет,

TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF NO-SHOW — билет не подлежит возврату, если пассажир не пришел на рейс до конца регистрации и заранее не сообщил авиакомпании, что не полетит,

CHANGES / CANCELLATIONS PERMITTED, FEES APPLY — билет разрешено обменять / вернуть, эти услуги платные,

NOT PERMITTED — не разрешено,

CHARGE 100 EUR — сбор 100 евро.

Где найти правила тарифа

Если уже купили билет, ищите условия тарифа в маршрут-квитанции, которую получили на имейл. Там могут быть не полные правила, а их часть, к примеру: «Переоформление билета возможно не позднее чем за 48 часов до отправления вашего рейса. За внесение изменений удерживаются сборы, а также разница в стоимости билетов». Тогда полные условия и суммы сборов смотрите на сайте авиакомпании или агентства-посредника или уточняйте по телефону в службе поддержки.

Если еще не купили билет, то перед бронированием кликните на «Правила применения тарифов» (Fare rules / Terms and conditions). Правила возврата и обмена (Changes & cancellation policy / Flights changes, cancellations and refund) обычно выделены в отдельную главу.

Полезное по теме: Невозвратные билеты: плюсы, минусы, подводные камни и как их все-таки можно сдать

Как вернуть авиабилет и получить назад свои деньги

Если поездка сорвалась, вы сможете вернуть всю стоимость возвратного авиабилета или хотя бы ее часть. Сколько именно — зависит от тарифа, времени до вылета и того, какой возврат оформляете. Если билет невозвратный, тоже не все потеряно.

1) Не откладывайте возврат авиабилета, чтобы не потратить лишнего. Ближе к дате вылета некоторые авиакомпании увеличивают сборы. После окончания регистрации билеты становятся невозвратными и «сгорают» в большинстве случаев.

Если сдаете билеты Wizz Air за две недели до полета, с вас возьмут сбор 60 € и вернут полную сумму. Если осталось меньше двух недель, то заплатите сбор 80 € и получите обратно стоимость билета за вычетом оплаченных услуг авиакомпании.

В авиакомпании «Ямал» условия меняются за 24 часа до конца регистрации: за возврат билетов по тарифу «Нормальный» удержат сбор 3000 рублей, хотя до этого срока можно было сдать без потерь.

2) Определитесь с видом возврата. Отказаться от полета можно по-разному.

Вынужденный возврат авиабилета — это когда вы не можете лететь по веской причине, связанной с форс-мажором — у вас или у авиакомпании. Основанием для вынужденного возврата могут быть ваша болезнь или болезнь близкого родственника, с которым вы собирались лететь, смерть члена семьи, отмена или долгая задержка рейса. В таком случае вам вернут все деньги даже за невозвратный билет. Подробнее о ситуациях, когда вы имеете право на вынужденный возврат.

Добровольный возврат авиабилета — это когда у вас изменились планы и вы передумали лететь. Тогда вам вернут столько, сколько полагается по правилам тарифа. Если у вас билет без возможности возврата, то вы можете претендовать только на сборы и налоги, причем некоторые из них тоже могут быть невозвратными: точную сумму рассчитают в авиакомпании.

3) Узнайте правила возврата по своему тарифу и посчитайте, выгодно ли сдавать билет. Прочитайте полные правила тарифа, по которому куплен билет: там должно быть написано, можно ли его вернуть и удержат ли с вас сборы. Подсчитайте, сколько получите назад, чтобы знать, имеет ли смысл тратить время на оформление возврата.

Вы летите из Москвы в Берлин авиакомпанией «Аэрофлот» по тарифу «Эконом Оптимум» за 11300 рублей. Если решите сдать билет, то сбор за возврат составит 37 евро (около 2615 рублей), то есть вернут вам 8685 рублей. Больше примеров, сколько потеряете в разных авиакомпаниях, если не полетите.

Ошиблись при покупке билета? Попробуйте сдать без штрафов в первые сутки

Во многих авиакомпаниях есть правило 24 часов после покупки, в течение которых можно сдать любой авиабилет, в том числе невозвратный, и получить назад всю сумму. Разве что сбор за бронирование вычтут.

Такая возможность есть, к примеру, у easyJet, Finnair, Emirates, Air France, British Airways и всех американских авиакомпаний. Часто есть дополнительное условие: билет можно аннулировать в день покупки, если до вылета осталось не меньше недели. Еще бывает, что полный возврат без сборов возможен только до полуночи текущего дня или даже в течение нескольких часов — если ошиблись при заказе билета или внезапно передумали, действуйте быстро.

4) Запустите процесс возврата. Обратитесь туда, где купили авиабилет: к агентству-посреднику или напрямую в авиакомпанию. Сообщите, что отказываетесь от полета и отправьте запрос на возврат стоимости билета. Как это сделать:

Если покупали билет в интернете и хотите оформить добровольный отказ, то заходите на тот же сайт. В личном кабинете или через форму поиска «Искать заказ» (Проверка заказа, Find my booking) найдите бронь нужного билета и рядом кнопку «Возврат» (Cancel my booking and request a refund), выберите пассажиров, чьи билеты хотите сдать, проверьте все данные, в том числе сумму к возврату, и нажмите «согласен» — дальше все произойдет автоматически.

Важно! Некоторые авиакомпании берут деньги за возврат авиабилета через службу поддержки — как, например, KLM, или в офисе — как S7. Но и они не снимут ни копейки, если вы все сделаете сами на сайте.

Если вы уже вносили изменения в билет, который хотите сдать, возможно, что вернуть его самостоятельно на сайте не выйдет. Свяжитесь со службой поддержки.

Если покупали билеты в кассе или терминалах оплаты, если оформляете вынужденный возврат либо если не можете самостоятельно вернуть билет в личном кабинете, то:

Заполните форму возврата на сайте авиакомпании или посредника. Иногда для этого нужно сначала найти свой билет через форму поиска;

или

Отправьте заявку на возврат электронным письмом. Часто для таких случаев есть специальные имейлы вроде vozvrat@aviakompania.ru. Укажите ваши имя и фамилию, данные паспорта, номер рейса, дату вылета, номер билета и бронирования, телефон и реквизиты карты, на которую хотите вернуть деньги;

или

Свяжитесь со службой поддержки. В случае вынужденного возврата объясните, почему не можете лететь оплаченным рейсом и приложите отсканированные копии паспорта и подтверждающих документов, например, справку из больницы о состоянии здоровья на день вылета или листок нетрудоспособности.

Если летите по одному билету с пересадкой и хотите отменить часть перелетов, сообщите об этом авиакомпании до начала регистрации на первый рейс. Деньги вам вряд ли удастся вернуть: даже если билет возвратный, авиакомпания пересчитает дешевый стыковочный рейс по обычному тарифу, вычтет его из общей цены билета и, скорее всего, окажется, что сумма к возврату равна 0. Но сообщить, что вы не полетите одним из рейсов, все равно нужно: по правилам большинства авиакомпаний, если вы не пришли на регистрацию, то все последующие перелеты в бронировании аннулируются. На практике это значит, что если вы летите Москва — Рига — Рим и обратно и опоздали на рейс Рига — Рим, то обратный билет полностью сгорит.

Если хотите вернуть обратный билет, то сумма к возврату будет меньше, чем полцены билета. Авиакомпания пересчитает использованный вами билет туда по более высокому тарифу, а еще может удержать сервисные сборы.

5) Если решение по возврату вас не устраивает, например, авиакомпания не хочет возвращать налоги и сборы по невозвратным билетам, для начала перечитайте правила тарифа и убедитесь, что ваши претензии справедливы. К примеру, «Аэрофлот» по невозвратным тарифам обязан вернуть только аэропортовые и государственные налоги и сборы, а топливные сборы и сбор за бронирование оставляет себе.

Если уверены в правоте, еще раз вежливо и подробно объясните свою позицию и, если необходимо, приложите подтверждающие документы, точный список которых лучше узнать в службе поддержки. Если вас игнорируют или отвечают отговорками, не отступайтесь и продолжайте переписку. С российскими авиакомпаниями можно сослаться на статью 108 Воздушного кодекса РФ, если сдаете билеты по своему желанию, или на пункт 227 Федеральных авиационных правил, если оформляете вынужденный отказ.

В крайнем случае можно в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) или обратиться в суд. Если претендуете на возврат денег или компенсацию из-за форс-мажора европейской авиакомпании, отстоять права поможет Регламент EC № 261/2004. Но чаще всего авиакомпании выплачивают все, что вам причитается, без отсылок к законам и угроз обратиться в суд. Формулируйте требования корректно — и вам ответят взаимностью.

6) Дождитесь, когда деньги вернут: это может занять от одного дня до нескольких месяцев. Деньги придут на банковскую карту, которой вы платили за билеты. Если покупали билеты наличными в кассе или в терминале, то получите свои кровные на карту, реквизиты которой укажете в заявлении, либо наличными.

Полезное по теме: На что можно рассчитывать, если ваш рейс отменили или задержали. Как добиться компенсации, если вам отказывают

Как обменять билет на самолет

Если хотите изменить дату и время рейса, город вылета / прилета или класс обслуживания, перевозчик выдаст вам новый билет. Можно ли поменять авиабилет на другой и возьмут ли деньги за услугу, зависит от правил тарифа, установленных авиакомпанией.

1) Меняйте билет как можно раньше. Ближе к делу в самолете на нужную дату могут раскупить места или останутся только дорогие авиабилеты. Также могут увеличиться сборы за обмен. За 2–4 часа до вылета многие авиакомпании вообще закрывают возможность внести изменения в билет.

Например, у easyJet имеет значение, сколько осталось до вылета, как вы обмениваете билет и в какое время года это происходит:

Сколько стоит изменить дату, время или маршрут билета в easyJet

Сколько осталось до вылета Самостоятельно на сайте easyJet Через службу поддержки
Больше 60 дней £17 £22
60 дней или меньше (изменения сделаны со 2 сентября до 14 июня) £32 £37
60 дней или меньше (изменения сделаны с 15 июня до 1 сентября) £47 £52

К сбору за обмен прибавляется разница в тарифах между старым и новым билетом.

Лайфхак: Если вы купили билет на самолет и тут же заметили ошибку в датах, городах или чем-то еще, сразу свяжитесь с авиакомпанией или посредником, через которого оформлялили билет. Вполне возможно, что в течение первых суток после бронирования или до полуночи в тот же день вам бесплатно внесут изменения в билет, либо позволят его сдать, даже если тариф невозвратный. Бывает, что изменения возможны только в течение получаса, так что поторопитесь!

2) Выясните условия обмена билета и проверьте, стоит ли игра свеч. За обмен билета могут взять сбор, а также доплату, если вы меняете билет на более дорогой. Разрешат ли «понизить» тариф и компенсируют ли разницу, если новые билеты будут дешевле, зависит от авиакомпании.

Менять билеты не всегда выгодно: если вы планировали лететь по ультрабюджетному тарифу, то можете столько потратить на обмен, что будет целесообразнее выкинуть старый билет и купить новый. Еще учтите, что если вы уже вносили в этот билет изменения, последующий обмен может быть дороже.

Билет на самолет «Победы» из Москвы в Краснодар обошелся вам в 1400 рублей. Если потребуется поменять дату, и до вылета будет больше 48 часов (когда такие изменения возможны), то с вас возьмут еще 5000 рублей, итого выйдет 6400 рублей. А если купите билет на новую дату по старому тарифу, то всего потратите 2800 рублей.

3) Обменяйте билет. Билет, купленный в интернете, можно поменять самостоятельно на том же сайте, где вы его купили. Для этого найдите бронь в личном кабинете или через форму поиска, кликните на «Обмен билета» (Ticket modifications / Change date, time / Amend your flight / Reschedule your flight booking), отметьте участок маршрута, который хотите изменить, введите новые даты или маршрут и выберите новый тариф из предложенных. Дальше система автоматически подсчитает, должны ли вы заплатить сбор и разницу в тарифах. Если согласны с суммой и правилами нового тарифа, нажимайте «Продолжить» и оплачивайте новые билеты банковской картой.

Самостоятельный обмен билетов онлайн может быть недоступен, например, если вы уже вносили изменения в эту бронь, летите на международном рейсе, хотите обменять билет не для всех пассажиров, вместе с билетом забронировали отель или трансфер. Обратитесь к службе поддержки по телефону, имейлу, в чате или в соцсетях. Оператор сам внесет изменения в бронь, а доплатить вы сможете картой в личном кабинете на сайте либо наличными в представительстве авиакомпании.

Если покупали билет в кассе авиакомпании или в офисе посредника, свяжитесь со службой поддержки и уточните, нужно ли приезжать лично или вам помогут по телефону, имейлу или в чате.

4) Распечатайте новую маршрут-квитанцию или сохраните ее на смартфоне. Когда новый билет будет оплачен, на ваш имейл придет новая маршрут-квитанция.

Полезное по теме: Что делать, если в авиабилете ошибка в имени, фамилии, номере паспорта, дате рождения

Больше полезного для тех, кто хочет сэкономить на авиабилетах:

Скайсканер придумал инструмент, который показывает, в каком месяце билеты стоят дешевле и за сколько дней до полета их лучше покупать. Выберите нужные города и смотрите лучше время для бронирования авиабилетов

Чтобы узнать, куда слетать в отпуск подешевле, воспользуйтесь функцией «Поиск везде»

Чтобы выжать максимум из авиакомпаний, узнайте, как устроены бонусные программы и что такое билеты за мили

Чтобы сэкономить на багажных сборах, читайте, как путешествовать налегке и что нужно знать о ручной клади

Чтобы путешествовать за копейки, ловите лучшие акции и распродажи авиакомпаний

  • Коронавирус: советы путешественникам
  • Куда поехать в январе в России и не только
  • Туризм и коронавирус: ответы на главные вопросы
  • Безопасно ли сейчас путешествовать и стоит ли ехать в отпуск в 2020 году?
  • Когда можно будет путешествовать как раньше?

В соответствии с действующим регламентом Авиационных Правил РФ, рейс может быть отменен по инициативе перевозчика в следующих случаях:

  1. При возникновении непредвиденных обстоятельств, не зависящих от действий перевозчика;
  2. По вине авиакомпании вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке;
  3. По вине пассажира на основании п. 230 АП.

Непредвиденные обстоятельства, которые возникают вне зависимости от действий перевозчика, следовательно, не предполагающие его вину при отмене:

  1. Исполнение требований государственных органов.
  2. Возникновение обстоятельств, влекущих за собой риск безопасности судна, экипажа и пассажиров.
  3. Непреодолимая стихийная сила.
  4. Возникновение технической неисправности.
  5. Объявление военного положения.
  6. Ухудшение эпидемиологической обстановки либо карантин.
  7. Вынужденное ограничение перевозок по заявленному маршруту.

Обстоятельства, возникающие вследствие виновных действий перевозчика:

  1. Несостыковки в расписании.
  2. Несвоевременная экипировка персонала, повлекших за собой необходимость в задержке либо отмене.
  3. Количество пассажиров превышает количество мест в салоне (овербукинг).

Что делать, если отмена произошла за несколько дней

В соответствии с п.74 Авиационных правил, при возникновении обстоятельств, повлекших за собой отмену или задержку рейса, перевозчик обязан предпринять все возможные действия по предварительному информированию пассажиров перед перелетом.

В разъяснении к ст. 120 Воздушного Кодекса РФ указано, что ответственность исполнителя наступает, если клиент не был уведомлен как минимум за 2 недели до начала вылета.

В таком случае, как правило, ответственное лицо присылает смс-уведомление либо электронное сообщение на почту пассажира с пояснением о необходимости в отмене перевозки и указанием даты и времени переноса на ближайший рейс. Клиент может действовать следующим образом:

  1. Если его не устраивают текущие условия перевозки, связаться с представителем авиакомпании и уточнить о наличии альтернативного варианта.
  2. Если авиакомпания не может предоставить иной вариант, восполняющий требования пассажира, заявить о своем намерении расторгнуть договор перевозки и вернуть денежные средства.
  3. Обратиться по месту приобретения билета, сдать его сотруднику авиакомпании и предоставить удостоверение личности.
  4. Написать письменную претензию о возврате денежных средств по бланку, предоставленному сотрудником.
  5. Если билет был оформлен посредством электронного сервиса на сайте авиакомпании, заполнить форму на вынужденный возврат в соответствующем разделе сайта.
  6. Ожидать денежного перевода.

Если пассажир был уведомлен заранее, у него возникает право на переоформление билета или расторжение договора перевозки с полным возвратом уплаченной суммы.

Натуральной или материальной компенсации клиенту не полагается. За переоформление билета с пассажира дополнительной оплаты не взимается.

Если пассажир узнал об отмене рейса в день вылета

Если пассажир узнает о вынужденной отмене уже по прибытии в пункт регистрации, ему следует действовать следующим образом:

  1. Сфотографировать табло с расписанием, в котором указано обстоятельство отмены его рейса.
  2. Обратиться к сотруднику на стойке регистрации и потребовать разъяснить причины отмены.
  3. Уточнить о возможности предоставления альтернативного варианта перевозки.
  4. Потребовать письменное разъяснение компенсаций и услуг, полагающихся пассажиру в случае отмены по вине перевозчика.
  5. Перерегистрировать билет и ожидать вылета.
  6. Если пассажир принимает решение о расторжении договора перевозки, потребовать постановки соответствующего штампа на перевозочном документе.
  7. Вернуть билеты, предоставив удостоверение личности.
  8. Оформить претензию на возврат денежных средств по бланку, предоставленному сотрудником, на основании п. 232 АП.
  9. Оформить претензию на получение денежной компенсации.

Образец претензии на возврат денежных средств можно посмотретьздесь. Возврат осуществляется только по безналичному расчету на реквизиты банковского счета, указанного в заявлении.

Бремя доказательства вынужденной отмены в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы лежит на перевозчике.

Гарантии и компенсации при вынужденной отмене

Пассажир имеет право на компенсации, выраженные в натуральном и денежном эквиваленте, при наличии следующих условий:

  1. Пассажир не получил предварительного уведомления и был поставлен в известность об отмене рейса уже по прибытии в аэропорт.
  2. Пассажир имеет право на материальную компенсацию, если перевозчик не докажет, что рейс был отменен по независящим от него причинам.
  3. Пассажир имеет право на оказание услуг, установленных в перечне п. 99 АП, в период ожидания следующего рейса, если он находится в аэропорту.

Перечень услуг и гарантий, оказываемых пассажиру в период ожидания на основании п.99 АП:

  1. Предоставление помещения для пребывания с ребенком до 7 лет.
  2. Два телефонных звонка либо электронных сообщения (при задержке от 2 часов).
  3. Прохладительные напитки (при задержке от 2 часов).
  4. Горячее питание (при задержке от 4 часов).
  5. Оформление гостиничного номера за счет перевозчика.
  6. Безвозмездная перевозка до гостиницы и обратно в аэропорт.
  7. Организация и хранение груза (багажа).

Необходимо сохранить талоны, предоставленные за оказание перечисленных услуг. Все услуги предоставляются безвозмездно без взимания дополнительной платы с пассажира.

Материальная компенсация

Материальная компенсация, в соответствии с комментариями к ст. 120 Воздушного Кодекса РФ, пассажиру предоставляется в случаях:

  1. Когда он не был предупрежден минимум за 2 недели.
  2. Когда он не был предупрежден минимум за неделю, если ему предоставили альтернативный вариант, предусматривающий доставку пассажира к месту прибытия не позднее, чем через 4 часа от времени, предусмотренного предыдущим маршрутом.
  3. Если перевозчик не докажет, что рейс был отменен не по его вине.

Сумма компенсации рассчитывается исходя из положений действующих нормативных актов:

  1. Воздушного Кодекса РФ, если перевозку осуществляет российский перевозчик по междугородней авиалинии.
  2. Воздушного Кодекса РФ, Авиационного регламента ЕС или Монреальской Конвенции, если российский перевозчик осуществляет перевозку по международным авиалиниям. Положения международного договора будут иметь приоритет над регламентом РФ.
  3. Регламента страны перевозчика либо международного регламента при осуществлении перевозки иностранным перевозчиком, если иное не предусмотрено договором.

Компенсации по регламенту РФ:

  1. Ст. 28 п. 5 ЗоЗПП – 3% от стоимости перевозки за каждый час просрочки.
  2. Ст. 120 ВЗК РФ – 25% от МРОТ за каждый час просрочки.
  3. Ст. 120 ВЗК РФ – сумма компенсации не может превышать половины стоимости билета.

Компенсации по Регламенту ЕС при задержке от 3 часов:

  1. При дальности маршрута менее 1500 км – 250 евро.
  2. При дальности маршрута более 1500 км – 400 евро.
  3. При дальности маршрута более 3500 км – от 300 до 600 евро в зависимости от времени просрочки.

При задержке рейса в страны США материальная компенсация не предусмотрена. Исключением является овербукинг. Пассажир также может рассчитывать на оказание услуг в период задержки рейса.

При отмене рейса пассажир всегда имеет право на безвозмездное переоформление маршрута ближайшим рейсом либо на возврат полной стоимости билета. В случае если авиакомпания задерживает либо отменяет вылет из-за виновных действий сотрудников, то клиенту полагается материальная компенсация. В период ожидания пассажиры также могут рассчитывать на оказание дополнительных услуг.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Есть несколько условий, при которых рейс отменят из-за плохой погоды.

Скопление самолетов

Условия обледенения замедляют вылеты самолетов из аэропорта, так как бортам приходится рулить со взлетно-посадочной полосы, выключать двигатели, проходить антиобледенительную обработку, снова запускаться и ждать разрешения на вылет, что тоже займет немало времени из-за низкой облачности и плохой видимости. Если очередь накопилась немаленькая, авиакомпании приходится отменять или задерживать некоторые рейсы, чтобы её сократить. Бывает, что обледенение такое сильное, что борту приходится покинуть очередь на вылет и снова пройти противообледенительную обработку, а затем вновь встать в конец очереди. За задержку взлета аэропорты могут взимать штрафы, поэтому распространена практика отмены рейса — все ради того, чтобы процедура взлета происходила как можно быстрее. Кроме того, в некоторых погодных условиях процедура антиобледенительной обработки вовсе невозможна — ледяной дождь, например. Особый случай: если прогнозируется сильная буря, авиакомпании могут отменить рейсы задолго до её начала. Они подготовят экипажи и воздушные судна, чтобы вылететь сразу после того, как погода успокоится. Эта практика хорошо зарекомендовала себя и применяется в случае сильных штормов.

Возможности воздушного судна

Самолет не вылетит, если боковой ветер слишком сильный.

Есть еще несколько погодных условий, которые кажутся опасными, но на самом деле допускают вылет.

Туман

Он может просто немного всё замедлить. Посадка же вообще не будет проблемой. Если туман очень плотный, проблемой будет руление с ВПП. Еще бывает, что самолет к вылету готов, а вот кто-нибудь из пассажиров не успел из-за тумана доехать до аэропорта.

Грозы

Проблема может быть в том, как быстро они перемещаются, затрудняя работу аэропортам и пилотам. Обычно они довольно быстро уходят, поэтому самолет просто встаёт в зону ожидания до тех пор, пока небо не очистится. Или бывает, что ему приходится лететь в соседний аэропорт, подзаправиться и снова возвращаться. Бывает, что очаги гроз накапливаются над аэропортом надолго, но это происходит довольно редко.

Поскольку авиакомпаниям важно выполнить рейсы, то скорее всего будут просто сильные их задержки, а не отмены.

admin

Добавить комментарий