Предрейсовый осмотр

Предрейсовый осмотр

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – это необходимая профилактическая мера предотвращения ДТП.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения.

Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Содержание

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Порядок проведения процедуры

Каков порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей?

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение давления, пульса, температуры тела;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение наличия психоактивных веществ;
  • для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

  1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
  2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей

Для прохождения предрейсового медицинского осмотра работодатель должен позаботиться о выделении на предприятии специального кабинета площадью не меньше 12 кв. м.

Также в помещении должны находиться:

  • чемоданчик врача для того, чтобы оказать неотложную медицинскую помощь;
  • кушетка медицинская;
  • как минимум, 2 стула, шкаф для одежды, письменный стол, сейф, лампа настольная;
  • алкотестер;
  • экспресс-тесты на алкогольное или наркотическое опьянение;
  • термометр, прибор для измерения давления;
  • стол, предназначенный для хранения медицинских приборов;
  • шпатели медицинские.

При этом следует обеспечить исправность систем отопления, водоснабжения, хорошее освещение.

Если нет возможности выделить отдельный кабинет, сотрудники предприятия могут быть отправлены на медосмотр в медучреждение организованно — к примеру, корпоративным транспортом.

Видео: Требования к кабинету предрейсовых осмотров водителей

Требования к проводящей осмотр организации

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.

Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

  1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании. В таком случае лицензия не потребуется.
  2. Благодаря привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения в общепринятом смысле (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.
  3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Видео: О лицензии на предрейсовый осмотр водителей

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • для водителя — 1000–1500 рублей;
  • для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 6 декабря 2019 г.

В обязанности работодателя входит проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров для сотрудников, чья работа связана с движением транспорта (ст. 212, 213 ТК РФ). Кроме того, водители транспортных средств должны проходить обязательные предрейсовые и обязательные послерейсовые медицинские осмотры (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). В нашей консультации мы расскажем о предрейсовых медосмотрах водителей.

Цель проведения предрейсовых медицинских осмотров

Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся перед началом рабочего дня (рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Как часто проводятся предрейсовые медицинские осмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Где проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей

Предрейсовые медицинские осмотры водители могут проходить в медицинских учреждениях, с которыми работодатель заключает договор на обслуживание (п. 7 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Кроме того, работодатель вправе ввести в штат должности медицинских работников и создать подразделение (медицинский кабинет, медицинскую часть и т.д.), оказывающее медицинскую помощь работникам организации (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Кто оплачивает предрейсовые осмотры

Предрейсовые медосмотры проводятся за счет средств работодателя (п. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Такие расходы работодатель вправе учесть при исчислении налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Что будет, если работник не прошел предрейсовый медицинский осмотр

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) водителя, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (ст. 76 ТК РФ).

Стоит отметить, что согласно ТК в общем случае период отстранения от работы работодатель не должен оплачивать работнику (ст. 76 ТК РФ). Но, по мнению Роструда, если водитель не был допущен до работы из-за того, что предрейсовый медосмотр выявил у него проблемы со здоровьем, отстранения от работы нужно оплатить.

Что ждет работодателя, если он все же допустит к работе водителя, не прошедшего предрейсовый медосмотр

Если работодатель допустит к работе такого водителя, работодателю грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для организаций — от 110000 руб. до 130000 руб.
  • для должностных лиц организации (для ИП-работодателей) — от 15000 до 25000 руб.;

Предрейсовые осмотры должны проходить не только водители

Такие осмотры должны проходить не только работники, числящиеся в качестве водителей, но и работники некоторых других должностей. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье.

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «»О лицензировании отдельных видов деятельности».

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры — это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — обязательная процедура. Она помогает выявить проблемы со здоровьем и устранить их у водителей. Какова стоимость и детали медосмотра? Перед выездом в рейс водитель любой организации проходит обязательный осмотр. Таким образом, можно убедиться, что с его здоровьем всё в порядке и опасаться нечего. Процесс прохождения этой процедуры несложный, но в ближайшее время в нём ожидаются изменения. Они связаны с внедрением электронной формы заключения о состоянии водителя.

Предрейсовый осмотр проводится в организациях для всех водителей с целью проверки их здоровья и его соответствия для выполнения такой работы.

Итак, порядок проведения следующий:

  1. Изначально водителя осматривают визуально, собирают информацию об имеющихся жалобах.
  2. Проводится общая термометрия, а затем измеряется артериальное давление. Если при этом имеются отклонения от нормы, то измерение повторяется, но оно не может быть проведено более чем 2 раза. Между каждым исследованием артериального давления должен быть перерыв не менее 20 минут.
  3. Теперь следует проверка на опьянение различного рода. Изначально она проводится визуально, по признакам, а затем выявляется количество алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если он есть, то проверяемый отправляется на сдачу анализов. Также при этом выявляется и наличие психоактивных или наркотических веществ.
  4. После того, как медосмотр будет пройден, выносится заключение с информацией о состоянии работника, об отклонениях, если они имеются, а также имеются ли алкогольные пары в организме.

Перевозками грузов и прочего занимаются также ИП. Они обязаны проходить процедуру такого рода, но уже за свой счёт.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится строго перед началом рабочего дня или непосредственно перед рейсом, если он запланирован в другое время. Послерейсовый осмотр осуществляется в таком же порядке, но уже после поездки или командировки для того, чтобы выявить негативные факторы, полученные вследствие деятельности. Это работодатель должен оплатить самостоятельно.

Кем проводится процедура

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? К этому допускаются медицинские специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. При этом он может работать на организацию, где производятся перевозки, но на практике такое встречается редко.

Также процедура может осуществляться сторонней компанией. В любом случае должна иметься лицензия на проведение такой процедуры. Организация медосмотра должна быть осуществлена работодателем, а не работником. Для удобства некоторые медицинские организации предлагают выезд собственного специалиста для проведения медосмотра. При этом экономится время, но заплатить придётся больше.

Медработник, помимо специальных навыков, обязан обучиться этому, после чего он получает соответствующий диплом или сертификат. После этого он будет допущен до проведения освидетельствования.

Журнал проведения медосмотра

В заключении указываются все данные об обследуемом. Эти результаты затем вписываются в журнал.

В нём о каждом водителе содержится:

  • дата и примерное время обследования;
  • инициалы проверяемого;
  • пол обследуемого;
  • дата рождения;
  • результаты проверки;
  • заключение;
  • подписи специалиста и водителя.

Обычно такой журнал заполняется бумаге, листы которой прошнурованы, имеют нумерацию и печать. На основе полученной информации в путевом листе проставляется соответствующий штамп и подпись медицинского специалиста.

Нововведения в 2018 году

С 1 января 2018 года стало возможным оказание медпомощи с использованием телемедицины. Сразу за этим поступило предложение о проведении предрейсовых осмотров с применением такой же технологии. Сейчас это стало возможным.

Теперь журнал осмотра водителей можно заполнять электронно. Особых различий с заполнением от руки нет, но из-за этого стало намного удобнее проводить процедуру. Медработник должен иметь в обязательном порядке электронную подпись.

Порядок проведения, который действует и сейчас, был закреплён 1 мая 2015 года. Необходимость ведения журналов была установлена ещё в 1995 году.

Требования к кабинету проведения процедуры

Для того чтобы в медицинском учреждении проводить осмотр, должно быть специально подготовленное помещение. Кабинет из 2 комнат должен быть оборудован согласно стандартам. В одной из них проводится сам медосмотр, а в другой – отбор биологических сред, то есть анализов.

Также в обязательном порядке в помещении устанавливается:

  1. Медицинская кушетка.
  2. Стол для заполнения бумаг и лампа на нём.
  3. Шкаф с вешалкой для одежды персонала.
  4. Ковёр на входе и сейф, если это нужно.
  5. Из медицинских инструментов понадобится прибор для измерения артериального давления – 2 шт., 3 термометра и стетофонедоскоп — 2 штуки.
  6. 2 алкотестера, алкометр — 2 шт., а также тесты на определение наркотических веществ в организме – 10 штук.
  7. Специальный столик для имеющегося оборудования и 10 медицинских шпателей.
  8. Препараты для оказания экстренной помощи на случай, если пациенту станет плохо.
  9. Оборудование для отбора анализов.

Все указанные цифры являются минимальным значением. Также, количество комнат может быть больше, чем две, но меньше нельзя.

Если организация нуждается в постоянном проведении предрейсовых осмотров, то она может обустроить помещение для этого в соответствии с требованиями, нанять работника и получить лицензию. Также она может поступить проще: сотрудничать с учреждением, в котором оборудованное помещение уже имеется и проводить осмотр там.

Для того чтобы осуществлялся предрейсовый медосмотр водителей, можно обратиться в любое учреждение.

Однако не все учреждения отвечают предъявляемым к ним требованиям:

  • должна быть соответствующая лицензия, позволяющая заниматься таким видом деятельности;
  • должен быть специалист, имеющий диплом — этот документ подтверждает, что работник прошёл курс обучения и может осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, а также оказать им первую помощь при необходимости;
  • должно быть медицинское высшее или среднее профессиональное образование.

Если же в организации собственный работник проводит данную процедуру, то к нему предъявляются такие же требования. К тому же, он может работать только в специально оборудованном для этого помещении.

Эти условия обязательны к соблюдению. Если ими пренебречь, то возможно наложение штрафов. Для водителя, который не прошёл осмотр предусматривается денежное наказание 1000 — 1500 рублей, для медицинского работника — от 2 до 3 тысяч рублей, а для организации, водители которой не прошли эту процедуру, величина штрафа составляет от 30 до 50 тысяч рублей.

Поэтому лучше потратить некоторую сумму на осуществление осмотра, чем затем платить штрафы.

Стоимость услуги

В целом, цены на эту процедуру низкие.

Они напрямую зависят от количества водителей, выходящих в рейс за сутки:

  1. Если водителей не более 2, то стоимость будет не более 5 тысяч рублей в месяц.
  2. При количестве от 3 до 4, цена возрастает до 7 тысяч рублей.
  3. За осмотр 5 — 7 человек придётся отдать 10 тысяч рублей.
  4. Если работников, которые ежедневно выезжают в рейс, 8 — 15, то стоимость будет 12 тысяч рублей.

Чем больше водителей необходимо осмотреть, тем ниже будет цена в количественном соотношении.

Если в штате менее 15 работников, то особого смысла в принятии нового медработника в организацию нет. Дело в том, что тогда выгоднее будет проводить медосмотр в стороннем учреждении, да и для специалиста будет мало работы. Если же число водителей больше, то нанимать собственного специалиста становится выгоднее, но ненамного.

Исключением является, если для осуществления процедуры будут обращаться и другие организации. Недостатком этого является то, что оформление лицензии занимает много времени, так как необходимо предоставить множество документов и ожидать результата.

К тому же, когда в компании имеется собственный медицинский работник, то водители зачастую просят его не проводить осмотр, а просто поставить подпись. Этого допускать нельзя, ведь в пути может случиться разное.

Если сотрудник ДПС заметит, что состояние водителя легкового авто или грузовика не соответствует действительности, то он будет настаивать на освидетельствовании. Затем могут возникнуть серьёзные проблемы. Если же в путевом листе и вовсе нет подписи, или же она поставлена специалистом без лицензии, то ожидает более суровое наказание.

Осмотр по договору

Если в организации или у индивидуального предпринимателя имеется немного водителей, то нанимать для них медицинского специалиста для проведения осмотра невыгодно. Дело в том, что тогда придётся платить работнику зарплату, которая будет выше, чем обходится эта процедура в специальных учреждениях.

В таком случае большинство работодателей прибегают к сотрудничеству с другими организациями, у которых имеется лицензия на осуществление ПМО. Другими словами, они заключают между собой договор.

Можно выбрать, где проходить осмотр:

  • предрейсовый осмотр водителей осуществляется не только в медицинских учреждениях, но и в различных компаниях;
  • некоторые организации созданы специально для того, чтобы проводить ПМО — как правило, это частные компании;
  • также этим занимаются некоторые лаборатории;
  • осмотр может быть осуществлён в медицинском центре.

Есть организации, которые специально обращаются для медосмотра в сторонние компании. Это делается для того, чтобы полностью исключить факт нахождения водителя за рулём в неподходящем состоянии. Дело в том, что при таких обстоятельствах медработник и водитель не будут знакомы и специалист не будет делать поблажки «для своих», устанавливая допуск без проверки. Врач в таком случае будет полностью осматривать и делать вывод, исходя из состояния. Если работник окажется в состоянии опьянения, то его точно не допустят до вождения. Для работодателя это лишь преимущество, так как для него не возникнут возможные проблемы впоследствии.

Психиатрическое освидетельствование водителей

Во многих профессиях требуется быстрота реакции и сохранение других важных показателей работника. Они зависят от психического здоровья человека. Именно поэтому для большинства специалистов ввели обязательное психиатрическое освидетельствование. Это относится и к водителям. Автомобили – это средства повышенной опасности, но в нашей жизни они настолько важны, что отказаться от них нельзя.

Поэтому для работников, передвигающихся на авто, предусмотрено обязательное психиатрическое освидетельствование:

  1. Оно проводится раз в 5 лет. При этом неважно, на чём работает водитель, какой у него стаж и что он перевозит – исключений нет ни для кого. Стоит понимать, что медосмотр и психиатрическое обследование – это разные процедуры. Во втором случае психику работника проверяют более детально, что позволяет выявить отклонения, если они имеются.
  2. На такую процедуру работника нельзя заставить идти. Он должен принять такое решение самостоятельно и посетить медицинское учреждение самостоятельно. Однако если он отказался от этого, то работодатель вправе отстранить его от работы. Исключением является, если человек принял такое решение по уважительной причине.

Психиатрическое освидетельствование осуществляется во многих медучреждениях. Для этого в них должна присутствовать психиатрическая врачебная комиссия. Часто такую процедуру можно пройти в поликлинике по месту прописки, если в ней имеется соответствующая лицензия. Некоторые организации, занимающиеся предрейсовым осмотром водителей, также проводят и эту процедуру. Освидетельствование такого рода разрешается проходить только по направлению. После его получения работник обязан расписаться в журнале учёта. После этого уже можно пройти саму процедуру.

Как проводится контроль трезвости

При медосмотре обязательно проверяют количество алкоголя в выдыхаемом воздухе специальным прибором. Если его не обнаружено, то переходят на следующий этап. Однако если всё-таки есть алкоголь, то водителя отправляют на контроль трезвости.

Также эту процедуру проводят, если у водителя:

  • какие-либо отклонения в работе сердечно-сосудистой системы;
  • цвет кожи изменился;
  • зрачок не реагирует на свет;
  • заметно неадекватное поведение;
  • невнятная речь;
  • запах алкоголя.

Контроль трезвости не проводится, если нет этих признаков. Эта процедура включает в себя сбор анализов мочи и выдыхаемого воздуха. Также алкоголь может содержаться в крови, но её не берут на анализы, это запрещено. То, что водитель употреблял алкоголь, и его количество выясняется исходя из тщательного обследования имеющихся анализов.

При проведении этой процедуры заполняется протокол контроля трезвости:

  1. Он должен быть написан в 2 экземплярах: один передаётся работодателю, а второй остаётся у медработника.
  2. В этом протоколе указываются все результаты обследования, а также жалобы водителя и прочее.
  3. В итоге, после проведения освидетельствования, в соответствующей графе указывается, установлен ли факт употребления алкоголя или прочих веществ. Если — не установлен, то вписывается «отсутствуют признаки опьянения».

Бывает, что после проведения водитель не согласен с результатом, считая, что произошла ошибка. В этом нет ничего страшного, просто его отправят в другое учреждение для повторного прохождения такой процедуры.

Если при проведении процедуры выявились подозрения, что работник находится в нетрезвом состоянии, то на контроль трезвости он должен быть доставлен не позднее, чем через 2 часа.

Алкоголь влияет на опорно-двигательный аппарат, а также человек становится рассеянным и суетливым. В таком состоянии водитель не сможет оценить ситуацию во всю силу и предпринять меры, когда это нужно. Поэтому в таком состоянии выезд опасен.

Предрейсовый медосмотр – это полезная процедура не только для водителя, но и его работодателя. После её прохождения можно быть уверенным, что с работником всё в порядке и отклонений в здоровье нет. Не стоит избегать эту процедуру, так как водители работают с потенциальным источником опасности.

Post Views: 3 Рейтинг автора 1 Елизаров Артем юрист, специалист по автомобильному праву Написано статей и ответов 233

Предрейсовый медосмотр водителей был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.

Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.

В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.

Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья. При этом своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров.

Предрейсовый медицинский осмотр регламентируется рядом нормативно-правовых документов. В их числе:

Трудовой Кодекс (ст. 213 ТК РФ)

Кодекс об Административных правонарушениях

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20 п. 1)

Письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»

Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. №835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

В общем случае рекомендован, но не является обязательным и послерейсовый осмотр, если его проведение считает уместным работодатель. Например, такой осмотр возможен в отношении сотрудников «группы риска» — часто болеющих или имеющих хронические заболевания, употребляющих алкоголь, работающих пенсионеров.

Но согласно законодательству водители, которые перевозят пассажиров и опасные грузы, должны проходить такой вид осмотра в обязательном порядке.

Послесменные и послерейсовые медосмотры проводят в целях выявления:

— признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников;

— острого профессионального заболевания или отравления;

— признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения, которые могут повлиять на способность к вождению.

Если выявлен хотя бы один из перечисленных признаков, к работе в этот день водитель не допускается.

Обследование водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ возможно только с его письменного согласия, которое обычно дается в рамках трудового договора, гражданско-правового договора или в отдельном документе.

Все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

О результатах медосмотра информируется работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей, выявивший факт нахождения водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может послужить поводом для наложения на водителя взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Отметим, что данный штраф накладывается не сотрудниками ГИБДД, а должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Предусмотрена необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, кроме водителей машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Также Минздрав устанавливает следующее:

— предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;

— предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;

— предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

В состав предрейсового осмотра входит:

— рассмотрение жалоб водителя;

— визуальный осмотр;

— измерение давления, пульса, температуры тела;

— выявление признаков опьянения;

— определение наличия психоактивных веществ;

— для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе. Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней. Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основание врачу вынести заключение о наличии опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению водителем трудовой функции или об их отсутствии.

Способы организации предрейсовых медосмотров

Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат или диплом.

Автотранспортное предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:

1. С помощью сертифицированного врача, который по трудовому договору работает в штате компании.

В этом случае медработник должен иметь квалификацию врача, фельдшера или медицинской сестры, а также сертификат, подтверждающий обучение по Программе подготовки проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Вопрос же о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников при условии наличия у них сертификатов, на сегодняшний день остается спорным.

До 2015 года многие автотранспортные предприятия избегали получения лицензии, принимая в штат врача с необходимой действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить ПМО на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Приказа от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»).

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на получение лицензии. Этот документ является бессрочным и, при необходимости, позволяет оказывать услуги по проведению ПМО сторонним организациям.

2. С помощью привлеченной организации, которая имеет лицензию и работает по договору на проведение медицинских осмотров. Такими организациями могут выступать не только медучреждения (поликлиника, больница), но и частная организация, которая занимается исключительно медицинскими осмотрами.

Этот способ подходит для организаций с малым числом водителей, т.к. создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. Преимуществами является то, что не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключается договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг необходимо зафиксировать режим работы медработника и обязанности медицинской организации:

— обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;

— повышать квалификацию медработника;

— предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;

— заполнять журнал медосмотров.

При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

3. С помощью самостоятельного получения предприятием лицензии на проведение медосмотров водителей. Это больше касается крупных автотранспортных предприятий, которые в любом случае несут определенные затраты из-за содержания медицинского кабинета и выплаты зарплаты сертифицированным специалистам. Благодаря приобретению лицензии они смогут оказывать услуги медицинского осмотра водителей для более мелких предприятий.

Предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности).

Оснащение кабинета для предрейсовых медосмотров на предприятии

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

  1. Медицинская кушетка.
  2. Письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф.
  3. Прибор для определения артериального давления (2 шт.), термометры (3 шт.), стетофонендоскопы (2 шт.).
  4. Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.).
  5. Алкометры (2 шт.), экспресс-тесты на алкоголь и наркотики.
  6. Столик для медицинского оборудования.
  7. Шпатели медицинские.
  8. Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.

Кроме этого, помещение должно быть обеспечено отоплением, освещением, водоснабжением, оборудовано средствами связи, соответствовать санитарным нормам.

Ответственность за нарушение правил предресового медосмотра

Законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей, являются нарушениями правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Если водитель из-за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200 000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

Согласно статье 11.32 КоАП РФ за нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

— для водителя — 1000–1500 рублей;

— для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей;

— для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей;

— для юридических лиц-организаций – от 110 до 130 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

admin

Добавить комментарий