Помощь освободившимся из мест лишения свободы

Помощь освободившимся из мест лишения свободы

Наказание за преступление – эффективная мера воздействия, но не единственная. После отбытия срока возникают новые трудности, которые не каждый может преодолеть. Как результат – повторное нарушение законодательства, возвращение в колонию или тюрьму, аморальный образ жизни и т.д.

Речь идет об отсутствии денежных средств, вещей первой необходимости, места жительства, проблемах социальной адаптации. Чем больше времени провел человек в изоляции, тем сложнее ему вернуться к прежней жизни.

Подразумевается ли помощь освободившимся из мест лишения свободы? Если да, то какая? И что сделать, чтобы ее получить?

Обязанности администраций исправительных учреждений

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

  1. Бесплатный проезд к месту жительства;
  2. Продуктами питания или денежными средствами на время следования к месту проживания;
  3. Одеждой с учетом времени года.

Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить). Все выплаты и иную помощь обеспечивает администрация учреждения, в котором находился осужденный.

А вот после прибытия в пункт проживания ему необходимо узнать адреса реабилитационных центров и обратиться туда за дополнительной помощью. Рекомендуется посетить администрацию, органы соцзащиты или отделение полиции и получить там необходимую информацию.

Социальная помощь

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.

Перечень оказываемых услуг:

  • Обеспечение жилплощадью;
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
  • Питание;
  • Помощь в оформлении документов;
  • Юридическая помощь.

В ряде центров услуги оказываются бесплатно, в некоторых берут минимальную сумму в сутки – 100-150 рублей. Все, что нужно – узнать адрес, придти по месту нахождения учреждения, заявить о проблеме.

Время нахождения в центре – полгода в среднем. За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.

Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.

Вот несколько центров социальной адаптации в разных городах (кликните по ссылке, откроется в новом окне).

Помощь в трудоустройстве

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия. Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства.

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление. После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Если длительное время не удается найти свое место – остается рассмотреть неофициальный заработок – пилорамы, грузчики на складах (чаще продуктовых), разгрузка вагонов и фур, дворник и т.д.

Материальная помощь в регионах

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Чтобы исключить влияние прошлого на настоящее необходимо перестать общаться с людьми, которые «тянут вниз», предпринять все возможности для отказа от пагубных привычек, постараться заработать первые деньги, чтобы почувствовать их силу и трудиться дальше, более воодушевленно.

Не следует бездарно распоряжаться полученными средствами или оказанной помощью. Нужно стараться извлекать пользу из всего.

Есть смысл первое время осесть в городе или поселке с минимальной стоимостью аренды комнат и квартир, адаптироваться там, почувствовать вкус жизни и двигаться дальше. Есть населенные пункты, где снять жилье можно за пару тысяч рублей.

УДК 340

Б01: 10.18287/2542-047Х-2018-4-2-74-79 С. А. Борсученко*

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В настоящее время нерешенными остаются проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Эти проблемы требуют серьезного осмысления. В настоящее время в науке уголовно-исполнительного права нет единства мнения относительно понятия и содержания рассматриваемых терминов. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения в этой сфере имеют серьезные недостатки.

Проблемы законодательной регламентации и правоприменительной практики ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы анализируются в статье с учетом авторской позиции.

Сделан вывод, что необходимо совершенствовать формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, включая занятия спортом, художественной самодеятельностью, получение общего и профессионального образования. Следует повышать правовую культуру осужденных, включая оказание им бесплатной юридической помощи.

Автором определены факторы, осложняющие ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных в условиях изоляции, предложены меры правового и организационного характера, способствующие их минимизации.

Ключевые слова: исправительные учреждения, ресоциализация осужденных к лишению свободы, социальная адаптация.

Термин «ресоциализация» широко используется в социологии, педагогике, психологии, а также юриспруденции применительно к уголовно-исполнительной сфере, что обусловило его многокомпонентное содержание.

Большой толковый социологический словарь терминов под ресоциализацией понимает, во-первых, вторичную социализацию, происходящую на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни; во-вторых, процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов; в-третьих, процесс усвоения новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия; в-четвертых, процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения и т. п. .

Педагогика использует ресоциализацию как способ, при помощи которого человеку прививаются новые жизненные ценности, чтобы заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного способа — восстановить утраченный статус и изменить негативные установки.

По мнению российского социолога, психолога, антрополога, философа И. С. Кона, термин «ресоциализация» является производным от термина «социализация», который означает несознательное и спонтанное воздействие социальных сил на человека . Ресоциализация является одним из видов социализации и представляет собой процесс усвоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения. К видам социализации также относится десоциализация, под которой понимается выход из системы старых ценностей, а ярким примером является совершение преступления. Преступление есть нарушение наиболее значимых норм и посягательство на охраняемые уголовным законом ценности. Совершение преступления свидетельствует об определенной степени десоциализации субъекта: этим он демонстрирует свой отказ от базовых ценностей общества. При смене социальной среды, условий жизни индивида ресоциализация обеспечивает нормальную адаптацию, т. е. процесс усвоения индивидом основных элементов культуры — символов, ценностей, смыслов и норм.

Понятие «социализация» состоит из множества различных мер и способов, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации — привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом.

* © Борсученко С. А., 2018

Борсученко Светлана Алексеевна (bca38@mail.ru), кафедра уголовного права и криминологии, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 117638, Российская Федерация, г. Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1.

Одним из первых о проблемах ресоциализации осужденных к лишению свободы в своих работах писал профессор Н. А. Стручков. По его мнению, в содержание понятия этого процесса следует включать не только пенитенциарный, но и постпенитенциарный период воспитательной работы с личностью . Однако, на наш взгляд, такая позиция представляется спорной, поскольку процесс ресоциализации осужденных в местах лишения свободы не сводится только к воспитательной работе, имеет четкую правовую регламентацию, а также сопряжен с негативными последствиями изоляции для психического и физического здоровья человека, что определяет его специфику.

Полагаем, что ресоциализация осужденных к лишению свободы включает в себя процесс усвоения позитивных норм, убеждений, установок, принятых в обществе, и приобретения социально-полезных навыков в период отбывания наказания, необходимых для адаптации к жизни на свободе после освобождения.

Таким образом, ресоциализация представляет собой ряд мер нравственно-социального характера, направленных на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапевтическая коррекция. Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного, а не наоборот, как отмечает В. И. Зубкова .

Во многом ресоциализация осужденных к лишению свободы осложнена невозможностью изменения негативной социальной среды, а также комплексом факторов, присущих наказанию в виде лишения свободы, в частности принудительной изоляцией от общества, включением индивидов в однополые группы, жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В целях минимизации отрицательных эффектов изоляции Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусматривает:

разработку новых форм проведения воспитательной работы, организацию образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях;

осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

разработку и внедрение профильных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями УИС, направленных на формирование у обучающихся профессиональных навыков в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания;

дифференциацию условий содержания осужденных с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослуш-ное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания;

совершенствование системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению, влекущему изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, условно-досрочное освобождение или замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, совершенствование порядка участия администрации исправительных учреждений в реализации механизмов условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания с учетом поведения и личностных характеристик осужденных;

внедрение новых организационно-правовых форм организации производственной деятельности в исправительных учреждениях и создание дополнительных рабочих мест, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

обучение осужденных профессиям в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, востребованным на рынке труда, совершенствование профессиональных навыков, позволяющих трудоустроиться после освобождения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совершенствование и развитие системы обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования осужденных в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения, сохранение, передислокацию, перепрофилирование и соз-

дание новых профессиональных образовательных организаций, реализующих все формы обучения, с учетом прогноза потребностей в профессиях рабочих по отраслям и регионам страны;

внедрение моделей и программ развития трудовых навыков и умений, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным потребностям несовершеннолетних осужденных;

разработку механизма индивидуальной социальной работы с осужденными с момента их поступления в исправительные учреждения в целях подготовки к освобождению и дальнейшей социализации;

усиление воспитательной работы в отношении осужденных с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию;

оптимизацию социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;

поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики;

внедрение методов медиации в отношении осужденных;

совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных, планирование, организацию и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения;

сотрудничество со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизацию взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализацию совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов;

расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов;

повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокор-рекционной работы, разработку и развитие психотерапевтического направления работы психолога, совершенствование научно-технического обеспе-

чения деятельности психолога, оптимизацию диагностического инструментария психолога и объема психодиагностической работы, внедрение инновационных технологий, адаптацию передового отечественного и зарубежного опыта работы;

разработку новых подходов к формированию самодеятельных организаций осужденных с учетом интересов и потребностей в них самих осужденных, совершенствование правового регулирования их деятельности;

дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными основного общего образования или среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования по заочной форме обучения в рамках реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

разработку и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях уголовно-исполнительной системы отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Однако в настоящий момент многие прогрессивные идеи Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года на практике не реализованы.

Ресоциализация осужденных к лишению свободы — это длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, медицинских, социально-экономических, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. В то же время эффективность данного процесса во многом зависит от условий отбывания наказаний, которые не должны иметь большой разрыв с жизнью на свободе, осужденный не должен утрачивать умений и навыков нормального поведения .

УИК РФ, ч. 3, ч. 4 ст. 127 УИК РФ, ст. 129 УИК РФ, ч. 4, ч. 5 ст. 1 30 УИК РФ, ч. 2, ч. 4 ст. 132 УИК РФ).

Следует отметить, что сам термин «ресоциа-лизация» не закреплен в УИК РФ, однако он востребован законодателем в других нормативных правовых актах.

Так, в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется дополнить систему поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации; в сфере социальной и психологической работы с осужденными, а также в процессе их воспитания и образования предлагается развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения.

В этом документе предложено также разработать базовые программы психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество. Далее в рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы.

Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» раскрывает понятие ресоциализации . Согласно ст. 25 Закона, ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и ( или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.

Таким образом, законодатель распространяет применение данного термина на постпенитенциарный период. Однако в настоящее время орган, выполняющий такие функции, не определен. Представляется целесообразным передать указанные полномочия уголовно-исполнительным инспекциям, поскольку профилактика правонарушений должна включать не только правовые запреты, но и социальное сопровождение (оказание соци-

альной, материальной и иной помощи). Уголовно-исполнительные инспекции при решении правовых, кадровых и иных организационных проблем должны стать аналогом службы пробации в зарубежных странах.

Ресоциализация осужденных к лишению свободы невозможна без их социальной адаптации, которая представляет собой комплекс мер и средств, направленных на подготовку к жизни на свободе. Социальная адаптация является обязательным компонентом ресоциализации. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ подготовка осужденных к освобождению начинается за 6 месяцев до окончания срока наказания (п. «а» ч. 1 ст. 97, ч. 3 ст. 121, ч. 5 ст. 132, ч. 4 ст. 133, ч. 1, ч. 2 ст. 180 УИК РФ), в то время как весь процесс, направленный на исправление осужденных, должен быть подчинен этой задачи и начинаться с первых дней исполнения (отбывания) наказания. Очевидно, что от эффективности предпринимаемых мер зависит уровень рецидивной преступности в стране, а значит и безопасность общества в целом.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из основных целей определила сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как социальная адаптация осужденных в период отбывания наказания в исправительных учреждениях и оказание лицам, освобожденным из мест лишение свободы, постпенитенциарной помощи.

Социальной адаптации осужденных к лишению свободы способствует общественно полезный труд, получение общего образования, высшего образования, профессиональное обучение, общественное воздействие, а также поддержание связи с внешним миром (свидания (ст. 89 УИК РФ), получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК РФ), переписка, получение и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК РФ), телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ), просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач (ст. 94 УИК РФ), возможность передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения (ст. 96 УИК РФ), выезды за пределы исправительного учреждения (ст. 97 УИК РФ), возможность изменения вида исправительного учреждения (ч. 2 ст. 78 УИК РФ), подготовка к освобождению (ч. 3 ст. 121, ч. 4 ст. 133 УИК РФ, ст. 180 УИК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведение мероприятий, направленных на подготовку осужденных к освобождению и последующей адаптации в обществе, согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, предполагает:

предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, воз-

можности прохождения специального тренинга, включающего широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторых категорий осужденных — предоставление возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства;

создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. .

Однако в самой уголовно-исполнительной системе не предусмотрен вид исправительного учреждения, задачей которого являлась бы социальная адаптация осужденных (по аналогии с европейскими открытыми тюрьмами) . К тому же ч. 3 ст. 78 УИК РФ не позволяет постепенную интеграцию всем категориям осужденных и их перевод в колонию-поселение даже перед освобождением.

Правила режима охватывают все сферы жизнедеятельности осужденных к лишению свободы. Очевидно, что такая детальная регламентация распорядка дня в исправительном учреждении не стимулирует у осужденных чувство ответственности, не способствует их самостоятельности, затрудняет социальную адаптацию и последующую реинтеграцию в общество. В этом и заключается самая большая сложность реализации задач пенитенциарного режима, нейтрализации его негативных факторов .

Таким образом, процесс исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы должен быть подчинен главной задаче — подготовке осужденных к жизни на свободе, что в условиях изоляции достаточно сложно.

Вопросы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, их реинтеграции в общество, напрямую зависят от эффективности ресо-циализации и социальной адаптации в период отбывания наказания, а следовательно, являются индикатором уровня рецидивной преступности.

Очевидно, что по данному вопросу требуется проведение информационной политики, поскольку в настоящее время общество не готово к пониманию важности проблемы интеграции осужденных в социум, их адаптации к жизни на свободе.

Библиографический список

2. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 270 с.

3. Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М.: Юрид. лит., 1967. 190 с.

4. Зубкова В. И. Цель исправления как путь ресоциализации осужденного // Ресоциализация осужденных в условиях развития гражданского общества: сборник материалов Междунар. научно-практич. конф. (11-12 декабря 2014). Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2014. 275 с.

6. Каирбаева Л. К. Восстановительное правосудие и ресоциализация осужденных: автореф. дис. … д-ра философии. Астана, 2010. 32 с.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

2. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo . M.: Nauka, 1988, 270 р. .

Kirov: FKOU DPO Kirovskii IPKR FSIN Rossii, 2014, 275 р. .

Federation], 2016, no. 26 (Part I), Article 3851 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. A. Borsuchenko*

RESOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION OF PRISONERS: CONCEPT, CONTENT,

LEGAL REGULATION

Социальная работа, как и любой другой вид деятельности, регламентируется и действует в соответствии с международными актами и законами Российской Федерации. Это необходимо для правомерного взаимодействия с клиентами. Каждый специалист социальной работы должен руководствоваться законодательной базой, устанавливающей определенные права и обязанности различных категорий граждан.

В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа. Согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.

В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, есть составная часть ее правовой системы, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .

Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность УИС можно выделить, например такие как, Всеобщая Декларация прав человека, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по правам человека и другие. Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.

Также данные документы содержат в себе:

  • правила гуманного и уважительного обращения с гражданами;
  • определяют значимость управленческой структуры;
  • инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.

Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.

Помимо беспрекословных международных договоров существуют еще международные стандарты. Они не являются обязательными и применяются на усмотрение Правительства государства. Представляют собой свод принципов, норм и предложений, касающихся работы учреждений, исполняющих наказания. Главной целью преследуют охрану лиц, привлеченных к уголовной ответственности.

Их можно классифицировать на:

  1. принятые ООН и ее рабочими органами;
  2. принятые региональными международными правительственными организациями;
  3. принятые международными неправительственными организациями.

Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Именно ее положениями должны руководствоваться все сотрудники социальных служб на местах лишения свободы. На основании данного закона издаются и принимаются Федеральные и региональные законодательные акты, постановления Правительства и Президента, правовые документы в различных местностях.

Конституция Российской Федерации определяет наше государство как социальное, в основу политики которого заложено обеспечение достойной жизни и развития граждан. А также в соответствии с этим берет на себя обязательства по охране труда и здоровья, развитию института социальной помощи, установлению гарантий, защите уязвимых слоев населения, в том числе и осужденных.

Основной закон Российской Федерации устанавливает для осужденных ряд основополагающих прав. К ним относятся:

  1. личные (право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и жилища, свободный выбор языка общения и вероисповедания, свобода совести и др. (ст.20-28);
  2. политические (свобода мысли, слова, получение информации (ст.29), право на объединение в общественные организации (ст.30), право на охрану достоинства личности (ст.21) и др.);
  3. социально-экономические (право на частную собственность и наследование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту материнства, детства и семьи, свободный труд и отдых, образование, свободу творчества и др. (ст.34-44).

Общепринятыми законодательными актами, закрепляющими в себе права и порядок оказания социальных услуг всем категориям граждан, в том числе и лишенным свободы, являются Федеральные законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О занятости населения», «Об обязательном социальном страховании», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан».

В соответствии со статьей 98 ФЗ «О социальном страховании в Российской Федерации» осужденным гарантируется обязательное социальное страхование, в случае их задействованности в трудовой деятельности. Это касается пенсий по болезни, потери кормильца, инвалидности. Обязательны к выплате пособия по беременности и родам, не в зависимости от привлеченности к труду.

Закон от 19 апреля 1992 года «О занятости населения Российской Федерации» оговаривает, что лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, и получать пособия по безработице, но если они отбывают наказание не связанное с заключением под стражу, то пособия по безработице выплачиваются.

Все граждане Российской Федерации имеют право на пенсию, если даже они находятся в ИУ. Пенсионные выплаты бывают трудовыми и социальными. Трудовые пенсии выплачиваются за выслугу лет, при потере кормильца, по возрасту и по инвалидности. Социальные назначаются, если лицо не имеет право на получение трудовой пенсии (инвалидам 1и 2 группы, по достижению 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам без трудового стажа, инвалидам с детства и т.д.) в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Распоряжаться деньгами в свободном порядке также входит в права заключенных. Они могут совершать покупки в магазинах и печатных изданиях при учреждении и пересылать полученные финансы родственникам и лицам, находящимся на свободе. Из пенсий и пособий вычитаются расходы на обувь и одежду, возмещается ущерб нанесенный учреждению.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает принципы правового регулирования социального обслуживания. Также постанавливает, что к социальному обслуживанию населения относится оказание социально-бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых услуг и поддержка людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной материальным неблагополучием, стрессовой нестабильностью, форс-мажорными обстоятельствами. Он определяет основные направления деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. В законе описываются полномочия субъектов работающих в сфере оказания социально значимых услуг.

В соответствии со статьей 29 закона «Об охране здоровья граждан» лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы имеют полное право на охрану здоровья и оказание им бесплатной медицинской помощи. В случае утраты дееспособности по вине учреждения, осужденный имеет право обратится в суд для возмещения ущерба и получение необходимой медицинской помощи и лечения.

Обязательным документом, регулирующим отношения в уголовно-исполнительной системе, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В нем определяются основные задачи учреждений уголовно-исполнительной системы. Закон гарантирует безопасность лицам, находящимся под стражей, достойное содержание, законность действий со стороны персонала ИУ, обеспечивает трудовую терапию, переподготовку, образовательную и профессиональную составляющие.

В соответствии со статьями 6-8 указанного закона, Приказом Государственного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» от 20 марта 2000 года были утверждены все структурные элементы во всех видах ИУ и изоляторах во время следствия, образован отдел социально-психологической работы с осужденными, включающий в себя специалистов по социальной работе.

Кроме отдела социально-психологической работы в учреждения пенитенциарной системы была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы была создана специальная, профессиональная группа социальной работы.

Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе. Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан находящихся в ИУ. Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.

Статья 12 часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса содержит в себе основные права осужденных. Они могут обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и в вышестоящие органы, суды, прокуратуру и т.д. Запрещается без согласия граждан проводить на них опыты и испытывать лекарственные и химические препараты. Все без исключения имеют право пользоваться услугами, предоставляемыми исправительным учреждением. Не допускается дискриминация и жестокое обращение.

Статья под номером 13 обеспечивает безопасность нахождения в ИУ. Если возникает угроза или подозрение в причинении вреда, за осужденным остается право обратиться с заявлением в управляющие органы, для защиты и устранения дискомфорта.

Помимо прав и свобод у осужденных имеется большое количество ограничений. Это связанно со спецификой данного вида наказания. В первую очередь также как и права ограничения прописываются в Конституции РФ. Заключенным запрещается свободно передвигаться и выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ (ст.27), отсутствует право на личную неприкосновенность (ст.22), тайную переписку (ст.23).

Среди ограничений в политических правах можно выделить: отсутствие права на создание политических, религиозных и профсоюзных объединений (ст.30); строго запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст.31); осужденные лишены права активно и пассивно избирать, не могут участвовать в отправлении правосудия (ст.32).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации конкретизирует и расширяет список ограничений для осужденных. Согласно кодексу, лица находящиеся в местах лишения свободы ограничиваются в праве защиты материнства и детства, им запрещается заниматься воспитанием детей, отказывается в предоставлении отсрочки отбывания наказания при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст.177).

Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. К ведомственным, например, можно отнести Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи и Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы.

При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь. Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.

России необходимо законодательное регламентирование помощи бывшим осужденным, пока что механизм ресоциализации затрагивает в лучшем случае треть освободившихся из мест лишения свободы. К такому выводу пришли исследователи Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге, проведя исследование в регионах, где на волю выходят больше всего осужденных. Местные власти также поделились рецептами по изменению ситуации в этой сфере.

Институт проблем правоприменения (ИПП) опросил о мерах социальной поддержки бывших осужденных региональные администрации, органы исполнительной власти по труду и занятости, территориальные управления ФСИН и МВД 14 регионов с наибольшим числом исправительных учреждений. Это Ленинградская, Нижегородская, Свердловская, Воронежская, Самарская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская области, Красноярский, Пермский, Приморский края, Татарстан и Коми. В этих регионах в среднем в год освобождается по 4–8 тыс. человек. Большее всего — в Свердловской области (11,6 тыс. в 2017 году), меньше всего — в Воронежской (2,9 тыс. в 2017 году).

Автор аналитического обзора (.pdf) Ксения Рунова пояснила «Ъ”, что факты дают общее понимание ситуации. Она приводит в пример центры социальной адаптации (ЦСА), которые помогают с временным жильем и документами, оказывают психологическую помощь, консультируют. «Обычно это центры, которые помогают бездомным людям. Но в Красноярском крае местное УФСИН создало четыре специальных центра адаптации специально для заключенных. А есть регионы, где таких центров вообще нет. Ничего про работу ЦСА не говорилось в ответах из Ленинградской, Воронежской, Саратовской и Свердловской областей»,— объясняет госпожа Рунова. В Красноярском крае в 2017 году помощь в ЦСА получили свыше 4,1 тыс. человек (30% всех освободившихся), в Кемеровской области — 1,5 тыс. человек (27%), в Приморском крае — 627 человек (13%). В остальных поддержка оказана меньшему числу людей.

Еще один исследуемый показатель — доля трудоустроенных среди этой категории граждан. Опрос показал, что в центры занятости в среднем обращаются около 20% освободившихся из мест лишения свободы жителей региона (их обычно 60–80% в общем объеме заключенных), но лишь треть из них получает работу. При этом другие категории граждан в два раза чаще находят работу через центры занятости. Частично помогают квотирование рабочих мест для бывших осужденных и льготы для работодателей. Например, в Ленинградской области три федеральных казенных учреждения получают за это налоговые льготы, в Татарстане работодателям полагается компенсация, а в Челябинской области бюджет софинансирует оплату труда освободившимся в течение трех месяцев.

Следствием работы по ресоциализации можно считать статистику по совершившим повторные преступления в течение года после освобождения, отмечают исследователи. На одном конце рейтинга за 2017 год — Коми (34%) и Кемеровская область (32%), на другом — Красноярский край (10%).

Исследователи также интересовались, с какими трудностями регионы сталкиваются и как можно улучшить работу. Респонденты жаловались: бывшие заключенные теряют связь с семьей, не хотят работать, нарушают дисциплину, требуют высокую зарплату. Но все также говорили об отсутствии законодательного регламентирования оказания этой помощи. «Не во всех регионах есть специальные региональные программы помощи бывшим заключенным. Поэтому лица, освободившиеся из мест лишения свободы, получают набор помощи, предназначенный для бездомных, безработных, малоимущих или инвалидов»,— говорит госпожа Рунова. Также законодательно не определен орган по контролю за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. Это либо территориальные органы внутренних дел, либо УИИ ГУФСИН РФ. «Из-за этого у регионов нет данных, сколько освобождающихся нуждаются в помощи и какой, неясно также, кто остался в регионе, а кто уехал»,— пояснила госпожа Рунова.

Практически все регионы заявили о необходимости федерального законодательства по вопросам квотирования рабочих мест. Министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова отметила, что работодатели обязаны по закону только создать рабочие места для бывших заключенных, но нанимать их не обязаны. При этом квотируются места с тяжелыми условиями труда. Госпожа Соколова пояснила, что более мотивационной мерой может стать предоставление работодателю льготных кредитов, как это сделано в Орловской области. А вот комитет по труду и занятости Ленинградской области выступил против квотирования. «Они заявили, что центры занятости трудоустраивают чаще бывших осужденных, чем другие категории граждан, и тут есть дискриминация»,— сообщила госпожа Рунова. По ее словам, были предложения наказывать вплоть до возвращения в тюрьму бывших осужденных-тунеядцев, но кто именно это предложил, она затруднилась ответить.

В Европе давно существуют службы по оказанию помощи бывшим заключенным — службы пробации. Они следят за осужденными, находящимися на испытательном и условном сроке, ведут направленных на лечение, в дальнейшем проводят ресоциализацию, в которую включено трудоустройство и помощь с жильем. О необходимости создать в России службу пробации не раз говорил глава Совета при президенте РФ по правам человека Михаил Федотов. «Служба пробации потребует финансирования, ее можно создавать на базе уголовно-исполнительных инспекций, которые существуют. Но когда в этих инспекциях работают всего несколько человек, которые должны присматривать за несколькими тысячами человек, вышедшими из мест лишения свободы, получается не служба пробации, а служба профанации»,— говорил год назад господин Федотов. В конце 2018 года Совет при президенте РФ по правам человека выработал рекомендации по изменению уголовно-исполнительной системы. В их числе — создание службы пробации для социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы, пояснил «Ъ” член СПЧ Андрей Бабушкин. Сейчас рассматривается вопрос о возможности передачи ФСИН сопровождения лиц, освободившихся условно-досрочно, в период, когда они должны находиться на контроле, заявлял в марте этого года первый заместитель директора ФСИН России Анатолий Рудый. А вот ресоциализацию во ФСИН предлагают отдать общественникам. Выводы исследования ИПП в связи с этим могут быть использованы в качестве аргументов в дискуссии о реформировании системы ресоциализации.

Анастасия Курилова

admin

Добавить комментарий