Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция

Политика государства, направлена на обеспечение равных условий для каждого лица, который занимается предпринимательской деятельностью.

Средством поддержания равных условий, является ряд нормативных актов, которые обеспечивают наличие конкуренции на территории страны.

Содержание

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.


ФЗ 135 о защите конкуренции: кратко

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Основной целью нормативного акта — определение организационных и правовых основ, направленных на поддержание конкуренции, пресечения и предупреждения недобросовестной конкуренции.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

Ст. 9 ФЗ о конкуренции

Статья определяет понятие группы лиц.

Таковыми считаются:

  1. Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа голосов, которые приходятся на голосующие акции;
  2. Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
  3. Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
  4. Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.

Статья 11

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

  1. Установление цен или их поддержание;
  2. Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
  3. Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
  4. Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
  5. Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Хотелось бы обратить отдельное внимание, что в соответствии с комментариями, данными к этой статье, для раскрытия понятия соглашения, не допускается использовать нормы гражданского законодательства.

В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Статья 14 ФЗ о защите конкуренции

В настоящий момент ст. 14 юридической силой не обладает.

До 2015 года, статья закрепляла перечень видов недобросовестной конкуренции. Посредством этой статьи, устанавливался строгий запрет на осуществление такого вида конкуренции.

В октябре 2015 года, статья утратила свое действие.

Статья 15 ФЗ 135

Действующая редакция закона, запрещает органам власти, в том числе организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с предоставлением муниципальных или государственных услуг, в том числе Центральному Банку РФ, утверждать акты или осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, которые обозначены в законе.

Не допускаются действия, связанные с:

  1. Введением запретов, связанных с созданием субъектов экономической деятельности или с осуществлением деятельности в какой — либо сфере экономической деятельности;
  2. Препятствованием к осуществлению экономической деятельности;
  3. Установлением запретов или ограничений на перемещение товаров по территории страны;
  4. Дачей указаний о необходимости первоочередных поставок для определенной группы потребителей;
  5. Установлением ограничений выбора потребителям производителей потребляемых товаров;
  6. Предоставлением отдельным субъектам приоритетного доступа к сведениям;
  7. Созданием условий, являющихся дискриминационными;
  8. Установлением или взиманием платежей, которые не соответствуют действующему законодательству;
  9. Дачей указаний субъектам, о необходимости приобретения конкретного товара, на конкретном товарном рынке.

В комментариях к этой статье, можно увидеть, что подобные ограничения не подлежат распространению на следующие виды органов:

  1. Судебные органы;
  2. Прокуратуру;
  3. Счетную палату;
  4. Следственный комитет РФ;

Статья 16

Не допускается заключение соглашений органами федерального значения, органами местного самоуправления и иными организациями, которые связаны с:

  1. Повышением, снижением, поддержанием цен на тарифы, за исключением тех случаев, когда заключение таких соглашений, предусматривается положениями нормативных актов, действующих на территории РФ;
  2. Установлением различных цен на одинаковые виды товаров, которые не обоснованы с экономической или технологической точки зрения;
  3. Ограничением доступа на товарный рынок или выхода из него.

Статья 17.1 закона о защите конкуренции

Ст. 17.1 устанавливает правила передачи имущества, принадлежащего государству или муниципалитетам. Имущество передается на основании:

  • Соглашения об аренде;
  • Соглашения о безвозмездной передаче имущества;
  • Договора о доверительном управлении;
  • Иных соглашений, заключенных по результатам конкурсов или аукционов.

Статья 18.1 закона о защите конкуренции

Закрепляет правила рассмотрения антимонопольным органом, жалобы, поводом для написания которых, является нарушение антимонопольного законодательства.

Статьей определен перечень информации, который обязательно указывается при составлении жалобы:

  1. Сведения о субъекте, которые нарушил нормы закона;
  2. Информацию о заявителе;
  3. Сведения о нарушениях, допущенных субъектом;
  4. Перечень документальных сведений, который прилагается к жалобе;
  5. Подпись заинтересованного лица и дату составления.

Подать заинтересованное лицо жалобу вправе лично, посредством факса или почтовым отправлением.

Статья 23

Антимонопольному органу предоставлен следующий перечень полномочий:

  1. О возбуждении и рассмотрении норм антимонопольного законодательства;
  2. О выдаче предписаний для исполнения;
  3. О выдаче извещений о проведении торгов или их аннулировании;
  4. О выдаче предупреждений;
  5. О направлении в ЦБ РФ положений о приведении в соответствие с законом актов, изданных банком;
  6. О направлении предостережений о недопустимости нарушения закона;
  7. По рассмотрению жалоб;
  8. По обращению в суд;
  9. По ведению реестра лиц, привлекаемых к административной ответственности;
  10. По размещению на официальных ресурсах информации о решениях и предписаниях;
  11. По установлению доминирующего положения в случае рассмотрения поступивших заявлений.

Статья 28 ФЗ о защите конкуренции

Закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на сделки, в случае, когда одним из участников такой сделки является субъект экономической деятельности:

  • Обладает активами стоимостью более семи миллиардов рублей;
  • Получил выручку более десяти миллиардов рублей, и стоимость его активов более четырехсот миллионов рублей.

Статья 44

Статья под номером 44 регулирует процедуру рассмотрения заявлений или материалов в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

Подача заявления осуществляется в уполномоченный орган.

Для рассмотрения, в заявлении указывается:

  • Информация о лице, подающем заявление (его ФИО, сведения о месте проживания, контактную информацию);
  • Информацию о лице, которое нарушает положения нормативного акта;
  • Сведения о нарушениях норм закона;
  • Перечень требований заявителя;
  • Список приложенных документов.

В процессе рассмотрения, государственный орган, устанавливает следующие факты:

  • Компетентен ли он в рассмотрении заявления;
  • Имеются ли нарушения в действиях лица.

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

Аффилированное лицо представляет собой физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

Дискриминационные условия ФЗ о защите конкуренции

Дискриминационные условия – условия, на которых субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, получает доступ к товарному рынку, условиям производства, обмена, приобретения, потребления или реализации товаров, услуг, но в неравном положении по сравнению с иными субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

Координация экономической деятельности ФЗ о защите конкуренции

Координация деятельности, осуществляемой в сфере экономики, представляет собой процедуру согласования действий субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность третьим лицом, которое не входит в одну группу с лицами, чья деятельность координируется и не осуществляет экономической деятельности на том рынке товаров, на котором происходит согласование действий субъектов.

Действия, которые осуществляются на основании «вертикальных» отношений, координацией деятельности не признаются.

Распространяется ли закон о защите конкуренции на органы власти

Нормы, закрепленные законом обязательны для исполнения не только субъектами экономической деятельности, но также государственными и муниципальными органами.

Государственные органы не вправе издавать акты, способствующие занятию доминирующего положения одними из субъектов экономической деятельности, допускать к информации, имеющей значения для ведения предпринимательской деятельности одних субъектов ранее других.

То есть органы власти непосредственно участвуют в реализации мер, направленных на поддержание конкуренции.

Ответственность за нарушение

Гражданская ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Субъекты, занимающиеся экономической деятельность с нарушением положений, предусмотренных антимонопольным законодательством, могут быть привлечены к гражданской ответственности.

Субъекты, экономические интересы которых нарушаются, вправе в соответствии со ст. 1095 ГК РФ обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу лица, а также с иском о возмещении упущенной выгоды, об опровержении публично недостоверных сведений, о возмещении морального вреда.

Административная ответственность за нарушение антимонопольного закона

Помимо возможности привлечения к гражданской ответственности, субъект может быть привлечен к административной ответственности, в связи с:

  1. Злоупотреблением, доминирующим положением на рынке;
  2. Заключением соглашений, ограничивающим фактически конкуренцию;
  3. Осуществлением недобросовестной конкуренции.

К административной ответственности привлекаются также должностные лица государственных и муниципальных органов.

Штрафные санкции установлены положениями КоАП РФ.

Недобросовестная конкуренция: что это такое, ФЗ 135

Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:

  1. Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
  2. Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
  3. Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  4. Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.

Скачать ФЗ о защите конкуренции с изменениями

Скачать закон и ознакомиться с ним. ⇐

В заключение. Как мы видим, на территории страны действует единый кодифицированный закон, сферой применения которого являются отношения в сфере экономики, целью которых является получение прибыли.


Некорректное сравнение

«Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами» (п. 3 части 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции) — это самостоятельная форма недобросовестной конкуренции. Первоначально в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 10) этот состав содержал существенную оговорку. Указанные действия не допускались в процессе рекламной деятельности хозяйствующего субъекта. Поскольку отношения, связанные с рекламой, регулируются теперь специальным законом, слова: «в процессе рекламной деятельности» из Закона о защите конкуренции исключены. Эта форма недобросовестной конкуренции может проявляться как отдельный (самостоятельный) прием, так и в составе действий, направленных на дискредитацию конкурента либо на введение в заблуждение.
В мировой практике наблюдается различное отношение к вопросу допустимости использования сравнений (а по сути — критики) в конкурентной борьбе. Одни полагают, что критика в отношении конкурента, если она правдива и опирается на факты, полезна для конкуренции. Другие — принципиально отвергают право на критику конкурентов. Французская судебная практика основывается на втором подходе. Наше законодательство о недобросовестной конкуренции, как следует из смысла рассматриваемой нормы, не препятствует правдивой критике конкурентов. Однако относиться к такой критике надо с подозрением, принимая во внимание очевидную заинтересованность конкурентов.

22.03.2016 15 192 Время на чтение: 7 мин.

Константин Белый

В предыдущей статье я говорил о том, что такое конкурентоспособность на рынке, а теперь хочу отдельно рассмотреть такие понятия как добросовестная и недобросовестная конкуренция. Наверняка все о них слышали, а вот что под этим подразумевается — сходу ответит не каждый. В этой статье я понятным и доступным языком объясню, что такое добросовестная конкуренция, а что такое недобросовестная конкуренция, и в чем между ними различия.

Добросовестная и недобросовестная конкуренция: что это?

Итак, общеизвестно, что конкуренция — один из ключевых двигателей экономики страны в глобальном плане и один из главных принципов развития своего бизнеса в локальном. Именно во многом благодаря конкуренции происходит экономический рост, разрабатываются и совершенствуются товары и услуги, улучшается качество сервиса, создаются и развиваются новые формы бизнеса.

Но не все так замечательно. Поскольку свободных рыночных ниш сейчас уже практически не существует, вести конкурентную борьбу становится все сложнее. Ведь участников бизнеса становится все больше, а количество их клиентов остается таким же, следовательно, уровень конкуренции растет все сильнее, и далеко не каждый бизнесмен владеет теми способностями и ресурсами, которые позволяли бы ему честно побеждать в этой конкурентной борьбе.

На этом фоне все чаще стала появляться так называемая недобросовестная конкуренция. Что это такое, и чем она отличается от добросовестной — давайте разберемся.

Добросовестная конкуренция, примеры

Добросовестная конкуренция — это ведение конкурентной борьбы честными и законными методами, не нарушающими общепринятые нормы ведения бизнеса.

Можно выделить такие примеры добросовестной конкуренции:

  • Улучшение качества производимых товаров и услуг;
  • Снижение торговых наценок;
  • Проведение акций, распродаж;
  • Предоставление разного рода скидок;
  • Проведение рекламных компаний;
  • Повышение качества сервиса;
  • Гарантийное и постгарантийное обслуживание продукции;
  • Подарки покупателям;
  • Бесплатная доставка, сборка, подключение;
  • И т.д.

Недобросовестная конкуренция, примеры

Недобросовестная конкуренция — это ведение конкурентной борьбы методами, противоречащими законодательству, а также общепринятым нормам ведения бизнеса.

Давайте рассмотрим распространенные примеры недобросовестной конкуренции разной «степени тяжести»:

  • Т.н. «промышленный шпионаж» — получение секретов конкурентов нечестным образом;
  • Подделка продукции конкурентов;
  • Создание брендов, созвучных популярным (например, ABIBAS и т.п.);
  • Любые другие действия, которые направлены на вызывание у покупателей ассоциаций с продукцией конкурентов (схожая упаковка, схожий логотип и т.д.);
  • Шантаж конкурентов;
  • Заведомое распространение негативной информации о конкурентах и их продукции;
  • Порча имущества конкурентов;
  • Завладение коммерческой тайной конкурентов и ее незаконное использование;
  • Обман потребителей, предоставление им недостоверных данных о продукции;
  • Ложная информация в рекламе товаров и услуг;
  • И т.д.

Во многих странах понятие недобросовестной конкуренции прописано в законодательных актах. Как правило, недобросовестная конкуренция там трактуется как любые незаконные действия, осуществляемые с целью получения преимуществ в бизнесе, которые могут повлечь за собой причинение убытков другим бизнес-субъектам.

Также во многих странах к недобросовестной конкуренции относят демпинг (заведомо неадекватное снижение цен) и нарушение антимонопольного законодательства.

На территории России, Украины и других стран постсоветского пространства недобросовестная конкуренция часто очень тесно связана с коррупцией: бизнесмены, имеющие связи с коррумпированными чиновниками, через контролирующие органы вытесняют с рынка своих конкурентов посредством многочисленных проверок и давления.

Как бороться с недобросовестной конкуренцией?

В заключение пару слов о том, что делать, если вы столкнулись с недобросовестной конкуренцией, как с этим бороться. В этом случае главное — не уподобляться конкурентам, старайтесь защищать свои интересы исключительно в правовом поле. А именно:

  • Изучите действующее законодательство в области конкуренции;
  • Найдите нормы закона, которые нарушают по отношению к вам ваши недобросовестные конкуренты;
  • Напишите заявление об этом в правоохранительные органы или подайте на конкурентов в суд (предварительно можно попробовать провести переговоры с конкурентами, если не подействует — переходите к этим мерам);
  • При необходимости воспользуйтесь услугами опытных юристов и адвокатов.

Теперь вы имеете некоторое представление о том, что такое добросовестная и недобросовестная конкуренция. Желаю вам вести бизнес только посредством честной, добросовестной конкурентной борьбы и никогда не сталкиваться с недобросовестными конкурентами. Ну а коль уж столкнетесь — не давайте волю эмоциям и хорошо обдумайте свои ответные действия. Только так вы сможете достойно противостоять недобросовестной конкуренции, которая, к сожалению, в наше время далеко не редкость.

На этом все. Желаю вам развития и хорошей прибыли. До новых встреч на Финансовом гении!

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:

— распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

— продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

— получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft/.

Формы недобросовестной конкуренции

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

Основное предназначение промышленного шпионажа — экономия средств и времени, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки.

Это справедливо и в отношении межгосударственной конкуренции, где к вопросам экономической конкурентоспособности добавляются и вопросы национальной безопасности.

Основное отличие промышленного шпионажа от конкурентной разведки в том, что промышленный шпионаж нарушает нормы законодательства, прежде всего, уголовного, тогда как конкурентная разведка этого делать не может.

Промышленный шпионаж остаётся и будет оставаться мощным инструментом государственных разведок, предназначение которых — прямое нарушение законов иностранных государств в интересах и по поручению своей страны.

На уровне предприятий в последнее время всё чаще делается выбор в пользу конкурентной разведки, т. к. предприятие не имеет полномочий государственных разведок, поэтому в случае провала операции промышленного шпионажа рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, а также понести репутационные риски.

По мнению ряда исследователей, во многих случаях предприятия малого и среднего бизнеса к промышленному шпионажу прибегают потому, что не обучены методам конкурентной разведки, а зачастую и вообще не знают об их существовании. В ситуации, когда необходимость выживания или повышения конкурентоспособности существует объективно, а о наличии законных методов достижения результата предприятие не информировано, часть компаний встает на путь промышленного шпионажа. В связи с этим, общества профессионалов конкурентной разведки всего мира включают в свои задачи просветительские функции.

К методам промышленного шпионажа относятся:

1. Подкуп лица, имеющего доступ к информации, относящейся к коммерческой, служебной, или иной охраняемой законом тайне

2. Шантаж в отношении того же круга лиц

3. Кража носителей с информацией, представляющей коммерческую, служебную, или иную охраняемую законом тайну

4. Внедрение агента на предприятие или в страну конкурента с заданием получить доступ к информации или продукции, которые составляют предмет коммерческой или иной охраняемой законом тайны

5. Незаконный доступ к коммерчески значимой информации с помощью использования технических средств (прослушивание телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т. п.).

Дискредитация (от фр. discréditer «подрывать доверие») — умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия.

Недобросовестная (вредоносная) налоговая конкуренция (налоговый демпинг)(англ. The Harmful Tax Competition, фр. La concurrence fiscale dommageable) — юридический термин, применяемый национальными и международными регулирующими органами для характеристики налоговой политики государств, относящихся к оффшорным юрисдикциям. Именно с обвинения во «вредоносной налоговой политике» началась кампания Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) против оффшорных юрисдикций в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Глоболизация экономики привела к радикальному возрастанию влияния налоговой системы каждой страны на налоговые системы других стран. Современный финансовый капитал приобрел невиданную ранее мобильность и способен с легкостью перемещаться из одной страны в другую, направляясь туда, где для него созданы наиболее выгодные условия. Вследствие этого одним из важнейших факторов конкуренции между странами за привлечение капитала стали величина средней ставки налогообложения и объём налоговых льгот, породив такое явление как налоговая конкуренция.

Обвинения в недобросовестной налоговой конкуренции в адрес офшорных стран заключаются в том, что офшорные юрисдикции, устанавливая для создаваемых в них международных (офшорных) компаний слишком льготный налоговый режим, тем самым «переманивают» финансовые ресурсы из оншорных стран.

Отток финансовых ресурсов, в свою очередь, ведёт к резкому сужению налоговой базы, уходу от налогов и в конечном итоге к существенному уменьшению налоговых поступлений в государственные бюджеты оншорных государств. Поэтому офшорные страны получают обвинения в «хищении налоговой базы» у оншорных государств. Размеры этих «хищений» оцениваются по разному: стоимость активов, хранящихся на офшорных счетах по всему миру, оценивается в пределах от 1,7 трлн до 11,5 трлн. долларов, тогда как США оценивают свои налоговые потери от деятельности оффшорных юрисдикций в 100 млрд долларов ежегодно

С другой стороны, всё это приводит ещё и к тому, что структура экономических стимулов экономик оншорных стран искажается, а налоговая политика теряет свой регулятивный потенциал. По этой причине, с точки зрения противников офшорного моделирования, офшорные зоны являются своего рода «иждивенцами» мировой экономики, необоснованно использующими общественные блага, создаваемые неофшорными государствами.

Признаки недобросовестной налоговой конкуренции

Признаки, при наличии которых налоговая политика государства может быть отнесена к категории недобросовестной налоговой конкуренции сформулированы в докладе ОЭСР 1998 года.

За последующие годы они подверглись некоторому пересмотру в сторону смягчения, в результате чего сегодня к этим признакам относятся следующие:

— нулевые или номинальные ставки налогообложения, строгая секретность и отсутствие обмена информацией с налоговыми и иными органами других государств,

— недостаточная прозрачность в действиях государственных органов по применению нормативно-правовых актов;

— отсутствие требования действительности транзакций, то есть наличие возможностей по проведению операций, не создающих добавленной стоимости в юрисдикции регистрации компании, осуществляющей эти транзакции.

Методы противодействия недобросовестной налоговой конкуренции не имеет самостоятельных полномочий на применение каких либо санкций к виновным в недобросовестной налоговой конкуренции странам, единственным методом воздействия, доступным ОЭСР остаётся предоставление странам-участницам ОЭСР рекомендаций по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции.

Эти рекомендации делятся на три основных вида:

— Рекомендации относительно формирования национального законодательства стран-участниц ОЭСР.

— Рекомендации относительно международных налоговых договоров, в частности, о включении в соглашения об избежании двойного налогообложения, положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов, а также положений, исключающих использование договора офшорными компаниями; отказ от заключения договоров со странами, обвиняемыми в недобросовестной налоговой конкуренции, и др.

— Рекомендации относительно развития международного сотрудничества.

Однако самым эффективным методом борьбы со странами, повинными в недобросовестной налоговой конкуренции, по сей день используемым ОЭСР, является моральное воздействие посредством включения их в «чёрные списки», что негативно сказывается на их экономическом имидже.

Определение конкуренции, ее виды

Определение 1

Конкуренция — это борьба субъектов хозяйствования за доступ к факторам производства и рынкам сбыта, то есть за более выгодные условия существования.

Возникновение конкуренции является продолжением формирования рыночных отношений, характеризующихся следующими чертами:

  1. Независимостью действий субъектов хозяйствования.
  2. Разнообразием форм собственности.
  3. Свободным ценообразованием.
  4. Ограниченной ролью государства.

В этих условиях экономические агенты стремятся реализовать собственные коммерческие интересы. Однако, условия их функционирования таковы, что факторы производства являются ограниченными. Покупатели так же разборчивы, повинуются своим желаниям, что влияет на способность субъектов продавать необходимый для их функционирования объем готовой продукции. Конкуренция между экономическими агентами может быть ценовой и неценовой. Первая предполагает установление такой цены, которая позволит продавцу привлечь наибольшее количество покупателей. Однако, низкая цена может отпугнуть потребителей, и снизить объемы продаж. Сейчас предприятия и другие субъекты хозяйствования прибегают к средствам неценовой конкуренции. Она может включать в себя маркетинговые мероприятия, проработку текущих и постоянных расходов предприятия, снижение издержек производства. Каждое предприятие стремится к сохранению конкурентоспособности в длительном периоде, а значит, предпринимает комплекс мероприятий по снижению производственных издержек и увеличению рынков сбыта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Что относится к недобросовестной конкуренции 440 руб.
  • Реферат Что относится к недобросовестной конкуренции 240 руб.
  • Контрольная работа Что относится к недобросовестной конкуренции 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

По своей форме конкуренция делится на совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция является формой идеальной ситуации на рынке, когда ни один из участников хозяйственных отношений не способен изменить текущее положение дел. Этот вид конкуренции обычно рассматривается в теоретических исследованиях, где формируются модели, к которым необходимо стремится при осуществлении хозяйственной деятельности.

В практической жизни обычно действует один из видов несовершенной конкуренции. Среди них выделяют монополию, олигополию, рынок монополистической конкуренции.

Монополия предполагает, что один субъект хозяйствования является производителем уникальной продукции. Он может определять как объем выпуска, так и цену продажи. У потребителей не остается выбора, они могут купить только у одного продавца. У монополиста нет конкурентов.

Олигополии предполагают наличие от двух до двадцати продавцов однородной продукции. Олигополисты могут вступать в негласный сговор по удержанию определенного уровня цен. олигополии характерны для отраслей машиностроения, предполагающих сложные технические процессы.

Монополистическая конкуренция присуща потребительскому рынку. Здесь действует большое число субъектов хозяйствования, каждый из них стремится к монополизации своей доли рынка. Информация в рамках монополистической конкуренции является неполной. Субъекты могут легко входить на рынок и выходить из него, но всегда будут сталкиваться с высоким уровнем конкурентной борьбы.

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция предполагает, что участники хозяйственных отношений используют элементы рынка для реализации собственных интересов, намерено искажая информацию. То есть, недобросовестная конкуренция предполагает нарушение общепринятых правил взаимодействия субъектов хозяйствования. Она происходит в случае нарушения законов и негласно установленных правил.

Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государственного вмешательства. Однако, именно для обеспечения справедливой конкуренции необходимо участие государственной власти в рыночном механизме. Считается, что встроенный рыночный механизм способен приводить экономическую систему к равновесию. Могут происходить ситуации, называемые «провалами рынка», когда механизм не способен выровнять происходящее в системе. В этом случае так же необходимо вмешательство государственного аппарата управления.

В России недобросовестная конкуренция определяется законом «О защите конкуренции». Он определяет недобросовестную конкуренцию, как использование субъектами хозяйственной деятельности неправомерных и запрещенных законом действий для достижения собственной коммерческой выгоды. К формам недобросовестной конкуренции относят:

  1. Искажение рыночной информации путем распространения заведомо ложных данных о субъектах хозяйствования с целью причинения экономического ущерба.
  2. Введение в заблуждение покупателей относительно качества товаров и услуг, цен на них, объемов сбыта и так далее.
  3. Проведение некорректного сравнения производимых и реализуемых благ субъектами хозяйствования.
  4. Осуществление незаконной продажи благ, являющихся интеллектуальной собственностью третьих лиц. Присвоение результатов труда других субъектов хозяйствования.
  5. Разглашение коммерческой тайны, либо иной информации, связанной с последними достижениями науки и техники.

Многие страны запрещают ценовую конкуренцию путем снижения цен на товары и услуги. Этот подход относится к недобросовестной конкуренции. Особое внимание уделяется отраслям народного хозяйства, где производители практически не сталкиваются с конкуренцией и могут использовать эту ситуацию для распространения своей власти. Так, большинство стран мира ведет антимонопольную борьбу. Ее цель заключается в обеспечении прав потребителей пользоваться товарами и услугами, производимыми монополистами. Часто монополии складываются в отраслях народного хозяйства, связанных с добычей полезных ресурсов, а также с оказанием коммунальных услуг населению. Олигополии могут вступать в тайный сговор с целью поднятия цен. Ранее существовали целые картели, предполагавшие объединение компаний для получения совместной выгоды. В современных условиях действие картелей запрещено. Однако, поведение олигополий на рынке может привести к естественному сговору участников такого рынка.

Замечание 2

На законодательном уровне запрещаются такие методы недобросовестной конкуренции, как искажение рыночной информации, реклама, способная нанести урон другому продавцу и так далее.

Еще одним элементом недобросовестной конкуренции является коррупция. С ее помощью неконкурентные, но имеющие связи субъекты способны проводить некачественные товары или услуги на массовый рынок. Коррупция возникает как продолжение недобросовестного участия в политической жизни страны, когда чиновники начинают пользоваться властными полномочиями для получения незаконного дохода.

admin

Добавить комментарий