Нарушение правил перевозки

Нарушение правил перевозки

Не будем останавливаться на перевозке грузов, а обратим внимание на статью 12.23 «Нарушение правил перевозки людей».

За перевозку детей до 12 лет на заднем сиденье, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства, налагается штраф в размере 3000 рублей. И штраф 1000 рублей для любителей прокатить друга в багажнике, в прицепе-даче и так далее.

Текст статьи 12.21, 12.21.1, 12.21.2, 12.21.3, 12.23, 11.14.1. КоАП.

Статья 12.21 Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки.

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки.

Предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Статья 12.21.1. Нарушение «правил» движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

1. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.

Штрафа на водителя в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 10000 до 15000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 150000 рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере 150000 рублей.

2. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения.

Штраф на водителя в размере от 3000 до 4000 рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 25000 до 30000 рублей; на юридических лиц — от 250000 тысяч до 300000 рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере 300000 рублей.

3. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.

Штраф на водителя в размере от 5000 до 10000 рублей или лишение прав на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 35000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 350000 до 400000 рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере 400000 рублей.

4. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов.

Штраф на водителя в размере от 3000 до 3500 рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 20000 до 25000 рублей; на юридических лиц — от 200000 до 250000 рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере 250000 рублей.

5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов.

Штраф на водителя в размере от 4000 до 5000 рублей или лишение прав на срок от двух до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 300000 до 400000 рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере 400000 рублей.

6. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов.

Штраф на водителя в размере от 7000 до 10000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 45000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 400000 до 500000 рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — на собственника (владельца) транспортного средства в размере 500000 рублей.

7. Нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных «частями 1» — «6» настоящей статьи.

Штрафа на водителя транспортного средства в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.

8. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное «частью 1», «2» или «4» настоящей статьи.

Штраф на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 15000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 200000 до 300000 рублей.

9. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное «частью 3», «5» или «6» настоящей статьи.

Штраф на граждан в размере 5000 рублей; на должностных лиц — от 25000 до 35000 рублей; на юридических лиц — от 350000 до 400000 рублей.

10. Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.

Штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от 80000 до 100000 рублей; на юридических лиц — от 250000 до 400000 рублей.

11. Несоблюдение требований, предписанных «дорожными знаками», запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения.

Штраф в размере 5000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов.

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Штраф на водителя в размере от 2000 до 2500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 15000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 400000 до 500000 рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Штраф на водителя в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц — от 150000 до 250000 рублей.

Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.

Штраф на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере 5000 рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Штраф на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере 10000 рублей.

Примечания:

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, при въезде на территорию Российской Федерации, освобождается от административной ответственности, если на момент рассмотрения дела об указанном административном правонарушении протяженность фактически пройденного транспортным средством без внесения платы расстояния составила не более пятидесяти километров после пересечения Государственной границы Российской Федерации и если плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, внесена в установленном порядке.

2. Собственник (владелец) транспортного средства, указанного в части 1 настоящей статьи, в случае, если административное правонарушение, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

Статья 12.23 Нарушение правил перевозки людей.

1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи.

Штраф в размере 500 рублей.

Штраф за перевозку людей, больше мест – ч.1 ст. 12.23 КоАП

2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения.

Штраф в размере 1000 рублей.

Штраф за перевозку людей в багажнике – ч.2 ст. 12.23 КоАП

Штраф за катание на ватрушке сзади авто

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения.

Штраф водителю в размере 3000 рублей; на должностных лиц — 25 000 рублей, на юридических лиц — 100 000 рублей.

Штраф за отсутствие детского кресла

4. Организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено указанными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных указанными Правилами.

Штраф на водителя в размере 3000 рублей; на должностных лиц — 25000 рублей; на юридических лиц — 100 000 рублей.

5. Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами.

Штраф на водителя в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев; на должностных лиц — 50000 рублей; на юридических лиц — 200000 рублей.

6. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

Штраф на должностных лиц в размере 25000 тысяч рублей; на юридических лиц — 100000 рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 11.14.1 Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси.

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.

Штраф в размере 3000 рублей; на должностных лиц — 10000 рублей; на юридических лиц — 50000 рублей.

Вернуться в раздел Штрафы по статьям КоАП за нарушение ПДД

ПДД – Буксировка механических транспортных средств

Правила перевозки детей на автобусах

До скольки лет ребенок должен ездить в кресле

Ребенок на переднем сиденье

Ребенок на заднем сиденье мотоцикла

Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов

32. Старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции подразделений участковых уполномоченных полиции управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации <1> участвуют в осуществлении федерального государственного надзора только на территории сельских поселений и в отдаленной, труднодоступной местности в части выявления и пресечения ими административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.5, статьями 12.21 и 12.23 КоАП (без применения средств измерения и использования специальных навыков), и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

<Письмо> Минфина РФ от 23.03.2012 N 02-04-11/986 <По вопросу зачисления в бюджет денежных средств (штрафов), налагаемых в соответствии с положениями главы 12 КоАП РФ, по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации>

Приказ МВД России от 20.07.2015 N 781 О внесении изменений в Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. N 403

15.3. После цифр «12.8,» дополнить словами «статья 12.12 (за исключением случаев проезда на запрещающий сигнал светофора или невыполнения требований Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора), статья 12.21, части 1 и 2 статьи 12.23, часть 3 статьи 12.25,».

Super User Гражданское право (ч. 2 Обязательственное право) 29 мая 2014 Просмотров: 23559 Страница 4 из 6

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств из договора перевозки груза

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств, вытекаю­щих из договора перевозки груза, наступает

  1. за нарушение установлен­ного срока доставки груза;
  2. за необеспечение его сохранности.

Такая ответственность всегда носит ограниченный характер: она ус­тановлена

  • либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза),
  • либо в форме исключительной неустойки (к примеру, за просрочку его доставки), что соответствует общему правилу п. 1 ст. 400 ГК.

При этом общие положения гражданского законодательства о пол­ном возмещении убытков не подлежат применению и в тех случаях, ко­гда законодательством или договором прямо не предусмотрена ответственность перевозчика за какие-либо нарушения своих обязательств. Дело в том, что содержащееся в п. 1 ст. 400 ГК правило о возможности ограничения ответственности за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение обязательств «привязано» в целом к отдельным видам обяза­тельств и к обязательствам, связанным с определенным родом деятель­ности, а не к нарушениям отдельных условий указанных обязательств. Поэтому действие принципа ограниченной ответственности приме­нительно к обязательствам по перевозкам грузов не сводится только к тем нарушениям, за которые такая ответственность непосредствен­но предусмотрена транспортным законодательством или соглашени­ем сторон, а распространяется на все нарушения любых условий дого­вора перевозки.

При ином подходе могут быть обойдены императивные нормы за­конодательства, устанавливающие ограниченную ответственность перевозчика. Например, при просрочке в доставке или утрате пере­возимого груза (за которые прямо предусмотрена его ограниченная ответственность), последовавших из-за невыполнения указаний гру­зоотправителя о переадресовке груза, утраты им перевозочных доку­ментов либо выдачи груза не в пункте назначения, можно будет предъ­явить к перевозчику требование о полном возмещении причиненных им убытков, ссыпаясь на отсутствие ответственности за указанные на­рушения правил и условий перевозки груза.

Следовательно, в тех случаях, когда законодательством предусмот­рена какая-либо обязанность перевозчика при отсутствии ответствен­ности за ее нарушение, он может быть привлечен к ответственности только в том случае, если невыполнение им такой обязанности повлек­ло за собой такие правонарушения, за которые ответственность преду­смотрена. Поэтому во всех случаях нарушения договора перевозки под­лежит применению ограниченная ответственность перевозчика.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза

За просрочку доставки груза (а также вагонов, принадлежащих гру­зоотправителю, грузополучателю или арендованных ими) железнодо­рожный перевозчик, по вине которого допущена просрочка, уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 УЖТ).

По договору воздушной перевозки за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие

  • непреодолимой силы,
  • устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

На внутреннем водном транспорте за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку за каж­дые сутки просрочки, но не более половины провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, ко­торые он не мог предотвратить и устранение которых от него не за­висело (ст. 116 КВВТ). При этом ст. 118 КВВТ закреплен уни­версальный перечень конкретных обстоятельств, признаваемых ос­нованиями освобождения перевозчика от ответственности сразу за несколько видов нарушений различных условий договора перевозки, включая и просрочку в доставке перевозимого груза (непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера; спасание жизней людей либо имущества на воде; военные действия; прекращение или ограничение движения судов).

На автомобильном транспорте также установлена ответственность за нарушение срока доставки груза. В этих случаях автотранспортные организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 9% про­возной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотре­но договором перевозки. При этом общая сумма данного штрафа не может превышать размер провозной платы (п. 11 ст. 34 УАТ).

Замечание

Примечательно, что обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответствен­ности, не имеют отношения к категории вины: задержка подачи вагона (контейнера) в связи с тем, что грузоотправителем не произведены расчеты за предыдущие перевоз­ки, является умышленным действием, которое, однако, не обладает качеством проти­воправности, вследствие чего перевозчик и подлежит освобождению от ответствен­ности; устранение неисправности транспортных средств освобождает перевозчика от ответственности за просрочку независимо от причин неисправности локомотива, ва­гонов или контейнеров, которая может иметь место и по причинам, связанным с дей­ствиями самой железной дороги.

Конкретные меры ответственности за просрочку доставки груза по договору морской перевозки не предусматриваются в КТМ и могут быть установлены соглашением сторон. Однако ответственность перевозчика не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате (п. 2 и 5 ст. 170 КТМ), если иное не будет предусмотрено в соглашении сторон.

Ответственность перевозчика за несохранность груза

Согласно п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность за несо­хранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю (управомоченному им лицу), если не дока­жет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Данное правило не содержит каких-либо отсылок к транспортным уставам и кодексам и тем самым не допускает с их стороны иного ре­гулирования указанных правоотношений.

Согласно императивному правилу п. 2 ст. 401 ГК отсутствие ви­ны доказывается лицом, нарушившим обязательство. Однако все транс­портные уставы и кодексы включают в себя перечни обстоятельств, ав­томатически освобождающих перевозчика не только от ответственности за несохранность груза, но и от необходимости представления каких-либо доказательств отсутствия своей вины в необеспечении его сохран­ности. Более того, при наличии указанных обстоятельств бремя дока­зывания вины перевозчика возлагается на грузоотправителя или гру­зополучателя, т.е. на кредиторов в обязательстве по перевозке груза, обратившихся с соответствующим требованием к перевозчику. Если бы законодатель в данном случае исходил из принципа вины перевозчика (должника), включение таких правил в транспортные уставы и кодек­сы было бы невозможным.

В действительности основным принципом ответственности пере­возчика за необеспечение сохранности перевозимого груза является принцип его ответственности независимо от вины, действующий при осуществлении предпринимательской деятельности. Поэтому содер­жащиеся в ГК нормы об ответственности перевозчика и не используют понятие вины. Специальная норма п. 1 ст. 796 ГК лишь предусмотре­ла дополнительное основание освобождения перевозчика от ответствен­ности в виде невозможности обеспечения сохранности груза вследст­вие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение ко­торых от него не зависело.

Так, согласно ст. 95 УЖТ перевозчик несет имущественную от­ветственность за несохранность груза, если не докажет, что его утра­та, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело (ср. п. 1 ст. 796 ГК). Примерный перечень таких обстоятельств указан в ст. 95 УЖТ:

  • причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
  • особые естественные свойства перевозимого груза;
  • недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при его приеме для перевозки, либо при­менение тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза (при отсутствии следов их повреждения в пути);
  • сдача для перевозки груза, влажность которого превышает установ­ленную норму.

Однако для освобождения от ответственности железнодорожному перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из названных об­стоятельств: он должен доказать, что именно вследствие одного из них (либо других обстоятельств, которые не могли быть предотвращены перевозчиком и устранение которых от него не зависело) возникла невозможность обеспечения сохранности груза при его перевозке.

Согласно п. 1 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за ут­рату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю, если не дока­жет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Такое правило, безусловно, ужесточает условия ответственности перевозчи­ка в сравнении с предусмотренными п. 1 ст. 796 ГК, поскольку прак­тически всегда можно сделать вывод о том, что им приняты не все не­обходимые меры для предотвращения вреда.

Лишь морской перевозчик отвечает за несохранность перевозимо­го груза по принципу вины. Основаниями освобождения его от такой ответственности могут служить любые обстоятельства, возникшие не по его вине (не по вине его работников или агентов), в частности:

  • не­преодолимая сила;
  • опасности или случайности на море и в других су­доходных водах;
  • любые меры по спасанию людей или разумные меры по спасанию имущества на море;
  • пожар, возникший не по вине пере­возчика;
  • действия или распоряжения соответствующих властей (задер­жание, арест, карантин и др.);
  • военные действия и народные волне­ния;
  • действия или бездействие отправителя или получателя;
  • скрытые недостатки груза, его особые свойства или естественная убыль;
  • неза­метные по наружному виду недостатки тары и упаковки груза;
  • недос­таточность или неясность марок;
  • забастовки или иные обстоятельст­ва, вызвавшие приостановление или ограничение работы полностью или частично (п. 1 ст. 166 КТМ).

При этом перевозчик должен дока­зать не только наличие одного из названных обстоятельств, но и то, что именно вследствие их наступления возникла невозможность обес­печения сохранности перевозимого груза.

Поэтому предусмотренное п. 3 ст. 118 ВК правило о том, что воздушный перевоз­чик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных им умышленно действий (без­действия) , в действительности не является основанием освобождения его от ответствен­ности за несохранность груза, ибо не препятствует применению п. 1 ст. 118 ВК.

Особым основанием освобождения морского перевозчика от ответст­венности за несохранность груза (кроме груза, перевозимого в каботаже, т.е. при внутреннем судоходстве) является навигационная ошибка (ст. 167 КТМ): перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если до­кажет, что его утрата, повреждение или просрочка в доставке произош­ли вследствие действия или бездействия в судовождении или управле­нии судном капитана судна, других членов экипажа судна или лоцмана. Эта ошибка противопоставляется «коммерческой ошибке» (упущениям при приемке, погрузке, укладке, перевозке и хранении груза), за кото­рую перевозчик несет имущественную ответственность.

По традиции, сложившейся с советских времен, в транспортных ус­тавах и кодексах закрепляются также перечни обстоятельств, при на­личии которых перевозчик освобождается от ответственности в силу презумпции его невиновности в несохранности груза, если грузополу­чатель (грузоотправитель) не докажет, что несохранность груза имела место по вине перевозчика.

Так, в соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от от­ветственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принято­го для перевозки груза в случаях, если:

  • груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотпра­вителем, либо в исправном подвижном составе без перегрузки в пу­ти следования, а также при наличии других признаков, свидетельствующих о сохранности груза;
  • недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие ес­тественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом же­лезнодорожном подвижном составе;
  • перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя гру­зоотправителя или грузополучателя;
  • недостача груза не превышает норму естественной убыли и погреш­ность измерений массы нетто;
  • утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в ре­зультате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в транс­портной железнодорожной накладной.

В основе разграничения навигационной и коммерческой ошибки лежит традици­онное для морского судоходства разграничение ответственности двух различных ком­мерсантов — перевозчика (зафрахтовавшего судно для перевозки конкретного груза) и судовладельца, набиравшего его команду.

В этих случаях перевозчик несет имущественную ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что ут­рата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине пе­ревозчика. Аналогичные по сути правила содержатся и в ст. 168 КТМ, и в п. 2 ст. 118КВВТ.

Все они прямо противоречат общему правилу ст. 796 ГК. Очевид­но, что транспортные министерства и ведомства не смогли удержать­ся от соблазна сохранить существовавший ранее «порядок», при кото­ром транспортные организации автоматически освобождались бы от ответственности со ссыпкой на исправность пломбы, сопровождение груза проводником или на иные формальные обстоятельства. По суще­ству же возложение бремени доказательства вины должника, не испол­нившего свое обязательство, на его кредитора (грузоотправителя) или третье лицо, в пользу которого заключен договор (грузополучателя), про­тиворечит общим принципам гражданско-правовой ответственности. И это при том, что ни грузоотправитель, ни грузополучатель физиче­ски не в состоянии контролировать действия перевозчика по доставке груза и фиксировать допускаемые им нарушения.

С учетом общего правила п. 2 ст. 3 ГК у судов в настоящее время есть все основания при разрешении споров, связанных с несохранно­стью перевозимых грузов, руководствоваться ст. 796 ГК, а не приме­нять положения транспортных уставов и кодексов, предусматриваю­щих автоматическое бездоказательное освобождение перевозчиков от ответственности (ст. 118 УЖТ РФ, ст. 168 КТМ, ст. 118 КВВТ).

Законодательство предусматривает предельный размер ответствен­ности перевозчика за несохранность перевозимого груза (п. 2 ст. 796 ГК):

  • в случае утраты или недостачи груза причиненный ущерб возмеща­ется перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостаю­щего груза;
  • при повреждении (порче) груза — в размере суммы, на которую по­низилась его стоимость, а при невозможности его восстановления —
    в размере его стоимости;
  • если утраченный груз сдавался к перевозке с объявлением его цен­ности, ущерб подлежит возмещению перевозчиком в размере объ­явленной стоимости груза.

Аналогичные правила закреплены в ст. 96 УЖТ, ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК, п. 7 ст. 34 УАТ.

Наряду с возмещением указанного ущерба перевозчик должен воз­вратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченно­го) груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК).

Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя).

Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель). Последний обязан выделить и сопровождающих лиц, и лиц военизированной охраны.

6. В тех случаях, когда по договору перевозки груза автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, этот водитель должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой. Маршруты перевозок согласовываются с подразделениями Госавтоинспекции, на обслуживаемой территории которых находятся автотранспортные организации, осуществляющие перевозки опасных грузов, или в которых временно стоят на учете транспортные средства, перевозящие опасные грузы.

7. Технические характеристики тяжеловесного груза и крупногабаритного груза определены разд. I приложения к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27 мая 1996 г. В соответствии с п. 1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разд. I приложения 1; под крупногабаритным грузом подразумевается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из значений, установленных в разд. I приложения 1.

Согласно п. 2.1 данной Инструкции перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом осуществляется после предварительного санкционирования органами системы Минтранса России.

Заявления для получения разрешений на перевозку указанных грузов в зависимости от вида предполагаемых перевозок, категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транспортного средства перевозчика подаются в соответствующие дорожные органы, на территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений, а также дорожные органы, осуществляющие эти функции, определены разд. 2, 3 вышеназванной Инструкции.

8. Согласование всех перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, отделениями железных дорог, службами, уполномоченными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов, осуществляет орган управления дорогами, выдающий разрешение.

9. Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.

10. В соответствии с п. 8.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации в случае, если нарушение установленного порядка перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требованию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке.

11. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) вправе осуществлять только лицензиаты. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Минтранса России и осуществляется Ространсинспекцией (см. подп. 3 п. 4 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515; подп. 1.3 п. 1 Приказа Минтранса России от 7 мая 2002 г. N 61 «О лицензировании отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации»).

Перечень лицензионных требований и условий по указанному виду деятельности установлен п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402. В соответствии с п. 1 данного Положения указанные лицензионные требования и условия распространяются на все виды деятельности по осуществлению перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, подлежащие лицензированию, указанные в данном пункте комментария, а также в п. 4 комментария к ст. 12.23.

Согласно подп. «а», «б» п. 3 вышеназванного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относятся:

— выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;

— соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

Нарушение лицензиатом — индивидуальным предпринимателем правил перевозки грузов автомобильным транспортом квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

12. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, квалифицируются по факту неисполнения указанных в ней правил правонарушителем либо уклонения от их исполнения. Нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, рассматривается как преступление (ст. 218 УК).

13. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

б) применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, — сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, — согласно п. 6 ч. 2 ст. 32.3 КоАП.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Участие в дорожно-транспортном движении подразумевает сразу несколько условий: передвижение по дорогам, перевозку пассажиров и грузов. Однако, если вы автолюбитель и ваши пассажиры лишь члены вашей семьи и знакомые, а перевозимые грузы это урожай с дачи, да покупки с магазина, то вы даже и не сталкивались с тем, как же может быть сложна жизнь водителей профессионалов. Им кроме перевозки скажем самого груза, необходимо иметь с собой и сопроводительные документы, а это путевой лист и ТН, то есть транспортную накладную (товарно-транспортную накладную). Отсутствие таких документов является нарушением ПДД, а значит, за такое нарушение вполне могут взять штраф. Именно теме отсутствия сопроводительных документов при перевозке грузов и будет посвящена эта статья.

В каком случае необходимо иметь путевой лист

Здесь стоит обратиться к паре документов. Во-первых, это Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем есть глава III. Порядок заполнения путевого листа и пункт:

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Там же сказано о правилах заполнения, о том, что листов может быть столько же, сколько и водителей. О том, что они должны храниться не менее 5 лет. И тут же стоит привести выдержку из Федерального закона N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Собственно этого уже вполне достаточно, чтобы понять, когда и в каком случае должны быть путевые листы. Теперь о ТН.

В каком случае необходимо иметь транспортную накладную (товарно-транспортную накладную)

По факту транспортная накладная является частью обозначения договорных обязательств между грузоотправителем и перевозчиком согласно ФЗ N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» главы II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза. Цитирую.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем…

То есть если перевозчик везет чей-то груз откуда-то и куда-то, то у него должна быть транспортная накладная. Кроме того многие путают ТН и ТТН, то есть товарно-транспортную и товарную накладную. Что касательно ТТН, то есть товарно-транспортной накладной, то такие документы необходимы для того, чтобы поставить перевозимый груз на учет как материальную ценность, уже получателем или списать отправителем. Это более относится к документам между «крайними точками в пути», а водителю важна именно транспортная накладная. Однако ТТН тоже надо иметь на руках в подтверждение того, что груз перевозимый по ТН был списан по ТТН и будет по ней же поставлен в месте получения! Что же, теперь о требованиях ПДД.

Требования ПДД о наличии путевого листа и ТТН при перевозке грузов или пассажиров

При проверке документов с водителя вполне могут спросить и путевой лист и товарную накладную. Об этом не конкретно, но есть пометка в главе 2 «Общие обязанности водителей».

…в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

То есть понимаем, что документы должны быть, а если их нет, то за них могут спросить.

Штраф за отсутствие путевого листа и ТТН

Если у водителя не оказалось ТН или путевого листа, то штраф может быть выписан по КоАП РФ Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Итак, понятно, что если нет ТН, ТТН или путевого, то вполне могут выписать минимальный штраф. Хотя можно отделаться предупреждением. Интересно у кого-то были предупреждения, а не штрафы и как часто делают водителю именно предупреждение, а не выписывают штраф?

Могут ли задержать ТС за отсутствие путевого листа и ТТН

Если нет ТН или ТТН или путевого листа, то ТС не могут задержать. Задержание по статье 12.3 КоАП РФ предусматривается только по части 1 – управление ТС без регистрационных документов (ПТС, регистрационное свидетельство).

Можно ли заплатить штраф со скидкой за отсутствие путевого листа и ТТН

Что относительно получения поблажки при оплате штрафа, то опять же здесь возможно некое послабление в случае оплаты такового с момента вынесения постановления в течение 20 дней. Статья 32.2 КоАП РФ это допускает.

Как часто могут брать штраф за отсутствие ТН, путевого листа

В принципе отсутствие разрешительных документов это нарушение, которое не может быть устранено на месте, то есть оно длящегося характера. Для длящихся нарушений на автотранспорте принят срок их устранения в течение суток. То есть если, скажем, водитель едет без документов от точки «А» до точки «Б», то штраф за отсутствие необходимых документов могут брать каждый день. Хотя сразу скажу, хотя практика 1 суток и имеет место быть для нарушений связанных с ПДД, скажем устранение нарушений по статье 12.5 связанных с «Перечнем условий и неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС», но точных и явных сроков не прописано нигде.

Вопрос ответ по теме Штраф за отсутствие путевого листа и ТТН

Вопрос: Какой штраф могут выписать за отсутствие сопроводительных документов на груз или путевого листа?
Ответ: Минимальный штраф или сделать предупреждение.

admin

Добавить комментарий