Налоговая льгота

Налоговая льгота

Содержание

Понятие налоговой системы и ее функции

Обеспечение государственного аппарата управления в любой стране производится за счет развитой системы налогообложения. Само государство не имеет возможности создавать и реализовывать продукцию или услуги, с целью самообеспечения. У него другие функции, которые зачастую исключают любую коммерческую деятельность. Финансирование аппарата управления осуществляется благодаря уплате налогов и сборов.

Инструментом взаимоотношения между государством и субъектами хозяйствования разного уровня организации выступает налог. Он представляет собой определенную сумму, уплачиваемую в пользу государственных и социальных нужд общества, гражданами и объектами хозяйствования.

Определение 1

Система отношений по взиманию налоговых выплат называется налоговой системой.

Важно отметить, что суть налогообложения заключается в безвозвратной выплате части имущества в пользу власти. При этом плательщик должен признавать эту власть, пользоваться ее услугами и защитой на территории, к которой он себя относит.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды и формы налоговых льгот 480 руб.
  • Реферат Виды и формы налоговых льгот 230 руб.
  • Контрольная работа Виды и формы налоговых льгот 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Налоговая система является важнейшим звеном экономики. Она выполняет ряд функций, обеспечивающих развитие экономической системы страны в целом. К таким функциям относят:

  • бюджетную, обеспечивающую доходы государства;
  • макроэкономическую, регулирующую показатели экономики страны;
  • распределительную, представляющую собой сложный механизм перетока денежных средств между населением, отраслями экономики, регионами, доходами, процентами, ценами, динамикой курсов валют и ценных бумаг;
  • социальную, проявляющуюся через предоставление определенных преимущество отдельным категориям граждан;
  • микроэкономическую, стимулирующую экономические процессы через специальные налоговые механизмы;
  • защитную или контрольную функцию, реализующую обязательность выплат, а так же защищенность бюджета от недополучения налоговых платежей.

Разные страны имеют свою специфику, используемой налоговой системы. Однако, при реформировании процессов в ней, руководство страны должно стремиться к выполнению принципов построения идеального налогообложения. То есть, при введении новых законов необходимо помнить о том, что обе стороны должны получить выгоду от сотрудничества.

Замечание 1

Налоги должны взиматься справедливо, равномерно. Сам механизм сбора должен быть прост, доступен и удобен. Расходы на осуществление взимания налогов должны быть соизмеримы их размеру. При соблюдении этих принципов государства могут внедрять изменения, которые повысят эффективность налоговой системы.

Определение и система налоговых льгот

Одним из инструментов регулирования экономических процессов внутри общества является применение налоговых льгот.

Определение 2

Налоговая льгота — освобождение налогоплательщика полное или частичное от уплаты налогов на основании его определенных особенностей.

По сути она снижает налоговое давление на плательщика. Этот механизм позволяет регулировать различные процессы в обществе, а так же стимулировать интерес граждан и организаций к выполнению своих обязанностей при уплате налогов.

У налоговой льготы есть несколько особенностей:

  1. Она может освобождать от уплаты, но не от обязанности выплачивать налог.
  2. Преимущество может быть полным, частичным или отложенным.
  3. Плательщик обязан исчислять налог и предоставлять данные по нему, даже имея налоговые льготы.

Механизм применения этого налогового инструмента формируется на основании закона, конкретизирующего категории граждан или организаций, имеющих право на льготу. А так же на основании подзаконных актов, которые направлены на решение тактических, либо специфических задач отдельных субъектов.

Плательщик может воспользоваться льготой с момента ее обозначения в законодательстве страны, без предварительного информирования соответствующих исполнительных органов власти.

На практике применяется система льготных условий, которую можно разделить на две основные группы. К первой относятся преимущества, прописанные в законе и стабильно применяющиеся в практике учета. Они используются вне зависимости от изменений конъюнктуры рынка и политической ситуации в стране. Вторая группа льгот носит кратковременный характер и применяется относительно конкретных объектов.

Замечание 2

Для формирования принципов налоговых льгот, используются принципы построения налоговой системы. Их применение осуществляется равномерно, справедливо, в зависимости от дохода объекта налогообложения. Здесь необходимо избегать индивидуального и дискриминационного подходов.

Формы и виды льгот

Налоговое законодательство четко не обозначает формы налоговых льгот. Обычно их различают по способу применения, по степени уменьшения обязательств плательщика после начисления, по снижению ставки, либо по уменьшению базы расчета.

На основании данных форм применяются определенные виды налоговых льгот. Рассмотрим наиболее часто применяемые из них.

Отчисление или изъятие подразумевает вывод из-под налога части объекта налогообложения. Выделение определенных частей снижает общую налоговую базу, что приводит к понижению суммы к уплате. Изъятие может различаться по отношению к плательщикам, по срокам, по частям объекта, выводимого из-под налога. Под последним пунктом понимается вывод части имущества, либо части дохода от предпринимательской деятельности.

Скидка снижает конечную сумму налога к уплате. Применение этой льготы позволяет стимулировать бизнес к определенной деятельности, которая даст возможность воспользоваться скидкой. Применение налоговых скидок для населения используется в целях понижения давления на малообеспеченные слои населения.

Налоговый кредит освобождает от уплаты всей начисленной суммы, откладывая срок ее внесения. Он похож на рассрочку или отсрочку платежа. Различие между ними заключается в сроке продления периода выплаты. Для кредита – это год, для отсрочки и рассрочки – максимум шесть месяцев.

Наиболее эффективным механизмом применения льгот, обеспечивающим социальную функцию налогообложения является освобождение от уплаты налога. Оно полностью или частично снижает налоговое бремя плательщика.

Замечание 3

Существует инвестиционный налоговый кредит, предоставляющий определенные льготы по уплате налогов организациям, производящим инвестиции в определенные отрасли экономики.

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 марта 2017 г.

Налоговая льгота представляет собой определенного рода преимущество, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, которым могут воспользоваться отдельные категории налогоплательщиков. Предоставление налоговых льгот дает возможность организациям и ИП не уплачивать налог совсем либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). То есть налоговые льготы предназначены для снижения налогового бремени налогоплательщиков.

Напомним, что налоговые льготы являются элементом налога, но не обязательным. То есть в отношении одних налогов они могут быть определены, а в отношении других – нет (п. 2 ст. 17 НК РФ). О том, как налоговая льгота может устанавливаться, а также кто имеет право на налоговые льготы, вы можете прочесть в других материалах на нашем сайте. А в этой статье мы поговорим о формах налоговых льгот, установленных действующим законодательством.

Формы налоговых льгот

Если отталкиваться от научной литературы, то, во-первых, налоговые льготы могут принимать форму изъятия. Суть такой льготы заключается в том, что часть объекта по налогу выводится из-под налогообложения. К примеру, организации и учреждения уголовно-исполнительной системы не должны платить налог на имущество организаций с имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций (п. 1 ст. 381 НК РФ). Это и есть льгота по налогу в форме изъятия из объекта, поскольку по общему правилу объектом по налогу на имущество российских организаций является движимое и недвижимое имущество, принятое на учет в качестве ОС (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Льгота в виде освобождения от налогов – это разновидность изъятия. Как в случае с освобождением от налогообложения НДС некоторых операций, к примеру, по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Во-вторых, некоторые налоговые льготы применяются в виде, так называемой, скидки. Она уменьшает налоговую базу налогоплательщика. В качестве примера можно привести вычеты по НДФЛ. Хотя, строго говоря, в НК РФ нигде не сказано, что вычеты являются налоговыми льготами.

Еще один вид налоговой льготы – это налоговые кредиты. Однако сложность заключается в том, что при предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки объем его обязательств перед бюджетом не уменьшается. То есть определению льготы, данному в НК РФ, налоговый кредит соответствует не полностью.

Таким образом, льготное налогообложение может быть реализовано в разных формах. И механизм действия одних льгот заметно отличается от других.

Льготная система налогообложения

Налоговый кодекс не содержит в себе понятия «льготная система налогообложения». Однако традиционно под ней понимается такой налоговый режим, при котором налогоплательщик получает освобождение от уплаты ряда налогов. Речь идет о специальных налоговых режимах:

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

  • налоговые вычеты;

  • пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

  • уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

  • иные формы.

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

  • освобождении от налога;

  • уменьшении налоговой базы;

  • предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.Понятие налоговой льготы. Виды налоговых льгот

налоговый льгота социальный

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

Налоговые льготы — важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже — отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств .Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т.е. не подлежит налогообложению. Изъятия могут быть постоянными или предоставляться на ограниченный срок. Изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельной их категории.

Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.

В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством: перечисления в благотворительные фонды, учреждениям образования, здравоохранения. Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Освобождения — это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Освобождения более чем другие виды льгот способны учитывать имущественное положение налогоплательщика. Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы: (снижение ставки налога; сокращение окладной суммы (валового налога)).

Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Налоговый кредит — форма изменения срока уплаты налога. Кредит может предоставляться на срок до одного года. Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет.

Целевой налоговый кредит — это замена уплаты налога (части налога) в денежном выражении натуральным исполнением. Вместо внесения в бюджет денежной суммы налогоплательщик в счет уплаты налога поставляет в пользу бюджетных учреждений свою продукцию, оказывает им услуги.

В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки); по ставкам (понижение ставки); по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит); по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения; изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.

2. Экономическая сущность, плательщики единого социального налога

Согласно ст.13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образованный вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинской помощи. Фонды формируются за счет специальных платежей, взимаемых с плательщиков, которые именуются страховыми взносами (с 1.01.2001 г. — единого налога — ЕСН).

Экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды проявляется в том, что они являются элементами расходов организации по воспроизводству трудовых, материальных, природных ресурсов, используемых предприятиями, которые отражаются в издержках.

Внебюджетные фонды обеспечивают финансирование государственных расходов, не включенных в бюджет, то есть не консолидированных в него. Особенностью внебюджетных фондов является порядок их формирования, который происходит за счёт страховых взносов (ЕСН).

Согласно ст. 17 Ф.З. от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:(страховые взносы (доля страховых взносов во внебюджетных фондах составляет от 75 до 98 процентов);дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; штрафные санкции и пенни; возмещаемые страховщикам в результате регрессивных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств фондов; иные поступления.

Наличие в составе доходных источников внебюджетных фондов средств государственного бюджета обуславливается недостаточностью поступлений от плательщиков взносов, вследствие высоких темпов роста объёмов выплат по указанным фондам, что объясняется опережением выплат по пенсионному обеспечению и социальному страхованию. Средства государственного бюджета фактически выполняют роль компенсационных платежей по возмещению затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, что позволяет ограничить удорожание факторов производства, рост цен и поддерживать определенный уровень рентабельности по отраслям экономики.

Плательщики ЕСН. Круг налогоплательщиков единого социального налога определен п.1 ст. 235 НК РФ. Их можно разделить на две категории:

1) Работодатели, выплачивающие доходы наемным работникам. К этой категории относятся как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

2) Лица, осуществляющие частную деятельность. Категория физических лиц, получающих доходы, а именно: индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Общим условием признания перечисленных лиц налогоплательщиками является факт выплаты наемным работникам. В случае отсутствия наемных работников, перечисленные лица не являются плательщиками налога по данному основанию. Если лицо одновременно относится к двум категориям налогоплательщиков, то оно исчисляет и уплачивает налог отдельно по правилам, установленным для каждой категории. В том случае, если лицо переведено на уплату единого налога на вмененный доход от определенных видов деятельности, то оно не уплачивает ЕСН по доходам, возникающим в процессе осуществления этой деятельности (п. 3 ст. 235 первоначальной редакции НК РФ). Законом о внесении поправок в часть вторую НК РФ из текста ст. 235 НК РФ указанная норма удалена. Однако это не исключает применения, предусмотренного ею порядка. Он установлен ст. 1 Ф.З «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», в соответствии с которой плательщики данного налога не уплачивают платежи во внебюджетные фонды. ЕСН и является таким платежом.

Список используемой литературы

налоговый льгота социальный

1. Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. — 2008г.

2. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы. — 2007г.

3. Гейц И.В. Единый социальный налог. — 2001г.

Размещено на Allbest.ru

admin

Добавить комментарий