Люди с ограниченными возможностями

Люди с ограниченными возможностями

Технологическая карта урока
Предмет: обществознание
Класс: 5
Тема: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями
Цель: достижение образовательных результатов.
Личностные – осознание того, что, «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами…»
Коммуникативные – управлять своим поведением и оценивать свои действия.
Регулятивные – формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
Познавательные – произвольно и осознано владеть общим приемом решения проблемных ситуаций.
Основные понятия: инвалид, инвалидность.
Учебно-методическое обеспечение: учебник Кравченко А.И. «Обществознание. 5 класс», мультимедийный диск
Дата:
Разработчики: Биишева М.Ю., Арапова Л.В.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих. Создание эмоционального настроя. Приветствие учителя. Настрой на работу Л: формирование стартовой мотивации к изучению
Актуализация знаний Фронтальный опрос стр. 32-33 учебника. Ответы учеников П: владение понятийным аппаратом.
Мотивация -А теперь скажите мне, все ли может человек? Почему?
— Как вы думаете, кому бывает трудно? Почему?
Постановка проблемы.
Мне нужны два помощника.
Предлагаем игру «Поводырь»
Опишите, пожалуйста, свои ощущения. Что было легко? В чем возникла трудность?
Какую проблему показали нам ребята?
Абсолютно, верно. Как мы можем назвать таких людей.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Чтобы вы хотели узнать?
Формулируем тему и цель урока. Предполагаемые ответы: да или нет. Учащиеся аргументируют свою точку зрения
Ученики работают в паре. Задание: провести товарища с завязанными глазами между партами
Ответ: Слепых людей
Инвалиды, калеки и т.д.
Возможные варианты…
Запись в тетрадке темы Л: проявление уважительного отношения к окружающим
П: установка логических связей
Изучение нового материала Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом. Что вы понимаете под словом инвалид? Давайте запишем определение «инвалид».
Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Давайте, поработаем с текстом на стр. 34 и выделим причины инвалидности. Работаем в парах.
Работа со статистикой на стр. 37. Какой вывод мы можете сделать?
Опережающие задание. Сообщение о выдающихся личностях с ОВЗ Предполагаемые ответы…
Запись в тетрадь на стр. 33
Работа с текстом в парах. Выписать в тетради «Причины инвалидности» , озвучивают записи.

5. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Необходимо беречь здоровье. Инвалидом может стать каждый в результате несчастного случая
Выступление 2-3 учеников
П: поиск и отбор необходимой информации, работа с понятиями, работа с текстом.
К: умение работать в парах, организация сотрудничества, умение вести диалог
П: объяснение фактов и явлений, идей и точек зрения
Л:определение своей позиции
Р: решение поставленной задачи
Первичное закрепление Работа с тренажёром, диск Выполняют задания П: объяснение фактов и явлений, точек зрения
К: умение вести диалог
Динамическая пауза «Две сороконожки»
— Давайте себя обнимем, сцепим руки и не дадим прорваться злу к нам:
Две сороконожки бежали по дорожке.
Все бежали и бежали,
Все друг дружку догоняли.
Так друг дружечку догнали,
Так друг дружечку обняли,
Что едва мы их разняли.
Выполняют задания Л: проявление уважительного отношения к окружающим
Практикум Выполнение заданий практикума на стр. 38
Есть ли в нашем селе, городе такие люди? С какими проблемами они сталкиваются? Как им можно помочь? Выполняют задание в парах или группах.
Предполагаемые ответы…
Да, есть. Труднодоступные места, необходимо помогать К: умение работать в парах, организация сотрудничества.
Л:определение своей позиции, высказывать своем мнение
П: поиск и отбор необходимой информации
Рефлексия Синквейн на тему
«Люди с ограниченными возможностями» Составляют синквейн:
Волевые, беззащитные
Помогать, заботиться, уважать Р: решение поставленной задачи, использование алгоритма
Домашнее задание Параграф, практикум 2-3 вопрос на выбор Записывают д/з Р: постановка задач
Итоги урока Вывод: как вы понимаете фразу «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами…»? какой вывод можно сделать?
Комментированное выставление оценок Высказывание детей, делают вывод – забота и помощь ближним П: аргументированное объяснение своей точки зрения
Л: высказывание собственного мнения
К: умение вести диалог
Р: контроль выполнения результатов

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Как правильно говорить об инвалидности

«Инвалид», «человек с ограниченными возможностями», «прикованный к коляске» — подобные выражения режут слух, но долгое время мне было неловко объяснять, почему так говорить не стоит. Но чем больше я общаюсь с людьми с инвалидностью, тем отчетливее понимаю – слова, которые мы произносим, и смысл, который в них вкладываем, не просто очень важны — они способны создавать стереотипы, или разрушать их. А это формирует самоощущение человека, с которым мы общаемся. Отношение к инвалидности меняется, и некоторые слова, которые когда-то были нормой, сейчас считаются некорректными. И я очень хорошо понимаю своих друзей без инвалидности, которые искренне хотят быть открытыми и вежливыми, и толерантными, но ломают голову над тем, «как бы это сказать поаккуратней». Думаю, что «погруженность в тему» позволяет мне привести здесь что-то вроде рекомендаций – и я очень надеюсь, что они будут полезны.

Слова и выражения, которые ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ, общаясь  с людьми с инвалидностью:

  • Человек с инвалидностью 
  • Человек с ограниченными возможностями здоровья
  • Незрячий (слабовидящий), неслышащий (слабослышащий), с инвалидностью по зрению (слуха)
  • Человек (ребенок) с синдромом Дауна
  • Человек (ребенок) с ДЦП
  • Человек, использующий инвалидную коляску
  • Человек с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями  (психического, эмоционального) развития

Сравните:  человек без инвалидности

НЕКОРРЕКТНО ЗВУЧИТ:

  •  Инвалид
  • Человек с ограниченными возможностями
  • Больной; с проблемами здоровья
  • Жертва болезни или несчастного случая, страдающий заболеванием, прикованный к коляске
  • Парализованный, глухой или слепой
  • Даун, слабоумный, отстающий в развитии, умственно неполноценный
  • Страдающий ДЦП, дэцэпэшник

ПОЧЕМУ?

При общении с любым человеком мы  определяем его через личные, а не физиологические качества.  Это как с социальными ролями — когда один и тот же человек одновременно может быть мамой, милиционером, собачником, управдомом и коллекционером кактусов. Все эти роли связаны с личностью человека, его увлечениями, склонностями и способностями.
Но если мы начнем определять человека через его физическое состояние или, тем более, болезнь, мы автоматически отказываем ему в проявлении этих личных качеств, склонностей и способностей. 
Так, называя человека «инвалидом», мы даем ему  определение, которое переводится, как «неспособный». 
«Инвалидность» же  – это не определение, а описание  физиологического  состояния, в котором человек находится в данный момент. И говоря «человек с инвалидностью», мы ставим на первое место слово «человек», подразумевая, что тот, о ком идет речь, может играть много других социальных ролей, и его жизнь не ограничивается этой самой инвалидностью.  Важно также, что говоря так, мы не исключаем, что это временное состояние.
По той же причине некорректно использовать определения человека через болезнь – «даун», «слепой», «парализованный».
Отдельно хочется сказать о наболевшем — «человек с ограниченными возможностями». Вдумайтесь. Правильно ли допустить, что, называя кого-либо таким образом, мы подразумеваем, что есть еще и «люди с неограниченными возможностями»? 
Есть  термин «человек с ограниченными возможностями здоровья» или «человек с ОВЗ». Это скорее медицинский термин, но благодаря конкретизации он все же более уместен. 

ПРО ТЯЖЕЛОВЕСНОСТЬ
Я понимаю, что все корректные слова и выражения, которые я привела здесь – более тяжеловесны, чем их некорректные аналоги. Действительно, проще произнести «инвалид», чем «человек с инвалидностью».
Но на самом деле все эти неудобные дополнительные предлоги – это такие мостики, которые незаметно переводят нас от чувства жалости, сострадания или негатива – к уважению и нормальному человеческому общению.
В качестве примера приведу чудесный диалог. Как-то раз мы с детьми гуляли на детской площадке, и к Алёшке подошел мальчик. Он внимательно рассмотрел коляску, а потом спросил (у меня): «Он что, инвалид?» Я немного растерялась, и ответила: «Ээээ… Нуу.. Ну, он на коляске». Мальчик выдохнул: «Ой, ну слава Богу, а то я уж подумал, что он инвалид..» Ну, и пошли ребята играть…

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

 (из пособия  «Культура общения с людьми с инвалидностью — язык и этикет» РООИ «Перспектива», С.А. Прушинский)

1. Когда Вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все Ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно к этому человеку.

2. Когда Вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.

Конспект урока на тему «Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями»

Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь — переспросите.

5. Обращайтесь с детьми с инвалидностью по имени, а с подростками и старше — как со взрослыми.

6.Опираться или повиснуть на чей‑то инвалидной коляске — это тоже самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.

8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что‑либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».

Не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самих людей с инвалидностью.

Выбирая слова, просто задумайтесь и примерьте их на себя – и многое прояснится само собой. И в конце концов, наши  слова – это привычка, а хорошие привычки многое меняют к лучшему.

Марина Потанина

Президент фонда «Детям о детях» и мама

Технологическая карта урока

Предмет: обществознание

Класс: 5

Тема: Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями

Цель: достижение образовательных результатов.

Личностные – осознание того, что, «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами…»

Коммуникативные – управлять своим поведением и оценивать свои действия.

Регулятивные – формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Познавательные – произвольно и осознано владеть общим приемом решения проблемных ситуаций.

Основные понятия: инвалид, инвалидность.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Кравченко А.И. «Обществознание. 5 класс», мультимедийный диск

Дата:

Разработчики: Биишева М.Ю., Арапова Л.В.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся.

Люди с особыми потребностями

Проверка присутствующих. Создание эмоционального настроя.

Приветствие учителя. Настрой на работу

Л: формирование стартовой мотивации к изучению

Актуализация знаний

Фронтальный опрос стр. 32-33 учебника.

Ответы учеников

П: владение понятийным аппаратом.

Мотивация

-А теперь скажите мне, все ли может человек? Почему?

— Как вы думаете, кому бывает трудно? Почему?

Постановка проблемы.

Мне нужны два помощника.

Предлагаем игру «Поводырь»

Опишите, пожалуйста, свои ощущения. Что было легко? В чем возникла трудность?

Какую проблему показали нам ребята?

Абсолютно, верно. Как мы можем назвать таких людей.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Чтобы вы хотели узнать?

Формулируем тему и цель урока.

Предполагаемые ответы: да или нет. Учащиеся аргументируют свою точку зрения

Ученики работают в паре. Задание: провести товарища с завязанными глазами между партами

Ответ: Слепых людей

Инвалиды, калеки и т.д.

Возможные варианты…

Запись в тетрадке темы

Л: проявление уважительного отношения к окружающим

П: установка логических связей

Изучение нового материала

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам ООН, чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом. Что вы понимаете под словом инвалид? Давайте запишем определение «инвалид».

Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Давайте, поработаем с текстом на стр. 34 и выделим причины инвалидности. Работаем в парах.

Работа со статистикой на стр. 37. Какой вывод мы можете сделать?

Опережающие задание. Сообщение о выдающихся личностях с ОВЗ

Предполагаемые ответы…

Запись в тетрадь на стр. 33

Работа с текстом в парах. Выписать в тетради «Причины инвалидности» , озвучивают записи.

Необходимо беречь здоровье. Инвалидом может стать каждый в результате несчастного случая

Выступление 2-3 учеников

П: поиск и отбор необходимой информации, работа с понятиями, работа с текстом.

К: умение работать в парах, организация сотрудничества, умение вести диалог

П: объяснение фактов и явлений, идей и точек зрения

Л:определение своей позиции

Р: решение поставленной задачи

Первичное закрепление

Работа с тренажёром, диск

Выполняют задания

П: объяснение фактов и явлений, точек зрения

К: умение вести диалог

Динамическая пауза

«Две сороконожки»

— Давайте себя обнимем, сцепим руки и не дадим прорваться злу к нам:

Две сороконожки бежали по дорожке.

Все бежали и бежали,

Все друг дружку догоняли.

Так друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

Выполняют задания

Л: проявление уважительного отношения к окружающим

Практикум

Выполнение заданий практикума на стр. 38

Есть ли в нашем селе, городе такие люди? С какими проблемами они сталкиваются? Как им можно помочь?

Выполняют задание в парах или группах.

Предполагаемые ответы…

Да, есть. Труднодоступные места, необходимо помогать

К: умение работать в парах, организация сотрудничества.

Л:определение своей позиции, высказывать своем мнение

П: поиск и отбор необходимой информации

Рефлексия

Синквейн на тему

«Люди с ограниченными возможностями»

Составляют синквейн:

Волевые, беззащитные

Помогать, заботиться, уважать

Р: решение поставленной задачи, использование алгоритма

Домашнее задание

Параграф, практикум 2-3 вопрос на выбор

Записывают д/з

Р: постановка задач

Итоги урока

Вывод: как вы понимаете фразу «помогая слепым людям, мы действительно прозреваем сами…»? какой вывод можно сделать?

Комментированное выставление оценок

Высказывание детей, делают вывод – забота и помощь ближним

П: аргументированное объяснение своей точки зрения

Л: высказывание собственного мнения

К: умение вести диалог

Р: контроль выполнения результатов

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

— Конспект урока по теме: «Человек и его деятельность».
— Подготовка к ЕГЭ по обществознанию(35-36 задание) 2015
— Разработка урока по экономике на тему «Деньги и их подлинность»
— Конспект урока обществознания на тему
— Школьный музей как ресурс социализации обучающихся
— ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
— Элементы «soft power» в современной политике России.
— Сценарий выступления агитбригады по основа избирательного права
— Разработка воспитательного мероприятия «Цвети наш Вельск…»
— Разработка внеклассного мероприятия по обществознанию



сообщение о человеке с ограниченными возможностями, какие есть у него потребности и как ему помочь.

Ответы:

Почему люди становятся инвалидами? В какой помощи они нуждаются? Чего способны достичь люди с ограниченными возможностями? Инвалиды Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам Организации Объединённых Наций (ООН), чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом. Советуем запомнить! Инвалид (человек с ограниченными возможностями и особыми потребностями) — человек, возможности которого ограничены из-за его физических или умственных, психических отклонений. Инвалиды — люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др. Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов — ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней. Причины инвалидности Инвалидность — далеко не всегда врождённое состояние, наследственность. Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины.

1.1 Понятие «лицо с ограниченными возможностями», «инвалидность», ее виды и группы

Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги. Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности. Советуем запомнить! Инвалидность — любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Интересные факты Международный день людей с ограниченными возможностями здоровья проводится ежегодно з декабря. Инвалиды — такие же, как и все люди, хотя и со своими особенностями. А у кого их нет?! Нужно, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Им нужно понимание и равноправие. С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? Что помогает их преодолевать? Помощь людям с ограниченными возможностями Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями здоровья. Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. В нашей стране есть немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды. Дополнительное чтение Слепые с рождения хорошо ориентируются в пространстве. Они никогда не наткнутся на дерево и не упадут с тротуара. А вот ослепшие внезапно годами сидят дома, выходя на улицу только в сопровождении родных. Не могут самостоятельно купить хлеба и перейти дорогу — звуковых светофоров в стране немного. При определённой подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после специальной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря. С какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни инвалиды по зрению? Какие приспособления помогают их преодолевать? А как вы можете помочь инвалидам по зрению решать их проблемы? Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями. Слепоглухих детей, т. е. и слепых и глухих одновременно, в России

1. Социальный проект «Адаптация инвалидов»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ»
МАОУ СОШ №67
ГУКАЛО ЕВГЕНИЯ 10 «Б»

2. Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Инвалидность — это специфическая особенность развития и
состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями
жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. В современном
мире очень актуальна проблема адаптации инвалидов.

О жизни людей с особенными потребностями

В России
насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов
жителей страны. Инвалидность уже не является проблемой
некого определённого круга якобы «неполноценных людей» — это
проблема всего социума в целом. Людям с инвалидностью весьма
проблематично включиться в процесс социализации.
Окружающие чаще всего относятся к ним как к «ограниченным»
и «бесполезным». Форма проявления инвалидности приводит к
тому, что всегда возникают какие-то своеобразные изменения
личности, а также различные проблемы. Появляется
«разница» между людьми с инвалидностью и обществом. И
именно эта разница определяет их дальнейшую жизнь. Проблемы
для инвалидов связаны в первую очередь с возникновением
многочисленных социальных барьеров, не позволяющих
инвалидам активно включиться в жизнь общества.
Наиболее характерными затруднениями в период адаптации
являются: *проблемы интеллектуального, эмоционального и
личностного развития, *затруднения в самостоятельной
организации быта и досуга, *затруднения в ориентации в системе
служб социальной поддержки.Все это показывает актуальность
проекта в современном обществе.

3. Анкетирование

АНКЕТИРОВАНИЕ
Всего опрошено 70
человек.

4. Цели и задачи

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
Изучение проблем
социализации
повышение качества жизни
людей с ограниченными
возможностями.
Поддержка инвалидов.
Содействие в создании
условий для социализации.
Задачи:
•Изучение механизма
реализации государственной
политики в отношении
инвалидов
•поддержка и реализация
творческого потенциала
данной категории
•Снижение социально
психологических барьеров.
•Поиск и анализ
информации, связанной с
проблемами адаптации.

5. Сроки и ожидаемые результаты

СРОКИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сроки
I Этап/ Диагностический ( 11.2017-08.2018 гг.)
Сбор и анализ информации для
реализации проекта. Проведение
исследований, поиск возможных решений
проблемы и привлечение людей для
дальнейшего сотрудничества в
развитии проекта.
II этап/ реализация (08.2018-10.2020)
Разработка методики для
социализации. Проведение мероприятий
с применением методик для социальной
адаптации.
III этап/Заключительный(10.202012.2020)
Подведение итогов, Соотношение
результатов реализации проекта с
поставленными целью и задачами.
Анализ полученных итогов и
определение перспектив дальнейшего
развития проекта.
Ожидаемые результаты:
Данный проект ориентирован на
организацию неформального
общения, создания условий для
социальной адаптации а так же
разработку методики которая поможет
инвалиду преодолеть чувство
собственной неполноценности.
Проект так же подразумевает
создание хорошего психологического
настроя, содействие повышению
образовательного и культурного
уровня, а также увеличению шансов
на успешное трудоустройство.

6. План работы

ПЛАН РАБОТЫ

Мероприятие
Возможные формы реализации
сроки
ресурсы
Сбор информации
Наблюдение, тестирование, анкетирование,
проведение исследований.
11.201702.2018
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Microsoft word
Исследования и
разработка
изучение особенностей работы с инвалидами, а так
же проблем адаптации , анализ государственной
политики в отношении инвалидов, изучение
социального барьера и способов его преодоления.
02.201805.2018
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Microsoft word
Привлечение
партнеров
Поиск волонтеров. Установление контакта с
социальными службами для реализации
проекта. Поиск спонсоров.
05.201808.2018
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Разработка
методики.
Обобщение полученной информации,
создание методики и планирование
мероприятий для ее проведения.
08.201801.2019
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер
Реализация
Проведение мероприятий направленных на
социализацию. Совершенствование
методики.
201910.2020
Подведение итогов
Соотношение результатов реализации
проекта с поставленными целью и
задачами. Обозначение значимости
итогов и определение перспектив
дальнейшего развития.
10.202012.2020
Microsoft word
Всемирная информационная
компьютерная сеть
Компьютер

7.

Заключение:
Бюджет
В результате проведенных
Проект не требовал затрат, кроме
указанных ранее ресурсов.
исследований выясняется что инвалиды
становятся особой социально Возможные источники
демографической группой с меньше
прибыли:
возможностью передвижения, более
Добровольные пожертвования
низким уровнем дохода, меньшей
Сотрудничество с фондами
возможностью получения образования и
Получение гранта на реализацию
особенно, адаптации в
проекта.
производственной деятельности.
Не сама инвалидность — беда человека,
а испытания, которые переносит он в
связи с тем, что окружающее общество
ограничивает свободу выбора в
трудоустройстве. Теоретически инвалид
обладает всеми конституционными
правами, а на практике подавляющее
большинство из них не может получить
образование, устроиться на работу.
Проект направлен на решение всех этих
проблем, а так же преодоление социальных
барьеров и улучшение жизни людей с
ограниченными возможностями.

Социальный проект «Адаптация инвалидов»

English     РусскийПравила

Авторы: Сидорова Анна Андреевна, Рылова Наталья Дмитриевна
Должность: студентка тиу
Учебное заведение: ФГБОУВО ТИУ
Населённый пункт: Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: «Проблемы культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями»
Дата публикации: 16.10.2017
Раздел: среднее профессиональное

Проблема культуры толерантности в отношении людей с

ограниченными возможностями

Рылова Наталья Дмитриевна, Сидорова Анна Андреевна

ТИУ, Тюмень

Инвалидность – это социальное явление, избежать которого не может

ни

одно

общество

в

мире.

Люди

с

ограниченными

возможностями

составляют в среднем более 10 процентов населения большинства стран. В

современной России, по официальной статистике, таких людей уже более 13

миллионов.

Ограничение здоровья не означает ограничение способностей, таланта,

стремления к самовыражению, к активной жизни.

Ограниченные возможности или особые потребности

Имеется бесчисленное

множество

примеров

выдающихся

достижений

людей

с

ограниченными

возможностями в науке, творчестве, спорте. Этих успехов они добиваются

ценой огромных усилий, преодолевая недуг, проявляя высочайшее мужество,

силу духа и воли, часто на пределе человеческих возможностей.

Права

людей

с

ограниченными

возможностями

давно

являются

предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных

наций

и

других

международных

организаций.

Одним

из

направлений

социальной политики России в настоящее время также является решение

проблем людей с ограниченными возможностями на цивилизованном уровне.

В

соответствии

с

законом,

принятым

11.12.1990г.

«Об

основных

началах социальной защищённости инвалидов в СССР» инвалидом является

лицо,

которое

в

связи

с

ограничением

жизнедеятельности,

вследствие

наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной

помощи и защите.

Ограничение

жизнедеятельности

лица

выражается

в

полной

или

частичной

утрате

способности

осуществлять

самообслуживание,

передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также

заниматься трудовой деятельностью.

Социальная

политика

нашего

государства

направлена

на

создание

необходимых условий для реализации и соблюдения прав и свобод людей с

ограниченными

возможностями,

устранение

ограничений

и

создания

благоприятных условий для ведения полноценного образа жизни.

Однако,

несмотря

на

работу

государства

по

интеграции

людей

с

ограниченными

возможностями

в

социум,

такие

люди

достаточно

часто

чувствуют себя обделёнными, ненужными и забытыми.

Зачастую

это

связано

с

проблемой

недостаточной

обеспеченности

людей

с

ограниченными

возможностями

техническими

средствами,

облегчающих

их

жизнедеятельность,

также

и

общество

может

препятствовать социальной интеграции таких людей. Это связано с низким

уровнем культуры толерантности, в частности по отношению к людям с

ограниченными возможностями.

Мы провели социологический опрос среди людей с ограниченными

возможностями. Полученные данные подтвердили наше предположение, о

том,

что

уровень

культуры

толерантности

в

отношении

таких

людей

действительно является недостаточно высоким.

100% опрошенных когда-либо испытывали интолерантное отношение к

себе

со

стороны

окружающих.

Среди

показателей

низкой

культуры

толерантности, с которой они столкнулись лично, респонденты выделяют:

агрессивность, бестактность, равнодушие.

Проведённое

нами

социологическое

исследование,

путём

экспресс-

опроса

среди

учащихся

старших

классов

и

педаагогического

коллектива

одной из общеобразовательных школ г.Тюмени показало:

Значимая

часть

45%

считают,

что

людям

с

ограниченными

возможностями

обязательно

нужно

оказывать

помощь

и

поддержку,

но

решением данной проблемы должно заниматься государство. Кроме того,

респонденты полагают, что люди с ограниченными возможностями должны

жить и общаться исключительно с такими же, как они, что демонстрирует их

низкий уровень восприятия людей с ограниченными возможностями.

Другие 30% респондентов вполне адекватно воспринимают людей с

ограниченными

возможностями,

готовы

к

общению

и

взаимодействию

с

ними. Как правило, так отвечали люди, имевшие опыт общения с людьми с

ограниченными

возможностями,

в

силу

своей

профессиональной

компетенции и деятельности, «соседского расположения», обучения в одном

классе, и, имевшие непосредственно опыт семейных отношений с ними.

Ещё

20%

респондентов

относятся

к

людям

с

ограниченными

возможностями достаточно терпимо, однако они предпочли бы не вступать в

контакт с такими людьми.

Оставшиеся 5% опрошенных занимают равнодушную позицию, считая

для себя не нужным и не интересным обсуждение этой проблемы, так как она

их не коснулась.

Результаты проведённого нами исследования говорят о низкой культуре

толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Среди показателей низкого уровня культуры толерантности нами были

выделены

следующие:

1)

низкий

уровень

коммуникабельности

по

отношению к людям с ограниченными возможностями; 2) низкий уровень

общетеоретических

представлений

о

проблеме

инвалидности;

3)

низкий

уровень

информированности

о

жизни

людей

с

ограниченными

возможностями; 4) нежелание взаимодействовать с людьми с ограниченными

возможностями,

по

причине

испытываемого

чувства

психологической

дискомфортности и чувства вины; 5) нежелание испытывать эмпатию.

Одной

из

причин

низкого

уровня

толерантности

по

отношению

к

людям

с

ограниченными

возможностями

является

с оциа льно-

психологический барьер, неразвитость толерантной среды в образовательных

учреждениях; недостаточность учебных программ и занятий, направленных

на формирование и развитие толерантного сознания именно в отношении к

людям

с

ограниченными

возможностями,

а

не

только

в

направлении

национальной толерантности.

Нетерпимость

свойство

присущее

индивиду

на

низших

стадиях

личностного развития.

Не принимая, отторгая всё, с точки зрения субъекта,

ему

не

свойственное,

он,

таким

образом,

пытается

сохранить

своё

мировоззрение.

По

мере

личностного

роста

(расширения

кругозора,

развития

и

укрепления представлений о себе и окружающем мире) человек становиться

более терпимым. Этому естественному процессу противостоит ряд факторов.

Одним

из

таких

факторов

является

отсутствие

в

жизни

индивида

условий для развертывания рефлексии, мыслительных процессов, связанных

с самонаблюдением, самопознанием. Это может сложиться спонтанно, быть

обусловлено

трудностями

выживания.

Однако

в

процессе

многовековой

истории

человечества

были

выработаны

и

социокультурные

механизмы

удержания человека на низшей стадии развития с целью сохранения лёгкой

возможности манипулирования им.

Ещё

одной

причиной

недостаточной

культуры

толерантности

в

отношении

людей

с

ограниченными

возможностями

является

уровень

социализации

таких

людей

в

обществе.

Тесное

знакомство

с

жизнью

представителей

иных

групп,

в

том

числе

людей

с

ограниченными

возможностями,

и

реальное

общение

с

ними

приводит

к

снижению

нетерпимости, её переосмыслению. Сегодня создание без барьерной среды,

введение инклюзивного образования в России как раз направлено на решение

данной проблемы.

Важнейшая

общечеловеческая

ценность,

на

которой

основывается

сегодня

социальное

развитие

во

всём

мире,

это

доброжелательное

отношение к людям, не похожим на остальных, адекватное восприятие людей

с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь требует соблюдения

ряда

условий:

предоставление

людям

с

ограниченными

возможностями

равных

прав

и

особых

условий

для

развития,

обучения

их

навыкам

независимости, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права.

К

числу

социальных

факторов

низкой

культуры

толерантности

по

отношению

к

людям

с

ограниченными

возможностями,

относится

нетерпимость по отношению к «нестандартным детям».

Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми,

зачастую

проявляют

интолерантность

по

отношению

к

детям

с

ограниченными возможностями: они не так быстро усваивают программный

материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием

бывает

изолировать,

избавиться

от

них,

направив

в

какое-либо

специализированное

учреждение.

Однако

не

каждый

ребёнок

с

ограничениями

в

развитии

должен

воспитываться

в

специальном

учреждении.

Более

того,

необходимо

способствовать

контактам

«нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних

правильные, реальные представления о проблемах таких детей.

Родители детей с особыми нуждами помимо переживаний событий и

ситуаций,

свойственных

большинству

семей,

испытывают

воздействие

и

других факторов, многие из которых являются стрессорными, имеющими

хронический характер.

Интолерантное

отношение

и

наличие

многочисленных

социальных

барьеров

не

позволяет

людям

с

ограниченными

возможностями

активно

включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что

она прошла сложный путь – начиная от физического уничтожения, изоляции

«неполноценных» членов, до признания необходимости интеграции лиц с

различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами,

психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной

среды.

Необходимо

формировать

установку

на

толерантный

путь

развития

личности. Высокий уровень культуры толерантности общества, безусловно,

необходим

для

успешной

социализации

людей

с

ограниченными

возможностями в нем.

В раздел образования

admin

Добавить комментарий