Легализация доходов

Легализация доходов

О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

И.Н. Соловьев,
начальник уголовно-правового управления Правового департамента МВД России, к.ю.н.

1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.
По экспертным данным МВД России, 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15 % расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.
Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:
1) создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент. В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение «грязных» наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.
Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета «своих» организаций, расположенных чаще всего в оффшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний «грязные деньги». При проведении импортных операций в оффшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм*1;
_____
*1 Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. — М., 2001. — С. 24.
2) отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций. Нередко создаются оффшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;
3) осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;
4) участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.
За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 год) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 году их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 году число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года — 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67 %. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.

2. Формирование законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем .
Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).
Таким образом, в настоящее время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением преступного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.
При обсуждении в Государственной Думе вопросов противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с доходов, полученных легальным путем, то с не подвергшихся налогообложению доходов должны взиматься неуплаченные налоги, штрафы и пени, которые затем должны «работать» на экономику страны. В итоге депутаты Государственной Думы настояли на том, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие правонарушения:
— невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами;
— уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.
Сторонники данной позиции отмечали, что за все это УК РФ уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за «отмывание» денег, ответственность.
Правительство РФ предлагало в качестве компенсации за вывод налоговых нарушений из-под прямого действия УК РФ закрепить в нем хотя бы положение, что банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений. Однако Государственная Дума сочла такое требование излишним. По мнению депутатов, через отслеживание налоговых нарушений, валютных и таможенных нарушений бессмысленно искать «грязные» деньги. Если можно выявить неуплату налогов с каких-то доходов, то это означает, что эти доходы, даже если они и были «грязными», уже каким-то способом легализованы.
Таким образом, позиция отдельных депутатов привела к тому, что из-под действия законодательства о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, были выведены налоговые преступления. Однако, с нашей точки зрения, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также незаконны, а уклонение от уплаты налогов является таким же общественно опасным деянием, как и все остальные.

3. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена вышеуказанными статьями Кодекса.
Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу — КФМ России (с 09.03.2004 — Федеральная служба по финансовому мониторингу — Росфинмониторинг), одной из основных задач которого является направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. С момента образования Комитета по июль 2003 года КФМ России передал в правоохранительные органы 4800 материалов, касающихся подозрительных финансовых операций, по итогам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел.
Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) выработала рекомендации, предусматривающие для стран мирового сообщества:
— определение перечня преступлений, с легализаций доходов от которых следует бороться;
— определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;
— определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;
— установление в законодательстве той или иной страны понятия «легализация незаконно полученных доходов» таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.
Для выполнения рекомендаций FATF российскими законодателями разработан и принят Федеральный закон от 28.07.2004 N 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которым появились следующие законодательные новеллы:
1) перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, уточнен и дополнен страховыми организациями и лизинговыми компаниями, организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также устраивающими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, а также организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
2) перечень операций с денежными средствами в наличной форме, которые подлежат обязательному контролю, дополнен операциями покупки или продажи наличной иностранной валюты физическим лицом;
3) уточнен перечень иных сделок с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и в иных основанных на риске играх;
4) перечень операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю, дополнен такой услугой, как предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;
5) перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, дополнен сделками с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее;
6) уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
7) дополнены требования к правилам внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций — Банком России;
8) установлен срок, в течение которого работники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при возникновении подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, обязаны сообщать об этом в уполномоченный орган, — не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций;
9) уточнено, что пятилетний срок хранения документов, подтверждающих сведения, связанные с мероприятиями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом;
10) уточнены запретительные меры для кредитных организаций, направленные на эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Кредитным организациям запрещается:
— открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
— открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
— устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
11) установлены случаи, когда кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом:
— отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
— непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведения, либо представление недостоверных документов;
— наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии его в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
12) Закон N 115-ФЗ дополнен ст. 7.1, в которой прописываются права и обязанности иных лиц.
Так, устанавливается, что требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если они готовят или осуществляют от имени либо по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
— сделки с недвижимым имуществом;
— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

СТ 174 УК РФ.

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным
имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания
правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами
или иным имуществом —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными
работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до
пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на
срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением
свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы
на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на
срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением
свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с
ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без
такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или
иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье и статье 174.1 настоящего
Кодекса признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным
имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо
крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 174 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.

Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).

2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.

Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.

В ч. 1 ст. 174 УК не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.

4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК.

5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Второй комментарий к Ст. 174 УК РФ

1. Судебное толкование составов легализации дано в постановлении ПВС РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем», с изм. от 26.02.2019 (далее — постановление 2015 г.).

2. Предмет — денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем. По разъяснению Пленума ВС 2015 г., это не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых — признак конкретного состава преступления (например, хищения, получения взятки), но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, за убийство по найму) либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте. При этом, исходя из положений ст. 1 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. и с учетом Рекомендации 15 ФАТФ предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, могут выступать в том числе и денежные средства, преобразованные из виртуальных активов (криптовалюты), приобретенных в результате совершения преступления (п. 1 постановления 2015 г.).

3. Если имущество, приобретенное преступным путем (в результате совершения преступления), ограничено законом в гражданском обороте и ответственность за его незаконный оборот предусмотрена одной из статей Особенной части УК (в частности, статьями 186, 191, 220, 222, 222.1, 228.1), то совершение с ним сделки в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению следует квалифицировать только по соответствующей статье как приобретение либо сбыт оружия, боеприпасов, наркотических средств и т.д. без совокупности со статьями 174 и 174.1 УК. Последующее совершение в указанных целях финансовых операций и сделок с денежными средствами, полученными в результате преобразования такого имущества (к примеру, с денежными средствами, приобретенными в результате продажи наркотического средства), образует объективную сторону преступлений, предусмотренных ст. 174 или ст. 174.1 УК (п. 2 постановления 2015 г.).

4. При смешении не имеющих индивидуально-определенных признаков денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), с однородным правомерно приобретенным имуществом (например, при зачислении на банковский счет денежных средств из разных источников) последующее совершение финансовых операций или сделок с таким имуществом подлежит квалификации по ст. 174 или ст. 174.1 УК в размере, соответствующем сумме денежных средств либо стоимости иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления) (п. 3 постановления 2015 г.).

5. Вывод суда о преступном характере приобретения имущества, наряду с иными материалами уголовного дела, может основываться на: обвинительном приговоре по делу о конкретном преступлении, предусмотренном одной из статей Особенной части УК (об основном преступлении); постановлении органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) за совершение основного преступления в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в связи с недостижением лицом возраста уголовной ответственности, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, а также по основаниям, предусмотренным ст. 28.1 УПК РФ, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка, и т.д. (п. 4 постановления 2015 г.).

6. Принципиально важно, что сам субъект преступления, предусмотренного ст. 174 УК, не участвовал в совершении преступлений, доходы от которых легализуются; они совершены другими лицами, однако субъекту легализации должно быть известно о преступном происхождении денежных средств или иного имущества.

7. Объективная сторона состоит в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, следует понимать придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступлений, за названными исключениями.

8. Легализация заключается в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Согласно п. 6 постановления 2015 г., под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.). К сделкам могут быть отнесены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей. При этом, по смыслу закона, указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением).

Ответственность наступает и при совершении одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), если будет установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (например, заключение договора купли-продажи объекта недвижимости, преступное приобретение которого маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на данный объект) (п. 7 постановления 2015 г.).

9. Преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 174.1 УК, совершенные путем финансовых операций, следует считать оконченными с момента, когда лицо, действуя с указанной в данных статьях целью, непосредственно использовало преступно полученные денежные средства для расчетов за товары или размена либо предъявило (передало) банку распоряжение о переводе денежных средств и т.п. В тех случаях, когда названные преступления совершались путем сделки, их следует считать оконченными с момента фактического исполнения виновным лицом хотя бы части обязанностей или реализации хотя бы части прав, которые возникли у него по совершенной сделке (например, с момента передачи виновным лицом полученных им в результате совершения преступления денежных средств или иного имущества другой стороне договора вне зависимости от того, получено ли им встречное исполнение по сделке). Если же в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), создается лишь видимость заключения сделки с имуществом, тогда как в действительности фактическая передача имущества по ней не предполагается, то преступления, предусмотренные ст.ст. 174 и 174.1 УК, следует считать оконченными с момента оформления договора между виновным и иным лицом (например, с момента подписания договора об оплате услуг, которым маскируется преступное приобретение соответствующих денежных средств) (п. 8 постановления 2015 г.).

10. На признание преступления оконченным не влияет то обстоятельство, что финансовые операции или сделки осуществлялись в условиях оперативнорозыскного мероприятия, проводимого в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

11. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом.

Под целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, следует понимать сокрытие преступного происхождения, местонахождения, размещения, движения имущества или прав на него. Данная цель может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота (п. 10 постановления 2015 г.).

О направленности умысла на легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), не свидетельствует распоряжение ими в целях личного потребления (приобретение продуктов питания, товаров первой необходимости, получение бытовых услуг и т.п.). В зависимости от конкретных обстоятельств дела совершение таких действий может быть квалифицировано по ст. 175 УК или охватываться статьей Особенной части УК, предусматривающей ответственность за основное преступление (п. 11 постановления 2015 г.).

Виновное лицо должно заведомо знать о преступном происхождении имущества, с которым совершало финансовые операции и другие сделки. При этом, по смыслу закона, оно может быть не осведомлено о конкретных обстоятельствах основного преступления (п. 19 постановления 2015 г.).

12. Субъектом является лицо, достигшее возраста 16 лет, не участвовавшее в приобретении денежных средств или имущества преступным путем: действующее от имени или по поручению владельца преступно нажитого имущества; любое другое лицо, сознающее, что совершает финансовую операцию или сделку, направленную на легализацию (отмывание) денег или имущества, полученных заведомо преступным путем (п. 13 постановления 2015 г.).

13. При совместной легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), участвующее в совершении такой сделки лицо, которое до этого непосредственно приобрело указанное имущество в результате совершения им преступления, несет ответственность по ст. 174.1 УК, а лицо, которое данное имущество в результате совершения основного преступления не приобретало, — по ст. 174 УК (п. 14 постановления 2015 г.).

14. В ч.ч. 2—4 ст. 174 УК предусмотрена повышенная ответственность за легализацию при наличии отягчающих обстоятельств.

Разъяснение по уголовному делу по ст. 159 и 174 УК РФ

В подготовке настоящего заключения принимали участие сотрудники кафедры уголовно права и криминологии: профессор Н.Е. Крылова, доцент М.А. Филатова, ассистент О.В. Костылева.

I. Обстоятельства, подлежащие исследованию

Организованная группа обвиняется в приобретении права на чужое имущество путем обмана, в особо крупном размере. Реализуя преступный умысел, направленный на незаконное обогащение путем приобретения права собственности на чужое недвижимое имущество, изготовили поддельное судебное решение и иные необходимые документы о продаже временно пустующей квартиры, находящейся в муниципальной собственности, члену преступной группы. В результате этого последнему было официально выдано свидетельство о государственной регистрации права на данную квартиру. Группа получила тем самым возможность распорядиться квартирой стоимостью 1.200.000 руб. по своему усмотрению, причинив тем самым имущественный ущерб Администрации города. Действия квалифицированы по ч.4 ст.159 УК РФ (а также по ч.2 ст.327 УК РФ).

Согласно обвинению, после этого у преступников возник умысел на легализацию указанной квартиры с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению квартирой путем совершения с ней финансовой операции, а именно – сделки купли-продажи гражданке А. за 600.000 руб., не осведомленной о том, что продавцу квартира фактически не принадлежит, и свидетельство о право собственности на нее приобретено преступным путем. Действия в этой части квалифицированы по ч.4 ст.174 УК РФ.

Гражданка А., являющаяся лишь свидетелем, у которой в ходе производства по делу изъята приобретенная квартира и не возвращены деньги, уплаченные преступникам, заявила в судебном заседании ходатайство о признании потерпевшей по делу с целью реализации права на возмещение причиненного преступлением имущественного вреда.

Вопросы обратившейся стороны состоят в следующем

1. Не требует ли продажа квартиры гражданке А. дополнительной квалификации по ст.159 УК РФ? Пояснения обратившейся стороны: она была введена в заблуждение относительно личности продавца квартиры, который не являлся действительным собственником и не мог распоряжаться правом на квартиру, которым не обладал. Учитывая, что предметом преступления являлось недвижимое имущество, А. лишилась денег и фактически не получила ничего взамен.

2. Возможно ли описание преступного деяния в рамках одной квалификации по ч.4 ст.159 УК РФ с изложением всех обстоятельств (приобретение права собственности, затем – продажа квартиры А.) с указанием двух потерпевших – администрации и гражданки А., несмотря на различные объекты и разных потерпевших (если фактические обстоятельства свидетельствуют об изначальном умысле виновных именно на такую преступную схему – конечной целью которой являлось приобретение не права собственности на квартиру, а только денежных средств от ее последующей продажи)?

3. Либо продажу квартиры добросовестному приобретателю следует расценивать лишь как распоряжение похищенным, находящееся за рамками состава мошенничества?

4. Правильно ли применена ст.174 УК РФ? Пояснения: можно ли придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанной в обвинении квартирой лишь путем ее реальной продажи? Обратившейся стороне представляется, что квартира уже легализована путем получения на нее свидетельства о праве собственности на иное лицо.

II. Исследовательская часть и выводы

1. Отвечая на данный вопрос, адресую коллег к позиции, выраженной мной в Комментарии под ред. В. М. Лебедева и состоящей в следующем.

Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» в случаях, когда лицо получает чужое имущество или приобретает право на него, не намереваясь при этом исполнять обязательства, связанные с условиями передачи ему указанного имущества или права, в результате чего потерпевшему причиняется материальный ущерб, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, если умысел, направленный на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество, возник у лица до получения чужого имущества или права на него. Выделенный признак означает, что если обманное завладение чужим имуществом не направлено на причинение владельцу прямого действительного (положительного) ущерба, в содеянном состав мошенничества отсутствует.

Поскольку действия виновных не были направлены на причинение А. имущественного ущерба, но, напротив, приведенные в обращении обстоятельства свидетельствуют о том, что виновные предполагали закрепление за А. права на квартиру, в их действиях отсутствует состав мошеннического завладения средствами А.

Высказывается та точка зрения, что при указанных обстоятельствах продажа А. квартиры, которой (правом на которую) мошеннически завладели виновные, образует мошенничество в силу безвозмездности изъятия у А. ее имущества. Вывод о безвозмездности изъятия средств А., которому корреспондируют в понимании сторонников данного взгляда иные признаки из названных в п. 1 примечаний к ст. 158 УК РФ, делается на том основании, что виновные в принципе не могли передать А. эквивалентное возмещение в виде права на квартиру, поскольку у них самих такое право не возникло в силу преступного характера завладения этой квартирой.

Однако данный вывод неоснователен, поскольку хотя формально-юридически приобрести право преступно действительно нельзя, однако

а) именно преступным приобретением права на имущество законодатель называет один из видов мошенничества и

б) в попытке придать инструментальный характер правовому оксиморону «преступное приобретение права» высший суд определил его как возникновение у виновного юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, в частности, с момента регистрации права собственности на недвижимость. Следовательно, с момента регистрации права на квартиру у одного из членов организованной группы мошенников этот член группы юридически закрепил за собой право на квартиру.

Содеянное образовывало бы, однако, совокупность двух преступлений, каждое из которых охватывалось бы ст. 159 УК РФ, если бы было установлено, что, уже завладев мошеннически квартирой, виновные на момент продажи ее А. исходили из того, что преступление вскоре будет раскрыто и данную квартиру вернут Администрации города, изъяв ее, соответственно, у А.

Однако в данном случае квалифицировать содеянное как одно преступление было бы нельзя, и вот почему.

Пленум разъяснил: «От совокупности преступлений следует отличать продолжаемое хищение, состоящее из ряда тождественных преступных действий, совершаемых путем изъятия чужого имущества из одного и того же источника, объединенных единым умыслом и составляющих в своей совокупности единое преступление». То есть Пленум относит к критериям продолжаемого преступления «один и тот же источник», из которого изымается имущество, а такой источник понимается как принадлежность имущества одному и тому же потерпевшему. Верховный Суд РФ по одному из дел указал, что «квалификация обоих эпизодов как продолжаемого преступления невозможна в силу пункта 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 № 29 (в ред. от 23.12.2010), поскольку оба хищения совершались из разных источников».

2. То утверждение, что у виновных изначально возник умысел на похищение денежных средств А., означает, что право на квартиру заведомо для виновных не должно было оказаться закреплено за А. Но такое было бы возможно, если бы квартира после получения ее А. должна была бы быть заведомо для виновных возвращена Администрации города. В таком случае виновные не планировали причинить ущерб Администрации города, на это не был направлен их умысел. Однако, как можно понять из обращения, умыслом виновных возврат квартиры Администрации города после передачи ее в собственность А. не предполагался.

Следовательно, их действия по завладению имуществом Администрации города правильно квалифицированы как мошенничество.

3. Продажа квартиры А., как сказано выше, является, конечно, распоряжением похищенным имуществом, однако не простым распоряжением, если понимать под выделенным словосочетанием непреступное деяние. Это распоряжение охватывается правильно вмененным составом легализации преступно приобретенного имущества.

Правда, для ответа на вопрос о том, образует продажа А. квартиры состав преступления, предусмотренного ст. 174 либо 174.1 УК РФ, следует уточнить фактические обстоятельства продажи. Квалификация по ст. 174 УК РФ правильна, если, допустим, сделку с А. заключало лицо, само не являвшееся членом преступной группы, преступно приобретшей принадлежавшую Администрации города, а действующее по доверенности, выданной тем членом группы, который зарегистрировал на себя право собственности на данную квартиру.

Однако если квартиру А. продал член группы, на чье имя было зарегистировано право на данную квартиру, либо другой член организованной группы, мошеннически завладевшей квартирой, то содеянное образует состав преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ.

4. Действительно, квартира по общеупотребительному смыслу слова «легализация» оказалась легализована в момент регистрации права на нее членом орггруппы. Однако понимание Пленумом Верховного Суда РФ состава легализации говорит о том, что, по мнению высшего суда, каждый раз, когда лицо совершает сделку с заведомо преступно приобретенным им или другими лицами имуществом, он едва ли ни неизбежно преследует указанную в ст. 174 и 174.1 УК РФ цель придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанным имуществом. И – а это важнее! — Пленум считает, что легализационная сделка может не только создавать видимость возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей, но и быть действительно направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Иными словами, наличие у виновного цели легализации, по сути, Пленумом презюмируется несмотря на то что, приведя перечень обстоятельств. указывающих на наличие такой цели, он делает ту оговорку, что «совершение указанных финансовых операций или сделок само по себе не может предрешать выводы суда о виновности лица в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления). В каждом конкретном случае необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, что лицо заведомо совершило финансовую операцию или сделку с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».

Итак, предустановленность названной в статьях об ответственности за легализацию цели следует из того утверждения, что «цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота. Такая цель может проявляться, в частности: …в фальсификации оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов и т.п. (выделено мной – П.Я.».

Практика вменения в подобных случаях состава мошенничества и легализации преступно приобретенного имущества вполне устойчива.

1. «…А., Н., О. и их соучастники завладели правом на имущество — вышеуказанную квартиру, стоимостью *** рублей, то есть в особо крупном размере, что повлекло лишение права ФИО5 на данное жилое помещение.

Легализация (отмывание) имущества, приобретенного в результате совершения преступления, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, была совершена подсудимыми при следующих обстоятельствах.

После приобретения путем мошенничества права на указанную квартиру при вышеописанных обстоятельствах А., Н., О. и их соучастники приняли решение о легализации (отмывании) указанного имущества путем совершения гражданско-правовой сделки в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.

С указанной целью согласно ранее достигнутой договоренности с соучастниками Н., находясь в г. Москве, привлек риэлтора ФИО8, неосведомленную о преступных намерениях соучастников, разместившую в сети «Интернет» информацию, адресованную неограниченному круг лиц, о поиске покупателя на вышеуказанную квартиру.

После этого ФИО9, действовавший в интересах потенциального покупателя указанного недвижимого имущества — ФИО10 согласился на предложение о приобретении указанной квартиры за *** рублей.

В этот же день ФИО9, являющаяся дочерью ФИО10, по просьбе последнего, находясь в АКБ Банк «Легион» (ОАО) по вышеуказанному адресу, заключила договор о предоставлении в аренду физическому лицу индивидуального банковского сейфа N *** (далее — ячейка), находящегося в хранилище ценностей банка по вышеуказанному адресу, куда поместила денежные средства в сумме *** рублей, которые, согласно дополнительному соглашению к указанному договору аренды ячейки ФИО3 и ФИО8 могли получить только с соблюдением условия предоставления сотрудникам банка договора купли-продажи, а также свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанную квартиру на имя ФИО10.

3 марта 2014 года была произведена государственная регистрация права собственности ФИО10 на указанную квартиру, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись N ***.

5 марта 2014 года было выдано свидетельство о государственной регистрации права номер *** на имя ФИО10.

В этот же день ФИО3, неосведомленный о преступном характере совершаемых действий, прибыл в вышеуказанный банк «Легион» совместно с А., Н. и О. ФИО3 совместно с ФИО8 прошел в хранилище ценностей клиентов Банка, где последняя, извлекла из ячейки *** рублей, из которых *** рублей оставила себе в качестве вознаграждения за оказанные услуги, а оставшиеся *** рублей передала ФИО3, который рядом со зданием банка отдал данные денежные средства А., а последний, находясь в том же месте — неустановленному соучастнику, представлявшемуся ФИО2. Последний распределил данную сумму между соучастниками следующим образом: Н. и О. — *** рублей, А. — *** рублей, из которых последний передал ФИО3, не менее *** рублей. Оставшуюся сумму указанный неустановленный соучастник разделил между собой и другими неустановленными соучастниками.

Таким образом, А., Н., О. и их соучастниками вышеуказанным способом была совершена гражданско-правовая сделка в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, приобретенным ими в результате совершения преступления — вышеуказанной квартирой стоимостью *** рублей, что составляет особо крупный размер».

2. «…Мещеряков, Книжник, Смолин, Берштейн, Четверкина, Болотин признаны виновными и осуждены за покушение на приобретение путем мошенничества права собственности на имущественный комплекс в составе 12 объектов недвижимого имущества и земельный участок общей площадью 88 754 кв. м, относящийся к землям санаторно-курортного и рекреационного назначения, расположенных в г. Владивостоке, ул. <…> находящихся в казне Приморского края, общей стоимостью 7 962 000 рублей, и покушение на приобретение путем мошенничества права собственности на здание <…> государственной публичной библиотеки имени <…>, памятник истории и культуры, в г. Владивостоке по ул. <…> находящееся в казне Приморского края, стоимостью 9 892 455 рублей.

Профессор кафедры

уголовного права и криминологии

Юридического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова,

доктор юридических наук, профессор П.С. Яни

9 апреля 2018 г.

«Ущерб в хищении понимается как реальное уменьшение имущества у собственника или законного владельца (так называемый прямой положительный ущерб). Упущенная выгода и другие возможные виды материального вреда (например, банкротство предприятия, вынужденное сокращение числа его работников и т.п.) под понятие ущерба в хищении не подпадают»: Лопашенко Н.А. Посягательства на собственность: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012 (пункт 3.4 § 4 главы 2): Если не оговорено иное, в частности, не приведены страницы издания, ссылка сделана на источники (нормативные и научные, а также на судебные решения), опубликованные в СПС «КонсультантПлюс».

Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

Пункт 36 комментария к ст. 158 УК РФ: Комментарий к УК РФ, том 2 / отв. ред. В.М. Лебедев, 15 изд. — М.: Юрайт, 2017.

Пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое».

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 08.02.2012 № 87-О12-1.

Абзац второй п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». См. об этом подробней статью участника рабочей группы по подготовке проекта обсуждаемого постановления: Филатова М.А. Разрешение Пленумом Верховного Суда спорных вопросов понимания легализации преступных доходов // Уголовное право. 2016. № 3.

Пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32.

Приговор Московского городского суда от 12.02.2016. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 5-АПУ16-18 приговор в части квалификации оставлен без изменения.

Понятие легализации доходов, полученных преступным путем и факторы, способствующие их получению

Термин «отмывание» денег обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. «Отмывание денег — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Наиболее полно все этапы отмывания доходов представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Процессы отмывания денег и финансирования терроризма

После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства.

Рисунок 2. Интеграция как стадия отмывания криминальных доходов

Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.

Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику. Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.

Банки выступают своего рода «стражами ворот» законной финансовой системы. Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности. Банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денежных средств и передаче сведений в соответствующие органы.

Легализация преступных доходов в России тесно связана с перемещением капитала через российские кредитные организации и выражается в огромных денежных суммах. В 2013 году совокупный оборот нелегальных денежных средств в российской экономике оценивается примерно в 220 миллиардов долларов, что составляет порядка 40-50% от всего оборота финансовых средств.

Проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в стране, обусловлены тем, что российская организованная преступность за последние десять лет сделала такой «рывок», что по значимости сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции. По данным МВД, около 40 процентов наших банков либо напрямую контролируются организованной преступностью, либо находится в сфере их «операций». Отмываемые и запускаемые в оборот «грязные» денежные средства приносят немалый вред государству и обществу.

Целенаправленная законотворческая и организаторская работа по реализации задач финансового мониторинга, играющего важную роль в этой борьбе, в России началась лишь в 2001 году. Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении. Так 7 августа 2001 года в России был принят Федеральный закон №115-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Действующая в настоящее время в России система противодействия легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма создавалась с учетом требований рекомендаций Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денежных средств (ФАТФ). Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов.

Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:

— конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

— сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

— приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

— участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».

Венская Конвенция ООН признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

Третья стадия — маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они проводят, как правило, следующие мероприятия:

— использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило, далеко от места работы и проживания преступников;

— перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально с новых счетов фирм или иных учреждений;

— использование подпольной системы банковских счетов.

Методы, с помощью которых преступники используют традиционные финансовые организации, включают:

— смерфинг — превращение наличных денег в финансовые инструменты;

— обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства;

— обменные сделки — организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту;

— структурирование операций с наличными деньгами;

— установление контроля над финансовыми учреждениями;

— незаконное использование исключений из закона;

— использование корреспондентских отношений между банками;

— создание ложного бумажного следа;

— слияние законных и незаконных фондов;

— перевод преступно полученных денег за рубеж;

— использование «коллективных» счетов;

— использование транзитных счетов;

— механизм гарантии ссуды;

Рассмотрим некоторые из методов размещения более подробно.

Структурирование и другие способы отмывания денег могут быть перенесены в нетрадиционные финансовые учреждения. Метод слияния законных и незаконных фондов, который будет рассмотрен при анализе роли в отмывании денег нетрадиционных финансовых учреждений.

Размещение через нетрадиционные финансовые учреждения:

Нетрадиционными называют небанковские финансовые учреждения, фактически осуществляющие оказание банковских услуг. К ним относятся валютные биржи, брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарно-сырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги. Небанковские финансовые учреждения могут быть использованы для отмывания денег теми же способами что и традиционные финансовые учреждения, в особенности структурированием, подчинением и слиянием фондов.

В последнее время эти финансовые организации стали все чаще использоваться для отмывания нелегально полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.

Одна из главных причин отмывания денег в России — это тесная связь между политическими и деловыми группами. Существуют лоббистские группы и группы давления зарубежных торговых организаций, которые имеют тесные связи с политическими партиями, помогающими им влиять на политику и решения правительства. В некоторых случаях предприниматели сами становятся активными членами политических групп или приближенными политических лидеров. И новый бизнес-класс, и лоббируемые политики имеют при этом одинаковый интерес — самообогатиться за счет страны.

Политические лидеры, занимающие важные посты в государственной администрации, часто предоставляют привилегированным бизнес-группам монопольную защиту и даже услуги экономического шпионажа, а взамен получают от них щедрые взятки.

Легализация это такой процесс, посредством которого преступно полученные доходы вливаются в законный денежный оборот, при этом реальные источники и каналы поступления таких доходов (денежных средств) тщательно скрываются от постороннего внимания. Отмыванием денежных средств занимаются организованные криминальные структуры, целью которых является как дальнейшее финансирование преступной деятельности, так и получение возможности использования незаконно полученных средств в различных целях. Реальные (незаконные) источники доходов в процессе их получения и легализации во многих случаях могут прикрываться вполне законной с виду деятельностью, а могут также сосуществовать с ней параллельно. Легализованные «грязные» денежные средства абстрагируются в процессе отмывания от источника своего незаконного происхождения и становятся, таким образом, частью легальной экономики.

Отмывание денежных средств не ограничивается наркобизнесом и терроризмом, в котором задействованы большие суммы наличных денежных средств. Незаконная торговля оружием, радиоактивными материалами, организованная преступность, нелегальная финансовая деятельность, подпольное производство алкоголя, мошенничество, похищение людей, терроризм, расхищение государственных средств и фондов — все это и многое другое создает более чем благоприятные условия для возникновения значительных нелегальных капиталов. Наличие таких денежных средств в стране признается международным сообществом как вполне достаточное условие для широкомасштабных криминальных финансовых операций.

Вопрос о практике отмывания денежных средств, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денежных средств, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денежных средств тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование офшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов. Отмывание денежных средств стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.

На этом фоне увеличивается и число выявленных случаев совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. По данным экспертов ООН, годовой оборот организованной преступности составляет около 500 млрд. долларов, из них половина — это средства, полученные от незаконного оборота наркотиков. Такие суммы ежегодно «отмываются» криминальными экономическими структурами. В новейших исследованиях отмечается связь этого процесса с особенностями экономики, а «отмывание» рассматривается как одно из основных направлений деятельности организованной преступности, в таблице 1 показан процент раскрываемости подобных преступлений.

Таблица 1. Преступления в сфере экономики в РФ за 2013 г.

Основные задачи в сфере борьбы с отмыванием денежных средств включают в себя:

— разработка правовой базы для борьбы с отмыванием денежных средств, ее увязка с другими разделами российского законодательства;

— формирование адекватной административной системы, включая выделение координирующего органа в сфере борьбы с отмыванием денежных средств;

— укрепление надзора за финансовыми институтами, позволяющего контролировать незаконные или сомнительные сделки;

— расширение сотрудничества России с международным сообществом с целью предотвращения практики отмывания денежных средств;

— всемерное использование международного опыта в разработке эффективных механизмов борьбы с отмыванием денежных средств;

Способы и условия отмывания денежных средств:

Традиционно процесс отмывания денежных средств состоит из трех этапов.

На первом этапе (этап размещения) происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах.

Второй этап (этап преобразования) заключается в проведении финансовых операций, целью которых является сокрытие преступного происхождения доходов.

На третьем этапе (этап консолидации) «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав. Классические схемы отмывания денежных средств включают в себя использование операций с наличностью, злоупотребления услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением офшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Для отмывания денежных средств могут использоваться как местные, так и иностранные юридические и физические лица. Внутри страны может также отмываться иностранный капитал, особенно в тех случаях, когда страна обладает слабой системой противодействия отмыванию денежных средств. Для операций по отмыванию денежных средств могут целенаправленно использоваться или создаваться финансовые и нефинансовые институты. Глобализация финансовых рынков постепенно стирает границы между внутренними и внешними источниками незаконного капитала, схемами его отмывания независимо от места преступления или получения дохода от незаконной деятельности. Развитие рынка финансовых услуг, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет использовать практически любой из них для отмывания денежных средств.

Среди экономических особенностей России, способствующих отмыванию денежных средств, можно выделить следующие:

Высокая доля неофициальных доходов населения и бизнеса, существование параллельной экономики или «черного рынка».

Несовершенство механизмов контроля и мониторинга за деятельностью финансовых институтов, несоблюдение международных стандартов регулирования финансовой деятельности, разработанных специализированными международными организациями.

Распространение коррупции среди государственных исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти.

Существование внутри страны «зон свободной торговли», обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов.

Невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами.

Неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников / владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания).

Законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы.

Просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами. Широкое использование предприятиями банками операций с вовлечением офшорных компаний.

Существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств «на предъявителя».

Доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.

В странах с переходной и развивающейся экономикой, отличающихся масштабным уклонением от уплаты налогов, процесс отмывания денежных средств тесно связан с оттоком капитала. Отмывание средств от неуплаты налогов отличается от «классических» операций по отмыванию денежных средств тем, что в данном случае доходы могут быть получены законным путем. Проводимая странами с переходной и развивающейся экономикой либерализация межграничных потоков капитала, приватизация предприятий государственного сектора, снятие таможенных ограничений при вступлении в ВТО, ускоренное реформирование финансовой системы облегчают отмывание денежных средств в условиях недостаточно совершенного законодательства и органов регулирования.

Значительный ущерб от операций по отмыванию денежных средств настоятельно требует принятия специальных мер на государственном уровне. Наиболее заметные последствия отмывания денежных средств включают в себя следующие моменты:

— криминальный мир получает возможность формально на законных основаниях использовать доходы от незаконных операций и тем самым расширять и постепенно легализовывать свою деятельность. Это приводит к росту политического влияния криминальных структур, противодействию укреплению системы регулирования и законодательства;

— стимулируется развитие коррупции в государственном секторе и правонарушений в финансовой системе. Большие объемы капитала, вовлеченного в операции по отмыванию денежных средств, подрывают устойчивость финансовых рынков;

— государство недополучает часть налогов, усиливаются диспропорции в распределении налогового бремени и социальная дифференциация.

Таким образом, можно сделать вывод, что отмывание денег часто происходит через магазин или ресторан, которым владеет какой-либо преступный делец. Владелец смешивает деньги, полученные незаконным способом (например, от рэкета) и средства, заработанные законным путем. Это узаконивает средства, полученные преступным способом.

admin

Добавить комментарий