Курение в самолетах

Курение в самолетах

… а сейчас они стали немыслимыми.
Сейчас, когда даже гаджет больше смартфона несет в себе угрозу, сложно представить, что когда-то авиапассажирам позволялось многое: они не тратили часы на торчание в аэропорту из-за чекина, спокойно курили на борту лайнера, причем не тайком в туалете, а сидя на своем месте и даже могли во время полета зайти в кабину к пилоту…
О том, что еще не так давно было в порядке вещей, а стало историей.
Курение
До 1980-х, когда началась всеобщая борьба авиакомпаний мира с курением, в самолетах действительно курили. Салон делился на секции для курящих и некурящих. Но деление было условное — секция для курения, ничем не отгороженная, находилась на последний рядах и отличалась только специальными знаками на спинках кресел. Таким образом, задняя часть самолета была просто гигантским облаком дыма.

Больше всего страдали стюардессы, которые дышали этим, обслуживая пассажиров курящей секции. Но и остальным доставалось тоже — они вынуждено вдыхали дым, когда шли в туалет. В первом и бизнес классах некурильщикам доставалось еще больше — там разрешалось курить где угодно.
Уже после принятия запрета на курение в самолетах и до начала 2000-х, затянуться сигареткой могли только пилоты у себя в кабине, сейчас и они ждут посадки. Одним из последних (среди крупных компаний) запретил курение Аэрофлот — аж в 2002 году.

Все включено
Раньше кормили бесплатно на любом рейсе – по-ресторанному. В меню предлагались: индейка, баранина, говядина, языки, цыпленок, буженина, сыры, сладости и спиртное на любой вкус… И подавалось это не на одноразовом пластике, а на фарфоре. Да, не во всех классах вкушали заливную рыбу, но отдельную плату за изысканную еду не брали — факт. Достаточно того, что сам билет стоил несколько средних зарплат.

А еще можно было устроить семейный или дружеский ужин (обед) при свечах (или без), но полноценно за общим столом.

Кинозал
Первые телевизоры в самолетах устанавливали под потолком. Какой фильм показывать выбирала стюардесса, она же выполняла роль «киномеханика» в случае «помех». Весь салон дружно переживал за героев и обсуждал сюжет. Сейчас каждый в своем мире развлечений…

Дай, порулить!
Эта сцена из фильма 1980 года «Аэроплан!» сейчас, когда пилоты в кабине недосягаемы за закрытой укрепленной дверью, кажется невероятной. Да, было время, когда страх террористической атаки охватывал только самых впечатлительных и то на киносеансах…
Жесткий отбор
Долгое время авиакомпании набирали в стюардессы только тех, кто соответствовал требованиям (принятым, кстати, в начале 1960-х): рост от 1,50 до 1,80 м, вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, не замужем (бездетная вдова или разведенная не рассматривалась). Благодаря феминисткам и борьбе за права, сейчас сохранились только требования к росту: от 1,50 до 1,85 м.

Отсутствие ограничений в ручной клади
Сегодня все знают о требованиях авиаперевозчиков на ограничение жидкости в ручной клади до 100 мл. Все, что больше – придется выкинуть, будь то хоть шампунь, или бутылка с водой. Самое интересно, что от этого закона, введенного в 2006 году, больше всего выиграли магазинчики в аэропорту, торгующие напитками. Эти товарищи совсем оборзели, порой загоняя цены на воду за облака.

Приехал — полетел
Кофе с булочкой в буфете выпил, паспорт на контроле показал и пошел к трапу самолета через все летное поле. Вот и весь чекин!
Как на ж/д или автовокзале.
Когда-то было именно так и не было необходимости приезжать за два часа до рейса, проходить сначала через рамки на входе в терминал, а затем поднимать руки и снимать обувь на предполетном досмотре…

Не все из перечисленного, то что уже ушло в прошлое, достойно сожаления. Например, сидеть в дыму несколько часов мало кому хочется, а вот ограничения на жидкости и all inclusive все-таки жаль…

Можно ли курить электронную сигарету на борту самолета?

В России с февраля 2013 года вступил в действие федеральный закон, регламентирующий курение в общественных местах. Обновления закона вышли 14 октября 2015. Если быть более точными, то статьи закона запрещают курение практически везде. Разрешается пока курение у себя дома (но не в подъезде или лестничной площадке), в специально отведенных местах и парковых зонах. Что касается самолетов, то на борту также категорически запрещено курить табачные изделия. Самолет – включен в список неположенных мест для курения.

С момента принятия закона на протяжении 2014, 2015, 2016 годов ведутся споры относительно курения (парения) электронной сигареты, которая, по сути, представляет собой электронный кальян. На сегодняшний день официальные изменения не приняты и парение в общественных местах не запрещено.

Однако большинство авиакомпаний мира, в том числе и целый ряд российских авиаперевозчиков, ввели строгий запрет на курение электронных сигарет на борту. В противном случае, нужно быть готовым понести ответственность.

Ограничения коснулись и их перевозки. Электронные сигареты рассматривается, как электронный прибор и к ним применяются соответствующие количественные ограничения. Приказ запрещает провозить их в багажном отделении, ЭС могут перевозиться только в ручной клади. Перевозка приборов литиевыми батарейками, что характерно для некоторых моделей ЭС, также строго запрещены. Не следует забывать и о допустимом количестве перевозимой жидкости – общий объём до 1 л, в прозрачных пластиковых ёмкостях с замком Zip. Это относится и к курительным смесям для ЭС.

Размер штрафа

Поскольку на данный момент никаких официальных уточнений нет, будем отталкиваться от предполагаемого приравнивания электронных сигарет к табачным изделиям. В таком случае согласно КОАП штраф за курение на борту самолетов российских авиакомпаний может составить от 500 до 1500 рублей. Штраф для несовершеннолетних, скорей всего, ляжет на плечи родителей. При этом на рассмотрение предложены изменения, увеличивающие штраф до суммы в 20 тыс.- 50 тыс. рублей. Наступающий 2017 год может стать годом принятия этих изменений.

Как оплатить штраф?

Факт нарушения протоколируется, срок оплаты штрафа составляет 30 дней. Погасить долг можно в отделении любого банка, а также доступна возможность его оплатить через интернет.

Кто может штрафовать?

Контроль за соблюдением норм закона возложен на полицию. Поэтому именно полицейские уполномочены выявлять, фиксировать нарушение и применять наказание в виде оформления штрафа. Эта норма действует в первую очередь относительно физических лиц.

Кому и как пожаловаться?

Поскольку мы рассматриваем ситуацию с незаконным курением на борту самолета, то пассажирам, выявившим нарушителя, будет проблематично обратиться в полицию. В данном случае необходимо обратиться к стюардессе, ею будут предприняты меры, предусмотренные служебной инструкцией. И у нарушителя есть все шансы не только понести наказание в виде штрафа, но и попасть в «черный список» нежелательных клиентов авиакомпании.

Опыт других стран

Строгость в подходе к курению на борту отмечается практически в авиакомпаниях всего мира. Так, за курение при перелете в Киев на борту украинских авиалиний пассажиру грозит штраф, эквивалент которого составляет 100 долларов. В Сингапуре или ОАЭ за подобное нарушение могу привлечь к уголовной ответственности и заключить в тюрьму. Минск – город, в котором курение в общественном месте может обернуться суммой от 18 000 до 720 000 рублей.

Наглядным примером может служить случай, произошедший в сентябре 2016 года с российским туристом, который был задержан в Катаре в самолете за курение электронной сигареты и помещен в камеру предварительного следствия. Кроме того, он был внесен в ЧС авиакомпании Qatar Airways, на борту самолета которой следовал в Доху, и любые свои дальнейшие передвижения должен будет выполнять на самолетах других авиаперевозчиков.

Если вы все еще не расстались с вредной привычкой, настоятельно рекомендуем вам курить и парить на специально отведенной для этих целей территории или помещении.

В авиатранспортной сфере курение в самолете несет серьезные последствия: от крупных штрафов до недопущения нарушителя правил на рейс. Нынешний век ознаменовался полным запретом курения на воздушных судах. О былой привычке пассажиров напоминает лишь световое табло No smoking, зажигающееся при взлете и посадке.

Раньше в самолете можно было курить не только в первом классе, но и в специально отведенных для этого местах в хвосте салона. Однако здравый смысл и причины, среди которых пожарная безопасность, вредное воздействие пассивного курения и порча имущества авиакомпаний, пересилили.

Видео взято с канала: Петр

Первыми в мире забили тревогу американцы, в 1988 году Президент США Рональд Рейган ввел запрет на использование табака на авиатранспорте. Вскоре его примеру последовали практически все европейские страны. В СССР запрет не действовал, и только российские власти запретили курить на авиатранспорте, с 2002 года правило действует на всех международных и внутренних рейсах Российской Федерации.

Ответственность пассажиров на борту

Теперь курение на борту самолета: серьезное правонарушение, за которое человек, решивший подымить в салоне лайнера, несет весомое наказание. Полный запрет регламентируется законом о борьбе с курением, запрещающим его в общественных местах. Штраф для курильщика в самолете обычно весьма значительный: от 1 500 до 50 000 рублей, и зависит от правил конкретной авиакомпании.

Однако суммы могут значительно увеличиться, если самолет экстренно посадили из-за курильщика. Представители авиалиний уполномочены подать в суд для удержания расходов, связанных с внеплановой посадкой. Здесь цифры могут доходить до полумиллиона рублей.

Статья 12 15-ФЗ от 2016 года запрещает использование табака в российских авиалайнерах. Нарушителям грозит административная ответственность по статье 6.24 КоАП.

Опасность курения на борту воздушного судна

Использование людьми табака опасно не только в воздухе. Даже курящие водители способны создать аварийную ситуацию на дороге. Никотин не только влияет на их давление, но еще способен понизить внимание на дороге.

В салоне авиалайнера возникает несколько иная ситуация, но не менее опасная:

  • возникновение пожароопасной ситуации: отделка замкнутого пространства авиалайнера способна моментально вспыхнуть от не потушенной сигареты;
  • дым с канцерогенами вредит здоровью попутчиков, к тому же элементарные права граждан на чистый воздух никто не отменял;
  • затраты на обеспечение рециркуляции воздуха в салоне включаются в стоимость билета.

Пресса пестрит случаями инцидентов на борту лайнеров. Один из них, с трагическим концом, произошел в 1973 году, когда еще не запретили курение в авиалайнерах.

Воздушное судно бразильской авиакомпании выполняло перелет из Рио-де-Жанейро в Париж. При подлете к столице Франции экипаж и пассажиры задохнулись в салоне из-за человека, выбросившего окурок в стопку бумажных полотенец. Выжить никому не удалось.

Современные технические средства не оставляют никому шансов подымить в туалете лайнера. Датчики дыма моментально сообщат о проблеме экипажу, и нарушитель будет выявлен.

В последнее время, в 2017–2018 годах заметны успехи отечественных авиакомпаний в борьбе с вредной привычкой на борту воздушного судна. В самолетах «Аэрофлота» в бизнес классе случаи нарушения правил снизились в три раза.

Видео взято с канала: iNEWSmix

Известна борьба с табаком «дочки» «Аэрофлота» – компании «Победа». На слуху резонансный случай предъявления авиаперевозчиком иска в суде к курящим пассажирам из Махачкалы, который составил 600 тыс. рублей.

Альтернатива: iqos, электронные сигареты, вэйп

Вредные привычки не отступают совсем, человек ищет им замену. Появляются модные новинки: заменители сигарет, процесс называется по-новому – парение. Однако авиаперевозчики моментально определили опасность, исходящую от новых гаджетов.

Большое количество белого пара, идущее от электронных сигарет, способно вызвать панику среди пассажиров и персонала. Почти все крупные авиаперевозчики отреагировали на появление вэйпов полным запретом на их использование в салоне.

Есть исключения: лоукостер Ryanair разрешает парить в салоне только при условии приобретения электронных устройств у бортпроводников.

Количество табака, разрешенного для провоза воздушным путем

Провоз сигарет в самолете разрешен, но с некоторыми оговорками по их количеству и возрасту пассажиров. Во время перелетов по территории России пассажир имеет право взять с собой на самолет блок сигарет или 250 г табака. Табак имеют право провозить с собой граждане, достигшие 18 лет.

Иностранные авиакомпании устанавливают свои правила транспортировки подобных изделий. Перед вылетом рекомендуется поинтересоваться, можно ли проносить табачные изделия в салон, и в каких количествах.

Страна Количество сигарет (шт)
Турция 200
Китай 600
Израиль 250
Германия из Европейского союза – 800, из других стран – 200
Австралия 50
Вьетнам 400
Канада 200
Япония 200

В России к провозу в салоне разрешена одна зажигалка, работающая не на бензине.

Инциденты на воздушном транспорте объясняют, почему запретили курить в самолетах. Цена безопасности в воздухе становится слишком высокой, и большинство пассажиров хорошо это понимает.

Как быть с курильщиками, становится понятно, однако инциденты порой возникают. Повышение уровня безопасности и контроль на борту со временем отправят курение в самолете в прошлое.

С уважением Аманда Харшман!

Поставьте пожалуйста оценку статье!

На днях мужчина, летевший «Победой» из Красноярска в Москву, решил не дожидаться посадки и выкурил в туалете электронную сигарету. Оказалось, что наказать могут не только за «Беломор», но и за «айкос»: в аэропорту Внуково его передали полиции для составления административного протокола.

Это были новости одной строкой с подтверждающими фотографиями, и других подробностей о развитии дела нет. С помощью юриста мы решили узнать, что вообще бывает за курение электронных сигарет на борту, и что грозит пассажиру из Красноярска.

юрист Богдан Косцинич

Запрет курения табака в самолетах установлен п. 4 ч. 1 ст. 12 Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ. Однако этот же закон чётко устанавливает, что под курением табака понимается использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления. Из-за технических особенностей потребления электронной сигареты действующий закон не позволяет однозначно поставить знак равно между курением обычных сигарет и электронных.

При этом Минздрав в своем письме от 29 апреля 2013 г. N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах» подтвердил, что электронные сигареты не могут расцениваться в качестве табачных изделий, их потребление не признается курением и не может подпадать под запрет. А значит формально, привлечь к ответственности по ст. 6.24. КоАП РФ за употребление электронной сигареты или «айкоса» на борту самолёта в российской юрисдикции не могут.

Это весомый факт, который при случае, хотя мы ни на что не намекаем, может помочь отстоять свои права. Сейчас объясним.
Несмотря на то, что в электронной сигарете табак всё же используется, по сути он является табачным порошком с добавками и выглядит не как листья, а как стик. Он нагревается до 350 градусов, в то время как засчитать процесс горения табака можно только в промежутке от 600 до 900 градусов.

Вывод: «айкос» не подвергается процессу горения, табак не тлеет, а значит, не попадает под действующий закон.

Многие авиакомпании пошли дальше российского законодательства и уже запретили использование в самолёте любых электронных средств доставки никотина. Поэтому если наша ситуация не попадает под закон о запрете курения, то может попасть под частные правила авиакомпаний.

Мужчину из новостей не могут привлечь к ответственности за курение. Но за что-нибудь другое, например, за невыполнение распоряжений капитана судна или нарушение правил безопасности могут.

Смотрим, что написано в правилах «Победы»

П.4 «Пассажиру запрещается»:

«Курить на борту ВС, в том числе электронные сигареты и/или средства, имитирующие процесс курения».

П.6 «В соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации имеет право»:

«В целях обеспечения безопасности полёта отдавать обязательные для исполнения распоряжения любому, находящемуся на борту воздушного судна лицу, и требовать их исполнения».

А вот в последнем пункте как раз сказано, что тех пассажиров, которые нарушают распоряжения, привлекут к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Богдан Косцинич

В этом случае пассажир попадает под гражданско-правовую ответственность, если нанесён ущерб или в договоре с перевозчиком указан ещё и штраф, а не только правила. Но всё же вряд ли придётся платить.

Также всегда смотрите на законы и правила, если летите иностранной авиакомпанией. Там везде свои особенности, а наказания могут быть более жёсткими.

Кстати, «Победа» страдает от курильщиков уже не в первый раз. В 2017 году лоукостер выдвинул иск на 194500 рублей одному своему пассажиру. Его обвинили в курении обычных сигарет во время полёта. Иск отклонили из-за нехватки доказательств вины. Или вот еще: в декабре прошлого года Алексея Панина сняли с рейса «Победы», когда он попытался доказать бортпроводникам, что ему можно курить в самолёте. Нет, Алексей, вам тоже нельзя, даже если вы большая знаменитость. Суд обязал актёра заплатить авиакомпании 59 000 рублей.

А вообще мы, конечно, не курим, и вам не советуем. Лучше пользуйтесь туалетом по назначению. Тем более на рейсы вот алкоголь вернули, если вы нервничаете.

Если в самолёте нельзя курить, то зачем в дверцу туалета вмонтированы пепельницы? Этот вопрос не даёт покоя курильщикам всего мира. Попробуем разобраться в причинах этого загадочного явления.

Масштабная борьба с курением во время полётов началась в конце ХХ века. В 1986 году запрет на курение на коротких рейсах был принят в России, в 1988 году в США, чуть позже в странах Европы. В 2000 году в России запретили курить и пассажирам дальних рейсов. Тогда же в салоне появился стикер с надписью «В туалете не курить». В Но пепельницы почему-то убирать не стали. Почему?

Можно предположить, что многие самолёты были собраны ещё до введения запрета на табакокурение, и пепельница является пережитком прошлого, морально устаревшим элементом конструкции. Однако, её можно увидеть и в новеньких авиалайнерах, только что сошедших с конвейера. Поэтому теория о «старых» самолётах не выдерживает критики.
Обращаемся за комментариями к представителям авиакомпании «Аэрофлот». Оказывается, несмотря на строгий запрет и огромные штрафы, некоторые курильщики со стажем не могут обойтись без сигарет, особенно во время длительных авиаперелётов. Чтобы они не бросали окурки в мусорный бак, наполненный бумажными отходами, было принято решение оставить пепельницы в туалетных кабинах самолёта. Поэтому наличие пепельницы на борту – это вынужденная мера, обеспечивающая пожарную безопасность во время полётов.
В истории гражданской авиации было несколько инцидентов, связанных с возгоранием самолётов по вине курильщиков. Так, в 2009 году один из пассажиров авиалайнера, летевшего из Англии в Мехико, бросил окурок в мусорный бак с бумагой. Из-за пожара, вспыхнувшего в туалетной кабине, самолёту пришлось совершить экстренную посадку. К счастью, в результате инцидента никто не пострадал.

Аналогичный инцидент произошёл в 1973 году на борту самолёта, летевшего из Бразилии в Париж. Курильщик отправил окурок в мусоросборник, в результате чего произошло возгорание, салон наполнился клубами едкого дыма. Из 134 человек, которые находились в тот момент на борту, в живых осталось только 11. Остальные 123 погибли от асфиксии.

Несмотря на эти страшные примеры, курение в самолёте остаётся весьма распространённым явлением. Бортпроводники авиакомпании «ЮТэйр» отмечают, что чаще всего нарушители встречаются на борту самолётов, следующих в Среднюю Азию. Здесь пытаются нарушить правила почти на каждом рейсе. Самые распространённые аргументы курильщиков: «Ой, а что будет-то? Я же только чуть-чуть!» и «Если я не покурю, у меня начнёт кружиться голова». На чартерных и региональных рейсах по России примерно раз в две недели курят бизнесмены. За возможность покурить в туалете они готовы заплатить бортпроводникам 5-10 тыс. рублей.
Вот как комментирует ситуацию представитель авиакомпании British Airways: «Курить во время полётов строго запрещается. Но если уж кто-то решит нарушить правила, у него должна быть возможность полноценно потушить окурок, чтобы не подвергать риску жизнь других пассажиров. British Airways в адрес курильщиков на каждом рейсе приносит им извинения за причинённые неудобства. Но главная задача современных авиакомпаний заключается в обеспечении безопасности во время полётов».

Итак, табакокурение – это бич современности. Поэтому перед каждым полётом авиакомпании убедительно просят пассажиров не курить на борту самолёта, ведь любая неосторожность может привести к пожару. Тогда на кону окажутся жизни и здоровье всех остальных, ни в чём не повинных пассажиров. Конечно, в самолетах есть стационарная система автоматического пожаротушения, но тем не менее, авиаперевозчики не хотят рисковать жизнями и здоровьем людей, поэтому, на всякий случай, оставляют пепельницы. А что скрывается под надписью No Smoking — это уже другая история.
Biletik.aero напоминает, несмотря на наличие пепельницы, курение на борту пассажирских авиалайнеров категорически запрещено. Все туалеты оборудованы детекторами дыма, за нарушение запрета вам могут предъявить серьезный штраф или внести в «черный список» авиакомпании. Да и вообще — курение вредно и опасно для вашего здоровья.

admin

Добавить комментарий