Комиссии по легализации налоговой базы

Комиссии по легализации налоговой базы

Причины, по которым компании попадают на комиссии по взносам в налоговой, ФНС обнародовала еще несколько лет назад в своем письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Недоимка по страховым взносам – главный критерий отбора для вызова на комиссию, а основная опасность – проведение заседания в рамках зарплатной комиссии. Мы расскажем вам, как избежать рисков в любой ситуации.

Обоснования вызова на комиссию

Самый страшный вызов комиссии по взносам в налоговой выглядит примерно так:

Столь ужасающие цифры, как в приведенной выдержке из уведомления с вызовом на комиссию, могут прийти как «привет» из прошлого.

Налоговая служба уже несколько лет администрирует все страховые взносы, за исключением той части обязательного социального страхования, которая покрывает:

  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные заболевания.

Однако, даже усилиями налоговиков, до сих пор не взыскано все, что в свое время не смогли взыскать внебюджетные фонды, которые:

  • не имели прав на частичную блокировку банковских счетов, соответствующую сумме недоимки;
  • взыскивали недоимку весьма нерегулярно (нехватка сотрудников) и неэффективно (например, инкассо приходило только на один, часто безденежный, расчетный счет компании).

В отличие от фондов налоговики не только тщательно следят за уплатой взносов, но и отслеживают другие параметры. Комиссия по легализации налоговой базы, проанализировав данные прошлого года, вызовет на заседание даже примерного плательщика взносов, если он:

  • уменьшил количество работников (опасная граница – 30% от среднесписочной численности за прошедший год);
  • допустил снижение суммы страховых взносов при том, что работников у него меньше не стало (для сравнения налоговики используют данные прошлого года);
  • перестал использовать дополнительные тарифы.

Применение дополнительных тарифов при отсутствии оснований для их применения налоговики навязать не смогут. Поэтому обычно членов комиссии устраивает такое объяснение:

«Наша компания действительно уплачивала дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2017 году, однако в 2018 году была проведена специальная оценка труда (прилагаем), которая установила, что в нашей компании уровень условий труда соответствует отметке «допустимый». Соответственно, мы обнулили дополнительный тариф».

В остальных случаях налоговики всячески будут настаивать на улучшении динамики поступлений взносов.

Как проходит заседание комиссии

Мы не зря упомянули в отношении комиссии по страховым взносам ее другую ипостась, в которой ее обычно именуют «комиссия по легализации налоговой базы». Терминология и методы налоговых комиссий не предусмотрены Налоговым кодексом, это – чистое психологическое давление: от вызова непременно руководителя компании до рассуждений на тему «серых» и даже «черных» зарплат.

Отметим, что не все, сказанное членами комиссии, можно отнести к разряду лишь запугивания. Например, допросы свидетелей – вполне обычное мероприятие налогового контроля. Применяют допросы без ограничений при любых видах проверок (подп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ).

При сопротивлении компании и надеждах налоговиков на возможность улучшить показатели своей инспекции может быть организован допрос не только руководителей, главбуха и других ключевых фигур компании, но и обычных работников. Как показывает практика, «просто работники» обычно не выдерживают даже малейшего психологического давления. Уже сам факт разговора с налоговым инспектором будит в них желание выложить максимально полную информацию.

Наши рекомендации

Более подробно о работе и методах комиссии по взносам в налоговой можно прочитать в наших публикациях:

  • Налоговая вызывает на комиссию по взносам и НДФЛ: кого приглашают и как подготовиться
  • Зарплатная комиссия в ИФНС
  • Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?

В указанных материалах рассмотрены также вопросы подготовки к заседанию комиссии и прочие важные моменты. Однако основная наша рекомендация – применять «режим невидимки», то есть строить работу компании так, чтобы она не подпадала под критерии обязательного вызова на комиссию.

Так, клиенты, которые передали расчет зарплаты на аутсорсинг в 1С-WiseAdvice могут быть абсолютно уверены, что мы внимательно следим за отсутствием задолженности по взносам. При этом наши специалисты:

  • плотно взаимодействуют с ИФНС в ходе всего обслуживания;
  • готовят документы (пояснения) и отправляют их в ИФНС (иногда этого достаточно, чтобы руководитель мог не идти на комиссию).

Если визита в налоговую все же не избежать, то наши специалисты готовят пояснения и представляют лично интересы клиента на комиссиях по взносам.

Заказать услугу

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам. В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения? Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов.

Теперь есть возможность заранее определить риски вызова на подобную комиссию, а, следовательно, и оценить уровень налоговой безопасности бизнеса, основываясь на информации налоговых органов, содержащейся в Письме Минфина и ФНС России № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г. «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий — увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию при этом является установление следующих фактов:

  • неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций;

  • несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц;

  • фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности;

  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика.

По сути такая комиссия является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений.
С одной стороны, подобные комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров; с другой, позволяют налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям Налоговые риски: кто предупрежден — вооружен

Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье.

При этом, учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности Налоговая безопасность: деловая цель, необоснованная налоговая выгода, признаки неблагонадежности

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д., о которых мы уже неоднократно писали ранее: К «выезду готов»: эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств, но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц. Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам.

Нельзя не отметить, что в данном письме (наряду с новыми Рекомендациями по проведению выездных и камеральных проверок) впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля. Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь налогоплательщиков, а систему налоговой безопасности бизнеса потребуется прорабатывать еще более тщательным образом.

Цель такого подробного анализа — выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию. Наиболее важные критерии, это:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;

  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);

  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также отдельно уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах», как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.
По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов. В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений по отсутствию основания для увеличения налоговой нагрузки, его вызывают непосредственно на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика — сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (о наличии которого также прямо говорится в тексте Письма).

Подводя итоги анализа содержания Письма можно говорить об ожидании в ближайшем будущем безусловно более эффективной работы налоговых органов в целях увеличения объема уплачиваемых налогов. Проведение подобных комиссий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа. При этом на данной стадии работы с налогоплательщиком возможен наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на проведение выездных налоговых проверок.

Для налогоплательщика участие в такой комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля. К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью любой подобной процедуры). Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые он продумывает в случае необходимости дачи пояснений по результатам своей деятельности, что позволяет проверить уровень налоговой безопасности и принять меры по его повышению до проведения выездной проверки.

Из материала вы узнаете, кого обычно вызывают на налоговые комиссии (убыточные, зарплатные, по НДС и пр.); что отвечать инспекторам, и чем рискует генеральный директор, отказавшийся явиться в ИФНС.

Комиссии по легализации налоговой базы или, проще говоря, налоговые комиссии, – это особая форма налогового контроля, которая широко применяется уже более пяти лет. Что самое интересное — ни порядок проведения, ни ответственность налогоплательщика за отказ явиться на комиссию в законодательстве никак не обозначены (есть только разъяснительные письма ФНС, адресованные самим инспекторам).

Некоторые критерии отбора на налоговые комиссии совпадают с теми, что налоговики используют для планирования выездных проверок. При этом на комиссии попадают и организации, по которым пока выездную проверку проводить нецелесообразно, так как нет стопроцентной уверенности в эффективности ревизии (но уже ясно, что нарушения имеются).

Рассмотрим, какие комиссии бывают, кого на них приглашают, и как себя вести с инспекторами.

Критерии отбора на налоговые комиссии

В большинстве случаев налоговики отбирают кандидатов на комиссии по основным критериям: убытки, низкие зарплаты, большие вычеты НДС, низкая налоговая нагрузка и т. д. Все критерии перечислены в письме ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12722.

Считается, что на налоговую комиссию инспекторы вызывают с целью выяснить причины отклонений от «нормы». Однако, как показывает практика, ИФНС не ставит задачу получить от налогоплательщика внятные пояснения, разобраться в ситуации. Главная задача – убедить компанию начать платить больше налогов и откорректировать прошлые периоды до «нормального» уровня.

Как бы там ни было, бояться комиссий не стоит.

Уведомление о вызове на комиссию

Убыточные комиссии

Кого вызывают. На налоговые комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос — когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными.

Что ответить инспекторам. Итак, к заседанию налоговой комиссии лучше подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. И далее назвать причины образования убытка.

Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

  • Убыточность всей отрасли.
  • Данные о состоянии дел в своей отрасли можно найти на сайте Мосгорстата (см. Доклады о социально-экономическом положении в Москве за соответствующий период).
  • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
  • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
  • Снижение покупательской способности и, как следствие, — снижение продаж.
  • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
  • Отказы покупателей от товара.

Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

Из нашей практики

«Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

Пояснения к убыточной комиссии

Зарплатные комиссии

За какую зарплату вас вызовут в налоговую и что потребуют? Распространено заблуждение, что на зарплатные комиссии попадают только те компании, чьи сотрудники получают меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), принятого для данного региона. Не рискуем говорить про всю Россию, но в Москве очень часто на зарплатные комиссии вызывают работодателей, которые платят зарплату в размере МРОТ или даже несколько больше.

Инспекторы попросту не верят, что сотрудники столичной компании могут зарабатывать по 17-20 тыс. рублей (в Москве МРОТ с 1 июня 2015 года составляет 16 500 руб.). Теперь они ориентируются на (эти данные регулярно публикуются на сайте Мосгорстата в разделе «Публикации» > Официальные статистические публикации ТОГС).

Приглашение на зарплатную комиссию могут получить компании, которые:

  • Выплачивают зарплату ниже среднеотраслевого уровня в регионе;
  • Имеют задолженность по перечислению НДФЛ;
  • Снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Что ответить инспекторам. На заседание комиссии инспекторы просят захватить копии штатного расписания за интересующие их годы, а также цифры по средней численности сотрудников и средней заработной плате на сотрудника.

Как обосновать низкие зарплаты:

  • Неполная занятость (в данном случае, помимо штатного расписания, стоит захватить на комиссию приказ о введении сокращенного графика).
  • Основной штат сотрудников находится в регионах с более низкой оплатой труда

Компания, которая не явилась на комиссию, не представила убедительных доводов в обоснование низких зарплат, либо пообещала повысить оклады, но так этого и не сделала, может оказаться в плане выездных проверок.

Из нашей практики

«Клиента вызвали на зарплатную комиссию. Мы подготовили копии штатных расписаний за три года, сделали расчет средней численности сотрудников и размера заработной платы по годам, а также дали письменные пояснения. В них мы сделали упор на то, что в связи со сложной экономической обстановкой в стране, большой конкуренцией в сфере деятельности, компании не удалось сохранить прежний уровень заказов. А общехозяйственные расходы при этом выросли значительно. В свете этих обстоятельств у компании не только не было возможности повысить зарплату, но и с целью экономии и формирования более выгодных цен на свои услуги пришлось привлекать персонал в регионах. В целом же средний уровень зарплат в компании соответствует уровням МРОТ по регионам».

Кстати, в связи с введением с 2016 года новой отчетности по НДФЛ инспекторы с большим рвением будут приглашать компании на зарплатные комиссии. Как показывает наша практика общения с налоговыми органами на зарплатных комиссиях, инспекторы уже сейчас предупреждают, что если компания не пересмотрит зарплаты, то в будущем году приглашать в ИФНС ее будут ежеквартально.

Комиссии по НДС

Кого вызывают. На комиссии по НДС рискуют оказаться компании с высокой долей вычетов. При этом, если говорить о «безопасной» в глазах инспекторов доли, то она, с точки зрения ФНС, составляет 89%. Однако может отличаться в зависимости от конкретного региона (см. статью «Выездная проверка: как определить. Не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»).

Существуют и другие основания для приглашения на комиссию по НДС, а именно:

  • Компания заявила НДС к возмещению
  • Компания не отвечает письменно на запросы (например, игнорирует просьбу пояснить расхождение между вычетами и реализацией у поставщиков).
  • Контрагенты компании обладают признаками «однодневок».

Что ответить инспекторам. Существуют объективные причины больших вычетов по НДС:

  • Много товара закупили, но не продали, т.е. можно ссылаться на значительные закупки товаров в одном из налоговых периодов, наличие значительного накопленного НДС за предыдущие налоговые периоды и т. п. (правда, сейчас появилась возможность «размазывать» вычеты по периодам, и не заявлять в одном периоде много вычетов – это помогает избежать комиссии).
  • Специфика деятельности компании. Например, организация закупает товары с более высокой ставкой НДС, а продает с более низкой.

Компаниям, которые хотят возместить налог, на комиссии придется доказывать, что поставщик был проверен на добросовестность еще до заключения сделки, сама сделка реальна. Тут пригодится выписка из ЕГРЮЛ, «первичка» на закупку и доставку товара.

Поскольку в глазах налоговиков НДС – это самый «криминальный» налог, инспекторы долго разбираться не будут – могут банально отказать в возмещении.

Налоговая комиссия по недоимке

Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала позвонить и попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае инспекторов надо постараться убедить, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

Причины налоговых долгов по мнению УФНС по г. Москве

Столичное Управление ФНС России . Как выяснилось, вся проблема в «неправильном распределении очередности платежей». Для компаний в период кризиса в приоритете погашение банковских кредитов и расчеты с контрагентами в ущерб перечислению платежей в бюджет.

Комиссии по налоговой нагрузке

Кого вызывают. Налоговая нагрузка рассчитывается как процентное отношение всех налогов, которые платит компания, к выручке от реализации. Причем у каждой отрасли она своя. , на которые ориентируется ИФНС. На такую налоговую комиссию рискуют попасть даже те компании, которые впервые отклонились от нормативных значений. На беседе компанию будут склонять перенести часть расходов, требовать бизнес-планы и перечень мероприятий, направленных на увеличение прибыли.

Что ответить инспекторам. На комиссию по низкой налоговой нагрузке стоит заранее подготовить пояснения. Низкую прибыльность можно объяснить спецификой деятельности, временными трудностями, новым видом деятельности и т. д. Объяснить отклонение можно увеличением расходов (например, возникли какие-то непредвиденные расходы), курсовыми разницами, падением продаж т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания развивается, привлекает займы, трудоемкость высока и т.д.

Компанию, которая игнорирует вызов на комиссию по налоговой нагрузке, могут включить в план выездных проверок. Риск включения в него тем выше, чем больше отклонение показателя налоговой нагрузки от среднеотраслевого.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на налоговые комиссии и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Чем рискует генеральный директор?

Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

Связаться с экспертом

Мария Зайцева, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов,
ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2019 г.

В первом полугодии 2019 г. более 582 млн руб. поступило в бюджет и внебюджетные фонды по результатам работы комиссии по легализации заработной платы. Из них 360 млн руб. взносов на страхование работников и 144 млн руб. НДФЛ поступило в бюджет за счет увеличения зарплаты работников, сообщила ФНС на официальном сайте. Эти цифры наглядно показывают, насколько эффективны комиссии.

Зачем проводят комиссии

Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

Итак, комиссия проводится для выявления:

  • недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;

  • выплаты «теневой» заработной платы;

  • нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;

  • нарушения сроков оплаты страховых взносов;

  • оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

  • не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.

Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

  • налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;

  • Управлением ФНС в субъекте РФ;

  • так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

Этапы комиссии

Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;

2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;

3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);

4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

5) проведение заседания комиссии;

6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;

7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.

Кого проверяют

Все начинается с той информации, которая имеется в налоговом органе. Инспекция производит финансово-хозяйственный анализ показателей налогоплательщиков и выявляет кандидатов для вызова на заседание комиссии.

Кто привлекает внимание?

  1. ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).

  2. Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.

  1. ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.

  2. ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).

  3. Физические лица, не задекларировавшие доходы.

  4. Плательщики страховых взносов:

    • имеющие не оплаченную задолженность;

    • уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);

    • снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);

    • плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).

  1. Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.

  2. Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.

Анализ деятельности выбранных плательщиков

Следующие источники информации используются налоговыми органами при анализе деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на этапе подготовки к заседанию комиссии:

  1. информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», СОУН);

  2. информация, полученная в рамках статьи 93.1 НК РФ;

  3. информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;

  4. сведения, полученные от банков, государственных фондов (ПФР и ФСС), правоохранительных органов, лицензирующих органов, таможенных органов, Роструда и т.д.;

  5. жалобы, заявления юридических и физических лиц;

  6. информация, полученная от сотрудников, акционеров организаций;

  7. информация из иных источников.

По каждому из указанных выше «подозреваемых» налогоплательщиков налоговый орган проанализирует следующие показатели:

  1. расчет налоговой нагрузки в зависимости от применяемой системы налогообложения;

  2. выявление аналогичных налогоплательщиков, расчет их налоговой нагрузки;

  3. выявление налогоплательщиков с максимальной налоговой нагрузкой;

  4. сравнение налоговой нагрузки проверяемого налогоплательщика с налоговой нагрузкой аналогичного налогоплательщика и налогоплательщика с максимальной нагрузкой. В случае отсутствия таковых – сравнение со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки.

Затем действия налогового органа зависят от того, что выявлено при сравнении. Если ваши показатели в рамках среднеотраслевых или сопоставимы с показателями аналогичного налогоплательщика, то претензии налогового органа снимаются. Если же установлен факт низкого уровня налоговой нагрузки, то дальше налоговый орган анализирует финансовые потоки. Для этого:

  • проводится анализ банковских выписок;

  • выстраивается схема движения средств, составляется схема ведения бизнеса;

  • анализируются сделки, в том числе для выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

Информирование отобранных налогоплательщиков

Налоговый орган обязан сообщить о том, что он выявил в ходе подготовки к заседанию комиссии. То есть в адрес налогоплательщика направляется информационное письмо, в котором инспекция указывает на установленные факты, отклонения, противоречия, а также предлагает самостоятельно исправить выявленные нарушения. Такое информационное письмо должно быть направлено налогоплательщику за 1 месяц до планируемого проведения заседания комиссии. Срок, который налоговый орган дает для уточнения отчетности, погашения недоимки – 10 рабочих дней со дня получения информационного письма. Если прошло 10 дней, а отчетность не уточнена, недоимка не оплачена, то налоговый орган вызывает на комиссию.

Проведение заседания комиссии

Вызов на комиссию оформляется уведомлением, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. При получении уведомления есть несколько вариантов, как можно отреагировать:

Проигнорировать.

Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;

  • на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

Не прийти по уважительным причинам.

У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.

Собственно, явиться.

По результатам заседания комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогового органа и срок на их устранение. Срок на устранение – 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности на заседании. В случае неисполнения рекомендаций налоговый орган передает дело налогоплательщика в отдел предпроверочного анализа для дальнейшего включения в план выездных проверок.

Важно помнить, что налоговый орган предоставляет возможность исправления зафиксированных нарушений как до заседания комиссии, так и после того, как оно пройдет. И только уклонение от комиссии или неисполнение требований инспекции может повлечь за собой выездную налоговую проверку.

В компанию пришло письмо из налоговой инспекции: руководителя вызывают на комиссию. Чего опасаться? Что делать? Во-первых, бояться точно не надо, ну а о том, как поступать в таком случае — расскажем в этой статье.

Что такое налоговая комиссия

Комиссии по легализации налоговой базы — это одна из форм контроля, применяемая специалистами ФНС. Они существовали уже в нулевые годы, но активная работа в этой области началась несколько лет назад, после выхода письма ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@.

Цель налоговых комиссий — «убедить» бизнесменов доплатить в бюджет суммы, соответствующие «нормальной», с точки зрения чиновников, налоговой нагрузке.

Кого налоговики вызовут на ковер

Упомянутое выше письмо № 12722 на сегодня отменено. Вместо него применяется ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490. В новом документе указано, что с 2017 года под контроль налоговиков перешли и страховые взносы.

Перечень критериев вызова на комиссию весьма обширен, но в целом их можно свести к тому, что налоговикам «не нравится» любое снижение облагаемой базы. Если выручка, добавленная стоимость, ФОТ или другие подобные показатели уменьшаются по сравнению с прошлым периодом, со средними данными по отрасли либо региону, то компания попадает на карандаш.

Также инспекторы отслеживают и несоответствия между разными отчетами. Например, подозрение вызовет организация, которая показывает выручку в декларации по НДС, но не отчитывается по НДФЛ или страховым взносам.

Налоговая вызывает на комиссию по взносам и НДФЛ. Кого приглашают и как подготовиться

Конечно, здесь важен и размер отклонений. Если зарплата в организации на несколько процентов ниже средней по региону, то особых поводов для беспокойства нет. Но если уровень выплат сотрудникам не дотягивает даже до регионального прожиточного минимума, то вызов на беседу к налоговикам практически неизбежен.

Как проходит заседание

Как правило, налоговики приглашают на комиссию руководителя компании. Во время беседы инспекторы стараются «убедить» директора увеличить облагаемую базу до нужных им величин. Так как законных оснований для этого у чиновников обычно нет, то они нередко применяют психологическое воздействие.

Вызвали на налоговую комиссию — как выиграть поединок с ИФНС?

Отправляясь в ИФНС, руководители часто берут с собой главбуха. Но рассчитывать на его поддержку приходится далеко не всегда. Штатный бухгалтер, не имеющий опыта налоговых споров, редко может что-то противопоставить аргументам чиновников. Главбуху проще согласиться с мнением ИФНС и убедить в этом же директора, чем вступать в конфликт с инспекторами.

Но если руководителя будет сопровождать опытный налоговый юрист — разговор пойдет совсем по-другому. Такие сотрудники присутствуют в штате всех крупных аутсорсинговых компаний. Специалист по налоговому праву в большинстве случаев сумеет найти контраргументы на претензии инспекторов.

Когда на комиссию приглашают нашего клиента, мы обеспечиваем сопровождение в лице профессионального налогового юриста. Если сопровождающих пускают в аудиторию, то наш сотрудник участвует в разговоре и помогает директору защищаться от претензий.

Однако иногда налоговики не разрешают никому, кроме руководителя компании, присутствовать на заседании комиссии.

Также мы готовим письменные пояснения и разрабатываем сценарий беседы.

Случай из практики

Клиента 1C-WiseAdvice вызвали на комиссию по НДС. Нашего эксперта в аудиторию не пустили, поэтому директору пришлось вести диалог по проработанному сценарию. Урегулированы все вопросы!

Итоги заседания комиссии и его последствия

По результатам заседания налоговики составляют протокол налоговой комиссии (его рекомендуемая форма приведена в приложении 9 к письму № 14490). В начале документа излагается повестка дня, затем приводятся тезисы выступлений участников заседания, а завершается протокол решением.

Налогоплательщику рекомендуется устранить имеющиеся (по мнению инспекторов) нарушения, а сотрудникам ФНС — провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Руководитель компании ставит в протоколе подпись и, если желает, может получить его копию. Этим правом обязательно нужно воспользоваться, чтобы затем изучить претензии инспекторов в спокойной обстановке.

Здесь важно понимать, что протокол по легализации налоговой базы — это лишь мнение сотрудников данной ИФНС, которое носит рекомендательный характер.

Если бизнесмен уверен в своей позиции и может ее обосновать, то рекомендации чиновников можно игнорировать. А вот вообще не являться на комиссию не следует. За это руководителя могут оштрафовать на сумму до 4 тыс. руб. (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Если компания не скорректирует начисленные налоги, то инспекторы могут усилить давление на нее: более тщательно проводить камеральные проверки, направлять больше запросов и т.п. Кроме того, такие «упрямые» налогоплательщики будут, скорее всего, одними из первых включены в план выездных проверок.

Поэтому, принимая решение после пройденной комиссии, руководству компании нужно учесть все возможные риски.

Вывод

Налоговики вызывают на комиссию руководителей предприятий, подозреваемых в необоснованном занижении облагаемой базы.

По итогам заседания чиновники составляют протокол с рекомендациями по устранению нарушений.

Этот документ не обязателен к исполнению, однако при невыполнении рекомендаций к налогоплательщику могут быть применены дополнительные меры воздействия, вплоть до выездной проверки.

Если хотите свести к минимуму общение с налоговиками — передайте учет на аутсорсинг, чтобы интересы вашей компании отстаивали опытные налоговые эксперты.

Заказать услугу

admin

Добавить комментарий