Кассационный суд это какой суд

Кассационный суд это какой суд

Содержание

История

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

1) народный суд:

— в составе постоянного народного судьи;

— в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно «Положения о судоустройстве», — Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

а) Президиума;

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ устанавливается что кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Ч. 3 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 1 ФКЗ от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» определяют, что кассационные суды общей юрисдикции входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и действуют в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа (ст. 23.1 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов.

Судебные кассационные округа

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов:

  1. Первый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Мордовия, Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  2. Второй кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Ярославской области, города Москвы, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  3. Третий кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  4. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  5. Пятый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  6. Шестой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики — Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  7. Седьмой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Пермского края, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  8. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов;
  9. Девятый кассационный суд общей юрисдикции осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов.

Места постоянного пребывания кассационных судов общей юрисдикции

  1. Первого кассационного суда общей юрисдикции — город Калуга;
  2. Второго кассационного суда общей юрисдикции — город Москва;
  3. Третьего кассационного суда общей юрисдикции — город Санкт-Петербург;
  4. Четвертого кассационного суда общей юрисдикции — город Краснодар;
  5. Пятого кассационного суда общей юрисдикции — город Пятигорск;
  6. Шестого кассационного суда общей юрисдикции — город Казань;
  7. Седьмого кассационного суда общей юрисдикции — город Пермь;
  8. Восьмого кассационного суда общей юрисдикции — город Кемерово;
  9. Девятого кассационного суда общей юрисдикции — город Владивосток.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе кассационного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда и являющееся обособленным подразделением, осуществляющим полномочия суда.

Полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 19.1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Компетенция кассационного суда общей юрисдикции

Кассационный суд общей юрисдикции:

  1. рассматривает дела в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью в качестве суда кассационной инстанции:
    • по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты;
    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  2. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами;
  3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Состав кассационного суда общей юрисдикции

Состав кассационного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.3 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе:

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по административным делам;
  4. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум кассационного суда общей юрисдикции

Президиум кассационного суда общей юрисдикции образуется в составе:

  1. председателя;
  2. заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
  3. других судей соответствующего суда.

Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.

Председатель кассационного суда общей юрисдикции назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

По истечении срока полномочий председатель кассационного суда общей юрисдикции может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Полномочия Президиума кассационного суда общей юрисдикции:

  • утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  • рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  • рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов президиума суда.

Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции

Судебные коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам) кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель кассационного суда общей юрисдикции вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции рассматривают дела:

  1. по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
    2. по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, а также анализируют судебную статистику.

Понятие и общая характеристика кассационных судов

Как известно, ключевой задачей национальных юрисдикционных органов государственной власти выступает полное, правильное и обоснованное рассмотрение и разрешение судебных споров, как необходимое условие обеспечения прав и законных интересов граждан.

При этом анализ фактически складывающейся правоприменительной практики судебных органов позволяет сделать вывод о том, что нередко имеет место нарушение судами общих юрисдикции законодательных (в том числе процессуальных) требований, влекущих отмену и пересмотр принимаемых актов. Для того чтобы минимизировать негативные последствия от подобных нарушений, самостоятельными элементами национальных правовых систем выступают кассационные суды.

Определение 1

Кассационный суд – самостоятельное звено юрисдикционных органов национальной судебной системы, процессуальная деятельность которого направлена на проверку вышестоящими судами законности и обоснованности актов нижестоящих судов, вступивших в законную силу, по основаниям и в пределах, установленных отраслевым процессуальным законодательством.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Кассационный суд 400 руб.
  • Реферат Кассационный суд 230 руб.
  • Контрольная работа Кассационный суд 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Историю возникновения судебных органов кассационного производства принято связывать с историей Франции, а именно зародившимся в XVI в. институтом специальных жалоб Королевскому совету на противоречивость, недействительность и ничтожность вынесенных судебных решений.

В свою очередь, возникновение и законодательное восприятие термина кассация относится к французскому ордонансу 1667 года, в рамках которого кассация понималась как процедура отмены судебных решений, нарушающих ордонансы и эдикты. Осуществление кассационных полномочий по-прежнему выступало в качестве атрибута королевской власти, реализация которого возлагалась на специальное отделение Королевского совета.

В настоящее время, для возбуждения кассационного производства, заинтересованное лицо участвующее в деле должно подать кассационную жалобу, а в ситуации, когда соответствующее производство инициируется государственным обвинителем – подать кассационное представление непосредственно в суд кассационной инстанции.

При этом конкретные особенности осуществления задач кассационного судопроизводства различаются не только от того, о правопорядке какого государства идет речь, но исходя из отраслевого содержания конкретного спора.

В этой связи, представляется целесообразным подробнее остановиться на деятельности кассационного суда в Российской Федерации, в рамках различных видов судопроизводства.

Роль кассационного суда в уголовном процессе

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, целью кассационного суда выступает рассмотрение жалоб и представление на вступившие в законную силу решения судов первой инстанции, а также апелляционных судов.

Кроме того, подробно детализируется круг субъектов, которым предоставлено право на возбуждение кассационного производства, в том числе:

  1. Осужденный (оправданный)\;
  2. Защитник или законный представитель осужденного;
  3. Государственный обвинитель, участвовавший при рассмотрении уголовного дела в суде первой или апелляционной инстанции, либо вышестоящий прокурор;
  4. Потерпевший и его представитель.

В части кассационного обжалования гражданского иска, заявляемого в уголовном процессе, правом на подачу кассационной жалобы также наделяются гражданский истец и его представитель.

В свою очередь, задачи кассационного суда, в зависимости от того, кем было принято обжалуемое решение – Президиумом областного суда, либо Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ;

Основаниями для изменения или отмены судебного решения кассационным судом выступают существенные нарушение действующего законодательства, в первую очередь – уголовного и уголовно-процессуального закона, а также данные, обоснованно свидетельствующие о наличии факта нарушения лицом условий досудебного соглашения о сотрудничестве.

При выявлении таких обстоятельств кассационный суд вправе отменить приговор нижестоящего суда, прекратив производство по уголовному делу, либо направив его на новое рассмотрение. Кроме того, кассационный суд в РФ вправе самостоятельно изменить приговор.

Замечание 1

При этом, если в процессе кассационного производства обозначенные обстоятельства не выявляются, кассационный суд оставляет вступившее в законную силу решение суда без изменений, а соответствующую жалобу (представление) без удовлетворения.

Кассационный суд в гражданском и арбитражном процессе

Порядок кассационного производства в гражданском процессе во многом аналогичен приведенным выше особенностям кассации, как стадии уголовного судопроизводства, в том числе: кассационный суд – это третья инстанция, после судов, рассматривающих дело по существу в первой и апелляционной инстанциях.

Основание для отмены кассационным судом ранее принятых решений – это выявление существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела. При этом одной из особенностью роли кассационного суда в гражданском процессе выступает то, что самого по себе факта выявленного нарушения законодательства недостаточно для пересмотра вступившего в законную силу акта нижестоящего суда, поскольку отмечается, что такое нарушение должно было оказать непосредственное влияние на исход дела, и без его устранение невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, а равно охраняемых публичных интересов;

Срок подачи кассационной жалобы в соответствующий суд – шесть месяцев.

В свою очередь, основными особенностями кассационного судопроизводства в арбитражном процессе выступают:

  • Срок для подачи жалобы – два месяца со дня вступления решения в законную силу;
  • Кассации рассматриваются в особых судах – арбитражных судах арбитражных округов;
  • Обязательным условием для кассационного пересмотра решения арбитражного суда первой инстанции выступает факт его обжалования и рассмотрения в арбитражном апелляционном суде.

«Решение суда вступает в законную силу», – такая фраза звучит как приговор, если принята в пользу оппонента. Однако даже после прохождения второй инстанции, еще остается шанс, что кассационный суд восстановит справедливость, пересмотрев акт нижестоящего органа правосудия, принятый с нарушениями законодательства.

Что такое кассационный суд?

Система органов правосудия построена по принципу инстанционности и образует вертикаль. Кассация – это третья ступень в ее структуре, расположенная над апелляцией и первой инстанцией. Она предназначена для проверки законности и обоснованности решений, которые вступили в силу. В этом состоит ключевое отличие кассационного суда от апелляционного, уполномоченного пересматривать постановления до начала их действия. Инициировать пересмотр решений третьей инстанцией может либо сторона судебного спора соответствующей жалобой, либо прокурор специальным представлением.

Чем занимается кассационный суд?

Лицо, считающее, что его права нарушены, подает соответствующий иск. Принятое по результатам его рассмотрения решение может быть обжаловано в апелляции. Казалось бы, для чего нужен еще и суд кассационной инстанции, и чем третья ступень отличается от второй? Дело в том, что апелляция заново рассматривает обстоятельства спора по существу и выясняет, все ли было учтено и правильно истолковано при принятии обжалуемого решения. Третья же инстанция не имеет полномочий рассматривать доказательства по делу и изучать описанные сторонами факты.

Суды, рассматривающие кассационные жалобы, компетентны лишь проверить правильное применение норм материального и процессуального права при вынесении решения другими судами. Если первая инстанция или апелляция допустили неверное толкование законодательства, использовали не те предписания или упустили из виду какие-либо нюансы правоприменения, третья инстанция может отменить их набравшее силы решение, принять новое или направить дело на новое рассмотрение.

Виды кассационного суда

Ветвь органов правосудия имеет свои разветвления по предметной юрисдикции, и для каждого из них есть твоя третья инстанция. Кассационный суд – это общее название для большого количества органов, которые обеспечивают равный доступ к возможности обжалования во всех категориях дел для граждан по всей стране. Все их можно разделить на такие виды:

  1. Кассационные суды общей юрисдикции. Рассматривают жалобы на решения по гражданским, уголовным и административным делам. На сегодняшний день их 9, каждому из которых подведомственны суды определенных областей, краев и округов.
  2. Арбитражные окружные суды. Являются третьей инстанцией в системе органов правосудия, разрешающих споры в сфере экономической деятельности.
  3. Кассационный военный суд. Существует в единственном числе. В его компетенции – пересмотр решений военных судов, которые вступили в силу.

Особенности кассационного суда

Помимо того, что третья инстанция пересматривает только те решения, которые уже вступили в законную силу, ее отличают и другие характеристики. Есть ряд факторов, демонстрирующих, что кассационный суд – это отдельно стоящая часть системы правосудия со своими особенностями, например:

  • собственной структурой;
  • особым составом;
  • уникальными полномочиями.

Структура кассационного суда

Храмы Фемиды по большому счету похожи своим внутренним строением. Кассационная инстанция имеет схожую с остальными структуру, хоть и с некоторыми особенностями, и состоит из:

  1. Президиума. В него входит председатель суда и его заместители, которые решают организационные вопросы внутри суда и отвечают за обобщение практики.
  2. Коллегий. В них объединяются судьи в зависимости от специализации. На третьей ступени в общей юрисдикции действуют коллегии по гражданским, административным и уголовным спорам. Кассационный военный суд может и не иметь их в своей структуре.
  3. Аппарата. Это та часть суда, которая обеспечивает его функционирование: систематизацию и хранение дел, фиксацию судебного процесса, материально-техническую базу.

Состав кассационного суда

Рассмотрение жалоб в третьей инстанции осуществляется судьями в составе коллегий. Кассационное производство ведется ими коллективно, решения принимаются большинством голосов. Формирует коллегии председатель суда, причем один и тот же судья может быть членом нескольких коллегий. Кроме того, на заседаниях всегда присутствует секретарь, а ведением дел опекается еще и штат помощников. Каждая коллегия возглавляется председательствующим судьей, который и ведет процесс, опрашивает стороны и оглашает решения.

Полномочия кассационного суда

Любой государственный орган может действовать только в рамках, определенных законом. Так, в пределы прав суда кассационной инстанции входит узкий круг полномочий, и, рассмотрев жалобу, они могут:

  • не удовлетворить ее и оставить без изменений спорное решение;
  • полностью или частично отменить оспариваемый акт и отправить спор на повторное рассмотрение;
  • внести изменения в оспариваемый акт или отменить его, приняв новый;
  • отменить акт полностью или в части, не удовлетворить жалобу и вынести постановление суда кассационной инстанции, которым прекратить производство;
  • принять решение об отмене одного из постановлений, вынесенных по ходу рассмотрения дела;
  • отказаться от рассмотрения жалобы и закрыть производство.

Как подать жалобу в кассационный суд?

Чтобы оспорить решение, вступившее в законную силу, необходимо придерживаться четких правил. Участие в суде кассационной инстанции предполагает предварительную подачу прокурорского представления или жалобы. Деятельность прокуратуры регулируется отдельно, а мы разберемся, что нужно другим участниками процесса для обращения в третью инстанцию:

  1. Соблюдать сроки. Подать кассацию в суд из ветви общей юрисдикции можно до истечения трех месяцев со дня вступления оспариваемого решения в силу, а в окружной арбитражный – не позднее двух месяцев.
  2. Придерживаться правил оформления. Жалоба оформляется в письменном виде или в электронном. Она должна содержать всю установленную законом информацию о номере дела, судье, реквизитах оспариваемого решения, сторонах по делу. К ней прилагаются документ об уплате госпошлины и доказательства отправки копий жалобы другим участникам процесса.
  3. Знать о порядке подачи жалобы. С 1-го октября 2019 года жалобы подаются не напрямую в кассационный суд, а через суд, принявший оспариваемое решение, который и направляет ее вместе с материалами дела компетентному органу.

Порядок рассмотрения дел в кассационном суде

Процессуальное законодательство регулирует каждый этап рассмотрения жалоб. Вот, как проходит кассационный суд по установленным правилам:

  1. Председатель или судья, получивший жалобу изучает ее и приложенные материалы, после чего принимает решение о передаче или об отказе от передачи ее для рассмотрения в судебном заседании.
  2. Назначается дата рассмотрения. На заседание приглашаются участники процесса, которые должны получить копии всех документов.
  3. В судебном заседании жалоба рассматривается коллегией из двух судей и председателя, который кратко докладывает суть дела, описывает принятые другими судами постановления и освещает доводы полученной жалобы. Заслушиваются пояснения сторон. Дело рассматривается строго в рамках тех доводов, что приведены в жалобе.
  4. Большинством голосов коллегия судей выносит постановление, которое публично оглашается участникам процесса.

Как выиграть кассационный суд?

На практике очень малый процент решений третьей инстанции принимается в пользу подавшего жалобу. Виной тому и несовершенство системы, и ошибки участников. Чтобы повысить шансы получить желаемое решение суда кассационной инстанции, нужно:

  • грамотно составить жалобу, проследив за наличием всех необходимых реквизитов;
  • тщательно обосновать свои доводы с отсылками к законодательству и судебной практике;
  • подать жалобу в правильный орган и с соблюдением установленных сроков;
  • явиться в судебное заседание и активно отстаивать свою позицию;
  • в идеале – обратиться за правовой помощью к профессионалам.

Обжалование решения кассационного суда

Стоит отметить, что третья – не последняя инстанция в системе правосудия. Решения, принимаемые судом кассационной инстанции могут быть пересмотрены по соответствующей жалобе в судебной коллегии Верховного Суда. Он проверяет наличие нарушений норм закона судом третьей инстанции и может отменить незаконное решение, если такие нарушения существенно повлияли на его справедливость. При этом, Верховный Суд не ограничен доводами жалобы, оттого имеет больше рычагов для защиты законных прав граждан.

Президиум суда

ПРЕЗИДИУМ СУДА — судебная инстанция в составе судов среднего звена общей юрисдикции (ВС республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области, суд автономного округа) и ВС, в компетенцию которой входит пересмотр судебных решений по гражданским и уголовным делам, вступивших в законную силу (см. Надзорное производство). П.с. среднего звена общей юрисдикции рассматривают дела по протестам Председателя ВС, Генерального прокурора РФ и их заместителей, председателя областного и равного ему суда, соответствующего прокурора на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных и городских народных судов, постановления судей этих судов, кассационные определения (см. Кассация) судебных коллегий по гражданским и уголовным делам соответствующего областного или равного ему суда.

Президиум ВС по протестам Председателя этого суда, Генерального прокурора РФ и их заместителей вправе пересматривать решения, приговоры, определения и постановления районных и городских судов, судебных коллегий и президиумов областных и равных им судов, а также решения, приговоры, определения ВС и постановления судей этого суда. Президиум ВАС рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ. Президиумы перечисленных судов в установленном законом порядке разрешают вопросы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу постановлений по гражданским делам и о возобновлении по вновь открывшимся обстоятельствам уголовных дел. Наряду с рассмотрением протестов по гражданским и уголовным делам П.с. разрешают ряд вопросов организации деятельности суда. Президиумы краевого, областного, городского судов, суда автономной области и автономного округа образуются в составе председателя и заместителей председателя, входящих в состав П.с. по должности, других судей соответствующего суда и утверждаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президиум ВС состоит из 13 судей, в том числе Председателя и заместителей Председателя, и утверждается СФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС, при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей ВС. Заседания П.с. среднего звена общей юрисдикции проводятся не реже 2 раз в месяц, а Президиума ВС — не реже раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов П.с. Постановления принимаются большинством голосов членов Президиума. участвовавших в голосовании, и подписываются председателем суда.

Кореневский Ю.В.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

admin

Добавить комментарий