Какая статья убийство

Какая статья убийство

СТ 105 УК РФ.

1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, —
наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы
на срок до двух лет либо без такового.

2. Убийство:
а) двух или более лиц;
б) лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности
или выполнением общественного долга;
в) малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном
состоянии, а равно сопряженное с похищением человека;
г) женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
д) совершенное с особой жестокостью;
е) совершенное общеопасным способом;
е.1) по мотиву кровной мести;
ж) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой;
з) из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством
или бандитизмом;
и) из хулиганских побуждений;
к) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное
с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера;
л) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной
ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной
группы;
м) в целях использования органов или тканей потерпевшего, —
н) утратил силу
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы
на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 105 Уголовного кодекса

1. Непосредственный объект убийства — жизнь человека, которая находится под уголовно-правовой охраной с момента начала физиологических родов и до наступления смерти мозга или биологической смерти (см. Приказ Минздрава России от 4 марта 2003 г. N 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий»).

2. Убийство может быть совершено в форме как действия, так и бездействия. Действие может выражаться в психическом или физическом насилии. Убийство путем психического воздействия будет иметь место, например, когда виновный, зная о болезненном состоянии потерпевшего, использует психотравмирующие факторы (угрозы, испуг, и др.) с целью лишения его жизни.

Ответственность за убийство в форме бездействия наступает лишь при наличии следующих условий: на виновном лежит юридическая обязанность по охране жизни виновного и он имеет реальную возможность предотвратить наступление смерти.

3. Понятие убийства закреплено в ч. 1 ст. 105 УК РФ. Из него следует, что законодатель связывает убийство лишь с умышленной формой вины. Неосторожное причинение смерти квалифицируется по ст. 109 УК.

4. Уголовный закон содержит три вида убийства: простое (ч. 1 ст. 105 УК); квалифицированное (ч. 2 ст. 105 УК) и привилегированное (ст. 106 — 108 УК).

5. По ч. 1 ст. 105 УК России квалифицируется, например, убийство в ссоре или драке при отсутствии хулиганских побуждений, из ревности, по мотивам мести (за исключением тех ее видов, которые влекут ответственность по п. «б», «е.1» и «л» ч. 2 ст. 105 УК), зависти, неприязни, ненависти, возникшим на почве личных отношений. Эвтаназия квалифицируется также по ч. 1 ст. 105 УК.

6. Убийство двух и более лиц (п. «а»). В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 УК убийство двух или более лиц, совершенное одновременно или в разное время, не образует совокупности преступлений и подлежит квалификации по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК, а при наличии к тому оснований также и по другим пунктам ч. 2 ст. 105 УК, при условии, что ни за одно из этих убийств виновный ранее не был осужден (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»). Если при умысле на убийство двух лиц лишить жизни удалось только одно, то содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или 2 ст. 105 и по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105 УК.

7. Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга (п. «б»). Такое убийство предполагает особого потерпевшего — лицо, осуществляющее свою служебную деятельность или выполняющее общественный долг, или его близкого. К близким потерпевшему лицам наряду с близкими родственниками могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

Понятия осуществления служебной деятельности, выполнения общественного долга раскрываются в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1. Потерпевшими могут быть не только должностные лица, но и рядовые сотрудники, а также работники коммерческих организаций.

Специфичны мотив и цель виновного: целью является воспрепятствование правомерной деятельности потерпевшего, а мотивом — месть за осуществленную законную деятельность.

8. Убийство малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии (п. «в»), и женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «г»). Квалификация по этим пунктам возможна только в случае наличия особых качеств у потерпевших (недостижения возраста 14 лет, беспомощного состояния, беременности) и осведомленности виновного об этом.

Как убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1). Верховный Суд РФ не относит к беспомощным спящих и лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

Если виновный в процессе лишения жизни привел потерпевшего в беспомощное состояние, то такое убийство не может быть квалифицировано по п. «в» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ.

9. Убийство, сопряженное с похищением человека (п. «в»); сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом (п. «з»); сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (п. «к»). Сопряженность означает, что указанные деяния могут предшествовать убийству либо совпадать с ним по времени либо убийство следует непосредственно за таким деянием.

В первых двух случаях лишение жизни выступает средством, облегчающим совершение названных преступлений. В последнем случае убийство совершается либо из мести за оказанное сопротивление, либо с целью скрыть совершенные преступления.

Сопряженность также означает, что потерпевший от перечисленных действий и жертва убийства могут не совпадать (например, лишается жизни лицо, пытавшееся помешать похищению человека).

Представляется, что на основании ч. 1 ст. 17 УК действия виновных, совершивших убийство, сопряженное с похищением человека, изнасилованием и т.д., полностью охватываются соответственно пп. «в», «з», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 126, 131, 132, 162, 163, 209 УК РФ не требуют. Вместе с тем судебная практика придерживается позиции, закрепленной в п. 7, 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1, и квалифицирует содеянное по совокупности преступлений.

10. Убийство, совершенное с особой жестокостью (п. «д»). Понятие особой жестокости связывается как со способом убийства, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1). Для признания убийства совершенным с особой жестокостью необходимо установить, что умыслом виновного охватывалось совершение убийства с особой жестокостью. Глумление над трупом само по себе не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего о совершении убийства с особой жестокостью. Уничтожение или расчленение трупа с целью сокрытия преступления также не может быть основанием для квалификации убийства как совершенного с особой жестокостью.

11. Убийство, совершенное общеопасным способом (п. «е»), предполагает такой способ умышленного причинения смерти, который заведомо для виновного представляет опасность для жизни не только потерпевшего, но и хотя бы еще одного лица (например, путем взрыва, поджога, производства выстрелов в местах скопления людей, отравления воды и пищи, которыми помимо потерпевшего пользуются другие люди) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1).

12. Убийство по мотиву кровной мести (п. «е.1»). Кровная месть — обычай, бытующий у некоторых народностей, например, Северного Кавказа. В соответствии с ним сам пострадавший или родственник обиженного тяжким оскорблением, надругательством, убийством и т.п. обязаны отомстить обидчику. В ряде случаев поводом к кровной мести может выступать даже законопослушное поведение (дача свидетельских показаний, послуживших основанием к вынесению обвинительного приговора, если при этом осужденный умер или погиб в заключении).

Местом совершения этого преступления может быть любая географическая точка на территории России, а не только те местности, где компактно проживают представители вышеупомянутых народностей. Потерпевшими от этого преступления могут быть любые граждане, в том числе и не являющиеся представителями указанного этноса.

13. Правила квалификации убийства, совершенного группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «ж»), изложены в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1. Следует отметить, что соисполнителем убийства признается не только нанесший повреждения, повлекшие смерть, но и любое другое лицо, которое с умыслом, направленным на совершение убийства, непосредственно участвовало в процессе лишения жизни потерпевшего.

14. Убийство из корыстных побуждений или по найму (п. «з») квалифицируется в соответствии с правилами, изложенными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1.

15. Убийство из хулиганских побуждений (п. «и») представляет собой убийство, совершенное на почве явного неуважения к обществу и общепринятым нормам морали (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1). Для правильного отграничения убийства из хулиганских побуждений от убийства в ссоре либо драке следует выяснять, кто явился их инициатором, не был ли конфликт спровоцирован виновным для использования его в качестве повода к убийству. Если зачинщиком ссоры или драки явился потерпевший, а равно в случае, когда поводом к конфликту послужило его противоправное поведение, виновный не может нести ответственность за убийство из хулиганских побуждений.

16. Убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «к»). Закон выделяет две равнозначные цели: скрыть другое преступление и облегчить совершение другого преступления. Цель скрыть другое преступление имеет место тогда, когда еще до убийства было совершено какое-либо преступление, о котором, по мнению виновного, еще не известно правоохранительным органам. Не имеет значения, кем совершено такое преступление — самим убийцей или иным лицом, окончено оно было или нет.

Цель облегчить совершение преступления при убийстве налицо, когда лишение жизни предшествует осуществлению задуманного преступления либо совпадает с последним по времени.

Квалификация убийства по п. «к» исключает возможность квалификации этого же преступления, помимо указанного пункта, по какому-либо другому пункту ч. 2 ст. 105 УК, предусматривающему иные цели или мотив убийства. Если установлено, что убийство потерпевшего совершено, например, из корыстных или из хулиганских побуждений, оно не может одновременно квалифицироваться по п. «к» ч. 2 ст.

Статья 105 УК РФ. Убийство (действующая редакция)

105 УК.

17. Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «л»). Для этого убийства характерна нетерпимость к лицам другой национальности, расы, религии, политической, идеологической или социальной группы, основанная на идеологии превосходства своей и, напротив, неполноценности всех иных наций, рас, конфессий и т.д.

18. Убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «м»). Предметом этого преступления могут быть любые органы и ткани человека, в том числе и те, которые не являются объектами трансплантации. Ответственность по этому пункту наступает независимо от того, удалось ли в итоге изъять или использовать ткань или орган.

Субъектом преступления, как правило, выступают медицинские работники, поскольку требуются специальные познания для изъятия органов или тканей в процессе убийства или после него.

19. Убийство, совершенное при квалифицирующих признаках, предусмотренных двумя и более пунктами ч. 2 ст. 105 УК РФ, должно квалифицироваться по всем этим пунктам. Наказание же в таких случаях не должно назначаться по каждому пункту в отдельности, однако при назначении его необходимо учитывать наличие нескольких квалифицирующих признаков.

20. Убийство не должно расцениваться как совершенное при квалифицирующих признаках, предусмотренных пп. «а», «г», «е» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса, а также при обстоятельствах, с которыми обычно связано представление об особой жестокости (в частности, множественность ранений, убийство в присутствии близких потерпевшему лиц), если оно совершено в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения либо при превышении пределов необходимой обороны.

Другие комментарии к Статье 105 УК РФ

‹ Глава 16. Преступления против жизни и здоровьяВверхСтатья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка ›

Лишение жизни из сострадания

Лишение жизни и сострадание несовместимы.

В соответствии с учением Будды, лишение жизни из сострадания не имеет оправдания. Эти два понятия несовместимы. Некоторые усыпляют своих домашних животных, на том основании, что не хотят видеть, как животные страдают. Однако, если эвтаназия допустима в отношении домашних и других животных, то почему люди так колеблются применять её для своих близких?

Некоторые владельцы животных, увидев, как их собака или кошка страдает от заболевания кожи, отводят её на усыпление. Они называют это уколом милосердия. На самом деле они усыпляют животных не из-за жалости, а для собственной безопасности и чтобы избавиться от ужасного зрелища. Но даже если им действительно жалко страдающее животное, у человека всё равно нет прав лишать его жизни. Неважно насколько искренни чувства человека, усыпление является неправильным подходом. Хотя последствия такого лишения жизни отличаются от последствий убийства животных из ненависти, у буддистов нет оснований утверждать, что этот или какой-то другой вид убийства оправдан.

Некоторые пытаются оправдать данный поступок при помощи ошибочного представления, что раз само намерение благое — то и поступок считается хорошим. Они заявляют, что усыпляют домашнее животное, стараясь освободить несчастное существо от страданий, и поэтому такое действие является хорошим поступком. Нет никаких сомнений, что изначальное намерение или мотив является благим. Но такое убийство, происходящее от мыслей, основанных на заблуждении, требует определенного уровня жестокости и чёрствости, что обязательно вызовет плохие последствия.

Если люди начнут избегать усыпления животных, это создаст неудобства для многих. И, тем не менее, буддийское учение не может оправдать подобное лишение жизни и счесть его не порождающим абсолютно никакой плохой кармы. Однако, следует добавить, что убийство, при котором не испытываешь корысти, ненависти или злости, порождает меньше плохих последствий, чем то, которое совершается в результате сильной злости или ревности.

Нужно помнить, что живое существо (человек или животное) страдает из-за собственной плохой кармы. Если благодаря усыплению животного мы препятствуем действию плохой кармы, этот долг ему всё равно придётся оплатить в другой жизни. Всё, что мы, как буддисты можем сделать — это помочь существам уменьшить боль страданий.

Убийство для самозащиты

Будда учил всех воздерживаться от убийства. Если каждый следует этому совету, то живые существа не убивали бы друг друга. В случае, когда имеется угроза жизни, Будда учит, что и тогда не рекомендуется убивать ради самозащиты. Оружие для самозащиты — это доброжелательность. Тот, кто развивает это качество, крайне редко сталкивается с подобным несчастьем. Однако, люди настолько ценят свою жизнь, что они не готовы пожертвовать собой. В реальной ситуации большинство людей будут стараться защитить свою жизнь. Для каждого живого существа естественно бороться и нападать на других для самозащиты, но кармический эффект агрессии зависит от намерения. Если человек в борьбе за свою жизнь убивает нападавшего, не имея изначального намерения лишать его жизни, то он не создаёт плохой кармы убийства. С другой стороны, если при любых условиях он убивает человека, изначально имея намерение убить, то он не избежит кармической реакции и ему придётся столкнуться с плохими последствиями. Следует помнить, что лишение жизни есть лишение жизни; когда мы не одобряем его, мы говорим «убийство». Когда человека наказывают за убийство, мы говорим «высшая мера наказания». Когда противник убивает наших солдат, мы говорим «резня». Когда мы одобряем лишение жизни, мы называем его войной. Но если убрать из этих слов эмоциональную составляющую, то становится ясно, что лишение жизни остаётся лишением жизни.

В последние годы многие учёные и некоторые проповедники стали использовать слова «гуманное убийство», «эвтаназия», «укол милосердия», и другие, чтобы оправдать этот поступок. Они утверждают, что если жертва не испытывает боли, если скальпель острый, то убийство оправдано. Буддизм никогда не согласится с этими аргументами, потому что неважно, как оно происходит, а важен сам факт прерывания жизни существа неестественным путём. Ни у кого нет права поступать так по какой бы то ни было причине.

Буддийский взгляд на смертную казнь

Взгляд буддизма на смертную казнь совершенно ясен. Мы не только должны уважать законы той страны, в которой живём, но мы также должны строго соблюдать их.

Религию и закон можно считать двумя различными аспектами жизни. Буддийская религия учит человека быть добродетельным, творить добро и не совершать зла. Однако, раз это религия, то ни один из её последователей не имеет права наказывать тех, кто нарушил её предписания для совершения дурного поступка — кражи, изнасилования, убийства или распространения наркотиков. Любой буддист, кто решает игнорировать закон, совершая серьёзные преступления, будет наказан органами власти своей страны, а не религиозной организацией.

Будучи буддистами и людьми, мы переполнены сочувствия к страдающим людям, но само по себе сострадание не проникает в людей настолько, чтобы помочь им. Сострадание не может помочь наложить на человека ограничения, если он решил совершить противозаконный поступок. Следует уважать и полностью соблюдать законы своей страны. Если закон устанавливает, что за совершение тяжкого преступления вы должны быть наказаны путём лишения жизни, то приговор должен быть приведён в исполнение. Буддизм не может вмешиваться в нормальное обеспечение правопорядка. Единственный образ действия, которому могут следовать последователи этой религии — это просить о снисхождении и ходатайствовать о помиловании осуждённого.

Какой срок дают за убийство человека

Законы большинства стран установлены самими людьми демократическим путём через процесс выборов. Народ выбирает себе представителей в парламент. Члены парламента рассматривают и устанавливают законы для должного управления страной. Без чётко сформулированных законов нам пришлось бы вернутся к закону джунглей, где сильный всегда прав. Хотя члены парламента сами устанавливают законы, они делают это на правах представителей народа. Если мы, люди, устанавливаем законы, то нам ничего не остаётся как безусловно следовать им. Если некто решает нарушить закон, то он должен за это отвечать.

Это может казаться жёстким, но подобные законы существовали ещё во времена великого Будды, более двух с половиной тысяч лет назад. Тогда были короли и правители, которым приходилось управлять страной, в которой жили хорошие и плохие люди, точно так же, как сейчас.

С незапамятных времён человеческая природа оставалась таковой и общество состояло в основном из хороших людей. Религия направляет каждого человека и учит его хорошей и благородной жизни, чтобы добиться достижений в духовной сфере. Религия не потворствует совершению плохого. Даже если последователь религии нарушает её предписание, она не должна призывать к строгому наказанию. В отличие от правоохранительных органов, религия не может приговорить человека к смертной казни за какое-либо нарушение. Известно, что даже во времена Будды, монахи, совершившие тяжкие преступления, подвергались смертной казни. Будда не вмешивался и никогда не стал бы вмешиваться в нормальное применение закона. Взгляд Будды был таков, что если правитель не может выполнять свои функции по наказанию виновных, совершивших серьёзные преступления, то такой правитель не подходит для управления страной. Аналогично, если правитель неразборчив и без причины наказывает тех подданных, которые ни в чём не виноваты, он тоже считается негодным для правления. Эти критерии были высказаны давным-давно, но рекомендации и предписания Будды актуальны и в наше время.

Буддизм не одобряет лишение жизни человека или животного по какой-либо причине. Но если кто-то решил нарушить закон своей страны, ему следует понести наказание, даже если это наказание — смертная казнь. Одним из важных правил в буддизме является следование законам своей страны. Если закон устанавливает, что объявляется война и что все военнообязанные мужчины должны быть призваны в армию и стать солдатами, то буддист должен повиноваться этому закону. Если, будучи буддистами, мы имеем сильное желание сохранить жизни людей и не уничтожать их, то для нас открыта возможность, используя демократический процесс, обратиться к политическим лидерам с просьбой об изменении закона. Если в этом случае большинство проголосует против перемен, то нам ничего не остаётся, как следовать закону. Закон превыше всего. Разумеется, если мы не хотим служить в армии, то для нас есть возможность стать монахами и монахинями, и, удалившись в монастырь, заниматься духовным совершенствованием. Если же мы решаем остаться в обществе людей, то должны быть готовы пожертвовать собой на благо этого общества.

Редакция перевода от 01.07.2015 20:17

Рассматривать трактовку в законе – непредумышленное убийство как понятие смысла не имеет, так как термин «убийство» означает «умышленное причинение смерти». Согласно закону РФ данное преступное действие подпадает под статью «причинение смерти по неосторожности, непредумышленно».

Непредумышленное убийство: что подразумевается под понятием?

Если смерть человека наступила не в результате умышленных действий, то, по сути, об убийстве как таковом говорить не приходится, а речь ведется о том, что действия или бездействие обвиняемого стали причиной смерти. Обязательно придется доказать, что непредумышленное убийство было совершено ненамеренно. Виновный не предполагал, что его действия приведут к смерти по небрежности, легкомыслию.

В делах о непредумышленном убийстве суд принимает обстоятельства, которые могут смягчить действия обвиняемого. Часто непредумышленное убийство связывают с такими статьями, как превышение самообороны, нахождение виновного в аффективном состоянии.

Какая статья за непреднамеренное убийство?

Выбирая меру наказания, учитываются обстоятельства, смягчающие вину, и мера наказания принимается с учетом всех нюансов.

Меры наказания

Согласно статьям УК РФ, за непредумышленное убийство могут быть применены следующие меры наказания:

  • тюремное заключение до трех лет или такой же условный срок применяются в случаях, если человек погиб по реальной неосторожности, то есть какие-то специальные меры с целью его умерщвления применены не были, и все произошло по воле случая;
  • увеличится срок до пяти лет, если смерть вызвана халатным исполнением служебных, профессиональных обязанностей;
  • при причинении смерти по неосторожности нескольким лицам, которое будет трактоваться как непредумышленное убийство – срок до пяти лет.

Признаки

Главными признаками непредумышленного убийства являются:

  • виновный не имел намерений убивать, он был в полной уверенности, что его действия не приведут к гибели человека и предвидеть этого не мог; такой факт должен быть доказан при рассмотрении дела;
  • виновный предвидел возможность наступления смерти, но в силу обстоятельств не смог ее предотвратить, причинами могут быть несоответствие требованиям, применяемым в экстремальной ситуации, личные психофизические качества обвиняемого, нервно-психические нагрузки, превозмочь которые он был не в силах.

Факт свершившегося преступления наступает после того как жертва умирает.

В делах, касающихся убийств по неосторожности, непредумышленных, обязательно должны устанавливаться точные связи между причиной возникновения действием и его последствием.

В УК РФ внесен ряд поправок, которые должны учитываться при разделении классов преступлений. Если человек умер вследствие непредумышленных действий, то деяние обвиняемого не классифицируется как убийство, и прописывается в отдельной части УК.

Получить профессиональный совет юриста, помощь по вопросам, касающимся непредумышленного убийства, вы можете, позвонив по телефонам, указанным на сайте.

Отправить ссылку на статью:

admin

Добавить комментарий