Исключение из ЕГРЮЛ

Исключение из ЕГРЮЛ

Исключение предприятия из реестра: общие вопросы

Разбираемые нами вопросы регулируются:

Поводом для принудительной ликвидации считается (п. 1, п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ):

  1. Одновременное наличие на протяжении 12 месяцев подряд обстоятельств, в связи с которыми лицо признается недействующим, а именно:
  • неисполнение обязанности по сдаче налоговой отчетности;
  • отсутствие операций по счетам.
  1. Отсутствие у компании и ее учредителей средств на проведение ликвидации в общем порядке.
  2. Истечение 6 месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, если фирма не предприняла никаких опровергающих данную отметку действий.

При этих условиях регистрирующий орган (далее — налоговая, инспекция, налоговый орган) принимает решение о предстоящем исключении лица из реестра, размещаемое в «Вестнике государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России «Об обеспечении публикации…» от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@). Сообщение находится в открытом доступе на официальном сайте издания.

В течение последующих 3 месяцев сама компания, ее кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то налоговая вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией (п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ).

Способы обжалования исключения из ЕГРЮЛ

Законодательством, кроме упомянутого выше обнародования в информационном издании, никакого обязательного уведомления участников предприятия, его руководителя со стороны налоговой не предусмотрено. В связи с этим узнать о предстоящем исключении можно, только если систематически отслеживать новости на сайте. Понятно, что никто этим не занимается.

По этой причине часто заинтересованные лица узнают о факте прекращения после его совершения. Возможно ли оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?

Решение и действие территориального регистрирующего органа по выбору протестующего лица можно обжаловать:

  • В вышестоящем регистрирующем органе (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • В Арбитражном суде по месту нахождения налоговой инспекции (ч. 2 ст. 189, ст. 35 АПК РФ). Обратите внимание, что досудебное урегулирование по данному делу не является обязательным.

На обжалование дается 1 год с момента, как субъект узнал о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ). Это специальный срок, так как по общему правилу для оспаривания предоставляется только 3 месяца (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность восстановления срока в случае его пропуска.

Кто может оспаривать

Право на подачу заявления/жалобы имеют:

  1. Кредиторы исключенной фирмы. К ним относятся контрагенты по гражданско-правовым сделкам (пп. 1, 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ).
  2. Иные заинтересованные лица. Например, работники компании, участники (учредители).
  3. Что касается самого ликвидированного предприятия, то в п. 8 ст. 22 закона № 129-ФЗ оно не указано как обладатель права на оспаривание, хотя в п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ недействующая фирма упоминается, наряду с кредиторами и иными заинтересованными лицами, как субъект, правомочный высказать свое возражение. Однако на практике исключенные предприятия выступают полноправными заявителями в таких делах (дело № А33-12125/2015 АС Красноярского края).

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Жалоба направляется:

  • через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
  • непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.

Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.

Форма и содержание жалобы

Прошение оформляется либо в письменной форме, либо в электронном виде. В первом случае оно подается непосредственно в налоговую или по почте, скрепляется простой подписью без нотариального заверения. В электронном виде направить обращение можно только через интернет, и подписано оно должно быть простой электронной подписью.

Содержание документа можно разбить на 3 части:

  1. Преамбула. Здесь указываются:
    • Данные заявителя:
    • для гражданина: фамилия, имя отчество и место жительства;
    • для организации: наименование и адрес.
    • Название органа, решение и действие которого обжалуются.
    • Реквизиты акта, с которым не согласен заявитель.
  2. Описательная часть. В этом разделе следует раскрыть все основания, по которым нарушены права подателя.
  3. Просительная часть. Требования традиционно состоят в просьбе отменить незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Дополнительно в тексте прописываются:

Подпишитесь на рассылку

  1. Почтовый адрес заявителя, телефоны, адрес электронной почты.
  2. В целях точной идентификации можно внести в преамбулу также:
  • для физического лица — ИНН;
  • юридического — ОГРН и ИНН.

К заявлению прикладываются:

  • документы, подтверждающие доводы подателя;
  • доверенность, если подписантом является представитель.

Бланк заявления — форма № 38001. Ее можно найти в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@.

Судебный порядок. Форма заявления

Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Обращение составляется:

  • в письменной форме;
  • электронном виде с помощью сервиса «Мой арбитр» на официальных сайтах арбитражных судов.

При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ):

  • 300 руб. — для граждан;
  • 3 000 руб. — для организаций.

Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Содержание заявления и приложения

В документе обязательно прописывается:

  1. Название суда.
  2. Данные заявителя, место его нахождения или жительства.
  3. Для граждан-заявителей: дата и место рождения, работа или дата и место регистрации как ИП.
  4. Телефоны, факсы, электронная почта.
  5. Наименование регистрирующего органа.
  6. Реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые оспариваются.
  7. Данные о том, какие права и законные интересы затронуты решением/действием.
  8. Информация о том, каким нормативным актам не соответствует решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ.
  9. Требование о признании незаконным:
    • решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
    • действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации.
  10. Перечень приложений.

Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК РФ:

  • подтверждение вручения пакета документов иным участникам процесса;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от доводов);
  • копия документа о регистрации предприятия или ИП (например, лист записи о регистрации ООО);
  • доверенность;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение которого оспаривается;
  • копия оспариваемого акта.

Какие существуют основания для оспаривания

Если предприятие оказалось исключенным из реестра в административном порядке как недействующее, то «вернуть его к жизни» можно только в следующих случаях:

  1. Когда по факту отсутствуют причины для прекращения. В таких ситуациях речь идет о наличии у налоговой недостоверных сведений в результате, например, ошибок в работе самого органа (постановление ФАС Московского округа от 29.07.2013 по делу № А40-113163/12).
  2. Если регистрирующий орган нарушил порядок исключения. Например, не было опубликовано решение о предстоящем исключении (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.12.2008 по делу № А82-2561/2008-27). Или в размещенном сообщении отсутствовала информация о сроках и порядке направления возражений по факту предстоящего исключения (постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2012 по делу № А64-5746/2010).
  3. При осуществлении принудительного прекращения даже после получения в положенный 3-месячный срок обоснованного возражения от кредиторов, самого юридического лица и иных заинтересованных субъектов.

Спорные вопросы в практике обжалования

И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.

В отношении коммерческих организаций у арбитражных судов мнения разделились на прямо противоположные:

  1. Одни суды применяют расширительное толкование ст. 21.1 закона № 129-ФЗ, запрещают регистрирующему органу формально подходить к процедуре и отрицают возможность ликвидировать компанию только при наличии 2 оснований (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2013 № Ф03-1381/2013).
  2. Другие суды строго придерживаются буквального толкования нормы ст. 21.1 закона № 129-ФЗ и отказывают в оспаривании предприятиям, если они подпадают под указанные в законе № 129-ФЗ признаки. При этом даже не учитываются факты, например, заключения сделок, ведения судебных процессов и др. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2012 по делу № А45-11367/2012).

***

Итак, чтобы обжаловать изъятие организации из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо может воспользоваться либо административным ресурсом, либо сразу пойти в суд. Главное преимущество первого способа — это быстрое рассмотрение вопроса, не требующее никаких материальных затрат в виде госпошлины.

Однако решения регистрирующих органов, как правило, выносятся в соответствии с общей политикой ФНС России, которая может не совпадать с объективной реальностью. В то же время судебное разбирательство всегда ставит точку в споре, является более традиционным средством защиты прав, а арбитражный суд воспринимается как незаинтересованная инстанция.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет. Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?

Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.

Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки. По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

Процедура исключения

При каких условиях возможно исключение?

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):

  • При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  • При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Исключение и банкротство

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из реестра, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Что делает налоговая?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ. А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Исключение и будущие регистрационные действия

Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:

  • Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами голосов ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
  • Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.

В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.

Обжалование исключения

Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.

Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:

  • отсутствие оснований для исключения;
  • исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
  • несоблюдение процедуры налоговым органом.

Списать безнадежный долг компания может лишь в том случае, когда исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. Между тем в последние годы налоговые органы проводят регулярные проверки достоверности юридических адресов организаций, что может вести к исключению тех из ЕГРЮЛ, создавая проблемы их контрагентам.

Когда долг контрагента может быть списан

Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). На основании ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование после того, как запись об этом внесена в ЕГРЮЛ (ст. 63 ГК РФ).

Исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации, причем как для целей гражданского оборота, так и для целей налогообложения. Другими словами, поступать с долгами недействующих компаний, исключенных из ЕГРЮЛ, можно так же, как и с долгами ликвидированных, их можно списать во внереализационные расходы. Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ (ст. 6 Закона N 129-ФЗ, ст. 252 НК РФ).

Аналогично в этот же момент долги компании перед исключенным из ЕГРЮЛ кредитором должны быть списаны на внереализационные доходы (п. 18 ч. 2 ст. 250, п. 1 ст. 271 НК РФ). Правда, есть некоторые исключения учета доходов. Например, перед учредителем и др.

Однако не все причины исключения контрагента из ЕГРЮЛ приводят к учету долга в доходах или расходах в целях исчисления налога на прибыль. Рассмотрим вопрос детальнее.

Когда исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации

Фирмы, которые фактически прекратили свою деятельность, могут быть ликвидированы в упрощенном (внесудебном) порядке по решению регистрирующего органа. Это предусмотрено ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии со ст. 64.2 ГК РФ юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представляло документы с отчетностью, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 2 ст. 64.2 ГК РФ четко написано, что исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ влечет те же правовые последствия, что и ликвидация. Но это правило было введено с 1 сентября 2014 г. (Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ). До этого момента исключение из реестра по решению инспекции формально не приравнивалось к ликвидации. И именно из-за этой формальности позиция Минфина была противоположна сегодняшней.

Долги юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, могут быть признаны безнадежными в порядке, установленном ст. 266 НК РФ, с даты исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 21 мая 2019 года N 03-03-06/2/36730, от 24 июля 2015 года N 03-01-10/42792, Постановление АС Московского округа от 7 ноября 2017 года по делу N А40-106253/2016).

Соответственно, на эту же дату при наличии кредиторской задолженности перед данным контрагентом нужно признать соответствующий доход (Письмо Минфина России от 7 февраля 2020 года N 03-03-06/2/7955).

Когда отсутствие в ЕГРЮЛ — не повод для списания

Списать безнадежный долг компания может только в том случае, если исключение должника из ЕГРЮЛ приравнивается к его ликвидации. А это не всегда так.

В частности, предусмотренный ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях (п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ):

— невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

— наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

При этом исключение действующей организации из ЕГРЮЛ по основаниям п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ (когда в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности) не является ликвидацией (Письма Минфина России от 7 февраля 2020 года N 03-03-06/2/7955, от 16 августа 2019 года N 03-03-06/1/62253, от 24 октября 2019 года N 03-03-06/1/81781, от 21 мая 2019 года N 03-03-06/2/36730). Это связано с тем, что такое исключение не приравнивается законом к ликвидации, а значит, задолженность не может быть признана невозвратной.

Однако Минфин отмечает, что ничего не мешает сделать это на других основаниях, изложенных в п. 2 ст. 266 НК РФ: истечение срока исковой давности; невозможность исполнения обязательств на основании ликвидации организации или акта госоргана (имеются в виду законы, указы, постановления, распоряжения и иные нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Недостоверные сведения об адресе

К наличию в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи, относится запись о недостоверности юридического адреса юридического лица. Поскольку данные записи вносятся налоговыми органами достаточно активно, рассмотрим ситуацию подробно.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, перечисленные в п. 1 ст. 5 закона N 129-ФЗ, в том числе сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения. Изначально для регистрации юридического лица в территориальной инспекции требуется предъявление договора аренды с предоставленным юридическим адресом либо документов о собственности на недвижимость, по которому зарегистрирована компания.

Структура адреса включает в себя последовательность адресообразующих элементов, в том числе тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении (п. 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221). Таким образом, в ЕГРЮЛ должен быть указан полный адрес юридического лица, включая номер помещения или офиса.

Как указано в п. 3 ст. 54 ГК РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

С 1 января 2016 года значительно расширены пределы проверки достоверности сведений ЕГРЮЛ. Это проверка не только новых сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, но также и таких, которые уже там содержатся (п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена для ряда сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (Письмо ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-14/3980@). Она проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности имеющихся в реестре сведений.

В Письме Минфина России от 11.03.2019 N 03-12-13/15455 отмечается, что в ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым:

— данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления;

— лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам;

— регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ.

Порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@.

Основаниями для признания сведений об адресе недостоверными являются следующие (п. 2 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

— указанный адрес является «массовым»;

— находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен или не существует; является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

— заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.).

Кроме того, об этом может свидетельствовать заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Источником информации о недостоверности адреса может выступать обращение заинтересованного лица; иная имеющаяся у территориальных органов информация (п. 4 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@).

Реально ФНС делает перекрестную проверку сведений о собственниках помещений с базой адресов. Затем от собственников недвижимости запрашиваются сведения об арендаторах помещений с детальным указанием сведений о заключенных договорах. Обе базы произведены в автоматическом режиме с данных адресов в ЕГРЮЛ. Фирмы, не прошедшие проверку, получают «черную» метку.

Инспекторы вправе проводить осмотр объекта недвижимости, для его проведения даже не требуется присутствие представителей проверяемого лица: достаточно привлечь двух понятых или записать осмотр на видео. Понятые расписываются в протоколе осмотра, а если велась видеозапись, то в акте осмотра производится соответствующая отметка (подп. «г» п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Если по окончании проверочных мероприятий ИФНС пришла к выводу, что сведения в ЕГРЮЛ об адресе были недостоверны, то в адрес юридического лица, а также его руководителей и участников должно быть направлено уведомление с предложением внести в ЕГРЮЛ достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие, что налоговый орган ошибся (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, п. 18 Приложения N 1 к Приказу ФНС России N ММВ-7-14/72@). На эту процедуру налогоплательщику отводится 30 календарных дней. Если компания не убедила инспекторов в правильности указания адреса, то в реестре ставится отметка «Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об адресе».

Наличие отметки о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи является достаточным основанием для исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом без соответствующего судебного решения (подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 28 ноября 2017 года N 03-12-13/78712).

Кроме того, наличие указанной записи в ЕГРЮЛ в течение 3 лет со дня ее внесения является основанием для отказа в государственной регистрации фактов, связанных с включением в ЕГРЮЛ новых сведений об учредителях или участниках этой организации (подп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

Внесение записи о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ об адресе контрагента вызывает ряд неблагоприятных последствий для лиц, связанных с ней. Отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является одним из признаков того, что компания недействующая.

Компания, имеющая запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, является налогоплательщиком с высоким уровнем налогового риска. У ее контрагентов возможны проблемы с признанием расходов, получением вычетов по НДС по соответствующим сделкам из-за непроявления должной осмотрительности при выборе делового партнера. Так, с 1 октября 2017 года в счете-фактуре должен быть указан полный юридический адрес продавца и покупателя, который указан в выписке из ЕГРЮЛ. Нередко причиной отказа в вычете НДС у покупателя является заявление налогового органа о том, что контрагент отсутствует по адресу, указанному в счете-фактуре, или, например, не представляет отчетность в фискальные органы, или его нет в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, или, скажем, налог не перечислен поставщиком в бюджет.

admin

Добавить комментарий