Инвалидность по слуху

Инвалидность по слуху

Содержание

Нейросенсорная тугоухость 4 степени какая группа инвалидности

Различают несколько степеней тугоухости: 1 степень

  • 1 степень – утрата слуха, которая характеризуется отсутствием восприимчивости к звукам от 26 до 40 дБ;

На расстоянии в несколько метров, при условии отсутствия посторонних звуков, человек не испытывает никаких проблем со слышимостью, различает все слова в разговоре. Однако в шумной обстановке возможность слышать речь собеседников отчетливо ухудшается. Также становится тяжело слышать шепот на расстоянии больше 2 метров. 2 степень тугоухости

  • 2 степень – утрата слуха, которая характеризуется отсутствием восприимчивости к звукам от 41 до 55 дБ;

У людей на этой стадии слух начинает стремительно падать, они уже не могут нормально слышать даже при отсутствии посторонних шумов. Шепот они не могут различить на расстоянии больше метра, а обычную речь – на расстоянии больше 4 метров.

Степени тугоухости и методы лечения

Конечно, если у пенсионера с возрастом развилась тугоухость третьей степени, из-за чего он получил стойкое ограничение в жизнедеятельность по 1-2 параметрам, ему положена инвалидность по слуху. Можно ли получить инвалидность по слуху самостоятельно Если председатель врачебной комиссии больницы не выдает направление на МСЭ, следует потребовать соответствующую справку. С ней можно обратиться к руководителю медико-социальной экспертизы с заявлением на проведение освидетельствования.

При этом нужно собрать все медицинские документы: анализы, заключения, справки и др., сдать их в регистратуру и узнать дату, на которую назначено заседание комиссии. Возможно ли оформление инвалидности по слуху на одно ухо? Односторонняя тугоухость или потеря слуха на одно ухо – не основание для получения инвалидности.

Нейросенсорная тугоухость четвертой степени

Потеря слуха – это и коммуникативное затруднение, и прекращение потока информации, воспринимающейся на слух. В медицине известны врождённая и приобретённая глухота. Наиболее распространённые причины ухудшения или потери слуха:

  • Наличие дырочки в барабанной перепонке;
  • Отосклероз.
    Воспалительный процесс среднего уха. Образовалась серная пробка в слуховом проходе либо в него попало инородное тело;
  • Воспаление наружного слухового прохода или опухоль в нем;
  • Травма акустической этиологии;
  • Нарушенное кровообращение внутреннего уха;
  • Осложнение после инфекционных болезней;
  • Невриномы – опухоли преддверно-улиткового нерва;
  • Травмы головы.

В большинстве случаев, если нарушения слуха невозможно полностью вылечить, то при ослабленном слухе помогут слуховые аппараты. Граждане с поражениями слуха могут получить инвалидность.

Тугоухость 2 и 3 степени: лечение, инвалидность

Виды тугоухости Описание и симптомы Кондуктивная тугоухость Нарушение слуха, характеризующееся проблемами с проходимостью и усилением звука через внешнее и среднее ухо. Данные преграды образуются в наружном ухе. К ним могут относиться: неправильное развитие органов, пробки из серы, различные опухоли, а также начальные стадии отита. Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость Это нарушение слуха, вызванное дисфункцией внутреннего уха, слуховых центров головного мозга, преддверно-улиткового нерва.
В отличие от кондуктивной тугоухости, нейросенсорная возникает из-за неверной работы звуковоспринимающего аппарата.

Смешанная Нарушения слуха возникают при одновременном влиянии факторов, вызывающих кондуктивную и нейросенсорную тугоухость.

Инвалидность по слуху

Помимо всего прочего, для инвалида разрабатывается личная реабилитационная программа, в которой прописаны все реабилитационные программы и необходимые для них технические средства. Инвалид по слуху получает пенсию и финансовое возмещение на приобретение слухового аппарата.

Медико-социальная экспертиза

При диагнозе – двусторонняя тугоухость 4-й степени пациенту дают инвалидность третьей группы. В случае если у больного обнаружена 3-я степень заболевания, и при этом слуховой аппарат обеспечивает приемлемое восприятие звука, инвалидность не положена. Детям, имеющим диагноз 3-й и 4-й степени тугоухости, в обязательном порядке присваивается инвалидность.


Лечение: методы и способы Для лечения тугоухости широко используются такие методы, как:

  1. Хирургическое вмешательство. Рекомендуется к применению при повреждении барабанной перепонки и слуховой косточки. В большинстве случаев применяется тимпанопластика, позволяющая восстановить слух.
  2. Медикаментозные препараты, слухопротезирование и физиотерапия применяется при диагностировании нейросенсорной тугоухости.
  3. Электростимуляция слухового нерва.

Как оформить инвалидность по слуху?

Гораздо сложнее дело обстоит, когда тугоухость 4 степени вызвана следующими причинами:

  • нарушениями внутриутробного развития плода из-за приема сильнодействующих лекарственных препаратов (антибиотиков) во время беременности или воздействия патогенных микроорганизмов;
  • необратимых возрастных изменений деградирующего характера, которые привели к уплотнению барабанной перепонки или разрушению слухового аппарата;
  • травмами среднего или внутреннего уха, внутричерепными травмами;
  • развитием опухоли головного мозга, улиточного нерва и других новообразований.

В этих случаях снижение слуха происходит очень резко и восстановить его удается обычно только после хирургического вмешательства. Но и после операции вероятность полного возобновления слуха очень и очень низкая.

Тугоухость 2-й и 3-й степени: симптомы, лечение и инвалидность

Инфо

Это связано с тем, что либо не удается устранить причины ее развития с помощью медикаментов, либо некоторые части слухового аппарата повреждены настолько, что восстанавливать их необходимо хирургическим путем. По этой же причине нередки случаи, когда и компенсировать потери слуха при помощи стандартных слуховых аппаратов тоже не получается. Чаще всего приходится изготавливать по индивидуальному заказу внутриушные устройства с повышенной мощностью.

Внимание

Если отсутствуют медицинские противопоказания возможно проведение слухопротезирования. В ухо больного вживляются импланты, замещающие не работающие части уха. Операции по слухопротезрованию сложные и дорогостоящие.

Инвалидность по слуху: критерии как получить и оформить взрослому

Они требуют помещения в стационар и последующего длительного наблюдения у специалистов. Но часто это единственный путь помочь больному вернуться к нормальному образу жизни.

Как получить взрослому инвалидность по слуху?

Диагностика Своевременная диагностика снижения слуха и начало терапии на ранней стадии позволяет сохранить его. В противном случае, как следствие, развивается стойкая глухота, которая не поддается коррекции. При проблемах со слухом необходимо применить широкий комплекс диагностических инструментов, выяснить, во-первых, почему возникла тугоухость, симптомы этого заболевания могут также указать на возможный характер частичной глухоты.

Важно

Перед врачами стоит задача полностью охарактеризовать, какую природу возникновения и протекания, тип и класс имеет тугоухость; лечение может быть назначено только после такого всеобъемлющего подхода к анализу. Лечение тугоухости Лечение тугоухости подбирается зависимо от его формы. В случае кондуктивной тугоухости, если у пациента случилось нарушение целостности или функциональности барабанной перепонки или слуховых косточек, врач может назначить операцию.

Даже пенсионер, который уже получает пенсию, имеет право получить инвалидность по слуху, в том случае, если у него появилась тугоухость 3 степени, вследствие чего, у него возникло ОЖД по одному или двум пунктам. Необходимо знать, когда дают инвалидность по слуху, это не распространяется на одно ухо. Это не может быть основанием к предоставлению такого статуса. Человек сможет вести нормальную жизнь, благодаря одному здоровому уху и слуховому аппарату для другого. Читайте, что делать если оглох на одно ухо, в этой статье. Прежде чем обращаться за предоставлением инвалидности по слуху, очень важно подготовить все документы. Только поэтапное прохождение всех инстанций позволит в кратчайшие сроки получить свою законную помощь.

Форум

Вернуться Печать

Как оформить инвалидность по слуху?

Показаны последние 10 сообщений.

Марина   05-09-2012 17:14

Прошли в начале июля у себя на районе МСЭ. Договорились. 2-ю ( для поступления в вуз) не дали. Поступали на общих основаниях. Провалили. Еле набрали баллов на платный.
Через год опять штурмуем МСЭ. Это традиция и развлекуха такая.
На побочные заболевание им чихать. Главное : где учится или работает ( лучше, что бы нигде) , возможность говорить и ваше умение доктора «уважить».

Марианна   15-09-2012 02:23

У меня тугоухость 3 ст.оба уха. Зрение минус 7 на оба глаза. Не работаю сейчас. Ношу в обоих ушах внутриушные слуховые аппараты, так как без них слышу людей, но понимаю плохо.
1. Реально ли при такой ситуации получить инвалидность 3 ст.? 2. Если да, то на комиссию нужно идти в очках и с аппаратами или «естественной», то есть без очков и без аппарата?

Марина   18-09-2012 14:31

Так на комиссии никто ничего не проверяет. Заключения пишут ЛОР , сурдолог и в Вашем случае окулист. Их обмануть сложно. А на комисссии только ослабьте мощьность СА. Переспрашивайте, тупите.

Марианна   19-09-2012 04:04

Так все-таки с такой степенью — 3 и миопией высокой степени положена инвалидность? или вес-таки нет?

Алима   19-09-2012 15:17

Марианна 19-09-2012 04:04
Так все-таки с такой степенью — 3 и миопией высокой степени положена инвалидность?

Нейросенсорная тугоухость 4 степени какая группа инвалидности

или вес-таки нет?

Если бы у тебя была бы острота слуха от 3-4 степени и выше, то за инвалидность можно было бы побороться. А у тебя только 3 степень.
Если острота зрения с коррекцией на лучше видящий глаз больше чем 0,3 и поля зрения больше 40 градусов — то инвалидность тоже не дадут. А «Зрение минус 7 на оба глаза.» специалистов МСЭ не интересует.

Татьяна Нужина   19-09-2012 23:00

Насколько мне известно, разные физические недостатки не суммируются.
Знала глухого — 3 группа, но у него 1 глаз, это тоже 3 группа. Из — за того, что не видел с одной стороны и не слышал совсем, его сбил троллейбус. Руку повредил — тоже 3 группа.
Три третьих группы — вторую не дали, так и остался инвалидом 3 группы.
Вот так… (((

Наталья   24-04-2014 19:06

Здравствуйте! Скажите пожалуйста у меня ребенок не слышит одним ухом.По месту жительства мы наблюдались у лор-врача после проведения аудиограммы нас врач направил в Ростов на консультацию и направления на инвалидность, но приехав в Ростов нам врач сурдолог поставил диагноз «Правостронняя глухота» и врач сказал если бы два уха не слышали то тогда нам положена инвалидность, а так как только одно ухо не слышит то нет.Скажите пожалуйста с таким диагнозом положена инвалидность и какие документы для этого нужно собрать.

Murmulka   02-05-2014 15:09

Наталья

Врач-сурдолог прав. К сожалению. На одно ухо глухота не считается инвалидностью.

солейл   04-05-2014 03:27

Необязательно.даже инвалидность модель оформить когда слышишь на все сто процентов а произношение такое. Что люди тебя вообще не понимают.. А вы тут..про одно ухо..

Lexand   06-05-2014 22:07

Наталья
Не положено и точка!

Вернуться к темам Печать

Тугоухость 3 степени инвалидность дают взрослому

Как оформить инвалидность по слуху?

By Сергей Машков / 31st Май, 2018 / Налоговое право / No Comments

После необходимой реабилитации ее снижают до третьей категории.

  • В случае если группа установлена учащемуся в специальном учреждении, то срок равен периоду обучения.
  • Для того чтобы группа инвалидности по слуху имела пожизненную форму, третья группа должна:
  • подтверждаться не менее пятнадцати лет;
  • быть заменена на более тяжкую категорию;

Также это происходит, если больной является пенсионером. После того как работа МСЭ завершена, следующим шагом будет обращение в Пенсионный фонд, где устанавливается соответствующая выплата пенсии по инвалидности по слуху, группы которой указывают в справке из бюро, если это взрослый.

Получение выплат Все граждане с группой имеют право на преференции. Льготы по инвалидности по слуху такие же, как по другим видам заболеваний. Но есть и некоторые дополнительные.

Пенсия для инвалидов по слуху

Инфо

Пройти обследование в сурдоцентре, где необходимо получить выписку и аудиограмму с результатами исследования. 2. В районной поликлинике, взяв направление у педиатра, пройти медкомиссию (невролог, хирург, ортопед, офтальмолог, ЛОР) и обследование (анализы, ЭКГ).

3. Внимание

Пройти медико-социальную комиссию и получить специальную справку о статусе «ребенок-инвалид», справку белого цвета об инвалидности (предоставить в соцзащиту) и индивидуальную программу реабилитации. ИПР инвалида по потере слуха представляет собой перечень реабилитационно-технических средств.

В нее входят 40 бесплатных часов сурдоперевода в год, слуховой аппарат, сигнализатор звука, телевизор с возможностью приема передач со скрытым субтитрированием, мобильный телефон для СМС-сообщений и другие средства. Подтверждать инвалидность необходимо раз в один-два года.

Как получить взрослому инвалидность по слуху?

В то время, когда на заседании в Минтруде — собирали начальников Основных специалистов по МСЭ из всех регионов РФ — нашелся энтузиаст, (правильнее — нашлась) — которая провела неофициальный опрос на тему — какие конкретно экспертные решения принимаются в обстановках, подобных Вашей.Полученные ответы варьировали в диапазонах от 10% УПТ без группы инвалидности и до 3 группы и 60% УПТ. 200?’200px’:»+(this.scrollHeight+5)+’px’);» Ожидаю 40%-60% Я бы лично установил на 1 год 3-ю группу инвалидности по причине: «опытное заболевание» и 60% УПТ, в соответствии с пункта 24 Распоряжения МТСР от 18 июля 2001 г. N 56: 24.

Инвалидность по слуху: критерии, как оформить и получить

2.

Главным основанием для установления 3-й группы инвалидности является тугоухость 4-й степени на оба уха. При тугоухости третьей степени на оба уха и при удовлетворительной компенсации тугоухости слуховыми аппаратами — инвалидность чаще всего — не определяется.

Аргументом в принятии решения о присвоении инвалидности по потере слуха является степень остроты слуха на ухо, которое лучше слышит.

Как оформить инвалидность по слуху?

Даже пенсионер, который уже получает пенсию, имеет право получить инвалидность по слуху, в том случае, если у него появилась тугоухость 3 степени, вследствие чего, у него возникло ОЖД по одному или двум пунктам. Необходимо знать, когда дают инвалидность по слуху, это не распространяется на одно ухо.

Это не может быть основанием к предоставлению такого статуса. Человек сможет вести нормальную жизнь, благодаря одному здоровому уху и слуховому аппарату для другого.

Читайте, что делать если оглох на одно ухо, в этой статье. Прежде чем обращаться за предоставлением инвалидности по слуху, очень важно подготовить все документы.

Только поэтапное прохождение всех инстанций позволит в кратчайшие сроки получить свою законную помощь.

Инвалидность по слуху

УТРАТЫ СПОСОБНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ Опытную ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ благодаря профзаболевания (см. п. 2 Правил ) фактическм не было. Учитывая, что профзаболеванию не предшествовала опытная деятельность по профессии «лётчик» (см.
п. 12 Правил ), потери опытной трудоспособности нет! 2) Согласно мнению ВЛэк лётчик переведен на работу к примеру, инструктором, авиамехаником, инспектором работы авиационной безопасности и т.п. что есть трансформацией условий труда, влекущих понижение дохода, Учитывая, что имея нарушения сенсорных функции (изолированное нарушение слуха), применяя свои профзнания, полученные путём высшего профобразования, и навыки, полученные за х лет профессиональной деятельности, он может делать работы, не связанные с полетами (с исключением вредных факторов), возможно установлено (см. п. 17 Правил ) от 10 до 30% УПТ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ степени квалификации в новой должности).

Медико-социальная экспертиза

Какие бывают выплаты? На сегодняшний день государство определяет несколько категорий пенсий по инвалидности:

  1. Страховая пенсия, назначаемая на основании справки от медико-социальной экспертизы с учетом факта трудоустройства инвалида, независимо от его стажа. Для удостоверения последнего необходимо представить документы, то есть копию трудовой книжки.

    Важно знать, что пенсия выплачивается и тем, кто работает.

  2. Социальная пенсия по инвалидности назначается лицам, не имеющим и не имевшим официального трудоустройства.

Получение пенсии возможно только при постоянном проживании в пределах страны. Вопрос получения единовременных денежных выплат каждый инвалид решает сам.

При этом нужно учитывать, что бесплатно воспользоваться льготами не получится, а их причисление к сумме пенсии возможно только при полном отказе от всех услуг.

Инвалидность по слуху критерии

Размер выплат зависит от установленной группы инвалидности. Для отказа достаточно обратиться в ПФ, где подскажут необходимый перечень документов для представления.

Небольшое заключение Теперь вы знаете, когда назначается инвалидность по слуху, на каких основаниях. Также мы рассмотрели критерии ее. Кроме этого в статье рассмотрены все группы инвалидности по слуху, рассказано, когда и какая устанавливается.

Также была затронута тема детей с данной проблемой. Прочитав статью, каждый поймет, куда и с какими документами следует обращаться для получения группы по инвалидности по слуху. Надеемся, что рекомендации, данные выше, вам помогут.

Инвалидность по слуху(2018г)

Каковы требования получения группы? Единственный документ, что применяется сотрудниками экспертизы для определения инвалидности по слуху в РФ, представляет собой приказ Минтруда от 17.12.2015. под номером 1024н. Ссылаясь на этот приказ, для получения статуса инвалида, тугоухость должна определенно ограничивать жизнедеятельность человека по следующим пунктам:

  • трудовая деятельность;
  • пространственная ориентация;
  • возможность общаться;
  • контролировать свое поведение;
  • возможность обучаться;
  • перемещаться самостоятельно;
  • обслуживать самого себя.

Определяется только 3 степени ограничения жизнедеятельности, что устанавливают неполноценность, исходя из общепринятых норм для каждого инвалида определенного возраста в индивидуальном порядке.
Читайте в статье о существующих степенях тугоухости.

Форум

Вернуться Печать

инвалидность по слуху

Показаны последние 10 сообщений.

Alexsa   14-03-2015 02:29

Наталья,

Да.Не обращай на меня внимания.Ибо…чревато!))
Гораздо проще-мнение врушки) Повеселилась) Настолько интернетзависимы?!)

Ольгита   14-03-2015 10:30

Alexsa,да,сама удивляюсь этому лору,впервые такой попался.
Если знать,что материально мне это поможет,то я не против заняться волокитой.
Murmulka,путевки и лекарства меня тоже не волнуют,но с/а,льготы по коммуналке…это лишним не бывает.
Наталья,вы хорошо все знаете про инвалидность.Не знаете только ,что не всем ее дают.

Алима   14-03-2015 11:57

Ольгита, тебе инвалидность не дадут, т.к. ты сама писала, что у тебя 3 степень. Если бы была 4, или 3-4, тогда есть смысл заняться оформлением инвалидности.

Ольгита   14-03-2015 12:12

Alexsa,да,на оба уха 3 ст.Но ,к большому сожалению,у меня появилась еще проблема со здоровьем,не хотелось об этом писать.В совокупности,вроде бы,дают…

Ольгита   14-03-2015 12:19

А впрочем,стоит ли заморачиваться.
Зачем я тогда сына с дочкой вырастила.Как почитаешь про мытарства некоторых,хорошо что не всех,…

Alexsa   14-03-2015 12:29

Ольгита,

Да не такие уж и большие там мытарства.От тебя самой зависит,как пройдешь. Просто сейчас морока,если не дают пожизненно,то каждый год проходить придется комиссию.Можно подумать за год что-то изменится.Если ты уверена,что дадут инвалидность,то делай.Деньги то лишними не бывают)

Алима   14-03-2015 12:39

Ольгита, в совокупности, как ты выразилась, не дают инвалидность. В любом случае на МСЭ для общей картины здоровья про слух обязательно нужно указать.

Тугоухость 2-й и 3-й степени: симптомы, лечение и инвалидность

Ольгита   14-03-2015 12:45

Алекса,Алима,спасибо!Я приму к сведению.

Эли   14-03-2015 17:17

Ольгита, могут дать на год, а далее еще и лет 5(каждый год)придется переоформлять. зависит не только от вас, но и от настроения врачей. не сдавайтесь! будьте вежливы и терпения вам!

Ольгита   15-03-2015 10:35

Спасибо,Эли!

Вернуться к темам Печать

Инвалидность по слуху

Инвалидность – одна из серьезнейших социальных проблем современного российского общества. Признание человека инвалидом в связи со стойким нарушением здоровья зачастую влечет за собой существенное ограничение жизнедеятельности. Вследствие этого инвалиды являются одной из многочисленных клиентов системы социальной работы.

Среди многообразных категорий инвалидов выделяются лица с нарушениями слуха и речи, которых называют инвалидами по слуху (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа (физические дефекты). Врожденные нарушения слуха возникают как следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери. Это вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем. Слуховой анализатор может быть поражен вследствие травмы плода.

Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Среди причин, вызывающих эти недостатки слуха основное место занимают инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспаление среднего уха — отит); последствия заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва; травмы головы (родовые и послеродовые).

глухие (ранооглохшие) — потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят людей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия и самостоятельного овладения речью. Речевое развитие происходит зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи аппаратуры) восприятием только в условиях специального обучения.

слабослышащие (тугоухие) — имеющие частичную потерю слуха. В зависимости от степени сохранности слуха в некоторых случаях присутствует возможность самостоятельного овладения речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, подлежащих коррекции в процессе обучения. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени — легкую, умеренную, значительную и тяжелую.

позднооглохшие «глухие, сохранившие речь» (P.M. Боскис, 1971) — потерявшие слух после формирования речи. В этом случае различаются степень нарушения слуха и уровень сохранности речи, поскольку без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эта категория неслышащих имеет различные навыки словесного общения. Здесь важную роль играет освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления здесь в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей. Сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений.

Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит и от времени возникновения патологического процесса, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух.

У всех вышеприведенных категорий лиц с нарушением слуха затруднены возможности установления коммуникативных связей с окружающим миром в силу расстройства слухового восприятия и речевого общения. Авторитетнейший российский ученый Л.

Инвалидность по слуху: критерии, как получить и оформить взрослому или ребенку

С. Выготский писал, что глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми. Немота, лишая человека речи, отрывает его от социального опыта, выключает из общей связи. Глухонемота — недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности. Задача сводится к тому, чтобы нарушение социальной связи с жизнью было налажено каким-то другим путем.

По статистическим данным, до 3% населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затруднено социальное общение. При этом деформируется личность человека, возникает дефицит необходимой для нормальной жизнедеятельности информации. Ограничение способности к общению негативно сказывается на обучении инвалида и его профессионально-трудовой деятельности, адаптации и ориентации в окружающем мире, опосредованно — на свободе передвижения.

Сегодня в отношении указанной категории инвалидов на государственном уровне проводятся комплексные мероприятия по устранению языкового барьера и включению их в общественную жизнь как полноправных граждан страны, потому что, как считал Л. С. Выготский, оба эти языка, язык жестов и дактилология, неизмеримо легче для глухонемого; а язык жестов составляет его естественный язык. Но, вместе с тем, жестовая, дактильная речь все же остается языком, непонятным для окружающих, и ставит между немыми и миром посредующее звено в виде человека, понимающего эту речь и служащего как бы переводчиком ее на общий язык».

В 1996 г. Центром социологии образования при РАО был проведен социологический опрос неслышащих подростков с целью исследования их социального становления. Социологи пришли к выводу, что «…для глухого подростка расширение социальной среды связано с усилением фиксации на своем дефекте, поскольку среда часто оказывается агрессивной к нему именно в связи с его физическим дефектом» и, соответственно, характер переживаний подростка осложнен переживанием им своего дефекта именно как дефекта социального.

Л. С. Выготский писал, что слепота и глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого или немого человека, и указанный порок ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат социального опыта.

В человеческом обществе, если характеристики какой-либо группы рассматриваются в качестве стандарта, а другие «отличаются», то оказывается, что от «отличий» недалеко и до «отклонений» или «неполноценности». Поэтому глухие должны пройти долгий путь, чтобы «исправиться», «подогнать себя под слышащих»: они тратят массу времени на занятия речью, но в подавляющем большинстве полной идентичности достичь не удается.

В настоящее время получила распространение идея «средовой инвалидности»: физическое и социальное окружение создает инвалидность: инвалидность – не естественный атрибут человека-инвалида, а общественный конструкт, это — проблема несовершенства окружающей среды, создающей барьеры для человека с физическими недостатками. Устранить эти барьеры можно, создав условия, которые уравняют возможности инвалидов с остальными членами общества. Ключ к пониманию инвалида состоит не в его недостатке, а в реакции на него здорового в физическом плане индивида.

Это более позитивный взгляд на инвалидность по сравнению с рассмотрением инвалидности как дефекта. Но, так или иначе, общество рассматривает инвалидность как негативное качество. И соответственно отношение общества к человеку с дефектом может быть далеко от гуманного, культура общества может социально культивировать дефект.

Глухие часто становятся жертвами стереотипов, когда слышащим индивидом на основе ограниченной информации об отдельном глухом строятся предвзятые выводы относительно всех глухих вообще. Эффект гомогенности «чужой» группы: «они — похожи; мы — разные». Причем, многочисленные исследования подтверждают, что подобное явление равно справедливо и к сообществу людей с нарушением слуха. К сожалению, основная масса средств массовой информации культивируют подобные заблуждения, укореняя из лучших побуждений ложные стереотипы и негативные межгрупповые отношения.

Нарушение слуха и речи — фактор, на который люди с нормальным слухом обращают внимание, и, соизмеряясь с собственными стереотипами, обращаются с глухими согласно своим собственным представлениям и умозаключениям.

Отношение к глухим сопоставимо с расовыми предрассудками — им приписывается психическая, моральная и эстетическая (из-за жестового языка) ущербность. Отсюда непонимание мотивов поведения человека с нарушенным слухом, отторжение. Нередки искренние недоумения, когда человек с нарушением слуха демонстрирует профессионализм, ум, компетентность и многие другие качества, которые не укладываются в рамки ложных стереотипов восприятия.

Все эти факторы порождают серьезные социальные препятствия: в общественных учреждениях, трудоустройстве, покупке квартиры, машины, страховании, и т.д. способствуя формированию у человека с нарушенным слухом чувства непреодолимости барьеров.

В среде людей с нормальным слухом распространено заблуждение, что все неслышащие люди стремятся стать слышащими. Существует также тенденция приписывать индивидам такие качества, как «шестое чувство» или «особое внимание». Так, слышащие считают, что глухие имеют острое зрение и обостренное чувство обоняния.

Важную роль в процессе социализации и развития лиц с нарушениями слуха играет не только их социально-психологическое самочувствие в обществе слышащих, но и уровень адекватности отношения слышащих к неслышащим, понимание слышащими проблем, с которыми приходится сталкиваться глухим в процессе общения со слышащими. В. И. Флери писал, что глухонемой не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам.

Права инвалидов и интеграция в общество.

— медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

— Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».

— МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности.

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. Инвалидность – это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспекты.

Инвалидность по слуху относится к III группе по инвалидности. Как я считаю, люди, с данной группой инвалидности по слуху, могут так же жить и работать вместе со слышащими людьми. Главную работу по введению инклюзивного образованию, соблюдению квотирования рабочих мест должно обеспечивать государство и различные социальные службы.

admin

Добавить комментарий