Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда

ПОЯВИЛСЯ ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ТРУДА.

ОСТАЛОСЬ РАЗРАБОТАТЬ СОБСТВЕННЫЙ…

(Комментарий к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н)

1 марта 2012 г.

Минздравсоцразвития утвердило Типовой перечень мероприятий работодателя по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (Часть 3 ст. 226 ТК РФ). Организации и предприниматели должны применять его для доведения условий труда работников до требуемого ТК уровня. В связи с этим хотим обратить ваше внимание на следующее.

(!) Утвержденный Перечень не означает бесспорного учета соответствующих затрат в «прибыльных» расходах (Подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Каждая организация должна выбрать из Типового перечня только те мероприятия, которые необходимы именно ей, и обосновать это. Сделать это можно, например, по результатам аттестации рабочих мест (Пункт 3 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н). Выбранные мероприятия нужно закрепить во внутреннем документе (положении об охране труда, коллективном договоре и т.д.).

(-) Выходить за рамки Типового перечня при составлении собственного списка нельзя. Налоговики с учетом таких затрат вряд ли согласятся.

(!) Типовой перечень, в частности, включает в себя такие мероприятия по улучшению условий труда:

— приобретение и монтаж установок (автоматов) для питьевой воды;

— устройство или реконструкция отопительных и вентиляционных систем, кондиционеров с целью обеспечения нормального микроклимата;

— организация мест отдыха, помещений для релаксации;

— расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

Но гарантировать, что споров по поводу налогового учета таких затрат больше не возникнет, нельзя. Подобные мероприятия Минтруд рекомендовал работодателям и ранее (кроме кондиционирования) (Раздел 2 Рекомендаций, утв. Постановлением Минтруда России от 27.02.1995 N 11). На эти Рекомендации охотно ссылались суды, принимая решения в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС МО от 05.05.2009 N КА-А40/3335-09; ФАС СКО от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009), однако аргументом для инспекторов они не являлись.

(+) Напомним, что на проведение мероприятий по улучшению условий труда организации должны тратить не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (Часть 3 ст. 226 ТК РФ). Это минимальная планка, установленная ТК. Верхнего предела нет, поэтому для налоговых целей такие затраты могут быть учтены и в большем объеме с учетом требований ст. 252 НК РФ, что подтвердил и Минфин (Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95).

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 марта 2012 г. N 181н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПЕРЕЧНЯ

ЕЖЕГОДНО РЕАЛИЗУЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И СНИЖЕНИЮ УРОВНЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2011, N 47, ст. 6659), приказываю:

Утвердить Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению.

Министр

Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение

к приказу

Минздравсоцразвития России

от 1 марта 2012 г. N 181н

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ЕЖЕГОДНО РЕАЛИЗУЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И СНИЖЕНИЮ УРОВНЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ <*>

———————————

<*> Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

1. Проведение в установленном порядке <*> работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.

———————————

<*> Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н (зарегистрировано Минюстом России 9 июня 2011 г. N 20963).

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке <*> работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

———————————

<*> Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке <*> обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

———————————

<*> Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке <*> обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

———————————

<*> Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами мероприятий по улучшению условий и охраны труда; осуществляется в соответствии с со ст.226 ТК РФ.

Финансирование мероприятий по улучшению УТ и ОТ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

Ф. ОТ может осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по УТ и ОТ работодателями (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению УТ и ОТ.

Опыт финансирования мероприятий по ОТ. В ОАО «ММК» мероприятия, включенные в годовые и текущие планы и коллективный договор, должны иметь соответствующую проектно-конструкторскую и технологическую документацию, а также должны быть обеспечены материальными, финансовыми и техническими ресурсами. В организационно-распределительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки выполнения мероприятий и ответственные исполнители.

Финансирование мероприятий по ОТ и промышленной безопасности (ПБ) осуществляется в рамках утвержденного бюджета ОАО «ММК» на год за счет средств:

общепроизводственных (эксплуатационных) расходов, если мероприятия носят некапитальный характер;

предусмотренных в составе затрат на выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ для создания безопасных условий труда;

запланированных на проведение ремонтов, если реализация мероприятия предусмотрена в смете капитального ремонта основных средств;

банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;

фонда развития производства, если внедрение мероприятий по охране труда требует капитальных вложений.

Работы по реализации плановых мероприятий по ОТ могут поручаться на договорной основе другим организациям или включаться в производственные планы соответствующих производственных структурных подразделений, служб, которые несут ответственность за их выполнение.

См. также Затраты в области охраны труда, Налоговый учет затрат в области охраны труда.

Ключевая задача каждого работодателя с целью повышения уровня безопасности рабочих и организации комфорта при ведении занятости в целом заключается в организации соответствующих мероприятий. Без надлежащего финансирования невозможно обойтись. Чтобы исключить допущение ошибок, необходимо знать об имеющихся особенностях.

Содержание

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Исчерпывающий перечень действий, которые планируется направить на улучшение условий труда, закрепляется нормами законодательства России. Среди наиболее значимых выделяют следующие:

  • процедура оценивания текущих условий труда;
  • модернизация производственного оборудования;
  • установка (монтаж) системы защиты оборудования от воздействия внешних факторов;
  • модернизация (совершенствование) системы оповещения наемного персонала и сигнализации;
  • обеспечение всех сотрудников специальными индивидуальными и коллективными средствами защиты – спецодежда обязательно изготавливается на территории России и только из отечественных материалов;

Выделение средств осуществляется в установленном порядке

  • обучение охране труда – в данном случае стоит говорить об имеющихся опасных производственных объектах и обязанности по обучению наемного штата сотрудников согласно с нормами российского федерального законодательства;
  • обеспечение качественного освещения на рабочем месте в соответствии с разработанными нормативами;
  • оснащение медицинских пунктов всем необходимым оборудованием для качественного осмотра и предоставления первичной помощи при первой необходимости;
  • обустройство зон для отдыха согласно разработанным стандартам;
  • установка автоматов с качественной питьевой водой в местах большого скопления персонала и зонах с повышенным температурным режимом;
  • проведение регулярных медицинских осмотров согласно разработанному графику и рекомендаций Минздрава.

Смета зависит от разработанного комплекса мер

Справка! Предложенный перечень не является исчерпывающим. Полный список указан в российском законодательстве и несет исключительно рекомендательный характер. Дополнительно он предлагает классификации непосредственно по группам: организационный, санитарный, технический, общий, частный и индивидуальный.

Кто разрабатывает подобный план

Ст 226 ТК РФ определяет, что согласно в установленными нормами, разработка плана осуществляется:

  • непосредственным работодателем;
  • начальником цеха;
  • начальником структурного подразделения или прочими уполномоченными лицами.

В государственных организациях обязанность возлагается на местные органы самоуправления.

Как составить план мероприятий

В процедуре составления плана не возникает каких-либо сложностей. Достаточно использовать типовой образец, чтобы исключить ошибки и недопонимания со всеми вытекающими последствиями.

Что должен содержать в себе план

Типовая форма документа предложена нормами федерального законодательства. Во время разработки соответствующего проекта с целью улучшения условия труда на территории конкретного предприятия возникает необходимость руководствоваться утвержденной системой планирования.

Стандартная структура плана требует обязательно учитывать нормы трудового законодательства и включать в себя соответствующие сведения относительно процесса финансирования всех ранее запланированных мероприятий, а также перечне лиц, несущих прямую ответственность за реализацию поставленных целей.

Важно! В большинстве случаев ответственными выступают непосредственные начальники всех имеющихся структурных подразделений и прочие квалифицированные специалисты, которые установлены нормами Положения об ОТ.

Оной из наиболее значимой частью рассматриваемого плана считается срок его выполнения в целом и отдельно взятого комплекса мер в частности. Уполномоченные инспекторы ГИТ во время проведения плановой проверки обязательно сверяют сведения относительно расходов на охрану труда с имеющейся статотчетностью за прошлый отчетный календарный год и информации из бухгалтерии (бухгалтерской отчетности). Цифровые показатели обязательно должны совпадать.

Что учесть при подготовке плана

К наиболее важной процедуре принято относить правильное составление и утверждение сметы расходов на следующий отчетный календарный год. Размер затрачиваемых средств напрямую зависит от следующих факторов:

  • специфика деятельности предприятия;
  • наличие либо отсутствие предписаний от государственного контролирующего органа;
  • целесообразность и необходимость проведения специальной оценки;
  • комплекс мер, который направлен на модернизацию производственного оборудования.

При разработке стоит уделять внимание реальной сумме финансирования

При составлении специально утвержденной рабочей группой комплекса мер с целью определения конкретного перечня мероприятий и одновременной их оптимизации необходимо:

  • Тщательно анализировать тот комплекс мер, который был реализован в прошлом отчетном периоде с целью правильной оптимизации.
  • Анализировать имеющиеся расходы.
  • Составить подробный план проведения процедуры – прописать все особенности. Каждый работник (его место) обязательно берется во внимание – могут рекомендовать специалистам комплекс мер.
  • Подготовить структурированную смету финансовых затрат.
  • Согласовать и утвердить смету с вышестоящим руководством и начальниками структурных подразделений компании. При необходимости вносится изменение. Финансироваться в таком случае предстоит по-другому.

Прежде чем приступить к процедуре планирования и заполнить форму, необходимо подробно анализировать:

  • затраты на охрану труда и производство товаров и услуг или прочей продукции;
  • карту специальной оценки условий труда;
  • 8-ого раздела акта о расследовании ранее возникших несчастных случаев;
  • всех без исключения имеющихся предписаний уполномоченного государственного надзорного органа;
  • подписанных договоров на закупку специальных средств индивидуальной и комплексной защиты;
  • установленного графика проведения медицинских осмотров;
  • процедуры обучения наемного штата сотрудников.

Важно! Благодаря проведенному анализу предоставляется возможность реально оценить предстоящие затраты и имеющуюся вероятность возникновения сверхплановых потребностей предприятия.

Все перечисленное обязательно учитывается в составленной смете.

В каком размере осуществляется финансирование мероприятий по охране труда

Размер финансирования напрямую зависит от разработанного и одновременно утвержденного перечня действий, которые планируется совершить для улучшения качества работы в целом.

Размер средств определяется нормами федерального законодательства

Работодатель имеет право финансировать соблюдение разработанного плана в установленном нормами законодательства размере.

Источники финансирования мероприятий по охране труда

Ст. 226 ТК РФ подробно описывает стандартный механизм выделения средств на повышение уровня безопасности каждого наемного рабочего.

Источниками являются:

  • средства из федерального бюджета, а также регионального либо местного, при этом предусматривается финансирование из внебюджетных источников;
  • средства из добровольных сборов организации и трудоустроенных лиц (наемных сотрудников: электрогазосварщика, инженера и пр.);
  • средства работодателя.

Важно! Каждый вариант отличается определенными особенностями, что позволит достичь эффекта и существенно улучшить в дальнейшем показатели безопасности.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств

Средства должны быть выделены для повышения безопасности при выполнении работ в целом. Процедура по организации мероприятий осуществляется за средства:

  • государственного;
  • территориального;
  • областного бюджета, а также многочисленных внебюджетных фондов.

Порядок регулируется нормами федерального и регионального законодательства.

Справка! На государственном уровне и местными органами самоуправления в частности формируются дополнительные фонды. Основная задача заключается в выделении дополнительных средств в случае необходимости.

Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей

Средства выделяются без ограничений по суммам. Одновременно с этим, минимум составляет 0,2% от израсходованного размера на производство товаров и услуг.

Деньги на повышение уровня безопасности наемных рабочих, к примеру, оздоровление, СОУТ и пр. могут быть увеличены в объемах исключительно согласно нормам коллективного договора или прочей документации.

Справка! Имеющиеся показатели затрат, которые напрямую связаны с финансированием программы повышения качества работы, должны быть обязательно включены в расчет налоговых сборов в себестоимость предоставления продукции, включая их производство, и услуг. Сотрудники не несут затраты для реализации поставленных задач.

Категорически запрещается расходование средств фонда ОТ и выделение с него различных материалов на прочие нужды, если он не входят в перечень.

В случае нецелевого использования организации обязаны вернуть средства в фонд и дополнительно уплатить штраф в установленном размере. Игнорирование требований влечет дополнительное начисление пени.

Нецелевое использование средств влечет штраф

В соответствии с имеющимися правилами, дополнительные средства могут быть выделены на повышение уровня безопасности наемных рабочих во время выполнения должностных обязанностей. Для этого допускается использование средств из страховых взносов и социальных в частности

Под этим подразумевается один из видов страхования, который представляет собой организацию соответствующих предупредительных мер непосредственно с целью сокращения уровня производственного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний, в том числе действующего порядка выделения финансового обеспечения. Правила действуют на основании норм федерального российского законодательства в соответствии с рекомендациями Фонда социального страхования.

Судебная практика по вопросам финансирования мероприятий по охране труда

Отсутствие должного уровня финансирования компании либо прочего учреждения, не считается весомым основанием для отказа в реализации разработанного комплекса мер, основная задача которых заключается в улучшении безопасности и комфорта при выполнении работ.

Важно! При выявленном нецелевом израсходовании средств требуется вернуть их в полном объеме в сочетании с уплаченным штрафом, выписанном уполномоченным контролирующим органом. Трудовой Кодекс Российской Федерации предоставляет всевозможные рычаги давления на нарушителей.

Расчёт размера финансирования мероприятий по охране труда

В соответствии с нормами федерального российского законодательства, периодом для расчета выступает отчетный календарный год. Законодательством установлен порядок определения системы определения суммы, которая способна дать положительный результат, в том числе экономический (рост производства и пр.) после реализации поставленных целей и задач.

Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, указано в законодательстве РФ. Трудовым законодательством предусмотрена сумма финансирования, которая является минимальной (0,2 от суммы производственных затрат). При несоблюдении правил предусматривается административная ответственность со всеми вытекающими последствиями.

Финансирование мероприятий – ключевой этап для улучшения условий охраны труда. Порядок расчет необходимого объема средств регулируется нормами российского законодательства. При нецелевом использовании наступает административная ответственность.

Охрана труда предполагает обеспечение всех оптимальных условий работы на предприятии. За ее организацию отвечает сам работодатель. Он не имеет права требовать денег от своих сотрудников. В обратном случае будет зафиксировано нарушение.

Особенности финансирования охраны труда (ОТ)

Средства, выделенные на охрану труда, нельзя тратить на другие цели. Компании, которые направили средства не по назначению, должны вернуть использованные средства в фонд ОТ в объеме 100%. Также компания должна выплатить штраф в Федеральный фонд ОТ. Расходование средств контролируется самим трудовым персоналом. Его представители должны реагировать при обнаружении нарушений. Организация некоторых мер может исполняться за счет взносов, выплачиваемых при несчастных случаях и профессиональных недугах.

Куда направляются средства? Финансирование нужно компании для того, чтобы обеспечить адекватные условия труда. Перечень их оговорен в статье 163 ТК РФ:

  • Нормальное состояние помещений и оборудования.
  • Своевременная поставка документации, нужной для работы.
  • Нормальное состояние инструментов.
  • Безопасность.

Обеспечение вышеуказанных условий финансируется за счет денег, которые относятся на производственные траты.

Определение объема финансирования

В письме Роструда №457-6-1 от 11 марта 2014 года указано, что размер финансирования должен быть определен за год. На протяжении всего этого периода компания осуществляет организацию соответствующих мер. В итоге на их финансирование должно быть направлено не меньше 0,2% от общих расходов на производство товара или услуг. В части 3 статьи 226 не прописана верхняя планка размера вложения средств в ОТ, а потому она может быть любой. Однако размер 0,2% является обязательным.

Источники финансирования охраны труда

Существуют различные целевые программы по финансированию мер по ОТ. То есть работодатель может прибегнуть к инструментам государственной поддержки. Рассмотрим все возможные источники финансирования:

  • Бюджет страны, поддержка со стороны государства (для ее получения ЮЛ может участвовать в целевых программах).
  • Добровольные взносы от ЮЛ и ФЛ.
  • Средства работодателя.

ВАЖНО! Соответствующий перечень приведен в статье 226 ТК РФ. Работодатель должен отпускать на охрану труда не менее 0,2 своих расходов на производство товара. Этот размер может быть увеличен. Траты на охрану труда входят в себестоимость продукции при определении налогооблагаемой базы. Сотрудники не несут расходов на ОТ.

Налоговый учет охраны труда

Траты на ОТ предполагают налогообложение. Компания должна вести соответствующий учет.

Налог на прибыль

При определении налога на прибыль требуется принимать во внимание положения Письма Минфина №03-03-06/1/568 от 14 августа 2007 года. В акте указано, что при наличии всех этих условий дохода для налогообложения не образуется:

  • Меры предпринимались для уменьшения травматизма и болезней.
  • Меры финансируются за счет страхвзносов.

Траты при реализации этих мер не будут учитываться при вычислении налога на прибыль. Траты на охрану труда самого работодателя в рамках нормы будут учитываться при определении налога. Относятся они к конкретным направлениям расходов в зависимости от вида затрат.

В статье 254 указано, что к материальным относятся эти траты:

  • Покупка одежды и обуви, инструментов для защиты (перчатки, маски и прочее).
  • Покупка мыла и антибактериальных средств.
  • Специальное питание для сотрудников, которые работают при вредных условиях.
  • Покупка молока.
  • В структуру прочих расходов входят траты осмотры. Актуальны они, как правило, в транспортных фирмах.

В статье 255 НК РФ указано, что траты работодателя на оплату труда включают в себя любые начисления сотрудникам. Поэтому выплата компенсаций за работу в сложных и вредных условиях будет облагаться налогами на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ.

Налоги на доходы физлиц

В пункте 3 статьи 217 НК РФ указано, что облагаться не будут все формы компенсационных выплат, выдаваемые ФЛ в связи с его выполнением своих трудовых функций. То есть траты на охрану труда не будут считаться базой для исчисления НДФЛ.

Бухгалтерский учет охраны труда

В Приказе №168н указано, что траты на ОТ относятся на эти статьи расходов:

  • Траты на обеспечение средствами ИЗ, приобретение молока, санитарные инструменты – все это входит в подстатью 340 «Повышение стоимости материальных запасов».
  • Траты на организацию медицинских осмотров, заказ профилактического питания у сторонних фирм – все это включается в подстатью 226 «Прочие услуги».

Все прочие затраты будут фиксироваться по подстатьям с соответствующим названием. При занесении их в ту или иную статью нужно ориентироваться на вид расходов.

В инструкции №25н (10) по бюджетному учету указано, что средства ИЗ, ингредиенты для специального питания заносятся на счет 105 00 000 «Материальные запасы». По дебету счета фиксируются сумма поступивших активов, по кредиту – объем их выбытия.

Используемые проводки

При фиксации расходов на оплату труда используются эти проводки:

  • ДТ2 106 04 340 КТ2303 06 730. Начисление страховых взносов по производственным травмам.
  • ДТ2106 04 340 КТ2302 09730. Траты на медосмотр.
  • ДТ221001 560 КТ2302 09730. НДС по расходам на медосмотр.
  • ДТ 210502 340 КТ2302 22730. Оприходование молока.
  • ДТ221001 560 КТ2302 2730. Отражение НДС по купленному молоку.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Оприходование средств ИЗ, купленных за счет работодателя.
  • ДТ230209 830 КТ2201 01610. Оплата услуг по медосмотру.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Приобретение спецодежды за счет взносов.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата спецодежды.
  • ДТ230306 830 КТ2105 05440. Одежда направлена в эксплуатацию.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата молока и средств ИЗ.

Порядок отражения расходов по ОТ, если финансирование производилось за счет взносов на травматизм, не установлен. Поэтому компания может сама определить этот порядок.

ВАЖНО! Финансировать охрану труда за счет взносов можно только тогда, когда получено соответствующее разрешение от ФСС. Эта служба также утверждает норму расходования взносов.

Можно ли учитывать траты на воду?

В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.

Что думает по этому поводу Минфин? В его письме №03-03-04/1/408 от 2 декабря 2005 года указано, что траты на покупку питьевой воды принимаются в снижение размера доходов при обложении прибыли только при исполнении ряда условий. В частности, это наличие заключения от эпидемиологической службы о том, что водопроводная вода не может применяться для питья.

В письме Минфина №03-11-04/2/19 указано, что приобретение воды и техники для обогрева не прописано в статье 346.16 НК РФ. Поэтому они не принимаются во внимание при определении базы по налогу, используемому при УСН.

admin

Добавить комментарий