Европротокол при ДТП, что это?

Европротокол при ДТП, что это?

Как правильно оформить европротокол

Никто не любит читать инструкции, но иногда все же неплохо иметь под рукой руководство, чтобы все сделать как полагается. В рубрике «Простые вещи» мы будем рассказывать о том, как не совершать ошибки, решая насущные для автомобилистов вопросы. Шаг за шагом, ничего не упуская из виду. В сегодняшнем выпуске правильно оформляем европротокол.

Как оформить европротокол

  • Проверяем, все ли условия выполнены
  • Совет экспертов: где взять бланк европротокола?
  • Пункты 1—5. Как не проколоться в самом начале
  • Пункты 6—9. Представление сторон
  • Совет экспертов: и за себя, и за того парня
  • Пункты 10—13: рисуй, отмечай
  • Совет экспертов: делайте фото
  • Пункты 14—16. Смотрите, что подписываете
  • Лимит в 800 евро — на что его хватит?
  • Совет экспертов: внимательнее с транзитами
  • Дышите ровно, это не страшно
  • Пять фактов о европротоколе

Проверяем, все ли условия выполнены

Европротокол — это как закрытый клуб. Первое правило: не всегда достаточно одного лишь желания, чтобы не вызывать ГАИ и решать проблему извещением о дорожно-транспортном происшествии (именно так правильнее называть европротокол). Есть обязательные условия:

  • участие в ДТП не более двух автомобилей;
  • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу (кроме участвовавших в нем автомобилей);
  • в ДТП нет погибших и пострадавших;
  • наличие у водителей действующих прав на управление транспортными средствами соответствующей категории;
  • наличие у участников ДТП действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности;
  • отсутствие у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также характера и перечня механических повреждений, причиненных транспортным средствам;
  • отсутствие у водителей претензий друг к другу относительно их состояния (не пьян, не под воздействием наркотиков);
  • вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями в размере до 800 евро по курсу Национального банка.

Ну как, ваш случай? Тогда берем извещение, начинаем заполнять.

Совет экспертов: где взять бланк европротокола?

— В обязательном порядке при заключении договора страхования агент выдает водителю такой бланк — просто на всякий случай, — говорит начальник управления регулирования по внутреннему и внешнему страхованию и оценочной деятельности Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод. — Большинство автомобилистов так и возят его в бардачке.

Попадаются, правда, очень суеверные страхователи, которые не соглашаются брать такой бланк ни под каким предлогом. Убегают, плюют три раза через плечо и стучат по дереву, мол, не надо мне этого, со мной все будет хорошо.

— В любом случае у каждого страхового агента, в каждом офисе страховой компании такие бланки наверняка будут. Кроме того, взять их можно на любой автозаправочной станции, — добавляет собеседник.

Пункты 1—5. Как не проколоться в самом начале

Ручку взяли? Поехали.

Пункт 1: «Дата ДТП и время»

Ничего сложного: посмотрели на часы или на телефон, указали актуальное число и время, когда случилось ДТП.

Пункт 2: «Место ДТП»

Страна — Беларусь, это обязательное условие. Затем следует уточнение. Если ДТП случилось в городе, можно указать улицу и номер ближайшего дома. Или же, в зависимости от ситуации, впишите загородную трассу, район, географический объект — что угодно, что даст привязку к месту.

Пункт 3: «Лица, получившие телесные повреждения»

А вот это вопрос похитрее. Если в ДТП кто-то травмирован и вы отмечаете вариант «Да», то извещение не будет признано действительным, так как (смотри выше) одним из обязательных условий для составления европротокола является отсутствие пострадавших или погибших. Иными словами, если разбит нос — вызывайте ГАИ. Даже если поначалу травма кажется несущественной, никто не даст гарантий, что самочувствие не ухудшится, когда пройдет шок от случившегося. Если впоследствии будет заявлено о полученном одним из участников повреждении, европротокол по сути будет аннулирован из-за несоблюдения условий.

Если все целы, отмечаем вариант «Нет» и переходим к следующему пункту.

Пункт 4: «Материальный вред»

Здесь два вопроса: нужно отметить, получили ли повреждения прочие транспортные средства, кроме двух транспортных средств, участвовавших в ДТП, а также нанесен ли материальный вред любым другим объектам, кроме этих транспортных средств. Только два ответа «Нет» дают право продолжать заполнение европротокола. При любом другом раскладе — вызывайте ГАИ.

— Если в результате аварии причинен вред еще какому-то имуществу, в том числе бордюру, дорожному знаку, ограждению, либо, например, пассажир выронил телефон и у него разбился экран — это те условия, которые не позволяют составлять извещение. Если позднее участником ДТП тот самый телефон будет заявлен как поврежденное имущество, то в выплате по европротоколу будет отказано, причем целиком, а не только за телефон. Почему? Да потому что не выполнено одно из главных условий для составления извещения — ущерб не должен быть причинен другому имуществу (кроме участвовавших в ДТП транспортных средств), — пояснил Владимир Аксельрод.

А что, если деньги к такому моменту уже выплачены? Страховщик имеет право потребовать их возврата.

Для чего вообще в европротоколе предусмотрены пункты 4 и 5, если там можно отвечать только «Нет»? Все очень просто: в этих пунктах участники подтверждают, что никто не получил телесных повреждений и ни о каком дополнительном ущербе имуществу речь не идет. Соответственно, потом нельзя будет сказать, что просто чего-то не знал или не учел.

— В настоящее время разрабатывается мобильная версия извещения о ДТП, где пошагово будут задаваться почти те же вопросы. Это касается и пунктов о телесных повреждениях или материальном вреде. Если участник укажет, что есть пострадавший или же получен ущерб, то программа подскажет ему единственно верный вариант — «Вызовите ГАИ», — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Пункт 5: «Свидетели (при их наличии)»

Если есть кого вписать — впишите. Подойдут в том числе и контакты пассажиров автомобилей, участвовавших в аварии. Но если свидетелей нет, то переживать не нужно — такое может случиться, это непринципиальный момент.

— К свидетелям обращаются тогда, когда есть спор. А в случае с европротоколом один из участников признает себя виновным, другой признает себя потерпевшим — между ними нет спора. Вряд ли понадобятся показания свидетелей, — отмечает Владимир Аксельрод.

Пункты 6—9. Представление сторон

Далее заполняются данные о каждом участнике ДТП симметрично в цветных полях бланка — синем и желтом. Нет большой разницы, кто где — определитесь сами. Главное, чтобы данные и схема происшествия соответствовали друг другу.

Пункт 6: «Собственник транспортного средства»

Вписывается фамилия, имя и отчество физического лица или же полное наименование юридического лица — собственника транспортного средства, место жительства, а также контактные данные. Проще всего переписать все необходимое из свидетельства о регистрации транспортного средства, то есть из техпаспорта.

Пункт 7: «Транспортное средство»

Вписываем сюда марку и модель, номер с регистрационного знака. Лучше свериться со свидетельством о регистрации транспортного средства либо со страховым свидетельством. Не забываем, что данные заполняются в симметричных полях об обоих транспортных средствах.

Пункт 8: «Страховщик»

То есть страховая компания, с которой заключен договор страхования. Берем страховое свидетельство и переписываем оттуда необходимые данные, в том числе срок действия договора.

— Обязательно проверьте срок действия страховки, а также то, уплачена ли вторая часть взноса, — призывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Договор страхования, как многие знают, может быть заключен на разные периоды: от одного месяца до одного года. В случае заключения договора сроком на один год, страхователю предоставляется право произвести оплату в два этапа: первый — при заключении договора, второй — в последующие полгода. Если за это время вторая часть не уплачивается, договор считается автоматически прекращенным, и продлить его уже нельзя. В таком случае европротокол составляться не может — следует вызывать ГАИ.

Нужно внимательно изучить страховой договор: вверху, в первом пункте, указан период его действия, а внизу на обратной стороне, если оплата разбита на два этапа, должна быть отметка об уплате второй части взноса, если время для этого уже подошло. Также к договору может быть приложена квитанция об уплате второй части, с указанием номера страховки, суммы и даты внесения. Нельзя оплатить страховку задним числом, если положенный срок уже вышел — договор все равно будет считаться недействительным.

К слову, с недавних пор в Беларуси действует электронный договор страхователя: лично посещать страховщика не обязательно, с любым из страховщиков договор можно оформить в электронном виде.

Проверить наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию — кликайте.

Пункт 9: «Водитель»

Тоже ничего сложного: берем водительское удостоверение и переписываем оттуда данные. Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, то есть о человеке, который управлял транспортным средством в момент ДТП, а не о собственнике этого транспортного средства.

— Как и в случае со страховкой, нужно проверить срок действия водительского удостоверения. Если срок истек — европротокол заполнять нельзя, вызывайте ГАИ, — комментирует Владимир Аксельрод. — В случае с правами советского образца (где нет срока действия), в соответствующей графе следует поставить прочерк.

Случается, что водитель забывает поменять права после окончания срока действия либо вовсе не отслеживает этот период. Между тем человек с просроченным водительским удостоверением — это, по сути, водитель без прав, учтите это. И европротокол не составишь, и прибывший сотрудник ГАИ привлечет к ответственности еще и за это.

Совет экспертов: и за себя, и за того парня

— Из опыта могу порекомендовать потерпевшему при составлении извещения заполнять данные и за себя, и за виновную сторону. Этим вы подстрахуетесь от возможной ошибки при заполнении каждой графы: перед вами будут все документы, останется только все правильно переписать на бланк. И не стесняйтесь уточнять все данные, все перепроверять — это в ваших интересах, — настаивает специалист.

Пункты 10—13: рисуй, отмечай

Говорят, когда заработает мобильное приложение для оформления европротокола, ничего рисовать в нем не потребуется. Но это потом, а пока придется проявить элементарные художественные навыки. Главное, не подключать чересчур фантазию.

Пункт 10: «Укажите место первоначального удара стрелкой»

На бланке с двух сторон уже изображены мотоцикл (или мопед), легковой автомобиль и грузовик — пока ничего рисовать не надо. Выбираем подходящий тип транспортного средства и стрелкой или крестиком отмечаем, куда пришелся самый первый удар. Только первый: не нужно заштриховывать машину, если в ДТП ее крутило и она ударялась всеми частями.

Пункт 11: «Видимые повреждения транспортного средства»

Здесь желательно перечислить те элементы транспортного средства, которые получили повреждения. Лаконично: левая передняя дверь, крыло, капот — не нужно вдаваться в подробности и описывать, к примеру, появившиеся перекосы. И уж точно ни к чему усиливать впечатление эпитетами — это никак не повлияет на конечный результат. «Зверски изуродованный бампер» — вот не надо этого.

— В любом случае оценщик будет выносить свое заключение, — отметили в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — И у оценщика есть право по повреждениям определить причинно-следственную связь с другими повреждениями. Написали, что повреждено крыло и, к примеру, не заметили, что оно сдвинулось и чуть-чуть помяло дверь. Оценщик так и напишет: в результате смещения крыла повреждена дверь. Но если помято правое крыло, а вы указали еще и левую фару, то вас попросят объяснить, какая связь между повреждением этих элементов.

Обратите внимание, что в этом пункте не так много места для указания поврежденных элементов. Постарайтесь, однако, перечислить их все. Или придумайте выход: напишите, что перечень повреждений прилагается, и дополните извещение этим перечнем, заверенным и вами, и другим участником ДТП.

Чего делать точно не следует, так это дописывать повреждения после того, как европротокол оформлен и обе стороны поставили свои подписи.

— Бывали такие случаи, причем люди не стеснялись вносить дополнения и другим почерком, и ручкой другого цвета. Нет трудностей в том, чтобы проверить информацию — у другого участника ведь есть копия бланка, — поясняет Владимир Аксельрод.

Попытка схитрить может привести к тому, что в выплате и вовсе будет отказано.

— Мы исходим из того, что обе стороны действуют добросовестно. Никто не будет придираться, если при составлении европротокола допущены мелкие недочеты, но когда возникают обоснованные сомнения, у страховщика есть право проверить информацию, сопоставить повреждения. И в редких случаях страховщик этим правом пользуется: проводит осмотр, привлекает второй автомобиль, — добавляет специалист.

В общем, страховщики рекомендуют не бояться заполнять европротокол, но действовать при этом добросовестно.

Пункт 12: «Обстоятельства ДТП»

Придется немного поиграть в сотрудника ГАИ и отметить действия каждого из участников происшествия. Поувереннее, отмечайте только те пункты, которые имеют отношение к вашей ситуации, и не перепутайте, с какой стороны ставить отметки.

Внизу нужно вписать общее количество отмеченных пунктов для каждого водителя.

Пункт 13: «Схема ДТП»

Никто не будет оценивать ваши художественные способности, не переживайте. Хотя встречаются очень творческие рисунки. Все, что требуется, — схематично изобразить произошедшее. Нанесите контуры проезжей части, разметку, укажите расположенные знаки, светофоры. Затем обозначьте конечное положение транспортных средств — «А» и «Б». И добавьте направление их движения до момента столкновения. Получилось?

— При подаче заявления в страховую компанию, потерпевшей стороне предложат написать заявление, а также еще раз изложить обстоятельства ДТП с изображением схемы. Важно, чтобы сведения соответствовали тому, что указано в извещении, при каком-либо несоответствии могут возникнуть серьезные вопросы, — предупредили в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Это не означает, что кто-то будет цепляться к мелочам. Но если в извещении указано, что авария произошла на перекрестке, а в страховой компании водитель заявляет, что его машину зацепили на парковке… Такая нестыковка в версиях, согласитесь, вызывает некоторые подозрения.

Совет экспертов: делайте фото

— Сегодня у каждого в кармане смартфон, каждый может сделать фото. И не нужно стесняться: снимки с места ДТП — это всегда доказательство, которое, в случае необходимости, поможет достоверно выяснить нужную информацию. Наилучший вариант — когда на снимках проставляется время, а также когда в файле есть указание геолокации, — отметил Владимир Аксельрод.

Даже если не все будет понятно на схеме либо у страховщика возникнут прочие вопросы по предоставленному извещению, многое может проясниться благодаря сделанным на месте происшествия фотографиям.

Пункты 14—16. Смотрите, что подписываете

Итак, мы почти закончили. Осталось самое главное — поставить подпись там, где следует.

Пункт 14: «Мои примечания»

Нет четких требований, что нужно писать в этом пункте. Бывает, пишут: «Я не виноват». Такой себе аргумент, но если очень хочется — напишите. Или оставьте строки пустыми.

Пункт 15: «Подписи водителей»

В этом пункте должны расписаться оба участника ДТП. Своими подписями они подтверждают, что извещение заполнено с их ведома и содержит достоверные сведения.

Пункт 16: «Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда»

А вот здесь должен расписаться только один из водителей: в соответствующей графе свою подпись и расшифровку ставит тот из участников, кто признает себя виновным в совершении ДТП. Второй участник при этом оставляет свою графу пустой.

— Когда европротокол только появился в Беларуси, многие путались и ставили две подписи. Написано же: «Фамилия, инициалы, подпись» — вот люди и подписывались, не вчитываясь. Приносят извещение, а там оба водителя признали себя виновными — и вот что делать? — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

На этом заполнение извещения окончено. Исправлений быть не должно, запрещено делать какие-либо приписки или изменения после того, как оба участника получили свои копии.

Лимит в 800 евро — на что его хватит?

Специалисты рекомендуют внимательно отнестись к предусмотренному лимиту по страховой выплате, который в настоящее время составляет 800 евро. Составляя европротокол, оба участника ДТП соглашаются с этой суммой.

— Нужно быть очень осторожным в первую очередь тому, кто владеет автомобилем на гарантии. Даже если машина бюджетная, стоимость восстановления может быть весьма немаленькой, — предупреждает Владимир Аксельрод.

Принцип простой: если автомобиль свежий и привязан гарантией к официальному сервису, исходить нужно из того, что даже перекраска одного элемента может стоить и 300, и 400 евро. То есть если в результате ДТП оказался поцарапан один или два элемента — можно с относительным спокойствием составлять европротокол. Если же повреждения существеннее (разбита оптика, появились перекосы, повреждены несколько элементов), то есть риск в лимит не вложиться.

С негарантийными транспортными средствами дело обстоит несколько проще. А уж если автомобилю лет 30, то даже при весьма серьезных повреждениях лимит в 800 евро может покрыть стоимость всей машины.

— Практика показывает, что бóльшая часть выплат по извещениям не дотягивает до потолка, в среднем выплата составляет порядка 1000 рублей. Но случается, что и 800 евро не хватает на восстановление, — комментирует специалист.

Что делать, если сомневаетесь? Вызывайте ГАИ, лимит выплат по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный имуществу, — 10 000 евро.

Совет экспертов: внимательнее с транзитами

Еще один подводный камень — ситуация со сменой собственника у авто.

— Законодательство в настоящее время построено таким образом, что при смене собственника транспортного средства страховка перестает действовать. Представим, что человек снял машину с учета, она на транзитах. Сейчас автомобиль принадлежит ему, а завтра будет выписана счет-справка, документы передадут в ГАИ, договор вступит в силу и владелец поменяется. Как только это случится, страховка прежнего владельца действовать перестанет, — отметил Владимир Аксельрод.

В ГАИ, как правило, настаивают на оформлении новой страховки. Если она у нового владельца есть — все хорошо. Но если процесс осуществляется через счет-справку, то никто не указывает на этот тонкий момент, и покупатель может ошибочно полагать, что старая страховка по-прежнему действует.

— Нужно просто иметь в виду, что если у второго участника ДТП транзитные номера, то следует убедиться, что либо за рулем старый владелец с действующей страховкой, либо, если право собственности уже перешло новому владельцу, у него оформлен новый страховой договор, — добавляет собеседник.

В случае каких-либо сомнений надежнее будет уточнить информацию либо вызвать ГАИ.

Дышите ровно, это не страшно

— Как правило, при оформлении европротокола люди опасаются двух вещей: не вложиться в лимит или совершить ошибку, из-за которой откажут в выплате. Когда-то, когда все только начиналось, были опасения в связи с возможными случаями мошенничества, поэтому страховщики все перепроверяли, сопоставляли машины, изучали повреждения. Сейчас же отношение более лояльное, никто не станет цепляться к мелочам, наоборот, вам помогут, обратят внимание на какие-то тонкости, если потребуется. Случаев отказа в выплате по извещению практически нет, — заверили специалисты.

Страховщики просят удостовериться, чтобы бланк извещения о ДТП был белорусского образца, в верхнем углу должна быть отметка об утверждении приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию.

— Главное в любой ситуации — успокоиться и понять, что речь идет всего лишь об автомобиле, о железе. Спокойно убедитесь, соблюдены ли все условия для составления европротокола, и примите решение: прибегнуть к этому варианту или же вызвать сотрудников ГАИ, — рекомендует Владимир Аксельрод.

Пять фактов о европротоколе

  • При составлении европротокола сотрудников ГАИ вызывать не требуется. Во-первых, это экономит время, во-вторых, виновник ДТП не привлекается к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
  • Потерпевший обращается к любому из страховщиков с заявлением о страховой выплате и предоставляет один из экземпляров заполненного извещения о ДТП.
  • Отказаться от составленного европротокола впоследствии можно, сообщив о случившемся ДТП в Госавтоинспекцию. Однако это сопряжено с определенными трудностями, ведь оба участника к тому моменту уже уехали с места происшествия, что, в случае вызова сотрудников ГАИ, влечет административную ответственность.
  • Европротокол действует в Беларуси с 2010 года. За это время лимит страховых выплат по нему увеличился в четыре раза: с 200 до 800 евро.
  • Для получения оперативной консультации по вопросам, связанным с оформлением ДТП без вызова сотрудников ГАИ, можно также позвонить в кол-центр по короткому номеру 140.

Нужен надежный свидетель? Автомобильные видеорегистраторы в Каталоге Onliner

основная камера: 1/2.7″ 165°, видео 2304×1296 H.264, G-сенсор, экран 2.7″ 960 x 240 основная камера: 1/2.9″ 130°, видео 1920×1080, G-сенсор

О том, какие лазейки нашли страховые компании, чтобы отказывать в выплатах по ОСАГО, и как правильно оформлять европротокол, рассказывает, член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Европротокол — это народное название упрощенного способа оформления аварии без вызова ГИБДД. Если между участниками ДТП отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, то виновник и потерпевший могут совместно заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, который входит в комплект документов ОСАГО. В таком случае, водители, причастные к ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию, и могут оставить место ДТП после совместного его оформления.

Вопрос-ответ Как водителям оформлять ДТП по европротоколу, если не нашли виновного?

Большой риск

В оформлении ДТП по европротоколу есть как свои плюсы, так и минусы. Плюс в том, что можно не ждать часами сотрудников ГИБДД. На мелкие ДТП они выезжают в последнюю очередь. Кроме того, оформление небольших ДТП по европротоколу приносит пользу и для других участников дорожного движения. Возникает меньше километровых пробок из-за столкнувшихся и перекрывших движения автомобилей, т. к. участники аварии, самостоятельно оформив ДТП, быстро освобождают проезжую часть.

Есть в европротоколе и минусы.

В законе об ОСАГО указано, что нельзя начинать ремонт автомобиля в течение первых 15 суток после аварии. Этот срок необходимо для того, чтобы страховщики могли при необходимости лично удостовериться в полученных автомобилем повреждениях.

Ну и самое главное, новые поправки в закон теперь обязывают виновника в течении 5 дней после происшествия предоставить копию извещения о ДТП в свою страховую компанию.

За невыполнение данных требований у страховой компании возникает право регресса к виновнику, т.е. страховая компания вправе взыскать полную сумму страхового возмещения, выплаченную потерпевшему, непосредственно с виновника.

«Первое требование еще как-то можно объяснить тем, что страховщик таким образом может проверить не является ли данное ДТП «подставным», если на этот счет возникли сомнения. Касаемо же второго требования, то оно никоим образом на сумму страхового возмещения не влияет, каких —либо прав страховщика не затрагивает и не нарушает, — утверждает Алексей Румянцев. — На мой взгляд, это лишь повод страховой компании минимизировать расходы, необоснованно повесив их на причинителя вреда».

Вопрос-ответ Как работает евростраховка?

К сожалению, количество подобных исков увеличилось и в большинстве случаев суды заканчиваются не в пользу водителя, который явно непреднамеренно не подал копию извещения о ДТП в страховую компанию. Имеются случаи, когда виновник уведомлял свою страховую компанию о произошедшем ДТП, звонил им. Его заверяли, что информация принята, а спустя год с него через суд в порядке регресса взыскивалась вся страховая сумма, выплаченная потерпевшему, т. к. он оказывается, бланк извещения страховщику не передал. От подобных ситуаций безосновательно пострадали многие автомобилисты.

Как не попасть на деньги?

В целом, невнимательное оформление всех документов и допущение ошибок при их подаче может привести к отказу в страховом возмещении или к длительным судебным тяжбам. При оформлении европротокола следует быть внимательными и досконально выполнять нехитрые правила, чтобы в результате не попасть на деньги.

Кроме отсутствия спора по вине и разногласий по размеру ущерба для оформления аварии по европротоколу должен быть соблюден ряд условий:

В результате ДТП вред причинен только транспортным средствам. Столкновение произошло в результате столкновения только двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 100 000 руб.

Если эти критерии присутствуют, то дальше необходимо действовать по следующему алгоритму:

Нужно установить очевидцев ДТП и при их наличии зафиксировать их данные.

Вопрос-ответ Что изменится в законе об ОСАГО с 2019 года?

Внимательно осмотреть повреждения на автомобилях и подробно записать их в бланк извещения о ДТП. Все повреждения необходимо тщательно заснять на фотоаппарат. Делайте как можно больше фотографий. При этом это должно быть не селфи на фоне разбитого автомобиля, а фото места происшествия, чтобы можно было его идентифицировать на местности, а также расположение ТС на проезжей части дороги по отношению друг к другу и ширине проезжей части дороги. Фотографировать автомобили необходимо, чтобы на них были видны государственные регистрационные номера.

Необходимо сфотографировать участника аварии, VIN номер его автомобиля, его водительское удостоверение, техпаспорт, страховой полис, а также проверить, не просрочен ли полис и записан ли водитель в полис, как лицо, допущенное к управлению ТС.

Если в бланке извещения сделали исправления, то обязательно закрепите их подписями.

Важно, чтобы виновник аварии в извещении написал собственноручно о том, что он признает свою вину в произошедшем, а также не оспаривает характер и размер повреждений на автомобиле потерпевшего.

В целом, оформлять ДТП по европротоколу это право, а не обязанность. Если есть хоть малейшие в чем-то сомнения, то лучше действовать по старинке, и вызвать на место происшествия наряд ДПС. За это вас никто не накажет. В крайнем случае, если инспектор ГИБДД, определит, что возможно оформить ДТП и без его участия, то он как минимум подскажет дальнейшей алгоритм действий.

Оформление ДТП инспектором ГИБДД не гарантирует, что и в этом случае не могут быть допущены ошибки. Однако они будут минимизированы.

За страховым возмещением потерпевший должен обращаться в рамках ПВУ (прямого возмещения убытков) в страховую компанию, где застрахована его гражданская ответственность.

Европротокол (европейский протокол) — это упрощённое оформление документов при дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. То есть это возможность самостоятельно зафиксировать факт аварии для того, чтобы в дальнейшем обратиться к страховщику и получить возмещение.

Очевидным преимуществом европейского протокола является возможность оперативно разъехаться после произошедшей аварии и не создавать заторов на дороге.

Для любого водителя важным является знание о том, каковы правила оформления европротокола при ДТП в 2020 году. Первым вопросом, на который следует ответить, разбираясь в процедуре оформления, является вопрос о том, когда возможно прибегать к европротоколу?

Такое оформление возможно в том случае, когда в ДТП участвуют только два транспортных средства и отсутствует причинение вреда жизни или здоровью участников аварии. Поэтому первое, в чём необходимо убедиться, это отсутствие такого вреда. После этого можно приступать к следующему шагу — выявлению имущества, которое пострадало в аварии.

ДТП с двумя участниками

Если в ДТП оказались пострадавшими только транспортные средства, а вред иному имуществу не причинён, можно переходить к следующему действию — выяснению информации о том, имеются ли у обоих участников дорожно-транспортного происшествия действующие полисы ОСАГО. При этом обязательным условием является указание водителя, управлявшего ТС на момент столкновения, в качестве лица, допущенного к управлению ТС, в полисе. Также допустим вариант наличия ОСАГО без ограничения лиц, допущенных к управлению автомобилем. Возможным вариантом является наличие действующего международного полиса страхования «Зелёная карта», если авто, зарегистрировано за рубежом.

Следующий шаг — тщательный осмотр транспортного средства с целью визуальной оценки полученного/нанесённого ущерба. В том случае если размер такого ущерба по приблизительной оценке окажется не превышающим максимальную сумму страховой выплаты (как правило, она составляет 100 тысяч рублей), можно переходить к дальнейшим действиям, а именно выяснению наличия/отсутствия разногласий.

Если между участниками ДТП нет разногласий, касающихся того, кто является виновником аварии, а также нет иных разногласий, следует приступать к заполнению извещения о дорожно-транспортном происшествии. Важно, чтобы оба участника аварии были согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГАИ, а также подписать европротокол.

Что представляет собой извещение о ДТП? Это документ, который является обязательным для получения страховой выплаты по европротоколу в 2020 году. Он может иметь бумажный или электронный вид.

Европротокол при ДТП 2020 правила оформления — та информация, которая поможет правильно оформить документ и получить страховую выплату от страховщика. Прежде всего следует отметить, что при аварии, в котором участвуют два ТС, оформляется только одно извещение. Кому именно из водителей оно будет принадлежать, значения не имеет.

Бумажное извещение должно состоять из двух листов, каждый из которых заполняется с двух сторон. При этом следует учесть, что лицевая сторона является самокопирующейся. Все сведения должны указываться совместно обоими участниками ДТП. В извещении должны быть указаны все необходимые данные, касающиеся обстоятельств аварии и её участников.

Извещение о ДТП

После заполнения всех граф и полей на лицевой стороне листы следует разъединить и проставить подписи, которые подтверждают отсутствие разногласий между участниками аварии. После этого каждый из водителей самостоятельно заполняет оборотную сторону извещения. Оригинал и самокопир обладают одинаковой юридической силой.

Необходимо отметить, что заполнение извещения о ДТП следует осуществлять шариковой ручкой, при этом прилагая достаточное усилие для того, чтобы качество копии оказалось хорошим. Не следует осуществлять записи гелевой ручкой или карандашом, так как они могут оказаться смазанными или стёртыми.

В том случае если места для записей оказывается недостаточно, можно прибегнуть к оформлению приложения, для чего потребуется использовать чистый лист бумаги. В такой ситуации на самом извещении потребуется сделать пометку «С приложением», а на дополнительном листе выполнить пометку «Приложение». Также потребуется указать, к чему сделано данное приложение и кем оно было составлено. Важно учесть, что на приложениях должны быть поставлены подписи обоих водителей. Оформление приложения осуществляется в двух экземплярах.

Если бумажное извещение о ДТП окажется порванным, испорченным или трудно читаемым, его потребуется оформить повторно. Возможна и такая ситуация, при которой после подписания и разъединения извещения потребуется внести корректировки либо дополнения. В этом случае оба извещения должны оказаться заверенными подписями обоих участников ДТП.

Извещения о дорожно-транспортном происшествии выдаются страховыми компаниями. В том случае если по какой-либо причине бланка на руках не окажется, следует обратиться за ним к страховщику. Кроме того, извещение можно скачать с веб-ресурса Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Однако следует учесть, что в последнем случае второй лист окажется несамокопирующимся и его заполнение потребуется осуществлять отдельно.

Официальный сайт Департамента

В новых извещениях о ДТП имеется поле, в котором проставляется отметка о наличии либо отсутствии разногласий, касающихся обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Если в имеющемся бланке такое поле отсутствует (на руках бланк старого образца), необходимо внести соответствующую информацию в поле, предназначенное для примечаний.

Так выглядит оформление извещения о ДТП (европротокол) в бумажном виде. Однако в 2020 году у водителей появилась возможность осуществлять оформление не только на бумажных бланках, но и в электронной форме, что может оказаться проще и быстрее.

Электронная форма может быть заполнена через Портал государственных услуг. Для выполнения необходимых действий у участников ДТП должно быть установлено соответствующее мобильное приложение.

При оформлении извещения с помощью мобильного приложения все действия могут быть выполнены одним из водителей. Для этого потребуется запустить приложение, описать схему аварии, сделать фото повреждений, после чего ввести данные второго водителя. По полученной ссылке второй участник ДТП сможет утвердить данные со своего смартфона. После этого извещение следует отправить в страховую компанию, а результат рассмотрения окажется доступным дистанционно. Таким образом, электронная форма может оказаться более удобной и подходящей в современном мире.

Извещение через мобильное приложение

Каков порядок действий от момента совершения ДТП до оформления европротокола? Первое, что необходимо сделать сразу после столкновения, это включить аварийную световую сигнализацию (аварийку) и выставить знак аварийной остановки. Это должно быть сделано в соответствии с требованиями правил дорожного движения, что необходимо для предупреждения других участников дорожного движения об опасности на дороге. Следует отметить, что в случае неисполнения этих требований, водителям грозит административное наказание, заключающееся в получении предупреждения или штрафа в размере 1000 рублей.

Также необходимо отметить, что если ДТП произошло за городской чертой, в тёмное время суток или в условиях ограниченной видимости, на проезжей части, а также обочине следует находиться в куртке, жилете либо жилет-накидке, которые имеют полосы световозвращающего материала.

Важно пообщаться со вторым водителем, который стал участником ДТП, и показать ему действующий полис ОСАГО. То же самое должен сделать второй участник аварии. Обязательно следует убедиться в том, что оба полиса являются действительными. Осуществить проверку можно на официальном сайте РСА, для чего потребуется указать серию и номер бланка ОСАГО.

Далее необходимо оповестить свою страховую компанию о произошедшем ДТП. Это же должен сделать и второй водитель. Такое оповещение может быть осуществлено одним из доступных способов.

В том случае если транспортные средства создают препятствия движению других ТС, необходимо освободить проезжую часть. Если это не будет сделано, обоим участникам дорожно-транспортного происшествия грозит административное наказание за нарушение ПДД, а именно получение штрафа в размере 1000 рублей.

После этого следует непосредственно оформление европротокола, правила которого изложены ниже.

После того как произошло оформление ДТП останется передать имеющийся экземпляр извещения в свою страховую компанию и получить страховое возмещение от страховщика. Следует отметить, что обращаться к сотрудникам ГИБДД при этом не потребуется. Нет необходимости в случае оформления дорожно-транспортного происшествия по европротоколу обращаться к сотрудникам полиции ни по договору ОСАГО, ни по договору КАСКО.

ОСАГО

Независимо от того, кто из двух участников аварии является её виновником, извещение в страховую компанию после оформления происшествия по европротоколу должно быть передано в течение пяти дней. Такая передача может быть осуществлена как лично, так и по электронной почте (по предварительной договорённости со страховщиком).

В том случае если планируется получение возмещения ущерба от страховой компании, также понадобится представить заявление о страховом возмещении. Ремонт и утилизация транспортного средства без письменного согласия страховой компании запрещены до истечения 15 календарных дней со дня дорожно-транспортного происшествия (за исключением нерабочих праздничных дней).

В том случае когда ДТП оформляется по европротоколу, в 2020 году можно рассчитывать на возмещение ущерба в размере до 100 тысяч рублей. Таковым является стандартный лимит выплат при оформлении аварии по европротоколу, если дорожно-транспортное происшествие является не зафиксированным с помощью технических средств (в качестве таковых выступают устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» или мобильное приложение, интегрированное с порталом Государственных услуг РФ), либо же оно зафиксировано, однако у участников аварии имеются разногласия.

В случае если у участников ДТП разногласия по поводу обстоятельств происшествия отсутствуют, а дорожно-транспортное происшествие зафиксировано с помощью технических средств (устройством вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильным приложением, интегрированным с порталом государственных услуг РФ), максимальный лимит выплат оказывается равным 400 тысячам рублей.

Важно также отметить, что оповещение страховой компании онлайн через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (необходимой является авторизация на портале обоих участников ДТП) должно быть осуществлено в течение 60 минут после ДТП, а оповещение через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии такового в автомобиле) путём нажатия на кнопку SOS в течение 10 минут после аварии.

ЭРА-ГЛОНАСС

Необходимо учесть, что установленные лимиты и условия страхового возмещения оказываются действующими как по ОСАГО, так и КАСКО. Возмещение убытков осуществляется независимо от количества дорожно-транспортных происшествий на протяжении срока действия страхового полиса.

Таким образом, европротокол при ДТП в 2020 году — это возможность самостоятельного заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии без привлечения сотрудников полиции. Такое оформление имеет свои преимущества, так как способно сэкономить время, а также быстро убрать транспортные средства с проезжей части, что в свою очередь облегчит проезд другим участникам дорожно движения и не станет возможной причиной других аварий.

Однако чтобы прибегнуть к такому способу оформления, необходимо чтобы произошедшее ДТП соответствовало ряду условий. В нём не должно быть пострадавших людей, не должны быть нанесены повреждения иному имуществу, кроме столкнувшихся ТС. К тому же количество самих транспортных средств не должно быть больше двух. У обоих водителей должны иметься действующие полисы ОСАГО, в которые они вписаны в качестве лиц, допущенных к управлению (возможен вариант ОСАГО с неограниченным числом лиц).

Важным условием является и отсутствие разногласий между участниками аварии, касающихся обстоятельств ДТП, а также перечня и характера видимых повреждений. Кроме того, размер страхового возмещения, который причитается потерпевшей стороне в счёт возмещения вреда, причиненного его ТС, должен быть менее 100 тысяч рублей.

Если какое-либо из этих условий не выполняется, потребуется прибегнуть к регистрации дорожно-транспортного происшествия с привлечением сотрудников полиции, то есть оформлять ДТП в обычном порядке.

После выяснения того, что авария соответствует всем условиям, следует приступать к заполнению бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии. Правила оформления такого извещения (бумажного варианта) выглядят следующим образом.

На лицевой стороне бланка необходимо указать сведения, касающиеся места и даты происшествия. Здесь потребуется сообщить точный адрес места происшествия. Если ДТП произошло на трассе, необходимо зафиксировать её наименование, а также номер километра, где произошло столкновение. Фиксация даты и времени ДТП подразумевает указание времени с точностью до минуты.

Далее следует указать информацию, касающуюся количества повреждённых автомобилей (их должно быть два), а также отсутствия пострадавших людей (0 человек). Если в аварии оказалось задействовано большее число транспортных средств либо есть пострадавшие, оформление ДТП с использованием европротокола не возможно. Также нельзя прибегать к упрощённому оформлению и в том случае, если пострадало какое-либо иное имущество, кроме автомобилей, либо размер нанесённого ущерба оценивается свыше 100 тысяч рублей.

Следующее, что должно быть указано в извещении, — это данные свидетелей происшествия (при наличии таковых). Затем следует указать точные данные повреждённых ТС, а также их собственников и лиц, которые находились за рулём в момент аварии.

После этого следует указание сведений о страховой компании, которой застрахована ответственность собственника ТС на дату дорожно-транспортного происшествия. Также необходимо указать номер страхового полиса и срок его действия.

Далее правила оформления требуют описания перечня повреждённых деталей и узлов транспортного средства. Следует крайне внимательно отнестись к этому пункту, так как даже незначительная царапина может стать признаком наличия более серьёзных повреждений, которые потребуют выполнения сложного ремонта.

Следующий шаг — составление схемы ДТП. Следует отметить, что единых правил создания такой схемы не существует, однако необходимо стремиться к выполнению предельно понятного рисунка, который позволит ответить на все вопросы, касающиеся произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Схема ДТП

Выполнение схемы происходит в следующей последовательности. Сначала на лист бумаги наносится положение участка дороги, где случилось ДТП. Здесь необходимо указать наименование соседних улиц и номеров домов, которые расположены поблизости. Если рядом располагаются иные ориентиры, как то торговые центры, библиотеки и прочее, их также следует отобразить на схеме. Здесь же потребуется изображение светофоров, дорожных знаков, разметки и прочего.

После того как изображение участка местности подготовлено, следует схематично нанести положение ТС в момент аварии (обычно транспортные средства изображаются в форме прямоугольников). На них должны быть проставлены коды «А» или «В», которые зависят от кодов, указанных в извещении на стадии описания ТС. Направление езды на схеме обозначается стрелками, а место удара изображается в виде символа Х.

Далее под графическим изображением требуется сделать расшифровку, которая объяснит все условные обозначения, использованные во время создания схемы. В извещении в графе 15 в случае необходимости могут быть указаны сведения, которые отсутствуют в пункте 16.

На обратной стороне каждый из участников ДТП подробно описывает собственное видение произошедшего. Здесь же указывается информация о том, кто управлял ТС в момент столкновения (собственник ТС или иное лицо). При необходимости в графе «Примечания» могут быть указаны сведения, касающиеся дополнительной информации о дорожно-транспортном происшествии, которая оказалась полученной при ведении фото- и видеосъёмки (включая видеорегистраторы).

Заполнение бланка должно осуществляться разборчивым почерком или печатными буквами. Необходимо избегать помарок и исправлений, так как в дальнейшем это может привести к возникновению дополнительных вопросов, что в свою очередь потребует дополнительного уточнения обстоятельств ДТП. Важно помнить, что все предусмотренные бланком графы и поля должны быть заполнены.

Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.

Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.

Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.

При этом, сама схема работы может быть двух видов:

  • помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
  • содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.

Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.

Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.

Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.

Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Без А/К С помощью А/К
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД. Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников. Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает.
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение. Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола

Без А/К С помощью А/К
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и решают оформить ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД. Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают аварийного комиссара. Нередко при вызове для оформления ДТП сотрудников ГИБДД те сами направляют аварийного комиссара. Это незаконно!
Участники ДТП заполняют извещение, расписываются и разъезжаются. Аварийный комиссар даёт бланки извещений, объясняя, что, как и где писать участникам аварии.
Далее потерпевший получает возмещение от страховой. Виновник обязан подать заполненный бланк в течение 5 дней в свою страховую. Всё, как в случае отсутствия комиссара, либо он также сопровождает общение со страховой после ДТП и получает за это оплату.

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.

Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.

Схема в этом случае выглядит так:

  1. аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
  2. участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
  3. все спокойно разъезжаются,
  4. по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.

Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.

Как избежать?

  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.

В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2020 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.

При этом, вам могут предложить:

  • возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие «трудностей» и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
  • сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.

В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.

Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.

admin

Добавить комментарий