Должностная водителя автобуса

Должностная водителя автобуса

  1. ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКИХ МАРШРУТИЗИРОВАННЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Городские автобусные перевозки имеют существен-

ную специфику, обусловленную рядом объективных и субъективных причин. К ним относятся:

1. Внешние организационные, связанные с перево- зочным процессом:

  • компактная обслуживаемая территория;

  • строго спланированные и протяженные маршру-

ты с частыми остановками, торможениями, поворо- тами и ускорениями, интенсивным движением авто- транспорта и устойчивым средним пассажиропото- ком;

  • интенсивное использование (большие среднесуточные пробеги, наличие переключений автобусов между отдель-

ными маршрутами в течение смены, наличие часов «пик», когда автобусы работают с перегрузкой в 1,5—2,0 раза,

частое переключение передач, повышенные обороты дви- гателя);

  • недостаточная организация и регулирование движени- ем движение в общем потоке и отсутствие приоритетов, недостаточное обустройство остановочных пунктов, сла- бая освещенность и низкая пропускная способность УДС, недостаточное светофорное регулирование), неудовлет- ворительное состояние улиц, дорог и ж.д. переездов (неудовлетворительное дорожное покрытие, отсутствие разметки и дорожных знаков);

  • эксплуатация в условиях загрязнения окружающей сре- ды, загазованности, характерной для большинства круп- ных населенных пунктов.

  1. Внутренние организационные и технические, свя- занные с недостаточным обеспечением производствен- но-технической базой, персоналом, техническим состо- янием подвижного состава, организацией, управлением и технологией технического обслуживания и ремонта ав- тобусов и другие факторы, которые в значительной сте- пени управляемы со стороны предприятия и, следова- тельно, являются резервом совершенствования его работы.

  2. Экономические, связанные с постоянно увеличива- ющейся дотационностью,вызванной:

  • повышением амортизационных отчислений в связи с ро- стом цен на подвижной состав;

  • увеличением затрат на эксплуатацию автобусов из-за по- дорожания топлива, автомобильных шин и эксплуатацион- ных материалов;

  • повышением затрат на техническое обслуживание и ре- монт подвижного состава в связи с ростом цен на запас- ные части и материалы;

  • ростом заработной платы работников автопредприя- тий;

  • увеличением суммы накладных расходов предприя- тий;

  • широким распространением льготной категории пасса- жиров и долгосрочных проездных документов;

  • наличием конкуренции со стороны других видов и форм собственности наземного городского пассажирского транспорта;

  • несоответствием тарифа на городские перевозки с фактически сложившейся в настоящее время его вели- чиной.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ АВТОБУСОВ И НАДЕЖНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА

В силу указанных особенностей городских маршрути- зированных автобусных перевозок к техническому состо- янию автобусов и надежности перевозочного процесса предъявляются специфические требования.

Требования к техническому состоянию автобусов и надежности перевозочного процесса устанавливаются государственными стандартами, правилами дорожно- го движения и другими нормативно-техническими доку- ментами.

При выезде на линию автобус должен находиться в исправном состоянии. Под исправным состоянием город- ского автобуса понимается такое состояние, при котором он и его узлы и агрегаты соответствуют всем требовани- ям нормативно-технической документации. Наличие хотя бы одного отклонения от требований нормативно-техни- ческой документации свидетельствует о неисправности городского автобуса.

Под работоспособным состоянием (работоспособ- ностью) городского автобуса понимается такое состо- яние, при котором во время работ на линии параметры его технико-эксплуатационных свойств находятся в пределах, установленных нормативно-технической до- кументацией.

Перед выходом на линию городской автобус должен наодится в работоспособном состоянии и иметь надле- жащий внешний вид.

Прерывание транспортного процесса городским ав- тобусом, связанное с нарушением работоспособного со- стояния (опоздание с выходом на линию, простой на ли- нии, отказ на линии по техническим причинам, дорожно-транспортное происшествие, нарушение нор- мативов по экологической безопасности), называется отказом.

Параметры технического состояния городских авто- бусов в результате взаимодействия деталей между собой и под влиянием внешней среды (условий эксплуатации и природно-климатических условий) изменяются во време- ни. Это приводит к снижению надежности перевозочного процесса.

Под надежностью перевозочного процесса следует понимать способность автобуса (группы автобусов) осу- ществлять перевозки пассажиров в соответствии с рас- писанием движения, сохраняя при этом параметры тех- нического состояние в заданных пределах.

Для перевозки пассажиров должен привлекаться под- вижной состав, зарегистрированный в государственной инспекции по безопасности движения, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 25478-91 и прошедший в установлен- ные сроки технический осмотр.

Экологическая безопасность подвижного состава с бензиновыми двигателями должна удовлетворять ГОСТ 17.2.2.03-87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомоби- лей с бензиновыми двигателями»; с дизельными дви- гателями — ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизеля- ми. Дымность отработавших газов. Нормы и методы из- мерений».

Для обеспечения безопасности перевозок пассажи- ров автобусами необходимо привлекать к работе води- телей, имеющих квалификацию 1 -го или 2-го класса; не допускать переработки сверх установленной продолжи- тельности рабочего дня (10 ч.) и рабочей недели (41 ч.) водителями; строго выполнять периодические (1 раз в 3 года) и ежедневные медицинские освидетельствования водителей; не выпускать на маршруты технически неис- правные автобусы; в условиях горных маршрутов неэксп-

луатировать автобусы с общим пробегом свыше 200 тыс. км. с начала эксплуатации; направлять на маршруты ав- тобусы, соответствующие по габаритным и весовым па- раметрам технической категории улиц, по которым про- ходят эти маршруты, соблюдать линейно-транспортную дисциплину; выпускать на линию автобусы в количестве, обеспечивающем соблюдение предельных норм вмести- мости.

Перевозочный процесс должен характеризоваться ко- личественными (производительность автобуса — транс- портная работа, объем перевозок, работоспособность ав- тобуса — коэффициент технической готовности, потери линейного времени), качественными (регулярность движе- ния, потери линейного времени) и экономическими (эксп- луатационные затраты, размер дотации) критериями.

Критерии перевозочного процесса должны базиро- ваться на показателях эффективности технической эксп- луатации.

  1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКИХ АВТОБУСОВ

ТРЕБОВАНИЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКИХ АВТОБУСОВ

При организации городских автобусных перевозок показатели эффективности технической эксплуатации должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Отражать количественную, качественную, экономи- ческую и финансовую стороны деятельности и быть вза- имосвязанными.

  2. Быть связанными с показателями перевозочного про- цесса и характеризовать его эффективность.

  3. Быть связанными с показателями деятельности произ- водственных подразделений и отражать их работу.

  4. Базироваться на основных нормативах технической эк- сплуатации и показателях эксплуатационной надежности.

  5. Отражать влияние основных факторов «дерева систем» технической эксплуатации.

  6. Быть включенными в систему учета и отчетности.

  7. Легко вычисляться, подвергаться анализу и прогнозу.

  8. Быть понятными и простыми для пользователей.

Эффективность работы технической эксплуатации ав- тобусов определяется рядом показателей:

  • уровнем работоспособности автобусов, влияющим на производительность и качество работы парка;

  • затратами на поддержание необходимого уровня ра- ботоспособности, которые влияют на себестоимость пе- ревозок;

  • производительностью труда персонала технической службы, которая влияет на производительность труда перевозочного процесса;

  • уровнем влияния технического состояния парка на бе- зопасность движения и окружающую среду.

Измерителем уровня работоспособности автобусов является коэффициент технической готовности, опреде- ляемый с учетом надежности узлов, агрегатов и деталей подвижного состава и качество работы производствен- ных подразделений (зон обслуживания, ремонтных учас- тков и т.д.), а также интенсивности и условий эксплуата- ции автобусов.

К показателям работоспособности городских автобу- сов на линии относятся и потери линейного времени, в том числе по техническим причинам, которые связаны с производительностью автобусов, регулярностью их дви- жения и затратами на перевозки (формулы 1—3).

W = Дк • ав • q • у • VЭ • (ТН — Т0 — t), (1)

где Дк —календарные дни;

ав — коэффициент выпуска на линию;

q — номинальная пассажировместимость автобуса, пасс.;

у — коэффициент использования пассажировмести- мости автобуса;

\/э — средняя эксплуатационная скорость автобуса, км/ч;

Тн — время в наряде, час;

Т0 — время, затраченное автобусами при «нулевом» пробеге, час;

t — потери линейного времени, час.

Движение считается регулярным и рейсы не бракуют- ся, если отклонение по времени при выполнении рейса не превышает одной минуты нагона и двух минут опоздания. Регулярность оценивается с помощью коэффициента:

где Кр — коэффициент регулярности движения;

tT — потери линейного времени по техническим при- чинам, час;

t3 — потери линейного времени по эксплуатационным причинам, час.

Браком в работе на линии являются потери линейно- го времени по причине опоздания из парка (6 и более минут), простоя автобуса на маршруте (2 и более минут), возврата в парк с выбытием из движения.

Csk = Дк • апт • (1 — апн) • Vn3 • КР • (Тпн — Тп0) Нс, (3)

где апт — плановое значение коэффициента технической готовности;

апн — плановое значение коэффициента нерабочих дней;

Нс — норматив затрат на перевозки на 1 км пробега, руб./км.

Эффективность работы подсистем самой ТЭА (участ- ков, цехов, служб, бригад и т.д.) характеризуется частны- ми показателями, которые связаны с комплексными. Так, например, уровень работоспособности парка определя- ется коэффициентом технической готовности, себестои- мость определяется затратами на ТО и ремонт, материа- лы, запасные части и т.д.

Для управления затратами на поддержание работо- способности парка необходимо иметь сведения об эксп- луатационных затратах (расходе запчастей, эксплуатаци- онных материалов, топлива, шин и пр.) по каждому автобусу, по отдельным подразделениям (автоколонны, бригады, уча- стки), по производственному персоналу (водители, ремон- тные рабочие).

Производительность труда персонала технической службы оценивается как отношение транспортной рабо- ты к числу ремонтных рабочих.

В качестве частных показателей производительности труда персонала технической службы используются по- казатели выработки, среднего времени простоя подвиж- ного состава в ТО и ремонте и т.д.

Уровень влияния технического состояния парка на безопасность движения и окружающую среду характери- зуется удельным количеством ДТП и выбросов вредных веществ.

Нормативное влияние технической эксплуатации ав- тобусов на окружающую среду оценивается в соответ- ствии с действующими документами. При этом для по- вышения объективности расчетов рекомендуется использовать коэффициенты корректирования эталонных значений пробеговых выбросов j-ro вредного вещества

Для определения ресурса шин на конкретном автобус- ном маршруте для определенной марки городского автобу- са применяются многофакторные математические модели, построенные с использованием множественного регресси- онного и корреляционного анализа.

Полученные индивидуальные нормы пробега шин позволяют рассчитать нормы начисления износа в % на 1000 км и определить затраты на автомобильные шины на 1000 км пробега в соответствии с действующими це- нами на автомобильную резину:

где h — количество колес на автобусе, без учета запас- ного, шт.;

Hmi — эксплуатационная норма пробега шин на i-м маршруте, тыс. км.

ЦШд — стоимость одного комплекта шины д-й моде- ли, руб.

На статью «Техническое обслуживание и ремонт под- вижного состава» относят основную и дополнительную заработную плату ремонтных рабочих зон технического обслуживания и ремонта с необходимыми начислениями, стоимость капитального ремонта, материалов и запасных частей:

Ссто-тр = Сто + Сзч + См + Скр, (9)

где Сто — затраты на заработную плату ремонтных рабо- чих, выполняющих техническое обслуживание и теку- щий ремонт подвижного состава;

Сзч — затраты на запасные части;

См — затраты на ремонтные материалы;

Скр — затраты, связанные с выполнением капиталь- ного ремонта подвижного состава.

При этом в качестве исходных данных выступают тру- доемкости технического обслуживания и текущего ремонта

(19)

где НРсум — общие накладные расходы АТП, руб.;

z —число марок подвижного состава в АТП;

Li— пробег автобусов j-й модели, тыс. км;

Knpj — коэффициент приведения для j-й марки под- вижного состава.

Определение эксплуатационных расходов автобусных парков производится на основании формулы (4) простым сложением удельных составляющих эксплуатационных затрат. При этом результаты расчета можно получить в разрезе марок подвижного состава, маршрутов парка, любого временного интервала.

Для получения эксплуатационных расходов в руб./ 1000 место-км необходимо эксплуатационные расходы в разрезе марок подвижного состава разделить на соответ- ствующую вместимость автобусов.

Применительно к автобусу Икарус-280, осуществля- ющему перевозку пассажиров на городском маршруте в условиях г. Москвы эксплуатационные расходы составля- ют 6387 руб./1000 км или 55,5 руб./1000м-км.

Эксплуатационные расходы автобусного предприятия определяются:

  • на плановый период — на основании планового количе- ства рейсов на маршрутах;

  • фактические — на основании выполнения автобусами транспортной работы за месяц.

Исходные данные о количестве рейсов за сутки на пла- новый период и фактически выполненные за отчетный месяц формируются отделом эксплуатации автобусного предприятия.

Размер дотации пассажирскому предприятию D опре- деляется как:

D = С — Д — П,

(20)

где С — себестоимость перевозки пассажиров;

Д — доходы предприятия (с маршрутов и централи- зованные);

П — прибыль предприятия от заказной и коммерчес- кой деятельности.

Пример расчета эксплуатационных затрат для город- ского автобуса Икарус-280 приведен в приложении 2.

  1. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ И КОРРЕКТИРОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Эксплуатация маршрутных автобусов осуществляет- ся в крайне неблагоприятных условиях.

Вместе с тем, работая в более сложных условиях по сравнению с автомобильным транспортом общего пользо- вания, городские автобусы должны постоянно обеспечивать высокую надежность перевозочного процесса, строго со- блюдать график движения на маршруте, гарантировать вы- сокий уровень обслуживания пассажиров.

Анализ показателей, характеризующих выполнение транспортной работы линейными автобусами, показыва- ет качественную неоднородность автобусных маршрутов, большое разнообразие условий эксплуатации ПС.

Например, в Москве, даже в условиях одного автобус- ного парка наблюдаются следующие различия в услови- ях работы автобусов на маршруте:

  • эксплуатационная скорость изменяется от 14,2 км/ч до 25,85 км/ч;

  • коэффициент использования пассажировмести- мости — от 0,28 до 0,95;

  • средняя длина перегона — от 0,24 км до 1,1 км;

  • плотность транспортного потока от 0,73 до 4,8 авт./100 м.

Сильно различаются городские маршруты и по органи- зации перевозочного процесса. Количество технологичес- ких остановок, приходящихся на 1 км маршрута, в рамках автобусного парка изменяется от 1,03 до 2,55.

Большим разнообразием отличаются и трассы, по ко- торым проходят маршруты. Часть регулярных линий об- служивают центральные районы города, для которых ха- рактерна высокая плотность светофорного регулирования, наличие большого количества перекрестков, большая ин- тенсивность транспортного потока. Маршруты, обслужива- ющие периферийные районы города, наоборот, отличают- ся минимальной вероятностью задержки у светофоров, более свободным режимом движения, отсутствием на трас- се следования скоплений людей и транспорта. Число пере- крестков, приходящихся на 1 км маршрута, в рамках авто- парка изменяется от 0,34 до 1,89, а удельное число светофоров — от 0,27 до 1,45.

Еще более значительны различия между маршрутами в рамках района, города.

Условия работы на маршруте оказывают существен- ное влияние на режимы работы подвижного состава и напряженность труда водителя автобуса.

При изменении полезной нагрузки автобуса Икарус-260 от минимальной до максимальной число оборотов дви- гателя возрастает на 10%, техническая скорость падает на 6%, количество торможений увеличивается на 10%, число вынужденных остановок — на 34%.

Ухудшаются и другие эксплуатационные показатели работы городского автобуса. Как следствие снижается ресурс двигателя, возрастает вероятность отказа узлов и деталей подвески и трансмиссии автобуса, уменьшает- ся эксплуатационный пробег автомобильных шин, увели- чивается расход топлива и т.д.

Условия эксплуатации на маршруте оказывают суще- ственное влияние на показатели технической эксплуата- ции городских автобусов.

Уменьшение средней длины перегона от 0,82 до 0,18 км вызываетувеличение интенсивности износа автомобиль- ных шин автобуса ЛиАЗ-677 на 15%, тормозных накладок

  • на 8%. Применительно к автобусу Икарус-280 приводит к увеличению расхода запасных частей в 2,2 раза, расхо- да топлива на 7%, росту интенсивности износа автомо- бильных шин на 9% и тормозных колодок в 1,6 раза.

При изменении коэффициента использования вмес- тимости от минимального до максимального значения износ автомобильных шин автобуса ЛиАЗ-677 возраста- ет на 58%, износ накладок тормозных колодок — в 1,6 раза. У автобуса особо большого класса Икарус-280 расход запасных частей увеличивается в 5,5 раз, а расход топ- лива на 1,5%.

Увеличение плотности транспортного потока от 0,5 до 4,7 авт./100 м приводит к росту интенсивности износа автомобильных шин автобуса ЛиАЗ-677 на 9%.

Увеличение удельного числа поворотов на маршруте с 0,2 до 2,5 шт./км ведет к росту интенсивности износа автомобильных шин автобусов ЛиАЗ-677 на 25% и сокра- щению ресурса тормозных колодок в 2,8 раза.

Анализ факторов маршрута движения (техническая ско- рость, скорость сообщения, время движения, время посад- ки-высадки, время рейса, количество остановок, перекре- стков, светофоров, торможений, поворотов и т.д.) позволил сформулировать понятие сложности маршрута движения.

Под сложностью маршрута движения понимается со- вокупное действие факторов, отражающих интенсивность использования подвижного состава на маршруте (сред- няя эксплуатационная скорость, среднесуточный пробег, время в наряде, удельный пассажиропоток и т.д.), пара- метров самого маршрута (количество остановок, пере- крестков, светофоров, состояние дорожного покрытия,

Ограничения включают в себя социальный (создание рабо- чих мест, снижение текучести кадров и т.д.) и экологический (обес- печение нормативного влияния автобусного предприятия на ок- ружающую среду, население и персонал) факторы.

Блок-схема механизма комплексной оценки эффек- тивности использования городских автобусов представ- лена на рис. 1.

Механизм оценки эффективности использования авто- бусов сводится к следующему. Вначале определяется эф- фективность качества перевозок пассажиров (Эк). Для этого предварительно по формуле 2 рассчитывается фак- тическая регулярность движения, которая в дальнейшем рассматривается как параметр эффективности качества перевозок пассажиров.

Рис. 1. Блок-схема комплексной оценки эффективности использования городских автобусов

Далее проводится оценка эффективности использова- ния автобусов с экономической точки зрения. Механизм ее сводится к следующему.

В начале по формуле (3) определяется плановые зат- раты на перевозки (CnSK.) Затем по отчетным данным о проделанной работе подсчитываются фактические затра- ты на перевозки (Сф8к) и по формуле (21) находится по- казатель эффективности использования автобусов с эко- номической точки зрения (Ээ):

Ээ = 1 — (СФSK ~ СПSК) / СФSК (21)

После оценки эффективности использования авто- бусов с качественной и экономической точек зрения определяется эффективность их работы по произво- дительности. При этом используется формула, по ко- торой определяется плановая транспортная работа (Wn):

Wn = Дк апт (1 — апн) q уп VnT (Тпн — Тп0), (22)

где yП — плановый коэффициент использования пасса- жировместимости автобуса;

Vnэ — плановая средняя эксплуатационная скорость автобуса, км/ч;

Тпн — плановое время в наряде, час;

Тп0 — плановое время, затраченное автобусами при «нулевом» пробеге, час.

Далее по отчетным данным определяются фактичес- кий объем транспортной работы (\Л/Ф) и по формуле (23) находится показатель эффективности использования ав- тобусов по производительности (Эп):

Эп = 1 -(WП-WФ)WП. (23)

Интегральный показатель эффективности использо- вания автобусов (Эи) находится по формуле:

Эи = Эк • Эз • Эп. (24)

Расчет затрат на заработную плату водителей автобу- сов начинается с определения базовой часовой линейной зарплаты водителей.

Для водителя автобуса «Икарус 280» расценка за 1 час работы — 3,88 руб.

Доплата за работу на регулярных линиях — 1,39 руб.

Доплата за работу без кондуктора, культуру обслужи- вания пассажиров и за работу с диктофоном — 1,94 руб.

Доплата за работу в смену с двумя выходами на рабо- ту — 1,16 руб.

Надбавка за классность (1 класс) — 0,97 руб.

Доплата за перепробег автобусов — 1,76 руб.

Премия — 2,93 руб.

Итого — 14,03 руб./ч.

Для определения дополнительной заработной платы для формирования резерва на покрытие будущих расхо- дов по оплате отпусков) полученную расценку необходи- мо увеличить на 9,8%:

14,03- 1,098 = 15,40 руб/ч.

С учетом всех начислений и коэффициента сложнос- ти маршрута Ki = 1,05, определенного в соответствии с табл. 1 и 3 получаем:

15,4 1,05 (1+0,28+0,054+0,036+0,015) = 22,40 руб./ч.

При определении затрат по заработной плате води- телей на 1000 км пробега в соответствии с формулой (5) расходы на зарплату за 1 час работы необходимо раз- делить на среднюю эксплуатационную скорость на мар- шруте.

Для нашего случая с учетом Уэ = 17,5 км/ч получаем зат- раты на заработную плату водителя автобуса «Икарус 280» 1280 руб./1000 км.

Автомобильное топливо

Для автобуса «Икарус-280» при стоимости дизельно- го топлива 1,59 руб./л и Нм=45 л/100 км в соответствии с формулой (29.3.6) получаем:

СТ= 10-45- 1,59 (1+0,10) = 787 руб./ЮОО км. Смазочные и прочие эксплуатационные материалы

Индивидуальные нормы расхода масел и смазок на 100 л общего расхода топлива автобуса Икарус-280 при- ведены в табл. П.2.2.

Таблица П.2.2

Индивидуальные нормы расхода масел и смазок на 100 л общего расхода топлива автомобилем

N9

п/п

Вид масел и смазок

Икарус-

Моторные масла, л

4,5

Трансмиссионные масла, л

0,5

Специальные масла, л

0,1*

Пластичные (консистентные) смазки, кг

0,3

Водитель маршрутного такси—————————— (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ

ИНСТРУКЦИЯ

—————————— (наименование должности)00.00.0000 N 000 ——— ——————- (подпись) (инициалы, фамилия)

Водителя маршрутного такси 00.00.0000

2. Обязанности

4. Ответственность

5. Заключительные положения

Должностная инструкция водителя автобуса

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции водителя автобуса, образец 2020 года. Должностная инструкция водителя автобуса должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

В должностной инструкции водителя автобуса должны быть отражены следующие пункты:

1.1. Данная должностная инструкция регламентирует основные должностные обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах.

1.2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а так же все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

Водитель автобуса обязан:

2.1. Подчиняться и выполнять приказы диспетчерского персонала и работникам, руководящим за движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.2. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2.3. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования.

2.4. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данную должностную инструкцию, а так же другие документы, регламентирующие работу пассажирского транспорта и работы по пассажирским перевозкам.

2.5. Перед выходом на маршрут проверить:

  • внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • наличие и состояние указателей маршрута.

2.6. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, тех. талон, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист.

2.7. При отправлении для работы по специальным заказам (туристическим, экскурсионным и прочим), выписать и получить согласованный с заказчиком путевой лист и схему маршрута.

2.8. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию.

2.9. При движении через контрольно-пропускной пункт автобусного парка предъявить главному механику путевой лист с соответствующими подписями, подтверждающими прохождение медицинского освидетельствования и исправность технического транспортного средства. Произвести в соответствующей документации отметку времени отхода их парка.

2.10. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а так же в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо автопарка о невозможности выхода на линию.

2.11. Водитель автобуса на линии обязан:

  • иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • в случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • по прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • в случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

2.12. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

2.13. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

2.14. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

2.15. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

2.16. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

2.17. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

2.18. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

2.19. Производить остановку автобуса по сигналу работников милиции, ГБДД и ВАИ, контролеров, должностных лиц системы Министерства транспорта РФ. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию, а также денежную кассу. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам.

2.20. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

2.21. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

2.22. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

2.23. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

2.24. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

2.25. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • произвести у диспетчера, кассира или оператора соответствующие отметки в путевом листе о времени прихода. Продолжить движение по маршруту только с разрешения диспетчера, кассира или оператора.
  • на междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

2.26. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

2.27. По прибытию автобуса в парк:

  • проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • в случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению.

Водитель автобуса имеет право:

3.1. Бесплатного проезда в автобусах городских и пригородных маршрутов.

3.2. Обслуживания вне очереди в пунктах питания на территориях автобазы, промежуточных и конечных пунктах остановок.

3.3. Внеочередного обслуживания в случае покупки билетов на проезд в автобусах.

3.4. На маршруте допускать отклонения от графика:

  • на городских маршрутах ± 5 минут;
  • на пригородных маршрутах ± 7 минут;
  • на междугородных маршрутах ± 10 минут;
  • на международных маршрутах ± 30 минут;

3.5. Контролировать наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров, а также на городских автобусных маршрутах взимать штраф с безбилетных пассажиров, с последующей выдачей штрафной квитанции.

3.6. На загородных маршрутах производить посадку и высадку пассажиров по их требованию вне пунктов остановки, но при соблюдении правил дорожного движения.

3.7. Контролировать соблюдения пассажирами норм поведения в общественном транспорте, а так же принимать меры по наказанию виновных, вплоть до высадки из автобуса, и проинформировав о случившемся должностному лицу автобусного парка.

3.8. Требовать от ответственных должностных лиц содействия и при необходимости оказания технической помощи для обеспечения завершения рейса в соответствии с расписанием, в случае невозможности продолжения рейса – обеспечить условия для отдыха сотрудников и пассажиров.

3.9. Требовать от начальства создания и поддержания режима труда и отдыха, а так же поддержания условий, необходимых для работы на линии и в парке.

3.10. В установленном законодательством порядке, подать жалобу на неправомерные действия сотрудников и/или руководства автобусного парка.

3.11. Участвовать в обсуждении и рассмотрении дел, материалов и поступивших на него жалоб, касающихся его непосредственных должностных обязанностей и функций.

3.12. Выносить на обсуждение руководства предложения по улучшению дорожных условий, совершенствованию маршрутов, безопасности перевозок, повышению качества обслуживания пассажиров, улучшению питания, условий труда и отдыха и других.

3.13. Водителю строго запрещается:

  • производить управление автобусом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • выходить на маршрут и/или продолжать движение на транспортном средстве с неисправностями технического характера, которые могут угрожать безопасности движения, а так же без указателей маршрута автобуса, неисправными переговорными устройствами, без путевого листа и необходимого запаса билетов;
  • передавать управление автобусом другому лицу, фамилия которого не указана в путевом листе и/или не имеющего права управления данным транспортным средством;
  • передавать управление автобусом сменному водителю, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, состоянии утомления или болезненном состоянии, а также под воздействием лекарственных средств и препаратов, реагирующих на скорость реакции и внимание;
  • двигаться на буксире и/или буксировать неисправный автобус, при наличии присутствующих в салоне пассажиров;
  • во время движения производить продажу билетов пассажирам, оформлять документацию, принимать пищу и отвлекаться от работы разговорами. На городских маршрутах транслировать по громкой связи в салон автобуса радиоприемники, магнитофоны и другие звуковые устройства;
  • осуществлять перевозку пассажиров сверх числа мест для сиденья, а на городских и пригородных маршрутах – свыше регламентированной заводом-производителем вместимости;
  • совершать резкое торможение, производить открывание дверей до полной остановки автобуса, а так же начинать движение с незакрытыми дверями;
  • изменять маршрут следования автобуса и нарушать расписание движения, а также выходить на линию раньше установленного в расписании времени;
  • получать от пассажиров и хранить использованные билеты;
  • производить реализацию билетов пассажирам вне салона автобуса, а так же в автобусе до прекращения работы касс станции;
  • оставлять автобус для стоянки вне отведенных для этого местах;
  • курить в кабине и салоне автобуса, а так же провозить в кабине посторонних лиц;
  • развешивать в кабине, салоне автобуса, а так же наносить на внешние стороны транспортного средства различную печатную продукцию, нарушающую действующее руководство по оформлению подвижного состава;
  • проносить и провозить с собой спиртные напитки, а так же допускать распитие пассажирами спиртных напитков в салоне автобуса.

Примерная форма должностной инструкция водителя автобуса – образец 2020 года. Должностные обязанности водителя автобуса, права водителя автобуса, ответственность водителя автобуса.

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории и стаж вождения не менее лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом .

1.4. Водитель автобуса должен знать:

– устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

– правила дорожного движения;

– схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

– порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

– порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

– действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

– способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

– порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

– особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

– памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

– влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

– способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

– сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

– основы трудового законодательства;

– правила внутреннего трудового распорядка;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

– правила пользования средствами индивидуальной защиты;

– приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

На водителя автобуса возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

2.2. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя автобуса.

2.3. Проверка технического состояния автобуса, комплектности и исправности инструмента, состояния салона, внешнего вида, а также работы освещения, громкоговорящей связи и экипировки автобуса перед выходом на маршрут.

2.4. В случае неисправности автобуса уведомление об этом дежурного мастера и диспетчера с одновременной подачей заявки на ремонт.

2.5. Осуществление движения автобуса в соответствии с расписанием и схемой маршрута.

2.6. Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая правил дорожного движения.

2.7. При движении по маршруту осуществление остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения автобуса.

2.8. Объявлять с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

2.9. Обеспечение входа через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых.

2.10. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

2.11. Проявление вежливости и предупредительности в обращении с пассажирами.

2.12. Осуществление остановки автобуса: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора; по требованию работников полиции, ГИБДД, работников группы безопасности движения и линейного контроля, а также в других случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

2.13. Полное освещение салона автобуса в вечернее и ночное время.

2.14. Сообщение диспетчеру парка о вынужденной длительной остановке на линии. При отсутствии связи с диспетчером сообщение о случившемся водителю следующего по маршруту автобуса.

2.15. Осмотр после каждого оборотного рейса салона и технических отсеков автобуса с целью выявления посторонних предметов, проверка состояния шин, крепления колес.

При обнаружении подозрительных предметов осуществление действий согласно «Памятке водителю по предупреждению террористических актов на подвижном составе”.

2.16. Сдача диспетчеру обнаруженных в салоне забытых вещей пассажиров, не представляющих опасности.

2.17. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. В случае невозможности устранения неисправности собственными силами осуществление вызова технической помощи.

2.18. По окончании работы на линии получение отметки диспетчера в путевом листе об отправлении автобуса в парк.

2.19. При прибытии в парк предъявление автобуса для осмотра и приема на хранение мастеру, получение его отметки в путевом листе о сдаче автобуса в установленном порядке.

2.20. Сдача кассиру после смены суммы выручки от продажи контрольных билетов по установленной форме.

2.21. Поддержание чистоты в кабине водителя.

2.22. Выполнение оперативных распоряжений диспетчерского персонала и работников, руководящих движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

2.23. Соблюдение инструкции по отоплению салона в холодное время года.

2.24. Соблюдение правил дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данной должностной инструкции, а также иных документов, регламентирующих работу пассажирского транспорта и работу по пассажирским перевозкам.

2.25. .

Водитель автобуса имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

3.9. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. .

Водитель автобуса несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, – в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Обязанности водителя автобуса

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ООО «Производство»

_____________ Б.Б. Борисов

«_____»____________ 20___г.

1 Общие положения

1.1 Водитель автобуса относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно руководителю службы комплектации и снабжения.

1.2 Водитель автобуса должен знать:

— правила дорожного движения и иные акты вобласти организации дорожного движения;

— правила перевозок пассажиров и багажаавтомобильным транспортом, иные нормативные правовые акты, устанавливающиеправила эксплуатации автотранспортных средств и перевозки пассажиров;

— психологические основы деятельностиводителя;

— основы бесконфликтного взаимодействияучастников дорожного движения;

— общее устройство автобусов;

— назначение, устройство, принцип действияагрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автобуса;

— системы активной и пассивной безопасностиавтобуса;

— виды и периодичность техническогообслуживания автобусов

— нормы расхода топлива и смазочныхматериалов;

— причины, способы обнаружения иустранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автобуса;

— способы предотвращениядорожно-транспортных происшествий;

— правила подачи автобуса под посадку ивысадку пассажиров;

— порядок выдачи и заполнения путевых(маршрутных) листов;

— меры предосторожности при заправкеавтобуса топливом;

— инструкции о порядке экстреннойэвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях и оказании первоймедицинской помощи;

— номера телефонов экстренных служб,полиции, скорой помощи, пожарной команды и пр.;

— правила пользования медицинскойаптечкой;

— Правила внутреннего трудовогораспорядка;

— нормы и правила по охране труда, пожарнойбезопасности.

1.3 Водитель автобуса должен:

— обладать культурой общения;

— проявлять вежливость,тактичность, внимательность, терпение, доброжелательность в отношениях спассажирами;

— быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций.

2 Обязанности

2.1 Перед началом рабочего дня водитель автобуса:

— проходит в установленномпорядке предрейсовые медицинские осмотры;

— проводит подготовительныеработы перед выездом на линию (проверку технической исправности, состояниеколёс, шин, подвески, стёкол, зеркал, государственных номерных знаков, внешнеговида автобуса, салона и др.);

— получает путевуюдокументацию и талоны на горюче-смазочные материалы.

2.2 В процессе работы водитель автобуса:

— соблюдает Правила дорожного движения;

— соблюдает расписание и маршрут движения;

— обеспечивает безопасную перевозкупассажиров;

— при выявлении неисправности автобусасодействует скорейшей высадки пассажиров в местах остановки общественноготранспорта;

— обеспечивает экономное расходованиеавтомобильного топлива;

— контролирует исправность топливнойаппаратуры, приборов электрооборудования и других механизмов и систем, откоторых зависит расход топлива;

— незамедлительно ставит в известностьруководство предприятия обо всех нештатных ситуациях во время работы;

— оказывает первую (доврачебную) помощь ваварийных ситуациях;

— соблюдает требования личной гигиены ипроизводственной санитарии.

2.3 Водителю автобуса во время работызапрещается:

— начинать движение до полного закрываниядверей;

— открывать двери до полной остановки;

— отклоняться от установленного маршрута;

— курить на рабочем месте, вести посторонниеразговоры.

2.4 Водитель автобуса в конце рабочего дня:

— заправляет автобус топливом, смазочнымиматериалами и охлаждающей жидкостью;

— предъявляет автобус для проверкитехнического состояния;

— сообщает об обнаруженных во время работытехнических неисправностях автобуса;

— сдаёт путевой лист;

— ставит автобус в зону стоянки;

— включает стояночный тормоз, закрывает дверькабины водителя, окна, люки.

3 Права

Водитель автобуса обладает трудовымиправами, предусмотренными заключённым с работником трудовым договором,Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами,Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

4 Ответственность

4.1 Водитель автобуса несёт ответственность за некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.

4.2 Водитель автобуса несёт материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства.

4.3 За совершение правонарушений в процессе своей деятельности, в зависимости от их характера и последствий несёт гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Начальник службы
управления персоналом

Согласовано: Специалист по ОТПиПБ

admin

Добавить комментарий