Дифференциация труда

Дифференциация труда

Заработная плата как доход фактора «труд» состоит из двух элементов: трансфертного дохода и экономической ренты. Трансфертный доход (удерживающая заработная плата или плата за непереход) – это та часть заработной платы, которая необходима для удержания работника в данной сфере деятельности или для предотвращения его перехода в другую сферу. Другая часть заработной платы составляет экономическую ренту. Экономическая рента – это разница между рыночной ценой труда и той минимальной ценой, которая необходима, чтобы побудить работника трудиться в данной сфере деятельности. Например: если человек получает 10000 руб., а на следующей (по предпочтительности) работе он будет получать 9000 руб., то получаемая им экономическая рента будет равна 1000 руб.

Графически соотношение экономической ренты и трансфертного дохода выглядит следующим образом (рис. 7.5). Вся заработная плата на графике представлена прямоугольником . Трансфертный доход равен площади участка под кривой предложения, отграниченного справа линией равновесного объема занятости – . Экономическая рента – площадь над кривой предложения, отграниченная сверху линией цены – .

Рис. 7.5. Трансфертный доход и экономическая рента

Чем больше заработная плата, тем больше предложение труда. При этом увеличение количества работников на данном рынке происходит за счет увеличения трансфертного дохода (перемещение по кривой предложения из точки А в точку Е). Работники, которые уже находятся на данном рынке, получают кроме трансфертного дохода еще и экономическую ренту.

Пропорция, в которой заработная плата распадается на трансфертный доход и экономическую ренту, зависит от эластичности предложения труда. Если эластичность предложения труда равна нулю (предложение абсолютно неэластично по заработной плате), то весь доход работника состоит из ренты (рис. 7.6, а). Поэтому экономическую ренту определяют еще как плату за ресурс, предложение которого строго ограничено. Она равна на графике площади прямоугольника . Этот случай характерен для уникальных ресурсов, например, для кинозвезды или известного писателя. Величина экономической ренты в данном случае будет зависеть исключительно от величины спроса на данный ресурс. Чем больше спрос (кривая спроса смещается вправо вверх), тем больше величина дохода (ренты).

Если предложение труда абсолютно эластично, то, наоборот, весь доход работника равен трансфертному доходу; экономическая рента в данном случае отсутствует (рис. 7.6, б). На графике транс-фертный доход – площадь прямоугольника.

б

Рис. 7.6. Эластичность предложения и доход работника: а – абсолютно неэластичное предложение и экономическая рента; б – абсолютно эластичное предложение и трансфертный доход

В целом, чем больше эластичность предложения труда, тем больше доля трансфертного дохода и меньше рента и наоборот.

Эластичность предложения труда зависит от многих факторов, например, от мобильности и условий труда, от информированности работников и т. д. Одним из таких факторов является временной период. В краткосрочном периоде на определенном рынке труда может возникнуть нехватка предложении, оно становится неэластичным, и работники начинают получать квазиренту. Квазирента – это временная экономическая рента, возникающая вследствие неэластичности предложения труда в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде квазирента исчезает, если на рынке появляются новые работники соответствующей квалификации.

Рынок капитала и процент

Капитал или капитальные блага – это косвенные блага, которые используются для производства прямых или конечных благ. Материально-вещественной формой капитала является физический капитал, т. е. это совокупность средств производства, созданных трудом (здания, сооружения, машины, сырье и пр.). Физический капитал, выраженный в деньгах, образует денежный капитал.

На рынке капитала продавцами являются домашние хозяйства (индивиды), а покупателями – фирмы (предприятия). Фирмы предъявляют спрос на денежный капитал с тем, чтобы вложить его в производство, т. е. купить необходимые средства производства или капитальные блага. Денежные средства, необходимые для создания (покупки) и увеличения физического капитала, называются инвестициями. Следовательно, на рынке капитала фирмы предъявляют спрос не на сами по себе капитальные блага, а на инвестиции.

Субъектами предложения на рынке капитала являются домашние хозяйства. При этом предложение на рынке капитала также выступает не в материально-вещественной форме станков, машин и
т. д., а в виде денег, которые домашние хозяйства предоставляют фирмам за счет своих сбережений. Сбережения – это доход, не израсходованный на товары и услуги в рамках текущего потребления. Следовательно, на рынке капитала предложение представлено сбережениями домашних хозяйств.

Таким образом, основными элементами рынка капитала является спрос на деньги, выступающий в виде инвестиций, и предложение денег, выступающее в виде сбережений. Их взаимодействие приводит к установлению ставки процента. Процент – это цена, которая уплачивается собственнику капитала за использование его средств.

Механизм установления равновесия на рынке капитала можно представить следующим образом. График сбережений отражает зависимость между количеством денег, которое индивиды готовы сберечь, и ставкой процента. Он имеет положительный наклон. Это объясняется положительной нормой временного предпочтения.

Временные предпочтения – это выбор, который делает субъект между текущим потреблением и доходом и потреблением и доходом в будущем. Положительная норма временного предпочтения означает, что индивид оценивает текущее потребление и доход выше, чем потребление и доход в будущем, или, иначе говоря, индивид ценит настоящие блага выше, чем блага будущие.

Это объясняется тем, что, во-первых, люди по-разному оценивают условия удовлетворения потребностей в настоящем и будущем. Обычно люди предполагают, что в будущем условия улучшатся, они станут богаче и поэтому будущие блага оценивают ниже, чем блага, существующие в настоящее время.

Во-вторых, людисистематически недооценивают будущее, то есть проявляют своего рода близорукость. В частности, люди недооценивают будущие потребности, поскольку не ощущают их так остро необходимо как потребности в настоящем времени. Кроме того, человек смертен, может не дожить до получения будущих доходов, и это также обусловливает его предпочтение текущего потребления перед будущим.

Текущее потребление благ осуществляется за счет сегодняшнего дохода. И если индивид отказывается от какой-то части текущего потребления, сберегая ее, то он должен получать за это вознаграждение. Это вознаграждение он получает в виде процента. Следовательно, со стороны индивида процент выступает как вознаграждение за отказ от текущего потребления. При этом, чем больше процент, тем больше индивид сберегает и наоборот.

Таким образом, положительная норма временного предпочтения определяет положительный наклон кривой сбережений(кривая на рис. 7.7). Кривая сбережений показывает, что чем больше процент, тем больше сбережения и тем больше объем предлагаемого в ссуду капитала.

График спроса на капитал отражает зависимость между количеством заемных средств, которое фирмы готовы приобрести, и их ценой (процентом). Он имеет отрицательный наклон, в основе чего лежит закон убывающей отдачи факторов производства. Согласно ему каждая дополнительная единица вовлеченных в производство капитальных благ приносит все меньший продукт ( уменьшается) и, следовательно, уменьшается спрос фирмы на инвестиции. Убывающая кривая спроса на инвестиции показывает, что чем больше процент, тем меньше фирмы будут инвестировать в производство и наоборот (кривая на рис. 7.7).

Рис. 7.7. Равновесие на рынке капитала

Технология, основанная на уровневой дифференциации

Подготовила учитель высшей категории Яблокова Ю.Б.

При организации учебного процесса в начальной школе, приходится учитывать основные характеристики ученика — общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании). Таким образом, практика работы показывает необходимость использования уровневой дифференциации на всех ступенях обучения с 2 по 4 класс.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Аргументы в пользу необходимости использования технологии уровневой дифференциации:

  • структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
  • при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
  • использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  • уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

Дифференциация бывает внешняя (профильная) и внутренняя (уровневая).

Рассмотрим уровневую дифференциацию.

Уровневая дифференциация — это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.

Обученность — это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.

Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость — характеристика его потенциального развития.

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести комплексную научную диагностику, поэтому используем результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты годовых контрольных работ.

Доказано, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% — в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения (Таблица 1).

Таблица 1. Уровневая дифференциация

Группы учащихся

Цели обучения

Вид заданий

1

Низкий уровень (20%)

  • Пробудить интерес;
  • Ликвидировать пробелы;
  • Сформировать умение работать по образцу.

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

2

Средний уровень (65%)

  • Развить устойчивый интерес к предмету;
  • Закрепить и повторить имеющиеся знания;
  • Сформировать умение работать самостоятельно.

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

3

Высокий уровень (15%)

  • Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;
  • Развить умение самостоятельной организации обучения.

Творческие

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:

  1. работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
  2. наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Некоторые способы уровневой дифференциации на уроках.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

  • составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);
  • подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);
  • составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

  • образец оформления ответа; памятки, планы;
  • карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • справочные материалы;
  • наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Методика дифференцированной работы на уроке

Изучение нового материала.

При изучении новой темы выделяется четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течение них должна быть усвоена тема. Объяснение нового материала обращено одинаково ко всем учащимся, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй и третьей групп. Первая группа (А) в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь.

Учащиеся группы С переходят от обязательных заданий к творческим. Учащиеся группы В сосредоточиваются на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Учащиеся группы А снова и снова возвращаются к основным моментам объясненной темы.

Проверка усвоения изученного материала.

При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с использованием заданий различного уровня сложности. Для учащиеся из группы А допускается использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию. В работе на уроках используются разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы.

Организация текущего повторения.

При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты, делается анализ ошибок, допущенных учениками в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:

Дифференцированная домашняя работа.

Каждой группе учащихся дается дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). Группе А предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группа В выполняет такие же задания, к которому добавляется более сложная задача из учебника. Для группы С задания из учебника дополняются задачами из различных пособий (в старших классах – из пособий для подготовки к ЕГЭ).

Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу (для группы А); выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких (для группы В); работа с дополнительным материалом (для группы С).

Тематические, итоговые контрольные работы составляются также разного уровня. Использование при проведении контрольных работ несколько вариантов позволяет говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику.

Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет… А в работе – совершенствуется».

Осуществление дифференцированного подхода на уроках

а) набор карточек для разных классов, по разным темам, которые я использую на уроках, это могут быть задания различные по содержанию и по способу выполнения, а может быть одно и тоже задание, например:

математика 2 класс «Вычисли удобным способом»

1 уровень: заполнить пропуски в решении

2 уровень: задание с планом его выполнения

3 уровень: упростить выражение

б) наборы задач для осуществления зачетов включают в себя, например, 5 заданий, из которых

2 – 3 «3»

4- «4»

5- «5»

Таким образом, ученик видит весь набор заданий и может сам выбрать свой уровень, решить для себя будет ли он двигаться дальше или нет.

в) поэтапное дифференцирование:

1) повторение

уровень 1 – выберите верный ответ, исправьте ошибку;

уровень 2 – назовите используемое правило, закончите решение;

уровень 3 – объясните причину ошибки, сформулируйте определения, используемые в задаче.

2) изучение нового материала и его закрепление

уровень 1 – отработка навыков на простейших заданиях;

уровень 2 – упражнения, требующие хорошего понимания основных положений темы;

уровень 3 – творческие задания, консультанты.

3) контроль знаний

уровень 1 – задания по образцу;

уровень 2 – выделяют главное в решении;

уровень 3 – работают с дополнительным материалом.

г) на своих уроках я очень часто использую, особенно на уроках по темам геометрии, задачи на готовых чертежах. Считаю это универсальной формой работы, которую можно использовать на разных этапах урока, с любым классом, на любую тему. С помощью этих задач:

  • осуществляется дифференцированный подход, например:

уровень 1 – начертить заданную фигуру ,обозначить данные,назвать фигуру и ее признаки.

уровень 2 – записать только решение с выделением основных свойств и признаков объекта;

уровень 3 – устное решение и формулирование необходимых теоретических положений;

  • ускоряется процесс работы, можно решить больше задач за урок;
  • можно очень продуктивно организовать устную работу в процессе повторения в начале урока; математические диктанты; осуществляется повторение и систематизация знаний учащихся; мною проводятся уроки 5 задач, на которых нужно успеть за урок проговорить решение 5 задач, а это возможно только на готовых чертежах.

Цель УД – научить всех обязательному (базовому) уровню, создать условия для усвоения среднего и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле.

Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образования, основанная на создании технологической комфортности, когда сознательный выбор учеником форм работы, уровня освоения и контроля снижает излишнее напряжение ученика. УД позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста.

Я — практик, имею дело с ребенком пять раз в неделю, преподавая очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Каждый ребенок — уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему — полгода, четвертый — не воспринимает совсем.

Как научить всех?

Вот здесь кроется первый подводный камень — требуется наличие учебно-методического комплекса. Необыкновенно большое количество разноуровневых заданий: банк заданий обязательного уровня, системы специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Осуществление уровневой дифференциации на уроках (см. приложение 1)

При обучении математике учащихся начальной классов технология уровневой дифференциации имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета.

Если в основу обучения математике положить личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися образовательным процессом.

На уроках математики в классе дидактический материал разрабатывается по следующим типологическим группам учащихся:

— Первая группа (уровень) — учащиеся, не достигшие минимального уровня;

— Вторая группа (уровень) — учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений;

-Третья группа (уровень) — учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений.

Способом контроля в условиях дифференцированного образования являются тесты с выбором ответов и на заполнение пропусков.

Виды контроля:

— зачеты (тематические, текущие);

— самостоятельные работы.

Дифференцированный устный счет на уроках математики проводится в форме игры; на скорость; на количество правильно решенных примеров; на развитие зрительной памяти; на развитие слуховой памяти.

Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в начальных классах, на уроках математики способствовало повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилилась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться. На уроках математики была создана комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

Зарплата представляет собой не только вознаграждение за достигнутые результаты труда. Ее функции включают в себя и мотивационную, стимулирующую составляющую. Оплата за аналогичный труд может серьезно отличаться в зависимости от различных факторов. Почему существуют различия в оплате? Как их можно классифицировать? Какие последствия имеет дифференциация заработной платы (далее — ДЗР)? Проанализируем в статье.

Что такое дифференциация зарплаты

Дифференциация заработной платы – это сознательное установление вознаграждения за труд на разных уровнях в зависимости от конкретных факторов. Она характерна для рынков всех стран и всех отраслей деятельности.

Трудовой кодекс РФ в 1 абзаце ст. 129 гласит, что величина оплаты труда напрямую зависит от качеств самого работника (квалификации) и свойств выполняемой работы (сложности, объема, условий труда и др.). Нереально найти абсолютно идентичных работников, одинаковых работодателей. Поэтому вполне обусловленной является и дифференциация выплат:

  • государство стремится к росту благосостояния своего населения;
  • работодателю важно увеличивать прибыль предприятия, повышая результативность труда, стимулируя работников;
  • работники за счет зарплаты удовлетворяют собственные и семейные потребности, то есть обеспечивают свою жизнь.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плата за труд может различаться между работниками одного и того же предприятия (внутренняя дифференциация), а также между сотрудниками разных организаций.

Дифференциация заработной платы – неотъемлемая составляющая любого развитого общества.

Факторы дифференциации

Установление того или иного уровня зарплаты опирается на ряд факторов, которые можно разделить по значению на несколько групп.

Рыночные факторы

  1. Соотношение «спрос/предложение» тех или иных трудовых рынков выявляет самую явную и основную зависимость разных ставок зарплаты. Перенасыщенный определенными специалистами рынок вынудит сделать их зарплату более низкой, а редкие профессии, являющиеся востребованными, традиционно оплачиваются высоко.
  2. Вложения в «человеческий капитал» показывают различное качество рабочей силы, а следовательно, и оплаты труда.
  3. Размер МРОТ – минимальная оплата труда устанавливается государством, именно она является основой многих вычислений, касающихся заработной платы, то есть определяет ее размер.

Личностные факторы

  1. Демографические различия – разный уровень оплаты в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, внешности и других подобных качеств. Имеется в виду не разные ставки для людей, например, разных возрастов, а то, что эти свойства наделяют людей разными способностями к труду. Например, женщинам недоступна тяжелая физическая работа, молодые способны трудиться дольше, чем пожилые, зато не имеют такого опыта и т.п. Вследствие этого люди с разными характеристиками могут рассчитывать на различный уровень оплаты их труда.
  2. Профессиональные моменты – связанные непосредственно с оплачиваемой деятельностью, например:
    • образование;
    • опыт;
    • квалификация;
    • категория;
    • стаж;
    • специализация и др.
  3. Социальные – связанные со статусом личности в обществе. Человек выбирает способ заработка, опираясь на первые две группы факторов – личные и профессиональные особенности. Разный уровень оплаты труда будет у сотрудников того или иного профессионального статуса:
    • предпринимателя;
    • наемного работника;
    • выполняющего договор подряда;
    • фрилансера;
    • самозанятого и др.
  4. Экономические особенности – влияют на уровень зарплаты существеннее прочих, поскольку напрямую связаны с факторами рынка:
    • отрасль работы;
    • род занятий;
    • варианты занятости – полный рабочий день, почасовка, совместительство и т.п.;
    • условия труда (нормальные либо тяжелые).

Территориальные факторы

  1. Географические – условия климата и природные особенности, в которых приходится работать. Территория РФ обширна и разнообразна, что обуславливает неоднородный уровень зарплат в различных регионах.
  2. Отраслевые – в зависимости от того, какая отрасль является ведущей в конкретном регионе, зарплаты его жителей будут отличаться. Например, сельскохозяйственные регионы производят меньше прибыли, чем добывающие, поэтому и труд работников оплачивается неодинаково.
  3. Социально-политические – факторы, демонстрирующее общий уровень жизни в стране и отдельно в регионах. Так, например, политическая стабильность в разных уголках РФ разнится по ряду причин, что также влияет на занятость населения и оплату труда. Разной является и стоимость жизни в тех или иных уголках страны.
  4. Институциональные – связанные с ограничениями, налагаемыми общественными институтами: профсоюзами и другими организациями. Например, профсоюзы отдельных цехов устанавливают лимит на членство, с тем чтобы уменьшить перемещение работников в другие регионы, где оплата труда более высокая – ведь там их не примут в профсоюз.
  5. Внутренние – связанные с организацией работы на самом предприятии:
    • зарплатная политика;
    • наличие и особенности финансовых поощрений;
    • условия труда и забота об их улучшении;
    • социальные гарантии и др.

Виды дифференциации зарплаты

Дифференциация оплаты труда, создаваемая вышеперечисленными факторами, может рассматриваться с различных точек зрения, что и определяет ее виды.

ДЗР по категориям персонала

Работники подразделяются на определенные категории, которые учитывают уровень их ответственности за работу и, естественно, отражаются на оплате.

  1. Руководители – наиболее высоко оплачиваемые сотрудники, управляющие организацией, ее структурными подразделениями, а также их замы. К руководству относят:
    • заведующих;
    • управляющих;
    • начальников;
    • председателей;
    • главных бухгалтеров;
    • капитанов;
    • и др.
  2. Специалисты – сотрудники, выполняющие работу, требующую наличие спецобразования, высшего или среднего, то есть закончившие профильное учебное заведение по определенной специальности. В каждой профессии имеются свои специалисты: врачи, педагоги, механики, менеджеры, экономисты и др. К этой же категории относятся ассистенты и помощники лиц данных специальностей.
  3. Рабочие – сотрудники, принимающие непосредственное участие в производстве продукции и оказании услуг (перевозка, транспортировка, ремонт и пр.).
  4. Другие служащие – персонал, занятый подготовкой и обеспечением деятельности, работой с документацией, учетом, контролем и т.п.

Отраслевая и территориальная дифференциация

Структура экономики страны обуславливает различную оплату труда в зависимости от этих факторов, подробно проанализированных выше.

ДЗР по критериям производительности и эффективности труда

Это самый распространенный и «зримый» вид дифференциации заработной платы, когда ее размер определяют исчисляемые результаты трудовой деятельности. Данный способ ДЗР несет стимулирующую функцию для сотрудников организации, мотивируя их к более успешному, качественному и результативному выполнению трудовой деятельности.

Требования к стимулирующей дифференциации заработной платы:

  • персонификация;
  • объективные критерии;
  • контролируемость;
  • прозрачное и легкое отражение в документообороте;
  • ясность для работников всех категорий;
  • положительное влияние на социальную защиту.

Инструменты дифференциации заработной платы

За счет чего на практике осуществляется дифференциация заработной платы? Этой цели служит, прежде всего, система тарифов – совокупность норм, определяющих конкретный уровень оплаты труда:

  • ставки;
  • сетки;
  • квалификационные справочники;
  • коэффициенты;
  • надбавки;
  • доплаты и т.п. тарифные моменты.

На основе этих нормативов вычисляется ставка или оклад работника. Пример функционирования тарифной системы – ЕТС, Единая тарифная сетка для бюджетных сотрудников РФ.

Еще один способ формировать зарплату – система должностных окладов, которая регламентирует оплату в зависимости от определенных показателей деятельности организации. Она чаще применяется в госструктурах или на административных предприятиях, поскольку позволяет управлять оплатой труда централизованно.

Штатное расписание – нормы, разработанные конкретными предприятиями относительно необходимых для их функционирования должностей и соответствующих окладов. В штатном расписании могут указываться фиксированные цифры зарплат либо «вилка» – максимальный и минимальный размеры оплаты труда по каждой приведенной должности.

Коэффициенты – показатели, влияющие на размер заработной платы в зависимости от условий труда:

  • климатических – районные коэффициенты;
  • внутренних – система разрядов, то есть уровней оплаты труда.

Другие инструменты ДЗР:

  • бестарифная система оплаты;
  • плавающие оклады;
  • комиссионная оплата;
  • премиальные;
  • сдельная оплата и др.

ВАЖНО! Любой принцип разделения заработной платы на уровни должен зависеть, во-первых, от некой исходной величины (МРОТ, ставки, минимального оклада и др.), а во-вторых, обоснования в различии уровней на основе социальной справедливости.

Плюсы и минусы дифференциации оплаты труда

Дифференциация заработной платы характерна для любого общества, она имеет как позитивные, так и негативные качества.

Главная положительная функция ДЗР – то, что она мотивирует к развитию и повышению качества и эффективности труда, а значит, и общего благосостояния.

Отрицательное свойство ДЗР – порождение неравенства в обществе. Слишком резкий разрыв между уровнями благосостояния, особенно в нестабильной экономической ситуации, порождает понятие «черты бедности».

Важно управлять процессами дифференциации платы за труд. Если в обществе слишком низкая ДЗР, это снижает потенциал к развитию, а слишком высокая вызывает острое социальное недовольство. Методы, которыми можно пытаться сглаживать последствия ДЗР:

  • прогрессивное и дифференцированное налогообложение;
  • увеличение МРОТ;
  • пересмотр прожиточного минимума и потребительской корзины;
  • социальные выплаты;
  • субсидии;
  • тенденции к замене монопольных капиталов акционерными.

Важно, чтобы дифференциация заработной платы отвечала принципу социальной справедливости.

Добавлено в закладки: 0

Что такое дифференциация? Описание и определение термина

Дифференциация – это различие, разделение, исключение, и имеет различное применение в сферах деятельности.

В экономике дифференциация (различение) товаров – это восприятие потребителями одинаковых (похожих) товаров разных производителей, но не абсолютно взаимозаменяемых; в биологии разделение однородной группы организмов на несколько различных в эволюционном процессе; в филологии – процесс, при котором формирующийся диалект языка отделяется от других диалектов и становится самостоятельным отдельным языком; в финансировании дифференциация доходов – это существование значительного различия в величине доходов разных слоев населения.

Дифференциация в маркетинге

Дифференциация (дифференцирование) в маркетинге является процессом разработки ряда существенных особенностей продукта, позволяющих отличить его от товаров конкурентов, выявление привлекательных и выгодных для потребителя отличий товаров и(или) услуг. По сути своей, дифференцирование как правило выделение предложения производителя из общей массы конкурирующих предложений других производителей. Именно дифференцирование делает возможным запомниться в сознании потребителя, занять выгодную позицию на рынке сбыта и быть более конкурентноспособным. Товарное дифференцирование это производство похожих товаров, с незначительными различиями, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но которые обусловлены применением других технологий производства, материалов, из которого они изготовлены, качеством работы или другими показателями. Дифференцирование в сервисе- это составляющая комплексного предложения, услуги, сопутствующей продукту, по своему уровню чем-то отличающиеся от услуг конкурентов. Дифференциация цен является предложением однородных товаров и услуг по разным ценам, – и это один из методов конкурентной борьбы. Разница цен объясняется или ценовой дискриминацией, или же дифференциацией продукта. Ценовая дискриминация в товароведении, это различие цен на один и тот же товар разным категориям потребителей. Под ценовой дискриминацией, так же понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Дифференциация продукции является способом, при помощи которого производители стараются выделить свой продукт из общей массы аналогичных товаров, для того, чтобы обратить на него внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов. Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов. Дифференциация продукции всегда вносит на рынок разнообразие, так как каждый из конкурентов стремится найти особенные оригинальные решения, а также стараются придать выпускаемому продукту какие-то отличительные характеристики, свойственные только их компании.

Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и выгоду и, соответственно, может им быть оплачена. Такая стратегия дает возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной линейке товаров.

Рассмотрим более детально, что значит термин дифференциация.

Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами.

Стратегию дифференциации можно назвать стратегией завоевания конкурентного преимущества перед другими, которая предполагает ориентацию деятельности предприятия на предоставление большей пользы потребителям (кроме низкой цены) путем предложения товаров более высокого качества с высоким уровнем сопутствующих услуг.

Дифференциация продукции — способ, с помощью которого производители могут выделить свой продукт из общей массы похожих товаров, с целью обратить на него особое внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов. Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание уникального продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов. Безусловно, дифференциация продукции приносит на рынок большое разнообразие, поскольку каждый из конкурентов старается найти свои оригинальные пути и решения, а также, способы придания выпускаемому продукту каких-то отличительных особенных характеристик.

Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя наибольшую ценность и, следовательно, может и будет им быть оплачена в свое время. Эта стратегия дает уникальную возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной группе (линейке) товаров.

Придание продукту особенных свойств, которые выгодно выделят его из числа аналогичных по назначению продуктов, требует значительных дополнительных затрат на исследовательские работы, повышение качества и другое. Эти затраты, если они оправданы, конечно компенсируются установлением более высокой цены. А конкурентное преимущество, полученное в результате дифференциации этого продукта, обеспечит увеличение объемов продаж и получение дополнительной прибыли за счет завоевания предпочтений у различных групп потребителей.

Кроме продукта (или товара) можно дифференцировать сервис, имидж, а также персонал.
Сервисная дифференциация — предложение определенных услуг (сюда включается скорость и надежность поставок. установка, послепродажное обслуживание, служба поддержки и сопровождения, консультирование и так далее), сопутствующих товару и по своему спектру и качеству превосходящих услуги конкурентов.

Дифференциация персонала — наем и обучение персонала, который осуществляет свои функции быстрее, лучше, более эффективно, чем персонал у конкурентов.

Дифференциация имиджа — создание образа организации или ее товаров, выгодно отличающего их в лучшую сторону от имиджа конкурентов и их товаров.

Стратегии дифференциации уместны в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от покупателя к покупателю и поэтому не могут быть удовлетворены путем производства обычной стандартной продукции.

Производитель, с успехом применяющий принцип дифференциации, тщательно изучает поведение и потребности покупателей с целью выяснения мнения клиентов относительно ценности и значимости тех или иных признаков, а также их предпочтени, учитывается социальная цена.

После этого компания стремиться учесть все пожелания и дифференцирует свою продукцию согласно одного или, может быть, нескольких признаков, подталкивая тем самым покупателей к приобретению именно предполагаемой компанией продукции. Конкурентное преимущество является следствием уникальной (по сравнению с конкурентами) способности фирмы удовлетворять особенные потребности покупателей, отдающих предпочтение тому или иному признаку выпускаемой продукции.

Преимущества дифференциации для предприятия

  • устанавливать высокую наценку на свою продукцию;
  • увеличить объем продаж продукции (так как привлекается дополнительное число покупателей);
  • сделать торговую марку фирмы более узнаваемой и популярной среди покупателей (поскольку обычно некоторые покупатели сильно привязывается к дифференцирующим признакам). Также дифференциация может дать дополнительную прибыль, в том случае, если наценка способна покрыть дополнительные затраты, связанные с ее проведением.

Следует знать также, что дифференциация может и не принести желаемых результатов. Это может произойти, если признаки, положенные в основу дифференциации продукции, не оценены покупателями столь высоко как ожидалось, чтобы окупить дополнительные издержки фирмы по процессу дифференциации.

Способы дифференциации продукции фирмы от продукции конкурирующих фирм могут быть самыми различными: цена, качество, сроки, сервисное обслуживание, поставка запасных частей, эксклюзивный дизайн и исполнение, разные вкусовые качества, престижность и неповторимость, качество производства, самый полный спектр услуг, широчайший ассортимент продукции и другие.

Наиболее успешными типами стратегий дифференциации считаются такие стратегии, имитация которых требует значительных затрат времени и средств у конкурентов.

Эффект дифференциации

Самый большой эффект может дать дифференциация, которая основывается на:

  • технологическом превосходстве предприятия;
  • высоком качестве выпускаемой продукции;
  • предоставлении потребителям наибольшего набора сопутствующих услуг;
  • гарантии качества продукции;
  • предоставлении потребителям большей «ценности» за меньшую цену.

Стратегия дифференциации

Стратегия дифференциации оправдана в случаях, когда:

  • прежде всего существует множество возможных способов дифференциации продукции или услуг;
  • потребности и предпочтения покупателейс разным уровнем доходов в данном продукте различаются, причем сам продукт можно использовать по-разному;
  • небольшое число конкурирующих предприятий использует стратегию дифференциации.

Дифференциация – это процесс разделения системы, которая первоначально состоит из одинаковых элементов, на равные по качеству части. Примерами дифференциации являются: расовое, половое деление человека; деление букв на гласные, согласные; звуков на шипящие, глухие, твёрдые и т.д. Также дифференцировать можно доходы населения, товары, цены, клетки тканей и много другое.

Мы коротко рассмотрели термин дифференциация, постарались раскрыть его суть и показать преимущества.

человеческий рынок труд оплата

Труд — необходимое условие существования человечества, обойтись без него не возможно. Но всё же это не превращает его в физиологическую потребность, хотя иногда и работа способна приносить радость или даёт высокооценимый многими общественный престиж. И всё же подавляющее большинство людей работают, чтобы получить средства для существования (приносит им выгоду). Соответственно основным стимулом является зарплата. Но, не смотря на это, далеко не все могут заняться или выбрать для себя тот или иной вид деятельности только по желанию. Большое значение имеют способности человека индивидуально: к обучению, к мышлению, усидчивости и т.д. Например: заработки знаменитых оперных певцов чрезмерно высоки, но как бы они не были высоки, у дверей театра не выстроятся очереди желающих петь сольные партии.

Зависимость предложения на рынке труда от уровня заработной платы можно показать рисунком.

Обозначим «3 к» — критический уровень заработной платы, тогда на рисунке мы явно видим, что при повышении заработной платы увеличиваются часы работы, но только до определённого уровня. Это говорит о том, что далеко не каждый человек готов пожертвовать своим свободным временем (которое он может использовать для собственного удовольствия: развлекаться, отдыхать, общаться с друзьями и т.д.) даже ради повышения зарплаты выше определённого уровня. Соответственно кривая предложения труда загибается влево, и величина этого предложения начинает сокращаться.

Отсюда следует:

— тягость труда — мера физической и нервной сложности и утомительности выполнения профессиональных обязанностью;

На основе всего вышесказанного формируется рыночная цена трудовых услуг — ставка заработной платы.

Ставка заработной платы — это денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определённого периода времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определённого объёма работы (например, изготовление одного предмета мебели) и устанавливается она под действием общих закономерностей рыночных процессов взаимодействия спроса и предложения для работников определённых профессий (не для всех одинаково).

Ставка зарплаты равновесная цена труда в том случае, если количество нанятых человек соответствует числу рабочих мест, которые готовы предоставить работодатели.

Ставка зарплаты весьма изменчива. Причём меняется как абсолютные уровни, так и соотношения между ними в зависимости от отрасли и региона страны. Почему?

Человеческие потребности крайне разнообразны и переменчивы, что ведёт к нестабильности на рынке. Кроме того: прогресс науки и техники, неравномерное развитие экономик отдельных стран, погодные сюрпризы и т.д.

Поэтому возникает постоянная необходимость в изменении масштабов производства различных товаров: свёртывание выпуска залежавшихся товаров и наращивание дефицитных.

На предприятиях, выпускающий залежалый товар, многие работники стали лишними, а производящие дефицитный товар, нуждаются в дополнительных рабочих и специалистах.

Имея возможность поднять цены на дефицитный товар — могут поднять зарплату. В свою очередь профессиональная мобильность рабочей силы позволяет избежать безработицы в первом случае и восполнить нехватку рабочих рук в другом. Варьирование рыночных цен на товары в результате постепенно приводит к нужному числу рабочих рук и сбалансированному состоянию рынка. Следовательно, мобильность кадров не только является важнейшим условием нормального функционирования товарных рынков, но и является мощным стимулом научно-технического прогресса в сфере производства, которые в свою очередь ведут к образованию новых отраслей.

Долгое время Россия жила по иной модели поведения, поощряя только пожизненную занятость на одном оборудовании, что замораживало экономику, не давало ей развиваться. Это стало причиной отставания от развитых стран мира во многих сферах технического прогресса. Многие барьеры остались и сейчас. Важнейшая из них — дефицит жилья. Человек, много лет проработавший на предприятии ради получения бесплатной государственной квартиры, был привязан к одному месту работы.

Попробуем подытожить. Обдумывая всё вышесказанное можно сделать вывод, что важнейший человеческий капитал — знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияние на возможность его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты. А теперь более подробно рассмотрим причины различия в уровнях оплаты труда:

1. Сложность труда — чем сложнее трудовые обязанности, тем дольше им надо обучаться. Как правило, люди с высшим образованием в большинстве развитых стран мира получают больше, чем занятые на работах, где такого образования не требуется. И это справедливо, ведь они приходят с большим человеческим капиталом и прикладывают дополнительные усилия, что позволяет им выполнять более ценные для нанимателя виды работы.

2. Тягость работ: некоторые рабочие получают больше, чем инженеры, так как это компенсация не только за усилия по обучению специальности, но и за повышенную тягость работы в некоторых типах производств. Именно поэтому обычно довольно высоки заработки рабочих металлургических и химических производств, а также шахтёров.

3. Ограниченность талантов. «Уникальный товар» — в силу естественной редкости таланта. Спортсмены, рок-музыканты, оперные певцы, кинозвёзды — их заработки очень велики, поскольку этот товар желает приобрести огромное количество людей, а предложение ограничено.

4. Степень риска — специфика данной работы связана с огромным риском и взяться за неё готов далеко не каждый, соответственно компенсация требуется очень большая. Например, шахтёры, лётчики-испытатели, космонавты, предприниматели и специалисты по биржевым операциям. Каждый из них очень рискует своим здоровьем, жизнью или своим состоянием.

Разница между заработной платой на рынке труда зависит от того, насколько отлажены механизмы экономики страны. При сбалансированной её деятельности разница не так высока. Например, возьмём уровни заработной платы по отраслям экономики США и России за 2001 год: в США разница составляла около 4,8 раза, тогда как в Росси — примерно в 6,3 раза. Причём лидерами по зарплате являются топливная промышленность, банки (основная выгода от инфляционного роста денежной массы), электроэнергетика (чья деятельность близка к монополистической) и транспорт. Три остальные — отрасли, не имеющие конкурентов, а поэтому и устанавливающие высокий уровень цен.

admin

Добавить комментарий