Чем отличается бюджет от коммерции?

Чем отличается бюджет от коммерции?

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17

Натему правового статуса и реорганизации бюджетных учрежде­ний высказано немало суждений и опубликовано статей. Соответст­вующие законопроекты в процессе доработки постоянно претерпевали изменения. Поэтому представляется целесообразным остановиться на содержании последнего варианта пакета документов, которые, видимо, и будут внесены в Государственную Думу РФ. Он включает в себя:

— проект Федерального закона «Об автономных учреждениях»;

— соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Феде­ральный закон «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и др. Реальным сроком преобразований может стать 2007 г.

Автономное учреждение — это не новая организационно-правовая форма некоммерческой организации, ановый тип государственного (муниципального) учреждения.

Создание автономного учреждения (путем учреждения или преоо-разования) повлечет уточнение правоспособности бюджетных учрежд ‘ ний, к сожалению, в сторону дальнейшего сужения их финансово хозяйственной самостоятельности.

Рассмотрим, в чем схожи и чем различаются бюджетные (БУ) и а тономные (АУ) учреждения.

К общим чертам можно отнести:

— наличие только одного учредителя/собственника (Россиис
Федерация, субъект РФ или муниципальное образование);

___ направленность деятельности на достижение социально-куль­турных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры;

_ право на осуществление предпринимательской (дополнитель­
ной) деятельности;

__ финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов;

._ распоряжение имуществом на праве оперативного управления;

_ закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное)

пользование;

— предоставление льготы по расчету налога на прибыль.

Основные различия БУ и АУ представлены в таблице.

Признаки Бюджетные учрежде­ния Автономные учреждения
Осуществление предпринима­тельской (до­полнительной) деятельности Могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь по­стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целям Сверх объемов заданий учреди­теля вправе по своему усмотре­нию возмездно оказывать услу­ги (выполнять работы), относя­щиеся к основной деятельности или являющиеся дополнитель­ными по отношению к ней
Финансирование Финансируются из соот­ветствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов Финансовое обеспечение основ­ной деятельности по заданиям учредителя осуществляется из соответствующих бюджетов в форме субсидий, субвенций и иных источников
Распоряжение имуществом Не вправе самостоятель­но распоряжаться дохо­дами от своей деятельно­сти и приобретенным на них имуществом Вправе самостоятельно распо­ряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом (в т.ч. не­движимым)
Ответственность Отвечают по своим обя­зательствам имеющими­ся в распоряжении де­нежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответст­венность несет собствен­ник имущества Отвечают всем принадлежащим имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреп­ленного собственником, или приобретенного за счет средств, выделенных собственником. Собственник не несет ответст­венности по обязательствам АУ

Органы управ­ления Единоличный руководя­щий орган (как правило, директор), назначаемый и отстраняемый собст­венником Наблюдательный совет (назнТ~1 чаемый и отстраняемый учреди телем), руководитель (назна­чаемый и отстраняемый уч_ редителем) и иные органы (на. пример, художественный совет и др.), предусмотренные зако­нодательством иуставом АУ
Участие в дея­тельности дру­гих юридиче­ских лиц Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться на созда­ние других организаций Вправе вносить денежные сред­ства и иное имущество в устав­ный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества
Контроль Административный кон­троль затрат Контроль результатов потреби­телями услуг

В целом опасения по поводу «снятия» автономного учреждения с бюджетного финансирования безосновательны. И бюджетные, и авто­номные учреждения будут получать финансовые средства из соответст­вующих бюджетов, только первые — по смете, а вторые — под уста­новленное плановое задание на предоставление государственных (му­ниципальных) услуг культуры.

Несомненным достоинством АУ по сравнению с БУ является большая свобода в распоряжении имуществом, в т. ч. доходами от соб­ственной деятельности (вплоть до права выступать в качестве учре­дителя юридических лиц).

К рискам, прежде всего, следует отнести отсутствие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ, что может при­вести к банкротству. Однако, справедливости ради, необходимо отме­тить, что уже в рамках действующего законодательства, без всяких пре­образований, БУ может быть ликвидировано собственником.

Крайне негативно, как ущемление своих прав, воспринял директор­ский корпус необходимость создания наблюдательного совета. Разра­ботчики законопроекта придерживаются иной точки зрения, полагая, что наличие коллегиального органа управления позволит более полн обеспечить соблюдение соответствия деятельности АУ целям, указа ным в его уставе. Обратим внимание, что в соответствии с изменени ми, вносимыми в Основы, учреждения культуры получают право дел гировать полномочия наблюдательного совета учредителю.

Как известно, деятели культуры активно пытались повлиять на со-

ание разрабатываемых законопроектов. Представители Союза те-оальных деятелей, ассоциации директоров концертных организаций, Г юза музеев России, Российской библиотечной ассоциации встреча­юсь по этому поводу с Президентом РФ и министром экономического Л звития и торговли РФ, вносили свои замечания и предложения, кото­рые частично были учтены.

Чего же удалось достичь в результате переговоров и дальнейшей оаботы по согласованию текстов законопроектов?

Во-первых, более четко были прописаны обязанности учредителей по обеспечению финансирования основной деятельности АУ, направлен­ной на выполнение его заданий. В законопроект об АУ внесено допол­нение, что финансирование из соответствующих бюджетов осуществля­ется в форме субсидий, субвенций и иных источников. Таким образом, власть принимает на себя ответственность за финансирование АУ, ока­зывающих услуги культуры. К сожалению, сама формулировка расплыв­чата. Слова «гарантированное бюджетное финансирование» фактически содержатся не в законопроекте, а лишь в пояснительной записке к нему.

Во-вторых, попечительский совет сменил название на наблюда­тельный и стал одним из органов управления АУ, а не высшим органом, как было предусмотрено ранее, уточнены его полномочия.

Однако некоторые принципиальные моменты, за которые ратовали деятели культуры, так и не нашли отражения в итоговых документах, а

именно:

— сохранена запись об отсутствии субсидиарной ответственности

собственника по обязательствам АУ;

— бюджетные учреждения все-таки лишены права самостоятельно распоряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом;

— принцип добровольности преобразования БУ в АУ носит поло­винчатый характер: так, БУ могут изъявить желание преобразоваться в АУ, но если такое решение на их счет примет собственник, то по про­шествии двух лет противостоять ему они не в силах.

В русле реализации стратегии «встраивания» в реформы одной из основных задач отрасли становится определение способа предостав­ления и порядка расчета объемов финансовых средств, необходимых °ля оказания услуг культуры.

Новые формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг

в упомянутых выше Принципах реструктуризации подробно рас­писаны недостатки действующего механизма финансирования бюджет-

Каждый государственный или муниципальный театр самостоя­тельно устанавливает показатели численности артистического и худо­жественного персонала, показатели творческо-производственной дея­тельности с учетом особенностей театра и экономических возможно­стей коллектива.

6. Учредитель государственного или муниципального театра в за­висимости от национальных, социальных и экономических условий при расчете нормативного финансирования может увеличивать нормативы численности персонала, необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива и сокра­щать норматив количества спектаклей.

7. Нормативы бюджетного финансирования государственных и му­ниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае:

а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд
в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);

б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных
окладов и т.п.;

в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и
тарифов на услуги, используемые театром.

8. Нормативы бюджетного финансирования государственных и му­
ниципальных театров определяются на основе социально-эконо­
мических нормативов по методике, утверждаемой Министерством куль­
туры Российской Федерации.

Игнатьева Е.Л.

Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и — М • ГИТИС 2006. 231 с.

Предисловие……………………………………………………………………………………….. 3

Тема 1. КУЛЬТУРА КАК СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ ……………………………………………………………………………… 9

1.1. Понятие экономических отношений и культуры ……………………… 9

1.2. Характер экономических отношений в сфере культуры………….. 9

1.4. Основные направления становления науки об экономике куль­туры 12

1.5. Предмет и метод экономики культуры…………………………………….. 13

1.6. Место экономики культуры в системе научных дисциплин …. 14

Тема 2.»КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО» КАК ОТРАСЛЬ

НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………… 15

2.1. Понятие и состав сферы культуры. Ее место в национальном хозяйстве 15

2.2. Понятие, структура и границы отрасли «культура и искусство» 17

2.3. Принципы и факторы размещения организаций культуры …… 20

2.4. Основные тенденции развития отрасли «культура и искусство» на современном этапе 23

Тема 3.РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ………………………………… 25

3.1. Общее понятие ресурсов…………………………………………………………… 25

3.2. Виды ресурсов…………………………………………………………………………… 25

3.3. Информационное обеспечение культурной деятельности……. 28

Тема 4. СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА И РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА

В КУЛЬТУРЕ ……………………………………………………………………………… 30

4.1. Специфика характера труда……………………………………………………. 30

4.2. Результаты труда в культуре…………………………………………………… 30

Тема 5.ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ

СУБЪЕКТЫ. ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС ……………………………………. 35

5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект ……………. 35

5.2. Правовой статус организаций культуры………………………………… 35

5.3. Организации культуры как юридические лица……………………… 41

Тема 6. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В КУЛЬТУРЕ…………………. 44

6.1. Собственность — основа системы экономических
отношений ………………………………………………………………………………… 44

6.2. Интеллектуальная собственность…………………………………………… 44

б.З.Собственность на имущество культурного назначения ……….. 45

6.4.Специфика имущественных отношений в учреждениях культу­
ры ………………………………………………………………………………………………… 47

6.5. Специфика процессов разгосударствления и приватизации в
культуре……………………………………………………………………………………… 48

Тема 7. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ,

ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ …………………………………………………. 51

7.1. Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры …51

7.2. Общие и специфические черты хозяйственного механизма ор­ганизаций культуры 51

7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры 52

7.4. Методы управления экономической деятельностью организа­ций культуры 53

7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры 54

7.6. Эволюция системы хозяйствования организаций культуры ….54

Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ …………………………………………….. 57

8.1. Общие положения…………………………………………………………………….. 57

8.2. Планирование в сфере культуры ……………………………………………. 60

8.3. Программы культурного развития, их роль и сущность ………. 62

8.4. Планирование в организациях культуры ………………………………. 67

Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ………………………………………….. 69

9.1. Финансирование сферы культуры………………………………………….. 69

9.2. Финансирование организаций культуры……………………………….. 73

9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство

в культуре ………………………………………………………………………………….. 78

Тема 10.ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ ……………………………………. 81

10.1.Структура и динамика затрат на услуги культуры ……………. 81

10.2.Цены и ценообразование в культуре…………………………………….. 82

10.3.Ценовая политика ………………………………………………………………….. 84

Тема 11.ОПЛАТА ТРУДА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………………………… 85

11.1.Экономическая природа заработной платы ……………………….. 85

11.2.Основные принципы организации оплаты труда…………………. 86

11.3.Тарифная система оплаты труда…………………………………………… 86

11.4.Формы и системы оплаты труда……………………………………………. 88

11.5.Структура и динамика заработной платы……………………………. 90

11.6.Договорное регулирование трудовых отношений ……………… 92

11.7.Применение специальных выплат…………………………………………. 93

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

I. Цель и сфера профессионального использования данного учебно­
го курса …………………………………………………………………………………………………….. 95

II. Курсы, которые необходимо предварительно освоить для изуче­
ния данной дисциплины………………………………………………………………………….. 95

III. Примерная тематика письменных работ………………………………….. 95

IV. Вопросы для проведения итогового контроля ………………………… 96

V. Глоссарий …………………………………………………………………………………… 98

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

I. Законодательные и иные нормативные правовые акты Россий­
ской Федерации …………………………………………………………………………………….. 108

II.Сборники нормативных актов и справочные издания …………. 115

III.Статистика ……………………………………………………………………………….. 116

IV. Литература ……………………………………………………………………………… 117

Основная ………………………………………………………………………………. 117

Дополнительная ……………………………………………………………………. 117

Литература на иностранных языках…………………………………. 121

Ресурсы Интернет……………………………………………………………….. 122

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I………………………………………………………………………………….. 125

Финансирование учреждений культуры в современных

экономических условиях……………………………………………………………….. 125

Внебюджетные источники финансирования культуры: понятия, со­
стояние, перспективы ……………………………………………………………………………. 133

Бюджетная реформа ……………………………………………………………………… 144

Приложение П. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ……………… 156

I. Гражданский кодекс Российской Федерации (извлечения)……. 156

И. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»……….. 164

III. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и бла­
готворительных организациях» …………………………………………………………… 198

IV. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о
культуре»(извлечения) ………………………………………………………………………….. 210

Содержание

Поступить легче

Часто конкурс на платном отделении ниже, а мест больше. Например, в этом году на направлении «Реклама и связи с общественностью» в Высшей школе экономики 35 бюджетных мест и целых 200 контрактных. К тому же, обычно на платное отделение готовы взять даже больше студентов, чем указано в плане приёма. Так что если вы упустили момент и в вуз уже набрали заявленное количество студентов‑платников, уточните в приёмной комиссии, может, у них найдётся место и для вас.

Приём документов на обучение по контракту обычно заканчивается почти на месяц позже, чем на бюджет. Поэтому вы без проблем можете сначала попробовать поступить на бесплатное отделение.

Главное — чтобы учиться на платном, не обязательно показывать сверхъестественные результаты на ЕГЭ. Во многих вузах достаточно набрать необходимый минимум баллов (его учреждения устанавливают самостоятельно), принести аттестат, заключить договор и внести оплату. А даже если на платное отделение есть конкурс, он всегда значительно ниже, чем на бюджет.

Уровень и качество образования не отличается от бюджета

Студенты платного и бесплатного отделений учатся в одном вузе и у одних педагогов. Результаты зависят только от старания и способностей. И бюджетники, и платники могут участвовать в научных конференциях и форумах, конкурсах и программах поддержки. В итоге значимость дипломов будет одинаковой: работодатель не будет спрашивать, за деньги вы учились или бесплатно.

Выше ответственность

Вы заплатили за обучение, а значит будете серьёзнее подходить к учебному процессу. Обидно вылететь из‑за плохой успеваемости, потратив деньги на ветер. Если нужной для обучения суммы у вас нет или вы не хотите просить помощи у родителей, можно воспользоваться образовательным кредитом. Главное — выбрать такой, который не нужно погашать во время обучения, чтобы не разрываться между учёбой и работой.

У образовательного кредита в «Сбербанке» предусмотрен льготный период на всё время обучения: заём вы начнёте выплачивать только через три месяца после окончания вуза. А пока учитесь, надо лишь погашать проценты. Для получения займа подтверждать платёжеспособность не придётся. Взять образовательный кредит в «Сбербанке» можно на обучение в любом российском вузе — даже самом крутом. Главное, чтобы у него была лицензия.

Узнайте условия кредитования

Можно перевестись на бюджет во время обучения

Вы можете поступить на платное отделение и во время учёбы перевестись на бесплатное. Условия для этого перехода у каждого вуза разные, есть лишь два неизменных правила:

  • должно освободиться бюджетное место — за этим можно следить на сайте вуза;
  • у вас не должно быть задолженностей по учёбе, троек в зачётке, нарушений дисциплины, долгов по оплате обучения.

Кстати, если в вашем университете бесплатные места не освобождаются, можете попробовать перевестись на бюджет в другой вуз с вакантными местами.

На платном образовании можно сэкономить

Во многих вузах можно получить скидку на обучение: от 5 до 80% в зависимости от конкретного учебного заведения и успеваемости. Оснований для снижения стоимости может быть несколько:

  • Высокие баллы ЕГЭ. Если вы хорошо сдали экзамены и до поступления на бюджет вам не хватило совсем чуть‑чуть. В РАНГХиС, например, за это можно получить скидку до 80%.
  • Победы и призовые места на олимпиадах.
  • Золотая и серебряная медаль.
  • Окончание колледжа на отлично.
  • Другие. Например, многодетная семья, инвалидность, потеря кормильца.

Льгота не выдаётся автоматически. Чтобы её получить, нужно написать заявление. Обычно скидка действует только на первом году обучения, но если исправно посещать занятия, вовремя закрывать сессии и получать за экзамены «отлично» или «хорошо», есть шанс, что её продлят.

Получить скидку можно и во время обучения. В Московском педагогическом университете, например, за сессии на «отлично» дают скидку 20%, а если у вас в зачётке пятёрки и одна четвёрка — 10%.

Сэкономить можно и на образовательном кредите. Например, у «Сбербанка» часть процентной ставки погашается за счёт государственных субсидий. Ставка — 13,01% годовых, а платить нужно только 8,5%. Точную стоимость кредита и сумму ежемесячных платежей можно рассчитать с помощью калькулятора на сайте «Сбербанка».

Поступите по‑своему!

ПАО «Сбербанк». Генеральная лицензия на осуществление банковских операций от 11 августа 2015 года. Регистрационный номер — 1481.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Бюджетное место в вузе — заветная мечта выпускников 11 класса. Учась на бюджете можно не только не оплачивать учебу, но и получать стипендию. Студенты коммерческой основы платят десятки и сотни тысяч за обучение в вузе. При этом они не имеют никаких льгот и послаблений от преподавателя.

Как поступить на бюджет, — самый важный вопрос для абитуриента. Мы собрали для вас все способы, благодаря которым вы сможете достичь своей цели.

Что такое бюджетные места в ВУЗЕ?

Какое количество бюджетных мест выделяет вуз?

Бюджет или коммерция – что лучше?

Как поступить на бюджет в ВУЗ — все способы

— Золотая медаль

— 100 баллов ЕГЭ

— Вступительные экзамены

— Направление с организации

— Льготные места

— Победа на олимпиадах

— Перенаправление на бюджет с коммерции

— Выбор вуза

Почему бюджетникам сложнее учиться чем тем, кто на платной основе

Особенности обучения в ВУЗЕ 2020 – дистанционка и Антиплагиат

Что такое бюджетные места в ВУЗЕ

Бюджетные места в вузе – это возможность для студентов не платить за свое обучение в вузе.

Аккредитованные университеты имеют некоторое количество мест, которые оплачиваются государством, а не студентом. Возможность получить одно из них получают только те абитуриенты, которые докажут свое желание учиться.

На бюджетное место может поступить любой абитуриент, но только 1 раз на бакалавриат и 1 раз в магистратуру. Второе высшее образование будет платным. Бюджетники, помимо бесплатного обучения в вузе, могут получать стипендию за закрытую сессию без троек. Также они могут рассчитывать на повышенную стипендию, если сдадут все экзамены на «отлично».

Поступить на бюджет в вуз не так просто, ведь таких мест выделяется очень мало.

Какое количество бюджетных мест выделяет вуз?

Количество бюджетных мест определяется приказом Министерства высшего образования и науки.

В 2020 году предварительно было выделено всего 525,7 тысячи бесплатных мест, которые распределятся между всеми аккредитованными вузами страны.

Из этой суммы:

  • 302,8 тысяч предназначены для бакалавриата
  • 76 тысяч – для специалитета
  • 146,9 тысяч – для магистратуры.

При этом количество поступающих превышает количество мест в два раза. К примеру, в прошлом году на 389 тысяч бюджетных мест для бакалавриата и специалитета было подано 779 тысяч заявок от абитуриентов.

В 2020 году поступать в вузы будут не все выпускники школ. Из-за эпидемии коронавируса у выпускников 11 класса появилась возможность не сдавать ЕГЭ, поэтому многие отложили сдачу Единого госэкзамена и поступление на следующий год.

В ведущие вузы страны подают десятки тысяч заявлений на поступление. Давайте рассмотрим примеры бюджета самых известных университетов.

  • В прошлом году в МГУ им. Ломоносова было предоставлено 3,5 тысячи мест.
  • В МВТУ им. Баумана определили 3 тысячи бюджетников
  • В РЭУ им. Г. В. Плеханова предоставили 600 бесплатных мест.

На учебный 2020/ 2021 год бюджет еще не распределен, т.к. Президент РФ в мае предложил добавить еще 30 тысяч бесплатных мест.

Таким образом, в этом году поступить на бюджет в вуз будет гораздо проще по сравнению с предыдущими приемными кампаниями.

Бюджет или коммерция – что лучше?

Если вы сильно сомневаетесь в том, что сможете поступить на бюджет, то важно рассмотреть и коммерцию.

Коммерческие места также ограничены в каждом вузе. Студенты, зачисленные на коммерческую основу должны оплачивать каждый год или семестр своего обучения. Для оплаты можно взять кредит в банке с господдержкой.

Обычно деканат не долго держит студентов, которые не могут в течения месяца после зачисления и после завершения сессии оплатить следующий семестр. Их просто отчисляют. Мы подробно рассмотрели это в предыдущей статье «За что студента могут отчислить из университета?».

Однако студентов на бюджетной основе также могут быстро отчислить, если они не сдадут сессию. Коммерцию за экзамены не отчисляют. «Платных» студентов могут даже довести до 4 курса, делая лишь предупреждения. Если на предпоследнем курсе студент не сможет закрыть все долги, то его отчислят прямо перед дипломом.

Можно быстро закрыть все зачеты и экзамены, если вы попросите преподавателя вместо устной пересдачи принять реферат или доклад. Скачайте готовую работу из интернета или соберите ее из частей разных текстов по теме.

Когда все будет готово, проведите повышение уникальности. На сайте killer-antiplagiat вы сможете обработать документ через Антиплагиат Киллер. Это программа, которая позволяет, не изменяя текста, увеличить процент оригинальности до 80-90%. Так, вы точно сможете пройти антиплагиат и получить зачет.

Как поступить на бюджет в ВУЗ — все способы

Перед тем, как поступить на бюджет в вуз, вам нужно узнать все способы. Возможно вы подходите под льготную категорию и сможете попасть в список приоритета на поступление. Либо же вы обладаете победой на олимпиаде, которая может вам обеспечить бесплатное место в вузе. Давайте пойдем по порядку.

Золотая медаль

Если вы закончили школу с золотой медалью, то не можете сразу претендовать на бюджет. Аттестат с отличием дает вам некоторое преимущество в несколько баллов, которые суммируются с другими.

  • Большинство вузов выделяет 10 баллов для отличников.
  • ФУ при Правительстве РФ предоставляет 8 баллов.
  • МИФИ, МГМУ им. И. М. Сеченова дает 5 баллов за золотую медаль.
  • МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ помогают студентам добавить 3 балла.

Таким образом, золотая медаль может стать для вас отличным дополнением для поступления на бюджет, где важен каждый балл.

100 баллов ЕГЭ

Поступить на бюджет в вуз можно, благодаря 100 баллам за ЕГЭ. Это дает вам преимущественный отрыв от конкурентов.

Получить 100 баллов ЕГЭ самостоятельно практически нереально. Но если вы отлично подготовитесь, то сможете набрать максимальный показатель.

Также за победу на республиканской, российской, или международной олимпиаде по общеобразовательным наукам вам предложат 100 баллов ЕГЭ. Либо бюджетное место в определенном университете. Сделайте выбор самостоятельно. Если вы не хотите поступать в предложенный вуз, то соглашайтесь на максимальный показатель госэкзамена.

Не забудьте, что для поступления в вуз складывается общий результат за все экзамены ЕГЭ + вступительные вуза.

Вступительные экзамены

Вступительные экзамены проводятся не в каждом университете. Можно поступить на бюджет, даже если вы не очень хорошо написали Единый госэкзамен.

Внутренние испытания проводятся только для некоторых специальностей и оцениваются также по 100-бальной шкале. К примеру, если вы поступаете в МВД, на журфак, в училище искусств или на актерское мастерство, то у вас есть большой шанс пройти на бюджет.

Обычно вступительные проводятся позже, чем ЕГЭ. Например, в 2020 году период сдачи госэкзамена будет проходить с 29 июня по 23 июля. После проведения экзамена по каждому предмету у выпускника будет еще 9 дней, чтобы подготовиться к внутреннему экзамену в вузе.

Если вступительные попадут на одну дату вместе с ЕГЭ, то сдающий сможет пересдать экзамен на выбор в резервный день.

Таким образом, внутренний экзамен поможет вам поступить на бюджет, если у вас будет высокий результат.

Направление с организации

При поступлении вместе с бюджетными выделяются целевые места. Это возможность обучения за счет будущего работодателя. Студент заключает договор с будущим работодателем, обещая после получения высшего образования отработать вложенные средства.

Обычно за 4 года обучения в вузе будущий специалист отрабатывает 5 лет. Этот вариант вам подходит, если вы уверены в выборе места работы. Иначе у вас не получится разорвать договор без выплаты всех средств, потраченных на учебу.

Льготные места

Поступить на бюджет в вуз можно по льготным местам. Это возможность предоставляется следующим лицам:

  • Дети-инвалиды
  • Дети-сироты
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей,
  • Дети ветеранов
  • Дети сотрудников госбезопасности, погибших или получивших увечья в период прохождения службы
  • Дети умерших или погибших Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы

Если у категории лиц, обладающих правом льгот, одинаковые баллы с абитуриентами на общих основаниях, то у первых есть приоритет. Поэтому узнайте, входите ли вы в группу лиц, получающих льготу. Если да, то вместе с заявлением на поступление в вуз принести с собой подтверждающий документ.

Победа на олимпиадах

Победа на олимпиадах может позволить вам получить бюджетное место без прохождения ЕГЭ, в обход вступительных. Перечислим виды побед.

  • Победа на всероссийских конкурсах.
  • Победа в сборной российской команды, участвовавшей в международных конкурсах по общеобразовательным дисциплинам.

Если вы хотите поступать на факультет физической культуры и спорта, то сможете пройти без экзаменов будучи

  • Победителем Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр
  • Чемпионом мира
  • Чемпионом Европы

Поступить на бюджет в вуз без сдачи экзаменов возможно. Однако для этого необходимо иметь высокое достижение в области науки или спорта.

Перенаправление на бюджет с коммерции

Если вы уже поступили на коммерцию в вуз, но хотели на бюджет, то не отчаивайтесь. Начиная со второго курса начинается отчисление студентов из-за академической неуспеваемости. Уже с третьего курса студенты с коммерческой основы могут перевестись на освободившиеся бюджетные места.

Для этого необходимо иметь «чистую» зачетку, т.е. без троек. При этом пятерок должно быть больше. Не лишним будет показать, что студент ведет активное участие в студенческих мероприятиях, проявляет свои творческие таланты. Студент должен написать заявление на перевод.

В качестве причины можно выбрать «отличную» учебу, либо затруднительное финансовое положение.

Затем проводится преподавательское заседание, на котором рассматривают все заявления студентов коммерческого отделения. Выносится решение о переводе самых достойных кандидатов.

Если вы не смогли перевестись на бюджет с первого раза – попробуйте снова в следующем семестре.

Выбор вуза

Чтобы увеличить процент вероятности поступления на бюджет, выбирайте сразу 3 разных вуза. Выберите ведущий университет страны. А также два других с большим количеством «бесплатных» мест.

Первый этап зачисления на бюджет в вузы пройдет 22 августа – будут рассмотрены олимпиадники, поступающие по льготам и квотам.

Второй этап продлится до 26 августа – будут рассмотрены поступающие на общем положении.

Если вы хотите узнать, какие документы вам понадобится, для поступления в университет, то прочитайте нашу статью «Документы для поступления в вуз 2020: полный список».

Почему бюджетникам сложнее учиться чем тем, кто на платной основе

Бюджетникам сложнее учиться, чем коммерции, — это правда. Все дело в том, что студентам, обучающимся за средства государства, постоянно приходится доказывать свои способности. Мало учиться на отлично и всегда ходить на пары. Необходимо вести активную студенческую жизнь, участвовать в спортивных состязаниях и публиковать научно-исследовательские материалы, статьи.

Если студент на бюджете не выполняет требования университета, то его могут отчислить.

А учащимся на коммерции достаточно иногда приходить на пары, чтобы их не отчислили за систематическую непосещаемость занятий. Из-за академической неуспеваемость их не могут отчислить вплоть до 4 курса, до последней оплаты обучения. Только после этого коммерцию начинают заставлять сдавать долги по экзаменам и при неуспеваемости отчислять.

Поэтому важно не только поступить на бюджет, но и постоянно повышать свою репутацию в вузе и компетенцию в специальности.

Особенности обучения в ВУЗЕ 2020 – дистанционка и Антиплагиат

В учебном году 2019-2020 открылись новые возможности. Наконец университеты поняли и приняли дистанционное обучение студентов. Заработали онлайн курсы, преподаватели перешли в онлайн режим, учащиеся могут полностью использовать ресурсы интернета.

В новом учебном году 2020-2021 университеты не преминут воспользоваться своим технологическим рывком. В онлайн режим могут быть перенесены многие курсы.

Отлично себя проявила система Антиплагиат, которая помогла заработать баллы многим студентам. Рефераты и курсовые теперь не придется распечатывать, ведь их можно просто отослать преподавателю по электронной почте. Научрук в свою очередь может не тратить время на чтение работы. Достаточно провести документ через Антиплагиат, чтобы узнать, самостоятельно ли писал студент текст или нет.

Многие учащиеся в этом году воспользовались кодировкой текста, чтобы пройти проверку на уникальность. На нашем сервисе обработка через Антиплагиат Киллер занимает всего одну минуту. Представлено 8 режимов, с помощью которых вы сможете обмануть любую программу проверки оригинальности.

Если вы хотите всегда сдавать работу с показателем 80-90% самостоятельно, то добавляйте на сервис killer-antiplagiat в закладки своего браузера. Когда вы поступите в университет, он обязательно вам пригодится.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели все способы, как поступить на бюджет в вуз и не оплачивать учебу. Теперь вы знаете, что поступить на бюджет без сдачи экзаменов очень сложно. Примените все льготы и достижения, чтобы получить дополнительные баллы для поступления.

admin

Добавить комментарий