Аудит учетной политики

Аудит учетной политики

Аудит учетной политики (УП) и бухгалтерского учета представляет собой оценку соответствия совершаемых и отражаемых в учете операций аудируемого лица законодательству и организации бухгалтерского учета и на­гообложения для выполнения им с максимальной эффективностью присущих ему функций.

Под УП понимается выбранная совокупность способов ведения БУ – первичного наблюдения стоимости измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности а также принципов и правил регламентирующих методические и орг-ые основы ведения учета в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени.

УП формируется гл бухгалтером.

Цель – установить соответствие организации б.у. и учетной политики экономического субъекта требованиям действующиего законодат-ва и особенностям деятельности.

Для достижения цели аудиторы выделяют след. направления проверки:

1) проверка организации УП (в соответствии с ПБУ 1/2008);

2) формы б.у.;

3) проверка приказа об УП в целях бухучета и налогового учета;

4) проверка приложений к приказу об УП;

5) проверка внесения изменений в УП

Источники информации:

1) Организационная и юридическая документация:

-приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

— пояснительная записка, которая раскрывает:

а) избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

б) изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или периодах, следующих за отчетным;

в)дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию

— утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об УП проверяемой организации – способы начисления амортизации, оценка активов, способы распределения затрат и др.;

— должностные инструкции бух-ов

2) Перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности : перечень применяемых унифицированных форм первичных док-ов по участкам учета; перечень разработанных и утвержденных форм первичных док-ов, по которым нет унифицированных форм;

3) Учетные регистры б.у. (Журналы-Ордера, оборотно-сальдовые ведомости, Главная книга, Книга учета хоз-ых операций).

В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бух­. службе, должностных инструкций, устных опросов главного бух­галтера и сотрудников службы выясняют ее организац. структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень ква­лификации учетного персонала, проводят анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной инф-ии, использование компьютерных технологий. Аудитор должен проверить укомплектованность бух. аппа­рата, соблюдение штатной дисциплины, правильность распределения обяз-тей, профес. подготовку отдельных работников учета, ор­ганизацию труда и т.д.

На эффективность постановки системы БУ, а также системы управления орг-ей в целом, значительное влияние оказывает организация первичного учета. Поэтому аудитору необходимо проверить, соблюдаются ли в данной организации необходимые требования оформления первичных док-тов, содержатся ли в них обязат.реквизиты. В свя­зи с этим в бух-рии организации должен быть перечень и образцы до­к-тов с указанием порядка их заполнения, а также нормат., инст­руктивные и справочные материалы для работы бухгалтеров.

Аудитор д. установить, насколько обоснованно разработан и чет­ко выполняется график документооборота в данной орг-ии. Это также позволяет ему в какой-то мере оценить систему учета и внутрихоз. контроля. Т.к. график документооборота явл-ся важ­нейшим организационным док-том, обеспечивающим функционирование всей системы БУ.

Аудит учетной политики и организации б.у.

При проведении аудиторский процедур устанавливается:

— издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике. Вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица(гос регистрации);

— утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др.;

— издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;

— издавался ли приказ об изменении учетной политики.

а также с учетом следующих допущений:

— имущественной обособленности организации; (имущество и обязательство существуют обособленно от имущества обязательств его акционеров и др предприятий.

— последовательности применения УП; из года в год

— временной определенности фактов хозяйственной деятельности. – факты хоз деят. относ. к тому отчет периоду в котором произошли.

При проведении аудиторской проверки необходимо установить:

— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

— последовательность применения УП;

— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

Необходимо проверить, обеспечивает ли учетная политика выполнение следующих требований к ведению б.у.:

— полнота – без пропусков фактов хоз. деят.

–своевременность – предоставление информ. аппарату управл-я и внешним пользователям тотчас и вовремя;

–осмотрительность – осторожность в суждениях, касающихся предстоящих событий;

-приоритет содержания над формой – соблюдение правовых норм и экономич. целесообразности событий хоз. деят-ти

должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативн. док-ми;

–непротиворечивость – данные текущего учета в разрезе отдельных видов имущества и источников его формиров-я всегда должны соответствовать оборотам и остатку, объединяющего их экономически однородного объекта учета на 1 число кажд. месяца.

-рациональность – стоимость получения информации всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от исп-я этой информации.

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку УП целесообразно разделить на два этапа:

  1. На первом этапе оценивается СВК (Система внутреннего контроля) по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На первом этапе аудитор определяет СВК и порядок документооборота в организации. Общая оценка СВК проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

  2. На втором этапе проводится анализ УП организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Дополнительно : СВК – специальные процедуры, введенные руководством (собственником, директором, глав. бухом) для недопущения или оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности; обеспечения сохранности имущества организации.

Последовательность работ при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа — ознакомительный, основной и заключительный.

Статья раскрывает общий принцип проведения аудита учетной политики предприятия, предлагает алгоритм действий по проверке полноты сведений и соответствия избранных методов учета законодательству.

В целях проверки соблюдения организацией требований законодательства необходимо оценивать обоснованность принятой учетной политики (далее — УП) (ФСАД 6/2010 и приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) и ее полноты. Рассмотрим этапы проведения контроля на примере.

Применяемая в организации учётная политика соответствует нормам, изложенным в п. 4 ПБУ 1/2008. Утверждённая приказом (распоряжением) учётная политика раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, в том числе следующую информацию:

  • способы оценки активов и обязательств;
  • способы отражения в учёте применяемых методов;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • технологию обработки информации;
  • применяемые формы, бланки, регистры и т.д.;
  • иные применяемые методы ведения учёта и приложения к учётной политике.

Основные принципы аудита

Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.

Этап

Процедура

1

План (программа) проверки

Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита

Проводится контроль формирования и применения учётной политики

2

Рабочий документ аудитора

В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора

3

Аудиторский отчёт

Выводится итоговая часть проверки

В период проведения проверки организация обязана предоставить аудиторам всю документацию, бухгалтерскую и внутреннюю отчётность. При этом согласно закону аудируемый субъект не вправе запрещать аудитору доступ к необходимой для проверки информации.

Программа аудита

Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.

Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.

Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.

Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:

Пункты программы аудита

Информация для анализа

Соблюдение правил оформления УП

Приказ (распоряжение) об утверждении УП

Рабочий план счетов бухучета

Утверждённые формы первичной документации

Утверждённые регистры бухучета

График документооборота

Оценивается рациональность сроков обработки документов

Порядок проведения инвентаризации

Проверяется порядок сохранения документации

А также другие приложения и методики

Исследование структуры

Изучение форм, регистров, графиков и методик

Проверка полноты

Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации

Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству

Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству

Соблюдение непрерывности деятельности

Проверка имущественной обособленности

Последовательность использования учётной политики

Оценка правомерности изменений

Проверка изменений на соответствие действующему законодательству

Определяется отличие действующей версии от применяемой ранее. Выявленные отличия оцениваются с точки зрения существенности их влияния на оценку показателей отчётности

Выявление фактов недобросовестных действий

Оценивается, насколько выбор (в особенности вопросов, связанных с субъективными оценками и сложными хозяйственными операциями) могут свидетельствовать о недобросовестном составлении бухгалтерской отчётности в результате попытки руководства аудируемого лица манипулировать прибылью

Оцениваются принципы учётной политики, которые отличаются от характерных для данного вида деятельности

Выявление операций, которые отражены неправильно в части учётной политики аудируемого лица

В период проведения проверки аудитор должен получить понимание построения учётной политики организации, а также правил её применения, включая причины внесения изменений, и выявить основные принципы учётной политики в ключевых областях (например, признании выручки, оценки НЗП и т.д.).

В ходе контроля необходимо оценить риски существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Рабочий документ аудитора

По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».

Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:

Вопросы для проверки

Да/Нет

1

Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?

2

На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?

3

Каков порядок обработки учётных данных?

4

Проверка принятых приложений:

4.1

рабочий план счетов?

4.2

формы первичной документации?

4.3

регистры бухгалтерского учёта?

4.4

формы внутренней отчётности?

4.5

график документооборота?

5

Определён круг лиц, располагающих правом подписи первичных документов?

6

Организована сохранность документации?

7

Каковы сроки и порядок проведения инвентаризации?

8

Есть структурные подразделения на отдельном балансе?

9

Какой используется метод начисления амортизации ОС и НМА?

10

Установлен стоимостный лимит для введения активов в состав ОС и НМА?

11

Каков порядок проведения переоценки ОС и НМА?

12

Какие используются способы учёта НМА?

13

Ведется учёт ТЗР?

14

Как оцениваются материалы в бухгалтерском учёте?

15

Каков порядок списания материалов?

16

Как организованы учёт и оценка готовой продукции?

17

Как организована оценка НЗП?

18

Как распределяются коммерческие и управленческие расходы?

19

Как происходит списание расходов на продажу?

20

Созданы ли резервы?

21

Каков порядок признания доходов?

22

Иные значимые вопросы.

Аудиторский отчёт

В аудиторском отчёте обосновываются итоги проверки и выражается мнение о влиянии учётной политики на бухгалтерскую отчётность.

Аудиторское заключение подготавливается в соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчётности аудитор в обязательном порядке оценивает обоснованность принятой учётной политики.

Несоответствие реального ведения бухгалтерской отчётности утверждённым способам или выбор ошибочных методов учёта существенно влияют на формирование финансового результата. Соответственно, вывод должен быть отражён в итоговой части аудиторского заключения. Указанные обстоятельства могут привести к выдаче аудиторского заключения с выражением модифицированного мнения (ФСАД 2/2010).

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1. ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА…………………………………………………….

2. РАСЧЕТ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ……………………………………

ПРОГРАММА АУДИТА УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.АНАЛИЗ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………….………….…

Программа аудита учредительных документов

Аудит основных средств

Аудит расчётов с поставщиками и подрядчиками

Аудит операций с денежными средствами

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………….……

Методические указания по выполнению курсовой работы

Общие положения по курсовой работе

Курсовая работа по дисциплине «Аудит» является заключительным этапом изучения вопросов организации и техники проведения аудита на предприятии. Целью курсовой работы является расширение, углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и лабораторных занятиях, а также выработки у студентов умений и навыков в области аудита материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Курсовая работа состоит из двух частей:

Первая часть работы — ответ на теоретический вопрос по основам аудита.

Для выполнения второй части работы студенту необходимо составить план аудиторской проверки по предложенному участку учета.

Не допускаются к защите и подлежат возврату на доработку курсовые работы, выполненные на базе устаревших инструктивных материалов.

Изложение курсовой работы должно быть логически выдержанным Работа выполняется в виде пояснительной записки на отдельных листах формата А4 (параметры страницы: формат А4 (210*297)), которые должны быть сброшюрованы. Текст следует писать только с одной стороны листа, применяя текстовый редактор MSWord. В качестве основного шрифта использовать TimesNewRoman размером 14 pt. Поля: слева 3 см, справа, вверху и внизу 2,0 см, от верхнего и нижнего края колонтитула 1,25 см..

Если в пояснительной записке к курсовой работе есть таблицы и/или иллюстрации, то необходимы ссылки на них в тексте. При ссылке на иллюстрацию (таблицу) указывают ее порядковый номер, например: рис.1., табл.1. Саму таблицу и/или иллюстрацию следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей пояснительной записки. Номер размещается в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Если в пояснительной записке всего одна таблица, то ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Название иллюстрации пишется под рисунком и оформляется следующим образом: «Рисунок 1. Классификация хозяйственных средств».


Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке. При оформлении списка должны быть учтены следующие рекомендации:

— сначала указываются нормативные документы, которые использовались при написании курсовой работы, затем в алфавитном порядке книжные источники, затем — статьи из сборников, журналов и т.д.

— если книжный источник содержит конкретного автора, то описание источника составляется по схеме: фамилия и инициалы автора, название источника, издательство, место издания (город), год издания, количество страниц в источнике.

Страницы пояснительной записки должны быть пронумерованы.

Задание к выполнению курсовой работы

ТЕМЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРВОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи.

2. Аудит в системе контроля. Связь аудита с другими формами экономического контроля.

3. Виды аудита. Критерии обязательности аудита.

4. Сопутствующие аудиту услуги.

5. Независимость аудита.

6. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.

7. Подготовка и аттестация аудиторов.

8. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг).

9. Аудиторские доказательства, их виды, источники получения аудиторских доказательств.

10. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Виды заключений.

Объем первой части курсовой работы должен составлять 5-10 страниц.

Темы для выполнения второй части кУРСОВой работы

1. Аудиторская проверка уставного капитала и расчетов с учредителями (счета 80, 75)

2. Аудиторская проверка операций, связанных с движением основных средств и начислением амортизации (счета 01, 02, 08, 91).


3. Аудиторская проверка операций, связанных с движением нематериальных активов и начислением амортизации (счета 08,04,05).

4. Аудиторская проверка операций по учету материалов. (счета 10, 15, 16)

5. Аудиторская проверка учета затрат на производство, в том числе расходов на брак (счета 20, 23, 25, 26, 28)

6. Аудиторская проверка учета готовой продукции (выпуска готовой продукции) (счета 43,40)

7. Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62), с поставщиками и подрядчиками (счет 60)

8. Аудиторская проверка финансовых вложений (счет 58)

9. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда (счет 70)

10. Аудиторская проверка учета продаж (счет 90)

При выполнении второй части контрольной работы студенту необходимо:

1. сформулировать цель аудита по выбранной теме,

2. обозначить объект аудита (заполнить нижеследующую таблицу)

Таблица 1

Объект аудита операций по учету __________________________

Показатели Формы бухгалтерской отчетности, в которых приведен проверяемый счет
Наименование счета № счета Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках И др.
№ строки № графы № строки № графы № строки № графы

3. указать нормативные документы, используемые при аудите указанного объекта,

4. указать источники информации, используемые при аудиторской проверке (типовые унифицированные формы первичных учетных документов, учетные регистры, предполагая, что используется журнально-ордерная форма учета)

5. составить программу аудиторской проверки заданного участка учета.

Выполнение второй части курсовой работы начинается с изучения исходных данных условного предприятия, на основе которых определяются:

1. обязательность или инициативность аудита;

2. Уровень существенности в аудите данного предприятия в соответствии

с аудиторским стандартом № 4 «Существенность в аудите».

Задание на выполнение аналитической части:

1. Определить подпадает ли отчетность предприятия под обязательную аудиторскую проверку или аудит инициирован самим предприятием. Сделать вывод.

2. Составить письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.

3. Составить договор на проведение аудита.

4. Подготовить общий план аудиторской проверки по соответствующему разделу учета (для примера учет производственных запасов).

5. Составить программу проведения аудита по заданному разделу учета.

6. Подготовить аудиторское заключение по результатам проверки.

Исходные данные

1. Реквизиты аудиторской фирмы показаны в таблице 1.

Таблица 1

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

Пример выполнения курсовой работы по проверке учета основных средств

Таблица

Наименование и реквизиты организации

Наименование: Общество с ответственностью «Интерком-Аудит» «Интерком-Аудит»)
Наименование иностранном языке: Intercom-Audit
Место нахождения: 119620,г.Москва,ул.Москворецкая, дом 87 помещение II, 7
Лицензии: Лицензия № 0060322, регистрационный 27579 от 13.07 2014г. на проведение связанных с использованием составляющих государственную выдана УФСБ по г. Москве и области сроком до 04.06.2019
Государственный номер (ОГРН):
Наименование организации аудиторов, которой является организация: СРО «Аудиторская Палата
Номер в реестре и аудиторских организаций

Ответственность сторон

За исполнение обязательств по настоящему Договору Заказчик и Исполнитель несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Конфиденциальность

Стороны обязуются хранить в тайне существование и содержание настоящего Договора, а также информацию и данные, предоставленные каждой из сторон. Не раскрывать и не разглашать в общем или в частности факты, или информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного согласия одной из сторон настоящего договора.

Исполнитель обязуется не использовать факты или информацию для каких-либо целей без предварительного письменного согласия Заказчика и наоборот.

Обязательства по конфиденциальности и не использования, наложенные на Исполнителя настоящим Договором, не распространяется не распространяются на общедоступную информацию, а также на информацию, которая станет известна не по вине Исполнителя. Информация, предоставляемая Заказчику в соответствии с настоящим Договором, предназначена исключительно для него и не может передаваться ни частично, ни полностью третьим лицам или использоваться каким-либо иным способом с участием третьих лиц без согласия исполнителя.

Разрешение споров

Все споры и разногласия между двумя сторонами настоящего Договора, которые могут возникнуть по настоящему Договору, если они не устранены путем переговоров, должны разрешаться с помощью действующего законодательства.

6. Прекращение действия договора ранее намеченного действия

Любая из сторон имеет право прервать действие настоящего Договора путем передачи письменного уведомления в случае, если другая сторона договора:

1) окажется неплатежеспособной, несостоятельной, будет ликвидирована или реорганизована;

2) приостановить свои обычные операции (или возникает угроза их приостановления)

3) передаст всю или часть информации третьим лицам. В случае расторжения Договора в предусмотренном порядке оплата услуг и работ Исполнителя будет производится Заказчиком на основании акта с указанием объема и стоимости фактически выполненных работ.

Прочие условия

Исполнитель по своему усмотрению направляет специалистов для проведения работ, предусмотренных настоящим Договором.

Цены за работы, предусмотренные настоящим Договором, Определены только для настоящего Договора и не могут служить прецедентом или конкурентным материалом при заключении аналогичных договоров в будущем.

Срок действия договора

Срок действия настоящего договора:

Начало:

Окончание:

Реквизиты и подписи сторон

Заказчик Исполнитель

(РЕКВИЗИТЫ ЗАКАЗЧИКА И ИСПОЛНИТЕЛЯ ВЗЯТЬ ИЗ ТАБЛИЦ №1 И № 2)

………………….подпись ………………..подпись

ОБРАЗЕЦ СОСТАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключение аудиторской фирмы ООО «Интерком -Аудит»

ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА

Таблица 1

План аудита

Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко — часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности

Таблица 2

Краткая характеристика аудита

№ п/п Разделы аудита Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания

Таблица 2

План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Проверяемая организация ЗАО «Ритм»
Период аудита 01.03.10 – 30.03.10
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.
Состав аудиторской группы Сидоров П.П., Петрова Л.В.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
Планируемые виды работ Период проведения аудита Исполнитель Примечания
1. Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками 01.03.10 – 03.03.10 При возникновении необходимости – привлечение эксперта
2. Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 01.03.10 – 06.03.10
3. Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками 04.03.10 – 06.03.10
4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками 07.03.10 – 25.03.10
5. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета 26.03.10 – 27.03.10

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы

Таблица 3

Программа аудита учета _________________________

Проверяемая организация ЗАО «Ритм»
Период аудита 01.03.10 – 30.03.10
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.
Состав аудиторской группы Сидоров П.П., Петрова Л.В.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Период проведе-ния аудита Исполнитель Рабочие документы аудитора Примечания
1. Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками 1.1. Экспертиза договоров с поставщиками 1.2. Экспертиза договоров с подрядчиками 01.03.10 – 03.03.10 Сидоров П.П. Договоры, согла-шения, контракты; копии переписки или заключение эксперта (в случае его привлечения) При проверке применять непредстави-тельную выборку
2. Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 2.1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг 2.2. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг 2.3. Проверка законности первичной учетной документации (далее ПУД) 2.4. Проверка соблюдения графика документооборота 2.5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах 2.6. Проверка организации хранения документов и организации доступа к ПУД 01.03.10 – 06.03.10 Петрова Л.В. Первичные доку-менты (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-прием-ки), договоры, дан-ные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота, организационно-распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД При осуще-ствлении про-верки по пос-туплениюТМЦ – при-менять репре-зентативную выборку (ме-тод система-тического от-бора), опера-ции по приня-тию к учету услуг (работ) – выборка не-представи-тельная
3. Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками 3.1. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности 3.2. Проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию 04.03.10 – 06.03.10 Сидоров П.П. Регистры бухгал-терского учета, акты сверок, отве-ты на запросы поставщикам, ре-шения судов в части признания задолженности без-надежной ко взыс-канию и пр. Провести вы-борочнуюинвентариза-циюзадол-женности, списанные безнадежные долги прове-рятьсплош-ным методом
4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками 4.1. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам 4.2. Проверка расчетов по претензиям 07.03.10 – 25.03.10 Сидоров П.П. Петрова Л.В. Регистры бухгал-терского учета, первичные доку-менты (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-прием-ки), договоры, пре-тензионные письма с прилагающейся документацией Проверку про­водить сплош­ным методом
5. Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным синтетиче­ского учета 5.1. Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета 5.2. Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расче­там с поставщиками и подрядчиками 26.03.10 – 27.03.10 Петрова Л.В. Регистры аналити-ческого учета, ре-гистрысинтетичес-кого уче­та, отчет-ность

Правила проведения аудита учетной политики организации

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа:

На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки) Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит. Основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок. — М.: Форум, 2009. — с. 143..

На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Аудит для целей бухгалтерского учета

В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

Аудит для целей налогового учета

Понятие учетной политики для целей налогового учета приведено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом (распоряжением руководителя организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Аудит учетной политики для целей налогового учета включает организационно-технический и методологический разделы Лебедева Е.М. Аудит. — М.: Академия, 2009. — с. 89..

В рамках аудиторской проверки аудитор должен ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты ведения налогового учета на аудируемом предприятии и проанализировать следующие вопросы:

  • 1. Кем осуществляется налоговый учет в организации:
    • · главным бухгалтером;
    • · бухгалтерской службой;
    • · структурным подразделением и др.
  • 2. Как составлены формы первичной учетной документации:
    • · на основе первичных документов бухгалтерского учета;
    • · на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
  • 3. Какова технология обработки информации для налогового учета:
    • · ручная;
    • · автоматизированная.
  • 4. Как составлены формы аналитических регистров налогового учета:
    • · на основе первичных документов бухгалтерского учета;
    • · на основе самостоятельно разработанных документов для налогового учета.
  • 5. Установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров.
  • 6. Утвержден ли график документооборота.

Например, при проверке исчисления налога на прибыль анализируются следующие вопросы, которые обязательно должны быть освещены в рабочих бумагах аудитора:

  • 1. Какой метод начисления амортизации используется для объектов основных средств (ОС):
    • · линейный метод;
    • · нелинейный метод;
    • · с применением понижающих коэффициентов;
    • · без применения понижающих коэффициентов.
  • 2. Определен ли метод начисления амортизации ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности.
  • 3. Определен ли порядок признания расходов на ремонт основных средств:
    • · признаются в отчетном периоде, в котором они были осуществлены в сумме фактических затрат;
    • · создается резерв на предстоящие расходы по ремонту ОС.
  • 4. Какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров, выполнении работ, оказании услуг выбран:
    • · по себестоимости единицы запасов;
    • · по средней себестоимости;
    • · по себестоимости первых во времени приобретений (ФИФО);
    • · по себестоимости последних во времени приобретений (ЛИФО).
  • 5. Отражен ли порядок распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, остатки готовой продукции, остатки отгруженной продукции.
  • 6. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации при наличии обособленных подразделений:
    • · среднесписочная численность работников;
    • · сумма расходов на оплату труда.
  • 7. Какой метод признания доходов и расходов используется:
    • · кассовый метод;
    • · метод начисления.
  • 8. Создается ли резерв под обесценение ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность и ведущими налоговый учет по методу начисления.
  • 9. Создается ли резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

При проверке исчисления НДС анализируются следующие вопросы.

  • 1. Определена ли дата возникновения обязанности по уплате НДС.
  • 2. Каков налоговый период уплаты НДС:
    • · календарный месяц;
    • · квартал.
  • 3. Определен ли порядок уплаты налога и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации.
  • 4. Определен ли показатель для расчета сумм НДС, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений.
  • 5. Ведется ли в организации раздельный учет НДС (облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности).
  • 6. Определен ли порядок раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности Литвин Д.В., Богданова Е.П. Аудит. — М.: Маркет ДС, 2008. — с. 109..

Данный документ по оценке учетной политики организации можно использовать как программу (методику) проведения аудита по разделу «Учетная политика» и как рабочий документ аудитора, содержащий подробный анализ и выявленные нарушения по итогам проверки. Такой документ с рекомендациями аудитора можно включить в письменную информацию (отчет аудитора).

Федеральное агентство по образованию

Ростовский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра учетно-статистических дисциплин

Курсовая работа по дисциплине «Аудит»

На тему «Аудит учетной политики организации»

Студентки Сидякина С.С.

5 курса, группы УФФ,

      заочной формы обучения

Обучающейся по специальности

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Руководитель курсовой работы:

Старший преподаватель Филюшкина О.Н.

Ростов-на-Дону

2009 г.

Введение

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и, прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

Актуальность темы заключается в том, что вопросы организации бухгалтерского учета и учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности — от планирования до формирования заключения.

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики на примере конкретной организации. Для достижения поставленной цели использовались общенаучные методы исследований, специальные методы и приемы аудиторской проверки.

При написании работы были поставлены задачи:

  • изучить сущность аудита учетной политики и его информационную базу;
  • изучить цель и задачи аудита учетной политики организации и типичные ошибки, выявляемые при его проведении;
  • рассмотреть основные виды нормативных документов, регламентирующие аудит учетной политики;
  • изучить порядок оценки постановки и ведения бухгалтерского учета;
  • рассмотреть методологию аудита системы внутреннего контроля;
  • составить отчет аудитора и аудиторское заключение по результатам проверки;
  • провести расчет и анализ финансовой устойчивости организации.

Объект исследования -магазин ООО «Дионис», г. Ростов-на-Дону.

Методологической основой при написании работы послужили наблюдение, сравнение и анализ полученных результатов.

Источниками конкретной информации для учета кассовых операций средств являются:

  • Федеральные законы и постановления Правительства и Минфина РФ;
  • экономическая и учебная литература;
  • периодические издания;
  • первичные документы;
  • приказ об учетной политике предприприятия;
  • бухгалтерская документация.

    1 Теоретические вопросы аудита учетной политики организации

    1. Сущность аудита учетной политики и его информационная база

Учетная политика — это документ, ежегодно составляемый главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемый руководителем организации. Он должен содержать основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г №60н, распространяются на все организации независимо от организационно — правовых форм.

Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности — от планирования до формирования заключения.

В настоящее время в двенадцати из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

  1. приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;
  2. рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  3. перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для — внутренней бухгалтерской отчетности;
  4. правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  5. утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  6. пояснительная записка, которая раскрывает:

    сведения, относящиеся к учетной политике организации;

    избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

    изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

    дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Изучив и проанализировав предоставленную информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли оно формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией

1.2 Цель и задачи аудита учетной политики организации

Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

    имущественной обособленности организации;

    последовательности применения учетной политики;

    временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

    При проведении проверки необходимо установить:

    наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

    соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

    последовательность применения учетной политики;

    наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

    полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

    соблюдение учетной политики.

Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядка принятия учетной политики:

  1. издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации по учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
  2. утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/98).
  3. издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику;
  4. издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/98).

Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике,аудитор выясняет:

    все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

    все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того,применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

Организационно-технические:

admin

Добавить комментарий