Аудит охрана труда

Аудит охрана труда

В большинстве случаев к услугам проведения аудита охраны труда прибегают логистические, строительные и производственные предприятия, у которых нет своей службы (специалиста) по охране труда. Таким организациям крайне сложно самостоятельно пройти проверку, поскольку у них, зачастую, отсутствуют необходимые документы (журналы учета, инструкции по охране труда для специалистов, документы на грузоподъемные механизмы и прочие).

Также нередки случаи обращения за внешним аудитом охраны труда производственных предприятий, имеющих несколько опасных факторов. Это могут быть взрывоопасные баллоны, сосуды, работающие под давлением, отравляющие вещества и прочие. Если на таком предприятии имеется только один сотрудник по охране труда, то вероятность пройти проверку и не получить штраф очень мала. Поскольку законодательство (в том числе региональное), которое обеспечивает регламент по работе с такими опасными факторами постоянно изменяется. Внешний аудит охраны труда позволяет хорошо подготовиться к государственной проверке производственного предприятия.

Проведение аудита по охране труда в организации, особенно в крупных компаниях, помогает сэкономить огромные суммы на штрафах. Ведь не редко, штрафы организаций привязаны к процентам от годовых оборотов больших компаний.

Тем не менее проверке государственной инспекцией подлежат не только большие производственные предприятия, но и торговые компании, даже те, у которых имеются только офисные помещения. В данном случае проверке подлежат условия труда на рабочих местах (освещение, микроклимат и прочее) и соблюдение законодательства по охране труда сотрудников (наличие трудовых карточек, приказы на отпуска и их предоставление, трудовой договор и прочее). При этом следует помнить, что государственная инспекция может приехать как с плановой, так и внеплановой проверкой. К примеру, если один или несколько сотрудников обратятся с жалобой на плохие условия или нарушение законодательства в области охраны труда.

Любые предприятия, ожидающие плановую проверку государственной инспекцией, могут заказать аудит с целью снижения риска получить штрафные санкции. Наша компания может провести аудит охраны труда за ранее, до государственной проверки. После прохождения аудита и устранения всех нарушений мы даем гарантию от штрафа (в случае его получения мы 100% гарантируем компенсацию).

Давайте признаемся: «аудит по охране труда» звучит страшновато. Из-за серьёзности термина, из-за неуверенности в правильности оформленных документов и неудовлетворительного результата. Однако, по сути, ничего страшного здесь нет. Разобравшись, Вы поймёте, что это выполнимо и, самое главное, полезно для организации.

О том, как организовать аудит по охране труда при помощи сторонней, независимой организации, мы рассказывали ранее. Сегодня речь пойдёт о том, как провести аудит по охране труда своими силами внутри организации.

Что включает в себя аудит по охране труда?

Иначе говоря, зачем он нужен. Как и любой контроль процедур и бизнес-процессов организации, аудит по охране труда позволяет выявить слабые места в документации и проводимых мероприятиях. Любое зафиксированное во время внутренней проверки нарушение лучше устранить заблаговременно. А предупредить наступление несчастного случая, как известно, намного легче, чем заниматься его расследованием.

Итак, что же включает в себя аудит по охране труда? Для конструктивности разделим этапы проверки на документальную и реальную.

Во время первой проверяется наличие и правильность оформления документации по охране труда. За основу берётся список необходимых документов по охране труда. Как такой список составить, учитывая все особенности деятельности организации, мы писали ранее.

Видео по теме:

Что такое поведенческий аудит по охране труда?

Вторая часть аудита по охране труда заключается в непосредственной проверке фактического соблюдения правил охраны труда на рабочих местах. В зависимости от того, чем занимаются работники организации, такая проверка может меняться в объёмах. К примеру, работники рабочих профессий обязаны применять за работой средства индивидуальной защиты (СИЗ), если это предусмотрено правилами охраны труда и внутренними локальными документами. Во время проверки следует удостовериться, правильно ли применяются работником СИЗ.

Вместе с этим стоит проверить, свободны ли проходы, нет ли участков с разбросанными по полу проводов, соблюдаются ли условия хранения опасных веществ. Как Вы понимаете, список таких пунктов намного более обширен и зависит от того, какие рабочие места фигурируют в Вашем штатном расписании.

Аудит по охране труда: готовим документы и бланки

Наиболее правильным решением является, как всегда, комплексный подход. И начать лучше всего с процедуры внутреннего аудита по охране труда, являющейся неотъемлемой частью системы управления охраной труда. Такая процедура содержит алгоритм действий, проводимых во время аудита, а также все необходимые бланки. О них подробнее.

Ключевым документом при проведении аудита по охране труда является проверочный лист (чек-лист), в котором собраны все возможные критерии соблюдения правил охраны труда в организации. Так как внутренний аудит по охране труда, как правило, является инициативой руководства самой организации, имеет смысл сделать этот список максимально расширенным.

Возьмите на вооружение процедуру СУОТ «Управление профессиональными рисками» — её содержание поможет Вам определиться с базовым элементами проверочного листа. Подключите инструкции по охране труда и инструктажи (вводный, на рабочем месте) — они также помогут Вам сообразить, что именно следует проверять по охране труда на рабочих места. Если на одном из них произошел несчастный случай (даже если это микротравма), обратите на это рабочее место пристальное внимание.

Не совсем понятно? Позвоните нам, мы подскажем, как составить проверочный лист.

Где и как зафиксировать результаты аудита?

По результатам заполнения проверочных листов понадобится проанализировать сложившуюся ситуацию и отразить её в протоколе аудита по охране труда, а также составить предписания устранить выявленные нарушения. Копии этих документов, как правило, прилагаются к отчету по охране труда за установленный период и являются его неотъемлемой частью.

Не бойтесь упустить даже самую незначительную мелочь — действие на опережение здесь намного важнее, чем недовольство со стороны руководства. Ведь нарушение, которое своевременно регистрирует аудит по охране труда, может спасти от штрафа государственной инспекции по труду, или целую жизнь.

Подведем итог

Безусловно, организовать аудит по охране труда не так просто: зачастую не хватает времени, или работников, кому это можно поручить. Однако результаты, получаемые при таких проверках, заставляют руководителей организации обратить свое внимание на внутренние проблемы по охране труда.

И если Вы решили проводить аудит по охране труда своими силами, отнеситесь к этому процессу с максимальной ответственностью. Заготовьте все необходимые документы, не упустите деталей и оформите результаты, прикрепив их к ежегодному или ежеквартальному отчету по охране труда.

Аудит системы управления охраной труда

АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА — независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования ОТ.

Мировая практика показывает, что степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т. ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления ОТ. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит (далее — А.).

Вначале деловой мир познакомился с финансовым А., который стали осуществлять с целью оценки эффективности инвестиций. Акционеры и др. инвесторы заинтересованы в получении объективной информации о положении дел и о возможности максимизировать прибыль, выполнить поставленные задачи. В связи с этим появились стандарты, которые должны были стать инструментом для создания эффективных систем управления.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по ОТ, надзором в области ОТ и А. систем управления. А. направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об ОТ. Любое нарушение — это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению А. необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба А. может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) А. может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-л. независимая внешняя организация (3-я сторона — акционеры, инвесторы и др.). Для А. 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты А. Согласно ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами А. могут быть:

риски;

требования законодательных актов и иные требования;

цели и задачи в области ОТ;

планы мероприятий (программы);

ответственность за соблюдение требований ОТ;

обучение и осведомленность персонала в области ОТ;

связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам ОТ;

документация и управление документацией;

управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

несоответствия и профилактические действия;

зарегистрированные данные;

анализ со стороны руководства;

степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по ОТ.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006—2002 объекты А. целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом А. будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Виды А. Проводят А. адекватности и А. соответствия. А. адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006—2002). А. соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. А. может быть внешним и внутренним. Внешний А. осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний А. связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех А. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов А. делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) А. проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель — сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида А. могут быть начальник службы ОТ или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой А. по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов А. Такие А. включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы ОТ, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный А. проводится по всем возможным объектам А. и четко по графику, который разрабатывается в службе ОТ, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность А. в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований ОТ и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем А., определяют для проверки максимально возможное количество объектов А. При последующих А. допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего А. по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего А. разрабатывают план, в котором указывают: объект и область А.; цель А.; сроки проведения А.; состав аудиторской группы; документы, на соответствие которым проводится проверка; дату представления отчета об А.; должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об А.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала А.) уведомляет об А. руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность А. Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели А., описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного А. обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-л. положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы ОТ вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного А.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных. Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс А. включает сбор информации (в т. ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т. д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

Аудитор должен:

зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

оценить, в чем рассматриваемый объект А. не соответствует критериям А.;

подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие — несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие — одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-л. раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного А. также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие нужно составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) — содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006—2002 и (или) иной нормативный документ — с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали А.;

поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги А. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет, в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

наименование проверяемой организации (подразделения);

сроки проведения А.;

обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

встреченные препятствия;

выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего А.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении А. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать: конфиденциальную информацию; субъективные мнения; эмоциональные или спорные утверждения; любые рекомендации, если они не затребованы заказчиком; сведения о недостатках, которые устранялись по ходу А.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу ОТ по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого А. комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются: план (программа) и график А.; письменное уведомление об А.; итоговый аудиторский отчет; заполненные контрольные листы; копии планов корректирующих действий.

В службе ОТ анализируют результаты А. и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по ОТ. Служба ОТ 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по ОТ.

Темы: КадрыОрганизация бизнесаОхрана труда

Каждый человек имеет право на безопасность и неприкосновенность своей жизни и здоровья. Государство обеспечивает его реализацию, в частности, обязывает работодателей организовывать соответствующие рабочие условия с учетом сферы деятельности предприятия. В зависимости от особенностей технологии производства или процесса оказания услуг, организации могут использовать различные критерии для формирования системы управления охраной труда, однако, в любом случае она подлежит аудиту.

Сущность и задачи аудита охраны труда

Аудит охраны труда представляет собой процедуру проверки уполномоченными лицами всей документации предприятия, которая касается системы охраны труда.

Согласно статье 212 Трудового Кодекса РФ, любая организация, принимающая людей на работу, должна создать такие условия для своих сотрудников, в которых угроза их жизни и здоровью сводилась бы к минимуму. К числу мероприятий, обеспечивающих их поддержание, может относиться проведение различных инструктажей на рабочем месте, организация графика работы сообразно актуальным условиям влияния трудового процесса на сотрудников и не только.

Проверка того, насколько правильно организована система управления охраной труда в организации и достоверны данные о выполнении требуемых мероприятий, входит в компетенцию того, кто проводит аудит.

Резюмируя, можно выделить следующие основные цели проведения такой проверки:

  • Сопоставление актуальных, законодательно установленных норм организации системы управления охраной труда с имеющимся в хозяйствующем субъекте положением вещей;
  • Проведение оценки актуального состояния системы охраны труда;
  • Выявление резервов улучшения безопасности трудящихся.

Кто может проводить аудит по охране труда

Аудит охраны труда на предприятии может быть, как внешним, так и внутренним. В зависимости от того, какой вид аудита предпочитает руководство, определяются и те лица, которые входят в состав проверочной комиссии.

При внутреннем аудите это могут быть сотрудники предприятия, которые являются экспертами в области охраны труда (далее – ОТ) и уполномочены проводить анализ текущей системы ее управления.

Если руководство организации решило провести внешний аудит, то к ней будут привлекаться независимые эксперты, которые работают в специальных аудиторских фирмах. Требования к таким фирмам установлены законодательно: организация должна получить специальное уведомление из Министерства Труда и Социальной Защиты РФ «О внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Только такая аудиторская организация имеет право называться внешним аудитором и оказывать соответствующие услуги.

Как производится оценка системы управления охраной труда объекта

Оценка СУОТ на объекте происходит путем поиска ответов на ряд вопросов. Ниже перечислены основные позиции, которые подвергаются уточнению комиссией, проводящей аудит:

  • Создание системы управления охраной труда и ее документирование – уточняется у руководящих специалистов проверяемой организации, а также путем ознакомления с приказом о создании обособленных структурных подразделений на предприятии, отвечающих за охрану труда;
  • Определение приоритетов функционирования организации в сфере охраны труда и их соответствие законодательным нормам – уточняется у руководства в устной форме, а также путем проверки наличия соответствующих документов;
  • Усовершенствование структуры управления охраной труда – уточняется у руководства и путем проверки документов;
  • Своевременность и полнота видоизменения документальной базы предприятия в области охраны труда при соответствующих госкорректировках нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы ОТ – уточняется при ознакомлении с локальной документацией;
  • Вопрос обнаружения и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье сотрудников организации – уточняется путем изучения документальной базы в области оценки риска и осуществления соответствующих мероприятий в местах трудоустройства.

В процессе аудита наличия и эффективности деятельности службы управления охраной труда также уточняется:

  • Количество и содержание технологических документов рабочего процесса;
  • Соответствие технологических документов заявленным законодательством нормам, регламентам, стандартам ОТ;
  • Поддержание уровня безопасности жизни и здоровья трудового коллектива при выполнении им вмененных должностных обязанностей;
  • Соблюдение сотрудниками технологических норм рабочего процесса;
  • Соответствие оснащения рабочего места сотрудника актуальным нормам законодательства в области ОТ;
  • Наличие доказательств, свидетельствующих о внедрении с целью снижения уровня опасности новых технологий в рабочих зонах, где высоки риски для человеческой жизни;
  • Осуществление контроля негативных и вредных для здоровья работников факторов;
  • Состояние сертификатов о соответствии технологических процессов на предприятии нормам безопасности трудящихся.

Для того, чтобы уточнить состояние ОТ в области эксплуатации хозяйствующим субъектом зданий и сооружений, уточняется:

  • Соответствие всего недвижимого имущества нормам пожарной безопасности, санитарии, охраны труда. В перечень проверяемых сооружений входят, в том числе, незавершенные, проектирующиеся, уже эксплуатируемые строения;
  • Проведение капитальных ремонтов зданий;
  • Проведение плановых регулярных осмотров сооружений с целью выявления потенциальных угроз для здоровья сотрудников.

Для того, чтобы иметь представление об улучшении условий трудового процесса сотрудников, проверяется:

  • Соответствие рабочих мест необходимым нормам условий труда, а также оценка рисков и потенциальных опасностей для трудового коллектива;
  • Наличие подтверждений плановых проверок внутри организации на предмет выявления новых опасных производственных факторов, а также их устранения;
  • Отказ от использования либо его минимизация средств и материалов, негативно влияющих на здоровье трудящихся;
  • Наличие и степень исправности средств защиты персонала от негативных факторов производства;
  • Наличие оптимального режима организации рабочего времени трудового коллектива;
  • Проведение медицинских осмотров трудящихся.

В ходе аудита процессов обеспечения трудящихся элементами персональной защиты (ЭПЗ) устанавливается:

  • Наличие потребности в них;
  • Периодичность и полнота оформления заявок на ЭПЗ и их приобретения;
  • Уровень контроля приобретения ЭПЗ и проверки их на пригодность;
  • Уровень хранения ЭПЗ;
  • Уровень износа ЭПЗ, а также периодичность их ремонта или чистки.

Поддержание санитарии и организация лечебно-профилактических мероприятий для трудового персонала важны. Узнать, насколько успешно организация справляется с этим, можно путем оценки:

  • Наличия и количества помещений санитарного и бытового характера на территории организации (душевые, гардеробные, туалеты, столовые, медицинские пункты);
  • Оснащения санитарно-бытовых помещений соответствующим инвентарем, требуемым для их функционирования;
  • Соответствия пищевых продуктов, предоставляемых предприятием сотрудникам, нормативному уровню качества.

Аудит охраны труда также имеет цель установить, осуществляется ли обучение персонала основам ОТ и техники безопасности. Для этого уточняют:

  • Выполняются ли плановые, внеплановые и другие виды инструктажей по охране труда;
  • Происходит ли обучение основам техники безопасности в соответствии с установленной программой;
  • Наличие специальных мультимедийных средств обучения персонала основам ОТ;
  • Наличие специального реквизита, необходимого в процессе обучения.

Информирование трудового коллектива в области ОТ и техники безопасности также является объектом проверки аудитора. Специалист уточняет следующее:

  • Факт доведения до ведома трудящихся изменений в законодательных актах РФ, касающихся их поля деятельности;
  • Знание сотрудниками нормативно-правовых актов по охране труда;
  • Степень использования электронных баз данных, хранящих нормативно-правовую базу, регламентирующую конкретную детальность;
  • Проведение выступлений, показ видеоматериалов и докладов перед трудовым коллективом на тематику охраны труда.

Этапы внутреннего аудита охраны труда

Являясь сложной и комплексной процедурой, аудит ОТ включает в себя несколько стадий:

  1. Прохождение внутренними аудиторами вводного инструктажа;
  2. Получение проверяющими элементов персональной защиты (при необходимости);
  3. Совершение ознакомительного похода по территории проверяемого объекта в сопровождении управленца или руководителя структурного подразделения по ОТ;
  4. Сбор информации, который включает в себя общение с менеджментом организации, знакомство с соответствующими документами, контактирование с сотрудниками на рабочих местах;
  5. Составление протокола аудита;
  6. Внесение в протокол конкретных ответов на ранее сформированный перечень вопросов;
  7. Оценка результатов аудита;
  8. Составление списка рекомендаций хозяйствующему субъекту по усовершенствованию системы ОТ и улучшению условий рабочего процесса.

Аудиторский вывод

Финальным действием, совершаемым проверяющими, является подготовка отчета аудита (другие названия – аудиторского заключения или вывода).

Отчет должен содержать в себе такую информацию:

  • Информацию о внутренних аудиторах, привлеченных к проверке, место проведения аудита;
  • Объем, задачи проверки;
  • План аудита;
  • Резюме по сильным сторонам компании в области ОТ и резервам для улучшения СУОТ;
  • Рекомендации;
  • Пояснение к выводам;
  • Ссылки на нормативно-правовые акты, стандарты, нормы, от которых отталкивались аудиторы;
  • Заключение.

Таким образом, аудит охраны труда в организации весьма значим, поскольку позволяет сделать вывод о текущем состоянии системы ОТ и выявить резервы для повышения безопасности трудящихся.

Куницкий Игорь Сергеевич

admin

Добавить комментарий