Антидемпинговые пошлины

Антидемпинговые пошлины

Антидемпинговые меры — меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств — применяются в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) с учетом практики применения антидемпинговых мер в торговых отношениях с данным иностранным государством (союзом иностранных государств).  
Антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх базовой ставки таможенной пошлины.  
Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 4-5% в начале 1990-х гг., а в результате реализации соглашений уругвайского раунда переговоров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 1990-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее прозрачными , чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед ВТО, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).  
Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами ( 304—313). Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне ГА ТТ/ВТО ( 305—308). Таможенная оценка товара в ГАТТ ( 309). Антидемпинговые меры в ГАТТ ( 310—313). 2. Международно-правовое регулирование торговли товарами нетарифными мерами ( 314—336). Нетарифные торговые ограничения ( 314—316). Количественные ограничения ( 317—319). Лицензирование ( 320—321). Добровольные ограничения экспорта ( 322). Защитные меры (пошлины) ( 323—325). Субсидии и компенсационные меры (пошлины) ( 326—328). Технические барьеры в торговле ( 329—330). Санитарные и фитосанитарные меры ( 331—333). Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров ( 334). Определение места происхождения товара ( 335—336). 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров ( 337—364). Торговля сельскохозяйственными товарами ( 337—343). Аграрное регулирование в ВТО ( 344—347). Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров ( 348—358). Торговля текстильными товарами и готовой одеждой ( 359—361). Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения ( 362—364).  
Способом противодействия демпингу является применение импортирующим государством обычно по жалобам терпящих убытки предпринимателей так называемых антидемпинговых мер, прежде всего в виде антидемпинговых пошлин. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соот-  
Самым наглядным примером может служить применение государством антидемпинговых мер или чрезвычайных защитных мер при острых кризисных обстоятельствах, когда фактически нет ни демпинга, ни кризисной ситуации. А есть на самом деле элементарная протекционистская защита собственных производителей и торговцев от иностранной конкуренции. Вот наглядная реальная иллюстрация. В 2001 г. США в интересах спасения своей неконкурентоспособной сталелитейной промышленности ввели в одностороннем порядке повышенные ввозные пошлины на импортируемую сталь (до 30%).  
Антидемпинговая пошлина (для целей Закона о мерах по защите экономических интересов) — ввозная таможенная пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается федеральным органом ис-  
АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ — меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Применение антидемпинговых мер регламентировано в главе III (ст. 7—11) Закона № 63-ФЗ.  
Особенности введения и применения антидемпинговых мер установлены в ст. И Закона № 63-ФЗ. Антидемпинговые меры применяются только на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно-следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения. В исключительных случаях Правительство РФ может принять решение о введении временной антидемпинговой пошлины.  
БАЗОВАЯ СТАВКА ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ — ставка таможенной пошлины, установленная в таможенном тарифе (или иных актах законодательства о таможенном деле). В зависимости от страны происхождения товара и иных факторов для конкретных плательщиков установленная базовая ставка может подлежать увеличению (при применении антидемпинговых мер, при непредставлении сертификата о происхождении товара) или уменьшению (для товаров, происходящих с территорий развивающихся стран — пользователей схемой преференций РФ).  
Если в результате антидемпингового расследования при условии, что отрасль российской экономики понимается так, как определено в п. 3 Закона № 63-ФЗ, принимается решение о применении антидемпинговых мер. Указанные меры могут применяться в отношении всего объема импорта такого товара в РФ. В данном случае антидемпинговые пошлины вводятся только после того, как экспортерам такого товара была предоставлена возможность прекратить экспорт товара по демпинговым ценам в данный регион или взять на себя обязательства по ценам или количеству поставок, но демпинговый импорт товара не прекратился и соответствующих обязательств взято не было (п. 4 ст. 9).  
В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин специальные пошлины антидемпинговые пошлины компенсационные пошлины. Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ регламентировано Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ. Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утверждено постановлением Правительства РФ от И марта 1999 г. № 274. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.  
Эти факторы в совокупности с неблагоприятно складывающейся, для отечественных экспортеров, конъюнктурой внешнего рынка, как снижение цен на мировых рынках усиление тарифных мер антидемпинговые пошлины на Российские товары налоговые ограничения и т.д., — выводят экспорт многих российских товаров за черту экономической целесообразности.  
ОСОБЫЕ ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН — пошлины (специальные, антидемпинговые и компенсационные), применяемые в качестве защитной меры в исключительных случаях, когда ввоз и вывоз товаров наносит или угрожает нанести ущерб экономике страны.  
Иностранные предприниматели часто утверждают, что голословные обвинения в демпинге и антидемпинговые пошлины используются американцами как способ ограничения законной торговли. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низкими издержками, чем их американские конкуренты. Следовательно, то, что на первый взгляд может быть расценено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ. Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену импорта и ограничить конкуренцию на американском рынке. Ослабление конкуренции позволяет американским фирмам поднимать цены за счет потребителей. Но даже тогда, когда демпинг действительно имеет место, американские потребители выигрывают от низких цен на товары в такой же степени — по крайней мере в краткосрочном плане, — в какой они выигрывают от войны цен между американскими производителями.  
Говоря о тенденции к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в лице нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, технические стандарты и санитарные нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некото-  
Государство-импортер с помощью таможенных пошлин и других форм импортного регулирования (в ряде случаев специального антидемпингового) стремится воспрепятствовать Д. Принятый в 1967 г. в ГАТТ в рамках Кеннеди раунда Международный антидемпинговый кодекс позволяет странам-импортерам в случае представления доказательств вводить специальные защитные меры против Д.  
Федеральный закон О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами (от 14 апреля 1998 г.) установил порядок формирования и применения таких инструментов торговой политики и регулирования внутреннего рынка, как импортные квоты, специальные таможенные пошлины, антидемпинговые и компенсационные меры (когда в стране-экспортёре при производстве или экспорте какого-либо вида товара используются государственные субсидии), а также введение временного запрета или ограничения экспорта в случае критического недостатка товара на внутреннем рынке РФ.  
На использование демпинга существенное влияние оказывают меры государственного регулирования. Государство фирмы-экспортёра создаёт предпосылки для демпинга (так, страны ЕЭС субсидировали экспорт сельскохозяйственных товаров). Государство-импортёр с помощью таможенных пошлин и др. форм импортного регулирования (в ряде случаев специально антидемпингового) стремится воспрепятствовать ввозу дешёвого товара. Принятый в 1979 г. в ГАТТ в рамках очередного этапа переговоров о снижении пошлин (Токио-раунд) Антидемпинговый кодекс был модифицирован в ходе Уругвайского раунда переговоров. Он позволяет странам-импортёрам в случае предоставления доказательств вводить специальные защитные меры против демпинга, в т.ч. антидемпинговые пошлины, и уточняет методику определения факта демпинга.  
В промышленно развитых странах антидемпинговые процедуры довольно широко применяются против поставок товаров из России. Не учитывая условий производства в нашей стране некоторых товаров, позволяющих продавать их по ценам ниже цен производителей в странах-импортёрах, российских экспортёров обвиняют в демпинге и вводят ограничения на импорт этих товаров из России или устанавливают антидемпинговые пошлины на уровне, закрывающем возможности поставок. При этом ряд стран, не признавая Россию страной с рыночной экономикой, распространяет антидемпинговые ограничения не на конкретных экспортёров, а на весь импорт соответствующих товаров из России. Такой порядок существовал и в ЕС Только после вступления в силу с 1 июня 1998 г. Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, в котором Россия признаётся страной с рыночной экономикой, антидемпинговые ограничения в ЕС вводятся только против отдельных российских экспортёров. Принятый в 1998 г. Федеральный закон О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами установил порядок применения антидемпинговых  
Закон РФ О таможенном тарифе предусматривает возможность применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин. Порядок их введения определён в Федеральном законе О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами .  
Законодательством многих стран, а также документами Европейского Союза (ЕС), предусмотрены меры против демпинга, например антидемпинговые пошлины. В таких условиях экспортеры стараются не доводить дело до судебного разбирательства и идут на добровольное повышение цены, несмотря на то, что это снижает конкурентоспособность реализуемых ими товаров. Еще в 1967 г. на конференции по тарифам стран — участниц ГАТТ в Женеве был принят Международный антидемпинговый кодекс, который предусматривает включение в соответствующее законодательство стран раздела о на-  
В периоды таких фаз правительства вводят различного рода пошлины или налоги на импорт товаров, сокращающие их сбыт, стремясь оградить местных производителей от иностранной конкуренции, чтобы замедлить спад производства. Ряд государств устанавливает импортные квоты, запрещающие ввоз иностранных товаров сверх определенного количества. Оберегая внутренний рынок от импорта, правительства некоторых стран неоправданно завышают стандарты качества иностранных товаров, вводят лицензирование или правовое разрешение на их продажу. Используется антидемпинговое законодательство, по которому иностранным фирмам запрещается продавать товары по ценам ниже издержек их производства. Сейчас страны-экспортеры нередко сами устанавливают добровольные ограничения ввоза товаров в ту или иную страну, чтобы не вызывать резких ответных мер страны, куда осуществляется ввоз.  
Вторая группа нетарифных ограничений включает меры экономического характера, воздействующие на торговлю ограничительно, с использованием рыночного ценового механизма, влияя на удорожание товара, понижая его конкурентоспособность. Это, прежде всего, специальные, нетарифные пошлины, налагаемые на импортируемый товар, антидемпинговые и компенсационные меры (см. ниже). Это также всевозможные налоги, сборы, акцизы, импортные депозиты и т.п.  
Предусмотрено, что такие правила должны действовать в тех случаях, когда применимы режим наибольшего благоприятствования, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, требования к маркировке страны происхождения.  
Законодательное регулирование инновационной деятельности фирм проявляется также в государственном регулировании цен. Инструментами регулирования являются установление ценовых порогов — верхнего и нижнего, пошлин, квот и субсидий. Установление нижнего порога цен обычно связано с государственными мерами по борьбе с демпингом со стороны иностранных фирм. Например, в 1986 г. США и Япония подписали двухсторонний антидемпинговый договор по установлению нижнего порога цен на импортируемые из Японии полупроводники. Верхний ценовой порог устанавливается, когда государство заинтересовано в сохранении относительно низкого уровня цен. Во многих странах, например, этот порог устанавливается для производителей лекарственных препаратов. В данном случае государственное ценовое ограничение негативно сказывается на инновационной активности, так как автоматически снижает прибыль, а соответственно и затраты на инновации.  
АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА — термин, установленный в Законе РФ о таможенном тарифе и в Законе о мерах по защите экономических интересов.  
На территории стран, входящих в ЕС, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам, осуществляется единая внешнеторговая политика. ЕС от своего имени ведет переговоры и заключает соглашения по вопросам торгово-экономического сотрудничества. Во внешней торговле широко используются соглашения о добровольном ограничении экспорта в ЕС, антидемпинговые меры. Используется и совместная расчетная валюта — ЭКЮ, действует Европейская валютная система (ЕВС), введена единая валюта. ЕС осуществляет крупные совместные научно-технические программы в области термоядерной энергии, энергетики, информатики, связи, биотехнологии, развития новейших технологий в других отраслях, в которых стра-1 ны ЕС отстают от США и Японии.  
ДЕМПИНГ ВАЛЮТНЫЙ ( urren y dumping) — экспорт товаров по ценам ниже мировых. Д.в. используется в мировой торговле в том случае, когда экспортер имеет возможность покупать товары на внутреннем (национальном) рынке по относительно низким ценам и продавать их на внешнем рынке за достаточно твердую валюту. Однако страны-импортеры, страдающие от Д.в., вводят ввозные антидемпинговые пошлины, валютные ограничения и применяют другие антидемпинговые меры.  
Нетарифные методы регулирования. Основным инструментом внешнеэкономической политики государства являются нетарифные ограничения внешней торговли. К наиболее распространенным формам нетарифного ограничения относят квоты. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Ограничивать импортные поступления в страну можно при помощи лицензирования — когда государство выдает лицензии на импорт или экспорг ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Определенное распространение получила особая форма офаничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну В число нетарифных мер регулирования импорта также входят различные сборы и налоги, антидемпинговые пошлины, торговые эмбарго, санитарные нормы и предписания, специфические требования, требования к упаковке и транспортировке.  
НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ — ограничения внешней торговли, не связанные с уровнем таможенных пошлин. ЮНКТАД относит к данным барьерам паратариф-ные барьеры меры контроля над ценами (административное фиксирование импортных цен или договоренность об их добровольном ограничении, скользящие сборы, предназначенные для выравнивания цен на импортную и отечественную продукцию, антидемпинговые и компенсационные меры) финансовые меры (специальные правила импортных платежей, множественные валютные курсы, ограничения на накопление иностранной валюты, импортные депозиты, отсрочки импортных платежей) автоматическое лицензирование меры количественного контроля (лицензии, квоты, запреты, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, количественные ограничения на импорт отдельных товаров) монополистические меры, включая государственную монополию и принудительное обслуживание хозяйственных субъектов только национальными предприятиями технические меры (включая стандарты качества, упаковки, маркировки и доставки товаров, предотгрузочную инспекцию, дополнительные таможенные формаль-  
АНТИДЕМПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (antidumping legislation) — система мер и законов, принятых в отдельных странах, с целью ограничения импорта определенных видов товаров путем внедрения антидемпинговых пошлин. Согласно Генеральному соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ) использование государствами антидемпинговых пошлин разрешается в том случае, когда демпинг (см.) наносит материальный ущерб национальной промышленности государства.  
Демпинг может-осуществляться как средствами фирмы-зкспор-тера, так и с помощью государства посредством завуалированного субсидирования экспорта. Демпинг — антирыночное действие, поскольку оно противоречит честной конкуренции. Однако не всякие низкие цены следует считать демпинговыми. Если они базируются на снижении издержек производства, то их нельзя классифицировать в качестве демпинговых. Для борьбы с демпингом во многих странах разработаны антидемпинговые законы.. Тем не менее между странами часто возникают споры из-за различных методов подсчета цен на внутреннем рынке. Многие страны в целях защиты внутреннего рынка используют антидемпинговые пошлины, обращаются в арбитражные суды. Имеют место случаи, когда страны договариваются о взаимном повышении цен на обмениваемые товары, хотя сама по себе эта мера снижает конкурентоспособность реализуемых товаров, поскольку не является рыночным стимулом роста торговли.  
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ ( ustoms duties) — налоги, взимаемые таможней при пропуске товаров через таможенную границу Перечень товаров, облагаемых Т п, и ее ставки сводятся в таможенный тариф Различают ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные (в России не взимаются) Т п Применяются и нек-рые др виды Т п, в частности антидемпинговые, компенсационные, ре-торсионные (вводятся в качестве ответной меры на дискриминационные действия, ущемляющие интересы данного гос-ва др гос-вом) Т п взимаются по твердым ставкам за ед измерения товара (специфические Т п ), в процентах от цены товара (адвалорные Т п ) либо комбинированным способом См также Транзит международный  
Н основе KIJ лежит таможенный сот,. . В его рамках отменены тариф ные и количественные ограничения на взаимную торговлю промышленными товарами и сформирован единый таможенный барьер для защиты совместного рынка КУС от внешних конкурентов. Стимулируя международную миграцию капитала, услуг и рабочей силы. Общин рынок ускорил процесс превращения национальных монополий стран КУС в транснациональные, способствовал их проникновению в экономику стран-партнеров. Однако создать рынок, полностью свободный от на ниональных ограничений. КУС до сих пор не удалось. В западноевропейских странах широко используются так называе.мые нетарифные 6(t
В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин специальные пошлины антидемпинговые пошлины компенсационные пошлины. Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ регламентировано Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ. Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидем-  
В зависимости от проводимой страной внешнеэкономической политики ввозные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские (покровительственные), антидемпинговые, преференциальные (предпочтительные), компенсационные и др. Ставки пошлин устанавливаются государством и публикуются в таможенном тарифе. Действуют три вида размеров ставок максимальные, минимальные и льготные. При установлении ставок ввозных пошлин их размер повышается по мере роста степени обработки изделий сырье облагается минимальными ставками (до 5%), максимальные (20 — 25%) взимаются с готовых изделий. Различают также специфические ставки пошлин, устанав-  
В 1976—77 впервые в капиталистич. мире началась коллективная Т. в. против Японии, у к-рой длит, превышение экспорта над импортом достигло 15 млрд. долл. В результате возник небывало широкий фронт военных действий , распространившийся почти на 20 рынков пром. товаров, в т. ч. на сталь, прокат, стекло, бумагу, шёлк, шарикоподшипники, автомобили, кондиционеры и радиоприёмники. Протекционистские меры в форме антидемпинговых налогов, импортных квот, добровольного самоограничения поставок и разного рода расследований в связи с обвинением в демпинге предприняли США, Комиссия ЕЭС и отд. страны сообщества, Австралия и Канада. Особенно массированное наступление на Японию в этой Т. в. развернули США, требовавшие резкого сокращения дефицита в торговле с ней и значит, облегчения доступа амер. товарам на япон. рынок. В итоге Япония вынуждена была пойти на уступки, согласившись неск. увеличить закупки ряда амер. пром. и с.-х. продуктов, снизить пошлины и упростить процедуру оформления импорта.  
С другой стороны, что касается внешнеэкономической политики ЕС, в ней наглядны протекционистские элементы. Во многом успехи экономики ЕС опираются на протекционистскую защиту своего промышленного и особенно сельскохозяйственного производства от иностранной, причем добросовестной конкуренции. Проводится единая политика субсидируемого сельскохозяйственного производства на уровне самообеспечения агропродуктами своего климатического пояса. ЕС применяет широкий диапазон протекционистских мер, включая количественные ограничения, субсидии и скользящие импортные пошлины (аграрный сектор) соглашения о добровольных ограничениях экспорта, заключаемые со странами-экспортерами (текстиль, готовая одежда, черные и цветные металлы, химические удобрения и т.п.) используются фактически и необоснованные антидемпинговые процедуры и т.д. Воздействие этих мер в серьезной мере испытывает на себе и Россия.  

пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Антидемпинговая пошлина, наряду с компенсационной и специальной, является мерой защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных импортёров.

Для защиты своих экономических интересов страны-участницы ЕАЭС могут независимо от уплаты таможенных пошлин взимать и антидемпинговые в законодательно установленном порядке.

В ЕАЭС применение защитных для мер внутреннего рынка регламентируется Договором об ЕАЭС. Решение о назначении, изменении или отмене антидемпинговых пошлин принимает Евразийская экономическая комиссия.

Применению антидемпинговых пошлин при импортных поставках предшествует обязательное расследование. Оно проводится компетентными органами в течение довольно продолжительного времени (от шести до двенадцати месяцев).

Во время расследования выясняется, относится ли та или иная продукция к предмету демпингового импорта, то есть причиняет ли её закупка за рубежом финансовый ущерб той или иной отрасли экономики ЕАЭС или препятствует созданию новой отрасли хозяйства.

Определённая продукция является предметом демпингового импорта, если её экспортная стоимость ниже «нормальной». Нормальная стоимость определяется путём анализа на протяжении всего хода расследования внешнеэкономических сделок купли-продажи с аналогичным товаром на иностранном рынке экспортёра.

После оценки объёмов демпингового импорта оценивается наличие ущерба для отрасли экономики, а также влияние на стоимость аналогичного товара, выпускаемого отечественными производителями.

Если факт демпинга выясняется уже в ходе расследования, то назначается предварительная антидемпинговая пошлина, срок её действия не превышает четырёх месяцев, а назначить её можно только спустя шестьдесят дней после начала расследования.

По окончанию расследования при установлении факта демпинга назначается антидемпинговая пошлина, её размер и срок назначается исходя из размера установленного ущерба, который необходимо возместить стране-участнице ЕАЭС.

В случае, если в отношении иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта, не была определена индивидуальная демпинговая маржа, за исключением не выбранных для определения индивидуальной демпинговой маржи, но представивших необходимые сведения в установленный для их представления в ходе расследования срок иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося предметом демпингового импорта, а также в случаях, если иностранные экспортеры или иностранные производители товара, являющегося предметом демпингового импорта, отказывают органу, проводящему расследование, в представлении необходимых для целей проведения расследования сведений или не представляют такие сведения в срок, установленный частью 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, антидемпинговая пошлина применяется по ставке, определяемой путем сравнения наибольшей из перечня ставок, установленных для иностранных экспортеров и иностранных производителей такого товара, в отношении которых была определена индивидуальная демпинговая маржа, и ставки, рассчитанной путем сопоставления установленной в ходе расследования в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона средневзвешенной нормальной стоимости товара, являющегося предметом демпингового импорта, и средневзвешенной экспортной цены товара, являющегося предметом демпингового импорта.

Главная >> Статьи >> Антидемпинговые пошлины

Дополнительная импортная пошлина, направленная на борьбу с искусственно заниженными ценами на определенный товар (группу товаров), с целью захвата рынка может называться антидемпинговой, специальной компенсационной или защитной. Впрочем суть ее от этого не меняется. Вступление России в ВТО породило рост количества подзаконных актов вводящих специальные защитные и антидемпинговые пошлины на ряд товаров, происходящих из некоторых стран, например на некоторые виды металлопроката из Китая.

И в этом нет ничего нового, к примеру, Китай сравнительно недавно (30.12.2004 года) отменил подобную антидемпинговую пошлину в отношении холоднокатаной углеродистой стали, поставляемой из России, которая действовала на протяжении пяти лет. Будем надеяться, что для нашей страны введение антидемпинговых пошлин будет столь же эффективной мерой защиты как для Китая.

Обычно антидемпинговая пошлина распространяется на ограниченный перечень стран. Иногда размер пошлины зависит от того в какой стране он был произведен (страны происхождения): для одних стран предусмотрена одна ставка, для других — иная. В случае если в отношении импортируемого товара возникает вопрос о применении или неприменении антидемпинговой пошлины сертификат формы А может сыграть решающую роль, поскольку является главным официальным документом, подтверждающим, что товар произведен именно в той стране, из которой он ввезен.

Помимо антидемпинговых пошлин существуют более изощренные способы ограничения импорта товаров – лицензирование импорта, квотирование (ограничение объемов ввоза товаров). Ниже приводятся наиболее яркие примеры:

  • утилизационный сбор на ввозимые автомобили иностранного производства, введенный с 1 сентября 2012 года, который привел к удорожанию импортных грузовых автомобилей в среднем на 20-25%.
  • антидемпинговая пошлина была введена в отношении труб из нержавеющей стали (коды ТН ВЭД 7304 группы) в размере 9,9%, но не менее 1500 долларов США за тонну (Решение Комиссии ТС от 22 июня 2011 г. №706). Это увеличило их стоимость как минимум на 25% (по некоторым типам стали до 35%). Когда и это не принесло желаемого результата, было введено квотирование – ограничение объемов ввоза (Решение Коллегии ЕЭК 143 от 23.08.12), которое практически устранило большинство мелких и средних игроков на данном рынке. В конце концов, чиновники видимо решили добить импорт этой группы товаров введением антидемпинговой пошлины на холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали код ТН ВЭД 7304410009 в размере 19,15% сроком до 2018 года (Решение Коллегии ЕЭК от 9.04.2013 г. №65)

Основным документом, регулирующим применение антидемпинговых пошлин является ратифицированое Федеральным законом от 19.10.2011 №274-ФЗ «Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» . В рамках этого соглашения Комиссия Таможенного союза с завидным постоянством принимает решения, существенно ограничивающие возможности импорта ряда товаров. Наиболее уязвимыми отраслями с точки зрения антидемпингового законодательства являются: сельское хозяйство, металлургия, текстильная, химическая, пищевая, электронная промышленность, а также авиа-, судо- и автомобилестроение, машиностроение. Например, были введены:

  • антидемпинговая пошлина в отношении легких коммерческих автомобилей с массой от 2,8 до 3,5 тонн не более 3000 см³ в размере 11,1-29,6%, происходящих из Германии, Италии и Турции, коды ТН ВЭД 8704213100 и 8704219100 (Решение Коллегии ЕЭК от 14.05.2013 г. №113)
  • антидемпинговая пошлина в отношении ванн чугунных эмалированных в размере 51,87%, происходящих из КНР, код ТН ВЭД 7324210000 (Решение Коллегии ЕЭК от 9.04.2013 г. №64)
  • антидемпинговая пошлина в отношении подшипников качения в размере 31,3-41,5%, коды ТН ВЭД 8482 группы (Решение Коллегии ЕЭК от 04.12.2012 г. № 244)
  • тарифные квоты на мясо КРС и птицы (Решение Коллегии ЕЭК от 20.11.2012 г. №229, и от 12.03.2013 г. №35)
  • антидемпинговая пошлина на угли активированные в размере 0,45 доллара за 1 кг код ТН ВЭД 3802100000 (Решение Коллегии ЕЭК №173 от 02.10. 2012 г.)
  • антидемпинговая пошлина в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей в размере 27,5% коды ТН ВЭД 8433510001, 8433510009 и 8433900000 (Решение Коллегии ЕЭК 143 от 23.08.12)
  • антидемпинговая пошлина в отношении плоского холоднокатаного проката с полимерным покрытием 8,1-22,6% коды ТН ВЭД 7210, 7212, 7225 (Решение Коллегии ЕЭК 49 от 24.05.12)
  • антидемпинговая пошлина в отношении карамели 294,1 доллара за тонну, коды ТН ВЭД 1704907100, 1704907500 , 1806905001, 1806905002 (Решение Коллегии ЕЭК от 18.11.2011 г. №856)
  • антидемпинговая пошлина на кованые валки для прокатных станов в размере 26%, коды ТН ВЭД 8455303100 и 8455303900 (Решение Коллегии ЕЭК от 20.05.2011 г. №406)
  • антидемпинговая пошлина в отношении труб стальных в размере 18,9-37,8%, коды ТН ВЭД 7304, 7305, 7306 групп (Постановление Правительства от 31.01.2011 г. №41)
  • антидемпинговая пошлина в отношении машиностроительного крепежа (болты и гайки) в размере 21,8%, коды ТН ВЭД 7318 группы (Решение комиссии ТС от 22.06.2011 г. №698)

Данный список можно было бы продолжать и дальше, однако, с учетом законотворческой плодовитости Евразийской экономической комиссии поддерживать его в актуальном состоянии будет проблематично. Поэтому для проверки подпадает ли импортируемый Вами товар под антидемпинговое законодательство, рекомендую внимательно изучить информацию о товаре самостоятельно, или, что гораздо надежнее обратиться к таможенному брокеру.

Определение кода ТН ВЭД

Ставка ввозной пошлины

НДС при импорте

Возврат НДС

Таможенные сборы

Антидемпинговые пошлины

Таможенная стоимость товара

Дополнительная проверка таможенной стоимости

Методика расчета суммы таможенных платежей

При предварительном расчете себестоимости импортных товаров из Китая, важно правильно рассчитать таможенные платежи, подлежащие перечислению в бюджет государства.

Любая небрежность или недостаточная проработка вопроса приведет в лучшем случае к корректировке таможенных платежей, в худшем – к возбуждению дела об административном правонарушении и соответствующим штрафам.

Рассмотрим ключевые аспекты, на которые нужно обратить внимание при расчете стоимости закупа у китайского поставщика.

Соответствие кода ТН ВЭД

Основополагающую роль при расчете таможенных платежей занимает определение кодов ТН ВЭД таможенного союза. Расшифровка ТН ВЭД – код товара в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Структура состоит из классификационной группировки в виде десятичного кода, примечаний к группам, (суб)позициям наименования и основных правил интерпретации. К коду привязаны налоговые ставки, антидемпинговые платежи, льготы, применение нетарифных ограничений на ввоз. Он регулирует предоставление соответствующих разрешительных и подтверждающих документов. Единая товарная номенклатура и ОПИ утверждены Решением совета Евразийской Экономической Комиссии №54 от 16.07.2012. На официальном сайте опубликованы пояснения к ТН ВЭД ТС и примечания, объясняющие приоритетность характеристик ввозимого вида изделия или оборудования.

Классификатор постоянно обновляется и корректируется! Для удобства работы с перечнем, расшифровки кода, поиска по наименованию товара, расчета ставок таможенных сборов разработаны специализированные сервисы. Нам нравится tks.ru, где дополнительно представлены нормативные документы регулирующие нетарифные ограничения (лицензии, сертификаты, гос. регистрацию).

Начинающим импортерам лучше проверять правильность определения кода ТН ВЭД у таможенного брокера или обратиться в таможенный орган за классификационным решением.

Ставки ввозных таможенных пошлин

После определения кода ТН ВЭД оценивают размер ввозной таможенной пошлины единого таможенного тарифа и соответствующие платежи — налоги, пошлины, акцизы, сборы. Применение ставок зависит от страны происхождения фабриката, в отношении некоторых применяется система тарифных преференций.

Как правило, в таможенном союзе используются относительные или адвалорные ставки, исчисляемые процентом от стоимости налоговой базы. Однако, некоторые изделия облагаются пошлинами по абсолютным или специфическим ставкам – в долларах или евро за единицу ввозимого продукта (кг, кв.м, литр, погонный метр). Также встречаются комбинированные ставки, которые задают некую минимальную сумму, уплачиваемую в государственный бюджет. Например, в размере 15%, но не менее 1,5 евро за 1 кг нетто веса ввозимой номенклатуры.

При импорте артикулов, облагаемых по комбинированной ставке, сравнивают % от таможенной стоимости и абсолютную ставку за единицу наименования и используют бОльшую величину.

Таможенная стоимость НДС при ввозе из Китая

Так же по коду ТН ВЭД ТС рассчитывают ещё один вид обязательных платежей – ставку налога на добавленную стоимость (НДС). Частая ошибка – игнорирование импортного НДС при упрощенной системе налогообложения предприятия.

На самом деле, уплата НДС при импорте из КНР не имеет ничего общего с НДС при покупке в РФ. Он подлежит оплате в любом случае! А у юридического лица, применяющим УСН, попадает целиком в себестоимость товара.

Поэтому импортеры чаще всего применяют общую систему налогообложения. Большинство предметов торговли, ввозимых в РФ, облагается НДС по ставке 20% , но существуют и исключения, облагающиеся НДС по ставке 10% и 0%. Если ваш товар подпадает под какую-либо льготу по НДС, уделите особое внимание этому вопросу — подготовьте доказательства правомерности ее применения. Таможенные органы идут крайне неохотно на применение льгот по НДС, будьте готовы отстаивать свои права в арбитражном суде.

В расчет закладывайте обеспечения платежа НДС по самой высокой норме процента, так как судебные разбирательства идут долго, а без внесения обеспечения таможня не выпустит груз.

Возврат НДС при импорте из Китая

Существует миф, что уплаченный на таможне НДС можно вернуть. Это не соответствует действительности: таможенный НДС возмещается компании исключительно при экспорте и только после камеральной налоговой проверки. В соответствии со ст. 172 НК РФ, НДС, который уплачен при прохождении таможенных процедур, возможно принять к вычету, тем самым уменьшив дальнейшие взносы по налогу.

Таможенные сборы

Ставки сборов за таможенное оформление товаров – плата, которую взымает гос.орган за декларацию и выпуск груза. Размер определяется на основании Постановления Правительства Российской Федерации за № 863 от 28 декабря 2004 года «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

В большинстве случаев без учета таможенного сопровождения и хранения сумма сбора незначительна и не оказывает существенного влияния на себестоимость, поэтому предварительно ее можно не рассчитывать.

При электронном декларировании действует скидка, и сборы исчисляются в размере 75% от тарифа.

Антидемпинговые пошлины

На некоторые специфические изделия применяются также антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины. В отличии от акцизов, которые вряд ли коснутся начинающего импортера товаров из Китая, антидемпинговые взносы способны серьезно изменить конечную себестоимость.

Из недавних примеров, обложенных антидемпинговыми пошлинами, можно отметить подшипники, столовые приборы из нержавейки, литые алюминиевые диски. Полный перечень антидемпинговых мер посмотрите на сайте ЕЭК.

Таможенная стоимость товара

Понятие таможенной стоимости включает базу для начисления всех обязательных таможенных платежей, перечисленных выше. Законодательно установлено 6 методов определения таможенной стоимости ввозимого товара, которые подробно изложены в кодексе Таможенного Союза. Мы пока остановимся на наиболее употребляемом с практической точки зрения первом методе определения таможенной стоимости – по цене сделки.

Вопреки распространенному мнению, таможенная стоимость вовсе не обязательно равна сумме инвойса от вашего китайского поставщика.

Конечно, все зависит от базисных условий поставки по Инкотермс, которые мы рассматривали в одной из статей. При договоре на условиях EXW или условиях группы F (FOB, FCA, FAS) в таможенную стоимость должны обязательно добавляться:

  • расходы на покупку товара;
  • сопутствующие покупке расходы на иностранной территории;
  • стоимость доставки до границы РФ.

Для всех условий поставки в таможенную стоимость должны включаться расходы на страхование груза и лицензионные платежи или роялти.

Дополнительная таможенная проверка

Назначение дополнительной проверки возможно в случае, если вы везете товар слишком дешево. После поступления декларации на таможенный пост, инспектор, заглянув в систему управления рисками, может решить, что на основании данных таможенной статистики, товар декларируется ниже его реальной стоимости, поэтому он обязан предотвратить попытку обмануть государство.

В нашей стране презумпция невиновности, поэтому никаких обвинений вам не предъявят, но потребуют доказать правдивость сведений о стоимости продукции, запросив определенное количество документов, в том числе экспортную таможенную декларацию отправителя, прайс-листы продавца, данные маркетинговых исследований, документы о планируемой реализации, расчет себестоимости и прочие.

Срок процедуры может затянуться до 30 дней после предоставления всех запрошенных документов. Результаты при этом могут оказаться отрицательными. Инспектор вправе применить 2-6 методы расчета таможенной стоимости и доначислить сумму исходя из сведений о стоимости аналогов, ввезенных ранее другими импортерами.

Если вы знаете, что везете очень дешевый товар, обязательно имейте запас денежных средств для внесения обеспечения на случай необходимости условного выпуска товара. Порядок проведения дополнительной проверки таможенной стоимости товаров: получаете решение таможенного органа с обоснованием признаков, вызывающих сомнения инспектора, вносите обеспечение, выпускаете груз условно, собираете все запрошенные документы, доказываете выбор метода расчета таможенной стоимости, при необходимости отстаиваете свою правоту в суде.

Методика расчета суммы таможенных платежей

Базой для расчета таможенной пошлины является таможенная стоимость. Базой для расчета НДС является таможенная стоимость, увеличенная на размер таможенной пошлины.

Также помните, что НДС и пошлина уплачиваются на счета управления федерального казначейства разными платежными поручениями, по разным кодам бюджетной классификации.

Наши специалисты готовы выполнить таможенное оформление грузов из Китая или предоставить консультацию по таможенным вопросам.

admin

Добавить комментарий