Алкоголь закон

Алкоголь закон

Министерство финансов РФ в очередной раз доработало законопроект, разрешающий продавать спиртные напитки через интернет. Если закон будет одобрен обеими палатами парламента и подписан президентом, то с 1 января 2020 года это будет официально разрешено. Но не всем и не везде. Разбираемся, что к чему.

Содержание

Что предлагают в правительстве

Согласно законопроекту, с 1 января будущего года оптовики и производители смогут торговать спиртным через интернет-магазины. Пока речь идет лишь о двух типах напитков: винах и игристых винах. Да и то не всех: они в обязательном порядке должны быть защищены ЗГУ — защищенным географическим указанием и ЗНМП — защищенным наименованием места происхождения. Такое положение вещей продлится ровно один год, до 1 января 2021.

С начала 2021 года начнется второй этап перехода. К продавцам подключатся сельхозпроизводители спиртных напитков. Список алкоголя также расширят. В него будут включены пиво и напитки на его основе, а также сидр, медовуха, пуаре и другие. Оптовые компании, продающие эти напитки, тоже смогут реализовывать их через интернет.

На третьем этапе, который, предположительно, стартует с начала 2023 года, к обороту алкоголя в интернете подключатся и розничные сети. Список спиртных напитков, возможно, будет расширен. Туда могут добавить крепкий алкоголь.

Напомним, что поправки к законопроекту были приняты Госдумой в первом чтении еще в 2017 году. С тех пор документ находится на доработке в правительстве. Председатель правительства поручил Минфину, ФС РАР, Минсельхозу и смежным ведомствам подготовить окончательную версию документа к 12 сентября. Обсуждения законопроекта намечены на осень 2019.

Противником легализации электронной торговли спиртными напитками традиционно выступает Минздрав. В ведомстве считают, что поправки к закону подрывают основные принципы политики здравоохранения РФ. А вот в ассоциации компаний интернет-торговли думают иначе. По словам президента Артема Соколова, снятие запрета может стимулировать настоящий бум в сегменте e-commerce. Например, это повысит продажи продуктов питания. Сейчас потребители неохотно покупают еду через интернет, так как корзина без алкоголя получается неполной. После того, как законопроект будет одобрен, картина кардинально поменяется, считает эксперт.

Статья на сайте телеканала РБК

Есть и другая аргументация в пользу принятия законодательного акта. Нелегальная интернет-торговля спиртными напитками цветет буйным цветом. По данным Group IB, подпольный оборот алкоголя за 2018 год увеличился на 23% и достиг рекордной цифры — 2,1 миллиарда рублей. Если в 2017 году компания насчитала 3 тысячи сайтов, торгующих спиртным, то в 2018 эта цифра перевалила за 4 тысячи.

По задумке авторов законопроекта, легализация продажи алкоголя через интернет должна «убить” черный рынок спиртных напитков. Запретительные меры в виде блокировки сайтов здесь не работают: владельцы давно научились обходить ограничения, создавая сайты-аффилиаты и «зеркала”. В этом ключе гораздо эффективнее грамотно регулировать рынок спиртных напитков, а не прибегать к политике ограничений и запретов. Именно этой цели и послужит новый закон, считают в Минфине и Минсельхозе. Положения об этом содержатся в пояснительной записке к законодательному акту.

Кроме того, принятие закона сократит долю контрафактного нелегального алкоголя, продаваемого через интернет. Незаконные оборот невозможно контролировать на предмет качества и происхождения напитка. Легальных продавцов будет курировать Федеральная служба Росалкогольрегулирование — ФС РАР. Это позволить отслеживать качество продукции и избежать подделок, от чего конечный покупатель только выиграет.

Эксперты считают, что на этот раз законопроект будет одобрен. Поэтому самое время начинать готовиться к изменениям: времени остается не так много.

Актуальная статистика на сайте Федеральной службы Росалкогольрегулирования

Эксперименты по продаже алкоголя

Между тем, «Яндекс.Маркет” и некоторые другие агрегаторы уже сегодня дают возможность приобрести алкоголь через всемирную паутину. Предложений не так много, но они есть. Купить алкоголь можно с большой оговоркой: забрать и оплатить покупку можно только в торговом зале магазина. Совершить оплату онлайн прямо на сайте и заказать доставку нельзя — это запрещено законом. Предупреждение об этом есть как на сайте агрегатора, так и на сайте интернет-магазина.

Мы провели небольшой эксперимент и заказали бутылку португальского портвейна в одном из винных бутиков. После подтверждения возраста было предложено заполнить простую форму для автоматической регистрации и оформить заказ. Через некоторое время перезвонил менеджер и предложил забрать покупку по указанному адресу. Получается, что электронной торговлей это можно назвать с большой натяжкой. Фактически, можно только зарезервировать алкоголь в магазине, а сама покупка осуществляется классическим способом.

Что нужно производителям и оптовикам, чтобы открыть интернет-магазин алкоголя

Подать заявку в ФС РАР

Все производители и оптовики, желающие продавать спиртное через всемирную паутину, обязаны подать заявку в Росалкогольрегулирование. Ведомство включит их в специальный реестр компаний, имеющих право реализации алкоголя через интернет. Технические детали процедуры пока неизвестны. Ожидается, что ведомство приступит к их разработке в случае принятия законопроекта, что произойдет не ранее конца осени 2019.

Зарегистрироваться в доменной зоне egais.ru

Это необходимо для контроля за оборотом алкогольной продукции и подачи отчетных деклараций. Все участники рынка спиртных напитков уже зарегистрированы в системе ЕГАИС. Через нее проводятся накладные от производителей к поставщикам и розничным продавцам. Новые компании обязаны регистрироваться в системе в момент начала деятельности.

Создать сайт интернет-магазина алкоголя

Есть 2 основных способа сделать это:

  • создать сайт с нуля при помощи программистов. Такой способ подойдет крупным вино-водочным заводам федерального масштаба. Причина проста: это дорого и довольно долго. Зато вы получите ресурс, полностью удовлетворяющий вашим нуждам. Бюджет создания может исчисляться миллионами рублей;
  • сделать сайт на CMS-платформе, например, InSales. Это специализированная площадка, изначально предназначенная для создания интернет-магазинов. Вы получаете готовый шаблон, который нужно просто наполнить товарами. Все нужные интеграции — система оплаты, онлайн-касса и доставка уже упакованы внутри. Для небольшой частной пивоварни или цеха домашних вин — идеальное решение. Среди шаблонов есть и бесплатные, что позволит серьезно сэкономить на старте.

Созданный сайт нужно правильно оформить. Помимо технической стороны, есть и законодательные нюансы. Спиртные напитки относятся к категории товаров 18+. Для входа на сайт интернет-магазина пользователь обязан подтвердить свой возраст и принять политику конфиденциальности. Только после этого он может приступить к просмотру и выбору товара.

Кроме того, все разделы сайта, включая главную страницу и карточки товара, должны содержать уведомление о возможном вреде алкогольных напитков. Стандартная формулировка выглядит так:

«Предупреждение: чрезмерное употребление алкогольных напитков может нанести вред вашему здоровью. Алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения».

Проверка возраста и предупреждение на сайте по продаже алкоголя

Созданный сайт необходимо правильно оформить. Он должен быть удобен для совершения покупки, иметь приятный дизайн и навигацию. Уделите внимание тематике. Например, сайт Кубанских вин можно украсить изображением виноградников и залитых солнцем долин, а интернет-магазин крафтового пива можно оформить картинками и фотографиями хмеля, бочек и брутальных бородатых мачо.

Карточки товаров должны содержать полную информацию о напитке:

  • завод-изготовитель;
  • содержание этилового спирта на единицу объема (крепость);
  • состав и содержание вспомогательных веществ;
  • экстрактивность сусла и плотность (для пива);
  • предупреждение о возможном вреде алкоголя;
  • другую информацию.

Особое внимание нужно уделить пользовательскому опыту — UX и UI:

  • разделы сайта располагайте по правилу золотого сечения или правилу третей;
  • придерживайтесь правила трех кликов. Посетитель должен купить товар, нажав кнопкой мыши не более трех раз, начиная от визита и заканчивая оплатой;
  • предусмотрите поиск по сайту. Это нужно тем, кто не хочет выбирать из общего ассортимента, а ищет напитки конкретной марки;
  • сделайте фильтры по крепости, типу напитка, содержанию сахара, объему тары и прочим параметрам;
  • избегайте ломаной геометрии и кислотных вырвиглазных расцветок;
  • докрутите сайт виджетами: окном чата, кнопкой обратного звонка и другими;
  • проставьте ссылки на социальные сети и подписку на чат-ботов;
  • предложите посетителям ;
  • проработайте типографику. Используйте крупные читабельные шрифты на контрастном фоне, не мельчите в описании, избегайте сложные для восприятия буквы, даже если они красиво смотрятся;
  • предусмотрите мобильную версию сайта. Контент должен адекватно отображаться на всех типах устройств. Шаблоны интернет-магазинов на базе InSales изначально адаптированы под смартфоны и планшеты на базе iOS и Android.

Мобильная версия сайта по продаже алкоголя

Продвижение

А вот здесь все куда интереснее. Дело в том, что прямая реклама алкогольных напитков запрещена законом о рекламе — № 38-ФЗ от 13.03.2006 ст. 21. Рекламировать спиртное нельзя и в интернете (п. 8 Федерального закона № 38).

Поэтому круг каналов для продвижения алкоголя сильно сужается. Вот где рекламировать можно:

  • внутри стационарных торговых объектов — магазинов, торговых центров и дегустационных залов. Здесь можно рекламировать любые напитки, в том числе и крепкие;
  • в периодических печатных изданиях кроме первой и последней полосы. Есть оговорки: рекламировать можно только пиво и напитки на его основе, а также сидр, пуаре и медовуху. Кроме того, нельзя размещать промо алкоголя в газетах и журналах, предназначенных для детей и подростков, не достигших 18-летнего возраста;
  • в телепрограммах и телепередачах с 23:00 до 7:00 по местному времени. И опять не обошлось без оговорок: передача не должна идти в прямом эфире. А еще запрещено рекламировать спиртное в детско-юношеских и спортивных программах. И главное ограничение: показывать по ТВ можно только напитки из винограда, выращенного на территории Российской Федерации

Во всех случаях реклама алкогольных напитков должна сопровождаться предупреждением о возможном вреде чрезмерного потребления спиртного.

Как ни грустно, но о стандартных каналах продвижения в интернете можно забыть. Не подойдет контекстная реклама, социальные сети, форумы. Даже про размещение алкоголя на сайте до конца не понятно. Минздрав считает это рекламой, другие ведомства и интернет-продавцы — показом товара внутри торгового зала. Единственный способ, который можно уверенно рекомендовать при продвижении — попытаться выбиться в топ поиска по соответствующим запросам.

Реклама алкоголя в интернете

Остается надеяться, что в окончательной версии закона авторы расставят все точки над ё, в том числе и касательно рекламы. Не исключено, что в Федеральный закон № 38 будут внесены соответствующие поправки и послабления. Интернет-продавцов интересуют, в частности, такие моменты, как реклама в электронных рассылках, а также демонстрация продукции на сайте. Следите за новостями — в ближайшее время может появиться дополнительная информация.

И еще: будьте аккуратнее со всевозможными акциями и спецпредложениями. Закон запрещает стимулирующие мероприятия, условием участия в которых является покупка алкоголя. Так что варианты «Купи коньяк и получи скидку на набор пивных кружек” отметаются сразу.

Других рекомендаций по открытию интернет-магазина пока нет. Полная информация появится после принятия закона обеими палатами парламента и утверждения президентом РФ. Следите за новостями — будем держать в курсе.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции

(Наименование в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

(Новая редакция, изложенная в Федеральном законе от 07.01.1999 № 18-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

(Пункт в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции. (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 490-ФЗ)

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ)

деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2005 № 102-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2005 № 102-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 248-ФЗ)

ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для официального пользования дипломатических представительств, консульских учреждений, межгосударственных и межправительственных организаций, иных официальных представительств иностранных государств, в том числе представительств иностранных государств при межгосударственных и межправительственных организациях; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 248-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенных для показа в качестве образцов на выставках и для проведения сертификации, в количестве не более пяти единиц (бутылок или иной потребительской тары) в отношении каждого соответствующего наименования; (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 248-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

обращение спиртосодержащих медицинских изделий, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих медицинских изделий; (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ)

производство и (или) оборот автомобильного бензина, который производится с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствует техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». (Абзац введен — Федеральный закон от 28.11.2018 № 448-ФЗ)

4. Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 182-ФЗ)

Правительство Российской Федерации в установленном им порядке исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости и (или) функционального назначения спиртосодержащих медицинских изделий устанавливает перечни этой продукции, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 278-ФЗ)

Правительство Российской Федерации в установленном им порядке исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости и (или) функционального назначения спиртосодержащих лекарственных препаратов устанавливает перечни этой продукции, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 278-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2006 № 248-ФЗ)

5. Предоставление правовой охраны географическому указанию и наименованию места происхождения товара в отношении винодельческой продукции, порядок осуществления и защиты права на указанные средства индивидуализации определяются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.07.2019 № 230-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый; (В редакции Федеральных законов от 18.07.2011 № 218-ФЗ; от 03.07.2016 № 261-ФЗ)

2) денатурированный этиловый спирт (денатурат) — этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

21) фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол) — фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащая этиловый спирт; (Подпункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ; (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ)

22) биоэтанол — денатурированный этиловый спирт (денатурат), который произведен из пищевого и (или) непищевого сырья растительного происхождения, денатурация которого осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных статьей 101 настоящего Федерального закона, и в котором содержится не более 1 процента воды; (Подпункт введен — Федеральный закон от 28.11.2018 № 448-ФЗ)

3) спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ)

31) спиртосодержащие лекарственные препараты — лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения в жидкой форме выпуска, определенные в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол); (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ)

32) спиртосодержащие медицинские изделия — медицинские изделия в жидкой форме выпуска, содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 261-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ)

33) порошкообразная спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своем составе этиловый спирт более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.12.2018 № 560-ФЗ)

4) спиртосодержащая пищевая продукция — пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции; (В редакции Федеральных законов от 18.07.2011 № 218-ФЗ; от 31.12.2014 № 490-ФЗ)

5) спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции; (В редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 490-ФЗ)

6) денатурированная спиртосодержащая продукция — спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

7) алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха; (В редакции Федеральных законов от 18.07.2011 № 218-ФЗ; от 25.12.2012 № 259-ФЗ; от 31.12.2014 № 490-ФЗ)

8) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

9) спиртные напитки — алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

10) водка — спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции;

101) коньяк — спиртной напиток с содержанием этилового спирта не менее 40 процентов объема готовой продукции (за исключением коньяка с защищенным географическим указанием, коньяка с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка), который произведен из коньячных дистиллятов, полученных фракционной дистилляцией (перегонкой) виноматериалов, произведенных из винограда, и выдержан в дубовых бочках или дубовых бутах либо в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Коньяк с защищенным географическим указанием, коньяк с защищенным наименованием места происхождения, коллекционный коньяк должны иметь содержание этилового спирта не менее 37,5 процента объема готовой продукции. Коньячный дистиллят, выдержка которого составляет более пяти лет, выдерживается в дубовых бочках или дубовых бутах. Коньяк, выдержка которого составляет более пяти лет, производится из коньячных дистиллятов, прошедших полный цикл производства дистиллятов; (Подпункт введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 490-ФЗ)

11) вино — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5 процента объема готовой продукции. Содержание этилового спирта в столовом вине не должно превышать 15 процентов объема готовой продукции. При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащение) или подслащивания. При обогащении или подслащивании добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла осуществляется в количестве, которое может увеличить содержание этилового спирта в объеме готовой продукции не более чем на 4 процента. При производстве столового вина обогащение осуществляется путем добавления концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или в вино, в котором процесс брожения не окончен, а подслащивание — на любой стадии технологического процесса до момента розлива; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

12) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

121) ликерное вино — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления (за исключением специального вина) этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята. При производстве ликерного вина с защищенным географическим указанием, ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения допускается добавление ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальное вино); (Подпункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 490-ФЗ)

122) фруктовое вино — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта; (Подпункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

123) винный напиток — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды; (Подпункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 218-ФЗ)

124) сидр — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 259-ФЗ)

125) пуаре (грушевый сидр) — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 259-ФЗ)

126) медовуха (медовый напиток) — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8 процентов меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта; (Подпункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 259-ФЗ)

13) виноматериалы — спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод винограда, иных фруктов, виноградного или иного фруктового сусла

Закон о продаже алкоголя регулирует не только вопросы, связанные с потреблением продукции такого рода, но и её производством.

За нарушение требований указанного нормативного акта к виновному применяются меры воздействия различного характера, например, могут оштрафовать.

Алкоголь сам по себе является специфическим продуктом. По сути дела, он не касается питания человека и не относится к предметам первой необходимости. В то же время алкоголь оказывает определенное негативное воздействие на организм человека, поэтому деятельность, связанная с ним, имеет некоторые специфические особенности.

Продажа алкогольной продукции

Спектр алкогольных напитков достаточно широк. К ней, в частности, отнесены: пиво, вино, водка, коньяк, ликер, настойка, медовуха, сидр, шампанское. Вся спиртосодержащая продукция подразделяется на изделия с добавлением этилового спирта и без него. Её хранение и реализация допускается только в специально отведенных для этого местах, с соблюдением временных, пространственных и возрастных ограничений. Также учитываются дни, когда можно продать. Реализацией алкоголя могут заниматься организации и ИП, в рамках общественного питания или розничной торговли. Производителями такой продукции выступают фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели и специализированные предприятия.

Законодательное регулирование

Федеральный закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», является основным нормативным правовым актом, который регулирует вопросы такого характера.

В частности, его действе распространяется на:

  1. Деятельность людей, изготавливающих продукцию с использованием этилового спирта, без намерения последующей реализации.
  2. Оборот спиртосодержащих препаратов.
  3. Деятельность аптек в части касающейся изготовления и реализации лекарств.
  4. Оборот спиртосодержащей непищевой продукции, в емкостях объемом не более четыреста пятьдесят миллилитров.
  5. Импорт и экспорт этилового спирта, в целях использования в дипломатических и консульских организациях, а также демонстрации на выставках или сертифицирования.

Порядок изготовления и сбыта алкоголя определен в статьях 11, и 16 Закона. С момента его принятия он претерпел некоторые изменения в 2018 году. Новый законопроект несколько ужесточил требования к производству, обороту и реализации спиртных напитков. Появился запрет на рекламу продаж такой продукции. Была введена обязательная регистрация на оборудование, используемое при изготовлении спирта.

Физическим лицам запрещено осуществлять транспортировку алкоголя и непищевой продукции такого свойства в объеме, превышающем десять литров, без соответствующей маркировки. Меры ответственности за нарушение требований законодательства в этой сфере были ужесточены.

Правила продажи

Правила продажи всей алкогольной продукции определяют порядок её реализации в сети розничной торговли. Прежде всего, такие изделия должны сопровождаться следующее информацией для потребителя:

  1. Наименование продукции и её стоимость.
  2. Данные о производителе – название, юридический адрес, контактная информация.
  3. Страна-производитель.
  4. Сертификация алкоголя или его декларирование.
  5. Установленные государственные стандарты, которым продукция должна соответствовать.
  6. Занимаемый в таре объем.
  7. Перечень ингредиентов, входящих в состав.
  8. Содержание вредных веществ.
  9. Дата изготовления алкоголя.
  10. Процент содержания этилового спирта.
  11. Предупреждение о вреде алкоголя.

Также определены места, в которых установлен запрет на торговлю такой продукцией:

  1. Учреждения образования, культуры и медицинские организации как госбюджетные, так и частные.
  2. Спортивные сооружения.
  3. Оптовые и розничные рынки.
  4. Все виды общественного права, международного, междугороднего, городского и пригородного назначения, остановки, заправочные станции, вокзалы, аэропорты.
  5. Места дислокации воинских формирований, хранения боеприпасов, военной техники, имущества и оборудования – части, полигоны, узлы связи, технологические сооружения, научно-исследовательские организации.
  6. Места, близкие к источникам повышенной опасности.
  7. Территории большого скопления людей. Например, продавать алкоголь в праздничный день, непосредственно на массовом мероприятии нельзя.
  8. Передвижные торговые точки.

Указанные запреты не распространяются на случаи розничной реализации алкоголя сельскохозяйственными производителями и в магазинах, осуществляющих торговлю без уплаты пошлины.

Правила запрещают продавать как крепкий, так и слабый алкоголь несовершеннолетним.

Также продавцу нельзя заниматься реализацией такой продукции в следующих случаях:

  1. Без наличия лицензии.
  2. В отсутствии перечня реализуемой продукции.
  3. Удаленным способом.
  4. В таре, емкостью более полутора литров, изготовленной из полимерных материалов.

Реализация алкоголя в местах общественного питания допускается только в случаях, если продавец вскрывает тару и упаковку, непосредственно в момент передачи товара покупателю.

Временные ограничения

Законом определено время, в течение которого можно купить алкоголь. Запрет на реализацию подобной продукции установлен с двадцати трех часов вечера, до восьми часов утра следующего дня по местному времени региона страны. То есть в ночное время реализация запрещена.

Исключение в данном случае предоставляется сельскохозяйственным производителям и ИП, которые осуществляют розничную продажу пива, сидра, медовухи в рамках общественного питания, на борту воздушного или водного судна, либо в магазине с круглосуточным режимом работы.

Местные органы власти своим постановлением имеют право вводить другие временные рамки запрета на сбыт алкоголя.

Исключением здесь является реализация при осуществлении розничной торговли в общественном питании. При этом для таких организаций устанавливается требование в виде минимального размера капитала в сумме один миллион рублей.

Требования к помещению

Правилами действующего законодательства определены также требования к местам, где можно торговать спиртной продукцией. Реализатор алкоголя, за исключением продающего пиво, сидр, медовуху, должен иметь в своем распоряжении на правах собственности или аренды помещения для хранения и продажи. Если торговая точка находится в городе, то общая площадь должна составлять не менее пятидесяти квадратных метров. Для сельской местности такой размер составляет двадцать пять. Общая площадь помещений для реализующих пиво, сидр, медовуху – не определена.

Помещения, где хранится и реализуется продукция, должны находиться отдельно друг от друга. Каждое из них обязано снабжаться действующей системой отопления и вентиляции. Если торговая точка расположена в жилом доме, она должна иметь отдельный вход. В помещении реализации надо предусмотреть отдельную секцию или отдел для выкладки алкогольной продукции. Места расположения товара должны обеспечивать его сохранность. Помещение склада должно быть оборудовано исправными приборами по измерению температуры и влажности. Такие устройства должны быть сертифицированы и проверены, а помещения освещены надлежащим образом. Оконные проемы склада должны быть оснащены защитной пленкой, которая будет исключать попадание солнечных лучей на продукцию. Помещения хранения и реализации не должны быть проходными.

Лицензирование деятельности

Федеральный закон № 171-ФЗ устанавливает обязательное лицензирование деятельности такого рода. Такое правило распространяется на тех, кто торгует оптом и в розницу.

Лицензированию в данном случае подлежит изготовление, обеспечение сохранности и реализация этилового спирта, алкогольной и непищевой продукции.

Разрешить осуществлять деятельность такого рода можно только при выполнении соискателем следующих условий:

  1. Владение необходимыми помещениями для хранения и реализации, установленной площади.
  2. Наличие кассового аппарата.
  3. Отсутствие препятствий, указанных в пункте 2 статьи 16 Закона РФ № 171.

Разрешать деятельность можно только в случае предоставления претендентом определенного пакета документов. В такой перечень входят:

  1. Заявление соискателя.
  2. Оригинал и заверенная копия устава организации.
  3. Квитанция об оплате установленной государственной пошлины.
  4. Сведения о размере уставного капитала.
  5. Документы, подтверждающие владение данными помещениями на праве собственности или аренды, срок которой должен быть не менее двенадцати месяцев.
  6. Справка о постановке на учет в налоговом органе.
  7. Техническая схема помещений.
  8. Сведения об оборудовании, которое будет использоваться для производства.

Собранные сведения должны быть переданы соискателем в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. После этого документы подвергаются детальному анализу. Затем устанавливается наличие или отсутствие причин для отказа в просьбе. Далее происходит проверка. Для этого осуществляется выезд на место будущей деятельности. Результаты проверки оформляются актом. Далее следует выдача разрешения или отказ. При положительном результате соискатель получает лицензию, которая вносится в специальную базу данных.

Ответственность за нарушение

За нарушение установленных ограничений и запретов законодательства об алкоголе, к виновному лицу применяются определенные меры ответственности.

Инициировать такую процедуру может любой потребитель. Например, человек имеет право жаловаться в уполномоченные судебные инстанции, если стал свидетелем покупки алкоголя несовершеннолетним или продажи в неустановленное время суток. Также инициировать процедуру может уполномоченный государственный орган при выявлении нарушений в ходе плановой или внезапной проверки. К компетентным инстанциям в данном случае отнесены – налоговая инспекция, Роспотребнадзор, правоохранительные органы.

Порядок привлечения

Начало мероприятия зависит от того, кто выступал в качестве инициатора. Если информация поступила от человека, то уполномоченное лицо выезжает на место торговли. В случае обнаружения нарушений при проведении проверки, должен быть оформлен протокол. После этого реализатор или его представитель вызывается в государственный орган для дачи объяснений. При необходимости опрашиваются свидетели происшествия, должностные лица продавца и требуются документальные данные. По результатам проведенной проверки должностное лицо принимает решение. Оно может быть следующего характера:

  1. О привлечении виновного к ответственности.
  2. О прекращении проверки в связи с отсутствием нарушения.

Итоговый результат сообщается заинтересованным сторонам.

Меры наказания

Меры воздействия, которые могут быть применены к виновной стороне, определяются исходя из характера нарушения и тяжести последствий. В данном случае наступает административная или уголовная ответственность. Такой вопрос ставит должностное лицо, проводившее проверку.

Уголовная ответственность предусмотрена статьями 151.1, 171.1, 171.3, 171.4, 238 и 327.1 УК РФ. В данном случае к виновному лицу может быть применен денежный штраф, исправительные, принудительные работы, реальная изоляция от общества. В качестве дополнительной меры может быть установлен запрет на осуществление определенной деятельности.

Судебная практика

В судебной инстанции было рассмотрено уголовное дело по обвинению человека в совершении преступления предусмотренного частью первой статьи 238 УК РФ.

В процессе изучения материалов расследования было установлено, что подсудимый совершил хранение в целях сбыта, сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Не имея лицензии на занятие деятельностью, связанной с изготовлением, хранением и реализацией этилового спирта, и алкогольной продукции человек приобрел у неустановленного лица такую продукцию, с целью последующего сбыта, которая находилась по месту фактического проживания. Это создавало угрозу для жизни и здоровья, при употреблении внутрь. Данный факт был выявлен сотрудниками полиции в ходе проведенных оперативных мероприятий.

В ходе судебного заседания подсудимый свою вину не отрицал и пояснил, что действительно хранил у себя спиртосодержащую жидкость. Она была обнаружена сотрудниками полиции.

Судом были принятые во внимание смягчающие вину обстоятельства: помощь следствию, раскаяние, наличие на иждивении двух внуков. На основании изложенного было вынесено решение. На подсудимого был наложен денежный штраф.

Приговор от 27 октября 2017 г. по делу № 1-126/2017

Принят Государственной Думой 17 апреля 2020 года

1) в абзаце первом пункта 4 слово «организации» исключить;

2) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.

Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе о полном запрете на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.»;

3) абзац первый пункта 8 после слов «в подпункте 10 пункта 2» дополнить словами «, абзаце первом пункта 41»;

4) абзац второй пункта 9 после слов «общественного питания» дополнить словами «, если иное не установлено настоящей статьей».

Президент Российской Федерации В. Путин

С начала 2018 года по правительству ходит разработанный Минфином законопроект по легализации продаж алкоголя онлайн. Когда же он вступит в силу и кто сможет им воспользоваться?

Почему сейчас нельзя легально купить пиво онлайн?

Продавать алкоголь в интернете запретили в 2007 году. Запрет зафиксирован в пункте 14 части 2 статьи 16 закона 171 ФЗ: «Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются… дистанционным способом».

Единственная легальная форма продажи пива и алкоголя через интернет сейчас – когда покупатель бронирует заказ на сайте, а забирает его сам в торговой точке. Но это, конечно, не то, ведь главный плюс покупок в интернете в том, что не надо выходить из дома, все довезут до дверей.

В 2007 году запрет обосновывали борьбой с алкоголизацией и контрафактом. Но на практике он сыграл скорее на руку бутлегерам.

Легальный бизнес продавать алкоголь в интернете не может, но запрос от населения на такую услугу есть и растет с каждым годом. Удовлетворяют его тысячи сайтов, которые работают «вчерную». Кто-то покупает напитки в обычных магазинах и перепродает онлайн с большой наценкой, а кто-то сбывает через интернет опасный контрафакт.

На месте каждого закрытого онлайн-бутлегера появляются сотни новых

Власти осознали масштаб нелегального рынка алкоголя в интернете в 2016 – 2017 годах. С онлайн-бутлегерами начали борьбу прокуратура, Роскомнадзор и Росалкогольрегулирование. Но на месте каждого заблокированного сайта появляются сотни новых. Зарегистрировать домен и перенести на него магазин – дело нескольких минут.

Разрешат ли продавать пиво в интернете?

Тщетность блокировок привела чиновников экономического блока правительства к осознанию того, что единственный способ борьбы с контрафактом в интернете – пустить туда легальный бизнес и дать ему самому выдавить бутлегеров.

Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС заговорили о легализации продаж алкоголя онлайн. С 2017 года Министерство финансов написало несколько версий законопроекта, и вот, наконец, в феврале 2018 года одну из них начали предметно обсуждать в правительстве.

Проект Минфина опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов.

Начиная с этого момента, мы будем говорить о текущей версии законопроекта. Пока он не принят, его текст еще может измениться. Скорее всего, все будет так, как написано у нас, но 100% гарантии мы дать не можем.

Он предполагает, что с 1 января 2019 года в интернете можно будет продавать пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху и вина или игристое вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения.

С 1 января 2020 года можно будет продавать весь остальной алкоголь.

Кто сможет продавать пиво онлайн?

По аналогии с обычной розницей, пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху в интернете смогут продавать как ИП, так и ООО. Вино – ООО и сельскохозяйственные товаропроизводители винодельческой продукции, а крепкий алкоголь – только ООО.

Если ИП или ООО будут продавать только пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, им нужно будет зарегистрироваться в специальном реестре. А вот для реализации вина и крепкого алкоголя нужно будет получить лицензию.

При этом разные сегменты бизнеса получат доступ к онлайн-продажам в разное время. Вот что говорит закон:

С 1 января 2019 года лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в интернете вправе получить:

  • организации, имеющие лицензию на производство, хранение и поставки произведенных вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения;
  • организации, имеющие лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.

До 1 января 2022 года в реестр лиц, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в интернете, допускается включение исключительно организаций, имеющих основное технологическое оборудование для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, сведения о котором отражены в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.

До 1 января 2022 года лицам, имеющим только лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не выдается.

Расшифруем предыдущие абзацы на простых примерах.

Если вы дистрибутор алкоголя с лицензией, то вы сможете продавать его онлайн (в том числе и пиво) с 1 января 2019 года, а если вы обычный розничный магазин с лицензией на продажу алкоголя, вам нужно будет ждать 2022 года. Для крупных сетей, впрочем, это проблемой не будет, т.к. у них обычно есть лицензия и розницы, и дистрибутора.

Если вы производитель пива, пивоварня или крупный пивзавод, вы сможете продавать его, а также пивные напитки, сидр и медовуху, с 1 января 2019 года. А если вы ИП с магазином крафтового или разливного пива, вам придется ждать 2022 года.

Как будет работать реестр лиц, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»?

В актуальной версии законопроекта реестр выглядит как аналог лицензии.

Чтобы попасть в него, нужно будет предоставить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (этим органом будет РАР), следующие документы:

  • заявление о включении в реестр с указанием трех доменных имен сайта в доменной зоне .egais.ru (с указанием приоритетности), на которые претендует предприниматель или юридическое лицо.
  • копии учредительных документов для юридических лиц;
  • копия документа о государственной регистрации организации – юридического лица или о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.
  • копия документа о постановке на учет в налоговом органе.
  • копия документа об уплате государственной пошлины за включение в реестр. Размер этой государственной пошлины пока не установлен.

После получения заявления федеральный орган исполнительной власти должен включить предпринимателя или ООО в реестр по истечении 15 рабочих дней.

Уведомление о включении либо мотивированный отказ во включении в реестр в письменной форме направляется заявителю в течение трех рабочих дней после включения в реестр либо принятия решения об отказе во включении в реестр.

Основанием для отказа во включении в реестр являются:

  • наличие не погашенной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов;
  • представление заявления не по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти, либо указание в заявлении недостоверных сведений;
  • отсутствие в прилагаемых к заявлению документах подтверждения прав на средства индивидуализации юридических лиц, предприятий товаров, в случае, если интеллектуальные права на средства индивидуализации охраняются законом;
  • наличие не уплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основанием для исключения из реестра являются:

  • непредставление в установленный срок заявления о внесении изменений в реестр;
  • оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, иных требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (в том числе путем дублирования);
  • обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией или индивидуальным предпринимателем для включения в реестр;
  • неуплата в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных пунктом 2, абзацем первым пункта 9 статьи 16 171 ФЗ;
  • розничная продажа организацией или индивидуальным предпринимателем дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи);
  • неосуществление деятельности по розничной продаже пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение более чем 12 следующих подряд месяцев;
  • заявление лица, ранее включенного в реестр, об исключении его из реестра.

Организации и индивидуальные предприниматели включаются в реестр на срок, указанный в заявлении о включении в реестр, но не более, чем на пять лет.

Организации и индивидуальные предприниматели могут подать заявление о продлении срока нахождения в реестре, но не более чем на пять лет. При этом для продления срока нахождения в реестре представление иных документов, кроме заявления и документа об уплате государственной пошлины за включение в реестр, не требуется.

Что еще потребуется для продажи пива в интернете?

Продавец алкоголя должен будет обязательно зарегистрировать свой сайт в доменной зоне egais.ru.

Минфин оставил только один легальный способ оплаты алкоголя через интернет – банковской картой. Наличные расчеты с курьером или электронные кошельки использовать нельзя.

Для онлайн-продаж алкоголя обязательно будет нужна онлайн-касса.

Решит ли новый закон все проблемы?

На самом деле – нет.

Двигатель торговли – реклама.

Де-юре реклама алкоголя в интернете запрещена. В статье 21 «Алкогольная продукция» Закона «О рекламе» пункт 8 части 2 прямо сообщает: «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться… в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».

Легальные продавцы, конечно, будут соблюдать законы.

Нелегальные продавцы, конечно, соблюдать законы не будут.

У черного рынка будет большая фора. Достаточно зарегистрировать какой-нибудь похожий на официальный домен, например, egis.ru, заказать контекстной рекламы и собирать трафик, пока легальные игроки будут ограничены в своем продвижении.

Рано или поздно, конечно, «белые» продавцы перетянут большую часть трафика на себя, но без возможности рекламы им будет сложнее это сделать.

Поэтому нам нужен еще один закон, легализующий рекламу. Причем для борьбы с нелегалами достаточно будет разрешить только рекламу слабоалкогольных напитков: пива, сидра, пуаре и медовухи. Они будут входить в ассортимент большинства продавцов, и за счет их рекламы они смогут продвигать свои сайты.

С точки зрения юридической техники, достаточно будет добавить в пункт 8 одну строчку: «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться… в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре и медовухи».

Примут ли закон?

Скорее всего, да.

Его активно поддерживают Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, ФАС. Против, как обычно, выступает Минздрав, но его позицию ослабляет то, что законопроект направлен не только на стимулирование экономики, но и на борьбу с контрафактом.

Вопрос в том, примут ли его в те сроки, на которые рассчитывает Минфин, или его согласование затянется. Законопроект уже получил положительную оценку по итогам ОРВ и находится на обсуждении в правительстве. У министерств осталось три месяца, чтобы согласовать позиции.

admin

Добавить комментарий