68 32 1 ОКВЭД расшифровка

68 32 1 ОКВЭД расшифровка

Во-первых, должностным лицам грозит административная ответственность по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ за непредставление сведений (штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.) и по ч. 3 той же статьи за несвоевременное представление сведений (предупреждение или штраф в размере 5 000 руб.).

Во-вторых, ИП, применяющий УСНО и осуществляющий виды деятельности, не соответствующие заявленным в реестрах кодам ОКВЭД, несет риски налогообложения таких видов деятельности по общей системе налогообложения (с начислением НДФЛ, НДС). К примеру, из писем Минфина РФ от 27.04.2016 № 03‑11‑11/24293, от 18.04.2016 № 03‑11‑11/22134 следует, что доходы от реализации недвижимого имущества подлежат обложению НДФЛ предпринимателем, применяющим УСНО, если ИП не указывал при регистрации вид деятельности, связанный с продажей недвижимого имущества (см. также Постановление АС СКО от 22.01.2016 № Ф08-9920/2015).

📌 Реклама

Коды ОКВЭД и тарифы страховых взносов

На страницах журнала был подробно рассмотрен порядок применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, осуществляющими деятельность по управлению недвижимым имуществом. Кроме того, осуществляемый вид деятельности влияет на выбор класса профессионального риска, обусловливающего размер тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 № 551 внесены изменения в п. 13 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Они вступят в силу 01.01.2017.

Действующая редакция Редакция, актуальная с 01.01.2017
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска по виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ

Как видим, с 2017 года в нормативном акте будет прямо предусмотрено право чиновников, не получивших от организации подтверждение вида деятельности, посчитать страховые взносы на основании формальных сведений из ЕГРЮЛ. Обратим внимание, что они всегда действовали именно так, однако в суде страхователи отстаивали другую позицию: нельзя начислить взносы по классу риска, соответствующему виду деятельности, который фактически не осуществлялся (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 14943/10). Вместе с тем стоит учитывать, что Президиум ВАС рассматривал дело применительно к правоотношениям, возникшим до 2011 года, когда стала обязательной актуализация информации о кодах ОКВЭД в реестрах. С 2017 года подход чиновников, невыгодный страхователям, будет закреплен на нормативном уровне. Поэтому нужно внимательно следить за занесенными в ЕГРЮЛ кодами ОКВЭД, а также вовремя направлять в ФСС подтверждение вида осуществляемой экономической деятельности (см. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55). 📌 Реклама

Об ОКУН и БСО

Одним из вопросов, интересующих УК, является правомерность оформления БСО при приеме наличных денежных средств от клиентов в оплату услуг вместо применения ККТ. В настоящее время на этот вопрос нужно отвечать утвердительно: УК может выдавать покупателям БСО вместо чека ККТ. Обоснование базируется на следующих положениях:

  • организации и ИП могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ);
  • определить, относятся ли оказываемые услуги к услугам, предоставляемым населению, следует, опираясь на Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002‑93 (см. Письмо Минфина РФ от 22.05.2014 № 03‑01‑15/24495);
  • в ОКУН названы жилищные услуги (код 041100) и коммунальные услуги (код 042000).

В связи с введением в действие ОКВЭД 2 ОКУН утрачивает силу (см. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст). Поэтому возникает вопрос: на основании какого акта нужно устанавливать, вправе ли организация выдавать БСО вместо чека ККТ? 📌 Реклама

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой обширную сферу в плане экономической деятельности. Вступивший в силу общероссийский классификатор ОКВЭД, однако, не уделяет должного внимания этой сфере деятельности, несмотря на ее распространенность и многогранность. Поэтому у многих предпринимателей и других субъектов хозяйственной деятельности, которые хотят оказывать услуги в сфере ЖКХ, возникает множество вопросов, связанных с тем, какую выбрать позицию ОКВЭД для деятельности в сфере ЖКХ. Данная публикация поможет в этом разобраться.

Какие субъекты хозяйственной деятельности могут работать в данной сфере

Перед тем, как прояснить, какие коды ОКВЭД подходят для данного вида деятельности нужно немного разобраться в самой сфере ЖКХ, и какие субъекты могут оказывать услуги в этом виде экономической деятельности.

Сферу ЖКХ, с экономической точки зрения можно разделить на три основных сектора:

  • предоставление услуг с подачей тепловой энергии, воды, обработка канализационных стоков, подача электрической энергии;
  • предоставление услуг, связанных с обслуживанием многоквартирных домов, куда можно внести прием платежей, сдача в наем или аренду, и предоставление других сопутствующих услуг;
  • проведение различных строительных работ, а также уборка территории, оборудование детских площадок парковок, систем сигнализации, и других аналогичных услуг.

В первом случае, осуществлять подачу электрической и тепловой энергии, воды, и утилизацией канализационных стоков могут заниматься только крупные предприятия, по экономической классификации — природные монополии. Только они обладают необходимым оборудованием, специалистами и лицензиями, поэтому мелким компаниям и индивидуальным предпринимателям тут делать нечего.
Во втором случае, не требуется наличие специальных разрешений, поэтому второй группой услуг могут заниматься как индивидуальные предприниматели, так и различные управляющие компании, и ТСЖ. ТСЖ переводится как Товарищество совладельцев жилья многоквартирного дома. Именно данные субъекты и занимают лидирующее положение во второй группе коммунальных услуг.

Третья группа, специфическая. Сразу нужно отметить, что работы связанные с ремонтом и обустройством территорий и жилых помещений, в некоторых случаях предусматривают наличие лицензии на некоторые виды деятельности. Тут успешно конкурируют как крупные компании так и индивидуальные предприниматели.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что услуги в сфере ЖКХ могут предоставлять следующие субъекты хозяйственной деятельности:

  • крупные компании — природные монополии, а также акционерные общества;
  • управляющие компании;
  • ТСЖ;
  • ООО, и индивидуальные предприниматели.

Важно понимать, что, несмотря на большое разнообразие компаний, которые желают работать в коммунальной сфере, данные услуги четко структурированы, а конкуренция велика, поэтому перед тем как решить выбрать данный вид деятельности, нужно хорошо просчитать свои возможности.

Код ОКВЭД

Как было указано выше, классификатор ОКВЭД не очень насыщен позициями, которые относятся непосредственно к сфере коммунального хозяйства, но надо понимать, что в эту сферу входит множество услуг, которые смело можно отнести и к другим позициям, не связанным с ЖКХ. Например, ремонт домов и обустройство дворов. Такие услуги включают в себя множество работ, которые нашли свое отражение в других разделах ОКВЭД. Именно это и вводит предпринимателей в некоторое замешательство. По общим правилам для большинства предпринимателей, которые выбрали предоставление коммунальных услуг больше всего подходят такие коды ОКВЭД:

  • 32 — проведение управления недвижимым имуществом;
  • 32.1 — проведение управления по эксплуатации жилого фонда, куда можно отнести сбор платежей за квартплату и другие сборы.

Как видно из данных кодов, они регулируют вторую группу коммунальных услуг, связанных с содержанием, управлением и обеспечением жилищного фонда. Более всего это касается управляющих компаний и ТСЖ.

Самым лучшим советом для тех, кто решил выбрать данную область по выбору кода ОКВЭД будет следующий. Можно обратиться с официальным письмом, оформленным в установленном порядке за разъяснениями, какой код ОКВЭД выбрать для осуществления услуг в определенной области. Лучше обратится в росстат или налоговую инспекцию. Письмо лучше оформить в виде информационного запроса и ждать ответ. После получения ответа, можно начинать заполнять специальную форму, где указывать позицию. Даже в случае непредвиденных обстоятельств, можно будет прикрыться ответом, и объяснить ошибку ответом компетентного государственного органа.

Что такое ТСЖ

Последнее время, правительством нашей страны взят курс на повышение качества коммунальных услуг, и гражданам рекомендуют объединяться и создавать ТСЖ, таким образом решать вопросы, связанные с ремонтом, утеплением дома, обустройством прилегающей территории, самостоятельно. Для того чтобы это было все эффективно, рекомендуется создавать ТСЖ (товарищество совладельцев жилья). Это сравнительно новая юридическая форма, которая призвана заменить не очень эффективные управляющие компании, ведь граждане сами начинают решать свои проблемы, и направлять собранные ими средства по назначению. ТСЖ своего рода организация собственников всех квартир многоэтажного дома, которые выбирают себе директора, ревизионную комиссию, и органы управления, которые отчитываются им, и зависят от общества дома.

Но существуют и некоторые минусы в ТСЖ, которые состоят в следующем:

  • для того чтобы эта организация образовалась, необходимо собрать большой пакет документов, куда будут входить устав, составленный протокол общественных сборов, на котором должно присутствовать более 50 процентов всех владельцев квартир, которые выберут руководящие и контролирующие органы, а сделать это не так просто;
  • люди должны поддержать такое образование, и им нужно разъяснить его положительные стороны, а также отрицательные;
  • законодательство не очень совершенно по таким образованиям, поэтому при проведении государственной регистрации, придется много побегать по различным кабинетам;
  • и последнее, ТСЖ не подходит для старых домов, где последний капитальный ремонт делался лет 20-30 назад, так как пока соберутся необходимые деньги, строение может прийти еще в большую негодность.

Но в любом случае для новостроек это идеальная форма образования, поскольку можно выбирать тех, кто будет делать ремонт, убирать двор и решать другие проблемы, среди большого выбора между предложениями.

Жилищно-коммунальное хозяйство предусматривает собой широкий спектр деятельности, и относится к прибыльной отрасли. Но предприниматели, которые решаются начать бизнес в этой экономической сфере, начинают сталкиваться с некоторыми проблемами, одной из которых является несовершенство ОКВЭД. Но с этого есть выход, который указан в данной публикации.

Логинова Е. А. , эксперт журнала

Журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2020

Страховые взносы уплачиваются в 2020 году (как и прежде) с применением общих и пониженных (установленных для некоторых страхователей) тарифов. И применение УСНО страхователями в большинстве случаев не является препятствием для использования пониженных тарифов для расчета страховых взносов.

А недавно перечень «льготников» пополнился еще одной категорией страхователей – субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Более того, для данных лиц установлены не только пониженные тарифы, но и особый порядок расчета и облагаемой базы, и самих взносов.

Общий порядок расчета страховых взносов.

В общем случае страховые взносы мсп, исчисляемые с вознаграждений и выплат застрахованным лицам, уплачиваются по следующим тарифам (ст. 425 НК РФ):

  • на ОПС – 22%;

  • на ОМС – 5,1%;

  • на ОСС – 2,9%.

Тариф страховых взносов по травматизму зависит от кода ОКВЭД по основному виду деятельности страхователя – организации или ИП. Минимальный тариф составляет 0,2%, а максимальный – 8,5% суммы вознаграждений и выплат в пользу работников. При этом к тарифу может быть применена скидка или надбавка, размер которой не может превышать 40% установленного тарифа (п. 1 ст. Закона № 125-ФЗ).

Таким образом, общий минимальный тариф страховых взносов составляет (с учетом максимальной скидки 40% по взносам по травматизму) 30,12%.

Тарифы будут снижены, если выплаты в пользу работников превысят предельное значение. Так, если выплаты в пользу работника, определенные нарастающим итогом с начала 2020 года, превысят:

  • 912 000 руб. – то взносы на ОСС с суммы превышения платить больше не нужно (тариф – 0%);

  • 1 292 000 руб. – то взносы на ОПС с суммы превышения нужно исчислять по тарифу 10% (вместо 22%).

Страховые взносы рассчитываются нарастающим итогом с начала расчетного периода в последний день месяца исходя из полной суммы выплат, начисленных в пользу каждого конкретного работника (п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 431 НК РФ, п. 9 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).

Пониженные тарифы – кто вправе их применять?

Страхователи, имеющие право на применение в 2020 году пониженных тарифов страховых взносов, определены положениями ст. 427 НК РФ. В этой же статье определены условия применения таких тарифов страхователями-льготниками.

Перечисленные ниже страхователи вправе исчислять взносы по пониженным тарифам только при соблюдении условий, установленных п. 4 – 12 ст. 427 (п. 3 ст. 427). Причем в ряде случаев применение страхователем УСНО названо в качестве обязательного условия для правомерного применения пониженных тарифов. Приведем несколько примеров (см. таблицу).

Категория страхователя

Размер тарифов по взносам, %

Условия применения пониженных тарифов

НКО (кроме государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства либо массового спорта (за исключением профессионального) (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

В течение 2019 – 2024 годов:

  • на ОПС – 20%;

  • на ОМС – 0%;

  • на ОСС – 0%

Пункт 7 ст. 427 НК РФ: по итогам года, предшествующего году перехода на уплату взносов по пониженным тарифам, не менее 70% суммы доходов за указанный период в совокупности должны составлять:

  • доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;

  • доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности и определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;

  • доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абз. 47, 48, 51 – 59 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ

Благотворительные организации, применяющие УСНО (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ)

В течение 2019 – 2024 годов:

  • на ОПС – 20%;

  • на ОМС – 0%;

  • на ОСС – 0%

Пункт 8 ст. 427 НК РФ: организации должны быть зарегистрированы в порядке, установленном федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»

Российские организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1.1 п. 2 ст.427 НК РФ) (в том числе применяющие УСНО – см. Письмо Минфина России от 29.05.2019 № 03-15-06/38983)

В течение 2017 – 2023 годов:

  • на ОПС – 8%;

  • на ОМС – 4%;

  • на ОСС – 2% (или 1,8%*)

Пункт 5 ст. 427 НК РФ, Письмо ФНС России от 26.02.2020 № БС-4-11/3181@:

  • наличие документа о государственной аккредитации;

  • доля доходов от IT-деятельности не менее 90%;

  • среднесписочная численность не менее 7 человек

Организации, которые производят анимационную продукцию (в том числе в качестве подрядчиков и субподрядчиков), а также организации, которые продают права на анимационную продукцию собственного производства (вне зависимости от вида договора) (пп. 15 п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 427 НК РФ)

В течение 2017 – 2023 годов:

  • на ОПС – 8%;

  • на ОМС – 4%;

  • на ОСС – 2% (или 1,8%)

Пункт 12 ст. 427 НК РФ:

  • организация должна быть включена в реестр производителей анимационной продукции;

  • если организация является вновь созданной – доля доходов от деятельности по итогам расчетного периода должна составлять не менее 90%, а среднесписочная численность должна быть не менее 7 человек;

  • если организация является действующей – доля доходов от деятельности за 9 месяцев предшествующего года должна составлять не менее 90%, а среднесписочная численность должна быть не менее 7 человек

Организации, которые имеют статус участника проекта «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ)

Взносы:

  • на ОПС – 14%;

  • на ОМС – 0%;

  • на ОСС – 0%

Пункт 9 ст. 427 НК РФ, п. 1, 4 ст. 10 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»: тарифы применяются в течение 10 лет (можно и меньше 10 лет), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта. Пониженные тарифы не применяются, если совокупный размер прибыли участника проекта за месяц превысил 300 млн руб. Этот размер рассчитывается нарастающим итогом с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки участника проекта составил более 1 млрд руб.

Организации и ИП, получившие до 31.12.2017 статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) на территориях Республики Крым и Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ)

Взносы:

  • на ОПС – 6%;

  • на ОМС – 0,1%;

  • на ОСС – 1,5%

Пункт 10 ст. 427 НК РФ, п. 19 ст. 13, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 29.11.20140 № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: тарифы применяются в течение 10 лет со дня получения такого статуса. Эти тарифы применяются только в отношении выплат работникам, задействованным в инвестиционном проекте в СЭЗ

* Данный тариф используется при исчислении взносов с выплат иностранным гражданам (лицам без гражданства), временно пребывающим в Российской Федерации (кроме высококвалифицированных специалистов).

«Прибавление в семействе».

Законом № 102-ФЗ начиная с 01.04.2020 установлены пониженные тарифы по страховым взносам в 2020 для субъектов МСП (ст. 5 и 6 названного закона). Аналогичные тарифы введены и в Налоговый кодекс – п. 1 ст. 427 дополнен пп. 17 (норма начнет действовать с 2021 года). Причем период, на который для субъектов МСП установлены пониженные тарифы, Законом № 102-ФЗ не ограничен.

Итак, к части выплат по итогам каждого (отдельно взятого) месяца, которая превышает МРОТ, установленный федеральным (а не региональным!) законом, субъекты МСП могут применять следующие пониженные тарифы страховых взносов:

Напомним: на 2020 год Федеральным законом от 27.12.2019 № 467-ФЗ установлен МРОТ 12 130 руб.

Обозначенные тарифы субъекты МСП вправе применять при расчете страховых взносов с выплат, начисленных за апрель 2020 года. Соответственно, страховые взносы за март текущего года такие страхователи должны были исчислить с применением прежних ставок.

Обратите внимание:

По общему правилу страховые взносы мсп начисляются нарастающим итогом (п. 1 и 2 ст. 421 НК РФ). Даже тогда, когда применяются пониженные тарифы (ст. 427 НК РФ).

Но для субъектов МСП предусмотрено исключение (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ, ст. 5 и 6 Закона № 102-ФЗ). Указанным лицам не нужно рассчитывать страховые взносы нарастающим итогом с начала расчетного периода. Пониженные тарифы они применяют к выплатам в пользу каждого конкретного работника, определяемым по итогам каждого календарного месяца. При этом пониженные тарифы применяются лишь к той части выплаты, которая превышает «федеральный» МРОТ (в 2020 году – 12 130 руб.).

Таким образом, по новым правилам субъектам МСП нужно каждый месяц начисленную зарплату сотрудников делить на две суммы: МРОТ и сумму, его превышающую. А затем к каждой из этих сумм применять свои тарифы: к первой – общий (30%), ко второй – пониженные (15%).

Пример 1

За май 2020 года сотруднику компании была начислена зарплата в размере 35 128 руб.

Разница между МРОТ и начисленной за апрель зарплатой составила 22 998 руб. (35 128 — 12 130).

Страховые взносы за апрель по данному сотруднику организация рассчитала так:

Общая сумма взносов – 7 089 руб. (3 639 + 3 450).

По прежним правилам величина страховых взносов по данному работнику за апрель составила бы 10 538 руб. (35 128 руб. х 30%). То есть при применении пониженных тарифов к взносам организация сэкономит 3 449 руб. (10 538 — 7 089).

Особенности, которые нужно учесть СМСП при расчете взносов.

Вероятно, практика применения субъектами МСП пониженных тарифов по страховым взносам выявит неоднозначные, спорные моменты, присущие такому варианту расчета взносов. Но на это понадобится некоторое время.

А пока мы заострим внимание на двух очевидных особенностях.

Во-первых, условия применения пониженных ставок одинаковы для всех регионов. Какие-либо корректировки МРОТ – например, на районные коэффициенты, другие надбавки – установленный Законом № 102-ФЗ механизм расчета страховых взносов с применением пониженных тарифов не предусматривает. Он является общим: определяющий момент для него – деление облагаемой базы (начисленной за месяц суммы) на две части, а именно на МРОТ и на сумму, превышающую его.

Во-вторых, каких-либо уточнений касательно того, чтобы месяц, за который производится начисление, был отработан полностью, в ст. 5 и 6 Закона № 102-ФЗ не сделано. Поэтому даже если месяц, за который выплачивается заработная плата, сотрудником отработан не полностью (например, в случае отпуска или приема-увольнения в середине месяца), работодатель все равно должен использовать общий механизм расчета страховых взносов с применением пониженных тарифов. Ведь в нормах Закона № 102-ФЗ говорится об итоговом вознаграждении за календарный месяц как таковом.

Пример 2

В мае 2020 года сотрудник компании отработал лишь 10 дней. За эти дни ему была начислена зарплата в размере 27 054 руб.

Разница между МРОТ и начисленной зарплатой составила 14 924 руб. (27 054 — 12 130).

Страховые взносы за апрель по данному сотруднику организация рассчитала так:

Общая сумма взносов равна 5 878 руб. (3 639 + 2 239).

Предусмотрено ли снижение тарифов взносов по травматизму?

Какие либо изменения в Закон № 125-ФЗ в части тарифов взносов по травматизму Законом № 102-ФЗ не внесены.

Вместе с тем согласно ст. 2 Закона № 102-ФЗ Правительство РФ на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 наделено полномочиями по изменению сроков уплаты данных взносов, представления отчетности по ним, а также по изменению правил администрирования этих взносов.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 срок уплаты страховых взносов по травматизму, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, продлен для микропредприятий, ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в связи «коронавирусом»:

  • за март – май 2020 года – на шесть месяцев;

  • за июнь – июль 2020 года – на четыре месяца.

К сведению:

Перечень пострадавших отраслей (и соответствующие им коды по ОКВЭД) утвержден постановлениями Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 и от 10.04.2020 № 479, в него входят:

  • авиа- и автоперевозки, деятельность аэропортов;

  • культура, организация досуга и развлечений;

  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;

  • туристическая деятельность;

  • гостиничный бизнес;

  • общественное питание;

  • дополнительное и негосударственное образование;

  • деятельность по организации выставок и конференций;

  • деятельность по предоставлению бытовых услуг населению;

  • деятельность в области демонстрации кинофильмов;

  • деятельность в области здравоохранения – стоматологическая практика.

И, по всей видимости, данный перечень не является окончательным.

Особенности заполнения РСВ в 2020 году.

Порядок заполнения РСВ и его форма утверждены Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ (далее – Порядок). И по понятным причинам в нем не учтены особенности заполнения расчета субъектами МСП, которым с 01.04.2020 разрешено применять пониженные тарифы страховых взносов.

В связи с этим указанным лицам следует обратить внимание на Письмо ФНС России от 07.04.2020 № БС-4-11/5850@, в котором даны пояснения касательно заполнения РСВ за I полугодие 2020 года субъектами МСП.

Что же пояснили налоговики?

  1. До внесения соответствующих изменений в приложение 5 к Порядку в части дополнения необходимых кодов тарифа плательщики страховых взносов – СМСП, применяющие тариф 10% по взносам на ОПС в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, определяемых по итогам каждого календарного месяца, для отражения в РСВ указывают код тарифа плательщика страховых взносов «20».

  2. До внесения соответствующих изменений в приложение 7 к Порядку в части дополнения кодов категории застрахованного лица указанные выше страхователи при заполнении подразд. 3.2.1 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица», разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» указывают коды категории застрахованного лица:

  • «МС» – физические лица, с выплат и вознаграждений которым, определяемым по итогам каждого календарного месяца, субъекты МСП исчисляют страховые взносы;

  • «ВЖМС» – застрахованные в системе ОПС лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающие (временно пребывающие) на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, которым предоставлено временное убежище в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», с выплат и вознаграждений которым, определяемым по итогам каждого календарного месяца, субъекты МСП исчисляют страховые взносы;

  • «ВПМС» – иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории РФ, с выплат и вознаграждений которым, определяемым по итогам каждого календарного, субъекты МСП исчисляют — страховые взносы для малого и среднего.

Какова выгода субъектов МСП от применения пониженных тарифов?

Предположим, что в компании, применяющей УСНО и исчисляющей налог с разницы между доходами и расходами (общая ставка – 15%), трудится 15 человек. Общий ФОТ за месяц – 720 484 руб. Ежемесячный доход каждого из работников превышает МРОТ (12 130 руб.).

Доходы компании за этот месяц составили 5 400 000 руб., а расходы (без учета расходов по страховым взносам) – 4 100 000 руб.

Рассчитаем общую налоговую нагрузку компании за месяц, исходя из общих и пониженных тарифов по страховым взносам. Расчет сделаем также для случая, когда применяется пониженная ставка по УСНО (например, 12%, ведь некоторые регионы сейчас вводят пониженные ставки для «упрощенцев» на период пандемии).

При этом будем считать, что выплаты в пользу каждого работника не превышают предельные значения (на ОПС – 1 292 000 руб., на ОСС – 912 000 руб.).

Как видно из этого расчета, компания, выбравшая в качестве объекта налогообложения по УСНО «доходы минус расходы», может получить положительный эффект от применения пониженных тарифов по страховым взносам (экономия составит порядка 20%). Причем этот эффект сохранится и в ситуации, если часть работников компании за месяц получит доход в размере, не превышающем МРОТ (12 130 руб.), поскольку общий расчет страховых взносов будет аналогичным.

Далее аналогичный расчет сделаем для случая, когда компания исчисляет «упрощенный» налог, исходя из доходов. И тоже – с учетом общей ставки (6%) и пониженной (4%).

Для чистоты эксперимента используем те же входные данные.

Аспект

Если применяются общие тарифы, руб.

Если применяются пониженные тарифы, руб.

Размер страховых взносов за месяц

216 145

ФОТ исходя из МРОТ – 181 950.

Взносы – 54 585.

Превышение (ФОТ над МРОТ) – 538 534.

Взносы – 80 780.

Общая сумма взносов – 135 365 (54 585 + 80 780)

Экономия на страховых взносах

80 780 (216 145 — 135 365)

УСНО за месяц, исходя из ставки 6%

324 000 (5 400 000 руб. х 6%)

Соответственно, 50% суммы налога – 162 000 (216 145 руб. >, а 135 365 руб. < этой суммы)

УСНО с учетом корректировки на страховые взносы

162 000 (324 000 — 162 000)

188 635 (324 000 — 135 365)

Общая сумма фискальных платежей

378 145 (216 145 + 162 000)

324 000 (135 365 + 188 635)

Общая экономия

54 145 (378 145 — 310 060)

УСНО за месяц (исходя из ставки 4%)

216 000 (5 400 000 руб. х 4%)

Соответственно, 50% суммы налога – 108 000 (и 216 145 руб., и 135 365 руб. > этой суммы)

УСНО с учетом корректировки на — страховые взносы для малого и среднего

108 000 (216 000 — 108 000)

Общая сумма фискальных платежей

324 145 (216 145 + 108 000)

243 365 (135 365 + 108 000)

Общая экономия

80 780 (324 145 — 243 365)

Как видим, компания с объектом налогообложения по УСНО «доходы» также может получить положительный эффект от применения пониженных тарифов по страховым взносам.

Между тем этот эффект может нивелироваться в случае, если взносы компании по общим тарифам составят менее 50% суммы исчисленного дохода.

Для расчета используем прежние входные данные по ФОТ, но увеличим сумму дохода компании до 7 500 000 руб.

Аспект

Если применяются общие тарифы, руб.

Если применяются пониженные тарифы, руб.

Размер страховых взносов за месяц

216 145

ФОТ исходя из МРОТ – 181 950.

Взносы – 54 585.

Превышение (ФОТ над МРОТ) – 538 534.

Взносы – 80 780.

Общая сумма взносов – 135 365 (54 585 + 80 780)

Экономия на страховых взносах

80 780 (216 145 — 135 365)

УСНО за месяц, исходя из ставки 6%

450 000 (7 500 000 руб. х 6%)

Соответственно, 50% суммы налога – 225 000 (и 216 145 руб., и 135 365 руб. < этой суммы)

УСНО с учетом корректировки на страховые взносы

233 855 (450 000 — 216 145)

314 635 (450 000 — 135 365)

Общая сумма фискальных платежей

450 000 (216 145 + 233 855)

324 000 (135 365 + 314 635)

Общая экономия

0 (450 000 — 450 000)

Из последнего расчета можно сделать следующий вывод: работодатели, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы», не всегда смогут получить положительный эффект от применения пониженных тарифов. Все зависит от соотношения величины их доходов и затрат на выплату вознаграждения работникам, включаемых в облагаемую базу по страховым взносам.

Администрированием этих взносов занимается ФНС.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Размер взносов по травматизму для каждого страхователя ФСС устанавливает ежегодно после подтверждения страхователем основного вида деятельности. В обычных условиях подать документы нужно было до 15.04.2020, однако из-за объявления апреля нерабочим этот срок в большинстве регионов РФ был перенесен на 06.05.2020 (соответствующая информация размещена на сайтах региональных отделений фонда).

Предельные величины определены Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

О критериях отнесения хозяйствующих лиц к категории СМСП читайте в статье А. А. Суркова «Кто признается субъектом МСП?» на стр.___.

В силу ст. 133.1 ТК РФ субъекты РФ вправе устанавливать «региональный» МРОТ, но его величина не должна быть менее «федерального».

В сам Закон № 125-ФЗ эти изменения вноситься не будут.

admin

Добавить комментарий