Защита знаков

Защита знаков

Итак, что же предпринять руководству компании, если оно обнаружит, что какая-то фирма продает продукцию, используя схожий товарный знак? В этом случае рекомендуется действовать в нескольких направлениях. Во-первых, в целях досудебного урегулирования, целесообразно направить нарушителю претензию, в которой потребовать от него прекратить незаконное использования знака. В ней следует указать, что в случае, если это требование не будет выполнено, в отношении него будет подано исковое заявление в суд о возмещении убытков. Чтобы сформировать доказательственную базу для возможного будущего судебного разбирательства, следует закупить контрафактный товар и получить чеки, в которых указана организация или предприниматель-продавец.

Параллельно можно запустить механизмы защиты административно- и уголовно-процессуального характера. Если нарушитель использует зарегистрированное обозначение, сходное со знаком правообладателя, то можно попробовать оспорить регистрацию в Палате по патентным спорам. Нелишним будет также обратиться в антимонопольные органы. Нередко довольно-таки весомым аргументом для нарушителя является возбужденное уголовное дело по факту незаконного использования товарного знака.

📌 Реклама

Что касается превентивных мер, то предупредить и минимизировать возможность незаконного использования товарного знака стоит уже на стадии его регистрации. Так, чтобы выявить сходные зарегистрированные знаки, можно произвести информационный поиск по базе данных Роспатента. Такой поиск проводит Федеральный институт промышленной собственности по заявлению любого лица, причем не только в отношении зарегистрированных товарных знаков, но и в отношении обозначений, находящихся на стадии экспертизы заявки. Стоимость услуги зависит от предмета и срока поиска. Например, поиск словесного обозначения по одному классу товаров в течение одного месяца стоит 600 рублей, изобразительного обозначения – 2400 рублей. За срочное выполнение поиска в течение двух недель уплачивается двойной тариф.

Также следует регистрировать товарный знак не только по одному классу товаров или услуг, по которому фирма собирается его использовать, но и по ряду смежных классов. Эта мера может в большей степени застраховать компанию от нарушений. Не стоит забывать о том, что по закону о товарных знаках нарушением является использование тождественного или сходного обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. В этой связи понятно, почему многие известные производители используют так называемые «зонтичные» бренды, то есть товарные знаки, зарегистрированные по широкому спектру товаров и даже услуг.

📌 Реклама

Наконец, для предупреждения нарушения необходимо производить регулярный и методичный мониторинг рынка на предмет использования тождественных и сходных товарных знаков.

Не всегда имеет смысл обращаться в суд

Кирстен Хевишер ( mrs. Kirsten Haevescher) , директор по маркетингу компании A.C. HAASE OSTHANDELSGESELLSCHAFT mbH ( Hamburg):

«Некоторое время назад мы столкнулись с тем, что фирма «Наша мама» использует дизайн упаковки, практически аналогичный нашему. Однако мнение, встречающееся в российской прессе, о том, что впоследствии мы именно из-за этого инцидента сменили дизайн, ошибочно. Разработка нового оформления – обычное маркетинговое решение. Продукция марки «БЮБХЕН» производится в Германии, но уже много лет представлена не только в России, но и в других странах мира. Поэтому и было принято решение обновить дизайн упаковки.

Конечно, мы рассматривали возможность подать в суд на фирму «Наша Мама». Но вопрос защиты дизайна очень сложен. Мы изучили российскую практику и законодательство и установили, что результат продолжительного судебного производства предвидеть невозможно. Таким образом, возник вопрос, хотим ли мы добиваться длительного юридического процесса, не зная, каким может быть результат. Для нас более важное значение имеют не юридические распри, а удовлетворенность наших клиентов. Ведь это они делают выбор между оригиналом и продукцией конкурента. Мы приняли решение сосредоточить свое внимание на качестве – нашем конкурентном преимуществе — и не тратить усилия на разрешение конфликта. К тому же, теперь новый дизайн поможет покупателям узнать оригинал с первого взгляда».

Правовая защита товарных знаков в РФ: нарушения, ответственность

Товарный знак (ТЗ) – эффективный инструмент для продвижения, узнаваемости и развития бизнес-проектов. Защита правообладателя обеспечивается российскими и международными нормами. Однако есть случаи нарушения исключительного владения ТЗ. Выход – правовая охрана товарного знака в РФ и за пределами страны.

Защита товарного знака, российские и международные нормы

Основным регулирующим правовым актом для товарных знаков является Гражданский кодекс (ГК) РФ. Положения о правилах регистрации, продления, защиты и отчуждения ТЗ описаны в п. 2 гл. 76. Подтверждение исключительного права – свидетельство (ст. 1481 ГК). Информация о правообладателе, описание ТЗ хранятся в государственном Реестре.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует с момента получения свидетельства (ст. 1509 ГК). Любое нарушение использования влечет за собой административную или уголовную ответственность. Однако обладатели не всегда могут определить наличие и степень нарушения. Для этого рекомендуется обратиться к юристам, специализирующимся на защите объектов интеллектуальной собственности.

Они учитывают не только российские, но и международные акты:

— Парижская конвенция. Особенности – принципы национального режима, приоритета.

— Мадридское соглашение. Обеспечивает правовую защиту ТЗ в странах-участницах договора.

— Ниццкое. Международная классификация товарных знаков.

— Договор ТЛТ. Оптимизация процедуры регистрации и защиты ТЗ.

Комплексный анализ дает возможность пресечь нарушения использования интеллектуальной собственности на территории РФ и за ее пределами. Для этого нужно знать особенности каждого правового акта, уметь применять их для защиты.

Виды нарушений использования ТЗ

Неправомерное использование ТЗ бывает преднамеренным и случайным. Последнее происходит, когда организация разработала свой товарный знак, но не выполнила процедуры проверки схожести в Реестре. Специальное применение осуществляется для получения прибыли или других выгод из-за узнаваемости, популярности бренда. Государственная регистрация гарантирует защиту ТЗ.

В ст. 1515 ГК определены виды нарушений интеллектуальной собственности:

— Продажа товаров с фирменным логотипом или другой зарегистрированной символикой.

— Изготовление, ввоз продукции с использованием ТЗ без разрешения правообладателя.

— Использование символики для предоставления услуг.

— Размещение ТЗ на документах.

— Рекламная продукция – видеоролики, фотоматериалы, буклеты.

— ТЗ упоминается в доменном имени.

Сложность заключается в определении степени схожести оригинального товарного знака с незаконно используемым. В Москве множество начинающих компаний пытаются продвигать свои товары, услуги, взяв за основу своего логотипа известный бренд.

Правовая ответственность

При выявлении нарушений обладатель исключительных прав может потребовать изъятия товаров, аннулирование услуг. Дополнительно – возмещение убытков и выплата компенсации. Для этого нужно сформировать доказательную базу, оставить судебный иск. Все претензии на сумму от 10000 до 5 млн рублей рассматриваются в суде.

Виды ответственности за незаконное использование товарного знака:

— Административная. Штрафы от 5000 до 200000 руб. с конфискацией товаров, материалов и оборудования производства. За производство – двух, трех или пятикратный штраф от суммы изъятой продукции с нарушением.

— Уголовная. Определяется ст. 180 УК РФ. В зависимости от степени тяжести начисляется штраф до 400000 руб., лишение свободы до 2 лет, исправительные работы до 480 часов.

Эти дела рассматривают суды разных инстанций. Задача специалистов по правовой защите объектов интеллектуальной собственности – определить тяжесть нарушения. Затем составляется план действий, цель которого – минимизировать и возместить ущерб, обеспечить правовую охрану ТЗ.

Отчуждение ТЗ

Одна из форм передачи прав интеллектуальной собственности – составление договора отчуждения. По этому соглашению ТЗ передается второму лицу в полном объеме. Для правовой защиты сторон нужно выполнить процедуру в соответствии с требованиями ст. 1232 ГК РФ. В документе прописывают патент, его номер, полную информацию об объекте, наименование и адреса сторон. Перед подачей в Роспатент договор отдают специалистам для проверки.

Дальнейшая регистрация договора отчуждения товарного знака выполняется по такой схеме.

1. Свидетельство о регистрации ТЗ.

2. Заявление.

3. Подписанное соглашение.

4. Квитанция об оплате госпошлины.

После рассмотрения права на использования передаются второй стороне соглашения. Если договор носит возмездный характер, а новый правообладатель отказывается выполнять его условия, сделку можно аннулировать. Это можно сделать через суд или по согласию сторон.

Порядок защиты прав на ТЗ

Первый этап – определение степени схожести товарного знака. Для этого отправляют заявку в Роспатент, указывая критерии проверки. От этого будет зависеть стоимость услуги. Если ответ положительный, можно начинать процесс компенсации ущерба.

Первая стадия – досудебное разбирательство. Нарушителю отправляется официальное письмо от правообладателя. В нем прописывают виды нарушений, ссылки на статьи ГК и УК, порядок урегулирования спора. Если ответ не устраивает истца, нужно начинать судебный процесс.

Порядок судебного разбирательства:

1. Составление доказательной базы.

2. Формирование иска.

3. Подача искового заявления и приложений к нему в секретариат суда.

4. Участие в заседаниях.

5. Получение решения.

Если последнее будет положительным, нужно проконтролировать работу исполнительной службы. Их представители должны своевременно взыскать компенсацию, в случае надобности организовать аукцион по продаже товаров, оборудования.

Если решение суда не отвечает требованиям правообладателя, нужно подавать апелляцию. Перед этим еще раз проверяется доказательная база, учитываются возможные ошибки, допущенные при составлении документов.

Для идентификации и продвижения продукции можно использовать товарный знак. Права на такие объекты могут регистрировать коммерческие структуры – юридические лица и ИП. После регистрации и выдачи свидетельства возникает режим правовой защиты товарного знака и знака обслуживания. Это дает возможность привлекать к ответственности любое лицо, использующее обозначение без разрешения правообладателя.

Понятие товарного знака

Под товарным знаком понимается средство идентификации продукта. Для этого допускается регистрация любых обозначений, выраженных в определенной форме (текст, графика, объемный или иной объект). Разрешено использовать товарный знак и без получения свидетельства, однако в этом случае невозможно предъявить претензии к другим лицам за его использование.

Регистрировать товарный знак можно на национальном и международном уровнях. При подаче заявки нужно сразу указать классы товаров, на которые будет распространяться режим правовой защиты. Для этого используется международный классификатор МКТУ.

Виды товарного знака

В качестве товарного знака закон позволяет регистрировать следующие виды обозначений:

Проверка формы и содержания товарного знака происходит в Роспатенте. Для этого назначается экспертиза обозначения, в ходе которой специалисты Роспатента проверят различительную способность знака, признаки тождества и сходства с аналогичными объектами других лиц.

Права после регистрации знака

После прохождения регистрации ИП или организация получит свидетельство на товарный знак. Этот документ подтверждает возникновение исключительных прав на обозначение. Приступить к использованию знака в коммерческой деятельности нужно в течение 3 лет после регистрации, иначе режим защиты будет аннулирован по требованию любого заинтересованного лица.

Зарегистрированный товарный знак можно использовать по следующим направлениям:

  • для маркировки собственной продукции, применения в рекламных целях;
  • для продажи исключительных прав другим лицам;
  • для временной передачи обозначения по лицензионным соглашениям.

Исключительные права дают возможность владеть и распоряжаться обозначением. Иные лица смогут использовать ТЗ только с разрешения правообладателя, выраженного в договоре уступки или лицензионном соглашении.

Срок действия

Режим исключительных прав будет действовать на протяжении 10 лет. После истечения этого срока правообладатель может подать заявление в Роспатент и продлить свидетельство на аналогичный срок. Автоматическое продление срока законом не допускается. Если правообладатель несвоевременно обратится за продлением, исключительные права на ТЗ сможет зарегистрировать любое заинтересованное лицо.

Ответственность за нарушение прав на товарный знак

Правообладатель может защищать товарный знак от незаконного использования другими лицами. Под незаконным использованием понимается размещение чужого обозначения на товарах или рекламной продукции, отказ выплатить вознаграждение правообладателю. В перечень мер защиты входят:

  • предъявление письменных требований о запрете незаконного использования ТЗ, возмещении убытков;
  • подача иска в суд для штрафной компенсации или взыскания убытков, предъявления требований о конфискации контрафактной продукции;
  • досрочное расторжение лицензионных соглашений, если временный владелец нарушил условия использования знака (например, нарушает порядок выплаты вознаграждения).

Кроме гражданской ответственности, нарушитель может понести административное или уголовное наказание. По нормам КоАП РФ штраф может быть назначен за любой факт использования ТЗ без согласия правообладателя. Для привлечения к уголовной ответственности нужно доказать причинение ущерба в крупном или особо крупном размере (не менее 100 тыс. руб. и 1 млн руб. соответственно). При любом варианте ответственности будут конфискованы контрафактная продукция и средства производства.

Помощь профессионалов

С нарушением исключительных прав может столкнуться каждый владелец товарного знака. Для привлечения к ответственности нужно доказать факт незаконного использования обозначения, вину правонарушителя, размер убытков, иные обстоятельства. Чтобы добиться восстановления нарушенных прав, обратитесь за помощью в компанию ООО «Региональный центр правовой безопасности». Мы оказывает следующие услуги:

  • консультационную поддержку при регистрации товарного знака и реализации исключительных прав;
  • помощь с оформлением договоров на продажу или передачу прав по лицензии;
  • отстаивание интересов правообладателей при нарушениях со стороны других лиц (сбор доказательств по факту нарушения, расчет суммы убытков и т. д.);
  • представительство в судебных инстанциях, правоохранительных и иных органах.

Чтобы уточнить условия сотрудничества с нашими специалистами и согласовать расценки за услуги, обратитесь за консультацией по телефону либо оставьте свои вопросы в форме обратной связи.

admin

Добавить комментарий