Все о профсоюзе

Все о профсоюзе

О том, как «общаться» с профсоюзом, знает, пожалуй, каждый работодатель. И если в Трудовом кодексе РФ есть не все ответы на вопросы по этой теме, то поможет специальный Федеральный закон — «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Но нередко работодатели забывают, что профсоюз — это только один из возможных представителей работников. А вот уже об этих самых «иных представителях» информации в Кодексе не так и много. Мы решили восполнить этот «пробел» и поговорить о том, в каких ситуациях работодатель может столкнуться с непрофсоюзными представителями работников.

Зачем вообще нужны работникам представители? Конечно, для установления диалога работников и работодателя. Представьте себе современную организацию: большой коллектив, отношения на грани конфликта. Работодатель не может вовремя и грамотно информировать сотрудников, работники не предоставляют «обратную связь». Профсоюзное представительство воспринимается часто не как посредничество и грамотное представление интересов работников, а как негативное явление. В этом ключе в наличии непрофсоюзных представителей могут быть заинтересованы не только сами работники, но и работодатели, ведь у них появляется возможность донести до работников через избранного и уважаемого ими представителя информацию о непростых условиях ведения бизнеса, зачастую не очевидном для работника влиянии «законов» рынка на финансовое положение предприятия.

Для работодателя наличие представительного органа работников имеет существенное значение, если трудовым законодательством на него возлагается обязанность по учету мнения такого представительного органа.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работника (при наличии такового).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

В начале этого года на общем собрании учредителей нашей компании было принято решение о прекращении трудового договора с прежним директором и о назначении другого. По заданию нового директора я должна подготовить аналитическую справку о действующих в нашей организации локальных нормативных актах, регулирующих трудовые отношения. Причем необходимо не просто их перечислить, а разбить по группам в зависимости от процедуры утверждения. По какому принципу нужно проводить такое деление?

Различия в процедурах принятия локальных нормативных актов чаще всего связаны именно с необходимостью участия в этом процессе представителей работников.

В зависимости от участвующих в создании локальных нормативных актов субъектов выделяются:

  • акты, принимаемые работодателем единолично;
  • акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников (если он имеется в организации);
  • акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников по правилам, установленным коллективным договором (если коллективный договор принят в организации и содержит такие правила).

При этом следует различать процедуры учета мнения представительного органа работников и согласования с представительным органом.

При необходимости учесть мнение представителей работодатель проводит процедуру учета мнения, а далее для принятия решения есть варианты.

Вариант 1. Локальный нормативный акт утверждается в редакции, устраивающей обе стороны.

Вариант 2. Локальный нормативный акт утверждается в редакции, подготовленной работодателем, даже если представители работников с этой редакцией не согласны.

В ситуации, когда локальный нормативный акт принимается по согласованию с представительным органом работников, отсутствие его согласия означает, что документ не может быть принят.

К локальным нормативным актам, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, относятся, например:

  • локальный нормативный акт, устанавливающий порядок проведения аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
  • локальный нормативный акт, устанавливающий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • графики сменности (ст. 103 ТК РФ);
  • локальный нормативный акт, устанавливающий системы оплаты труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);
  • локальный нормативный акт, устанавливающий конкретные размеры оплаты работы в выходной или нерабочий праздничный день (ч. 2 ст. 153 ТК РФ);
  • локальный нормативный акт, устанавливающий конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ч. 3 ст. 154 ТК РФ);
  • локальный нормативный акт, определяющий применение систем нормирования труда (ч. 1 ст. 159 ТК РФ);
  • локальный нормативный акт, предусматривающий введение, замену и пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 162 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 190 ТК РФ);
  • и др.

Причем в некоторых случаях в законе уточняется, что представлять интересы работников может не любой представительный орган, а именно выборный орган первичной профсоюзной организации.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение проводится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 105 ТК РФ).

В отдельных ситуациях такого уточнения в законе нет.

Так, в соответствии со ст. 101 ТК РФ Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Возможность существования непрофсоюзных представителей работников предусмотрена законодательством только на локальном уровне социального партнерства. Работники самостоятельно решают, какой именно представитель будет участвовать в организации от их имени. Избирая своих представителей, работники вправе наделить соответствующими полномочиями конкретное лицо либо сформировать представительный орган. Однако стоит отметить, что избрание представительного органа является правом, а не обязанностью работников, и если они не проявили инициативу по созданию представительного органа, то следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ТК РФ работодатель учитывает мнение представительного органа работников лишь при его наличии.

При проведении проверки в нашей организации, где представительный орган работников отсутствует, инспектор ГИТ настаивал на том, что наши локальные нормативные акты, для которых трудовым законодательством установлен порядок их принятия с учетом мнения представительного органа работников (например, ПВТР), приняты с нарушением действующего законодательства о труде, так как не было учтено мнение представительного органа работников. Прав ли инспектор?

В данной ситуации претензии трудовой инспекции необоснованны, так как представительный орган работников в организации отсутствует, и провести процедуру учета мнения невозможно.

Суды трактуют такие ситуации однозначно в пользу работодателя. Так, в кассационном определении Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 № 33-15808/2011 указывается следующее: «Довод кассационной жалобы о том, что судом не была дана оценка законности Положения о премировании со ссылкой на то, что в соответствии со ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а у ответчика представительный орган работников отсутствует, и его мнение учтено быть не могло, не имеет правового значения, поскольку в случае отсутствия у работодателя представительного органа работников нормы ТК РФ об учете мнения представительного органа работников не применяются».

Обратите внимание! Если полномочный представительный орган работников направил предложение о заключении коллективного договора, то отказаться от такого предложения работодатель не вправе

Кроме принятия и утверждения локальных нормативных актов, работодатель в соответствии с требованиями законодательства обязан взаимодействовать с представительным органом работников и в других предусмотренных законом случаях.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ТК РФ работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

С представителями работников работодатель взаимодействует и в ходе ведения коллективных переговоров, и в процессе принятия коллективного договора.

ФОРМЫ НЕПРОФСОЮЗНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТНИКОВ

Кто, кроме профсоюзных организаций, может представлять интересы работников?

В положениях Трудового кодекса РФ встречаются различные формулировки: «работники, в лице их представителей», «иные представители, избираемые работниками», «представительный орган работников», «иные представители работников».

Часть 1 ст. 29 ТК РФ предусматривает, что представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

В случаях когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган) (ст. 31 ТК РФ).

Законодательство не конкретизирует формы непрофсоюзного представительства. В силу буквального толкования ст. 402 ТК РФ к числу представителей могут быть отнесены и лица, входящие в состав представительных органов, определяемых в соответствии со ст. 29-31 ТК РФ, и иные лица, в том числе и не состоящие в трудовых отношениях с конкретным работодателем.

Непрофсоюзные представительные органы работников могут создаваться на основании Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), который наделяет работников организаций правом создания органов общественной самодеятельности.

На практике иные представительные органы работников возникают в форме женских советов, инициативных групп, молодежных советов, советов трудовых коллективов. Работники вправе поручать защиту своих трудовых прав и интересов различным правозащитным и прочим общественным организациям, отдельным лицам, которые могут выступать в качестве представителей. В таком случае ключевое значение приобретает надлежащее оформление полномочий представительства. При этом трудовое законодательство не содержит норм, устанавливающих универсальную форму, отражающую передачу полномочия на представительство.

В акционерных обществах представительным органом в трудовых отношениях от имени трудового коллектива может выступать орган управления — наблюдательный совет общества, количественный состав которого определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. В компетенцию наблюдательного совета общества в числе других вопросов входит решение вопросов общего руководства деятельностью юридического лица, утверждение внутренних документов общества, включая документы по структуре и управлению персоналом. В состав наблюдательного совета также могут входить наемные работники.

Отдельно стоит обозначить представителей работников должника. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает трудоправовое участие работников в управлении неплатежеспособным предприятием при помощи представителя должника в собраниях кредиторов. На практике конкурсное производство в отношении кризисных предприятий, экономическое восстановление которых еще возможно, может оказаться эффективным, если к нему привлечь трудовой коллектив.

Часть 1 ст. 35 указанного Федерального закона устанавливает, что в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвует представитель работников должника, полномочия которого подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими его статус. При подаче в суд заявления о банкротстве должник обязан приложить к нему протокол собрания своих работников, на котором избран представитель работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве. В определении ВАС РФ от 27.02.2008 № 1742/08 изложена позиция, согласно которой представитель работников должника избирается на общем собрании работников.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТНИКОВ

Обратите внимание! Полномочия представителя работников ограничиваются сферой взаимодействия работников и работодателя в рамках отношений социального партнерства

Орган общественной самодеятельности формируется на общем собрании (конференции) и представляет интересы всех работников. Как показывает мировая практика, данные органы образуются для реализации права работников на участие в управлении организацией или коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. В обоих случаях такие органы при их создании наделяются соответствующими полномочиями, закрепленными в протоколе собрания или в уставе органа. Закон не регламентирует порядок проведения общего собрания, порядок голосования и подсчета голосов. Единственное требование, которое предъявляется к иному представительному органу (представителю), – он должен быть сформирован (избран) из числа работников организации.

Один из работников категорически не согласен с пунктом коллективного договора, при этом он не является представителем от трудового коллектива. Какие действия следует предпринять в данной ситуации?

Коллективный договор — это документ, текст которого согласовывается и принимается только лицами, специально на то уполномоченными. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора всегда осуществляется через посредников, ведущих переговоры, отрабатывающих условия договора, согласовывающих разногласия. Работник имеет право выбрать своих представителей, которым он доверяет, для ведения коллективных переговоров. Если кто-то из иных лиц не согласен с текстом коллективного договора, то он может передать свое предложение на рассмотрение уполномоченного органа, представляющего интересы работников. Трудовой коллектив знакомят с текстом готового документа уже после его принятия в установленном порядке.

Соответствующий представитель (представительный орган) избирается на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием. Важно на практике отслеживать ситуацию: в состав представительного органа либо в качестве единоличного представителя могут быть избраны исключительно работники, занятые у данного работодателя. Порядок и процедура их избрания определяется самими работниками.

Что касается подтверждения легитимности такого рода представителей, то здесь следует применять общие подходы, закрепленные в ТК РФ.

Кстати сказать

Наиболее экономически развитые страны Западной Европы нашли ответ на вопрос, как установить диалог между работодателями и работниками, создав новый институт коллективного трудового права — производственные советы — орган представительства работников, сущностью которого является кооперация с работодателями.

На национальном уровне наиболее широким и показательным является объем полномочий, которыми наделил производственные советы немецкий законодатель. По крайней мере один раз в месяц работодатель и производственный совет предприятия должны встречаться для обсуждения интересующих их вопросов, имея при этом целью достигнуть согласия и разрешить возникающие расхождения во мнениях. Стороны должны воздерживаться от действий, способных нанести ущерб производственному процессу.

По закону ФРГ от 25.09.2001 «О представительных органах работников на предприятии» к общим задачам, выполняемым производственными советами, относятся:

  • контроль осуществления законов, постановлений, правил по технике безопасности, коллективных договоров в интересах работников;
  • обращение к работодателю с предложением мер, улучшающих работу предприятия и направленных на благо его работников;
  • рассмотрение предложений работников;
  • ведение переговоров с работодателем о реализации предложений работников в случае их одобрения;
  • информирование работников о ходе переговоров с работодателем и об их результатах;
  • забота о работниках, нуждающихся в особой защите (инвалиды и др.);
  • организация выборов органа представительства молодежи предприятия и сотрудничество с ним в деле отстаивания интересов молодых работников на предприятии;
  • содействие занятости пожилых работников;
  • содействие интеграции работников-иностранцев и развитие взаимопонимания между ними и немецкими работниками.

Производственный совет наделен рядом прав в сфере кадрового планирования:

  • возможность делать работодателю предложения относительно гарантий и содействия занятости;
  • возможность делать работодателю предложения по введению кадрового планирования и его осуществлению.

На предприятиях с числом работников более 20 работодатель обязан информировать производственный совет о предполагаемом найме новых работников, об их переводах и перемещениях. Для всех этих действий необходимо согласие производственного совета, в котором он может и отказать.

К вопросам, по которым производственные советы обладают правом совместного принятия решений, относятся:

  • вопросы внутреннего распорядка организации и дисциплины труда;
  • начало и окончание рабочего дня, включая перерывы и распределение рабочего времени в течение недели;
  • временные сокращения или увеличения обычной продолжительности рабочего времени;
  • время, место и способ выплаты заработной платы;
  • установление общих принципов в отношении предоставления ежегодных отпусков, составления графика отпусков, времени и продолжительности предоставления отпуска конкретному работнику, если между работником и работодателем не достигнуто согласие по этому вопросу;
  • установка и применение технического оборудования, предназначенного для наблюдения за поведением и работой работников;
  • положения о предотвращении несчастных случаев на работе, профессиональных заболеваний и охраны здоровья в предусмотренных законодательством и иными положениями об охране труда рамках;
  • формирование, определение структуры и управление социальными службами, деятельность которых ограничена масштабами предприятия или концерна;
  • предоставление либо лишение работников служебного жилья, предоставляемого им в наем, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также определение условий такой аренды;
  • вопросы, касающиеся определения оплаты труда в организации, в особенности установление, изменение и введение новых способов вознаграждения за труд;
  • определение тарификации работы, премирования и иных выплат, связанных с результатами работы;
  • установление принципов обращения с рационализаторскими предложениями;
  • установление принципов осуществления коллективной работы.

Закон о представительных органах рабочих на предприятии регулирует внутрипроизводственное участие, наравне с которым существует участие работников на более высоком организационном уровне предприятия. В то время как внутрипроизводственное участие в первую очередь направлено на защиту работника на его рабочем месте, участие на уровне предприятия обеспечивает социальные компоненты при разработке и реализации политики предприятия.

Участие работников в управлении хозяйственными обществами ограничено и зависит от численности работников и сферы деятельности предприятия. Так, Закон ФРГ 1976 г. «Об участии работников в управлении предприятием» применяется в хозяйственных обществах с численностью работников более 2000. В таком случае наблюдательный совет хозяйственного общества наполовину состоит из представителей работников и наполовину — из представителей акционеров общества. Численность членов наблюдательного совета зависит от общей численности трудового коллектива и может составлять 12, 16 или 20 представителей.

На предприятиях горнодобывающей, сталелитейной промышленности и черной металлургии действуют положения Закона ФРГ от 21.05.1951 «Об участии в управлении предприятием в сфере горно-металлургической промышленности». При условии, что численность работников не меньше 1000, наблюдательный совет состоит, как правило, из пяти представителей работников и пяти представителей акционеров. Они должны выбрать одного представителя, который, по возможности, должен быть лицом беспристрастным.

На предприятиях с числом работников не менее 500, но не более 2000 действуют положения Закона ФРГ от 18.05.2004 «О наблюдательном совете, на одну треть состоящем из представителей наемных работников». Положения закона касаются в основном хозяйственных обществ с численностью работников более 500. Общества с числом работников менее 500 охватываются данным законом, если они были зарегистрированы до 10.08.1994 и не являются семейными акционерными обществами. Положения данного закона предусматривают, что наблюдательный совет на одну треть должен состоять из представителей работников, избранных из числа всех работников.

В последнее время интерес к непрофсоюзному представительству работников возрос, в т. ч. и благодаря привлечению внимания к зарубежному опыту. Создание новой системы представительства работников в ближайшем будущем вполне может стать реальностью, учитывая то, что значительная часть стран Восточной Европы уже переняла опыт созданных в Германии еще в начале XX века органов непрофсоюзного представительства работников.

Так, собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов (ст. 399 ТК РФ).

Соответственно, полномочия должны подтверждаться протоколами собрания или конференции работников.

Порой работодатель сам заинтересован в развитии социального партнерства, так как наличие активно действующего представительного органа работников создает компании положительную репутацию и привлекает квалифицированные кадры.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА РАБОТНИКОВ

Исходя из смысла положений ТК РФ о социальном партнерстве, закрепляющих основные формы участия работников в управлении организацией, можно выделить следующие полномочия представительных органов работников:

  • учет мнения представительного органа работников;
  • проведение консультаций с работодателем;
  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации и внесение предложений по ее совершенствованию;
  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • право на получение от работодателя информации по вопросам реорганизации и ликвидации организации, проведения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внесение предложений по вышеперечисленным вопросам в органы управления организацией;
  • участие в заседаниях органов управления организацией при рассмотрении этих вопросов. Представители работников в различных формах принимают участие в разрешении коллективных споров. На равноправной основе они входят в состав примирительной комиссии (временно действующего органа по рассмотрению коллективного трудового спора), которая создается из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе в срок до трех рабочих дней с момента его начала.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТНИКОВ

Для работодателя особое значение имеет вопрос ответственности представителей работников, которая весьма ограничена.

Статьи 54-55 ТК РФ предусматривают ответственность представителей сторон за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля соблюдения коллективного договора, соглашения, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

Статья 417 ТК РФ предусматривает особый случай ответственности представительного органа работников за незаконные забастовки, а именно: представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой за счет своих средств в размере, определенном судом.

Следует иметь в виду, что иные представители работников, осуществляющие деятельность в роли коллективных субъектов, не относящиеся к профессиональным союзам, по действующим нормам КоАП РФ не могут являться субъектами административной ответственности из-за отсутствия у них статуса юридических лиц.

Если представительный орган работников не обладает правами юридического лица, обязанность возмещения убытков, причиненных работодателю незаконной забастовкой, может быть возложена на его руководителей.

Буквальная формулировка ст. 417 ТК РФ свидетельствует о намерении законодателя установить возможность привлечения к ответственности представительного органа работников в целом, а не отдельных его членов. По поводу данной нормы существует мнение, что к такой ответственности может быть привлечена лишь профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая незаконную забастовку, если она обладает правом юридического лица, а иные представители работников, не имея прав юридического лица, не могут нести имущественную ответственность.

Однако существует также мнение о возможности признания субъектами имущественной ответственности в подобных случаях не только представительных органов работников, но и отдельных членов забастовочных комитетов. Обусловлено это тем, что в соответствии со ст. 41 Закона об общественных организациях в случае нарушения законодательства РФ общественными объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

Действенным видом ответственности представителей работников в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими своих представительских функций может служить механизм отзыва либо замены представителей работников.

1. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР)

Образована в 1990 году. Объединяет 41 общероссийский профсоюз на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе договоров. На территории РФ действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. В общей сложности членские организации ФНПР объединяют около 26 млн. членов профсоюзов (около 95% всех членов профсоюзов в стране).

В рамках ФНПР действуют Ассоциации профсоюзов, объединяющие работников непроизводственной сферы, трудящихся базовых отраслей, рабочих оборонной промышленности, машиностроения, транспорта, действующих в сфере предпринимательства и малого бизнеса.

Высшим органом ФНПР является съезд.

2. Объединение профсоюзов СОЦПРОФ

Было создано в 1989 году. СОЦПРОФ включает в себя общероссийские, межрегиональные профсоюзы, состоящие из территориальных организаций, первичных профсоюзных организаций на предприятиях и их профсоюзных групп, региональные, территориальные профобъединения, а также профорганизации, не входящие в союзы СОЦПРОФ и непосредственно действующие в составе Объединения. Также в состав СОЦПРОФА входят Первичные профсоюзные организации Российского профсоюза студентов «Союз молодежи СОЦПРОФ».

Профсоюзное объединение СОЦПРОФ насчитывает около 1 миллион 570 тысяч
членов и действует в 72 субъектах Российской Федерации.

3. Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ)

Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ), образован 19 ноября 1991 г., является преемником созданного 5 сентября 1934 года Союза рабочих машиностроительной промышленности Профсоюза рабочих военно-металлической промышленности, в апреле 1953 года переименованного в Профсоюз рабочих (затем – работников) оборонной промышленности.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России, Международного объединения профсоюзов работников оборонных отраслей промышленности, Международной Федерации Металлистов и Международной Евроазиатской Федерации Профсоюзов Металлистов «Евразия».

4. Нефтегазстройпрофсоюз РФ

Образован в декабре 1990 г. Членами профсоюза являются работники нефтяной и газовой промышленности. Количество членов достигает 1 млн 400 тысяч человек. Региональные центры профсоюза действуют в 63 субъектах РФ.

Нефтегазстройпрофсоюз сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России, является членом международных федераций профсоюзов работников энергетической продукции (ICEM), строителей (IFBWW), Международной Конфедерации профсоюзов работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства нефтегазового комплекса.

5. Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР)
Горно-металлургический профсоюз России – общероссийская общественная организация, объединяющая на добровольных началах более 1 млн человек, занятых в отраслях черной и цветной металлургии. Образован 30 января 1991 года. Является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России и Международной федерации металлистов.

6. Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России)
В августе 1989 года в Ульяновске была создана Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров. В 1990 году на московском съезде Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров преобразована в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров СССР. 1 ноября 1991 году в Москве была учреждена Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России). После 8-го Съезда ФПАД России 17 октября 2003 года и регистрации Устава ФПАД России в Министерстве юстиции РФ, произошло переименование организации в Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России).

В состав ФПАД входят 135 первичных организаций, 15 территориальных организаций. Центры ФПАД действуют в 75 субъектах РФ.

ФПАД России входит в состав Общероссийского Объединения профсоюзов гражданской авиации, Общероссийского Объединения профсоюзов «Аэронавигация» и Общероссийского объединения «Федерация профсоюзов России», а также является членом Международной Федерации ассоциаций авиадиспетчеров (IFATCA).

7. Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

Образован 15 августа 1990 года. Профсоюз объединяет работников государственных, муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций и организаций общественного обслуживания (банки, страховые кампании, пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), учащихся ведомственных учебных заведений.

Количество членов превышает 1 млн человек.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Международной федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания. Профсоюз осуществляет сотрудничество с Международной федерацией торговых, банковских, конторских и технических работников (ЮНИ).

8. Профсоюз работников народного образования и науки РФ

Был образован в 1990 году. Профсоюз объединяет 5,5 млн человек, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2488 окружных, городских, районных и 96231 первичных профсоюзных организаций.

Профсоюз является общественным некоммерческим объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

9. Общероссийский профсоюз военнослужащих

Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (ОПСВ) был образован 17 января 1992 году. Свою работу профсоюз строит на основе соглашений с руководством федеральных органов исполнительной власти, где законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно Уставу членом ОПСВ может быть любой гражданин из числа проходящих военную службу по контракту или уволенных с военной службы; состоящих на государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, таможенных органах Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, судах и прокуратура и имеющих специальные звания (классные чины); а так же граждан, имеющих специальные звания (классные чины) и вышедших на пенсию; членов семей, указанных категорий граждан, достигших 14 лет, который признает Устав ОПСВ и уплачивает членские взносы.

В настоящее время ОПСВ является самой представительной общественной организацией военнослужащих в стране. Его региональные организации действуют в 80 субъектах Российской Федерации.

10. Профсоюз машиностроителей

В декабре 1991 года был образован Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей, 16 февраля 1995 года образован единый Профсоюз машиностроителей Российской Федерации. Профсоюз объединяет более 450 тысяч работников тяжелого, энергетического, химического, нефтяного, строительно-дорожного машиностроения, станкостроения, приборостроения, инструментальной промышленности, Госстандарта, пенсионеров, учащихся и др.

В профсоюз входит 46 территориальных и около 700 первичных профорганизаций.

11. Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП)

Был образован в марте 1992 года. Объединяет первичные профорганизации государственных унитарных предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, акционерных обществ атомного комплекса страны.

Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Внутри профсоюза созданы две ассоциации: Ассоциация профсоюзных организаций атомных электростанций и Ассоциация профсоюзных организаций предприятий ядерно-оружейного комплекса.

РПРАЭП тесно сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России на основе двухстороннего договора. Также по договору РПРАЭП работает с Московской федерацией профсоюзов.

Входит в состав Международной организации энергетиков и горняков, Всемирный совет трудящихся ядерной промышленности и Международную ассоциацию трудящихся энергосектора «Право на энергию».

12. Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности (Росхимпрофсоюз)

Был образован в декабре 1990 года Объединяет работников, занятых в химических отраслях промышленности. Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Профсоюзные центры действуют в 35 субъектах РФ.

Росхимпрофсоюз сотрудничает с такими международными организациями как ICEM, МОТ, Фонд им. Эберта, Международный объединенный профсоюз химиков и др.

13. Всероссийский Электропрофсоюз

Общественное объединение «Всероссийский Электропрофсоюз» является общероссийским профессиональным некоммерческим союзом, действующей на территории большинства субъектов РФ. Он объединяет на добровольных началах граждан – членов профсоюза, работающих в организациях занятых производством, передачей и распределением электрической и тепловой энергии, производством электрических машин и электрооборудования, добычей и агломерацией торфа и иных организаций, связанных с ними деловыми и профессиональными интересами, любых организационно-правовых форм и форм собственности, неработающих пенсионеров этих организаций, а также преподавателей, студентов и учащихся профессиональных учебных заведений.

Сила и возможности профсоюза зависят от участия работников в его деятельности и принятии решений. Основная задача при создании профсоюза — вовлечь в его работу как можно больше людей, обучить их. Все начинается с инициативной группы товарищей, желающих сообща и регулярно этим заниматься.
Не заниматься кустарщиной, установить контакты и пользоваться консультациями опытных профсоюзных активистов, пройти обучение.
Прежде чем приступить к созданию профсоюзной организации на рабочем месте, надо изучить информацию о независимых профсоюзах и выйти с ними на связь с помощью сети Интернет. Инициативной группе перед началом действий очень важно пройти подготовку и обучение. Это залог успеха.
Быть готовым к жесткому противостоянию.
Создавая независимый профсоюз, каждый работник должен понимать, что ему придется столкнуться с жесточайшим давлением и противодействием. Профсоюз дает нам силу на рабочем месте, а значит, ограничивает наших боссов. Для собственника профсоюз — это настоящая проблема, это препятствие для произвола, невозможность выкачивать из работников столько прибыли, как раньше. Если профсоюз независим от администрации, его обязательно постараются уничтожить всеми доступными средствами. Этого не надо бояться, к этому надо быть заранее готовым и продумать эффективные методы коллективной самозащиты. Только в этом случае появляется возможность выстоять и укрепить свое положение.
Не пытаться решать проблемы других людей без их участия.
Частая ошибка начинающих профсоюзников — попытка решать проблемы других людей без их активного участия. Она подрывает саму суть профсоюзной идеи. Сила профсоюза, его способность решать спорные вопросы как раз и заключается в коллективном участии. Когда люди не готовы действовать вместе с профсоюзом, профсоюз ничего в реальности не сможет, и попытки «защитить людей» в конечном итоге приводят к неудаче. Даже небольшие победы таким путем сформируют у людей лишь пассивность, надежду на то, что кто-то решит все проблемы без их участия. Очень важно всегда помнить: профсоюз не защищает работников, профсоюз — это сами работники, которые объединяются для коллективного отстаивания своих прав и интересов.
Не стоит верить начальству на слово.
Важно запомнить: они нам не друзья. Работники для капиталиста- это «расходный материал» для получения максимальной прибыли. Если этой прибыли угрожают попытки работников защищать свои права и интересы, администрация без проблем пойдет на подлость, ложь, обман или подлог. Не «входите в их положение», не доверяйтесь их обещаниям, всегда старайтесь проверять и подстраховываться, всегда требуйте документального подтверждения их слов. Настоящие договоренности с работниками возможны только тогда, когда эти договоренности опираются на организованную силу трудящихся людей, в противном случае это всегда фарс.
Не надо надеяться на «силу закона».
Вера в волшебную силу закона – очень опасная иллюзия, погубившая многих работников и некоторые профсоюзные организации. На самом деле любой закон – это всего лишь бумажка, если он не опирается на силу, способную заставить его выполнять. Сами по себе слова на бумаге еще не дают вам на практике никаких прав, полномочий и сил, если вы слабы и беспомощны перед лицом хозяев и начальников. Не думайте, что чиновники органов современного капиталистического государства будут искренне и активно защищать ваши, пусть даже законные, права. Мощь владельцев предприятий в деньгах и связях. Сила работников не на бумаге, а в массовой организации и коллективных действиях. Наш труд создает все блага, и без них не может жить ни один бизнес, ни одно общество. Создать профсоюз – это не значит написать формальный протокол о его учреждении, создать профсоюз – значит построить организацию работников, способную в случае конфликта «перекрыть кислород» на предприятии. Только у такой организации появляются настоящие права и возможности, только с такой организацией считаются и ведут настоящие переговоры.
Не уведомляйте работодателя о профсоюзе до тех пор, пока не сформируется организация, способная противостоять давлению начальства.
Пока не сформировалась профсоюзная организация, имеющая силу, чтобы требовать у собственника и начальства уважения к своим правам и интересам, какой смысл официально уведомлять их о ее создании? Пока у нас нет реальных сил, формальный статус профсоюза нам ничего не даст, а вот давление и репрессии принесёт обязательно. Пока профсоюз мал и слаб, он наиболее уязвим. На этой стадии его проще всего уничтожить. Преждевременное уведомление о создании профсоюза почти всегда приводит к его уничтожению. Заниматься выстраиванием организации, поиском и привлечением людей на первом этапе надо максимально аккуратно. Для публичной агитации и раздачи материалов на проходных привлекать товарищей, не работающих на данном предприятии.
Не стоит вступать в конфликт, если у вас не хватает сил для победы.
Цель профсоюза – побеждать и развиваться, а не героически погибнуть. Все действия надо тщательно планировать, исследовать силы и возможности собственника предприятия, адекватно оценивать свои ресурсы. Если для победоносной профсоюзной кампании явно недостаточно сил, значит надо не лезть на рожон, а сконцентрироваться на работе в коллективе по усилению профсоюза, чтобы недоступная сегодня цель стала реальной завтра.
Взято оотсюда:

Могут ли в организации одновременно существовать совет трудового коллектива и профсоюз, если в профсоюз входит более половины работников?

В организации может быть два представительных органа работников, например, совет трудового коллектива и профсоюз или два профсоюза.

Правовое обоснование:

Статья 52 ТК РФ устанавливает, что право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Согласно ст. 37 ТК РФ представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган).

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества. Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с указанным Федеральным законом.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», октябрь 2017 г.

admin

Добавить комментарий