Возражения налоговой проверки

Возражения налоговой проверки

Иван Иванов

Правила осуществления камеральной налоговой проверки установлены 88 статьёй Налогового кодекса Российской Федерации. Инспектирование начинается после сдачи гражданином в налоговый орган расчёта или налоговой декларации и продолжается около трёх месяцев.

Для того чтобы начать проверку, нет нужды получать специальное разрешение кого-либо из руководства или уведомлять налогоплательщика. После завершения инспектирования, налоговая или не выявляет проблем в документации, или же находит недочёты и несоответствия. После этого налогоплательщику сообщается о расхождении в цифрах, вынуждая его объясниться или внести правки в декларацию.

Если нарушений не обнаружено, то камеральная инспекция автоматически закрывается. Налогоплательщик при этом никак не оповещается. В случае же выявления несостыковок, спустя 10 рабочих дней после окончания инспекции, составляется акт камеральной проверки и не позднее одной рабочей недели вручается плательщику налогов.

Он, в свою очередь, имеет право подать возражение актом в течение месяца. До истечения 10 дней после окончания срока представления претензий и аргументов в свою защиту, начальник налоговой должен исследовать результаты инспекции и несогласие налогоплательщика. Затем он выносит вердикт о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности или же нет.

Форма

У акта существует своя форма-образец. Документ должен состоять из трёх частей: вводной, описывающей и заключительной.

В первой следует указать число акта проверки, полное наименование компании и аббревиатуру, или же ФИО проверяемого налогоплательщика. В случае инспекции обособленного подразделения указывается его наименование и точный адрес.

Также в ней должна находиться информация, включающая в себя число и номер решения руководителя или его заместителя о проведении налоговой проверки, число предоставление в налоговую инспекцию декларации или других документов (и их перечень), период проверки, перечень налогов, по которым производилась инспекция, даты начала и завершения проверки и данные о проведении налогового контроля.

Во второй части вписываются данные о подтверждённых фактах нарушений закона РФ о налоговых сборах или запись о том, что оные отсутствуют, а также перечень дополнительных обстоятельств, которые смягчают или отягчают ответственность компании или частного лица за выявленные нарушения. Все данные должны быть объективны и обоснованы и исключать ошибки, а формулировки должны быть точными и не допускать неверной трактовки.

В последней и заключительной части документа должны содержаться данные о выводах проверяющих представителей налоговой, решения по устранению нарушений со ссылками на статьи и пункты Кодекса РФ, ФИО проверяющих с их должностями и информацией о налоговом органе, который они представляют, а также возможность представления возражений по поводу акта, ссылки на точное количество листов документа, подписи проверяющих и налогоплательщика или же его представителя.

Документ составляется в двух копиях, одна из которых отправляется в налоговую, а вторая — к налогоплательщику или руководителю компании.

Требования

К акту также представляется ряд требований, которые можно разделить на три категории.

При составлении документации

  1. Документ должен быть написан на русском языке и составлен на бумаге или же в электронном формате.
  2. Валютные обозначения должны быть расшифрованы с помощью перевода на курс рубля.
  3. При использовании аббревиатур при первом упоминании их следует расшифровать.
  4. Даты следует указывать в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  5. В случае составления акта на бумаге, следует заполнять определённую форму — от руки или используя соответствующее программное обеспечение. Листы документа необходимо пронумеровать и прошнуровать, а также заверить подписью начальника налоговой. Не допускается скрепление документа тем образом, который приводит к его порче.
  6. Не допускаются исправления, если только они не заверены подписями проверяющих. В документе запрещается использовать корректор.
  7. Документ должен состоять из вводной части, описательной и итоговой.
  1. В документ следует вписывать только документально зафиксированные факты правонарушения, являющиеся результатом беспристрастной и тщательной проверки информации и исключающие ошибки по невнимательности. По каждому пункту должны быть изложены вид и способ правонарушения, в случае экспертизы — ссылки на выводы экспертов, в случае опроса свидетелей — соответствующие протоколы, ссылки на ранние документы из бухгалтерии, оценка расхождения в сумме денежных средств, ссылки на статьи Кодекса РФ и на иные законы.
  2. В документ не могут вписываться какие-либо личные и необъективные предположения проверяющих лиц, представляющих налоговую.
  3. Акт должен быт составлен с максимальной чёткостью, без смутных формулировок. Должна быть исключена любая двоякая трактовка информации в документах.

При вручении налогоплательщику

  1. Документ заверяется подписями проверяющих и проверяемого налогоплательщика. Допустима подпись представителя лица, в чьём отношении была проведена инспекция.
  2. В случае отказа налогоплательщика подписывать документ в акте отображаются данные об этом.
  3. Акт распечатывается и составляется в количестве двух штук. Одна из копий содержится в отделении налогового органа, а вторая передаётся на руки налогоплательщику или главе компании и храниться в главном офисе.
  4. В случае проведения повторной проверки акт составляется в трёх копиях.

Последствия

Составление акта проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отсутствие его составления может привести к отмене результатов проверки. Поэтому в случае выявленных правонарушений проверяющие обязаны составить и подготовить все необходимые документы, со ссылками на нарушения и пункты Кодекса.

Проверяющие должны строго придерживаться правил: составить акт не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки, в двух копиях, одна из которых должна оказаться у налогоплательщика, вручить копию налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней и добиться заверяющей подписи налогоплательщика.

В противном случае результат проверки может быть полностью аннулирован.

Возражения на акт

Возражения на акт следует выразить письменно, обратившись в налоговую инспекцию, с помощью передачи составленных претензий по почте или обратившись в отделение налогового органа лично.

Несогласие с актом можно выразить в течении месяца. В случае отклонения от вручения документа, налоговая инспекция вправе выслать акт проверки заказным письмом. В таком случае датой вручения считается шестой день с даты отправки письма по адресу налогоплательщика.

Для письма с возражениями можно также использовать точную форму бланка-заявления. Письмо делится на три части: вводную, описательную и резолютивную.

В начальной части следует изложить данные о проверке, основаниях её проведения, периоде, составе проверяющих, а также по каким именно актам составляется возражение, с указанием даты и номера документа.

В описательной части перечисляются аргументы налогоплательщика в свою защиту. Они могут быть любыми, абсолютными или же сомнительными. Право на защиту представляется гражданину законодательно. Аргументы рекомендуется предоставлять с указанием на оспариваемый пункт составленного акта с пояснениями, а любые доводы подтверждать ссылками на законы, цитаты Минфина, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, документацию самого лица.

В конечной части подводится итог к письму с указанием общей суммы налогов, с которыми лицо несогласно. В ней же желательно написать, что организация или физическое лицо просит уведомить себя о дате, месте и рассмотрении возражения, а также указать некое контактное лицо, телефон для связи, факс и юридический адрес.

В случае, если к письму прилагаются копии документов, подтверждающих правоту лица, то их точный перечень должен быть вписан в раздел «Приложения». Заверить необходимо каждую отдельную копию предоставляемых документов.

Все возражение заверяются подписью уполномоченного и отправляются в отделение налоговой.

Документы для скачивания (бесплатно)

После проверки

После акта налоговой проверки лицо ожидает принятия решения о том, привлекают ли его к ответственности или же нет. Срок вынесения приговора составляет 10 рабочих дней по окончанию месяца, предусмотренного на подачу письма с обжалованием результатов налоговой инспекции.

Для получения налоговых вычетов следует подать письменное заявление после камеральной инспекции. Согласно законодательству России — статье 78 Налогового кодекса — возвращение уплаченного излишка средств обязано произойти в течении календарного месяца с подачи заявки о возврате денег. После принятия органом положительного решения, налогоплательщику остаётся лишь ждать выплату денежных средств в течении месяца.

По окончанию срока перевода денег гражданин имеет право подать жалобу на работу сотрудников инспекции в тот же налоговый орган и там оспорить принятое решение.

Подробнее о том, как ответить налоговой, можно узнать в данном видео.

Всего найдено: 10

Вопрос № 300021

Доброго времени суток. Фраза: «Признать незаконным бездействие такого-то должного лица, выразившегося в ненаправлении такого-то документа, непринятии мер таких-то». Интересует написание слов «ненаправлении», «непринятии». Вместе или раздельно? Как правильно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: бездействие лица, выразившееся в ненаправлении… непринятии…

Вопрос № 294325

Скажите, пожалуйста, какой вариант правильный: непринятые, неоцененные современниками идеи не принятые, не оцененные современниками идеи Я нашел 2 противоречащих правила: если есть зависимое слово (современниками) — то отглагольное прилагательное пишется раздельно. Другое правило гласит: наличие зависимых слов не влияет на отглагольные прилагательные. Как же верно?

Ответ справочной службы русского языка

С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно, если при них имеются зависимые слова. Верно: не принятые, не оцененные современниками идеи.

Вопрос № 275600

не принятая форма записи имени лица. Как правильно писать в этом случае «не принятая» слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание: непринятая форма записи имени лица. Но (при наличии зависимых слов): никем не принятая, еще не принятая.

Вопрос № 271863

Добрый день! Меня интересует написание официальных бумаг. В них часто попадаются обороты вроде «нарушения в части незаполнения (или не заполнения) обязательных реквизитов», «нарушения в части непринятия (или не принятия) мер…» Как правильно пишутся подобные обороты?
Заранее благодарна за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

В этих случаях слова с не следует писать слитно: незаполнения, непринятия.

Вопрос № 258190

Здравствуйте! Слитное или раздельное написание слова «непринято» с «не» в данном предложении: «Теперь я знаю, что в нашей культуре непринято говорить о смерти». И почему? Большое спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: не принято.

Вопрос № 242395

Подскажите, пожалуйста, как правильно в документе написать:
«отметка о НЕприеме документа» или «отметка о НЕ приеме документа»
«решение о НЕпринятии документов» или «решение о НЕ принятии документов»
С уважением,
podruga

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: отметка о неприеме документов, решение о неприеме документов.

Вопрос № 242276

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правильно ли написано следующее предложение: Не принято помногу отдыхать. «Принято» здесь – краткое причастие или нет? И существует ли слитное написание «непринято»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слово принято в этом контексте правомернее отнести к предикативам, нежели к причастиям. Ср.: принято отдыхать (предикатив) – принято решение (причастие).

Вопрос № 241311

Добрый день!
У меня срочный вопрос (нужно отдавать на подпись документ).
Как правильно: за непринятие мер, за неприятие мер или то и другое возможно?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: за непринятие мер.

Вопрос № 221395

Как правильно: «НЕ ПРИНЯТЫЕ налоговой документы» или «НЕПРИНЯТЫЕ налоговой документы»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

Вопрос № 205865

Подскажите, пожалуйста, как в этом случае пишется «не» с сущ. и почему? уходили с рынка в силу не принятия ими соответствующего административного воздействия.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае корректно слитное написание, так как существительное в сочетании с _не_ приобретает противоположное значение (_непринятие_ — «отказ»).

Акт налоговой проверки — документ, составляемый налоговым органом, по окончании налоговой проверки.

Термин «Акт налоговой проверки» на английском языке: Tax audit act.

Акт налоговой проверки — это документ, составляемый налоговым органом, по окончании налоговой проверки. В акте налоговой проверки проверяющие указывают среди прочих сведений:

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения.

Правовые особенности акта налоговой проверки регулируются статьей 100 НК РФ.

Форма акта налоговой проверки установлена Приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

Акт налоговой проверки при Выездной налоговой проверке

Акт налоговой проверки должен быть составлен в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков Акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки при Камеральной налоговой проверке

При камеральной налоговой проверке Акт составляется только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт налоговой проверки должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Передача акта налоговой проверки налогоплательщику

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Письменные возражения по акту налоговой проверки

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки он вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение налогового органа

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК):

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение налогового органа является актом налогового органа ненормативного характера (акт налоговой проверки таковым не является).

Рубрики:

Налоговый контроль

Советуем прочитать

Выездная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа

Камеральная налоговая проверка — налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Письменные возражения по акту налоговой проверки — письменные возражения, которые вправе представить налогоплательщик по акту выездной или камеральной налоговой проверки.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.
Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?
В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки.
Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается.
Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?
Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).
Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.
Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.
Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?
Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).
Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.
Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).
Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?
Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.
Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности. По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ).
При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.
Как акт передается налогоплательщику?
Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком.
Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта. Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.
Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?
На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@).
Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?
Один месяц со дня получения акта. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта.

До истечения месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).
При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если непосредственно участвовать в рассмотрении материалов налогоплательщик не предполагает.
В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).
А если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок…
Следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить по уважительным причинам отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принять участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.
Каков срок рассмотрения и принятия решения по материалам налоговой проверки?
Срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля. Кроме того, срок принятия решения может быть продлен на один месяц.
Максимальный срок для принятия решения складывается из суммы следующих сроков:
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки (срок исчисляется после истечения месячного срока на подачу возражений);
— одного месяца (двух месяцев при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
— 10 рабочих дней для рассмотрения материалов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля (срок исчисляется со дня истечения срока на представление возражений на материалы дополнительных мероприятий);
— одного месяца, на который может быть продлен срок рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий возможно, если общий срок продления рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий) не будет превышать один месяц (письмо ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@).
Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?
При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Количество указанных дополнительных мероприятий не ограничено (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).
Иные мероприятия, например, осмотр, проводиться не могут.
Мероприятия налогового контроля, выбранные налоговым органом для проведения, перечисляются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
По смыслу положений пункта 6 статьи 101 НК РФ, конкретная форма дополнительных мероприятий предусматривает, что в решении недостаточно просто перечислить допускаемые НК РФ формы их проведения, а следует указывать конкретных лиц, у которых будут истребованы документы, лиц, от которых будут получены свидетельские показания, а также определить наименование (предмет) экспертизы.
Есть ли специфика истребования документов в ходе допмероприятий?
При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо названо в статье 93.1 НК РФ.
Но есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии, что у налогового органа имелись основания для их истребования в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).
Чем оформляются результаты допмероприятий?
НК РФ не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.
Как налогоплательщик знакомится с результатами допмероприятий?
Налогоплательщик вправе подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без такого обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Можно рекомендовать налогоплательщику в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений к акту проверки или к результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней (пункт 6 статьи 100, пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).
Форма заявления — произвольная.
Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи указанного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий.
Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым в порядке статьи 99 НК РФ.
Должны ли к акту прилагаться документы, полученные налоговым органом в ходе контрольных мероприятий?
Вместе с актом налогоплательщику должны вручаться приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии. НК РФ содержит оговорку о том, что не прилагаются к акту документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.
По мнению ФНС, Налоговый кодекс не предоставляет налогоплательщику права на ознакомление с материалами проверки, которые не отражены в акте проверке (письмо от 16.11.2017 № ЕД-4-2/23295). То есть, с теми материалами, которые хотя и имеются у налогового органа, но не подтверждают факты нарушений.
Представляется, что требование прикладывать к акту документы, подтверждающие нарушения законодательства, является способом реализации права налогоплательщика на представление возражений по указанным документам. Но пункт 3.1 статьи 100 НК РФ не должен рассматриваться как ограничивающий право налогоплательщика на доступ к информации, которая подтверждает его правоту. В этой связи, представление в качестве приложений к акту всех документов по проверке (выписок из документов, содержащих охраняемую законом тайну) более отвечает смыслу норм НК РФ и требованиям объективности и обоснованности, предъявляемым к составлению акта.
Какая продолжительность ознакомления с материалами проверки?
Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена. Но по своему предназначению как процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в пределах срока, отведенного на представление возражений к этим материалам.
В течение какого срока можно подать возражения на результаты допмероприятий?
В течение 10 рабочих дней со дня истечения срока их проведения. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет.
До истечения данного срока решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, не принимается. Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении.
Предположим, допмероприятия завершились 20 марта 2018 года. Налогоплательщик 21 марта 2018 года подал заявление на ознакомление с полученными налоговым органом материалами. Налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 23 марта 2018 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 3 апреля 2018 года.
Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры.
С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).

Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?
Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки (пункт 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Тем самым, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.
Но если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить неуплату налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки).
Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.
Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?
Не обязательно.
Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.
В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.
Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие остается правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?
Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ).
Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной Налоговым кодексом (пункт 14 статьи 101 НК РФ).
Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения с участием налогоплательщика всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.
Обязан ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?
Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте подписания решения не предусмотрено — налогоплательщик получит уже подписанное решение.
Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?
Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).
Кем должно быть подписано решение?
Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях № 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.
При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол — это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе указываются, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.
Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола.
Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, притом, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может влечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС России от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).
Пунктом 1 статьи 101 НК РФ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку. Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).
А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?
В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.
Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или неподписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Таким образом, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).

admin

Добавить комментарий