Внутренний аудитор
Аудит проводится на основании договора между аудитором (аудиторской фирмой) и заказчиком.
Аудитор и клиент должны согласовать условия обязательства в форме договора и в форме письма-обязательства, которому должно предшествовать официальное предложение клиента.
Форма и содержание писем-обязательств могут быть различными в зависимости от запросов клиентов, но они всегда должны включать ссылку на следующее:
– цель аудита финансовых отчетов;
– ответственность руководства за достоверность представляемых данных;
– объем аудита, включая ссылку на действующее законодательство Республики Казахстан, положения или инструкции Палаты аудиторов РК, которых придерживается аудитор;
– вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности;
– указание на то, что в связи с тестовым характером аудита, риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете, присущими любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые неточности могут остаться необнаруженными;
– обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации и любой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом.
Аудитор может также включить в письмо:
– соглашения, касающиеся планирования аудита;
– просьбу о предоставлении ему необходимой письменной информации;
– просьбу к клиенту подтвердить условия обязательства, с приложением расписки в получении письма-заявки;
– описание каких-либо других писем или отчеств, которые он предполагает составить для клиента;
– условия оплаты и исчисления гонорара.
При необходимости могут быть внесены следующие пункты:
– соглашения, касающихся вовлечения в проверку других аудиторов или персонала клиента;
– соглашение, касающиеся участия в проверке внутренних аудиторов или персонала клиента;
– специальное соглашение об использовании результатов предшествующего аудитора;
– любое ограничение аудиторского обязательства, если существует такая возможность;
– предложение о дальнейшем развитии договорных отношений аудитора и клиента.
Если аудитор крупной компании является аудитором и филиалов (дочерних компаний), он должен решить вопрос о направлении им писем-обязательств, исходя из следующих обязательств:
– кто назначает аудитора филиала;
– необходимость составления отдельного аудиторского заключения по филиалу;
– законодательные требования;
– объем работы, выполненной другими аудиторами;
– уровень владения материнской компанией;
– степень независимости руководства филиала.
Аудитор может принять решение не отправлять новое письмо ежегодно. Однако следующие факторы могут быть основанием для отправления письма:
– наличие фактов неправильного понимания клиентом объектов и масштаба аудита;
– пересмотра сроков аудита или особые условия проведения проверки;
– изменения в главном руководстве, Совете директоров или изменение владельцев предприятия-клиента;
– значительные изменения профиля или масштабов деятельности проверяемого предприятия;
– законодательные требования.
Таким образом, при составлении договора в нем должны быть предусмотрены предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность сторон. При этом условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона об аудиторской деятельности.
Договор между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом может быть по обоюдному согласию изменен, но при этом они должны договориться о новых условиях соглашения.
Аудитор не должен соглашаться на изменение договора, если нет на то достаточного обоснования. Например, неполная или неудовлетворительная информация по банковским или иным счетам не дает повода изменения аудиторской проверки на обзорную.
Договор между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом может быть не только изменен, но и расторгнут. Все зависит от того, кто именно расторгает договор. Если договор заключен годовым собранием акционеров, а расторгает его администрация предприятия, то это незаконно. Во избежания конфликтов в договоре следует предусмотреть, что:
– условием начала работы является перевод заказчиком исполнителю в качестве гарантии аванса в размере 30-50% предварительного согласованной суммы договора;
– в случае отказа заказчика от договора в одностороннем порядке он обязуется оплатить фактически проделанную работу исполнителя.
Расходы, связанные с оплатой аудиторских услуг, выполняемых на условиях договоров, относятся проверяемым хозяйствующим субъектом на затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты же, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, проводимой по инициативе одного из участников (собственников) этого предприятия, проводятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других источников.
Практика аудита различает следующие этапы:
1. общее изучение
2. предварительное ознакомление
3. планирование аудита
4. системное изучение
5. выполнение аудита
6. составления отчета по результатам аудита.
Этап 1. Общее изучение. Работа аудитора с клиентами начинается задолго до выполнения собственно аудита. Так, если договор на аудиторское обслуживание заключается в начале отчетного периода (года), то этап аудита приходится на его окончание и начало следующего года.
За время, предшествующего этому этапу, аудитор начинает формировать свое мнение о предприятии, изучает такие сферы деловой активности, как:
– маркетинг (какова клиентурная база фирмы);
– материально-техническое обеспечение (как складывается обстановка с закупками необходимых производственных ресурсов);
– исследовательская деятельность (какие ведутся разработки по совершенствованию технологии и техники, проектно-конструкторских и объемно-планировочных решений, организации строительного или промышленного производства);
– производство (каковы организационно-технические характеристики производственного процесса);
– реализация продукции (как фактически осуществляется отгрузка продукции, сдача готовых строительных объектов в эксплуатацию и оказание услуг потребителям).
Аудитору также необходимо иметь достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию, потребляемую фирмой.
Этап 2. Предварительное ознакомление. Оно предполагает посещение фирмы до начала работы с ее документацией. Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных ценностей, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации (дочерних предприятий, участков, цехов, отделов), с состоянием производственной дисциплины. На этой фазе аудита кроме визуального наблюдения аудитор использует различные средства опроса (анкеты, интервью и т. п.).
Ознакомление следует начинать с изучения основных документов – свидетельства о регистрации, учредительного договора, устава, договоров на поставку продукции, лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности и др.
Далее необходимо изучить основные показатели и отчетность предприятия, характер его деятельности, масштабы его производства, наличие произвольных ресурсов, результаты деятельности за исследуемый период и перспективы развития предприятий.
Только в результате проведенного первоначального изучения предприятия можно определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность.
Согласованная сумма, включая налог на добавленную стоимость, указывается в договоре на проведение аудиторской проверки.
После сбора информации о деятельности предприятия и изучения аудитор составляет план работы и знакомит с ним руководство предприятия.
Этап 3. Планирование аудита. Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана или программы. В казахстанском стандарте по аудиту 7 подчеркивается необходимость планирования аудитором своей работы и проверке таким образом, чтобы она была эффективна, качественна и выполнена к намеченному сроку.
Планирование означает разработку общей стратегии и детального подхода к проверке, срокам проведения и объему аудита.
Форма и содержание плана по аудиту может меняться в зависимости от объема работы, сложности аудита, специфической методикой и технических приемов, используемых конкретным аудитором.
Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал:
1. приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля;
2. установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту;
3. определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудиторских процедур, подлежащих выполнению;
4. координацию выполняемой работы.
При состоянии общего плана ожидаемого масштаба работ по проведению аудита аудитору целесообразно также рассмотреть следующие вопросы: условия контракта и установленные законом положения об ответственности аудитора; сущность и время составления отчетов или другая передача информации клиенту, предусмотренная контрактом с ним; определение наиболее важных вопросов проводимого аудита; установление уровней материальности в целях эффективности проведения аудита; сущность и объем аудиторских доказательств; работа внутренних аудиторов и масштабы их вовлечения в аудит; вовлечение других аудиторов в аудит отделений или подразделений клиента; вовлечение экспертов.
Этап 4. Системное изучение. Оно позволяет определить потоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором и обработкой информации и на этой основе сделать вывод: кому предоставлено право принятия решения и ответственности за реализацию этих решений по интересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, то есть кто является центром ответственности.
Помимо бухгалтерского учета, ценным источником информации для аудитора являются другие информационные системы предприятия: материально-технического обеспечения и сбыта; контроля технологии производства; контроля качества; система планирования экономических норм и нормативов, система внутреннего контроля и т. д.
Этап 5. Выполнение аудита. Этот этап и есть выполнение аудиторских процедур. В целях наиболее эффективного способа проведения аудита финансовой отчетности, на наш взгляд, необходимо тематику аудита составить в следующей последовательности:
– аудит основных средств, нематериальных активов и капитальных вложения;
– аудит материальных ценностей;
– аудит издержек производства;
– аудит готовой продукции и ее реализации;
– аудит денежных средств, финансовых инвестиций и расчетов;
– аудит фондов, резервов и финансовых результатов.
По каждой теме необходимо составить программу аудиторской проверки, указав в ней последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.
Этап 6. Составление отчета о результатах аудита. Аудитор (аудиторская фирма) по результатам аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором. Выполнение аудитором (аудиторской фирмой) договора определяется актом приема-сдачи аудиторского заключения, котрое должно соответствовать казахстанскому стандарту 5 «Аудиторское заключение (отчет) по проверке финансовой отчетности”.
Заключение аудитора имеет правовое значение официального документа. Отчет аудитора должен содержать четко выраженное заключение о финансовых отчетах, взятых в целом.
Форма и содержание отчета основываются на следующих принципах:
— отчет должен иметь заголовок, отличающий его от других;
— под отчетом ставится соответствующая запись и дата;
— отчет должен ссылаться на цели и масштабы аудита, информировать о задачах и границах аудиторских процедур;
— если отчет аудитора подлежит публикации, то он должен публиковаться совместно с теми финансовыми документами, на которых он основывается;
— в отчете должны указываться финансовые документы (область деятельности, к которой он относится, т. е. Название предприятия, дата и норма времени, охватываемые финансовыми документами);
— в отчете аудитора должен указываться законодательный акт или другое основание для аудита;
— отчеты должны содержать сведения, из которых пользователь может понять, что аудит проводился в соответствии со стандартами и общепринятыми методами работы;
— отчет должен предоставляться пользователю в сжатые сроки, чтобы его применение давало ему максимальный эффект;
— формулировки, используемые в отчетах, должны содержать законную основу и недвусмысленно давать понять, является ли вывод безоговорочным и, в последнем случае, является ли он ограниченным только в определенных направлениях или он является «неблагополучным”.
Исходя из этих принципов, в национальном стандарте 5 указаны основные элементы аудиторского заключения (отчета), которые приведены в следующей последовательности:
– заглавие, в котором можно использовать термин «независимый аудитор” чтобы отличить отчет аудитора от отчетов, которые могут быть выпущены другими лицами, например, сотрудниками хозяйствующего субъекта или другими аудиторами, которые могут не придерживаться этических требований;
– адресат, предусмотренный условиями проведения проверки. Заключения обычно адресуется либо акционерам, либо правлению хозяйствующего субъекта, отчеты которого проходят аудиторскую проверку;
– начальный или вводный раздел содержит указание на финансовые отчеты хозяйствующего субъекта, которые подвергались аудиту с указанием даты составления финансовых отчетов и периода проверки. Стандарт 5 требует включить в этот раздел положение об ответственности руководства за финансовых отчеты и ответственности аудитора за заключение (выражение мнения) по финансовым отчетам, составленным на основе аудита;
– в основном разделе заключения (отчета) проводятся сведения о масштабах аудиторской проверки и указывается, что аудит проводился в соответствии с казахстанскими стандартами по аудиту. Понятие «масштаб аудита” подразумевает выполнение аудитором тех процедур, которые необходимы в силу сложившихся обстоятельств. Здесь же должно содержаться утверждение о том, что аудит был запланирован и проведен для получения разумной гарантии того, что финансовые отчеты не содержат существенных искажений.
Далее основной раздел должен содержать изложение хода аудиторской проверки, которое включает в себя: а) проверку на основе тестов, доказательств для подтверждения сумм финансовых отчетов и раскрытии; б) оценку принципов ведения бухгалтерского учета, использованных в подготовке финансовой отчетности; в) оценку существенных предварительных учетных оценок, составленных руководством при подготовке финансовых отчетов; г) оценку представления финансовых отчетов в целом.
Аудитору следует также отметить, что в ходе проверки было собрано достаточно данных для заключения;
– в заключительном разделе аудиторского отчета необходимо четко изложить аудиторское заключение относительно того, дают ли финансовые отчеты достоверную и точную картину (или представлены точно во всех существенных аспектах) в соответствии с принципами составления финансовой отчетности или соответствуют ли финансовые отчеты предусмотренным законом требованиям.
Кроме заключения, касающегося достоверной и точной картины, аудиторский отчет может содержать заключения о соответствии финансовых отчетов другим требованиям, предусмотренным соответствующими законодательными актами или законами;
– дату завершения аудиторской проверки. Это свидетельствует о том, что аудитор учел влияние на финансовые отчеты и аудиторскую отчетность событий и операций, ставших известными аудитору и имевшими место до указанной даты. Поскольку аудитор обязан составить заключение о финансовых отчетах после их подготовки и представления руководством, то ему не следует датировать его числом, предшествующим дате подписания или одобрения финансовых отчетов руководством;
– название местности (как правило, города), в которой находится офис аудитора;
– подписывается от имени аудиторской фирмы, аудитора или совместно, если этого требуют условия. Отчет обычно подписывается от имени фирмы, потому что она несет ответственность за соответствие качества аудита казахстанским стандартам по аудиту.
Содержание
- Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
- Функции и принципы внутреннего аудита
- Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
- Примеры вариантов службы внутреннего аудита
- Итоги
- Задачи внутреннего аудита на предприятии
- Необходимость внедрения внутреннего аудита
- Чек-лист для внутреннего аудита
- Внутренний аудит СМК
- Приказ о проведении внутреннего аудита
- Как стать специалистом в области внутреннего аудита
- Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту
- Что собой представляет внутренний аудит
- Что проверяется в процессе внутреннего аудита
- Разновидности внутреннего аудита
- Документальное сопровождение аудита
- Этапы проведения внутреннего аудита
- Инструменты внутреннего аудита
- Результаты внутреннего аудита
Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.
Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).
Задачи внутреннего аудита:
- отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
- выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
- предупреждение возможных рисков.
Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.
Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:
- организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
- соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
- ведения бухучета и составления отчетности.
Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.
Функции и принципы внутреннего аудита
Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:
- информирование и консультирование работников предприятия;
- анализ полученных данных;
- разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.
Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:
- законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
- созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.
В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.
Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:
- Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
- Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
- Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
- Все действия, результаты и выводы документируются.
- По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.
Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.
Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Методологические документы должны содержать описание:
- целей, задач и объектов контроля;
- функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
- структуры службы и распределения обязанностей в ней;
- применяемых процедур;
- видов оформляемых документов;
- критериев оценки результативности работы службы.
Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:
- Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.
- Основного — во время него и осуществляется контроль.
- Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.
Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:
- предмет и метод проверки;
- вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
- результаты ответов на эти вопросы;
- комментарии проверяющих.
Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.
Примеры вариантов службы внутреннего аудита
Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:
- от масштаба предприятия;
- видов выполняемого на нем аудита;
- требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.
Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.
Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:
- управляющие предприятием органы;
- ревизора или ревизионную комиссию;
- главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
- внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
- специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
- иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.
То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Итоги
Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.2020-07-02 39201
Сегодня понятие «внутренний аудит» получило большое распространение в бизнесе. Многие крупные предприятия и компании предпочитают создавать собственные службы и отделы внутреннего аудита, обучая своих сотрудников. К тому же и на рынке труда постоянно растет спрос на специалистов, которые обладают соответствующими знаниями и имеют международный диплом.
Задачи внутреннего аудита на предприятии
Внутренний аудит на предприятии представляет собой деятельность, которая направлена на предоставление объективных и независимых консультаций и гарантий для улучшения деятельности предприятия. Цель внутреннего аудита — оценивать риски, находить способы их уменьшения, а также увеличивать рентабельность бизнес-процессов.
Консультации аудиторов включают в себя оценку, анализ и отчет по поводу продуктивности и надежности процессов. Адресованы они непосредственно администрации организации.
Главные задачи внутреннего аудита на предприятии:
- проверка систем внутреннего контроля для определения уровня эффективности работы подразделений;
- разработка целостной системы управления рисками, анализ ее работы, а также создание мероприятий для их снижения;
- контроль за соблюдением принципов корпоративного управления.
Необходимость внедрения внутреннего аудита
В последнее время в России наблюдается ориентация на разделение функций управления и владения бизнесом. Собственники внедряют одну общую стратегию развития организации и управляют основными направления, а для решения мелких и повседневных задач, как правило, нанимают топ-менеджеров. В таком случае на предприятии используется инструмент контроля состояния дел — внутренний или внешний аудит. Он позволяет собственникам получить полную и объективную оценку деятельности всей организации.
На внедрение внутреннего аудита в российских компаниях повлиял не меньше и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Согласно статье 19, с начала 2013 года абсолютно все экономические субъекты должны проводить внутренний контроль хозяйственной деятельности.
Чек-лист для внутреннего аудита
Контролирование бухгалтерского и управленческого учета, а также других областей хозяйствования должно происходить абсолютно на всех предприятиях. Однако важно знать об особенностях этой процедуры. Все процессы должны следовать друг за другом упорядоченно. Поскольку именно благодаря соответствию данному требованию можно избежать многих ошибок и проблем при проведении аудита контролирующими органами. Заполнение чек-листа во многом упрощает процесс. Его роль очень сложно преувеличить.
Что надо знать о чек-листе
Этот документ состоит из перечня подробных вопросов по проводимому аудиту. Определенно установленного в законодательстве формата чек-лист не имеет. Однако необходимо соблюдать некоторые правила при его составлении и заполнении. Именно это снизит вероятность проблем в процессе проведения аудита.
На самом деле с помощью чек-листа можно решить довольно большой ряд вопросов и задач не только во время аудита, но и во время постоянной деятельности предприятия. Этот документ могут использовать различные организации, контролирующие учреждения и их должностные лица.
С помощью чек-листа можно решить следующие задачи:
- правильно спланировать проведение аудита в соответствии с законодательными нормами;
- осуществлять промежуточный и выборочный контроль, вести эффективный тайм-менеджмент;
- гарантирует отсутствие пропуска важных частей аудиторской проверки;
- является одним из средств памяти;
- упрощает проведение аудита;
- с его помощью аудиторская проверка проходит комплексно, структурировано и целостно и др.
Законодательный акт, который регулирует составление данного документа, является Федеральный закон №307 от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности».
С примером чек-листа для внутреннего аудита можно ознакомиться здесь.
Внутренний аудит СМК
СМК — система менеджмента качества — одна из частей всей системы управления компанией, которая создана с целью обеспечения и контроля стабильности хозяйственной деятельности, высокого качества и минимизации затрат на производство продукции или оказания услуг.
Согласно СМК структура документации выглядит следующим образом:
- требования качества (руководство по качеству);
- цели и политика в сфере качества продукции, услуг;
- необходимые документированные процессы;
- регламенты процедур, рабочие инструкции;
- записи по качеству.
Аудит систем менеджмента качества не регламентируется ни федеральным, ни международным законодательством. Поэтому отсутствуют обязательные законодательные нормы, которые определяют порядок и правила проведения аудиторской проверки систем качества на предприятии. Это объясняется добровольным желанием организации проводить сертификацию систем качества. И все работы, которые сопутствуют построению и внедрению системы качества также являются добровольной инициативой.
Следовательно организации, которые занимаются аудиторскими проверками СМК, могут осуществлять свою деятельность без дополнительных лицензий или других разрешительных документов. А для осуществления внутреннего аудита и подавно эти документы не нужны. Несмотря на это существуют специальные правила, которые регламентируют проведение аудиторских проверок СМК. Например, ИСО 19011:2011, который называется «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента». Его можно использовать для внутреннего и внешнего аудита.
Приказ о проведении внутреннего аудита
Приказ о проведении внутреннего аудита — внутренний документ, который составляется руководителем компании и устанавливает:
- даты проведения аудита;
- группы внутренних аудиторов и специалистов, ответственных за его проведение;
- предоставление условий для проведения внутреннего аудита;
- контроль за проведение аудиторской проверки.
Как стать специалистом в области внутреннего аудита
С каждым днем спрос на специалистов, которые способны проводить внутренний контроль предприятия, растет. Но повышаются и требования к ним. Они должны обладать знаниями в финансовой сфере, разбираться во внутреннем контроле и корпоративном управлении, знать национальные и международные стандарты внутреннего аудита, а также понимать специфику деятельности, которую необходимо анализировать.
На помощь, всегда загруженным финансовым специалистам, приходит обучение через Интернет. Онлайн курсы позволяют обучаться без отрыва от основной деятельности, дома или на работе в удобных комфортных привычных условиях. Качество дистанционного обучения, не уступает, а зачастую и превышает очные аналоги, за счет привлечения высококлассных преподавателей, модульной системы курса, онлайн-тестов и многого другого.
Дипломы и сертификаты по внутреннему аудиту
Для получения диплома, который подтверждает квалификацию в области внутреннего аудита, стоит выбрать международную программу иностранного института. На сегодняшний день российским специалистам доступны такие программы, как IPFM, IFA, ICFM и CIA.
Самый быстрый и эффективный способ освоить внутренний аудит — это дистанционный курс «Внутренний аудит» по программе британского Института профессиональных финансовых менеджеров (IPFM). Программа курса включает в себя понятия внутреннего контроля, обучение навыкам владения инструментарием внутреннего аудитора, идентификацию и управление рисками в СВА и другое.
«Дипломированный внутренний аудитор» (CIA) — самый ценный профессиональный международный сертификат (наряду с АССА, СIMA). Выдается он Международным Институтом внутренних аудиторов после успешной сдачи четырех экзаменов.
«Внутренний аудит» от IPFM — залог успешного развития карьеры финансового специалиста.
Освоение внутреннего аудита сегодня обусловлено нормативными требованиями законодательства. Те, кто сегодня приобретают необходимые знания, уже завтра могут войти в состав отдела по внутреннему аудиту или возглавить его.
В курсе «IPFM:Профессиональный внутренний аудитор» есть все, что вам понадобится для подъема по карьерной лестнице, а также то, что требует современный бизнес от специалистов высшего уровня. Зарегистрируйтесь и пройдите 2 урока курса бесплатно, чтобы узнать, насколько комфортно повышать квалификацию онлайн!
Внутренний аудит применяется в большинстве крупных компаний. Он нужен для предотвращения появления существенных недочетов. Проводится в соответствии с заданным алгоритмом.
Что собой представляет внутренний аудит
Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.
Основные задачи
Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:
- Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
- Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
- Предупреждение появления существенных нарушений.
- Снижение количества убытков.
- Обеспечение соответствия деятельности закону.
- Проверка достоверности информации, изложенной в документах.
Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.
Законодательная база
Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:
- ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
- ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.
Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.
Что проверяется в процессе внутреннего аудита
Проведение внутреннего аудита предполагает комплексный подход. То есть осуществляется проверка всех аспектов деятельности предприятия. В частности, это:
- Ведение учета ОС, нематериальных активов, кассовых операций, финансовых итогов, капитала и прочего.
- Операции по валютным, расчетным и прочим счетам, расчетам с контрагентами, страховыми компаниями.
- Состояние ОС, документальное оформление средств, правильность начисления амортизации, исполнение плана ремонтных работ.
Аудитор также должен удостовериться в информационной безопасности. Проверяется обработка информации в компании, действующая информационная система, наличие коммерческих тайн. Специалист проводит аудит системы защиты сведений.
Разновидности внутреннего аудита
Существуют различные виды внутреннего аудита. Проверка подразделяется на типы в зависимости от задач, поставленных перед аудитором. Существуют следующие его разновидности:
- Проверка системы управления.
- Организационно-технический контроль.
- Контрольный аудит основных направлений деятельности.
- Проверка на соответствие работы внутренним и законодательным нормам.
- Установление целесообразности деятельности должностных лиц.
Все рассматриваемые разновидности аудита обязательными не являются. Проводятся они по инициативе руководителя.
Документальное сопровождение аудита
В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.
Издание приказа об аудите
Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:
- Даты проведения проверки.
- Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
- Условия для проведения внутреннего аудита.
- Контроль над работой аудитора.
В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.
Чек-лист
В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:
- Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
- Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
- Осуществление всех основных этапов процедуры.
- Облегчение работы аудитора.
- Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.
Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.
Этапы проведения внутреннего аудита
Внутренний аудит можно подразделить на три этапа:
- Подготовка. Включает в себя издание приказа, составление чек-листа.
- Рабочий. В рамках его проводится проверка документации на предмет соответствия нормам закона, опросы сотрудников и руководящего состава.
- Итоговый. Составляется заключение, в котором прописываются результаты процедуры.
Каждый из этих этапов имеет свое значение. К примеру, если не будет проведена адекватная подготовка, процедура в дальнейшем станет не такой эффективной.
Инструменты внутреннего аудита
Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:
- Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
- Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
- Проверка исполнения договоров поставки.
- Установление фактического списания материалов в производство.
- Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
- Проверка счетов-фактур.
- Проверка правомерности начисления амортизации.
- Исполнение контроля за движением средств.
- Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
- Установление правильности расчетов с контрагентами.
Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.
Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:
- Установление верности ведения книги продаж и покупок.
- Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
- Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
- Проверка верности счетов покупателей.
- Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
- Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.
Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:
- Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
- Формирование инвентаризационной комиссии.
- Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.
Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.
Результаты внутреннего аудита
Результаты аудита фиксируются в отчете. В нем прописывается эта информация:
- Перечень проверенных документов и областей деятельности.
- Выявленные недочеты.
- Рекомендации по исправлению недочетов.
- Лицо, которое проводило аудит.
Отчеты об аудите должны быть сохранены. Они могут сравниваться между собой для того, чтобы проанализировать динамику деятельности компании. На основании отчетов производится работа по исправлению обнаруженных недочетов.
К СВЕДЕНИЮ! Не каждый сотрудник может участвовать в аудите. Желательно, чтобы у специалиста было соответствующее образование. Получить все необходимые знания можно на специализированных курсах.
Комплексный аудит – процедура, которая бывает необходима предприятию любого размера и формы собственности. Слияние компаний, инвестиционное размещение капитала, а также любая другая крупная сделка требуют продуманного подхода и тщательной оценки возможных последствий – в этом случае становится целесообразным проведение комплексного аудита приобретаемого бизнеса.
Комплексный аудит (или DueDiligence) – это всесторонняя независимая проверка объекта инвестирования или покупки, призванная оценить достоверность предоставленной о нем информации, его коммерческую привлекательность и связанные с этой сделкой предпринимательские риски.
Основная цель комплексного аудита – дать компании-инвестору полное и беспристрастное представление об исследуемом предприятии, текущем состоянии его дел, потенциале и перспективности для обеспечения максимальной инвестиционной безопасности.
Если классический аудит – это выражение мнения относительно финансовой отчетности в соответствии с определенными стандартами (правилами ведения бухгалтерского учета), то DueDiligence – это прежде всего процесс обнаружения ключевых рисков, которые могут повлиять на решение инвестора и стоимость сделки. По результатам DueDiligence выдается не аудиторское заключение, а отчет.
В каких случаях необходимо проведение комплексного аудита?
Для минимизации инвестиционных рисков и снижения вероятности других негативных последствий проводить комплексный аудит важно в следующих случаях:
-
покупка бизнеса, а также его продажа – для повышения инвестиционной привлекательности;
-
проектное финансирование;
-
слияние или поглощение компаний;
-
первое публичное размещение акций;
-
покупка акций или доли в бизнесе;
-
другие крупные сделки и операции (например, в коммерческом кредитовании или в качестве проверки надежности контрагента), подразумевающие известную долю риска.
Комплексный аудит помогает вовремя обнаружить все проблемные направления в деятельности проверяемой компании и принять обоснованное решение о перспективности заключения сделки.
Что включает в себя комплексный аудит?
Основным отличием комплексного аудита от обязательного, предпродажного или налогового является объект исследования. В данном случае пристальное внимание уделяется не только бухгалтерской или налоговой отчетности, но и другой нефинансовой информации и важнейшим характеристикам изучаемой организации. Полноценная и всесторонняя оценка обычно включает в себя:
-
финансовый аудит. Изучение, подтверждение достоверности и соответствия правовым нормам финансовой отчетности, доходности, стабильности предприятия, коммерческих перспективах его деятельности.
-
налоговый аудит. Проверка налоговой безопасности, выявление рисков, оценка правильности толкования налогового законодательства, вычисления и уплаты налогов.
-
правовой аудит. Анализ юридической «чистоты» компании, ее правовой безопасности. Проверка учредительной и прочей документации на соответствие действующему закону. Оценка правовых рисков.
-
организационно-управленческий аудит. Оценка эффективности организационно-управленческих структур предприятия, их потенциала, качества и соответствия деятельности и масштабам компании.
-
маркетинговый аудит. Общий анализ перспектив развития и состояния рынка, в сфере которого работает проверяемая организация, ее положения в нём, конкурентоспособности.
Объем проводимых во время комплексного аудита исследований может меняться в зависимости от потребностей заказчика и включать в себя как глубокое изучение всех перечисленных направлений деятельности, так и только ту их часть, которая может повлиять на оценку перспективности сделки.
Услуги компании «ВЕКТОР Право» по проведению комплексного аудита
Комплексный аудит – сложная процедура, требующая профессионального подхода, сотрудничества и слаженной работы целой команды специалистов из разных областей знаний и умений: юристов, бухгалтеров (финансистов), аудиторов, оценщиков, аналитиков.
Консалтинговая группа «ВЕКТОР Право» готова предоставить Вам услуги именно такой команды. Богатый опыт и обширная практика профессионалов нашей компании гарантируют высочайшее качество этих услуг.
Мы ориентированы в первую очередь на потребности наших клиентов и готовы выполнить любой объём проводимой услуги: всестороннюю оценку всех направлений деятельности организации, только тех аспектов, которые имеют приоритетное значение для принятия решения – или экспресс-анализ, если доступ к полной информации будет недоступен.
Комплексный аудит в исполнении «ВЕКТОР Право» – гарантия максимальной безопасности инвестиций!
Добавить комментарий