Учет обособленного подразделения

Учет обособленного подразделения

Пример, проводки на стороне ОП № 1:
ДЕБЕТ 10.01 субсчет «Сырьё и материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100000 руб. — приняты к учету МПЗ
ДЕБЕТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 18000 руб. — принят к учету НДС
ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» 100000 руб. — передана задолженность перед поставщиком МПЗ
ДЕБЕТ 79.02 «Расчеты по текущим операциям» КРЕДИТ 19.03 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» 18000 руб. — передан НДС по МПЗ

Содержание

Постановка на учет обособленного подразделения

Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации. Поэтому российская организация -налогоплательщик обязана сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех ОП, созданных ею на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в месячный срок со дня создания, а в случае изменения этих сведений — в течение трех дней с момента изменения (ст. 23 НК РФ), по формам, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Аналогичное сообщение должно быть направлено в налоговый орган организацией -плательщиком страховых взносов: в месячный срок со дня наделения подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (пп. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ), либо о лишении таких полномочий, по формам, утв. приказом ФНС РФ от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

Перечисленные требования связаны с тем, что согласно ст. 19 НК РФ, филиалы и иные ОП российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту своего нахождения. Поэтому каждое ОП должно быть поставлено на учет в соответствии со статьями 83 и 84 НК РФ.

Особенности налогообложения

Перечень обязательных платежей в бюджет и условия их начисления зависят от наличия и местонахождения имущества, на базе которого создано ОП, наличия трудового коллектива и особенностей применяемого налогового режима. Рассмотрим эти условия более подробно.

Если работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином ОП, расположенном в другой местности, указание такого ОП и его местонахождения в трудовом договоре является обязательным (ст. 57 ТК РФ). В целях обложения НДФЛ это также имеет значение, т.к. налоговые агенты — российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Особенностью упомянутой статьи является то, что сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется не только исходя из облагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения, но и исходя из сумм облагаемых доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), заключаемым с физическими лицами таким подразделением от имени головной организации.

При представлении отчетности по НДФЛ в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ таким налоговым агентам необходимо представить Расчет по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не только в налоговый орган по месту своего учета, но также — в отношении работников обособленных подразделений и указанных выше иных физлиц — в налоговый орган по месту учета (нахождения) ОП.

Уплата страховых взносов и представление Расчетов по страховым взносам (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@) производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения ОП, которые наделены правом начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 11 ст. 431 НК РФ).

Если подразделение не наделено полномочиями и головная организация централизованно начисляет выплаты всем своим работникам, тогда уплачивать страховые взносы и представлять расчеты по ним в налоговый орган будет только головная организация (письмо МФ РФ от 06.02.2018 № 03-15-06/6672).

Если же подразделение наделено соответствующим правом, то в соответствии с п. 12 ст. 431 НК РФ, сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения ОП, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому ОП.

Налог на прибыль

Особенности представления налоговых деклараций и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками — российскими организациями, имеющими ОП, определены ст. 288 и 289 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ такие налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей и налога в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения по ОП.

Что касается сумм авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, то они исчисляются и уплачиваются головной организацией как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определяемой согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом разрешается определить самостоятельно, какой из показателей будет применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Главное, чтобы выбранный показатель не изменялся в течение налогового периода.

Особенностью уплаты авансовых платежей и налога на прибыль по ОП является исчисление их по ставкам, действующим на тех территориях, где расположены организация и каждое из ее ОП.

Уплата исчисленного налога и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) за отчетный или налоговый период аналогичны: головная организация-налогоплательщик в сроки, установленные ст. 289 НК РФ, обязана представить соответствующие документы в налоговые органы и уплатить суммы налога, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого ОП.

Налог на имущество организаций

Особенностью исчисления данного налога является то, что он распространяется только на ОП, имеющие отдельный баланс. При отсутствии такого баланса у головной организации проблем с отчетностью и уплатой станет меньше. Более подробно порядок определения налоговой базы рассмотрен в ст. 376 НК РФ, согласно которой в нее отдельно включается:

  • имущество по местонахождению организации;
  • имущество каждого ОП организации, имеющего отдельный баланс;
  • каждый объект недвижимого имущества, находящийся вне местонахождения организации и(или) ее ОП, имеющего отдельный баланс;
  • имущество, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость;
  • имущество, облагаемое по разным налоговым ставкам.

Статьей 384 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят ОП, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из таких ОП, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, где расположены эти ОП, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ в отношении каждого ОП, с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ (т.е. при оценке имущества по кадастровой стоимости).

По объектам недвижимости, расположенных вне местонахождения организации или ее ОП, имеющего отдельный баланс, налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из них. При этом порядок и сроки уплаты устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Порядок представления отчетности по ОП регулируется ст. 386 НК РФ. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего ОП, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Что касается НДС, то исчисление и уплата этого налога по месту нахождения ОП главой 21 НК РФ не предусмотрены. На основании п. 2 ст. 174 НК РФ организация, в состав которой входят ОП, уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе.

Однако, при оформлении счетов-фактур при осуществлении реализации через ОП, могут возникнуть определенные трудности. Ведь ошибки в его заполнении могут привести к отказу от возмещения налога контрагенту или к иным негативным последствиям.

Так, на основании пп. «а» п. 1 разд. II Правил заполнения документов применяемых при расчетах по НДС, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, в случае если организация реализует товары (работы, услуги) через ОП, при составлении таких счетов-фактур их порядковый номер дополняется через разделительный знак цифровым индексом ОП, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Не менее важным вопросом оформления счетов-фактур через ОП является правильное указание реквизитов ИНН и КПП продавца. Так как налогоплательщиком НДС является организация, а не ее ОП, то при реализации через ОП товаров (работ, услуг) счета-фактуры могут выписываться только от имени организаций. При этом в строке 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры следует указывать КПП соответствующего ОП (см. письмо МФ РФ от 18.05.2017 № 03-07-09/30038).

Тимофеева Л. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Организации в целях расширения границ своей деятельности открывают в других городах или районах обособленные подразделения. Они могут иметь статус филиала или представительства, а могут существовать и без такого статуса (для чего требуется отдельная процедура постановки на учет в ИФНС).

В данной консультации речь пойдет именно о филиалах, причем выделенных на отдельный баланс. Что понимать под отдельным балансом? Как организовать бухучет в организации, имеющей филиал? Каковы особенности уплаты налогов при наличии филиала? Эти и другие вопросы станут предметом рассмотрения.

Гражданское законодательство о филиалах

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ч. 2 ст. 55 ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы юридического лица должны быть указаны в ЕГРЮЛ.

Бухгалтерский учет

Отдельный баланс

В действующих нормативно-правовых актах не содержится определения понятия «отдельный баланс обособленного подразделения».

На практике термин «баланс», как правило, используется в двух значениях:

  • документ, содержащий отчетную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта;

  • способ учета определенных показателей, позволяющий их соотносить между собой.

Согласно п. 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» такая отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов (в том числе выделенных на отдельные балансы). Из этой нормы следует, что филиалы не формируют отдельную бухгалтерскую отчетность и не составляют отдельный бухгалтерский баланс.

Значит, в случаях, когда в тех или иных нормативных документах или Налоговом кодексе упоминается «отдельный баланс», под этим термином понимается перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс. Такой вывод сделан, в частности, в Письме Минфина России от 29.03.2004 № 04-05-06/27, где говорится еще и следующее.

Организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса своих подразделений и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления.

Учетная политика

В соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения (см. Письмо Минфина России от 10.08.2010 № 07-02-06/119).

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 учетной политикой, среди прочего, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;

  • формы первичных учетных документов, регистров бухучета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля хозяйственных операций;

  • другие решения, необходимые для организации бухучета.

Полагаем, что выделение филиалов на отдельный баланс целесообразнее закрепить именно в учетной политике.

Обратите внимание: в учетной политике следует установить план счетов, используемый филиалами, а также порядок их взаимодействия с головной организацией при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.

Итак, филиалы, выделенные на отдельный баланс, ведут бухгалтерский учет самостоятельно, но в соответствии с учетной политикой организации.

Головная организация отражает в своем бухучете только свои хозяйственные операции. При составлении бухгалтерской отчетности в целом по юридическому лицу показатели головной организации и филиалов суммируются.

Документооборот между филиалами и головным офисом производится на основании извещения (авизо), форму которого организация может разработать самостоятельно с учетом требований Закона о бухучете и зафиксировать в учетной политике. В ней же необходимо закрепить сроки передачи авизо из филиалов в головную организацию и обратно. К каждому авизо прикладываются копии первичных учетных документов, послуживших основанием для отражения конкретных хозяйственных операций.

Все операции между головной организацией и филиалами (передача ОС, МПЗ, затрат, финансовых результатов) отражаются у обеих сторон на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К этому счету могут быть открыты субсчета:

– 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» (ведется учет по переданным филиалу внеоборотным и оборотным активам);

– 79-2 «Расчеты по текущим операциям» (учитывается состояние всех прочих расчетов организации с филиалом).

Пример.

Филиалом от головной организации получен товар, фактическая себестоимость которого составила 90 000 руб. Товар продан за 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

Согласно учетной политике организации:

– филиал самостоятельно формирует финансовый результат (прибыль или убыток) и ежемесячно передает его в головную организацию;

– расчеты с покупателями осуществляются через головную организацию и передаются на ее баланс.

В бухгалтерском учете филиала будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принят товар от головной организации

90 000

Отражена выручка от реализации товара

118 000

Списана себестоимость реализованного товара

90 000

Начислен НДС

18 000

Передана головной организации дебиторская задолженность покупателя

118 000

Передан головной организации НДС

18 000

Отражена прибыль филиала

10 000

Прибыль филиала передана головной организации

10 000

В бухгалтерском учете головной организации будут отражены следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Передан товар филиалу

90 000

Принята от филиала дебиторская задолженность покупателя

118 000

Отражен НДС

18 000

Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателя

118 000

Учтена прибыль филиала

10 000

Налоги

Постановка на учет

Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 2 ст. 174 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории РФ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Плательщиками этого налога признаются организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ) (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).

Исчисление и уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений гл. 21 НК РФ не предусмотрены. В связи с этим, а также на основании п. 2 ст. 174 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения (в том числе филиалы), уплачивает НДС по месту своего учета в налоговом органе. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 01.02.2016 № 03-07-11/4411.

Если организация осуществляет реализацию товаров (работ, услуг) через филиал, то последний составляет счета-фактуры, заполняя их в общем порядке, учитывая особенности в отношении нумерации этих документов и указания сведений о продавце и грузоотправителе.

Согласно п. 1 Правил заполнения счета-фактуры в этом документе должно быть указано следующее:

  • в строке 1 – порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак «/» (разделительная черта) дополняется цифровым индексом филиала, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения (пп. «а»);

  • в строке 2 – полное или сокращенное наименование организации в соответствии с учредительными документами (пп. «в»);

  • в строке 2а – место нахождения организации в соответствии с учредительными документами (пп. «г»);

  • в строке 2б – ИНН организации и КПП филиала (пп. «д»). При реализации товаров в страны Таможенного союза допустимо указание КПП организации (головного офиса);

  • в строке 3 – наименование филиала (иного грузоотправителя) и его почтовый адрес (пп. «е»).

В целях обложения НДС в учетной политике организации, имеющей филиалы, необходимо закрепить порядок ведения книги покупок и книги продаж. Эти книги ведутся филиалами как разделы книги покупок и книги продаж организации в целом и передаются в головную организацию для оформления единых книги покупок и книги продаж и составления налоговой декларации.

Декларация по НДС представляется в ИФНС по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом.

Налог на прибыль организаций

Уплата авансовых платежей и сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений (в том числе филиалы) исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено указанным пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.

Налог на имущество организаций

В силу ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят филиалы, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из филиалов в отношении имущества, признаваемого объектом обложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из филиалов.

Налог определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти филиалы, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого филиала с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ.

Если объект недвижимого имущества находится вне местонахождения организации или ее филиала, имеющего отдельный баланс, то налог на имущество (авансовые платежи по налогу) перечисляются в бюджет по местонахождению каждого из таких объектов недвижимости. Это следует из ст. 385 НК РФ.

Земельный налог

На основании ст. 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по нему вносятся налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (см. также Письмо Минфина России от 17.10.2016 № 03-05-06-02/60364).

Транспортный налог

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Если общество приобретет и зарегистрирует по местонахождению филиала транспортное средство, то должно представлять налоговую декларацию и уплачивать транспортный налог по местонахождению транспортного средства.

НДФЛ

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие филиалы, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения филиала, определяется исходя из:

  • суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого филиала;

  • сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами филиалом (уполномоченными лицами филиала) от имени такой организации.

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие филиалы, представляют в налоговый орган по месту учета таких филиалов:

  • сведения о выплаченных доходах физическим лицам и суммах НДФЛ, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет (справка 2-НДФЛ), – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

  • при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ) – сообщение также в виде справки 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, – за первый квартал, полугодие, девять месяцев (форму 6-НДФЛ) не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание. Глава 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам, имеющим обособленные подразделения (в том числе филиалы), право самостоятельно выбирать подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета сумм НДФЛ (Письмо Минфина России от 23.12.2016 № 03-04-06/77778).

Страховые взносы

Уплата страховых взносов и представление расчетов по ним производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 11 ст. 431 НК РФ).

С 1 января 2017 года действует пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, согласно которому плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации о наделении обособленного подразделения (включая филиал) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Таким образом, если до указанной даты начисление выплат в пользу физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов осуществлялись раздельно самой организацией и филиалами по месту их нахождения и данный порядок не изменился после этой даты, уплата страховых взносов и представление расчетов по ним в текущем году производятся по-прежнему раздельно. Уведомлять налоговые органы о наделении полномочиями организациям не нужно.

Если организация, имеющая филиалы, которые до 1 января 2017 года исполняли обязанности организации по начислению выплат и страховых взносов, переходит с этой даты на централизованное исчисление и уплату взносов, то ей необходимо уведомить налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения филиалов о лишении последних полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. Соответственно, отчетность по страховым взносам такая организация представляет только в налоговый орган по месту своего нахождения. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 06.03.2017 № 03-15-10/12652.

Итак, если филиал самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц, то по месту его нахождения надо сдавать отдельную отчетность, где отражать только выплаты и взносы, начисленные самим филиалом.

Отчетность, которую сдают филиалы:

1) в ИФНС по месту нахождения филиала – расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (начиная с I квартала 2017 года) (п. 7 ст. 431 НК РФ);

2) в ПФР, где филиал поставлен на учет (п. 2, 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):

  • форму СЗВ-М с перечнем сотрудников филиала – ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

  • форму СЗВ-СТАЖ со сведениями о страховом стаже работников филиала – ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (начиная с отчетности за 2017 год). Дополнительно по данному вопросу см. консультацию Е. А. Логиновой «Форма СЗВ-СТАЖ: о досрочном представлении в 2017 году и… не только»;

3) в ФСС по месту учета филиала – форму 4-ФСС (п. 11 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ) на бумажном носителе не позднее 20-го числа, в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В перечисленных формах отчетности следует указывать КПП филиала.

В заключение данного раздела обобщим порядок уплаты налогов и страховых взносов организациями, имеющими филиалы, представив эту информацию в виде таблицы.

Вид налога (платежа)

Уплата по месту нахождения

Головной организации (ГО)

Филиала

НДС

Вся сумма налога (даже если товар реализован через филиал)

Не предусмотрена

Налог на прибыль

Налог в федеральный бюджет – в полном объеме. Налог в региональный бюджет – в части, приходящейся на ГО

Налог в региональный бюджет – в части, приходящейся на филиал

Налог на имущество

Налог, исчисленный со стоимости ОС на балансе ГО

Налог, исчисленный со стоимости ОС на балансе филиала

В отношении недвижимого имущества – по месту его нахождения

Земельный налог

По месту нахождения земельного участка

Транспортный налог

По ТС, зарегистрированным на ГО

По ТС, зарегистрированным на филиал

НДФЛ

По доходам, выплаченным ГО

По доходам, выплаченным филиалом

Страховые взносы

С выплат работников ГО; с выплат работников филиала (если он лишен полномочий по начислению выплат и взносов)

Если филиал самостоятельно осуществляет начисления в пользу физических лиц

ИА ГАРАНТ

Организации необходимо открыть обособленное подразделение (далее — ОП), которое не будет филиалом либо представительством ООО. Находиться будет в том же субъекте РФ, что и организация, но в другом муниципальном образовании.

Полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц ОП наделяться не будет. ОП не будет иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке. По месту нахождения недвижимости нет.

Организация применяет общий режим налогообложения.

Каков порядок открытия ОП? Какие изменения в налогообложении произойдут для организации после открытия ОП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании обособленного подразделения организация представляет (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников, следует перечислять отдельно по головной организации и обособленному подразделению. Сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), представляются отдельно по головной организации и обособленному подразделению.

Организация будет производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту своего нахождения.

Уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ будет производиться головной организацией.

Уплату налога на прибыль (авансовых платежей), а также декларирование можно производить по месту нахождения головной организации (без распределения на ОП) при представлении в налоговый орган соответствующего уведомления.

Уплата НДС и налога на имущество, а также их декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по ОП.

Обоснование вывода:

Обязанности организации в связи с созданием обособленного подразделения

1. Исходя из содержания ст. 55 ГК РФ в гражданском законодательстве под обособленным подразделением юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности.

Помимо филиалов и представительств юридические лица вправе создавать иные территориально обособленные подразделения. Процедура создания обособленных подразделений (в отличие от филиалов, представительств) законодательством не урегулирована. Решения о создании обособленных подразделений принимаются исполнительным органом юридического лица в рамках текущего управления. Вместе с тем в уставе или иных внутренних документах общества может быть установлено согласование открытия таких обособленных подразделений с иными органами управления: общим собранием участников (акционеров), советом директоров общества, либо определяться, что открытие таких обособленных подразделений производится в рамках программ развития общества, утверждаемых органами управления общества, и т.п.

Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Организации обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ, об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях и обо всех обособленных подразделениях, которые закрываются этой организацией (пп.пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83 НК РФ). Такие сообщения представляются организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в течение одного месяца со дня создания обособленных подразделений (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган в течение 5 дней со дня получения указанного сообщения от организации обязан осуществить постановку на учет этой организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации в связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании ОП следует представить (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

2. В соответствии с пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ после 1 января 2017 года, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Форма сообщения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц утверждена приказом ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@.

Как сообщено в письмах Минфина России от 04.04.2017 N 03-15-06/19684, ФНС России от 09.03.2017 N БС-4-11/4211@, вопрос о необходимости наделения ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и, соответственно, решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

Как разъяснено в письме ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями у плательщиков страховых взносов отсутствует.

Поскольку в Вашем случае головная организация не наделяет ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (то есть начисление выплат в пользу работников (как организации, так и ОП) производится централизованно), обязанность направить в налоговый орган соответствующее сообщение у вашей организации не возникает (смотрите также письма Минфина России от 02.03.2017 N 03-15-06/11948, от 02.03.2017 N 03-15-06/11940, от 27.02.2017 N 03-15-06/10920).

3. Кроме того, действуя как страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, юридические лица обязаны сообщать в территориальные органы ФСС РФ о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 6, пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), смотрите также письмо ФСС РФ от 08.02.2017 N 02-09-14/05-02-980).

Поскольку созданное Вашей организацией обособленное подразделение не имеет счета в банке и не начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то оно не регистрируется в органе ФСС по своему местонахождению.

4. Полагаем также, что в целях уплаты налога на прибыль через головную организацию следует подать в налоговый орган по месту учета организации соответствующее Уведомление (смотрите письмо ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 «Об уведомлениях по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации»).

5. Согласно абзацу четвертому п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) обособленному подразделению, сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указанием N 3210-У для юридического лица. При этом юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абзац пятый п. 2 Указания N 3210-У).

Таким образом, если ОП не будет самостоятельно сдавать деньги в банк либо в кассу организации, то устанавливать лимит остатка наличных денег ОП не следует.

НДФЛ

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у физического лица, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

То есть по общему правилу НДФЛ должен перечисляться отдельно по головной организации и обособленному подразделению. НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников ОП, должен перечисляться по месту нахождения (месту постановки на учет) этого ОП.

ФНС России в письмах от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@, от 03.08.2011 N АС-4-3/12547 разъяснила, что при перечислении НДФЛ за работников ОП следует оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному ОП с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головной организации, так и за работников ОП, по мнению ФНС, нельзя (письма УФНС по г. Москве от 28.04.2007 N 28-11/040726, от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).

Представление сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ

На основании четвертого абзаца п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты, имеющие ОП, представляют сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) в отношении работников ОП в налоговый орган по месту учета ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры (смотрите также письма ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@, от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@, письма Минфина России от 19.11.2015 N 03-04-06/66970, ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900@).

В письме ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900 сообщено, что в случае заполнения расчета по форме 6-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, в поле «КПП» указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

В письме Минфина России от 23.12.2016 N 03-04-06/77778 специалисты финансового ведомства отмечают: обязанность налоговых агентов представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган как по месту своего учета, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода (смотрите также письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@).

Таким образом, представлять сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ необходимо отдельно по головной организации и по обособленному подразделению (письма ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@, от 02.11.2016 N 03-04-06/64099).

Страховые взносы

В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляют налоговые органы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики (организации), указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам (не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом):

  • в налоговый орган по месту нахождения организации;

  • по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее — Приказ N ММВ-7-11/551@), который вступил в силу с 01.01.2017 и применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года (п. 2 Приказа N ММВ-7-11/551@, смотрите также письмо ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@).

Согласно пп. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:

  • по месту их нахождения;

  • по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ.

Таким образом, при наличии у организации обособленных подразделений уплата страховых взносов и представление расчетов по ним производятся организацией по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (независимо от наличия у обособленных подразделений отдельного баланса, наличия открытого расчетного счета в банке).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация не наделяет полномочиями обособленное подразделение по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, то организации следует производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту нахождения организации. Данный вывод следует в том числе из писем Минфина России от 08.02.2017 N 03-15-06/6671, от 06.03.2017 N 03-15-10/12652, от 02.03.2017 N 03-15-06/11948.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ обособленные подразделения страхователей — юридических лиц, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ.

Как уже было отмечено, если обособленные подразделения не имеют банковского счета и самостоятельно не начисляют вознаграждения в пользу физических лиц, то организации не требуется производить регистрацию организации по месту нахождения обособленных подразделений в качестве страхователя в органе ФСС РФ (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ). Соответственно, в этом случае уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ возлагаются на головную организацию.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

НДС

НДС целиком уплачивается в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, но не филиалы, представительства или обособленные подразделения.

Организации, создавшие обособленные подразделения, уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС представляются в налоговый орган по месту учета головной организации. Обязанность представления декларации по НДС в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации ст. 174 НК РФ не предусмотрена (письма УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237, УМНС по г. Москве от 10.01.2003 N 11-14/1719).

Таким образом, уплата НДС и декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по обособленному подразделению.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Таким образом, обязанность организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе (письма Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102). Однако в рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, обособленное подразделение не будет выделяться на отдельный баланс.

При этом ст. 385 НК РФ определено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Это значит, что если подразделение головной организации, находящееся вне ее места нахождения, не выделено на отдельный баланс и наделено только движимым имуществом, то такое имущество должно учитываться при определении налоговой базы головной организации. Исчисление и уплата налога (авансовых платежей), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) должны производиться по месту нахождения головной организации. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 20.03.2012 N 03-05-05-01/16, от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145 и др., ФНС России от 13.03.2012 N БС-4-11/4175.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Иные обособленные подразделения;

— Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами, имеющими обособленные подразделения;

— Энциклопедия решений. Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата страховых взносов обособленными подразделениями организации с 1 января 2017 года;

— Энциклопедия решений. Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Регистрация страхователей;

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на прибыль при наличии обособленных подразделений;

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений;

— Энциклопедия решений. Лимит остатка наличных денег в обособленных подразделениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Расширение организации говорит о развитии бизнеса, необходимости охвата новых территорий, клиентов и сегментов рынка. Когда открывается очередная торговая точка, помещение отеля или булочная, значит, открывается обособленное подразделение.

В законодательстве многие моменты работы с ОП раскрыты не достаточно полно, налогоплательщикам часто приходится ориентироваться на арбитражную практику. Мне хотелось бы сделать акцент на разборе практических ситуаций.

По порядку рассчитайсь!

Обособленные подразделения бывают трех видов:

  1. Филиал.
  2. Представительство.
  3. Иные.

Объединяющие все три вида признаки — это территориальная обособленность и наличие созданных более чем на месяц рабочих мест. Это общее определение ОП, данное НК РФ в статье 11. Налоговый кодекс не раскрывает понятия «филиал» и «представительство». Их определение придется искать уже в гражданском законодательстве.

Статья 55 ГК РФ указывает на то, что представительство представляет интересы юридического лица, а также осуществляет их защиту. Филиал имеет более широкие права: осуществляет все или часть функций юрлица, включая те, что есть у представительства. Проще говоря, если организация открывает офис, куда клиент может обратиться за консультацией, заключить договор, написать претензию, сделать заказ, то это представительство, если этот офис поставит клиенту товар по заключенному договору, то это уже филиал.

Прочие подразделения попадают в категорию «иных». Важно правильно определить, какой вид ОП открывается. Это имеет значение не только с юридической точки зрения, но и с точки зрения Налогового кодекса.

Надо – не надо: не гадайте на ромашке

Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно. Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание.

Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:

  1. Нанимаем сотрудника в другом городе для оказания услуг или выполнения работ на территории клиентов (заказчиков). Допустим, компания оказывает клининговые услуги в другом городе, нанимает уборщиц. В этом случае не возникает обособленного подразделения, ведь нет стационарных рабочих мест. Аналогичный подход применяется к ситуации, когда рабочий (электрик, отделочник) выезжает к заказчику на объект. В зависимости от должности и рода занятий сотрудника оформляют как обычным трудовым договором, так и договором о надомной или дистанционной работе.
  2. Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест.

  3. Производятся строительные работы. Здесь нужно рассматривать каждую конкретную ситуацию индивидуально.
  4. Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.

    Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.

    Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.

  5. Выполняются дорожные работы. В данном случае ФНС считает, что ОП создавать не нужно. Работы ведутся «в поле», ни о каком стационарном месте речи не идет.
  6. Арендуется или приобретается складское помещение. Это один из частых предметов споров. На складе присутствуют постоянные сотрудники: кладовщик, сторож, грузчики, значит, однозначно потребуется зарегистрировать ОП.
  7. А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.

    Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.

  8. Помещения в одном и том же здании. Компания снимает кабинет в бизнес-центре и решает открыть на другом этаже кафе. С одной стороны оба помещения находятся в одном здании и, естественно, относятся к одной налоговой, поэтому логично предположить, что в открытии ОП нет нужды. Судьи подтверждают эту точку зрения, поскольку считают одним из признаков территориальной обособленности отнесение к отличной от головного предприятия налоговой инспекции. С другой, налоговые органы не всегда согласны с арбитражной практикой. Их позиция – даже если фактически юридический адрес организации и кафе отличается незначительно, например, номером помещения, то формально такое отличие уже причина для регистрации обособки. Вывод сделан из определения ОП в статье 11 НК, понятий, установленных статьей 55 ГК РФ и определения места нахождения юридического лица (по пункту 2 статьи 54 ГК это место государственной регистрации). Придется либо обращаться за разъяснениями в ФНС, либо действовать на свой страх и риск.
  9. Сотрудник работает в режиме коворкинга. Популярный способ работы вне дома. Обычно к нему прибегают фрилансеры. Смысл в том, чтобы заниматься какой-то деятельностью в помещении, где собираются такие же «свободные художники», возможно, в процессе обмениваться мнениями, достижениями и опытом или просто работать в спокойной обстановке. Представим, что для работника арендуется место по договору коворкинга, равноценно ли это аренде офиса, требуется ли организовать ОП? На самом деле этот вариант подразумевает краткосрочную аренду, обычно на несколько часов в день, а работодатель не может контролировать такое рабочее место. Значит, признать его стационарным нельзя и создание обособленного подразделения не требуется.

После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.

Наделение правами и регистрация

Оговорюсь, что если речь идет о третьем виде подразделений (иные), то необходимо просто подать заявление по форме С-09-3-1. Решение о создании представительства или филиала принимает собрание участников (п.1 ст. 5 Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») не менее 2/3 голосов, если иное не указано в уставе общества. На собрании принимается положение, выбирается руководитель, а директор организации издает приказ.

Положение должно включать следующие пункты:

  • Местоположение и наименование.
  • Функции, права и обязанности.
  • Функции руководителя, полномочия (стоит указать, кому непосредственно — собранию участников, директору, генеральному директору, другому должностному лицу — подчиняется руководитель).
  • Информация об имуществе.
  • Наличие или отсутствие собственного счета, баланса.
  • Где производится расчет заработной платы, в головном офисе или в подразделении.

Также можно указать другие моменты: внутреннюю отчетность, правила перемещения ТМЦ, денежный оборот и прочее.

Обратите внимание! Срок регистрации – один месяц со дня создания (п. 1 Приказа Минфина №114н от 05.11.2009 г.). Филиал или представительство отражаются в ЕГРЮЛ после государственной регистрации.

За несвоевременную регистрацию подразделения компании грозят штрафы: 200 рублей – п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок сведений и 10% от полученных доходов (минимум 40 000 рублей) – п. 2 ст.126 НК РФ за деятельность без постановки на учет в налоговом органе.

В 2019 году рассматривался законопроект об увеличении ответственности за непредставление (несвоевременную подачу) в ИФНС сведений об открытии ОП и увеличении их до уровня, указанного в п. 2 ст. 126 НК, но в ноябре 2019 года он был отклонен при рассмотрении Государственной Думой.

Перемещение имущества: бухгалтерский учет

При перемещении ТМЦ, основных средств и денег между головным и остальными подразделениями способ ведения бухгалтерского учета зависит от того, есть ли у ОП выделенный баланс.

Важно! Все подразделения ведут бухгалтерский учет согласно учетной политике «головы».

Отдельного баланса нет

В этом случае при перемещении, например, оборудования (ОС) следует провести внутреннюю переброску в аналитике.

Пример №3: Фирма «А» передает подразделению «А-1» токарный станок, первоначальной стоимостью 150000 и начисленной на момент перемещения амортизацией в сумме 54000:

  • Д 01 «А-1» К 01 «А» — 150000, проведено перемещение.
  • Д 02 «А» Д 02 «А-1» – 54000, перенесена амортизация по переданному станку.

Аналогично следует поступить с другими ТМЦ. Денежными средствами, когда подразделение не имеет отдельного баланса, оперирует центральная бухгалтерия, расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся через нее. В этом случае выполняются обычные проводки.

Пример №4: Организация «Б» передает подразделению «Б-2» материалы, предназначенные для ремонта помещения, в котором расположено ОП, стоимостью 20000 рублей. Для их перевозки «Б» нанимает транспортную компанию (ТК), ее услуги обходятся в 3000 рублей:

  • Д 10.8 материалы на складе в «Б-2» К 10.8 материалы на складе «Б» – 20000, переданы материалы в ОП «Б-2».
  • Д 23 (23, 25, 20, 44) К 76 – 3000, отражены затраты на перевозку материалов для ремонта.
  • Д 76 К 51 – 3000, оплачены услуги ТК.

Отдельный баланс есть

В этом случае используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» для перемещения имущества и денежных средств.

При передаче основных средств в учете головного офиса необходимо провести следующие проводки (используем данные из примера № 3):

  • Д 79-1 «А-1» К 01 «А» — 150000, отражена передача оборудования.
  • Д 02 «А» Д 79-1 «А-1» – 54000, передана амортизация по станку.

Проводки при передаче ТМЦ и оплате расходов на их доставку (используем данные примера № 4): Д 79-1 «Б-2» К 10-8 – 20000, переданы материалы для ремонта. Далее проводки зависят от наличия у подразделения расчетного счета.

Счета нет (услуги заказаны и оплачены центральной бухгалтерией):

  • Д 23 (…) К 76 – 3000, расходы на перевозку.
  • Д 76 К 51 – 3000, оплата транспортной компании.

Счета нет (заказ услуг сделан ОП, а оплата головной организацией):

  • Д 79-2 К 76 – подразделение передало задолженность перед ТК «голове». В учете самой обособки проводки будут такими: Д 23 (…) К 76 – 3000, затраты по транспортировке, Д 76 К 79-2 – передан долг ТК в головной офис.
  • Д 76 К 51 – оплачены услуги ТК

Счета нет (ОП самостоятельно заказало и оплатило услуги):

  • У подразделения «Б-2»: Д 23 (…) К 76 – 3000, отражены расходы на перевозку, Д 76 К 51 – перечислена оплата ТК.
  • ОП может предварительно получить средства на расходы, тогда в проводках «Б-2» будет проводка Д 51 К 79-2 – поступили денежные средства от центральной бухгалтерии на расчеты. При этом в БУ «головы» отразится проводка Д 79-2 К 51.

В большинстве случае проводки выглядят зеркально, как вы, вероятно, заметили. Понесенные затраты передаются в центральный офис проводкой Д 79-2 К 20, 25, 23, 44. Обратная проводка, соответственно, у головной бухгалтерии.

Подробно о налогообложении в обособленном подразделении можно прочитать .

Как обособленные подразделения влияют на систему налогообложения

Одно из самых неприятных ограничений для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, — невозможность открыть филиалы (в подпункте 1 п. 3 статьи 346.12 НК о других видах подразделений, включая представительства, речи не идет).

Если создать такое ОП в середине года, то упрощенец обязан начать применять общую систему. Однако некоторые организации напротив поворачивают этот пункт в свою пользу. Например, фирме на УСН предлагают выгодный контракт, но работать с ней клиент готов, только при наличии НДС. Тогда открывается филиал, фирма теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО.

Важно! Создание обособленного подразделения должно быть реальным. Оно должно не только существовать на бумаге, но и иметь штат персонала, действующего руководителя, фактический адрес и вести деятельность.

Надо отметить, что если ФНС найдет признаки формальности действия, то существует высокий шанс признания маневра обманом. С целью получения налоговой выгоды, в том числе. Придется пересчитывать налоги, платить пени, пересдавать отчеты, да и клиент рад не будет.

Что касается ЕНВД, то и тут возникают некоторые вопросы. Открыла организация новый магазин, нужно ли вставать на учет, если он находится в том же городе, что и другие действующие торговые точки? Ответ находится в п. 2 ст. 346.28 НК РФ: если деятельность ведется в разных городских округах, муниципальных районах, на внутригородских территориях и при этом их обслуживают разные отделения ФНС, то встать на учет нужно в одной из инспекций (в той, которой подведомственно первое в заявлении место деятельности).

Если речь идет о разных муниципальных образованиях, то нужно подать заявление в каждом (только раз, а дальше действовать так, как описано выше). Также придется подать заявление ЕНВД-2, если организация начинает новый вид деятельности на вмененке.

Вместо ОП открыта новая организация

Некоторые предприниматели прибегают к способу организовать бизнес на новом месте без открытия обособленных подразделений. Просто регистрируют новое юридическое лицо. Вариант не креативный и имеет ряд серьезных минусов:

  • Для передачи имущества или денежных средств придется заключить договора поставки, купли-продажи, займа и т.п. В отличие от варианта с ОП, когда это происходит на основании внутренних положений.
  • Каждая компания заплатит налог с проводимых операций (ведь, скорее всего, понадобится и обратная передача денег или ТМЦ). Перемещение между ОП не влияет на налогообложение.
  • Если необходимо перевести часть сотрудников в новую компанию, делать это придется через увольнение, с выплатой в старой организации компенсаций, да и не все работники могут согласиться на подобные манипуляции. Перевод персонала внутри компании происходит по более простым правилам.
  • Если ФНС решит, что бизнес произвел дробление с целью исключительно оптимизации налогообложения (уплата единого налога на УСН, вместо налога на прибыль и НДС, например), то организации грозят немалые штрафы. Налоговый кодекс в п. 3 ст. 122 предусматривает наказание в виде 40% от неуплаченных сумм налогов. Это не говоря о пени и прочих издержках. Когда речь о многомиллионных суммах, то организацию может ждать банкротство.
  • Дробление бизнеса также может быть связано с получением каких-либо льгот и поддержки. Например, созданная отдельно компания может принимать участие в торгах в качестве субъекта малого предпринимательства, в то время когда «старая» фирма не могла принимать в них участие, т.к. не имела этого статуса.
  • Если между существующей и созданной организацией установят зависимость, то и сделки, проведенные между ними, станут объектом пристального внимания и оценки со стороны налоговых органов.

Открытие обособленного подразделения – признак результативности и положительной динамики развития бизнеса. При этом сообщать об открытии ОП «на всякий случай», если вы не уверены в необходимости этого действия, не стоит. На подачу документов дается целый месяц. Достаточное время для изучения законодательства или обращения к юристу и принятия окончательного объективного решения.

25 Августа 2019

Санаторий как непрофильный актив

У современных крупных производственных предприятий, родом из Советского Союза, в составе имущественного комплекса, как правило, есть непрофильные активы, доставшиеся им с «тех времен»: детские сады, санатории, базы отдыха, дома культуры и т.п.

Подобные активы в свое время создавались с целью социальной поддержки работников предприятия, а не с целью получения прибыли. Поэтому теперь в условиях рыночной экономики управление такими активами стало проблемой для руководителей предприятий. С одной стороны, это убытки, которые приносит предприятию деятельность данного актива, с другой— это имущество, избавление от которого также ухудшит показатели устойчивости, а с третьей — профсоюз, который требует детских садов и санаториев для сотрудников.

Решения, принимаемые в отношении такого имущества, в разное время могут быть обусловлены различными обстоятельствами. В связи с этим непрофильные активы находятся в постоянном движении по отношению к своим родительским предприятиям.

Постановка на учёт обособленного подразделения

Появление в распоряжениях руководства таких понятий, как «обособленное подразделение» «выделение на отдельный баланс», «внутрихозяйственные расчеты» всегда вызывает немалую озабоченность у бухгалтеров предприятия. Именно в такой ситуации оказалось одно из крупнейших авиапроизводственных предприятий России — . В 2015 году было принято решение о возвращении из аренды непрофильного актива обратно на предприятие с целью создания обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс— санаторно-оздоровительного лагеря «Чкаловец». Соответственно бухгалтерия НАЗ столкнулась с рядом проблем.

  1. Постановка учета в обособленном подразделении на базе учетной политики авиапроизводственного холдинга.

  2. Организация внутрихозяйственных расчетов санатория и НАЗ.

  3. Выбор учетной системы для обособленного подразделения.

  4. Подготовка и консолидация регламентированной отчетности.

Учет на НАЗ построен на существенно доработанной конфигурации «1С:Управление производственным предприятием» и характеризуется позаказным формированием затрат, выпуском готовой продукции по плановой себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции», раздельным учетом НДС, множеством регламентированных регистров бухгалтерского и налогового учета. Учет в санатории был организован на базе связки типовых конфигураций «1С:Бухгалтерия предприятия», «1С: Общепит» и «1С: Зарплата и управление персоналом», и ограничивался максимально простыми для общей системы налогообложения, методами и способами ведения учета: валовый учет затрат, минимально необходимый набор отчетов и пр.

Пути решения

В качестве решений проблемы с выбором учетной системы было предложено три варианта:

а) организовать ведение учета обособленного подразделения в той же информационной базе, в которой ведется учет НАЗ с разработкой дополнений для реализации особенностей учета в санатории;

б) организовать ведение учета обособленного подразделения на прежней связке «1С:Бухгалтерия предприятия», «1С:Общепит», «1С:Зарплата и управление персоналом» с доработками конфигураций для реализации требований учетной политики ПАО «Компания «Сухой»;

в) организовать ведение учета обособленного подразделения в отдельной информационной базе, но на основе конфигурации, аналогичной конфигурации учетной системы НАЗ.

От первого варианта бухгалтерия НАЗ отказалась сразу, так как и без того сложная структура нормативно-справочной информации авиапроизводственного предприятия пополнилась бы продуктами питания, блюдами, медицинским оборудованием, а выпуск самолетов соседствовал бы с выпуском борщей.

Для оставшихся вариантов была проведена оценка трудозатрат на доработки и дальнейшее сопровождение. В связи со стремлением ПАО «Компания «Сухой» к совершенствованию своей учетной системы, постоянного обновления и дополнения регистров бухгалтерского и налогового учета, а также из-за возросшей активности в области регламентированной отчетности со стороны законодателей, было принято решение реализовывать третий вариант как менее затратный в разработке и дальнейшем сопровождении.

Обособленное подразделение: ведение учета в санатории

После выбора учетной системы встал вопрос о том, как организовать учет санаторно-курортных услуг и производства комбината питания в обособленном подразделении на базе конфигурации авиапроизводственного предприятия. Санаторий, выделенный на отдельный баланс, обязан вести учет в рамках способов, указанных в учетной политике головного предприятия, то есть в описываемом случае это учетная политика ПАО «Компания «Сухой».

Если рассматривать деятельность санатория с точки зрения производства, то можно разложить ее на две составляющие:

  • основное производство — это производство и выпуск конечного объекта реализации санатория, то есть самих санаторно-курортных услуг;

  • вспомогательное производство — это производство и выпуск продукции комбината питания.

На основании такого подхода к деятельности санатория учет удалось реализовать на текущей конфигурации авиапроизводственного предприятия, практически не дорабатывая ее. Основные доработки были связаны с реализацией особенностей деятельности комбината питания: спецификации деталей заменены на рецептуры блюд, внесены изменения в подбор аналогов сырья и учтена сезонность расхода продуктов питания.

Особенности учета обособленного подразделения

Одной из проблем при постановке учета стало недостаточное освещение в методических указаниях, разъяснениях Минфина и профильной литературе вопросов ведения учета в санаторно-курортных учреждениях, а также отношений с головной организацией. Например, мы столкнулись с проблемой определения счетов учета затрат основного производства. Поскольку санаторий выделен на отдельный баланс и обладает некоторой степенью автономности, логично предположить, что основные затраты должны отражаться на счете 20 «Основное производство». С другой стороны, обособленное подразделение является частью предприятия, и по отношению к нему санаторий является обслуживающим производством. Соответственно, учет затрат основного выпуска должен происходить на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Обоснованный выбор счета учета важен еще и тем, что затраты по этим счетам по-разному признаются в налоговом учете.

Решения вопросов такого плана нет ни в законодательных актах, ни в методических рекомендациях и разъяснениях контролирующих органов, следовательно, они отдаются на откуп самому предприятию. В итоге было принято решение осуществлять учет затрат основного производства обособленного подразделения на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и оформлены соответствующие распоряжения.

В силу того, что обособленное подразделение было решено выделить на отдельный баланс, учет его дальнейшего взаимодействия с головной организацией планировали осуществлять с помощью механизма внутрихозяйственных расчетов (далее — ВХР). На НАЗ действуют две параллельные системы ВХР: одна построена на внешней автоматизированной системе и предназначена для учета ВХР между филиалами ПАО «Компания «Сухой», вторая разработана внутри конфигурации НАЗ и предназначена для учета взаиморасчетов с локальным подразделением.

Организация учёта обособленного подразделения

Выбора между действующими системами ВХР не было, поэтому решили доработать внутреннюю систему и использовать ее в соответствии с предназначением.

В результате были реализованы следующие доработки:

  • в конфигурации открыт специальный счет для учета ВХР с обособленным подразделением с субсчетами третьего порядка по видам передаваемого имущества; на этом счете добавлены субсчета третьего порядка — по видам передаваемого имущества;

  • разработан обмен данными между учетными системами НАЗ и обособленным подразделением;

  • разработан пользовательский интерфейс для работы с документами ВХР, позволяющий видеть статус авизо документов.

Основной целью НАЗ является реализация государственного оборонного заказа, соответственно, его деятельность должна быть максимально прозрачной. Поэтому учетная политика ПАО «Компания «Сухой» предусматривает периодическое составление более шести десятков регистров бухгалтерского и налогового учета. Как следствие, возникает проблема формирования достоверной отчетности по деятельности НАЗ, включая обособленное подразделение.

Данная задача решена следующим образом:

  1. Определен перечень необходимых для заполнения отчетов в обособленном подразделении.

  2. Отчеты доработаны в части добавления признака принадлежности обособленному подразделению; учтены особенности операций по ВХР и в части формирования достоверной информации по данным учетной системы обособленного подразделения.

  3. Разработан отчет для проверки достоверности данных в заполненных регистрах. Отчет содержит порядка тысячи контрольных соотношений как внутри отчетов, так и между ними.

  4. Разработан односторонний обмен регламентированными отчетами между учетными системами НАЗ и обособленным подразделением. Отчеты должны выгружаться только из учетной системы обособленного подразделения в НАЗ.

  5. В конфигурации НАЗ разработан механизм для консолидации отчетов.

В результате из двух экземпляров отчета с разными признаками принадлежности формируется третий с признаком «Консолидированный» предназначенный для отправки в головную организацию.

Поставлен учёт обособленных подразделений

По факту проведенных работ можно подвести следующие итоги.

  1. Несмотря на всю нетривиальность задачи мы смогли в санаторно-оздоровительном лагере поставить бухгалтерский и налоговый учет на базе учетной системы авиапроизводственного предприятия.

  2. Поставленная цель проекта выполнена: обособленное подразделение функционирует в рабочем режиме и полном объеме, представляет в НАЗ пригодную для консолидации отчетность;

  3. Несмотря на малое количество методологической информации специально для проекта были составлены собственные методики учета затрат и взаимодействия обособленного подразделения и головной организации.

Что хотелось бы сказать в заключение. Во-первых, желаем успехов вашему бизнесу и непрекращающегося потока бизнес–идей. А во-вторых, рекомендация собственникам бизнеса, предпринимателям и директорам: Не бойтесь начинать автоматизацию. Не считайте деньги на новую систему убытками. Это инвестиция в ваши управленческие решения, четкое видение ситуации.

Михаил Бухтияров,
Аналитик по информационным системам

admin

Добавить комментарий