Учет коммунальных услуг

Учет коммунальных услуг

Отражение в бухучете арендодателя операций, связанных с возмещением коммунальных расходов, зависит от выбранного способа расчетов за коммунальные услуги:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг.

Содержание

Коммунальные платежи включены в арендную плату

Если арендодатель получает возмещение коммунальных услуг от арендатора в составе арендной платы, эту операцию отразите как получение дохода от аренды (п. 5 и 7 ПБУ 9/99). Помимо документов, связанных с расчетом по арендной плате (например, актов), для документального оформления данного способа расчетов могут потребоваться счета коммунальных служб. Эти документы подтвердят размер компенсируемых расходов.

Подробнее о бухучете арендных платежей см. Как арендодателю отразить арендные платежи в бухучете.

Затраты арендодателя на коммунальные услуги и поставку энергии в бухучете нужно учесть в зависимости от того, является ли сдача имущества в аренду для организации отдельным видом деятельности или нет.

Если сдача имущества в аренду является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг учтите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). При этом в учете сделайте проводку:

Дебет 20 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).

Если сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации, то стоимость коммунальных услуг, приходящихся на объект аренды, учтите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении в бухучете стоимости коммунальных расходов сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 91, 76, 60).

Ситуация: как арендодателю отразить в бухучете операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора? Арендатор компенсирует стоимость коммунальных платежей по отдельному счету.

Когда арендодатель получает от арендатора компенсацию коммунальных услуг, то такая операция признается возмездным оказанием услуги по перечислению коммунальных платежей (ст. 779 ГК РФ, п. 7 ПБУ 9/99). В бухучете отразите ее так:

Дебет 76 (62) Кредит 91-1
– отражены прочие доходы от реализации услуг.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Основанием для данной записи должен послужить документ, подтверждающий факт оказания услуг (например, выставляемый арендатору счет на оплату коммунальных услуг) (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Данная точка зрения об отражении расчетов по возмещению коммунальных платежей через счета учета финансовых результатов была высказана в письмах Минфина России от 12 мая 2000 г. № 04-05-11/40 и от 13 сентября 2000 г. № 04-02-04/1. Хотя в них содержатся ссылки на старый План счетов, выводы, приведенные в этих документах, можно распространить и на новый порядок отражения операций на счетах бухучета.

Наряду с доходами в бухучете нужно отразить и расходы – то есть стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором. Соответственно, эти суммы нужно учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении расходов в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).

Пример отражения в бухучете арендодателя операций, связанных с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора (на основании отдельного счета)

ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ей здании.

В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей, приходящихся на это помещение. Стоимость коммунальных платежей не входит в состав арендной платы и оплачивается на основании отдельного счета, выставленного арендодателем.

В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.). Арендатор оплатил стоимость коммунальных услуг в марте.

В бухучете организации сделаны следующие записи.

В феврале:

Дебет 26 Кредит 60
– 7373 руб. ((12 000 руб. – 1830 руб.) – (3300 руб. – 503 руб.)) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;

Дебет 19 Кредит 60
– 1327 руб. (1830 руб. – 503 руб.) – отражен входной НДС по коммунальным платежам, подлежащий вычету;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1327 руб. – принят к вычету входной НДС со стоимости коммунальных услуг;

Дебет 76 Кредит 91-1
– 3300 руб. – предъявлена арендатору к возмещению стоимость потребленных им коммунальных услуг;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 3300 руб. – списана на расходы стоимость коммунальных услуг, предъявленных арендатору (на основании счета коммунальных служб).

В марте:

Дебет 51 Кредит 76
– 3300 руб. – получена компенсация от арендатора.

Арендодатель выступает посредником

Если организация заключает посреднический договор на приобретение коммунальных услуг, в бухучете расчеты с арендатором-заказчиком отражайте на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому целесообразно открыть субсчета:

  • «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)»;
  • «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»;
  • «Расчеты с заказчиком по вознаграждению».

В бухучете арендодателя операции, связанные с приобретением услуг по посредническому договору, отражаются следующими проводками (без учета операций по НДС).

Если посредник участвует в расчетах:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)»
– получены денежные средства от заказчика на приобретение услуг;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги)» Кредит 60
– отражена задолженность перед поставщиком, подлежащая погашению заказчиком;

Дебет 60 Кредит 51
– оплачены услуги, приобретенные для заказчика;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов» Кредит 60 (76)
– отражена задолженность заказчика по возмещению расходов, связанных с исполнением поручения;

Дебет 60 (76) Кредит 51
– оплачены расходы, связанные с исполнением поручения;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– отражена сумма вознаграждения за посреднические услуги;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги) Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– удержана сумма вознаграждения из средств, полученных от заказчика (если посредник самостоятельно удерживает вознаграждение);

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– получено посредническое вознаграждение от заказчика (если заказчик выплачивает вознаграждение после исполнения поручения);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком за приобретенные товары (работы, услуги) Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»
– зачтены расходы, подлежащие возмещению заказчиком (если зачет предусмотрен условиями договора);

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»
– возмещены заказчиком расходы, связанные с исполнением поручения.

Если посредник не участвует в расчетах:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов» Кредит 60 (76)
– отражена задолженность заказчика по возмещению расходов, связанных с исполнением поручения;

Дебет 60 (76) Кредит 51
– оплачены расходы, связанные с исполнением поручения;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению» Кредит 90-1
– отражена сумма вознаграждения за посреднические услуги;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по вознаграждению»
– получено посредническое вознаграждение от заказчика;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с заказчиком по возмещению расходов»
– возмещены заказчиком расходы, связанные с исполнением поручения.

Цитата (Налоговый учет возмещаемых расходов по договору аренды. Cтатья из журнала «Финансовые и бухгалтерские консультации», № 3, 2014):На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях налогообложения прибыли относятся:
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ. Арендодатель не выполняет функции по оказанию коммунальных услуг, поскольку не является специализированной организацией, имеющей все необходимые для осуществления такой деятельности лицензии, разрешения и оборудование.
Суммы возмещаемых коммунальных расходов, перечисляемые арендатором, по сути, являются транзитными суммами, поскольку они поступают к арендодателю лишь в качестве компенсации расходов, понесенных им по оплате коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором, и соответственно не приводят к увеличению экономических выгод самого арендодателя.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли суммы возмещаемых расходов по коммунальным платежам не могут быть признаны в качестве дохода от реализации.
Компенсируемые суммы коммунальных платежей не являются и частью арендной платы, учитываемой в составе внереализационных расходов, поскольку по условиям договора аренды возмещаются арендодателю сверх арендной платы. Следовательно, по этому основанию они также не подлежат учету в целях налогообложения прибыли в качестве дохода арендодателя.
На это прямо указал и Президиум ВАС РФ, отметив в п. 12 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (утвержден информационным письмом от 11 января 2002 г. № 66; далее — Обзор), что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы.
В Постановлении от 17 марта 1998 г. № 4926/97 Президиум ВАС РФ указал, что затраты по общему правилу уменьшают выручку от реализации продукции (работ, услуг), а не увеличивают налогооблагаемую прибыль. И в том случае, когда такие затраты возмещаются контрагентом, выручки в этой части не возникает.
В Определении от 29 января 2008 г. № 18186/07 ВАС РФ также отметил, что суммы возмещения коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя. В данном случае компенсируются расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника — они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.
Вывод о транзитном характере рассматриваемых компенсационных платежей подтверждается и арбитражными судами различных федеральных округов.
В частности, ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 19 октября 2006 г. № А56-24646/2005, от 13 июня 2006 г. № А66-7256/2005 отметил, что индивидуальный предприниматель, который за счет денежных средств арендаторов, непосредственных потребителей тепла, электроэнергии и т.п., оплачивал услуги, оказанные сторонними организациями, правомерно не включил в налоговую базу денежные средства, полученные им в возмещение фактических расходов.
Суд указал, что в силу положений главы 34 Гражданского кодекса РФ возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг (и аналогичных услуг) не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Обзора). На основании изложенного суд решил, что возмещение арендаторами налогоплательщику расходов по оплате коммунальных услуг, перечисленных коммунальным организациям арендодателем, не является доходом налогоплательщика-арендодателя. По мнению суда, в данном случае речь идет именно об оплате арендаторами услуг названных организаций, а не о перепродаже части услуг арендодателем арендатору. Кроме того, как установил суд, налогоплательщик не оказывает услуги по энергоснабжению и приему сточных вод канализации. Таким образом, платежи, поступившие от арендаторов в качестве компенсации, не являются доходами налогообложения, а следовательно, объектом обложения единым налогом.
Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 4 сентября 2009 г. № Ф09-4747/09-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 21 апреля 2008 г. № А39-362/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2008 г. № Ф08-8206/07-3204А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 марта 2007 г. № А74-3165/06-Ф02-1481/07 и от 14 июля 2005 г. № А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1.
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и противоположный подход по рассматриваемому вопросу, согласно которому суммы, полученные арендодателем от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных ими коммунальных услуг, признаются доходом арендодателя, учитываемым в целях налогообложения прибыли (см., например, письма Минфина России от 30 мая 2012 г. № 03-03-06/4/55, от 23 сентября 2009 г. № 03-03-05/47 и от 5 сентября 2007 г. № 03-11-05-215, Постановления ФАС Центрального округа от 19 ноября 2010 г. по делу № А14-16650/2009/583/24 и ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 г. по делу № А57-9388/06).
Данная позиция основана на том, что компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества не поименована в установленном ст. 251 НК РФ перечне доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.
Однако вопрос об относимости (неотносимости) тех или иных видов полученных налогоплательщиком-арендодателем платежей в состав доходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль, должен решаться исходя из проверки таких платежей не только на предмет их наличия (отсутствия) в установленном ст. 251 НК РФ перечне, но и на предмет их соответствия понятию «доходы», установленному НК РФ.
Более того, в целях признания полученных налогоплательщиком платежей в составе учитываемых для целей налогообложения прибыли доходов соответствие таких платежей установленному НК РФ понятию «доход» является первичным. Как было указано ранее, возмещаемые коммунальные расходы имеют транзитный характер и не приносят какой-либо экономической выгоды налогоплательщику-арендодателю, т.е. не являются доходом по смыслу НК РФ.
В связи с этим рассматриваемый подход, согласно которому суммы возмещения расходов по коммунальным платежам признаются доходом арендодателя, по нашему мнению, не соответствует требованиям НК РФ.
Затраты на оплату коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором, не являются расходами арендодателя, поскольку они компенсируются арендатором и соответственно не приводят к уменьшению экономических выгод арендодателя. Указанные коммунальные платежи относятся к помещениям, сданным в аренду, и являются расходами арендатора. В данном случае арендодатель выступает лишь в качестве лица, через которого коммунальные платежи проходят транзитом от арендатора к коммунальным службам.
Правомерность данного вывода подтверждается и Определением ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, упомянутым ранее.

«Мой адрес не дом и не улица» — к сожалению, эта крылатая фраза совершенно не применима к организации. У каждой приличной фирмы есть вполне официальный адрес, по которому она располагается. А раз есть «место жительства», значит есть и сопутствующие расходы — коммунальные.

Давайте сразу определимся, что под статьей расходов «Коммунальные услуги» будем понимать расходы на электричество, воду, газ и т.п. На все то, что делает помещение пригодным для работы организации или ИП.

1. Статья расходов «Коммунальные услуги»: с кем может быть заключен договор?

2. Правила учета коммунальных услуг при прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией

3. Правила учета коммунальных услуг при включении их стоимости в арендную плату

4. Правила учета коммунальных услуг при компенсации их стоимости арендатором

5. Вычет по НДС у арендатора при компенсации коммунальных услуг

6. Агентский договор − возможность избежать рисков по НДС

7. Бухгалтерский учет коммунальных услуг в случае их компенсации арендатором

8. Оформление и учет расчетов по коммунальным услугам

9. Налоговый учет коммунальных услуг в расходах при ОСН

10. Расходы на коммунальные услуги при УСН

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

Статья расходов «Коммунальные услуги»: с кем может быть заключен договор?

В каких случаях и кому организация или ИП платит за коммунальные услуги изображено на схеме.

Из схемы видно, что за коммунальные услуги собственник помещения платит ресурсоснабжающей организации.

А арендатор может платить как арендодателю, так и заключить прямой договор с поставщиками коммунальных услуг.

Правила учета коммунальных услуг при прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией

Прямой договор с поставщиком на коммунальные услуги может быть заключен как собственником помещения, так и арендатором.

Учет в обоих случаях будет одинаковым.

При получении акта выполненных работ и счета-фактуры, потребитель делает такие же проводки в учете, как и по другим работам (услугам):

При ОСН

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 − Кт 60 на стоимость услуг без НДС

Дебет 19 − Кт 60 на сумму НДС

Дебет 68 − Кт 19 вычет НДС

При УСН

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 − Кредит 60 на стоимость услуг с НДС (пп.3 п.2 ст.170 НК РФ)

Правила учета коммунальных услуг при включении их стоимости в арендную плату

В этом случае в договоре должно быть прописано, что платежи являются частью арендной платы. Возможны два варианта включения затрат на коммунальные платежи в арендную плату.

Вариант 1

Арендодатель определяет объем коммунальных услуг расчетным способом на основе фактических данных за предыдущие периоды.

Фиксированная сумма платежей за месяц прибавляется к арендной плате.

Таким образом, арендатор ежемесячно платит фиксированную арендную плату, в которую уже включена плата за коммуналку.

Вариант 2

Арендодатель получает от ресурсоснабжающих организаций документы за коммунальные услуги. Определяет объем, который потратил арендатор и выставляет арендную плату с учетом этих сумм.

Это значит, что коммунальные платежи составляют переменную часть арендной платы.

Независимо от выбранного варианта, бухгалтерский учет коммунальных услуг у арендодателя будет одинаковым:

Для ОСН:

Дебет 20, 23, 91 − Кредит 60 — на стоимость услуг без НДС

Дебет 19 − Кт 60 — на сумму НДС (для ОСНО)

Дебет 68 − Кредит 19 — вычет НДС (для ОСНО)

Для УСН

Дебет 20, 23, 91 − Кредит 60 — на стоимость услуг с НДС

Это значит, что арендодатель в себестоимость услуг по аренде или прочие расходы включает всю коммуналку.

А выставление услуг по аренде происходит обычным порядком, выписывается:

  • счет-фактура (в организациях на ОСН)
  • счет (в организациях на УСН)

Дебет 62 – Кредит 90-1 – выручка по аренде

Дебет 90-3 – Кредит 68 – начислен НДС на всю сумму арендной платы (ОСНО)

Бухгалтерский учет коммунальных услуг в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видео:

Далее обсудим подробнее, как обстоит дело при аренде со «входным» НДС от поставщиков коммунальных услуг.

Правила учета коммунальных услуг при компенсации их стоимости арендатором

Особенность такой ситуации − возмещение арендатором коммунальных расходов отдельно от арендной платы. А самый спорный вопрос − вычет входящего НДС, причем как у арендодателя, так и у арендатора. Как такие условия могут быть сформулированы в договоре?

Например: «Арендодатель компенсирует (возмещает) арендатору коммунальные услуги на основании приложенных подтверждающих документов».

Важно понимать разницу между тем, когда коммунальные расходы входят в арендную плату в виде переменной составляющей и тем, когда они компенсируются.

Рассмотрим вычет по НДС у арендодателя при покупке коммунальных услуг, которые будут компенсироваться арендатором.

Вариант 1

Арендодатель является абонентом ресурсоснабжающей организации, он не производит коммунальные услуги, а закупает их. Передача части расходов арендатору в виде компенсации − не реализация услуг, а, следовательно, такая операция не является объектом налогообложения по НДС.

Из этого исходят контролирующие органы, которые считают, что:

— арендодатель не может взять сумму НДС на вычет по тем коммунальным услугам, которые были «переданы» арендатору, а должен включить сумму НДС в их стоимость

— при «передаче» услуг арендодатель не должен выписывать счет-фактуру

Нормативные документы, в которых высказана такая позиция:

Вариант 2

Есть еще одно мнение о том, что делать арендодателю с вычетом НДС в случае перевыставления расходов. Оно было высказано в некоторых Постановлениях ФАС, например, в Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 № А17-7511/2008.

Суды признали право арендодателя на вычет НДС по коммунальным услугам в полном объеме, в том числе и по той доле, которую использовал арендатор.

Суды исходили из того, что арендодатель обязан предоставить помещение в рабочем состоянии (ст.611 ГК), а, следовательно, в помещении должны быть свет, тепло и вода. Сдача помещения в аренду − операция, которая облагается НДС. Значит, покупка коммунальных услуг для такого помещения используется в налогооблагаемой операции по НДС.

Поэтому арендодатель может получить вычет по коммунальным услугам в полном размере. А арендатору «передать» коммуналку без НДС и выставления счета-фактуры.

Вычет по НДС у арендатора при компенсации коммунальных услуг

Если арендодатель прислушается к мнению Минфина, ФНС и судов, то он не будет выставлять счет-фактуру на коммунальные услуги, которые подлежат возмещению. При этом стоимость переданных услуг может включать в себя НДС, а может и не включать. Это зависит от того, какой вариант (1 или 2) использования вычета НДС выберет арендодатель.

Если от арендодателя нет счета-фактуры, то у арендатора нет права на вычет. И вся сумма перевыставленных расходов будет в полном объеме отнесена на расходы арендатора.

Но может быть и такая ситуация, когда арендодатель все-таки выставит счет-фактуру при «передаче» коммуналки. И даже заплатит НДС в бюджет. Со стороны налоговой к нему претензий не будет.

А если арендатор по полученному счету-фактуре попробует принять НДС к вычету, то это сразу вызовет вопросы со стороны контролирующих органов.

Это связано с тем, что существуют две противоположные точки зрения на эту ситуацию:

  • арендатор не имеет права на вычет (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2008 № А10-845/08-Ф02-5264/08)
  • арендатор может использовать свое право на вычет на основании счета-фактуры от арендодателя (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08)

Агентский договор − возможность избежать рисков по НДС

Агентский договор или договор комиссии между арендодателем и арендатором может стать хорошим и законным способом использовать право на вычет по НДС. Причем обеим сторонам.

В таком договоре должна быть прописана обязанность арендодателя выступать агентом (комиссионером) в части закупки коммунальных услуг по поручению арендатора (принципала или комитента).

В этом случае, арендодатель может перевыставить счет-фактуру от имени ресурсоснабжающей организации, где в качестве агента укажет себя.

При этом обязательно должен быть отчет агента, к которому приложены подтверждающие документы от организации − поставщика коммунальных услуг.

Арендодатель в части «переданных» расходов не берет НДС к вычету, а арендатор может на основании полученных документов спокойно воспользоваться своим правом.

Еще одна тонкость заключается в том, что в рамках такого договора арендодатель будет получать агентское (комиссионное) вознаграждение. На которое должен выставляться отдельный счет-фактура. Это уже будет считаться реализацией и попадет в налогооблагаемую базу по НДС.

Бухгалтерский учет коммунальных услуг в случае их компенсации арендатором

Здесь важно запомнить, что в учете арендодателя та доля расходов, которая будет компенсирована, не должна попадать на затратные счета 20, 23, 25, 26, 44.

И это не зависит от того, происходит это в рамках агентского договора или нет:

Дт 76 − Кт 60 на сумму коммунальных платежей, которые будут возмещены арендатором. Сумма зависит от нескольких факторов:

  • если в рамках «обычного» договора арендодатель не ставит НДС к вычету или есть агентский договор, то сумма операции должна быть вместе с НДС
  • если арендатор берет НДС к вычету, то сумма должна быть без НДС

Дт 19 − Кт 60 − на сумму НДС, если арендодатель решит взять НДС к вычету

В случае использования УСН, вопрос с НДС не стоит. Потому что организация на УСН не является плательщиком НДС.

В учете арендатора коммунальные услуги будут отнесены на затратные счета:

Дт 20, 23, 25, 26, 44 − Кт 60 на стоимость услуг:

  • в рамках агентского договора − без НДС
  • в рамках «обычного» договора, если арендодатель не выставляет счет-фактуру, на всю сумму, которая указана в первичном документе
  • если арендодатель выставляет счет-фактуру, то арендатор решает сам отражать коммуналку с НДС или без него

Дт 19 − Кт 68 − на сумму НДС

Оформление и учет расчетов по коммунальным услугам

Основная особенность коммунальных услуг − наличие счетчиков, на основании которых определяется объем потребленных за месяц воды, тепла, электроэнергии, газа.

Если нет счетчиков или они по каким-то причинам вышли из строя, то ресурсоснабжающие организации посчитают объем услуг по правилам, которые установлены законами. Например, Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Что все это значит для потребителя коммунальных услуг? Это значит, что подписала организация или ИП акт выполненных работ в отчетном периоде, или нет, факт оказания услуги все равно есть.

Счетчики выступают, своего рода, независимой стороной, подтверждающей, что услуги были использованы. Поэтому потребитель получит в свой адрес и акт выполненных работ и счет-фактуру.

Когда потребитель не согласен с выставленными объемами коммунальных услуг, то он может обратиться в ресурсоснабжающую организацию. Если ресурсоснабжающая организация согласится с данными потребителя, то она составит документ об изменении объемов, который должен подписать потребитель.

И на основании этого документа выставит корректировочный счет-фактуру. Но все это будет уже в другом отчетном периоде.

Для учета расчетов с поставщиками коммунальных услуг используется счет 60.

Перечисление оплаты отражается проводкой:

Дт 60 − Кт 51 на сумму оплаты

Если в договоре есть условие о предварительной оплате, то:

  • при перечисление аванса нужно сделать проводку

Дт 60 субсчет «авансы» − Кт 51 на сумму аванса

  • после того, как поступят документы об оказании услуг задолженность нужно «перекрыть» ранее выплаченным авансом

Дт 60 − Кт 60 субсчет «авансы»

Налоговый учет коммунальных услуг в расходах при ОСН

Самое главное правило для признания любых расходов в – их экономическая обоснованность и наличие первичных документов, которые должны подтверждать, что расход был понесен (ст.252 НК).

Что такое экономическая обоснованность?

Если расход был нужен для того, чтобы получить доход, то он экномически обоснован.

Например, если организация покупает коммунальные услуги для своих производственных нужд – это обоснованный расход.

А если оплачивает коммунальные услуги соседнего детского сада, то такой расход нельзя признать экономически обоснованным, он не будет участвовать в расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

В рамках налога на прибыль расходы на коммунальные услуги могут признаваться как в прямых, так и в косвенных расходах.

На что нужно обратить внимание для того, чтобы правильно классифицировать расходы на коммуналку? Если организация напрямую заключила договор с ресурсоснабжающей организацией, то согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК это материальные расходы. А материальные расходы, согласно п.1 ст.318 НК могут быть отнесены к прямым.

Еще важно помнить, что прямые расходы должны быть правильно распределены между незавершенным производством и реализованной продукцией, услугами.

Если коммунальные услуги оплачиваются арендодателю в качестве компенсации, то на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК их можно признать их прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Прочие расходы относятся к косвенным. И могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в текущем периоде в полном объеме. Это значит, что в отличие от прямых расходов, их не нужно оставлять в незавершенном производстве.

Еще один из вариантов — коммунальные платежи, оплачиваемые арендодателю как часть арендной платы. Втаком случае они учитываются в расходах по налогу на прибыль на основании п.10 ст.264 НК.

Для того, чтобы четко понимать к прямым или косвенным расходам отнести коммунальные услуги в каждом конкретном случае, лучше всего прописать порядок отнесения в учетной политике.

Право на самостоятельное установление порядка дает п.4 ст.252.

Период отнесения коммунальных услуг к расходам определяется на основании первичного документа от поставщика: за какой период документ, в такой период и надо отнести расходы.

При ОСН важен именно период документа от поставщика, а не период оплаты.

Расходы на коммунальные услуги при УСН

В перечне расходов, которые могут уменьшить доходы организации на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» нет такой статьи, как «коммунальные расходы».

Весь перечень расходов перечислен в ст.346.16 НК, он закрытый. Это значит, что в нем нет такой статьи, как «другие или прочие расходы».

Свой выбор лучше всего определить в учетной политике, это позволит снять многие вопросы налоговой.

Кроме записей в учетной политике, для признания расходов нужны первичные документы:

  • от поставщиков коммунальных услуг в случае прямого договора с такими организациями
  • от арендодателя в случае аренды помещения
  • платежные документы, которые подтверждают оплату

Последние нужны для того, чтобы подтвердить период признания расходов. Это связано с тем, что согласно ст.346.17 НК, понесенные расходы при УСН признаются на дату оплаты.

Например, документы от поставщика или арендодателя были получены в марте, а оплачены в апреле. В расходы коммунальные услуги можно включить только в апреле.

Как и в случае с ОСН, нельзя забывать про экономическую обоснованность затрат. Ст.252 НК действует и для тех организаций, которые находятся на УСН.

В конце еще раз обратим внимание на те моменты, которые важны для правильного бухгалтерского и налогового учета коммунальных расходов:

  • с кем заключен договор на коммунальные услуги − с поставщиком или арендодателем?
  • включены ли коммунальные расходы в арендную плату или они возмещаются арендодателю отдельно? Есть ли агентский договор между арендодателем и арендатором?
  • факт использования коммунальных расходов подтверждается приборами учета, даже если потребитель не подписал акт выполненных работ, услуги будут считаться оказанными
  • система налогообложения, правила признания расходов при УСН и ОСН отличаются

Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ и в управляющих компаниях

Управляющая компания работает, регулируя различного рода вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, текущим и капитальным ремонтом. В основном многоквартирные дома находятся под ведением именно таких организаций. Специфические требования, нюансы для налогового, бухгалтерского учета в ЖКХ, ряд таких особенностей включает структуру расходов, особенности расчетов с потребителями и поставщиками коммунальных услуг, сферу деятельности компании, ведущей контроль за объектами учета.

Особенности организации учета на предприятиях ЖКХ (в управляющих компаниях)

Деятельность предприятий сферы ЖКХ чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жильцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.

Учетная политика организаций ЖКХ формируется ими самостоятельно после проведения серьезной аналитической работы. Учетная политика должна быть сформирована с учетом особенностей работы в сфере ЖКХ, договорных обязательств, грамотной организации налогового учета на предприятии.

Организации ЖКХ, являющиеся коммерческими организациями, ведут бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь общими принципами и правилами бухгалтерского учета, а также отраслевыми рекомендациями.

Так, при ведении бухгалтерского учета в ЖКХ проводка, к примеру, по начислению выручки от реализации услуг ЖКХ отражается в общем порядке бухгалтерскими записями (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): Дебет 62 — Кредит 90.

Учет оплаты за коммунальные услуги собственниками

Собственники помещений могут вносить оплату за ЖКУ тремя основными способами:

— по договору, который организация ЖКХ заключает с ресурсоснабжающими предприятиями. Платежи в данном случае начисляются собственной бухгалтерией предприятия ЖКХ. Организация при реализации этого способа использует свои расчетные счета для приема коммунальных платежей, после чего осуществляются взаиморасчеты с ресурсоснабжающими предприятиями. Этот вариант оплаты на сегодняшний день пользуется наибольшей популярностью;

— по договору, который предприятие заключило с ресурсоснабжающей организацией и единым расчетно – кассовым центром (далее — ЕРКЦ). В этом случае именно ЕРКЦ занимается ежемесячным начислением необходимых сумм к оплате, а также рассылкой квитанций собственникам помещений. Тут возможны две ситуации: платежи жильцов отправляются на расчетный счет банковской организации, который указывается в соглашении с расчетным центром. Банк после этого направляет полученные средства на расчетный счет предприятия ЖКХ, чтобы оно погасило задолженность перед организациями поставляющими ресурсы; владельцы квартир оплачивают потребленные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям, что допускается в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.

— по прямым договорам, которые собственники помещений заключают с поставщиками услуг. В такой ситуации платежи за коммунальные услуги собственники производят муниципальным унитарным предприятиям и прочим поставщикам самостоятельно, и эта оплата коммунальных услуг никак не отображается в бухгалтерском учете предприятия ЖКХ. Для предприятия ЖКХ такой способ является наиболее удобным, потому что ему не требуется заниматься обработкой регулярно поступающих средств. Однако он пока не получил большого распространения. Это отчасти объясняется тем, что товарищества собственников жилья (как и управляющие компании) не имеют права отказаться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Также эта норма прописана в части 12 статьи 161 ЖК РФ.

Налогообложение управляющих компаний

Управляющая организация может выбрать как общую систему налогообложения (далее — ОСНО), так и упрощенную системы налогообложения (далее — УСН) при выполнении необходимых условий. И в том, и в другом случае налогооблагаемой базой в целях исчисления соответствующих налогов, является разница между доходами и расходами.

При использовании ОСНО необходимо оплачивать налог на прибыль, который составляет 20%, и НДС. В то же время, в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации управляющая организация освобождается от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг, осуществлении работ по содержанию и ремонту многоквартирного дома с привлечением соответствующих организаций.

Предприятия сферы ЖХК, используя систему налогообложения в виде УСН не оплачивают НДС и налог на прибыль. Вместо этого они оплачивают отдельный налог в связи с использованием упрощенной системы налогообложения. Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения и составляет 6% или 15%.

Правом использования УСН обладают управляющие организации, доход которых не превышал 60 млн. рублей, балансовая стоимость основных средств компании составляет менее 100 млн. руб., а количество штатных сотрудников не превышает 100 человек.

Учет расчетов с поставщиками и потребителями в управляющей компании (ЖКХ)

Для организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей предприятие ЖКХ заключает договора о возмездном характере оказанных услуг (договор поставки, договор оказания услуг по содержанию жилищного фонда и др.). Средства, поступившие от собственников имущества, относят к доходам предприятия, а стоимость услуг и материалов по счетам поставщиков – к расходам. При этом управляющая организация должна вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Бухгалтерские проводки, используемые предприятиями ЖКХ, можно условно разделить на две группы. Первая группа связана с покупкой ресурсов, вторая группа отражает расчеты с собственниками многоквартирного дома.

Управляющая компания, находящаяся на ОСНО использует в основном следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 20 Кредит 60 – приобретение у поставщиков электроэнергия, газа, воды и других ресурсов;

Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС по приобретенным ресурсам;

Дебет 68 Кредит 19 – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – на расчетный счет перечислены денежные средства за приобретенные ресурсы;

Дебет 62 Кредит 90-1 – собственникам многоквартирного дома выставлены счета за потребленные ресурсы;

Дебет 90-2 Кредит 20 – отражена себестоимость оказанных услуг;

Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 62 – на расчетный счет поступили средства от собственников многоквартирного дома;

Дебет 60 Кредит 62 – зачет средств, которые поступили напрямую от собственников к поставщикам ресурсов .

Предприятия ЖКХ обязаны предоставлять потребителям льготы, определенных законодательством в рамках социальной защиты отдельных категорий населения.

В случае наличия льготы на оплату коммунальных услуг потребители услуг уплачивают коммунальные платежи по льготным тарифам, а остальную сумму предприятия получают из бюджетов. Так, например, в нашей стране, практически во всех регионах, действуют льготы на теплоэнергию и отопление, кроме того на льготных условиях государство софинансирует потребление холодной и горячей воды.

При получении предприятием ЖКХ из бюджета целевых денежных средств, например, на капитальный ремонт или иные дотации, для их учета используется счет 86 «Целевое финансирование» и составляются следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 86 — получены целевые денежные средства из бюджета.

Дебет 20 Кредит 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.

Дебет 86 Кредит 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Предприятия ЖКХ часть своих обязанностей могут передать единым рассчетно-кассовым центрам (далее — ЕРКЦ). ЕРКЦ — это организация, основной задачей которой является ведение расчета общей суммы коммунальных платежей для населения. ЕРКЦ оказывают посреднические операции по расчету и начислению коммунальных услуг, а также по учету поступивших коммунальных платежей.

Для учета расчетов с привлечением ЕРКЦ к счету 76 открывают два субсчета: субсчет 5 «Задолженность перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг» и субсчет 6 «ЕРКЦ».

Учет затрат в ЖКХ

Формирование затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг, отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Исходя из существующей практики на предприятиях сферы ЖКХ затраты формируются уже много лет по одной и той же схеме. В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ, в состав себестоимости включают затраты на работы, за которые по договору предприятия ЖКХ несут ответственность. Таким образом, объектом калькулирования в сфере ЖКХ является конкретный вид работ, закрепленный договором. Исходя из этого, типовая смета расходов ЖКХ, включает в себя:

— основные расходы, предусмотренные действующим законодательством РФ;

— дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией жилого фонда;

— расходы, связанные с оказание коммунальных услуг и содержанием придомовой территории .

При осуществлении расчетов за ресурсы с помощью ЕРКЦ используются следующие бухгалтерские проводки:

Дебет 20 Кредит 60 — получены счета поставщиков за жилищно- коммунальные услуги.

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС

Дебет 26 Кредит 60 — получены счета от ЕРКЦ за услуги по начислению и сбору денег от населения, а также прочие общехозяйственные расходы

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС

Дебет 76-6 Кредит 90 — отражено начисление жилищно-коммунальных услуг населению по справке ЕРКЦ

Дебет 50, 51 Кредит 76-5 — получена оплата от населения

Дебет 76-5 Кредит 51 — ЕРКЦ перечислил платеж поставщикам жилищно-коммунальных услуг (за вычетом вознаграждения)

Дебет 90 Кредит 68 начислен НДС

Дебет 90 Кредит 20,26 — списаны расходы

Дебет 90 (99) Кредит 99 (90) — отражен финансовый результат.

За несвоевременную оплату услуг ЖКХ договорами с потребителями могут предусматриваться пени. Даже если потребитель не взаимодействует напрямую с предприятиями ЖКХ, а получает перевыставленные счета, к примеру, от арендодателя, возникающая ответственность за нарушение условий договоров по оказанию услуг ЖКХ подлежит компенсации. Данная ответственность в виде пени отражается в общем порядке как санкция за нарушение условий хозяйственного договора в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Соответственно, проводка на пени за услуги ЖКХ будет выглядеть следующим образом: Дебет 91 — Кредит 76

Бухгалтер в сфере ЖКХ должен свободно владеть компьютером и уметь использовать программы, предназначенные для бухгалтерского учета в ЖКХ. В обязанности штатного бухгалтера предприятия ЖКХ входят:

— учет материальных ценностей и их передачи подотчетным лицам;

— расчет и начисление заработной платы работникам организации;

— учет денежных средств, которые поступают на счет компании;

— организация учета расчетов с ресурсопоставляющими организациями за предоставленные ресурсы (тепло, вода, электроэнергия);

— формирование и предоставление отчетов в фискальные и контролирующие органы;

— формирование отчетности по своим участкам бухгалтерского учета.

На этом список обязанностей не заканчивается, полный их перечень может быть различным и зависит от конкретно организации.

Программы для учета на предприятиях ЖКХ

Наиболее распространенной программой бухгалтерского учета, применяемой на предприятиях ЖКХ, является 1С: Бухгалтерия. Программа для предприятий ЖКХ является дополнением к типовому продукту 1С: Бухгалтерия 8. К базовым функциям (банк, касса, покупка, продажа, склад и так далее) в данном случае добавляется вкладка под названием «Учет в ЖКХ». В меню в связи с этим появляется специальный блок, в котором на разных вкладках присутствуют отдельные функции подсистемы учета в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Основным объектом бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ являются здания и сооружения. Справочник зданий устроен по принципу единого окна, из него можно получить доступ ко всей сопутствующей информации о подъездах, помещениях, действующих начислениях и установленных счетчиках.

Таким образом, специфика организации бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ обусловлена особенностью приобретения ресурсов у ресурсопостовляющей организацией, их перепродажей и взаимозачетом между конечными потребителями и поставщиками этих ресурсов.

Сотрудники компании в процессе своей работы пользуются водой, отоплением и прочими ресурсами. Следовательно, у фирмы появляется необходимость в уплате коммунальных услуг. Платежи необходимо правильно учитывать.

Особенности бухучета коммунальных платежей

Объем использованных коммунальных ресурсов определяется исходя из показаний счетчиков. Если счетчики в помещении отсутствуют, объем оказанных услуг рассчитывается исходя из законов. По каждому коммунальному ресурсу создан свой нормативный акт.

К примеру, для услуг отопления актуален ФЗ №190 «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года. Если представители фирмы не согласны с начисленным объемом ресурсов, они могут обратиться в структуру, занимающуюся снабжением ресурсов. Если эта структура согласится с претензиями фирмы, будет сформирован документ с измененными данными. На основании этого документа компания выставляет корректировочную счет-фактуру.

Коммунальные платежи учитываются на счете 60. В рамках учета фигурируют эти проводки:

  • ДТ60 КТ51. Перечисление платежа.
  • ДТ60/1 КТ51. Проводка применяется в том случае, если в соглашении со снабжающей организацией прописано условие о предварительной оплате. Выполняется на размер аванса.
  • ДТ60 КТ60 субсчет «Аванс». Эта проводка используется в связке с предыдущей. Она актуальна тогда, когда компания получила квитанции. Долг по платежам погашается авансом, переведенным ранее.

Проводки выполняются на основании соглашения об оказании коммунальных услуг, квитанций.

Особенности налогового учета платежей

Расходы по платежам будут признаны только тогда, когда они являются экономически обоснованными. Под экономической обоснованностью понимается направление трат на непосредственные нужды компании. В конечном итоге эти траты должны приносить доход организации. К примеру, обоснованными расходы будут в том случае, если они идут на оплату коммунальных услуг, нужных для производственных потребностей. Траты не будут обоснованными тогда, когда, к примеру, компания оплачивает коммунальные услуги независимого от нее учебного заведения. В последнем случае платежи не фигурируют при определении налоговой базы.

Траты могут признаваться в составе прямых или косвенных расходов.

Если фирма заключила соглашение со снабжающим органом напрямую, платежи на основании пункта 1 статьи 254 НК РФ признаются материальными расходами.

Последние же являются на основании пункта 1 статьи 318 НК РФ прямыми затратами.

Если за услуги платит арендодатель, а арендатор возмещает затраты, расходы признаются в структуре прочих трат на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ. Прочие расходы считаются косвенными. Они сокращают базу по налогу на прибыль в ныне идущем периоде. Прямые расходы необходимо распределять между незаконченным производством и проданной продукцией. Косвенные траты, в свою очередь, в незаконченном производстве не остаются.

Также выплаты по коммунальным услугам могут включаться в арендную плату. В данном случае они будут включаться в состав трат по налогу на прибыль исходя из указаний пункта 10 статьи 264 НК РФ. Прямыми или косвенными будут расходы, входящие в арендную плату? Однозначного ответа на этот вопрос в нормативных актах не дано. Поэтому отнесение платежей к прямым или косвенным должно регулироваться учетной политикой. Возможность устанавливать порядок в учетной политике обусловлена пунктом 4 статьи 252 НК РФ. Траты признаются на основании этих документов:

  • Соглашение с поставщиками ресурсов.
  • Договор аренды.
  • Платежные бумаги, устанавливающие факт совершения платежа.

Период отнесения платежей к расходам зависит от периода, указанного в первичной документации.

Учет платежей у арендодателя

Существует два варианта оплаты услуг арендодателем:

  1. Платежи входят в состав платы за помещение.
  2. Плата за услуги компенсируется арендатором.

Учет в этих двух случаях будет выполняться по-разному.

Платежи входят в плату за аренду

Арендодатель будет сам совершать платежи на основании счетов-фактур. Они будут входить в состав расходов. Порядок учета определяется тем, является ли предоставление помещений в аренду главной деятельностью компании-арендодателя. Если это основная деятельность, платежи включаются в расходы по обычным направлениям деятельности. В обратном случае они входят в операционные траты. Проводки арендодателя будут следующими:

  • ДТ62 КТ90/1. Прибыль от сдачи объекта в аренду.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ26 КТ60. Траты на оплату услуг.
  • ДТ19 КТ60. НДС, предъявленный коммунальной службой.
  • ДТ86 КТ19. Принятие НДС к вычету.
  • ДТ90/2 КТ26. Списание стоимости ресурсов.
  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг.

Если сдача помещений в аренду является основной формой деятельности, расходы на основании пункта 1 статьи 254 НК РФ входят в материальные траты. Если же это не главная деятельность, траты могут входить или в прочие расходы (пункт 1 статьи 264 НК РФ), или во внереализационные расходы (пункт 1 статьи 265 НК РФ).

ВАЖНО! Налоговые органы полагают, что компенсация, полученная от арендатора, считается поступлением, связанным с предоставлением услуг по аренде. Эти поступления будут умножать налоговую базу по НДС на основании пункта 1 статьи 162 НК РФ. Компания, предоставляющая помещение, может принимать к вычету НДС, переведенный коммунальным структурам, в полном объеме.

Платежи не входят в арендную плату

Поступление компенсации от арендатора доходом считаться не будет, так как не соответствует пункту 2 ПБУ 9/99. Проводки будут следующими:

  • ДТ62 КТ90/1. Доход от предоставления объекта в аренду.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ76 КТ60. Долг арендатора за коммунальные ресурсы.
  • ДТ60 КТ51. Перечисление коммунального платежа.
  • ДТ51 КТ76. Получение компенсации в счет коммунальных услуг от арендатора.

В рассматриваемой ситуации арендодатель выступает посредником. Поэтому в некоторых случаях арендатор выплачивает ему небольшое вознаграждение. Проводки по этой операции будут такими:

  • ДТ76 КТ90/1. Сумма вознаграждения.
  • ДТ90/3 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ51 КТ76. Получение вознаграждения.

Вознаграждение в рамках налогового учета принимается в состав доходов от обычных форм деятельности или операционных доходов.

Учет платежей у арендатора

Наиболее комфортный вариант для арендатора – включение коммунальных платежей в плату за аренду. Почему это удобно? Компании не придется контактировать с коммунальными службами напрямую. Не нужно тратить время на оформление платежей. В этом случае траты будут входить в состав прочих расходов. Основанием для этого является пункт 1 статьи 264 НК РФ. Компания, арендующая помещение, может принимать к вычету «входной» НДС. Выполняется эта операция на основании счет-фактуры. Проводки будут такими:

  • ДТ76 КТ51. Оплата платежа по аренде.
  • ДТ20 КТ76. Списание на расходы арендной платы.
  • ДТ19 КТ76. Учет НДС.
  • ДТ68 КТ19. Принятие НДС к вычету.

ВНИМАНИЕ! В письме Минфина №07-05-06/234 от 6.09.2005 года указано: если платеж по электроэнергии не входит в арендную плату, счет-фактура арендодателем не выставляется. Предполагается, что этот платеж будет выплачен в качестве компенсации.

admin

Добавить комментарий